Поиск авторов по алфавиту

Ю

2389

2390

Юбилей (Лев. 25, 10—13; Числ. 36, 4).—
Юбилеемъ назывался у евреевъ каждый
пятидесятый годъ. Какъ каждый седьмой
годъ назывался субботнымъ, такъ, послѣ
семи субботныхъ слѣдовалъ годъ, имено-
вавшійся Юбилеемъ. Юбилейный годъ уста-
новленъ въ Законѣ (Лев. 25, 8—13). Осо-
бенности его слѣдующія: въ юбилейный
годъ предписывалось не воздѣлывать по-
лей и право на всѣ плоды, появившіеся
сами собой, распространять на всѣхъ безъ
исключенія (Лев. 25, 11 12); прощать дол-
ги единоплеменникамъ и отпускать едино-
племенныхъ рабовъ на свободу; возвра-
щать наслѣдственныя земли и имѣнія ихъ
прежнимъ владѣльцамъ съ соблюденіемъ
нѣкоторыхъ условій (Лев. 25, 15 — 16; 30—
34); всенародно читать законъ Божій
(Втораз. 31, 10—13). Юбилей начинался съ
праздника очищенія. Значеніе Юбилеевъ
заключалось въ томъ, что: 1) природа по-
лучала возможность возстановлять свои
производительныя силы; 2) уравнивались
выгоды, состоянія и права гражданскія;
4) народъ израильскій получалъ возмож-
ность въ эти годы совершенствоваться въ
нравственномъ и умственномъ отношеніи,
посвящая ихъ изученію закона Божія, на-
укъ и искусствъ. Кромѣ того Юбилейный
годъ былъ прообразомъ радостнаго лѣта
всемірнаго искупленія, когда должно было
прекратиться всякое рабство, все потерян-
ное возвратиться, и когда долженъ начаться
новый вѣкъ (Исаіи 61, 1; Лук. 4, 18). Какъ
видно изъ нѣкоторыхъ указаній въ Библіи,
особенно въ книгахъ пророческихъ, юби-
лейные года соблюдались довольно долго
послѣ ихъ установленія, и только когда
пошатнулась вѣра отцовъ, народъ израиль-
скій сталъ нарушать и постановленія за-
кона о юбилейныхъ годахъ.

Юбилей или юбилейный годъ — празд-
никъ римско-католической церкви. Устано-
вленъ былъ впервые папой Бонифаціемъ VIII,
который объявилъ, что всѣ посѣщающіе
базилику свв. ап. Петра и Павла въ каж-
домъ сотомъ году съ истиннымъ покаяні-
емъ и исповѣдью получатъ полное отпу-
щеніе грѣховъ. Первый юбилей праздно-
вался въ 1300 г. Затѣмъ, отчасти изъ
матеріальныхъ соображеній, промежутки

между юбилейными годами все сокраща-
лись, пока въ 1470 г. папа Павелъ II не
установилъ юбилейный срокъ въ 25 лѣтъ.
Однако, въ виду тяжелыхъ обстоятельствъ
въ послѣднее время праздновались не всѣ
юбилейные года, такъ что всего до сихъ
поръ праздновался только 21 юбилейный
годъ. Началомъ юбилейнаго года считается
канунъ Рождества Христова.

Юбилеевъ книга, или Малое Бытіе—
апокрифическая книга, въ которой повѣ-
ствуется о событіяхъ, изложенныхъ въ
книгѣ Бытія и въ началѣ книги Исходъ,
при чемъ это повѣствованіе ведется отъ
лица ангела, который сообщилъ его по по-
велѣнію Божію Моисею, во время его со-
рокадневнаго пребыванія на горѣ Синаѣ.
Въ этой книгѣ содержатся также цѣнныя
указанія относительно обрядовъ практики
іудеевъ. Указанія на эту книгу и отрывки
изъ нея имѣются у св. Епифанія и бл. Іеро-
нима, а также у нѣкоторыхъ позднѣйшихъ
византійскихъ историковъ. Впервые пол-
ный текстъ ея былъ напечатанъ миссіоне-
ромъ докторомъ Крапфомъ, который на-
шелъ въ Абиссиніи эѳіопскій списокъ этой
книги. Нѣмецкій переводъ книги Юбилеевъ,
принадлежитъ проф. Дилльману. Ученые
изслѣдователи предполагаютъ, что книга
Юбилеевъ появилась незадолго предъ при-
шествіемъ Христа на еврейскомъ языкѣ
(не ранѣе 160 г. до P. X. и не позднѣе
70 г. послѣ P. X.). Греческій и эѳіопскій
переводы ея появились довольно скоро, но
время ихъ появленія точно неизвѣстно.
Книга Юбилеевъ имѣетъ большое значеніе
для библейской исторіи и толкованія Би-
бліи.

Ювеналій—первый патріархъ Іерусалим-
скій. Избранъ во епископы іерусалимскіе
около 421 года. Благодаря выдающейся
своей дѣятельности на эфесскихъ собо-
рахъ 431 и 449 г., а также поддержкѣ
имп. Ѳеодосія II, сдѣлался патріархомъ. Но
такъ какъ на эфесскомъ соборѣ 449 года
Ювеналій держалъ сторону Діоскора, то
ему угрожало осужденіе на соборѣ въ
Халкидонѣ, созванномъ въ защиту право-
славія. Ювеналій, однако, принесъ повин-
ную и получилъ помилованіе, послѣ чего
былъ признанъ соборомъ патріархомъ іеру-


 

2391

2392

салимскимъ. Онъ принималъ участіе въ
редактированіи халкидонскихъ опредѣленій,
что вызвало непримиримую вражду про-
тивъ него палестинскихъ монаховъ, боль-
шинство которыхъ были монофизиты. Они
даже избрали своего патріарха — Ѳеодосія,
такъ что Ювеналій принужденъ былъ бѣ-
жать въ Константинополь и могъ возста-
новить свои права только при поддержкѣ
свѣтской власти. Умеръ въ 458 г. Признанъ
святымъ: память 2 іюля и въ субботу
сырную.

Ювеналій—іеромонахъ; извѣстенъ своей
миссіонерской дѣятельностью въ Америкѣ,
куда отправился въ 1793 г. вмѣстѣ съ дру-
гими для проповѣди евангелія народамъ
Аляски.

Ювеналій Медвѣдскій—духовный писа-
тель ХVIІІ и начала XIX вѣка. Его перу
принадлежатъ: «Акаѳистъ св. Алексѣю»,
«Система христіанскаго богословія и др.

Ювеналій Воейковъ (†1807 г.)—игуменъ.
Извѣстенъ составленными имъ поколѣн-
ными росписями нѣкоторыхъ дворянскихъ
родовъ.

Ювеналій—архіепископъ литовскій, въ
мірѣ Иванъ Андреевичъ Половцевъ. Ро-
дился въ 1826 г., образованіе получилъ въ
Михайловской артиллерійской академіи. Въ
1855 г. принялъ монашество, занималъ по-
слѣдовательно должности: настоятеля Глин-
ской пустыни, намѣстника Александро-
Невской и Кіево-Печерской лавръ. Въ 1892 г.
назначенъ епископомъ балахнинскимъ, ви-
каріемъ нижегородской епархіи, откуда пе-
реведенъ въ Курскъ; съ 1898 г.—архіепи-
скопъ литовскій. Скончался въ 1904 г.
Перу архіеп. Ювеналія принадлежитъ боль-
шое количество сочиненій.

Ювенкъ, Гаій Веттій Аквилинъ—древне-
христіанскій писатель IV вѣка, знатнаго
происхожденія, священникъ въ Испаніи.
Написалъ, въ подражаніе древнимъ писа-
телямъ, стихотворное переложеніе еванге-
лія. Другія сочиненія, приписываемыя Ювен-
ку, не сохранились до нашего времени.

Югская икона Божіей Матери находит-
ся въ Троицкой церкви Югской Дороѳеевой
пустыни; украшена драгоцѣнной ризой,
осыпанной жемчугомъ и брилліантами. Про-
славилась первымъ чудомъ во время швед-
скаго нашествія въ 1616 г., когда была
найдена подъ Псковомъ, въ Печерской оби-
тели, по указанію Божію, старцемъ Доро-
ѳеемъ. Перенесенная затѣмъ на берега

рѣкъ Бѣлаго и Чернаго Юговъ, сама ука-
зала на то мѣсто, гдѣ желала остаться,
гдѣ и построенъ нынѣ храмъ и обитель.
Къ ней стекаются во множествѣ богомоль-
цы и отъ нея произошло много чудесъ
исцѣленій. Празднованіе ей 3 іюня.

Югская Дороѳеева заштатная общежи-
тельная мужская пустынь, находящаяся въ
Ярославской губ., въ 17 в. отъ уѣзднаго
гор. Рыбинска, въ 5 вер. отъ праваго бе-
рега рѣки Волги, основана въ 1615 г. Со-
борный храмъ. Игуменъ, братіи 56 чел.

Юліанъ — еписк. Галикарнасскій (умеръ
послѣ 518 г.), одинъ изъ видныхъ дѣяте-
лей монофизитовъ; какъ сторонникъ моно-
физитовъ, лишился въ 518 г. епископскаго
престола и бѣжалъ въ Александрію, убѣ-
жище всѣхъ его единомышленниковъ. Здѣсь
онъ вступилъ въ полемику съ бывш. анті-
охскимъ патріархомъ Северомъ относитель-
но тлѣнности тѣла Христа; этотъ споръ
послужилъ причиной раскола среди моно-
физитовъ: образовались двѣ партіи, вы-
бравшія своихъ патріарховъ. На константи-
нопольскомъ соборѣ 536 г. противъ Юліана
была возглашена анаѳема. Сочиненія его
до насъ не дошли.

Юліанъ — епископъ Эклянскій. Какъ
приверженецъ пелагіанства былъ лишенъ
епископской каѳедры и изгнанъ съ родины.
Послѣ этого велъ упорную полемику съ
блаж. Августиномъ, вслѣдствіе чего былъ
осужденъ на Эфесскомъ соборѣ 431 года.

Юліанъ, Флавій Клавдій—римскій импе-
раторъ (361—363) извѣстный также подъ
именемъ «Отступника». Родился въ 331 г.
въ Константинополѣ. Онъ былъ сынъ
Юлія Констанція и племянникъ Констан-
тина Великаго. Воспитывался подъ руко-
водствомъ аріанскаго епископа Евсевія,
вмѣстѣ съ братомъ своимъ Галломъ (отецъ
и старшій братъ Ю. были умерщвлены по
приказанію имп. Констанція). Но на Юліана
большее вліяніе имѣли евнухъ Мирдоникій,
поклонникъ эллинской культуры, а впо-
слѣдствіи софисты Экцеболій и Либаній. И
уже въ это время Ю. сталъ на сторону
противниковъ христіанства, однако, не вы-
сказывая, изъ осторожности, своихъ взгля-
довъ открыто. Въ 354 г. и братъ Ю. Галлъ
былъ умерщвленъ, а ему самому жизнь со-
хранили лишь благодаря заступничеству
императрицы. Вскорѣ онъ получилъ въ
управленіе Галлію, гдѣ проявилъ блестящіе
военныя и административныя способности


 

2393

2394

Въ 361 году, провозглашенный возставши-
ми галльскими легіонами императоромъ, Ю.
безъ междоусобія (вслѣдствіе внезапной
смерти Констанція) занялъ тронъ. Съ это-
го времени онъ открыто сталъ на сторону
язычества и сталъ заботиться о его воз-
рожденіи, ведя въ то же время борьбу съ
христіанствомъ въ полемическихъ сочине-
ніяхъ, а также административными мѣра-
ми. Борьба эта, однако, была встрѣчена или
съ неудовольствіемъ или же (сторонниками
язычества) равнодушно, такъ что послѣ
смерти Ю., убитаго въ 363 г. въ битвѣ съ
персами, одряхлѣвшее язычество не смогло
безъ посторонней поддержки бороться съ
христіанствомъ, и возведенное Ю. искус-
ственное зданіе само собой рухнуло.

Юлій — сотникъ Августова полка, со-
провождавшій ап. Павла въ Римъ (Дѣян.
27; 1, 3, 41 — 44). Изъ обхожденія его съ
апостоломъ видно, что онъ былъ человѣкъ
кроткій и человѣколюбивый, и заботился
объ облегченіи ап. Павлу путешествія.

Юлій: св. муч., славянинъ, воинъ; по-
страдалъ при Діоклетіанѣ въ 304 г., па-
мять 27 мая.

Юлія — благородная римлянка, обращен-
ная ко Христу ап. Павломъ. Ее, вмѣстѣ і
съ мужемъ ея, Филологомъ, привѣтствуетъ
апостолъ въ посланіи къ Римлянамъ.

Юлія или Іулитта, препод.; подвизалась
въ тавеннскомъ монастырѣ; скончалась въ
410 г. Память 14 іюня и въ субботу сырную.

Юнгеровъ, Павелъ Александровичъ —
докторъ богословія, профессоръ казанской
духовн. академіи по каѳедрѣ Свящ. Писа-
нія Ветхаго Завѣта. Родился въ 1856 г.,
образованіе получилъ въ казанской духовн.
академіи. Кромѣ магистерской диссертаціи:
«Ученіе Ветхаго Завѣта о безсмертіи души
и о загробной жизни», и докторской: «Книга
пророка Амоса», издалъ большое количе-
ство трудовъ по исторіи, критикѣ и толко-
ванію книгъ Свящ. Писанія Ветхаго завѣта.

Юнилій Африканскій—церковный писа-
тель VI в. послѣ P. X., авторъ сочиненія,
извѣстнаго подъ названіемъ: «О частяхъ
божественнаго закона». Названіе это впер-
вые появилось въ 908 г. и дано переписчи-
ками; подлинникъ же носилъ названіе: «Ру-
ководственныя правила» (на латинск. языкѣ).
Сочиненіе Ю. открыто и издано Іоанномъ
Гастіемъ въ 1545 г. Въ немъ замѣчается
вліяніе богослововъ антіохійской школы,
особенно Ѳеодора, еп. монсуетскаго.

Юрикасъ, Александръ, священникъ —
авторъ многихъ книгъ и статей по вопро-
самъ церковно-общественной жизни.

Юркевичъ, Михаилъ Андреевичъ, свя-
щенникъ—кандидатъ богословія казанской
духовн. академіи, духовный писатель.

Юркевичъ, Памфилъ Даниловичъ—про-
фессоръ философіи московскаго универси-
тета. Родился въ 1827 г., сынъ священника,
образованіе получилъ въ полтавской семи-
наріи и кіевской духовн. академіи; въ 1852 г.
удостоенъ степени магистра богословія; въ
1861 г. получилъ званіе ординарнаго про-
фессора академіи и въ томъ же году полу-
чилъ каѳедру философіи въ московскомъ,
университетѣ. Съ 1869 по 1873 г. былъ де-
каномъ историко-филологическаго факуль-
тета. Умеръ въ 1874 году. Напечаталъ
большое число трудовъ по философіи и
педагогикѣ, изъ которыхъ особенно замѣ-
чателенъ: «Курсъ общей педагогики съ
приложеніями».

Юродивые — подвижники православной
церкви, принимавшіе на себя одинъ изъ
подвиговъ христіанскаго благочестія—Хри-
ста ради юродство. Они добровольно отка-
зывались не только отъ всѣхъ благъ и
удобствъ земной жизни, но и отъ всѣхъ
преимуществъ общественной жизни. Юро-
дивые не признавали никакихъ общепри-
нятыхъ правилъ поведенія, не считались
ни съ какими общественными подраздѣле-
ніями; поэтому-то они обличали сильныхъ
міра сего, не стѣсняясь говорить имъ часто
горькую правду; вращались среди подон-
ковъ общества, чтобы своимъ примѣромъ
и наставленіемъ содѣйствовать исправле-
нію хотя нѣкоторыхъ изъ погибшихъ; часто
вели себя такъ, что ихъ считали безум-
ными; однимъ словомъ, старались совер-
шенно освободиться отъ вліянія современ-
наго имъ общества. Основываясь на сло-
вахъ св. ап. Павла (1 Кор., 4, 10), уже съ
раннихъ временъ христіанства многіе стали
принимать на себя такой подвигъ, при-
чемъ среди нихъ нѣкоторые были иноками:
Таковы: св. Исидора (†365), первая по вре-
мени Христа ради юродивая, инокиня Та-
венскаго монастыря; св. Симеонъ, препод.
Ѳома, св. Андрей. Особенно распространи-
лось юродство Христа ради на Руси, такъ
что всего больше юродивыхъ насчитывается
въ мѣсяцесловѣ православной русской
церкви (не менѣе десяти) таковы: св. Ва-
силій Блаженный (Москва), Николай Коча-


 

2395

2396

новъ, Іоаннъ Боровицкій (Новгородъ), Про-
копій (Устюгъ) Никола Салосъ (Псковъ) и
др. Глубокое уваженіе, которымъ пользова-
лись юродивые среди народа, объясня-
лось тѣмъ, что юродивые въ глазахъ ши-
рокихъ слоевъ народа были единственными
воплощеніями общественной справедливо-
сти,—вызвало появленіе и лже-юродивыхъ,
такъ что и свѣтская и церковная власти
должны были неоднократно разъяснять не-
допустимость этого и упорно бороться съ
лже-юродивыми. Однако они до сихъ поръ
иногда находятъ себѣ почитателей.

Юрьевскій Петропавловскій 3 класса
необщежительный женскій монастырь, на-
ходящійся во Владимірской губ. въ гор.
Юрьевѣ, существовалъ уже какъ мужской,
въ XVI в., въ XVII разоренъ литовцами,
но въ 1864 г. возстановленъ и переимено-
ванъ въ женскій. 1 каменный храмъ. При
монастырѣ: школа и богадѣльня. Игуменія,
53 сестры.

Юрьевъ-Новгородскій 1 класса обще-
жительный мужской монастырь, находя-
щійся въ Новгородской губ., на разстояніи
1 вер. отъ истока р. Волхова изъ озера
Ильмена, въ 3 вер. отъ Новгорода, осно-
ванъ въ 1030 г. Въ 1764 г., по недостатку

средствъ пришелъ въ упадокъ, но съ 1824 г.
достигъ благоустройства. Храмовъ—восемь;
въ нихъ драгоцѣнныя старинныя иконы.
Въ ризницѣ много предметовъ старины,
какъ-то: евангелія, утварь церковная, дра-
гоцѣнности, облаченія. Въ библіотекѣ ста-
ринныя рукописи. При монастырѣ имѣются:
больница, богадѣльня, гостинница, церковно-
приходская школа. Во главѣ—архимандритъ,
братіи 83 чел.

Юсикъ—св., внукъ св. Григорія, просвѣ-
тителя Арменіи. Память 2 декабря.

Юстъ—1) св. муч., пострадалъ съ дру-
гими въ 362 г., память 18 іюля; 2) св. муч.,
пострадалъ въ Испаніи въ 304 г.; память
11 ноября.

Юхновскій Казанскій заштатный необ-
щежительный мужской монастырь, находя-
щійся въ Смоленской губ., въ 1 вер. отъ
гор. Юхнова, основанъ до XVII в. и суще-
ствовалъ подъ именемъ общины до 1611 г.,
когда былъ разоренъ поляками, но въ
1653 г. возобновленъ. Въ 1777 г. былъ пе-
реименованъ въ уѣздный гор. Юхновъ,
причемъ до 1880 г. тамъ находились при-
сутственные мѣста. Нынѣ онѣ отнесены за
версту отъ монастыря. Храмъ одинъ. Игу-
менъ, братіи 24 чел.


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.