Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 82

Зонара. В 64-м правиле святый определил наказывать клятвопреступника епитимиею отлучения на десятилетие. А здесь установляет различие между клятвопреступниками: тех, которые вынуждены были крайностию нарушить клятву, определил принимать после шестилетней епитимии; а тех, которые (сделали это) без крайности, — отличать на одиннадцать лет, и таким образом принимать к причащению тела Христова, если покажут достойное покаяние.

Синопсис. Нарушивший клятву по насилию принимается после шестилетия; а без нужды — чрез двенадцать лет.

Аристин. Некто поклялся, что не сделает того-то, например судья — что не подпишет представленное ему осуждение такого-то; потом, будучи вынужден высшею властию, нарушил свою клятву: таковой подлежит более легким епитимиям, как уступивший силе; именно, он должен подвергнуться шестилетней епитимии. А если без веякого насилия нарушил то, в чем поклялся, то должен в течение двух лет (стоять) с слушающими, пять лет — с припадающими, и в два другие должен быть принят вместе с верными и участвовать с ними в молитвах; и за тем уже, после одиннадцатого года, должен удостоиться тела Христова.

Вальсамон. Законы, помещенные в 8-й главе 13-го титула настоящего собрания, достаточны для того, чтобы показать тебе, какие клятвы отменяются, и отсюда узнаешь, кто суть клятвопреступники. А 64-е и настоящее правило сего великого святого учат не о том, какие клятвы отменяются, но каким образом наказываются нарушившие клятву. В 64-м правиле святый неопределенно подвергнул клятвопреступника епитимии отлучения на десять лет; а здесь установляет различие между клятвопреступниками: тех, которые вследствие насилия были принуждены нарушить клятву, определил принимать после шести лет, а которые без насилия — после двенадцати, если покажут достойное покаяние. Таков смысл правила. А ты скажи,

372

 

 

что по настоящему правилу наказываются те клятвопреступники которые добровольно и посредством исповеди торжественно обнаружат грех и будут просить врачевания, а не те, которые осуждены как клятвопреступники, по обвинению другими: сии последние, кроме денежной пени, должны быть строже наказаны и церковию; ибо обличение, как мною раз сказано, удвояет тяжесть греха а раскаяние смягчает строгость наказания. Но знай, что грех клятвопреступления многообразен и поэтому и неудобоврачуем, ибо иначе врачуется тот, кто клялся по легкомыслию, и нарушил клятву, иначе — кто (клялся) для предотвращения опасности, иначе кто нарушил клятву, сделанную для чего-нибудь шуточного или дурного, иначе — кто нарушил телесную клятву*), иначе - кто письменную, и вообще врачевание клятвопреступления предоставляется рассуждению того, кто принял исповедь. Ибо я видел много таких, которые дали клятву идти в Иерусалим и, нарушив клятву, остались ненаказанными, и других, которые не письменно поклялись головою царя, и были строго наказаны; и третьих, которые поклялись по насилию, и вовсе не были наказаны. А сколько я видел одержимых любовною страстию, которые клялись и безопасно попирали свои клятвы! Поэтому то и нужно тщательно исследывать все подобные случаи и достойным образом врачевать (согрешающих).

Славянская кормчая. По нужди кленся, по шести лет, прият будет. А иже без нужди, по дванадесятом.

Толкование. Клятся некто сего, или иного не сотворити, якоже се судиа сыи, не подписати суда нанесшего на некого: и потом понужден быв от большия власти, и подписав преступи клятву, таковыи легчайшим запрещением повинен есть, нужди ради: за шесть бо лет, запрещение приимет. Аще же кроме некия нужди преступит, о немже клятся, два лета да плачется, и два да послушает божественых писании, пять лет да пребудет с припадающими, и два лета прият будет с верными, и молитв сними приобщится, и тако по первонадесятом лете, тела и крове Христовы да сподобится. 

_____________

*) Телесною клятвою называется та, когда кто клянется своею головою, глазами, здоровьем и т. п.

373


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.