Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 88. Послание Василия Великого к Григорию пресвитеру

88 Правило Василия Великого.

Послание Василия Великого к Григорию пресвитеру

404

405

406

Зонара. Один пресвитер, Григорий, имел в услужении женщину; святой, узнав об этом, требовал, чтобы пресвитер удалил из своего дома женщину; а тот написал ему об этом оправдательное (письмо); с своей стороны Василий Великий написал пресвитеру, что „не мы первые и не мы одни определили, чтобы женщины не сожительствовали посвященным мужам; но прочти правило

407

 

 

никейского собора (которое помещено там на третьем месте и) запрещает иметь сожительствующих в доме жен“. А сожительствующими (συνεισάκτους) называет тех, которые вводятся в домы посвященных и живут вместе с ними. И так, говорит св. отец, поелику ты утверждаешь, что свободен от всякой телесной страсти, то тебе поэтому тем более следовало отослать женщину: по чтоже обвиняешь хорепископа? (вероятно, святому было сообщено о сожительствующей женщине хорепископом). Определи ее в монастырь и имей служителей мужеского пола. А доколе делаешь это, твое многописание не принесет тебе никакой пользы, но умрешь запрещенным в священнослужении, т. е. до конца своей жизни не будешь действовать как священник, будучи в отлучении, и дашь Богу ответ за свое запрещение, так как оно наложено на тебя по твоей вине. Если же дерзнешь священнодействовать, не исправившись, то будешь анафема; и те, которые примут тебя в священнодействие, будут отлучены от всего собрания верных. Это определяет и 5-е правило трульского собора и 4-антиохийского и 3-е правило 1-го никейского.

Синопсис. Безбрачие в том имеет свое достоинство, чтобы не иметь обращения с женским полом. Но должно полагать претыкания брату, или соблазна. Почему, следуя никейским отцам, запретившим иметь сожительствующих жен, мы приказываем тебе разлучиться с той, которая живет с тобою. А если дерзнешь священнодействовать не исправившись, то будешь анафема, и принимающие тебя — отлучены.

Вальсамон. Один пресвитер, Григорий, имел в услужении женщину; святый, узнав об этом, требовал, чтобы пресвитер удалил из своего дома женщину; а тот написал об этом святому оправдательное (письмо); с своей стороны, и Василий Великий написал пресвитеру. Повидимому, пресвитер в своем письме просил святого прочесть его писание великодушно, и отец писал ему в ответ: „я прочел твое писание со всяким долготерпением и удивился, что ты, имея возможность кратко оправдаться делом, т. е. посредством удаления от себя жен-

408

 

 

щины, пребываешь в том, в чем обвинен, т. е. в тех самых делах, по причине которых ты подвергался обвинению; а оправдываешься словами. Потом говорит, что не мы первые и не мы одни определили, чтобы женщины не жили вместе с мужами посвященными; но прочти правило никейского собора, которое запретило иметь сожительствующих жен. А сожительствующими женами (συνεισάκτους) это правило, которое есть третье в указанном соборе, называет тех, которые вводятся в домы безбрачных посвященных и живут с ними. Но, говорит св. отец, давшие обет безбрачия в том имеют свое достоинство, т. е. почтение за целомудрие, что бы быть в удалении от женского пола. Если же кто дает обет девства, но будет жить вместе с женщинами, тот имеет только имя, а не и самое дело. И так, говорит далее, поелику ты утверждаешь о себе, что свободен от всякой телесной страсти, то тем более следовало тебе подчиниться нашему прошению н удалить женщину. Не сказал: требованию, или приказанию, но прошению (ἀξιώσει) - по смиренномудрию. Мы не потому требуем, чтобы ты изгнал ее, что ты живешь с нею по страсти, и не за беззаконное дело (ибо я не верю, чтобы проживший семьдесят лет жил с женщиною страстно), но по причине сказанного у Апостола, чтобы не полагать претыкания брату, или соблазна; ибо то, что делается иными не по страсти и рассудительно (ὑγιῶς), может послужить для других поводом к греху. Ибо ты, говорит, может быть сожительствуешь с женою не страстным образом, а другой, взяв тебя в пример, будет жить с женою не бесстрастно, или будет иметь не доброе мнение о тебе, и это послужит в бесчестие священству: за что же обвиняешь хорепископа? (вероятно, святому было сообщено о сожительствующей женщине хорепископом). И зачем обвиняешь нас в том, что будто мы легко принимаем клеветы, а не скорее — самого себя в том, что не соглашаешься удалить женщину? И так, говорит, определи ее в монастырь и имей служителей мужеского пола. А пока будешь делать; по своему, не принесет тебе никакой пользы твое многописание, но умрешь запрещенным в священнослужении, т. е. до кон-

409

 

 

ца своей жизни не будешь действовать как священник, будучи в отлучении, и дашь Господу ответ за свое запрещение, так как оно наложено на тебя по твоей вине. А если дерзнешь священнодействовать, не исправившись - тогда будешь анафема, и те, которые примут тебя в священнодействие, будут отлучены от всего собрания верных. Прочти также антиохийского собора 4-е правило и никейского 1-го 3-е правило. И это так. А поелику некоторые, пользуясь 3-м правилом 1-го собора и выражениями настоящего послания, хотят, чтобы епископы и клирики не сожительствовали с родственными им неподозрительными лицами, имеющими женскую прислугу, говоря, что правила обходятся, если под именем неподозрительного родственного лица посвященные соблазняют верных сожитием с прочими женщинами: то мы утверждаем, что Юстиниановой новеллной, помещенной и у нас в толковании на 3 правило 1-го собора, епископам запрещается сожительствовать с какою бы то ни было женщиною; а относительно (прочих) клириков я желал бы, что бы и они жили святолепно и совершенно воздерживались от сожития с какими бы то ни было женщинами; если же это невозможно, то они, как мне кажется, безопасно могут жить вместе с матерями, сестрами и прочими неподозрительными лицами, хотя бы они имели и женщин, нужных для служения; ибо этот великий отец потому определил, чтобы Григорий удалил женщину, что заботился о несоблазнительностя для многих, а не потому, что полагал определение, чтобы посвященный не сожительствовал с неподозрительными лицами, если эти последние будут иметь при себе и других жен. И поелику в том случае, когда посвященный живет с неподозрительным лицом, всякий соблазн от подозрения чего нибудь дурного уничтожается (ибо в таком случае не скажут, что чужие женщины живут у него, а у его родственницы, а когда он живет с подозрительной женщиной, то соблазн, возникающий от худого подозрения, производит свое действие): то посвященное лицо беспрепятственно должно жить с неподозрительными лицами, хотя бы эти последние и имели у себя женщин; а когда нет таких лиц, с которыми он сожительству-

410

 

 

ет, то сожитие не должно оставаться для него без наказания. Иначе же, если будет запрещено посвященному сожительствовать с каким бы ни было неподозрительным лицем, у которого есть другие женщины, то каждый по-священный будет обязан не жить вместе ни с отцом, ни с своими детьми, ни заниматься каким нибудь делом, относящимся к домашней жизни; ибо большая часть из них имеет рабынь, или свободных для услужения; или мы должны будем сказать, что все такие лица — бедные и сами в состоянии исполнять всякое дело для себя — что нелепо. А чтобы посвященный пользовался услугами женщины, хотя бы и жил с неподозрительным лицем, это — зло, и не допускается ни правилами, ни настоящим посланием, и потому достойно наказания. Прочти еще 5-е и 12-е правила трулльского собора. Если так разрешаются (эти вопросы), то кто-нибудь спросит: так как послание предписывает Григорию отвести жившую с ним женщину в монастырь, то обязывался ли он постричь ее, или нет? Решение. Некоторые, исходя из 48 правила трулльского собора, говорят, что предлежит ему необходимость постричь жившую с ним; ибо, говорят, у святого не определено, что монастырь назначается женщине вместо темницы и наказания. А мне кажется, что есть большое различие между рабою и законною сожительницею (о которой говорит трульское правило), и поэтому там епископ был обязан позаботиться о телесном и душевном спасении своей сожительницы; а здесь священник имел одну необходимость — уничтожить соблазн посредством разлучения. Но, скажет кто-нибудь, и самую жену незаконно побуждать к принятию пострижения против воли. И мне поэтому думается, что необходимо только разлучение, а не пострижение. А если и оно совершится по желанию жены, то прекрасное удвояется и делается прекраснее. А поелику некоторые сказали, что на основании настоящего послания всякий посвященный, если он живет с чужою женщиной, отлучен даже без суда, то я говорю, что это не было в намерении сего святого. Ибо вот и сам он, узнав, что Григорий живет с женщиной, увещательно объявил ему, чтобы он удалил из дома женщину; и

411

 

 

Если бы Григорий поступил согласно с увещанием, то не подвергся бы отлучению; таким же образом и (всякий) другой не будет отлучен, если после увещания не останется в сожитии с чужою женщиной.

Славянская кормчая. От посланиа святого Василиа к Григорию презвитеру, якоже отлучитися ему от живущия у него жены. Правило 87.

Еже не женитися сего ради честно есть, еже отлучитися с женами пребывания и бесед: подобает бо не полагати претыкания брату, или соблазна. Темже иже в Никеи отцем последующе, иже не повелевают чужия жены у себе в дому имети, отлучитися тебе от живущия у тебе жены повелехом. Аще же не отступиши ее, ни исправив себе дерзнеши служити, да будеши проклят: и приемлющий тя отвержени. Се разумно.

____________

412


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.