Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 29

Зонара. Если, говорит, начальник поклянется сделать зло находящимся под его властью, такового должно прежде всего учить не быть поспешным на клятвы; а если легкомысленно поклянется, (учить) не соблюдать клятвы, данной на злотворение другим, но каяться в безразсудности своей клятвы; а не извинять себя и не прикрываться тем предлогом, что благоговеет пред клятвою, т. е. боится клятвопреступничества, и не настаивать иа своем зле, т. е. не наказывать других по упрямству, чтобы не показаться нарушающим клятву. При этом приводит в пример Ирода четверовластника, говоря, что Ироду было полезно не дорожить клятвой εοςκῆσαι), т. е. не держаться ее, не соблюдать, и не убивать Крестителя. И всякая клятва, прибавляет св. отец, вообще (καϑάπαξ), т. е. безусловно, совершенно возбранена; тем более должна быть возбранена и осуждена та, которая дается на зло. Посему поклявшийся такой клятвой должен „исправить свои мысли", т. е. переменить их, мыслить иначе, раскаяться. Например, кто вибудь поклялся убить: он должен оставить эту мысль, не совершать убийства и ни в каком случае не приводить в исполнепие своей беззаконной клятвы. То же говорит и св. отец: если кто поклялся выколоть глаза своему брату, тот пусть рассмотрит, что лучше — оставить ли клятву без внимания, или привести

262

 

 

зло в нсполвение. И если кто поклялся преступить заповедь, то — что лучше — преступить клятву, или заповедь? Кляхся, говорит Давид, и поставих не грех соделати, но сохранити судьбы правды Твоея (Пс. 118, 106).

Синопсис. Если возбранено кляться, то тем более с целью причинить зло; посему ты должен возбранять не только исполнение, но и самую клятву, какая изрыгается. А врачевание сего двоякое: вразумление не давать клятвы и запрещение, того, что имеет вид клятвы. Исполнять же то, на что дана клятва, нелепо.

Аристин. Начальники не должны находить в клятве повода причинять зло своим подчиненным. Что это? Некто поклялся сделать зло одному из своих подчиненных и под предлогом уважения (к клятве) желает исполнить свое влое намерение. Итак ты должен уврачевать такового двояким образом: с одной стороны научить, чтобы не клялся поспешно; с другой — чтобы не соблюдал клятв, данных на зло; потому что и Ироду не было полезно то, что он соблюл клятву; ибо из за того, чтобы пе нарушить клятвы, он сделался убийцею Пророка. Только ту клятву каждый должен хранить неизменной, которую дал, чтобы сохранить суды правды Божией; а клятву, которая ведет к греху и вреду для кого-либо, должно непременно оставлять без исполнения и отвергать.

Вальсамон. Настоящие два правила повелевают отвергать те клятвы, которые даются некоторыми с целью сделать что-нибудь злое, или достойное смеха. Именно, св. отец говорит, что поклявшийся не есть евиного мяса, или сделать зло своим подчиненным должен быть вразумляем воздерживаться от таких неразумных и неразсудительных клятв, и что вообще клясться запрещено; напротив, должно разрешать есть свиное мясо и преступать клятву, (данную на зло), а не делать зла под тем предлогом, чтобы не нарушить клятвы. При этом (св. отец) воспользовался примером Ирода, который поклялся умертвить Крестителя и, чтобы не нарушить клятвы, совершил убийство. Ибо, говорит, ему должно было переменить мысли, то есть раскаяться, и пренебречь неправедной клятвой, а не приводить своей беззаконной мысли в исполнение. Прочти 18-ю

263

 

 

главу 13-го титула настоящего собрания н что в ней написано. Если же 10-е, 64 и 82-е правила св. Василия подвергают клятвопреступников наказанию, а другия правила, содержащиеся в указанной 18-й главе, определяют, что нарушившие клятву не должны бить наказываемы, как это предписывают и предлежащие правила, то скажет кто нибудь, что эти правила противоречат одно другому. Но мне кажется не так, а именно: когда кто нарушит без всякой нужды законную клятву, или клянется ложно, должен быть наказан сильнее; а когда сделает это по принуждению, должен быть наказап легче, по 82-му правилу сего св. отца. Если же клятва незаконна и дана с той целью, чтобы случилось что-нибудь недоброе, или чтобы не совершилось чего-нибудь доброго, или кто либо поклялся таким предметом, который не достойно именовать в клятве, тогда нарушение ее не наказуемо. Впрочем слыша, как Святой говорит, что и таковых должно вразумлять не быть поспешными на клятвы, и что вообще клясться запрещено, я говорю, что и те, которые дают такия клятвы, хотя бы и нарушали их безопасно, не должны оставаться совершенно без наказания, но должны быть подвергаемы умеренной епитимии, по усмотрепию епископа. А поелику из того, что правила определяют наказывать клятвопреступников, открывается, что те, которые не нарушают их, не наказываются, и с тем вместе явствует, что исполнение законных клятв дозволяется, то не скажи, что это определено в противность евангельской заповеди, которая говорит, что мы не должны клясться ни небом, ни землею, потому что небо есть престол Божий и земля подножие ногама Его, и что нашею клятвою должно быть: ей, ей и ни, ни (Мф. 5, 34, 36); ибо первое свойственно только самым совершенным; а второе и не отвергается, как законное. Такова и другая евангельская заповедь: вся елика имаши, продажд, и раздай нищим... и гряди во след Мене (Лук. 18, 22); ибо если бы все обязаны были сделать это, то кто же бы стал покупать продаваемые имущества? С другой стороны, если бы всякая клятва запрещалась, то пророк не сказал бы: кляхся и поставих сохранити заповеди Твои (Пс. 118, 106), и право-

264

 

 

славные цари, составители законов, не издали бы законов, предписывающих совершение клятв. Итак не всякая клятва законная и незаконная запрещена, но незаконная и нерассудительная. А когда один благородный человек в третий день одной седмицы*) сказал (о себе) державному и святому нашему императору, что не станет есть мяса, не смотря даже на то, что праздновалось в этот день Рождество Христа и Бога нашего, так как он поклялся в третьи дни всех седмиц года поститься в честь честного Предтечи, то боговенчанный наш самодержец повелел предложить на разрешение синода, согласно ли с канонами соблюдать эту клятву и оставлять без торжественного празднования даже пасхальный вторникъ? И когда вопрос был предложен, святейший оный патриарх кир Лука с большим в то время синодом сказал, что хорошее дело поститься и во всякое время, но присовокупил к сему, что такой клятвы не должно предпочитать Господу и Богу нашему. Ибо если апостольские правила наказывают того, кто преклоняет колена, или постится в какую либо субботу, или в воскресный день**), то гораздо более должен быть наказан постящийся в пасхальный праздник Христа по той причине, чтобы не была нарушена его самовольная клятва. И Синод разрешил благородному есть мясо. Да и сам патриарх евнуха Циту, который дал клятву сходить на поклонение св. местам в Иерусалиме и не пошел, потому что переменил свое намерение, собор не разрешил от клятвы, уврачевав его умеренной епнтимией. Однакож из слов правила: никое создание Божие отметно, со благодарением приемлемо (1 Тим. 4, 4), не выводи такого заключения, что нам предоставлено есть всех животных, но скажи, что правило говорит о тех, которые употребляются православными в пищу на основании обычая и Церковного предания.

Славянская кормчая. Аще отречено есть еже клятися, еже озлобити кого, паче еже не токмо дело возбраниши, но и саму клятву юже отрицает: врачевание же образом клятвы творити зло, о нем же клятся.

———————————————

*) Т. е. во вторник.

**) Разумеется 64-е апостольское првило.

265

 

 

Толкование. Властелн да не обрящутся кленящеся, и тем изветом зло творяще, обладаемым от них. Что бо яко клятся некто озлобити некого сущих под рукою его, и образом благочестия лукавство свое хощет утвердити; уврачюй убо таковаго дващи. Первое убо вауча сго не клятися наборзе. Второе же, не пребыватя держаща клятвы, еюже клятся на зло: понеже ни Ироду бысть полза совершявшу клятву, понеже бо не восхоте преступити клятвы, убийца бысть пророку: он убо клятву должен есть непреложно хранити, еюже клятся сохраните судбы оправдании Божиих. А еже на грех исходящую, и на озлобление кому, всячески разоряти подобает и погубляти.


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.