Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 19

Зонара. Из этого правила открывается, что постановление Василия Великого о девах относится не к монашествующим девам, а к тем, которые посвящают себя Господу и дают обед жить в девстве; ибо таковые были в древности, как показывает карфагенский собор в правиле 6 и 44 (53), и это не были диакониссы, но из них делались диакониссы. Итак нужно прочитать 126 (140) правило названнаго собора и что написано в нем; Слова: „обетов мужей не знаем иных, разве только кто причислит себя к чину монашествующих”, показывают, что сказанное (в предыдущем правиле) сказано не о монашествующих девах, а о тех, которыя посвящали себя Богу по действовавшему в древности обычаю. Впрочем, может быть кто нибудь отнесет это и к монахиням. Монахи, говорит Святой отец, и молча дают согласие жить в чистоте; впрочем и они должны быть спрашиваемы и обязаны ясно обещать безбрачие, дабы, если окажутся лжецами в своем обете, могли быть подвергнуты епитимии, как учинившие

232

 

 

блуд. Но молчаливый обет принимается не от монашествующих только, но и от диаконов и иподиаконов. Ибо если имеющие быть рукоположенными предварительно не скажут, что они не могут жить в девстве, и не возьмут себе жен прежде рукоположения, то уже не могут всту­пить в брак после рукоположения; ибо своим молчанием они показывают, что исповедуют и обещают безбрачие. Ищи апостольское правило 26-е; анкирскаго собора 10-е и так называе магошестого собора, бывшего в Трулле, 6-е.

Синопсис. И тот, кто отрекается (от брака), должен быть спрашиваем относительно безбрачия и давать ясный обет, дабы в случае перемены мыслей был подвергаем епитимии.

Аристин. Если мужчины отрекаются от брака и избирают девственную жизнь, местный епископ должен спрашивать их, истинно ли они предпочитают такую жизнь, и брать с них ясный обет, дабы в случае, если они впадут потом в сладострастную и плотоугодную жизнь, подлежали епитимии блудников.

Вальсамон. Замет из настоящаго правила, в котором говорится: „обетов мужей не знаем иных, разве кто причислит себя к чину монашествующихъ", — что в 18-м правиле св. отец говорил не о монашествующих, но о девах, посвящающих себя Богу в мирском одеянии. Прочти карфагенского собора правила 6,44 (53) и 126 (140). А о монахах говорит, что хотя они молчаливо показывают, что соглашаются вести жизнь в чистоте, однако и они должны быть спрашиваемы и давать обет безбрачия, дабы, если окажутся лжецами, подверглись епитимии, как учинившие блуд. А если это так, не скажи, что те монахи, которые не дали такого обета, должны быть признаны неповинными; ибо хотя бы кто и не был пострижен, но наденет рясу, не может уже снять (монашеского) образа и вступить в брак, но должен быть и против воли возвращен в монашескую жизнь, как об этом мы много раз говорили. Тоже самое должно быть и с (действительными) монахами, а равно и со всеми клириками, служащими в алтаре; ибо и они молчанием показывают, что дают обет не вступать в брак после рукоположения и, в случае нарушения этого правила, извер-

233

 

 

гаются. Ищи св. Апостолов правило 26-е, анкирского собора 10-е и трулльского 6-е.

Славянсная кормчая. Отрицаяися мира, вопрошен да будет, аще может без жены терпети, и яве да исповесть: да егда отвержется, запрещение приимет.

Толкование Мужей отрицающихся брака, и девствовати изволивших, подобно есть вопрошати их тоя страны епископу, аще воистинну таковое житие любят, и исповедание их яве приимати. Да аще приступят оттоле к властному, и плотолюбивому житию, блуд творящих, запрещение да приимут.


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.