13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Афанасий Великий, святитель
Афанасий Великий, свт. Послание к Руфиниану
Послание св. Афанасия, архиепископа Александрийского к Руфиниану
127
128
129
130
131
Зонара. Этот вопрос не о тех, которые принесли жертву идолам и пали, но о тех, которые вступили в общение с еретиками, именно с арианами. Ибо приверженцы ариевой ереси, овладев перешедшими на их сторону императорами Констанцием и Валентом и, вследствие того, получив великую силу, принудили многих присоединиться к их вере. Когда же эти последние стали потом раскаиваться и приходить к православной церкви, Руфиниан (он был епископ) спросил, как должно принимать таковых? На этот вопрос великий Афанасий отвечал, что на бывших по сему делу многих соборах, именно — поместных, решено было, что тем, которые пали и вступили в общение с еретиками и исповедала, что они мыслят одно и тоже с еретиками, и при том были еще предстоятелями нечестия, т. е. подвизались и поборали по нем, и старались убеждать (других), что учение их не погрешительно, в случае их раскаяния и обращении в православную церковь, должно давать покаяние и прощение, не предоставляя, однако же, им места в клире. И
132
хотя бы они были епископами или клириками, (по обращении) уже не могут быть принимаемы на места посвященных, но должны оставаться как миряне. А тем, которые не были самовластными делателями нечестия, т. е. которые вступили в общение с еретиками не самовластно, не по добровольному убеждению, но были увлечены нуждою и насилием, т. е. по неволе приложились к нечестию и отвлеклись от благочестия (ибо как увлекаемый сильным напором воды несется не но собственному произволу, но стремится невольно, так и они были увлечены и преклонились потому, что были побеждены насилием еретиков), постановлено давать прощение, если раскаиваются, и предоставлять им места и в клире. И не потому только оказывается им снисхождение, говорит (св. отец), что они уступили насилию, но и потому, что они представляют убедительное оправдание, по которому уступка их еретикам совершилась, невидимому, благоусмотрительно. Ибо они утверждали, т. е. твердо удостоверяли, что не совратились в нечестие, т. е. не приняли учения еретиков, но держатся правой веры; а только вступили в общение с еретиками, дабы по изгнании их из церквей не били введены вместо них другие нечестивцы и не расстроили церквей, т. е. православных людей. И поэтому они предпочли лучше уступить насилию и понести тяжесть епитимии за то, что по-видимому преклонились, чем — погубить людей. Итак, по моему мнению, говорит (св. отец), они говорят это убедительно, пользуясь притом примером Аарона, который в то время как Моисей замедлил на горе и народ еврейский требовал богов, уступил преступному требованию народа и дозволил им слить тельца; а сделал это с тою целью, чтобы народ, возвратясь в Египет, не остался в египетском идолослужении, между тем как, находясь в пустыне, они могут отстать от нечестия, а прибыв в Египет, впали бы в большее нечестие, последуя обычаям египтян. По этим причинам, говорит св. отец, обращающиеся от еретиков принимаются и в клир, а прельщенным и насилие потерпевшим дается прощение. Все это относится к мирянам, которые были обольщены еретиками, или подверглись насилию
133
и приложились к их мнениям, и которым, говорит, если они раскаиваются и обращаются в церковь, дается прощение, и они принимаются и устрояются по правилам св. отцев. А это, говорит, я написал, уповая, что постановленное нами примешь и ты и не осудишь снисхождения (ἐκεχειρίαν) согласившихся тако. Смысл же этого таков: ты не осудишь нас за то, что мы собрались с такою целью, т. е. чтобы рассудить о вступивших в общение с еретиками, и не скажешь, что мы собрались напрасно, без дела и бесцельно, так как, может быть, ничего дельного не постановили (ибо слово ἐκεχειρια означает недеятельность и безделие от слов: ἐπὲχειν τὰς χεῖρας; как бы ἐχεχειρία); затем присовокупляет, что должны делать кающиеся, именно: пусть явно, т. е. публично в церкви, предают анафеме то и то, и исповедуют определенную в Никее веру и проч.
Вальсамон. О вкусивших идоложертвенной пищи и принесших жертвы идолам пространнее рассуждают гангрский собор и правила св. Петра, александрийского архиепископа и мученика. А настоящее послание св. Афанасия говорит о тех, которые вступили в общение с еретиками, и возвращаются в церковь. Именно в послании к вопросившему его Руфиниану святой говорит, что падшие и вступившие в общение с еретиками и бывшие предстателями и защитниками нечестия, хотя принимаются в число кающихся, но будучи клириками, или другим образом посвященными, не удостаиваются священства. А те, которые не властвовали над нечестием, т. е. которые не самовластно и не по добровольному убеждению вступили в общение с еретиками, но были насильно привлечены из благочестия в нечестие, если они клирики, удостаиваются прощения и не отчуждаются от клира, — потому в особенности, что утверждают, что они не совращались в нечестие, т. е. не принимали учения еретиков, но вступили с ними в общение на том уважительном основании, дабы по изгнании их из церквей не были введены вместо них другие нечестивые и не растилили православных. Итак, по моему мнению, говорит (св. отец), о ни говорят это убедительно, пользуясь притом примером Аарона, который, когда Моисей
134
замедлил на горе и народ еврейский требовал богов, уступил их преступному требованию и позволил им слить тельца; а сделал это с тою целью, чтобы народ, возвратись в Египет, не остался в египетском идолослужении. Между тем как находясь в пустыне, они могут оставить нечестие; а прибыв в Египет впали бы в большее нечестие, последуя обычаям египтян. И это говорит о посвященных. А мирянам, прельщением и потерпевшим насилие, дается прощение, и они принимаются и ускоряются епископами на основании правил, при чем обязаны предавать проклятию учение еретиков явно, т. е. в церкви и исповедовать никейскую православную веру. Слово ἐκεχειρία означает безделие, недеятельность, которая также называется ἄνετος ἄδεια, от ἐπέχειν τάς χεῖρας; как бы ἐχεχειρία. Заметь из настоящего послания, что иначе наказываются те, которые по насилию только вступили в общение с еретиками, иначе—вступившие в единомыслие с ними и защищавшие нечестие; иначе — самовольно уклонившиеся в нечестие, иначе — вступившие в общение с нечестивыми и идоложертвовавшие, иначе — те, которые по насилию ели идоложертвенное и иначе — потерпевшие насилие и в самом ядении. Вообще такие дела требуют тщательного исследования, и врачуются не легко.
Синопсис. Об увлеченных нуждою постановлено, чтобы падшим и бывшим во главе нечестия, если они каются, оказывать снисхождение, но не давать места в клире; а увлеченным нуждою и насилием, но не бывшим начальниками нечестия, давать прощение и иметь место в клире, и особенности когда убедительно оправдались, сказав, что они не совращались в нечестие, но предпочли уступить насилию, дабы некоторые, нечестивейшие, восстав на церковь, не расстроили ее. Ради этого они сделались удобоприемлемыми в клир; а прельщенным и потерпевшим насилие дается прощение.
Славянская кормчая. Годе бысть, иже нуждею привлечена бывше, отвергошася. Яко аще отвергшеся, и власть некую приемше, помогаху нечестию, аще обратившеся покаются, помиловати их убо, не дати же им места внити в причет. Аще же бедою и нуждею преступивше и не имеша
135
господьства никакого от нечестивых, ни сотвориша пакости правоверным, таковых и помилования сподобити: и аще будут достойни, дати им место внити в причет: паче же аще спокорением отвещаша, рекшим кним,не преложихомся на нечестие, но изволихом приложитися нуждею, да не нечестивии неции противу ставше, погубят церковь, сего ради убо приемлеми бывше в причет, прельсгившимжеся и нужду пострадавшим, помилование дается.
136
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.