Поиск авторов по алфавиту

Автор:Петр Александрийский, священномученик, архиепископ

Петр Александрийский, свщмч., архиеп. Правила из слова о покаянии.

Правила св. Петра Архиепископа Александрийского и мученика из слова его о покаянии.

Зонара. Св. отец делает здесь различие между отрекшимися во время гонений от веры, и говорит, что для тех, которые приведены были к мучителям и заключены в темницу, претерпели жестокие (ἀνηκέστους) мучения, несносные раны, почти неизлечимые и неисцелимые (ибо ἄκος значит врачевание, ἀνήκεστον — то, что неизлечимо), и другие муки, и после того преклонились и принесли жертву вследствие того, что им изменила немощь плоти, не могшей вытерпеть страданий до конца, достаточно вменить в епитимию — прошедшее время; ибо, говорит, четвертая уже Пасха приближается с тех пор, как они подверглись тягчайшему падению. И хотя в начале, когда пришли с раскаянием, они, может быть, не были приняты, но поелику они приступили к жертве не по произволению, напротив — долго противоборствовали и имеют язвы Иисусовы, то есть знаки ран, которые приняли за Христа, и уже прошло три года, как они скорбит по причине падения: то (св. отец) определил присовокупить к епитимии (προσεπιτιμηθῆναι, вместо: ’επὶ πλέον ἐπυτιμηθῆναι) другие сорок дней, считая с того времени, как они пришли с просьбой о принятии. В эти дни, показывая более подвига в покаянии и постясь усерднее, т. е. тщательнее внимая самим себе, они должны бодрствовать в молитвах, содержа в уме (καταμελετῶντες), т. е. имея непрестанно в попечении и говоря то, что Господь сказал искусителю: иди за мною сатано, писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и Тому единому послужиши (Мф. 4. 20).

Вальсамон. Настоящие правила рассуждают об отрекшихся во время гонений от своей веры и раскаявшихся. И прежде всего первое правило предписывает, чтобы для тех, кои принесли жертву после многих мучений, которых не могли вытерпеть по немощи, и провели три года

25

 

 

в покаянии, были присовокуплены к епитимии еще сорок дней, и чтобы таким образом они были приняты. Заметь настоящие правила, потому что в них определяется нечто особое и нужное об отрекшихся от Бога и ищущих покаяния, а равно — о тех, которые добровольно выступили на мученичество, но пали и снова исповедали веру, и о некоторых других подобных. Нужно тебе искать и большую часть правил анкирского собора.

Синопсис. По прошествии уже четырех лет после гонения, постановляем, дабы много пострадавшие, потом побежденные муками и отрекшиеся Христа, и снова раскаявшиеся и уже три года после обращения плачущие, подверглись епитимии еще на сорок дней.

Славянская кормчая. Четырем убо летом мимошедшим по гонении повелевает много пострадавшем, и потом на додзе мук не могущем терпети и Христа отвергшимся, и паки покаявшемся, и плачющемся, три лета, и по покаянии других, 40, дней, да приимут запрещение.

 

 

Зонара. Во втором чине (св. отец) полагает тех, которые были только взяты подстражу и потерпели разные лишения в темнице, и пали без мучений: таковым положил в епитимию лето после прошедшего времени, т. е. трехлетия, о котором сказал выше; потому что и они, говорит, пострадали за имя Христово, хотя, может быть, и получали в темнице утешение от братий (ибо

27

 

 

верные, которые не были взяты, вероятно, доставляли заключенным потребное для содержания и успокаивали их), за что они должны воздать со многою лихвою, то есть за те утешения, какие получали в темнице, они, неся покаяние, должны подвергать себя гораздо большим огорчениям и лишениям, если хотят освободиться от пленения диавола, сделавшись пленниками и рабами ему вследствие отречения от Христа. Потом приводить пророческие изречения, которые взяты из Исаии, говоря, что они должны помнить их.

Вальсамон. Правило это говорит, что те, которые только потерпели бедствия под стражей и пали без мучений, должны быть подвергаемы епитимии, сверх трехлетнего времени, еще на год. Ибо, говорит, хотя, может быть, они пользовались утешением, так как некоторые верные доставляли им потребное для содержания, но и они должны быть удостоиваемы прощения, как пострадавшие за веру,

Синопсис. Тем, которые только ввергнуты были в темницу, и пали, достаточно прибавить к протекшему времени (епитимии) еще один год.

Славянская кормчая. Иже в темницу токмо ввержени бывше, и отвергшеся Христа, и покаявшеся, к мимошедшим трем летом, и еще едино лето да покаются.

 

 

Зонара А которые, говорит, не подвергшись никакому страданию, и только из страха и малодушия отбежали (ηύτομολησαν), т. е. сами добровольно перешли на сторону зла, потом обратились к покаянию, к таковым должна быть применена Евангельская притча о смоковнице. Положив ее пред очи и дав в течение столького же времени т. е. четырех лет, плод достойный покаяния, они должны получить пользу; ибо Господь сказал: три лета прихожу к ней, ища плода, и не обретаю; а винарь сказал: остави ю, Господи, и се лето (Лук. 13, 6 — 9).

Вальсамон. А тех, которые только по причине страха и малодушия добровольно отбежали, потом обратились к покаянию, правило наказывает трехлетием, по евангельской притче о смоковнице. Ибо Господь сказал: три лет прихожу к ней, ища плода, и не обретаю; а винарь сказал: остави ю, Господи, и се лето (Лук. 13, 6 — 9)

Синопсис. Тем, которые не потерпели совершений ничего, но сами перешли к нечестию, теперь же каются, определяем четыре года (епитимии), по образу евангельски смоковницы, три года остававшейся бесплодной и уже назначенной к посечению, но оставленной еще на год.

Славянская кормчая. Иже ничтоже пострадавше, но своей волею приступившие к погибели, ныне же каются, даем им, 4 лета на покяяние, но евангельстей притчи, иже о смоковнице, яже три лета плода не сотвори, и хотящи посечена быти, и прощена бысть за едино лето.

 

Зонара. Что сказано выше, было сказано о падших и раскаивающихся. А против нераскаянных от отчаяния, или злого расположения, и удерживающих черноту, происшедшую от греха, неизменной и неомытой, как эфиопы сохраняют неизменным черный цвет кожи, и рысь — пестроту, приводит проклятие другой смоковницы, к которой по причине ее бесплодия Господь сказал да николи же от тебе плода будет во веки (Мф. 21, 19). И исполняются, говорит, на них слова Екклизиаста, который говорит: развращенное не может украситися и лишение не может исчислитися (Еккл. 1, 15); затем, изъяснивши это изречение, присовокупляет и слова Исаии.

Вальсамон. Что сказано выше, сказано о падших и раскаивающихся. А против нераскаянных приводит проклятие другой смоковницы, к которой Господь сказал, по причине ее бесплодия: да николиже от тебе плода будет во веки (Мф. 21, 19).

Синопсис. Если и после падения остаются нераскаянными, да будут, как язычники.

Славянская Кормчая. Аще и отвергшеся, и потом беспокаяния пребывают, да будут яко варвари погании.

 

Зонара. Если же некоторые притворно показали, что приступили к жертвенникам, или написали, что отрекаются от веры, но написали отречение не „обнаженно" (γυμνώς)), т. е. не прямо, не открыто, а посредством какого-либо ухищрения поругались над принуждавшими их, подобно Давиду, который, убегая от Саула и удалившись к иноплеменникам, показывал себя юродствующим и таким образом избежал смерти; или, говорит, поругались ухищрениям врагов, как дети смысленные и разумные смеются над детьми неразумными (детям разумным уподобляет тех, которые обманули нечестивых и показали вид, что приносят жертву, хотя не приносили, разумным — потому что они уклонились до некоторой степени от жертвы, а детям — потому, что не показали совершенной и мужеской стойкости и не противостали мужественно идолопоклонникам, но совершенно согласились принести жертву), или если некоторые подставили за себя языч­ников, т. е. неверных, и когда те принесли жертву,

35

 

 

были признаны принесшими жертву сами: таковым, говорит (св. отец), должно быть достаточно для покаяния шестимесячного времени. Ибо хотя они сами не принесли жертвы, но поелику согласились принести, или подставили других и подали вид, что принесли сами, они признаны нуждающимися в покаянии, хотя некоторым из них и явили снисхождение исповедники, (ибо некоторые из свидетельствовавших и пострадавших за веру прощали тех, которые, как сказано, не принесли жертвы посредством ухищрений, и принимали их вместе с верными за то, что они всякими способами избегали жертвоприношения демонам). А по поводу шестимесячного определения упомянул и о бывшем чрез Гавриила откровении в шестой месяц зачатия Предтечи, когда зачат был Господь. Приводит также и апостольские изречения.

Вальсамон. Если же некоторые притворно показали, что приступают к жертвенникам, или написали, что отрекаются от веры, но сделали это не прямо и открыто, а посредством какого-либо ухищрения поругались над принуждавшими их, подобно Давиду, который, убегая от Саула и удалившись к иноплеменникам притворился юродствующим и таким образом избежал смерти; или поругались ухищрениям врагов, как смысленные, разумные дети смеются над неразумными детьми; ибо они обманули нечестивых, потому что тем показалось, что приносят жертву, между тем как они не приносили, а, может быть, подставили за себя язычников, или неверных, так что чрез них, повидимому, принесли жертву: таковым, говорит, должно быть достаточно для покаяния шестимесячное время. Ибо хотя они не принесли жертвы, но поелику согласились принести, или подставили других, то были признаны имеющими нужду в покаянии, хотя некоторым из них некоторые из потерпевших мучение за веру явили снисхождение. А детям уподобляет их потому, что они не противостояли идолопоклонникам мужественно, разумным же — потому, что хитро уклонились от жертвоприношения

Синопсис. Тем, которые, притворившись, посмеялись насилующим и таким образом избежали жертвоприно-

36

 

 

шения демонам, да составится в епитимию шесть месяцев пребывания в покаяния.

Славинская Кормчая. Иже лицемерием а не истинною обещавшеся пожрети и преблазнивше мучителей, и тако избегше пожрети идолом, шесть месец запрещение да приимут в покаянии обращения.

 

37

 

 

Зонара. Некоторые подставляли вместо себя приносить жертву своих рабов-христиан, даже против воли их. Итак, св. отец определяет, что рабы, хотя они принесли жертву, быв вынуждены приказом господ, а не по Собственной воле, должны проводить год в покаянии и узнать, что будучи верными, они суть рабы Христа и должны более бояться Его, и что каждый, по великому Апостолу, еже аще сотворит, приимет, аще раб, аще свобод. (Еф. 6, 8).

Вальсамон. Рабов, идоложертвовавших по приказу и угрозе господ, св. отец подвергает епитимии на год; ибо оказывает снисхождение им, как повиновавшимся господам, и не назначает тяжкого наказания. Но так как они скорее рабы Христовы и должны более бояться Его, то подвергает их умеренной епитимии. Ибо, говорит, каждый, по великому Павлу, еже аще сотворит приимет, аще раб, аще свобод (Еф. 6, 8).

Синопсис. Поелику некоторые заставили своих рабов принести, вместо себя, жертву (идолам), то принужденные пусть в продолжении года покажут дела покаяния, а принудившие — в три года.

Славянская Кормчая. Понеже неции понудиша своя рабы пожрети вних место идолом, понуждении убо едино лето покаяния дело да покажут: понудившии же их, три лета да покаются.

 

Зонара. А свободных, т. е. господ тех рабов, которые были принуждены принести жертву, подвергает епитимии на трехлетие, как за то, что они притворно показали, что принесли жертву и, по-видимому, совершенно преклонились, так и за то, что принудили принести жертву своих сорабов, преслушав Апостола, повелевающего послабляти рабам прещение (Еф. 6, 9), так как и господа суть рабы Господу и сорабы своим слугам: сами они позаботились спасти свою душу, а сорабов вовлекли в идолослужение, между тем как они могли избежать этого.

Вальсамон. А свободных, т. е. господ тех рабов, которые были принуждены принести жертву, подвергает епитимии на трехлетие, как за то, что они притворно показали, что принесли жертву и, по-видимому, совершенно преклонились; так и за то, что принудили принести жертву своих сорабов, преслушав Апостола, повелевающего послабляти рабам прещение (Еф. 6, 9), так как и господа суть рабы Господу и сорабы своим слугам: сами они позаботились спасти свою душу, а сорабов вовлекли в идолослужение, между тем как они могли избежать этого 1).

 

_______________

1) Синопсис и Славянская Кормчая соединяют 6-е и 7-е правила в одно. Поэтому в дальнейшем счете они отстают от Книги Правил на единицу.

 

Зонара. А если некоторые были указаны и преданы мучителям, или сами предались и уклонились от мученичества, быв побеждены казнями и не вынося страданий и мучений в темницах; потом возобладали над падением и исповедали, что они — христиане, за что и были ввержены в темницы и потерпели мучения: таковых святой (отец) признает праведным принимать с радостью, и усиливать (έπισχόειν), т. е. подкреплять и ободрять их к исповеданию, и быть в общении с ними во всем — как в молитвах, так и в причащении Таин, и посредством слова утешать, т. е. возбуждать их к мученичеству, дабы они были постояннее в подвиге и удостоились небесного царствия. Но чтобы за то, что они пали, принеся жертву, некоторые не сочли их недостойными принятия, приводит и свидетельство от Писания; седмижды, т. е. много раз, падет праведный и возстанет (Притч. 24, 16). И если бы, говорит, это сделали и все уклонившиеся от испо-

41

 

 

ведания, т. е. возобладали над падением и пред лицом мучителей исповедали себя христианами, то явили бы тем совершеннейшее покаяние.

Вальсамон. Некоторые были указаны и преданы мучителям, или предали себя добровольно; но, быв побеждены казнями, уклонились от мученичества; потом, раскаявшись и признав благое, исповедали, что они христиане, за что и были ввержены в темницы и потерпели мучения. Таковых святой (отец) признает справедливым принимать с радостью, укреплять в православной вере, иметь общение с ними как в молитвах, так и в причащении Таин, и посредством слова убеждать, дабы были постояннее в подвиге и удостоились небесного царствия. Но чтобы за то, что они пали, принеся жертву, кто-нибудь не признал их недостойными принятия, приводит и свидетельство от Писания: седмижды, т. е. много раз, падет праведный, и возстанет (Притч, 24, 16). И если бы, говорит, это сделали и все уклонившиеся от исповедания, т. е. возобладали над падением и пред лицом мучителей исповедали себя христианами, то явили бы тем совершеннейшее покаяние. Итак различие между тем, о чем говорится в настоящем правиле, и тем, что содержится в первом, состоит в том, что там уклонившиеся по причине мучений не обратились пред мучителями к исповеданию веры; а здесь уклонившиеся вследствие мучений, по благому раскаянию, исповедали Христа пред мучителями, и потому не считаются падшими.

Синопсис. Тех, которые быв преданы, отреклись (от веры), потом, возобладав над поражением, мужественно выдержали подвиг, мы со всею радостью и веселием приемлем в полное общение, дабы они, испытав сию радость, сделались еще более ревностными.

Славянская кормчая. Правило седьмое. Аще же предани бывше, или сами приступльше к подвигу, и отвергшеся, и потом паки исповедаете Христа, и доблествено подвигшеся, со всякою радостию и веселием, во всем приобщаемся им, да возвеселившеся сильнейши будут.

42

 

 

 

  

44

 

 45



 

 46

  

Зонара. Только что вставшие от сна, и особенно если они еще полусонные, имеют смысл неустановившийся, но смущенный и нетвердый. С таковыми сравнил сей священномученик тех, которые бросаются (παραπηδώντας) на подвиг, т. е. не благоразумно, но дерзко и не осмотрительно отдают себя на подвиг, „когда он еще не открылся, а готовился привлещи их” т. е. когда он еще не обнаружился явно, но замышлялся относительно их и готовился, т. е. медлил привлечь их к борьбе; но они сами подвергают себя искушению, или, лучше сказать, распаляют для других верных угли грешников, т. е. казни от мучителей. Но хотя (св. отец) и обвиняет поступающих таким образом, тем не менее повелевает верным быть с ними в общении, потому что, говорит, они приступают к нему во имя Христа, т. е. имея дерзновение ко Христу, или избирая подвиг за имя Христово; хотя, конечно, они поступают и несогласно с Его учением, потому что Он учит просить: „не введи нас во искушение”, или не знают, что Господь уклонялся от злоумышлявших против Него, а иногда и не ходил явно, и не Сам предал себя на страдания, но был предан, и заповедал ученикам своим, во время гонения, бегать из города в город, а не приходить самовольно к мучителем, дабы не сделаться для них виновниками большого числа убийств, как бы поощряя их к истязаниям благочестивых. В доказательство (св. отец) приводит пример апостолов Стефана и Иакова и первоверховных Петра и Павла.

Вальсамон. Только что вставшие от сна, особенно если они еще полусонные, имеют смысл не установившийся, но смущенный и нетвердый. С таковыми сравнил сей

48

 

 

священномученик тех, которые бросаются на подвиг, т. е. нн благоразумно, но дерзко и неосмотрительно отдают себя на подвиг, „когда он еще не открылся, а готовился привлещи их“, т. е. когда он еще не обнаружился явно, но замышлялся и готовился, т. е. медлил привлечь их к борьбе; но они сами подвергают себя искушению или, лучше сказать, распаляют для других верных угли грешников, т. е. казни от мучителей. Но хотя (св. отец) обвиняет поступающих таким образом, тем не менее повелевает верным быть с ними в общении, потому что они выступили на подвиг за Христа, хотя и не знали, что Он учит просить: не „введи нас в искушение", и что Он не Сам предал Себя, но был предан; (учит также) не приходить самовольно к мучителям, дабы не сделаться для них виновниками большего числа убийств, как бы поощряя их к истязаниям благочестивых. Правило приводит и разные примеры из Писания.

Синопсис. Должно иметь общение и с теми, которые произвольно вышли на подвиги: ибо они сделали сие для Христа, хотя и не по Христу, который повелел гонимым бегать.

Славянская кормчая. Привило 8. На подвиги своею волею пришедшим, и по многих муках побежавшим, да приобщаемся, за Христа бо се сотвориша. Аще и не по Христе: бегати бо гонимым той повелел есть.

  

49

 

 

 

Зонара. Изложин свои мысли о самовольно выступивших па подвиг мученичества, (св. отец) ведет теперь речь о таких же клириках, и говорит, что если клирик самовольно вышел (на мученичество), потом, не вынося истязаний, пал, и опять придя в себя, возобладал над своим падением и исповедал себя христианином пред лицом мучителей, таковой уже не должен быть в священнослужении. Приводит и причину, которая состоит в том, что такой клирик добровольно оставил стадо Господне, и тем, что самовольно выступил и не

52

 

 

вытерпел мучений, навлек на себя порицание; а чтобы пренебречь учением людей и предпочесть то, что полезно себе, этого не делали и Апостолы. Ибо великий Павел, после того как претерпел многие мучения, хотя понимал, что лучше оставить жизнь, предпочел жить и страдать для спасения людей; посему (св. отец) и называет таковых совершенно неразумными (ἀναισθήτος), если они требуют священнослужения, от которого добровольно удалились. Ибо как, говорит, „они требуют того, что оставили, когда могли бы полезны быти братии в такое время” то есть во время гонения? И так доколе они были непреткновенны, можно было иметь снисхождение к их безрассудному поступку, т. е. к самовольному выступлению на подвиг, или к нерадению об учении братий; но когда пали, тогда не могут уже священнодействовать, „яко бесчинствовавшие и опорочившие самих себя“. Итак если бы не пали, говорит (св. отец), то имели бы прощение в своем безрассудном поступке, т. е. не только в том, что самовольно выступили, но еще более в том, что оставили паству Господню и не пребыли при ней, не утверждали братий, когда они колебались во время гонения. А если они пали вследствие суетности, (ἐκ περπερείας: так называется здесь самомнение и гордость), то поелику по гордости понадеялись на самих себя и, выступив на подвиг, опорочили (ἐμωμήσαντο) себя, т. е. своим падением навлекли на себя порицание (μῶμον), то уже не могут священнодействовать. Посему, говорит, пусть позаботятся в смиренномудрии о том наипаче, как совершить исповедание, отложив уже всякое тщеславие; ибо то, что они ищут священнослужения, делается по тщеславию, тогда как довлеет им общение, т. е. то, что верные находятся в общении с ними, молятся вместе и причащаются божественных Тайн. И пусть это соблюдается с вниманием, и точностью, как для того, „да не явятся они опечален­ными, с усилием стремясь к разрешению отсюду“, т. е. пусть не отойдут отсюда опечаленными, разрешаясь от тела, т. е. отходя (из сей жизни) насильственно, вследствие тяжести (понесенных им) мук и страданий в узах; так и для того, дабы некоторые не возымели в наказа-

53

 

 

ний предлога к тому, чтобы быть рассеянными и вялыми в подвиге исповедания и по этому — к падению, каковые должны, подвергнуться большему стыду согласно с сказанным в Евангелиях: кто начав здати, не мог совершити. Лук. 14, 30.

Вальсамон. Сказав о добровольно вышедших на подвиг мученичества, отец ведет теперь речь о таковых же клириках и говорит, что если клирик добровольно вышел, потом, не вынося истязаний, пал и опять, придя в себя, возобладал над своим падением и исповедал себя христианином пред лицом мучителей, таковой уже не должен быть в священнослужении, потому что оставил стадо Господне, и тем, что выступил добровольно и не вытерпел мучений, навлек на себя порицание; а чтобы пренебречь учением людей и предпочесть полезное себе, этого, не делали и Апостолы. Ибо великий Павел, после того как претерпел многие мучения, хотя понимал, что лучше оставить жизнь, однако предпочел жить и страдать для спасения и учения людей. Итак, неразумны те, кои ищут священиослужения, которое оставили добровольно. Ибо как они „требуют того, что оставили, когда могли бы полезны быти братии в такое время", т. е, во время гонения? Итак если бы, говорит, не пали, то имели бы прощение в своем безрассудном поступке, т. е. самовольном выступлении на подвиг, или в нерадении об учении и утверждении братий; а если пали вследствие суетности (περπέρεια) т. е. хвастовства, (ибо это и есть — выступить дерзновенно на мучения и не вытерпеть) и по этому дали торжество над собою, то уже не могут священнодействовать. Итак да пекутся, говорит, о том наипаче, как совершить исповедание в смиренномудрии, отложив тщеславие, выражающееся в искании священнослужения; ибо довлеет им общение с верными, которое по некоторым двум причинам допускается для них с полным вниманием и осмотрительностью (οίχονομίας). Ибо если скажем, что мы не должны иметь их в общении, то с одной стороны опечалим их, как бы постановляя приговор, что они насильно, т. е. под епитимиею должны разрешиться

54

 

 

отсюда, т. е. умереть; с другой стороны тех, которые, может быть, пали и желают обратиться к благому, сделаем равнодушными к этому и нерадивыми под тем предлогом, что они не будут приняты в общение с верными, хотя и исповедуют веру после отпадения; каковые, если не обращаются, более всех должны подвергнуться поношению и стыду, подобно тому, кто положил основание, но не совершил дома; ибо таковому уподобляются те, которые добровольно вышли на мучения за Христа, и как бы положили прекрасное основание, но не могли окончить этого прекрасного дела по причине падения. Итак заметь, что и исповедание за Христа не восстановляет того, кто однажды устранен из клира вследствие падения.

Дополнительное толкование, всецело направленное против Музалона 1).

Пусть обратят свое внимание на сказанное здесь этим великим отцом и священномучеником те, которые говорят, что архиереи могут отрекаться от своих церквей я удерживать священство. Ибо если клирики, добровольно устремившиеся на подвиг исповедания, подвергшиеся казням и не вытерпевшие их, но уступившие, потом снова возобновившие подвиг, не допускаются к воспринятию священнослужения, по правилу сего божественного отца, хотя 6ы небыли обвиняемы ни в чем другом, как только в том, что оставили братий, когда могли бы во время опасностей быть особенно полезны им, утверждая их (в исповедании), и если все это должно быть с теми, которые удостоились мученичества и язвы Христовы носили на теле своем, то каким образом архиерей и пастырь, который должен полагать душу свою за овцы, если оставит вверенное ему стадо, отречется от заботы и попечения о ним и, насколько это от него зависит, предаст оное волкам, признан будет имеющим право удерживать священно-

_______________

1) Разумеется константинопольский патриарх Николай Музалон. (1147 — 1151 г.), возведенный в этот сан после того, как он добровольно оставил свою епископскую кафедру на острове Кипре и в продолжении нескольких лет праздно проживал в Константинополе.

55

 

 

служение? напротив, не будет ли он скорее сочтен достойным тягчайших епитимий за оставление врученного ему народа, в особенности если станет еще требовать за это награды, или лучше сам себе доставит таковую чрез отречение от того, что дает ему труд, т. е. от учения и исправления погрешностей (паствы), и чрез удержание и присвоение того, что доставляет славу и честь, и за что он крепко держится, не уступая ничего? Ибо если по отношению к клирикам названо безрассудным поступком — оставить свой народ и самовольно выступить на подвиг (личного) спасения, то тем более это может быть признано безрассудным в епископе, оставляющем свою паству и удаляющемся не на подвиг, но к беспечной и покойной жизни, вдали от забот о спасении душ. И 16 правило седьмого вселенского собора1) обвиняет в великом безрассудстве тех, которые решают, что архиереи могут отрекаться от епископий, а священство удерживать; ибо если, по указанному правилу, епископ, пробывший в отлучке от своей епископии свыше шести месяцев но по какой либо из перечисленных там причин, лишается и епископии и архиерейства и делается чужд той и другого, то как может остаться архиереем отрекшийся от епископии, если он навсегда отказался пасти вверенное ему стадо и в продолжении всей своей жизни пренебрегал заботою о нем? Ибо если совершающий меньший грех, именно оставляющий, более чем на шесть месяцев, подчиненный ему народ без пастыря и без попечения, подвергается лишению и епископства и священства, то погрешающий во много раз более, именно совершенно оставляющий народ, наблюдение и смотрение за которым возложила на него благодать божественного Духа, должен бы по всей справедливости подвергнуться тягчайшему наказанию за погибель, на сколько от него зависело, того стада, в пастыри которого он был рукоположен первым и великим Архиереем и Архипастырем. А те, которые в награду ему и в воздаяние за отречение присуж-

_______________

1) Нужно читать: константинопольского двукратно: о

56

 

 

дают священство, думаю, соделают и себя и его повинными суду Божию.

Синопсис. Кто из клира произвольно выступил (на подвиг) и был побежден муками, те не будут допущены к сяященнослужению. Почему же? — Они оставили паству, чего не сделал никто из Апостолов.

Славянская кормчая. Правило 9-е. Иже от причетник своею волею на подвиг пришедши, и многих ради мук бежавше, от службы да останутся: како бо может служити оставивыи стадо, его же пи един апостол не сотвори.

 

57

 

 

 

58

 

 

 

Зонара. Смысл настоящего правила таков: стоявшие в кипящем гонении, т. е. в крайний разгар его, и видевшие мучения святых, чтобы поспешить принять с неба венцы, по божественной ревности, предавали себя на мучения, устремившись на подвиг с большим дерзновением, поревновав святым в их терпении и охотно предав себя на мученичество, и в особенности воспламеняясь, т. е. разгорячаясь в сердце тем, что видели некоторых увлекаемых (ὑποσυρομένους, т. е. похищаемых, обольщаемых и отрекающихся от благочестия), спешили противостать увлекающему их лукавому, дабы он не хвалился тем, что преодолевает благочестивых, тогда как сам не примечал того, что он скорее терпит поражение от многих, показавших твердость в вере до смерти. Так, говорит правило, они поспешили на подвиг; но, по немощи плоти, не вытерпев мучений, были побуждены одни — страданиями в темницах, другие — пытками на суде. Итак

60

 

 

справедливо сострадать скорбящим о них. А скорбят, говорит, одни за родителей, другие — за братьев, иные — за падших детей; разделять скорбь со скорбящими о падших — никому не вредно, а равно и молиться с ними, соболезновать молящимся о них и принимать участие во всем, что прилично в этом деле, т. е. что совершают эти падшие и что свойственно покаянию, как-то: посты, слезы, всякие лишения, строгое соблюдение епитимий, раздача милостыни бедным, если они (падшие) состоятельны: чрез все это соделавшийся Ходатаем за нас примирит с нами Отца. За тем (св. отец) пользуется изречением Писания, которое взято из первого послания св. Апостола и Евангелиста Иоаниа.

Вальсамон. Сказав выше, что добровольно вышедшие на подвиг и падшие, но не раскаявшиеся и не загладившие своего падения, должны подвергнуться большему стыду, как не доведшие здания до крыши, т. е. не окончившие прекрасного дела, св. отец приводит теперь доказательство как этого, так и прочего, говоря: стоявшие в кипящем гонении, т. е. в разгар его, и видевшие мученичество святых, чтобы поспешить принять с неба венцы, по божественной ревности, с великим дерзновением предавали себя на мучения, в особенности когда видели некоторых увлекаемых (ὑποσυρομένους т. е. похищаемых и обольщаемых диаволом, и падающих, отрекающихся от благочестия); воспламеняясь за них внутренне, т. е. разжигаясь в сердце, как бы слыша призыв к противоборству, к одолению гордого и сопротивного диавола, поспешили выступить на мученичество, дабы диавол не похвалился и не явился сам пред собою мудрым, как победивший лукавством самовольно выступивших на подвиг (хотя он и не замечал, что скорее сам побеждается подвижниками, вынесшими мучения). Итак с верными, молящимися за таковых пострадавших и побежденных, „праведно есть согласитися”, т. е. содействовать им, в чем следует, потому что не приносит никакого вреда — сострадать и скорбеть вместе с родителями, или с другими лицами, близкими к потерпевшим мучения и падшим, по ухищрению диавола. Ибо мы знаем, что многие получили благость и милость Божию

61

 

 

чрез молитву других; поэтому то мы будем просить, чтобы им дано было от Бога прощение, и будем в общении с остальными падшими, сознавшими потом свое падение и исповедавшими благочестие, помни подвиги их до падения, понесенные ими во имя Божие, затем — благое их раскаяние, и то, что есть свидетельство о них, что они считают себя чуждыми общения за свой грех. И не только мы должны быть в общении с ними, но и молиться об очищении их, принимая участие и во всем прочем, что прилично в сем деле, т. е. в добрых делах, какие должны быть совершаемы за них, именно: в посте, милостыне и покаянии, чрез что соделавшийся Ходатаем за нас примиряет с нами Отца. Затем (св. отец) пользуется изречением Писания, которое взято из первого соборного послания св. апостола и евангелиста Иоанна.

Синопсис. С теми (из клириков), которые произвольно вышли па подвиг, потом раскаялись и оплакивают свой поступок, мы участвуем в молитвах и призываем на них милость Божию, в особенности если они близки к разрешению из сей жизни.

Славянская Кормчая. Правило 10. Иже своею волею пришедших на подвиг, и по многих муках отвергшихся, я потом кающихся, и о сотвореном плачющихся, достойно есть помиловати: паче же аще убози суть житием. Темже молимся сними, и припадаем о очищении их.

 

 

Зонара. Те, говорит (св. отец), которые, дав деньги, бежали мучений и соблюли себе благочестие, не должны быть обвиняемы и не подлежат никакой ответственности за сие; ибо они предпочли потерять деньги, а не свою душу, и явили себя более работающими Богу, нежели мамоне, т. е. деньгам. Приводит также изречения из Писания и пример из Деяний о блаженном апостоле Павле и других. А чтобы „не быти потревоженным никакою злобою", или не потерпеть упрека в отречении, это свойственно благочестию, которое побеждает всякую злобу; или правило назвало злобою (κακια) страдания от казней.

Вальсамон. Сказав все о добровольно вышедших на мученичество, святой говорит теперь, что не должны подвергаться обвинению те, которые соблюли себя непотревоженными от казней посредством дачи денег; ибо они предпочли потерять деньги, а не душу свою. Затем, доказывая это, приводит различные места из Писания и пример из апостольских Деяний о блаженном Апостоле Павле и других.

Синопсис. Давшим деньги для избежания мук не поставляется сие в вину: ибо они избрали ущерб денежный

64

 

 

вместо душевного, и каждый может выкупиться своим богатством.

Славянская кормчая. Правило 11. Аще неции даша злато да убежат от мук, несть им греха, язволиша бо злато погубити, нежели душу свою. Глаголет бо и Писание, избавление мужеви свое ему богатство.

 

65

 

 

 

 66

 

 

 

67

 

 

 

68

  

Зонара. А если некоторые, говорит (св. отец), оставили свое имущество и удалились, чтобы не быть схваченными и не подвергнуться опасности, так как они, может быть, не имели сил устоять в исповедании до конца по причине жестокости мучителей, то они не должны быть обвиняемы даже и в том случае, если вместо них были схвачены и наказаны другие. И опять приводит пример из Деяний, говоря, что вместо Павла в Ефесе были схвачены Гай и Аристарх, но Павел не был обвинен за это, ни Петр, изведенный из темницы ангелом, когда

69

 

 

он избежал опасности, а стерегшие его воины были за него наказаны. Пользуется и из Евангелия примерами — нзбиенных Иродом детей, за которых, говорит, Господь не был обвиняем ;— Елизаветы, убежавшей с Иоанном и спасшей его: — хотя отец его Захария, у которого требовали сына, был убит, но Иоанн за это не был обвиняем.

Вальсамон. А если некоторые, говорит, оставили свое имущество и удалились, дабы не быть схваченными и не подвергнуться опасности, не имея, может быть, сил устоять в исповедании до конца по причине жестокости мучителей, то таковые не должны быть обвиняемы, хотя бы вместо них и были схвачены и наказаны другие. В подтверждение сего приводит пример Гаия и Аристарха, схваченных вместо Павла; воинов, стерегших Петра; детей, избиенных за Христа Иродом, и Захарии, отца честного и святого Предтечи.

Синопсис. Нельзя винить и тех, кто бегством получил спасение, хотя бы вместо них были схвачены другие: ибо и эти могли убежать.

Славянская кормчая. Правило, 12. Аще же бежанием спасение получиша, несть на таковыя жалити, аще и инии вних место яти быша, можаху бо и тии бежати, аще более хотели.

Книга правил. Наименование царя Ассирийскаго, святой Петр заимствует из приведенного им выше пророчества Исаии, и прилагает к Ироду, как враждовавшему против Божественного отрочати Христа, но им побежденному.

 

 

Зонара. Казнившие св. мучеников, после многих мучений, некоторым из них силою вливали в уста вино от возлияний, или вкладывали части от идоложертвениых мяс, иливлагая в руки их ладон, привлекали к жертвеннику и держа руки их силою, сыпали ладонь на жертвенник; или вместе с ладоном клали на ладони их уголья, дабы они, не вынося боли от жара, высыпали ладон вместе с угольями на жертвенник (ибо держали их у жертвенника). Таковые, говорит (св. отец), могут пребыти в священнослужении, или лучше быть и в числе исповедников: ибо они не по собственному произволению отведали возлияния, или бросили ладон на жертвенник, но по принуждению, так как помысл их не согласовался с действием. Точно также и те, которые от жестокости мучений лишились способности владеть телом, так что не могли ни двинуться, ни произнести звука и оказать сопротивление вливавшим насильно в уста их вино от возлияний, должны быть причтены к исповедникам. Далее говорит о тех, которые совершают свидетельство (μαρτύριον) совести, сопричисляя и их к исповедникам.

Вальсамон. Тем, которые, по принуждению мучителей,

72

 

 

по-видимому вкусили мяса от идольских жертв, или пили вино от еллинских возлияний (ибо случалось, что мучители, повергнув их на землю и вложив распорки (χάνους), или железо в уста их, чтобы они были совсем открыты, вливали в их горло вино и вкладывали мясо, или положив им в руки уголья вместе с ладаном, устраивали так, как бы они сами приносили жертву), если они клирики, правило определяет опять оставаться в своей степени, как причтенным к исповедникам; а мирян — признавать мучениками, так как они не по своему произволению сделали это и нс принимали никакого участия в сем деянии. Точно также должны быть причислены к исповедникам и те, которые от жестокости мучений лишены были способности владеть телом и не могли противиться вливавшим в их уста вино от возлияний; затем говорит о совершающих свидетельство (μαρτύριαν) совести и причисляет к исповедникам и их.

Синопсис. Потерпевшие великое насилие и принуждение а, наконец, вынужденные принести жертву, когда мучители насильственно привлекли руки их к несвященной жертве, не только остаются в священнослужении, но и причисляются к исповедникам.

Славянская Кормчая. Правило 13. Иже многу нужду и беду пострадаете, и конечное понужени бывше пожрети, не волею рукам их распростертом, и не священне жертве положенней. Нуждою мучащих у требища повергоша, таковии не токмо в службе да пребывают, но и во исповедники вочтени будут.

 

Зонара. Должно, говорит (св. отец), поститься в среды и пятки каждой седмицы, и никто пусть не укоряет нас за этот пост. Присовокупляет и причины (этого обычая) и за тем говорить: „а в воскресный день не должно поститься, гак как это день радости о восстании Господа; и колена преклонять в сей день мы не прияли". Нужно заметить выражения: „мы не прияли", и „заповедано нам по преданию"; ибо отсюда открывается, что с давних пор утвердившийся обычай считается вместо закона. А Василий Великий приводит и причины, по которым запрещено преклонять колена в воскресный день и от Пасхи до Пятидесятницы. Прочти также 66 и 69-е Апостольские правила.

Вальсамон. Следуя 64-му Апостольскому правилу, которым определяется, что мы не должны поститься в воскресные дни и субботы, кроме только одной субботы, т. е. великой, и 69-му правилу, которое строго наказывает не постящихся в св. четыредесятницу и всякую среду и пяток, делает такое же постановление и настоящее правило.

Синопсис. Среду и пяток постимся: первую, ради совета о предании Христа: последнюю — ради спасительного

74

 

 

страдания. В день же Господень, радуясь воскресению, и колен не преклоняем.

Славянская Кормчая. Правило, 14. В среду и пяток да постимся, понеже среда убо есть, того ради честь имуще, яко впю на Христово предание совет бысть. В Пяток же спасеная страсть. В неделю же радующеся воскресение Христова, ни колену же не поклоняем.

75

 

__________


Страница сгенерирована за 0.69 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.