Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Правило Святых Апостол №67

Аще кто деву необрученную насиловать имеет: да будет отлучен от общения церковного. Не позволяти же ему брать иную: но должен удержать ту, которую избрал, аще бы и убога была.

Зонара. Кто насильно растлил девицу, если она была обручена кому-нибудь, тот наказывается как прелюбодей;

134

 

 

а если—не обрученную; то правило определяет, чтобы он держал ее, а не отсылал, хотя бы она и убога была, и, может быть, не достойна его. А по гражданскому закону наказывается иначе.

Аристен. Учинивший насилие девице отлучается и должен удержать ее, хотя бы она была и бедная.

Учинивший насилие необрученной девице и растливший ее должен быть отлучен; и не должно быть ему дозволено взять иную, но он должен удержать ту, которую избрал, хотя бы и убога была. А восьмая статья, помещенная в 81-й главе 37-го титула 60-й книги Василик, предписывает таковому нос отсечь, и третью часть его имения отдать насилованной им и растленной девице.

Вальсамон. Настоящее правило говорит, что отлучается учинивший насилие девице, необрученной никому другому, и принуждается сожительствовать с ней, хотя бы и убога была, хотя бы не достойна была рода его, а не разлучаться с ней и не брать другую. И это постановлено настоящим правилом; ибо учинивший насилие обрученной наказывается как прелюбодей. Ищи еще 93-е правило VI Собора. А о том, чтобы учинивший насилие имел насилованную женой, хотя бы она и убога была,—инесочетавался с другой —должно сделать изыскание. Ибо зачем дозволено, чтобы учинивший насилие, и после сего имел насилованную женой, и не брал в супружество другую, и притом, когда закон (в 60-й книге, 37-м титуле, 81-й главе Василик) говорит: насилующий девицу и растливший ее должен подлежать отсечению носа и отдать ей третью часть своего имущества? Кажется, и настоящее правило разумеют, следуя третьей главе 37-го титула 60-й книги Василик, в которой определяется, чтобы тот, кто имеет наложницей честную женщину, был принуждаем взять ее в общение брака, и за насилие отлучают учинившего оное, а для спасения девицы принуждают его законно с ней сочетаться. Читай еще настоящего собрания титула 9-го,

135

 

 

главу 30-ю и написанное в ней, и Василик кн. 60, тит. 58, главу 3-ю, в которой говорится: пусть не вступает в брак похищенная с ее похитителем; но если исогласятся на такое сожительство родители ее, подлежат ссылке. И не находи здесь противоречия; ибо иначе наказывается похитивший девицу, и иначе растливший девицу насилием; И похищение за бесстыдствопохитившего не извиняется; а растление, совершенное чрез насилие, если допущено подвергшейся растлению, извиняется. Совокупившийся с девицей по ее желанию иначе наказывается; ибо закон в книге 60-й, титуле 37-м гл. 80-й говорит: «совокупляющийся с отроковицей девой с ее согласия, но при неведении о сем ее родителей, когда дело откроется, если хочет взять ее в жену и соглашаются и родители, пусть состоится союз. Если же одна сторона родителей, т. е. того или другого лица не пожелает, и если состоятелен учинивший растление, то пусть он даст растленной девице одну литру золота; а если не состоятелен, пусть даст половину своего имущества; если же он совершенно бедный, то, по телесном наказании и острижении волос, пусть будет сослан в ссылку.

Славянская кормчая.Растлившему девицу насилием пояти ю.

Нужду сотворив девице, да отлучится, и да иматью, аще и убога есть (Никон. 13).

Толкование. Аще кто девицу не обрученупонужде растлит, да отлучен будет. Недостоит же ему иныяпояти, но ту иметиюже сам изволил, аще и убога есть.Осмая же заповедь, в седмьдесять и осмой главе, тридесятьседьмыя грани, шестьдесятных книг царских, повелевает таковому носа урезати, и третию часть имения его датиоскверненей от него девице.

136


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.