Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Правило Святых Апостол №31

Аще который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творити будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, яко любоначальный. Ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по едином, и втором, и третием увещании от епископа.

 

Зонара. Порядок поддерживает небесное и земное. Итак повсюду должно быть сохраняемо благочиние и особенно у церковных; и как пресвитеры, так и прочие клирики должны быть в подчинении у епископа. Если же какой пресвитер, не обличив судом собственного своего архиерея ни в чем, — ни в том, будто он погрешает против благочестия, ни в том, будто он делает другое что-нибудь против долга и правды, но по собственному любоначалию составит противозаконное сборище, отдельно устроит церковь, создаст алтарь и на нем будет священнодействовать, такового правило повелевает извергнуть, — и его и вместе с ним собирающихся клириков, а мирян отлучить. Но правило хочет, чтобы и епископы не были скоры на наказание, почему и не тотчас повелевает подвергать осуждению, но трижды убеждать составляющих таковые незаконные собрания оставить их бесчинное предприятие, и осуждать тогда, когда они упорно пребывают в сем. А гангрского собора 6 правило тех, которые, без ведома своего епископа, не в кафолической церкви, а особо устрояют собрания, подвергает и анафеме. Подобно и 10 правило карфагенского собора.

Аристен. Отделившийся от епископа без вины и устроивший другой алтарь, будет лишен сана вместе с принявшими его.

Если кто осудил собственного епископа без вины, — то есть, когда тот не погрешил ни против благочестия, ни

67

 

 

против справедливости, — отдельно устроил собрание народа и соорудил другой алтарь, таковый должен быть извержен, и сам — как любоначальный, и те клирики, которые последовали за ним. Впрочем это должно последовать, если он не обращается после того, как дважды и трижды увещавал его епископ.

Вальсамон. В каждом городе клирики и миряне должны подчиняться местному епископу, с ним собираться и участвовать в церковных молитвах, если не обличат его судом как нечестивого, или несправедливого. Ибо тогда, если и отделятся от него, не будут осуждены. Но кто поступит вопреки сему, без достаточного основания отделится от своего епископа и устроит особое церковное собрание, тот, если это клирик, должен быть извержен как любоначальный, а если мирянин, должен быть отлучен. Впрочем, по определению сего правила, это должно последовать после первого, второго и третьего увещания. Прочти также 6 правило гангрского собора и 10 карфагенского. Опираясь на это правило и на другие, подобные по содержанию, местные митрополиты и епископы негодуют против тех, которые домогаются учреждения патриарших ставропигий в их пределах. Посему некоторые из них и притом многократно обращались к царям и патриархам с просьбами отменить дарование патриарших ставропигий! указывая на то, что ищущие ставропигий и подающие о том просьбу вселенскому патриарху, их самих не удостаивают и слова. Но таковые просители не были удовлетворены. А когда просящие отмены ставропигий просили принести им, правила, дозволяющие выдачу таких ставропигий, то со стороны святейшей великой церкви прямо отражено было нападение их (т. е. митрополитов и епископов) указанием на долговременный церковный, неписанный обычай, который с незапамятных времен и поныне имеет в церкви силу правил.

Заметь, что настоящее апостольское правило определяет,

68

 

 

что клирики без опасности могут отделяться от своих епископов, если обличат их судом как нечестивых, или несправедливых. Обвинение в несправедливости есть новое. Другим же способом, хотя бы худший из всех был епископ или священник, никто не должен отделяться от них, а более должен верить, что и чрез самого грешного священника или епископа подается освящение, ибо не всех Бог рукополагает, говорит Златоуст, но чрез всех действует. Прочти также толкование Златоуста на второе послание к Тимофею, и 13 правило собора во храме святых Апостолов.

Другое толкование. После написания толкования на настоящее правило я имел разговор с некоторыми из архиереев, негодующих на патриаршие ставропигии и утверждающих, якобы они посылаются в их пределы в противность правилам, и пришел к мысли, что это делается справедливо и с правилами согласно г л что напрасно местные епископы порицают устроение ставропигий; ибо Божественными правилами область дана не митрополиту, не архиепископу и не епископу, но все области четырех стран вселенной разделены между пятью патриархами; почему в сих областях и имена их возносятся всеми епископами их. И это ясно из 6 и 7 правил первого собора, также из 2 и 3 правил второго собора, которыми определяется, что патриарх александрийский имеет своею областью весь Египет, Ливию и Пентаполь; антиохийский — Сирию, Месопотамию и Киликию, а прочие патриархи — другие округи (диоцезы). Посему, по силе указанных правил, имея право рукоположений в определенных для них округах, имея право суда над архиереями, управляющими в сих округах и подвергая их наказаниям по правилам, патриархи По праву могут и ставропигии давать в их города и области, а так же невозбранно брать себе их клириков, сколько захотят. Но при всем том никому из патриархов не дозволяется посылать свои ставропигии в область

69

 

 

другого патриарха, ни присвоят себе его клирика, дабы не происходило смешения прав в церквах.

Славянская кормчая. Без вины отторгнувся епископа, и ину поставит церковь, и с приемшими его да извержется.

Толкование. Аще который пресвитер без вины Епископа своего оставит, не познав того согрешивши что в правоверии, или что в которой правде, и отшед и собор людей о себе собрав, и церковь другую сотворит, да извержется яко властолюбец, сам же и последовавшие ему причетницы. Простии же людие да отлучатся. Таковый же соуз должен есть прияти, аще не обратится, дващи и трищи помолшу его епископу его.


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.