Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Идея подвига

Когда Господь Иисус Христос призвал Своих учеников, Он сказал им: Вы — соль земли (Мф. 5, 13). Что такое соль? Это вещество, небольшое количество которого определяет вкус большого количества пищи или предохраняет ее от разложения. Количество соли и количество продукта, вкусовые качества которого соль изменяет к лучшему, несоизмеримы.

Соль — это всегда меньшинство, но без этого меньшинства большинство погибает. Потому Господь и сказал: «Вы должны быть солью земли». Не вся земля должна стать солью, а вы, горсточка людей. А к кому Он обратился? К умудренным жизненным опытом старцам, книжникам, ученым, политической элите Своего народа? Он обратился к группе молодых людей. Самому Спасителю было только 30 лет. Может быть, кто-то из апостолов был постарше, а многие, наверное, были еще моложе. Он объединил вокруг себя молодых людей и сказал им: «Вы должны быть солью мира». И что произошло? Эти молодые люди стали на путь поразительного свидетельства о всем том, что они слышали от своего Учителя, и они изменили мир.

Ну а что же совершили святые апостолы? Они вышли с проповедью в языческий мир, который, конечно, смотрел на них свысока, как и иудейский мир смотрел свысока на Спасителя. Во всех

126

 

 

диалогах Христа с книжниками просматривалось чувство их превосходства: «Тебе ли нас учить?!» Он действительно был молод, Он не был аристократом, Он был из простой семьи, и вдруг Он начинает не просто учить, но бросать вызов интеллектуальному и политическому истеблишменту. И апостолы пошли по тому же непростому пути: надо было идти против течения, надо было совершать подвиг...

Несколько слов хотел бы сказать о подвиге. «Подвиг», «движение» — у этих слов один и тот же корень, и между ними — несомненная смысловая связь. Не может быть подвига без движения. А движение вперед предполагает напряжение всех сил, концентрацию энергии, разума, воли, чувств. Оно предполагает высокое целеполагание, и тогда движение становится подвигом.

Мы хорошо знаем, что сегодня происходит в массовой культуре, в кинематографе; я тоже иногда что-то смотрю, правда, урывками, потому что не всегда хватает времени. Но вот мне как-то не встречается, за редчайшими исключениями, пропаганда подвига. Пропаганда успеха — да, бывает. Человек обязан быть успешным — получить хорошее образование, много зарабатывать, видеть мир, наслаждаться жизнью. Конечно, он должен научиться также преодолевать трудности, но сама идея подвига в мировом кинематографе очень слабо представлена.

У нас иногда появляются хорошие фильмы про наше военное прошлое или о современном героизме, о таких героях, как, например, Александр Прохоренко — русском воине, который погиб под

127

 

 

Тадмором в сирийской провинции Хомс, наведя на себя удар своих же товарищей, чтобы не сдаваться в плен. Это действительно Герой России, но многие уже забыли имя Александра Прохоренко, как забывают имена пожарных, погибших за други своя, как нередко мы забываем имена подлинных подвижников. На самом деле идея подвига должна быть в центре внимания, потому что с подвигом связано подлинное развитие личности, общества и государства. В противном случае человек и народ теряют пассионарность. Это замечательное понятие, которое определяет способность нации совершать подвиг; а если пассионарность утрачивается, то у цивилизации сокращается потенциал для выживания.

А для чего же был подвиг, который совершали святые апостолы? Они ведь не стремились ни к власти, ни даже к построению социально справедливого общества. Они обращались не к обществу, а к личности, к человеку. Они открывали такие горизонты бытия, которые помогают человеку подняться к Небу, стать сильным и свободным. И весть Христа Спасителя, и труд апостолов были направлены на то, чтобы вырвать людей из этой цепи, когда человек, находясь под влиянием и давлением обстоятельств, предрассудков, ложных убеждений, путается в жизни и теряет перспективу. Подвиг святых апостолов был связан с движением вверх, к Небу, и задача заключалась в том, чтобы вверх, к Небу поднять род человеческий. И многое удалось сделать, потому что проповедь о Кресте, идеи, которые казались безумными, — как сказано апостолом, для Иудеев соблазн, а для Еллинов

128

 

 

безумие (1 Кор. 1, 23), — вдруг оказались в центре жизни значительной части человечества.

А каким может быть наш подвиг применительно к реалиям современной жизни? Когда мы произносим это слово, в сознании людей нередко возникает образ некого легендарного воина, исторического деятеля или знаменитого героя из прошлого. Но смысл подвига заключается вовсе не в стяжании громкой славы или обретении всеобщего признания. Через подвиг, неизменно связанный с внутренним усилием и ограничением себя, мы имеем возможность опытно познать, что есть настоящая и совершенная любовь, ибо жертвенность, лежащая в основании любого подвига, есть высшее проявление этого чувства.

Поэтому не надо уходить от подвига. Конечно, не надо делать глупостей, не надо рисковать, не надо искать приключений — это все не имеет никакого отношения к подвигу. Но нужно помнить, что подвиг — это всегда движение вперед и вверх...

Я сказал, что не нужно искать приключений, делать ошибки, но ведь иногда наши ошибки проистекают от неспособности разобраться в вещах. Нам предлагается некий образ жизни, некая модель поведения, которые пропагандируются в средствах массовой информации, в интернете, становятся модными, особенно среди молодых людей, кто прожил еще мало и не имеет возможности сравнивать. В результате мы отдаемся этим увлечениям, которые порой бывают очень опасны и создают серьезные проблемы для человеческой жизни.

129

 

 

Я хотел бы сказать об одном мифе, который распространяется очень широко и может нанести колоссальный ущерб полноте человеческой жизни. Сегодня пропагандируется образ преуспевающих молодых людей, которые менее всего думают о создании семьи. В иных фильмах хэппи-энд — это в лучшем случае счастливое совместное проживание вне брака. И к сожалению, весьма редко нам предлагают образ счастья, связанного с семейными отношениями, с полноценной многодетной семьей. Более того, у молодежи сложился стереотип, что вообще не нужно спешить с вступлением в брак: мол, давайте подождем, поучимся, поработаем, станем самодостаточными, самообеспеченными, а уж затем... Особенно часто так рассуждают девушки.

Думаю, что в этой идее есть нечто рациональное, но вместе с тем присутствует и нечто опасное. Рациональное состоит в том, что незачем ограничивать свое интеллектуальное развитие браком. А вот опасное заключается в том, что при такой позиции семья перестает быть главной ценностью и в каком- то смысле целью жизни. А ведь Господь создал мужчину и женщину, чтобы они жили в браке...

Важно понимать, что в семье происходит единение людей, обмен всем тем, чем располагают муж и жена, что превращает их в плоть едину (Мф. 19,5), как говорит Слово Божие. Это союз любви, это школа жизни, это школа подвига, ведь понятно, что «цветочный» период проходит, как только молодые люди вступают в брак, а дальше начинаются трудности, преодоление которых — тоже подвиг и тоже движение вперед и вверх.

130

 

 

Полнокровная семейная жизнь дает возможность и подвиг совершать, и себя совершенствовать, и повышать благосостояние и свое собственное, и всего народа.

Когда же подвиг становится содержанием жизни не только отдельного человека, но и всего народа, когда в устремлении к горнему соединяются сердца миллионов людей, готовых защищать свою Родину, отстаивать высокие идеалы и ценности, тогда происходят поистине удивительные, чудесные и порою даже необъяснимые с точки зрения формальной логики вещи. Такой народ обретает огромную духовную силу, побороть которую оказываются не способными никакие бедствия и враги.

131


Страница сгенерирована за 0.65 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.