Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Отчет о деятельности Православного Богословского Института в Париже за 1926-1927 академический год. Журнал "Православная мысль" №1

С началом настоящего учебного года Православный Богословский Институт вступает в третий год своего существования в качестве высшей богословской школы. Согласно принятому при организации Института учебному плану, этим третьим годом завершается круг учебных занятий Института, и текущий год, по завершении своем, даст первый выпуск своих питомцев с законченным высшим богословским образованием.

С чувством особого удовлетворения надлежит отметить, что в третий год своего существования Православный Богословский Институт вступает уже в качестве высшего учебного заведения, легализованного по французским законам.

Без малого три года тому назад, начав свою деятельность в качестве пропедевтического класса, наша богословская школа, с помощью Божией и под благодатным покровом и водительством Преподобного Сергия Радонежского, развивалась и ширилась и в настоящее время обнимает собою три полных курса с 50 слушателями.

 

Состав учащихся.

Отчетный академический 1926-1927 год начался в составе двух курсов, причем в состав второго курса вошли 20 студентов и 1 вольнослушатель, переведенные, на основании установленных испытаний, с первого курса, и два студента, принятых непосредственно на второй курс, — всего 22 студента и 1 вольнослушатель; а в состав первого курса вошли 2 студента, оставленных на повторительный курс, 20 вновь принятых студентов и 2 вольнослушателя: всего на первом курсе 22 студента и 2 вольнослушателя, а на обоих курсах 44 студента и 3 вольнослушателя.

Осуществленный осенью 1926 года прием студентов в Богословский Институт определенно показал, в какой мере среди русской эмигрантской молодежи жива потребность в богословском образовании, и насколько недостаточны те материальные средства, которыми располагает Богословский Институт для удовлетворения этой потребности. Из 42 прошений о приеме в число студентов, поступивших почти из всех мест русского разсеяния (Франция, Германия, Сербия, Болгария, Чехословакия, Польша, Эстония, Финляндия), Богословский Институт, считаясь с имеющимся в его распоряжении средствами и связываемый недостатком помещения, имел возможность принять в свои стены лишь 20 студентов на I курс и 2-х на II курс.

В течение учебного года из числа студентов выбыло по раз-

226

 

 

ным причинам: на I курсе 3 студента и 2 вольнослушателя, а на II курсе 2 студента и 1 вольнослушатель. Таким образом, к концу учебного года (отчетного) налицо состояло на I курсе 20 и на II курсе 20, а всего 40 студентов.

В результате переводных испытаний, имевших место в конце учебного года, из 20 студентов II курса 19 переведены на  III курс и одному в виду болезни испытания отложены до осени; из 19 студентов I курса — 15 переведены на II курс, один оставлен без перевода, и троим экзамены отложены до осени.

Являясь по существу своему учебным заведением закрытым, Богословский Институт, в виде общего правила, устанавливает обязательность проживания студентов в общежитии; исключения из этого правила допускались лишь в крайних случаях, именно в отношении студентов женатых и имеющих в Париже семьи, и студентов, состояние здоровья которых не позволяет им жить в общежитии, и, наконец, студентов, не пользующихся стипендией.

В отчетном году из 40 студентов Института жили вне общежития 7 человек, пользовались стипендиями от института 33 студента, посторонними стипендиями 4 студента, и не состояло на стипендии 3 студента.

В течение учебного года 4 студента приняли монашество, 4 студента рукоположены во иереи, 3 в иеродиаконы, из них 2, оставаясь студентами, исполняют обязанности настоятелей приходских церквей в окрестностях Парижа.

 

Помещения.

Уже при открытии нового приема студентов на I курс отчетного года выяснилась недостаточность помещений общежития студентов в Институте, которое было рассчитано лишь на 26 человек. Необходимо было подыскать дополнительное помещение, и вопрос этот удалось своевременно разрешить, благодаря открывшейся возможности заарендовать в ближайшем соседстве с Сергиевским Подворьем, через улицу от ворот Подворья небольшое помещение, которое, после необходимого ремонта и приспособления под жилье, оказалось годным для помещения в нем до 14 студентов.

Однако вопрос о недостатке помещения вновь стал очень остро при обсуждении вопроса о новом (третьем) приеме студентов в наступившем ныне учебном году, и лишь благодаря тому, что в течение истекшего учебного года освободилось после выбывших студентов несколько наличных мест в общежитии, и что пришлось исчерпать все возможности уплотнения наличных помещений, Правление нашло возможным принять на I курс института не свыше 15 человек. Это далеко не благоприятное разрешение вопроса, если иметь в виду, что ищущих в настоящем году поступления в Богословский Институт было 45 человек. Кроме того, для чтения лекций II курсу пришлось нанять поблизости от Подворья особое помещение для аудитории. Забота о расширении всех помещений, обслуживающих Институт, как дортуаров, так и аудиторий и столовой, для обеспечения возможности приема достаточного числа студентов является насущной и неотложной, каковы бы ни были трудности разрешения этого вопроса. Заканчивая доклад о помещениях Института, надлежит отметить два весьма существенных достижения в этом отношении в отчетном году: именно, переход на электрическое освещение с газового всех помещений Института и всего Подворья, и установку центрального водяного отопления в главном здании Подворья, где расположены храм в верхнем этаже, аудитории и дортуары Института в нижнем. Эти усовершенствования представляются тем более ценными, что устроены они на пожертвованные средства.

227

 

 

Учебная часть.

В соответствии с принятым учебным планом Богословского Института, в отчетном году читались лекции по следующим предметам богословского курса:

1) Священное Писание Ветхого Завета: проф. прот. С. Н. Булгаков

преподаватель И. А. Лаговский

2) Священное Писание Нового Завета: проф. С. С. Безобразов

3) Догматическое Богословие: проф. прот. С. Н. Булгаков

4) Патрология: проф. Г. В. Флоровский

5) История Церкви общая и русская: проф. А. В. Карташев

6) История Западной Церкви: доцент Г. П. Федотов

7) Литургика: еп. Вениамин и доцент В. Н. Ильин.

8) Философия: проф. С. Л. Франк, проф. Н. О. Лосский.

проф. Б. П. Вышеславцев.

9) Логика: преподаватель Л. А. Зандер.

10) Славянский язык: епископ Вениамин и проф. H.H. Кульман.

11) Греческий язык: проф. С. С. Безобразов.

12) Латинский яз.: доцент Г. П. Федотов и преподаватель П. Е. Ковалевский

13) Теория церковного пения: проф. А. Г. Чесноков.

Кроме указанных лекций, студенты привлекались к занятиям в семинариях по следующих предметам: Новый Завет, Догматическое Богословие, Литургика, Патрология, История Церкви и Чтение древнехристианских памятников на латинском языке, а также обязаны были представить к зачету по одному из главных предметов курса письменное сочинение на одну из предложенных тем.

 

Личный Состав.

В личном составе, обслуживающем Богословский Институт, в отчетном году произошли следующие перемены. Приглашены для чтения лекций: по Патрологии про Г. В. Флоровский; по Истории Западной Церкви Г. П. Федотов; по теории Церковного Пения проф. Консерватории А. Г. Чесноков. Кроме того, были приглашены для прочтения особых курсов по философским предметам названные выше профессора Франк, Лосский, Вышеславцев и Бердяев.

В течение того же года введена в действие должность Помощника Инспектора Богословского Института, обязанности по каковой возложены на Секретаря Богословского Института Е. М. Киселевского. В течение того же года выбыл из личного состава Инспектор Института Епископ Вениамин, после отъезда которого временное исполнение обязанностей Инспектора было возложено на Прот. С. Н. Булгакова.

 

Библиоτека.

Из вспомогательных учреждений Института в отчетном году надлежит отметить организацию и расширение библиотеки Института. Первоначально состоявшая из нескольких пожертвованных книг, библиотека разрослась до пределов, удовлетворяющих первым ученым и учебным потребностям. Кроме частных пожертвований русских богословских книг, поступающих со всех концов русского разсеяния, — значительные дары были получены от иностранных учебных и ученых заведений. В основу библиотеки Института была положена уступленная Институту библиотека упраздненной русской духовной Семинарии в Кишиневе (850 томов); затем поступило: от Женевского Университета 32 тома, от Appeal for the Russian Clergy (английского общества помощи русскому духовенству) — 150 томов, от русских дарите-

228

 

 

лей 180 томов и, наконец, куплено за счет Института 200 томов, — всего 1412 томов. В течение учебного года произведено свыше 2500 выдач, составлен систематический каталог, оборудованы библиотечные шкафы.

 

Πечаτный Орган.

Одною из особых забот Правления Института всегда было учреждение печатного органа Института, в котором могли бы печататься труды и ученые исследования по богословским наукам. Но осуществление этой задачи, требующей больших материальных средств, оказалось пока непосильным, и, в частности, ассигнования на этот предмет в отчетном году пришлось обратить по другому назначению, а именно на оборудование нанятого для расширения общежития помещения, насущно необходимого ввиду открытия II курса.

 

Φинансы.

Обращаясь к финансовой стороне дела Богословского Института, надлежит иметь в виду, что средства на содержание Института получаются исключительно из благотворительных источников, и первый год существования Института, когда эти источники были неопределенны и более или менее случайны, прошел в полной неуверенности в завтрашнем дне. Ежемесячная смета в 11.000 франков в месяц покрывалась из наличных средств, стекавшихся к Высокопреосвященному Митрополиту Евлогию из разных источников. 1926 год внес в финансовое положение Института большую определенность и прочность, благодаря помощи американских друзей Института и русской Церкви, выразившейся в учреждении в Америке особого «Церковного Фонда», оказывающего помощь чрез организации У.M.С.А. Согласно выработанной Правлением Института предположительной на три года сметы, «Церковный Фонд» гарантировал ассигнование на нужды Института на означенный трехлетний срок 15.000 долларов, распределяя эту помощь между помянутыми тремя годами не равномерно, а так, что на 1926 год назначалось 7.000 долларов; на 1927 год 5.000 и на 1928 год 3.000 долл., и с тем условием, что Институтом, с своей стороны, будут собраны на ту же надобность из других источников: в 1926 году 5.253 доллара; в 1927 году 10.662 доллара а в 1928 году 16.878 долларов, причем денежные отпуски из Фонда каждые три месяца производятся лишь по удостоверении в получении Институтом соответствующей доли из упомянутых других источников. Указанные условия Американской помощи создают необходимость постоянной и напряженной и все прогрессирующей в своей интенсивности деятельности по изысканию средств на поддержание так чудесно созданного рассадника русского высшего богословского просвещения. И, с Божией помощью, эта деятельность до сих пор была успешной. Институту удавалось своевременно добывать установленные соглашением доли поступлений на свое содержание, и в настоящее время имеющиеся в кассе Института поступления обеспечивают уже поступление американской помощи до конца текущего года.

Большую помощь в этом деле Институту оказало Appeal for the Russian Clergy, всегда проявляющее исключительную заботу о всех нуждах Института и отпускавшее в отчетном году регулярно каждые три месяца по 250 английских фунтов, что составляет 1000 английских фунтов в год.

В дальнейшем однако положение становится более трудным. Уже в 1927 году, в связи с естественным ростом Института, приведшим к открытию III курса, Институт принужден был вый-

229

 

 

ти значительно за пределы той сметы, которая была априорно составлена 2 года тому назад ко времени образования упомянутого Американского Церковного Фонда, и, вместо предположенной тогда сметы в 15.662 доллара, общая сумма сметы 1927 года достигает 18.834 долларов. Иными словами, за вычетом обещанной помощи на этот год от Американского Комитета (5.000 долларов), падающая на другие источники сумма достигает 13.834 долларов.

В будущем 1928 году, на который Американский Церковный Фонд дает помощь в размере лишь 3.000 долларов, положение станет еще более трудным. В заботах о лучшей постановке дела изыскания средств на дальнейшее содержание Богословского Института состоявшимся в июле месяце сего года Епархиальным Съездом, по инициативе Богословского Института, был создан попечительный Комитет Православного Богословского Института в Париже, в состав которого, под председательством Высокопреосвященного Владыки Митрополита, кроме избранных от Епархиального Съезда членов войдут: Правление Богословского Института и, в порядке кооптации, представители русских общественных организаций в Зарубежье. Кроме забот об изыскании денежных средств на содержание Богословского Института, названный Комитет избирает из своей среды Ревизионную Комиссию для проверки отчетов Богословского Института по финансовой его части.

Движение денежных сумм Богословского Института за 1926 год и первое полугодие 1927 года, коим заканчивается отчетный академический год, сводится к следующим цифрам (в долларах):

3А 1926 ГОД

ПРИХОД

РАСХОД

1. Остаток на 1. I. 26         2011 05

1. Содер. персон. и студ.   6320 48

2. Пожертвования             5682 23

2. Библ. и инвентарь         1161 49

3. От доктора Мотта            655 95

3. Канц. и путевые расходы 352 81

4. От Америк. Црк. Фонда  6999 90

4. Наем и рем. пом.           1102 68

5. Тарелоч. сборы церквей  298 38

5. Хозяйств. расходы         1065 76

(отопление, освещ., вода, телеф.)

6. Плата от студ-в               567 34

6. Непредвиден. расходы    293 09

7. Хозяйствен. приходы         33 41

 

8. %% по текущим счетам    58 24

 

9. Разница курсов               205 30

 

10. Суммы спец. назначения112 02

 

Итого 16 623 82

Итого 10 296 31

Остаток на 31. XII. 1926: 6.327.51

 

I ΠОЛУГОДИΕ 1927 года.

ПРИХОД

РАСХОД

1. Остаток на 1. I. 1927     6327 51

1. Содер. персон. и студ.   6683 83

2. Пожертвования               385 62

2.Путевые и канц. расх.        96 38

3. От Apperial for the          2430 00

Russ. Clergy      

3. Библ. и инвентарь           228 69

4. От Америк. Црк. Фонда  2500 00

4. Наем и рем. пом.            370 03

5. Тарелоч. сбор                 250 56

5. Хозяйств. расходы          880 96

(отопление, освещ., вода, телеф.)

6. Плата от студ.                 474 85

6. Непредвиден. расходы     93 08

7. %% по текущим счетам   108 49

7. Расходы Главн. Ком.           7 84

8. Хозяйств. приходы            78 43

Разница курсов                      8, 94

9. Суммы спец. назначения  242 37

 

 

 

Итого 12 797 83

Итого 8 369 76

Остаток на 1. VII. 1927 г.: 4.428.07

        230

 

 

По примеру прежних лет Богословский Институт продолжал поддерживать общение и связь с представителями других христианских исповеданий. В отчетном году гостями Института были: Председатель вышеупомянутого Английского Общества Помощи Русскому Духовенству, так много делающего для поддержки Института, свящ. Уиттингам, свящ. Татлоу, выдающийся представитель современной богословской науки бывший епископ Оксфордский др. Гор, Архиепископ Упсальский Седерблом, настоятель одной из видных Бостонских Церквей в Америке свящ. Шериль и друг.

С другой стороны, представители Богословского Института: Прот. С. Булгаков, проф. С. С. Безобразов и студент Д. Клепинин в истекшем году присутствовали на Сэнт-Олбанской конференции в Англии. Конференция эта оживила в Англии интерес к Богословскому Институту, и в результате ее у видного члена Общества Appeal for the Russian Clergy д-ра Гаральда Уильямс состоялось многолюдное собрание видных лиц из разных кругов английского общества, интересующихся Богословским Институтом. На собрании этом образовался Дамский Комитет, взявший на себя заботу об улучшении экономических условий Института и его студентов. Забота эта уже проявилась на деле, и благодаря помощи Комитета, Институт имел возможность оказать денежную помощь студентам, разъезжавшимся на летние работы, и снабдить их рабочими костюмами.

В то же время, по инициативе и при деятельном содействии Г. Г. Кульмана и проф. В. В. Зеньковского, проведших несколько месяцев в Америке, в городах Бостоне и Нью-Гевене образовались Комитеты Помощи Богословскому Институту, собравшие уже значительные суммы па указанную цель.

        231


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.