Поиск авторов по алфавиту

Автор:Дмитриевский Алексей Афанасьевич

Дмитриевский А. А. Вечерня в первый день Пасхи накануне праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы

 

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

Дмитриевский А. А.

 

Вечерня в первый день Пасхи накануне праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы.

В настоящий (1885) год праздник Благовещения приходится в понедельник пасхальной недели, или что тоже на второй день Пасхи. В так называемых «Марковых главах» подобный случай стечения праздников предусмотрен в статье «О том, же празднице, аще случится Благовещение Пресвятые Богородицы в понедельник, во вторник, или в среду светлые недели» (Типик. изд. Киев. 1824 года. Слич. Πεντηκοστάριον edit. Venet. 1801 an. pag. 18), в которой и изложен порядок службы на этот случай. Упомянутой нами «Марковой главой» должны и без сомнения будут руководиться в данном случае наши пастыри. Но глава эта, при всей своей полноте и

— 368 —

 

 

— 369 —

последовательности, на практике может породить некоторого рода недоумения и затруднения, вполне однако легко устранимые. Сделаем небольшие разъяснения по поводу ее.

Указанные нами «Марковая глава» Устава содержит в себе изложение четырех церковных служб, а именно: малой вечерни, великой, утрени и отчасти литургии. Общий же обыкновенный Устав пасхальной службы знает только три чина великой вечерни, утрени и литургии. О малой вечерне в нем не говорится и не может говориться, потому что на вечерне через всю неделю совершается малый вход—в первый день Пасхи с евангелием, а в остальные—с кадилом и поется великий прокимен, что и составляет неотъемлемую и отличительную особенность только великой вечерни. Появление в данном случае малой вечерни, кроме великой, есть, следовательно, некоторое отступление от того же Устава и изложение службы для этих великих дней подобное с изложением ее, если бы праздник Благовещения Пресвятые Богородицы приходился не на Пасху, а в какой-либо иной день. Кроме того, у нас на Руси прочно укоренился обычай, вопреки, впрочем, указаниям Типикона и Октоиха, служить великую вечерню при малой не накануне праздников, а в самый праздник вместе с утренею. Накануне же служится одна малая вечерня, и лишь только по городским и монастырским церквам—всенощное бдение, которое во время пасхальной недели не служится даже и в этих храмах. Теперь, руководясь названною нами «Марковой главою», относительно службы на Благовещение в понедельник Пасхи и не отступая от укоренившихся у нас на Руси прочно обычаев, священник в первый день Пасхи вечером должен будет отслужить только одну малую вечерню, а великую оставить до утра и служить ее вместе с утренею. Так без всякого сомнения и сделали бы наши пастыри и быть может некоторые и сделают, но тут является такого рода затруднение: когда же читать пасхальное евангелие—на малой вечерне, или утром

 

 

370

на великой за утренею? Вопрос этот весьма естественный и вполне резонный, так как в чине малой вечерни, изложенном в упомянутой нами главе, говорится: «Свете тихий без входа (ἄνευ εἰσόδου), прокимен великий 1): Кто Бог велий и стих его первый, таже Сподоби Господи» и т. д. (л. 247 об.). Т. е. в Уставе не говорится ня о малом входе с евангелием, ни о чтении самого пасхального евангелия: «Сущу позде», которое, по той же статье, включено в чин великой вечерни. Следовательно, если священник пожелает держаться общепринятого на Руси обычая—служить великую вечерню, вместе с утренею и не сочинит из этих служб всенощного бдения, которое по деревням никогда не служится, а в городах, как мы заметили, принято, по крайней мере, на Пасху служить непременно утреню, то пасхальное евангелие положенное, по Уставу, на вечерне, должно быть оставленно без прочтения. Этого требует и характер евангельского чтения, приуроченного к вечеру именно этого дня и следующее замечание Типикона: «аще в неделю вечера, по сем (т. е. но прочтении пяти паремий праздника) иерей: «И осподобитися нам», Евангелие, от Иоанна зачало 65: «Сущу позде в день той» (л. 248). Т. е. если великая вечерня накануне Благовещения будет совершаться

1) В греческом подлиннике стоит просто προκέιμενον без прибавления не идущего к делу прилагательного великий (Πεντηκοσταρ. edit. Venet. 1801 an. pag. 18; Μην. Μαρτ. edit. Venet. 1779 an. pag. 114), которое, как можно с полною вероятностью предполагать, осталось и в нашем Типиконе (л. 247 об.) по недосмотру переводчиков или корректоров справщиков, потому что если бы великий прокимен был положен на вечерне, то последняя никоим образом не могла бы называться «малою вечернею». Великий прокимен считается неотъемлемою принадлежностью только великой вечерни, на малой же вечерне и великий прокимен, состоящий из двух стихов, называется малым прокимном или прокимном дня (Никол. пособ. к изуч. церк. Устав. стр. 223 прим. 3).

 

 

— 371 —

в понедельник или во вторник утром вместе с утренею или вечером в теже дни, так как праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы может быть и в эти дни, то вышеуказанное примечание не будет иметь места. В греческом Пендикостарии, в котором служба для Благовещения в понедельник Пасхи излагается самостоятельно, вышеприведенного замечания нашего Типикона о чтении евангелия мы и не видим (edit. Venet. 1801 an. pag. 19). Чтобы не осталось на самом деле без прочтения вечернее пасхальное евангелие, священник должен непременно вопреки установившемуся у нас на Руси обычаю непосредственно после малой вечерни служить другую великую...

По-видимому, настоящая «Марковая. глава» изложена применительно к службе в храмах престольных, где, кроме малой вечерни, должно совершаться по Уставу, непременно 1) и всенощное бдение. Но, во-первых, если мы обратимся к так называемым «храмовым главам», то ясно увидим, что такого обилия служб, какое представляет рассматриваемая вами «Марковая глава», и они не требуют, а напротив прямо указывают, что в престольных храмах должны иметь место только три службы: великая вечерня, утреня и литургия. Так 48 «храмовая глава» гласит следующее: «Аще ли храм святого случится от понедельника светлые недели до 4 недели по Пасце, и поем в те дни службу храма, «якоже Георгия 2) писася в Месяцеслове (л. 479 об.). Находим «Марковую главу», на которую указывает поцитованная сейчас «храмовая глава», и ясно видим, что в ней и помину нет о малой вечерне,

1) «Есть и ино бдение к сим (т. е. к 52 положенным по Уставу всенощным бдепиям) Святого храма в обители, еже должно есть бывати, говорится в 6 главе нынешнего Типикона, и никакоже оставлятися в память его» (Тип. 1824 г. Киев. изд. л. 12).

2) Такова практика и в современной греческой церкви Μην. Απριλλ. edit. Venet. 1780 an. pag. 103.

 

 

572

а говорится только о чине великой вечерни, утрени и литургии (л. 258). Во-вторых, разбираемая нами «Марковая глава» не устраняет всех затруднений и в том случае, если в первый день Пасхи вечером будет отслужено всенощное бдение. Дело в том, что на этом всенощном бдении, следуя буквальному предписанию настоящей «главы», священник должен будет прочесть два евангелия одно во время великой вечерни, после паремий праздника, а другое на утрени после великой ектеньи и степенных (л. 248). Такое явление в нашем всенощном бдении, на котором в обычное время читается только одно евангелие на утрени, повторяется не часто...

Все эти затруднения могут быть легко устранимы, если наши пастыри, руководясь рассматриваемою нами «Марковую главою» для службы праздника. Благовещения Пресвятые Богородицы в понедельник Пасхи нынешнего Типикона и следуя примеру древнегреческой богослужебной практики 1) и нашей древнерусской, оставят без исполнения чин малой вечерни и отслужат, как требует того нынешний Типикон для службы вообще в пасхальную неделю, -только великую вечерню, утреню и литургию. В храмах же престольным и где в первый день Пасхи вечером будет совершаться всенощное бдение, можно отслужить и малую вечерню, но непременно с присоединением к ней

1) «Если случится Благовещение в понедельник Светлой недели, говорится в греческом Типиконе 1643 г., вечером в великое Воскресение стихиры сначала воскресные, потом Богородичные; вход: «Свете тихий», прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш», евангелие дня: «Сушу позде в день той», ектения, «Сподоби Господи», просительная ектенья, стихиры Пасхи. И если делаешь всенощное бдение, то последование ее; если же нет «Христос воскресе» и отпуст. На утрене понедельника после «Христос воскресе», слава тропарь Богородицы, и ныне тоже самое. Остальное последование, как в великое воскресение, кроме целования. Бывает и лития». Τύπικον edit. Venet. 1643 an. φ. 48.

 

 

373

входа с евангелием и чтением вечернего пасхального евангелия, чтобы не читать два евангелия на всенощном бдении и не отступать таким образом от общепринятых у нас обычаев по отношению к всенощному бдению.

А. Дмитриевский.

 


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.