Поиск авторов по алфавиту

Византийские Отцы V-VIII веков

Библиография

Пути византийского богословия

Кроме общих руководств и пособий, указанных в моей книге: Восточные отцы ІV-го века, см. еще K. Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Literatur, 2 Aufl. München 1897; богословский отдел обработан A. Ehrhard'ом. Книга давно устарела, но остается незамененной и потому незаменимой. Патрология Rauschen'a вышла в 1931 новым изданием у Гердера, в обработке Altaner'a: Patrologie, Die Schriften der Kirchenväter und ihr Lehrgehalt. - К постановке христологической темы срв. из старых книг: J. Bach, Dogmengeschichte des Mittelalters vom christologischen Standpunkte, Bd I, Wien 1873; из новейшей литературы - H.M. Reiton, A study in Christology, with preface by A.C. Headlam, Lond. 1917; P. Galtier, De Incarnatione et Redemptione, P. 1925. - Акты Ефесского собора и другие документы по истории несторианского спора в новом издании под ред. Ed. Schwartz'a, - Acta conciliorum occumenicorum, t. I, vol. 1-5, 1924-1930. В том же издании акты V-го собора (t. IV, vol. 2, 1914). Деяния других соборов y Mansi. Русский перевод соборных деяний в издании Казанской дух. академии (с 1859 года) сделан чаще с латинского перевода, чем с греческого подлинника, очень неточен и ненадежен. - Ο Нестории: F. Loofs, Nestoriana, Halle 1905; F. Nau, Le livre d'Heraclide de Damas, traduit en français, P. 1910; сирийский текст издан P. Bedjan 1910; срв. рецензию Mason, J. Th. St. XV. 1913-1914; J. F. Bethune-Baker, Nestorius and his teaching, 1908; L. Fendt, Die Christologie des Nestorius, 1910; M. Jugie, Nestorius et la controverse nestorienne, P. 1912 (Срв. A. d'Ales. Autour de Nestorius, Rech. Sc. rel. V. 1914); F. Loofs, Nestorius and his place in the history of Christian doctrine, Cambridge 1914; срв. A.C. Headlam, Nestorius and Orthodoxy, The Church Quarterly Review, № 160, 1915 July; См. Nestorius и Nestorienne (église) в Diet, de la théologie cathol.; A. d'Alés, Le dogme d'Ephèse, P. 1931 (срв. мою рецензию, "Путь" № 33, 1932); A. B. Карташев, Ha путях к Вселенскому собору, П. 1932. См. еще Labourt, Le christianisme dans l'empire perse sous la dynastie Sassanide, P. 1904. - Литература об Антиохийском богословии указана в книге об отцах ІV-го века. Срв. еще П. Гурьев, Феодор, епископ Мопсуестский, М. 1890; о нем же статьи J. M. Vosté и R. Devresse в Revue Biblique, с 1923 г.; H. N. Bate, Some technical terms of Greek Exegesis, J. Th. St. XXIV; H. H. Глубоковский, Святой Апостол Павел и павлинизм Антиохийской богословской школы, Труды V-го Съезда Р. Академических организаций заграницей, ч. 1, София 1932; F. X. Bauer. Proklos von Konstantinopol, München 1919; R. Devreesse, Le début de la querelle de trois chapitres: la lettre d'Ibas et le tome du Proklus, Revue se. rel. 1931; A. Aies. La lettre d'Ibas, évêque d'Edesse, а Marius le Persan, Rech. se. rel. 1932. Ο Нисибинской школе: Chabot, L'école de Nisibe, son histoire, ses statuts, Journal Asiatique, IX série, t. VII. 1896; A.П. Дьяконов, Типы высшей богословской школы в древней церкви III-VIII, Христ. Чтение 1913, 4 и 5. Срв. еще F. Nau. La mystique nestorienne, Muséon, 1930. - Ο монофизитстве основная работа J. Lebon. Le monophysitisme sévérien, Louvain 1910; срв. его же La christologie de Timothée Aelure, R. hist. ecl., IX, 1908. Срв. E. Schwartz, Der Prozess des Eutyches, München 1929; R. Draguet, Julien d'Halicarnasse et sa controverse avec Sévère d'Antioche sur l'incorruptibilité du corps de Jésus-Christ, Lou train 1924; M. Jugie, Julien d'Halicarnasse et Sévère d'Antioche, Echos d'Orient, XXIV, 1925; за последнее время было издано много сочинений Севира по-гречески и по-сирийски. Срв. И.Е. Троцкий, Изложение веры церкви Армянской, начертанной Нерсесом, кафоликосом армянским, по требованию боголюбивого государя греков Мануила, Спб. 1875; В. В. Болотов, Из церковной истории Египта, Христ. Чтение 1884, 1885 и 1892; Несколько страниц из церковной истории Эфиопии, Христ. Чтение 1888; А.И. Бриллиантов, Происхождение монофизитства, Христ. Чтение, 1906, июнь; А.П. Дьяконов, Иоанн Ефесский и его церковно-исторические труды, Спб. 1908; Α.Π. Доброклонский, Сочинение Факунда, епископа Гермианского, в защиту трех глав, М. 1880. Об осуждении Оригена и оригенизма см. F. Diecamp, Die Origenistische Streitigkeiten im VI-ten Jh., Münster, 1899; срв. G. Fritz, Origénisme, Diet, de la théologie cath. (1931); срв. A. Knecht, Die Religions-Politik d. Kaiser Justinians I. Würzburg, 1896; G. Glaizolle, Justinien, son rôle dans les controverses, Lyon 1905; J. Pargoire, L'église byzantine 527-847, P. 1905; R. Granic, Die rechtliche Stellung und Organisation der griechischen Kloster nach dem Justinianischen Recht, Byz. Zeitschrift, XXIX, 1-2, 1929. O монофелитском движении см. новые статьи V. Grumel, Recherches sur l'histoire du monothélisme, Echos d'Orient, t. XXVI, 1928, и след. К истории сирийского мистицизма: Frothingham, Stephen bar Sudaili, the Syrian mystic and the book of Hierotheos, Leyden 1886; H. Marsh, The book which is called: The Book of the holy Hierotheos, London, 1927; Bar Hebraeus, Book of the Dove, Ley den 1919.

Святой Кирилл Александрийский

Основное издание J. Aubert в 6 томах (P. 1638), у Migne t. t. 68-77. Толкования на малых пророков и на Евангелие Иоанна и некоторые догматические послания были в семидесятых годах переизданы E.B. Pusey. По-русски творения святого Кирилла переводились при Моск. дух. академии. Переведены экзегетические труды (не все). Особенно ценен перевод толкования на Иоанна, сделанный М.Д. Муретовым, с отличным указателем, Серг. Пос. 1906-1913. Из догматических сочинений кое-что переведено в "Христ. Чтении" 1841 и 1847 г.г. и в "Деяниях вселенских соборов. - J. Kopallik. Cyrillus von Alexandrien, eine Biographie, Mainz 1881; A. Kehrmann, Die Christologie des hl. Cyrillus von Alexandrien, 1902; J. Mahe, Les anathématismes de St. Cyrille d Alexandrie et les évêques orientaux du Partiarchat d'Antioche, Rev. hist. eccl. VII, 1906; L'Eucharistie d'après St. Cyrille d'Alexandrie, ibidem, VIII, 1907; E. Weigl, Die Heilslehre des hl. Cyrillus von Alexandrien, 1905; Eberle, Die Mariologie des hl. Cyrillus von Alexandrien, 1921; Свяш. T. Лященко (Еп. Тихон), Святой Кирилл, Αрх. Александрийский, Киев 1913; A. Миролюбов, Проповеди святого Кирилла Александрийского, К. 1889; А. Вишняков, Имп. Юлиан Отступник и литературная полемика с ним святого Кирилла Александрийского, Симбирск 1908.

Блаженный Феодорит

Основное издание Syrmond, І-ІV, Р. 1642; t. V. Garnier-Harduin, 1684; повторено Schultze, Halae, 1769-1774; y Migne, t. t. 80-84. Церковная история переиздана L. Parmentier в Берл. корпусе (1911). Русский перевод при Моск. дух. Академии (6 томов, М. 1852-1859; 2 изд., 7 томов, 1905-1907) Письма переведены H.H. Глубоковским. Церковная история переведена при Спб. д. академии, 1852. - Лучшая книга о блаженный Феодорите: Н.Н. Глубоковский, Блаженный Феодорит, епископ Киррский, Его жизнь и литературная деятельность, 2 тома, М. 1890; срв. отзыв В.В. Болотова, Theodoretiana, Христ. Чтение, 1892, июль-август, 58-164. Срв. Ad. Bertram, Theodoreti ер. Cyrensis doctrina christologica, 1883; J. Lebon, Restitutions а Theodorète de Cyr, Rev. hist. eccl. XXVI. 1930.

Corpus areopagiticum

Основное издаиие B. Corderius (Antv. 1634), у Migne, t.t. 3-4. Слав. перевод в Макарьевских четьих минеях, за октябрь, изд. И. Археографич. Комиссии, 1870. По-русски в Христ. Чтении 1825 и 1848; "О небесной иерархии" кроме того особо по поручению Синода переведено в Моск. дух. академии, в изд. 1898; "О церковной иерархии" в I т. "Писаний святых отцов и учителей Церкви, относящихся к истолкованию православного богослужения", Спб. 1855. - J. Stiglmayr, Das Aufkommen der pseudo-dionysischen Schriften, Feldkirch, 1895; H. Koch, Der pseudoepigraphische Charakter der dionysischen Schriften, Theol. Quartalschr. 1895, Bd. 77; Pseudo-Dionysius Areopagita in seinen Beziehungen zum Neoplatonismus und Mysterienwesen, Mainz, 1900 (Kirsch-Ehrhard Forschungen, I. 2-3); кроме того ряд статей обоих названных авторов в различных изданиях, H.F. Müller, Dionysios, Proclos, Plotinos, Baeumker's Beitrâge, XX. 3-4, Münster, 1918. Ο латинских переводах ряд статей G. Théry и его новую книгу: Etudes dionysiennes, I. Hilduin, Paris 1932. Срв. Durantel, St. Thomas et le Pseudo-Denys, P. 1929. По-русски: A.И. Бриллиантов, Иоанн Скот Эригена, Спб., 1898, с. 142-178; В.Н. Лосский, Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита, Seminarium Kondakovianum, III, Прага 1929; La notion des "Analogies" chez le Denys Pseudo-Aréopagite, Archives d'histoire doctrinale du Moyen Age, V, 1930.

Писатели VI и VII веков

1. Леонтий Византийский. Неудовлетворительные старые издания (отчасти переводы) у Migne 86. l, 2; F. Loofs, Leontius von Bysanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche, TU III. 1-2, Lpz. 1887; W. Rügamer, Leontius von Bysanz, Würzburg 1894; V. Ermoni, De Leontio Byzantino, P. 1895; J.P. Junglas, Leontius von Byzanz, Studien zu seinen Schriften, Quellen und Anscha: ungen, Padeborn 1908 (Kirsch-Ehrhard Forsch. VII. 3; R. Devreesse, Le florilège de Léonce de Bysance, Bev. sc. rel. X. 1930; Свящ. B. Соколов. Леонтий Византийский, Его жизнь и литературные труды, С. Пос. 1916.

2. Полемисты VI и VII в.в. см. у Migne, t.t. 86, 86-bis, 89. Срв. Lebon и Junglas; S. Vailbé, Sophrone le sophiste et Sophrone le parti arche. Revue de l'Orient chrét., VII, VIII, 1902-1903; K. Попович, Патр. Иерусалимский Софроний, как богослов, проповедник и песнописец, Киев 1890; J.B. Kumpfmüller; De Anastasio Sinaita diss. Würzburg, 1865; P. Spacil, La teologia di S. Anastasio Sinaita, Bessarione, XXVI (1922), XXVII (1923).

3. Сборники. Прокопий Газский у Migne, 87, 1-3, J. A. Cramer. Catenae patrum, in Novum Testamentum, 1-8, Oxford, 1844; H. Lietzmann. Catenen, 1897; Th. Schermann, Die Geschichte der dogmatischen Florilegien vom V-VIII Jh., TU 28, Lpz. 1904; R. Devreesse, Chaînes exégétiques, Diet, de Bible, Suppl. I. 1930; Doctrina patrum de Incarnatione Verbi, hsgg. und untersucht von Fr. Diekamp, Münster 1907.

4. Песнописцы. W. Christ et M. Paranikas, Anthologie graeca carminum Christianorum, L. 1871; Card. Pitra. L'hymnographie de l'Eglise grecque. R. 1867; Analecta sacra, t. l, Parisiis 1876; E. Bouvy, Poètes et mélodes, Etudes sur les origines du rythme tonique dans l'hymnographie de l'Eglise grecque, Nimes, 1886; F. Cabrol, L'hymnographie de l'église grecque, Angers 1893; Филарет (Гумилевский), Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви, Спб. 1860; 2 изд. Чернигов, 1864; И. Мансветов, Церковный Устав (Типик), М. 1885; А. Васильев, Ο греческих церковных песнопениях, Визант. Временник, III, 1896; И. А. Карабинов, Постная Триодь, Спб. 1910; М.Н. Скабалланович, Толковый Типикон, вып. 1, Киев 1910; вып. 2, К. 1913; Е. Диаковский, Последование часов и изобразительных, Киев 1910. - Ο Романе Сладкопевце см. исследования K. Krumbacher'a в Sitzungsberichte Мюнхенской академии за 1898, 1901, 1903, 1904 г.г.; срв. P. Maas, Die Chronologie der Hymnen des Romanos, Byz. Zeitschr. XV, 1906; A. Васильев, Хронология Романа Сладкопевца, Визант. Временн. VIII, 1901. Р. перевод гимнов П. Цветкова, М. 1903 (из журнала "Отдых христианина"). - S. Vailhé, St. André de Crète, Echos d'Orient, V. 1902; свящ. A. Виноградов, Святой Андрей, Архиеп. Критский, Христ. Чтение 1902, февр.; М. Рождественский, Святой Андрей Критский, как церковный песнописец. Странник, 1902, 3 и 6. - Pl. de Meester, L'inno acatisto, R. 1905; Krypiakiewicz, De hymni acathisti auctore, Byz. Zeitschr. XVIII, 1909.

Отцы-аскеты

1. Начало монашества: K. Holl, Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum, Lp z. 1898; P. Ladeuze, Etude sur le Cénobitisme Pakhomien, 1898; Dom J. M. Besse, Les moines d'Orient antérieurs au Concile de Chalcédoine, P. 1900; P. van Cauwenbergh, Etude sur les moines d'Egypte depuis le concile de Chalcédoine (451) jusqu'а l'invasion arabe (640), 1914; Leipoldt, Schenute von Atripe, TU XXV. 1, 1903; Loofs, Eusthatius von Sebaste, 1898; M. Viller, La spiritualité des premiers siècles chrétiennes, P. 1930; K. Kirk, The Vision of God, 1931; Ir. Hausherr, La méthode d'oraison hésychaste, Orientalia Christiana, № 36. Rome 1927; срв. Еп. Феофан, Древние иноческие уставы..., M. 1892; С.M. Зарин, Аскетизм по прав. христ. учению, т. I, 1-2, Спб. 1907; свящ. Ст. Лобачевский, Святой Антоний Великий, Одесса 1906; Архим. Палладий, Святой Пахомий Великий и первое иноческое общежитие, Казань 1899; Н. Примогенов, Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом святого Пахомия, Казань 1900; И. Троицкий, Обозрение источников по истории египетского монашества, С. Пос. 1907; Иером. Феодосий, Палестинское монашество с IV до VI в. Спб. 1896 (= Правосл. Сборник, XV. 2); Иером. Анатолий, Исторический очерк сирийского монашества до половины VІ-го века, К. 1911; Н. Суворов. К истории нравственного учения в вост. Церкви, Виз. Врем. X, 1903; С.И. Смирнов, Духовный отец в древней Восточной Церкви, I, Серг. П. 1906; И. Попов, Идея обожения в древне-восточной церкви, Вопросы философии и психологии, 1909, 2 (или 97); П. Минин, Главные направления древне-церковной мистики, Серг. П. 1916 (из "Богословского вестника").

2. "Духовные беседы". Основное издание Pritius (1668), исправленное Floss'ом (1850), у Migne 34. Срв. G. L. Marriott, Macarii Anecdota, Seven unpublished homilies of Macarius, Harvard theological Studies, 5, 1919; См. тексты, изданные Amélineau в Annales du musée Guimet, XXV (1894): p. перевод при Моск. дух. академии, 1845, 4 изд. 1904; J. Stoffels, Die mystische Theologie Makarius des Aegypters, Bonn 1908: C. Flemming, De Macarii Aegyptiaci scriptis quaestiones, Göttingae, Diss. 1911; J. Stiglmayr, Makarius der Grosse im Lichte der kirchlichen Tradition, Theologie und Glaube, 1911; Sachliches und Sprachliches bei Makarius von Aegypten, Innsbruck 1912. Сомнения в принадлежности "бесед" преподобному Макарию уже y Неофита Капсокаливита в XVIII в., его рассуждение издано Диовуниотисим, Афины 1924. Из новейшей критической литературы См. A. Wilmart, L'origine véritable des homélies pneumatiques, Revue d'ascét. et de mystique, I. 1920; G. L. Marriott, The Messalians and the discovery of their Ascetic book, Harvard theol. Review, 19, 1926; J. Stiglmayr, Pseudo-Makarius und die After-mystik der Messarianer, Zeitschr für die kathol. Theologie, 1925. Срв. Liber gradfuum e codicibus syriacis edid. D. Kmosco, Patrologia Syriaca, t. Ill, P. 1926. Из русской литературы: A. Бронзов, Преподобный Макарий Египетский, т. I, Спб. 1899; И. В. Попов, Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского, Богосл. Вестник, 1904 и 1905; Иерод. Онуфрий, Мистика преподобного Макария Египетского, Учено-богосл. опыты студентов Киевской д. акад., в. XII, К. 1914.

3. Памятники IV-VI в.в. "Лавсаик" в изд. C. Butler'a, Texts and Studies, VI. 1-2, 1898, 1904; срв. издание Lucot, P. 1912. Historia monachorum, ML 21; E. Preuschen, Palladius und Rufinus, 1897; R. Reitzenstein, Historia monarchorum und Historia lausaica, Göttingen 1916; Des Athanasius Werk ueber das Leben des Antonius, Sitzber. der Heidelb. Akademie der Wissensch., Phil. hist.- Klasse 1904, VIII; Cotelerius, Ecclesiae Graecae Monumenta 1-3, P. 1677-1688; Apophthegmata Patrum, Migne 65; p. пер. Евсевия (Орлинского), M. 1845. W. Bousset, Apophthegmata. Tübingen 1923; Das Mönchtum der sketischen Wüste, Zeitschrift für die Kirchengeschichte 1923. Творения преподобного Иоанна Кассиана. ML 49; есть p. перевод, M. 1892. Срв. Древний Патерик, изложенный по главам, р. пер. М. 1874; 3 изд. М. 1899; "Луг Духовный", у Migne 67 (срв. ML 74). p. пер. Филарета (Гумилевского), М. 1848; пер. о. М. Хитрова, СТСЛ 1896; см. свящ, П. Смирнов, Об авторе Λέιμων Бог. Вести. 1915, сент.; Синайский Патерик в древне-славянском переводе, Серг. Пос. 1917. - Сочинения Евагрия См. у Migne, 40; но в особенности W. Frankenberg, Evagrius Pontikus, Abhandl. d. Gesellschaft zu Göttingen, Ph.-hist. Kl., N. F. 13, 2. 1912, сирийский текст и нем. перевод; J. Hausherr, Les versions syriaque et arménienne d'Euagre le Pontique, Orientalia christiana XXII. 2, 1931; Zöckler, Euagrius Ponticus, 1893. - Русский перевод некоторых сочинений Евагрия в "Добротолюбии", т. I. Творения Нила - Міgne 79; р. пер. 1-3, М. 1858 См. F. Degenhart, Der hl. Nilus Sinaita, sein Leben und seine Lehre vom Mönchtum, Münst. 1915; Neue Beitrâge zur Nilus-Forschung, 1918; K. Heussi. Untersuchungen zu Nilus dem Asketen, Lpz. 1917. Творения Марка Пустынника y Migne 65; срв. Пападопуло-Керамевс, Analecta, I; J. Kunze, Marcus Eremita, Lpz. 1895. Русский перевод в "Добротолюбии", т. I; "Слово о крещении", M. 1858; A. Юрьевский, Марк Пустынник и его новооткрытое "слово против несториан", Казань 1900. Блаженный Диадох, Творения у Migne 65, срв. издание К. Попов, Блаженный Диадох, епископ Фотики древнего Эпира, и его творения, том I, Казань 1903 и Weiss - Liebersdorf, Β. 1916. "Вопросоответы" преподобных Варсануфия и Иоанна, изд. Никодима Святогорца, у Migne 88; p. пер. M. 1895. Статья о мнениях Оригена, Дидима и Евагрия в "Христ. Чтении", XXV, 1827. Творения аввы Дорофея у Migne 88; р. пер. М. 1895. Срв. статьи S. Vailhé, Echos d'Orient, VІІ-VІII, 1904-1905. Творения аввы Исаии изд. по-сирийски у Land, Analecta syriaca, t. III, по-гречески в Иерусалиме, 1911; лат. пер. издан еще в 1574, у Migne 40; p. пер. в "Добротолюбии", т. I. Срв. Kugener, Observations sur la vie de l'ascète Isaie nar Zacharie le Scholastique, Byz. Zeitschr. IX. 1900; S. Vailhé, Un mystique monophysite, le moine Isaie, Echos d'Orient, IX, 1906.

4. Преподобный Иоанн Лествичник. Editio princeps, M. Raderus, P. 1633, y Migne 88, - очень неисправно; не лучше Константинолольск. изд. Софрония, 1883. По-русски переводилась не раз. Перевод Моск. дух. академии в 1851 году, перевод Оптиной пустыни 1862. Срв. S. Vailhé, Echos d'Orient, VIII, 1905.

5. Преподобный Исаак Сирин. Сирийский текст издан P. Bedjan, Mar Isaacus Ninevita de perfectione religiosa, P. 1909; с него англ. пер. A.J. Wensinck, Isaac of Nineveh, Mystic treatises, Abhandelingen der koninkl. Akademie van Wettenschappen, Af deling Letterkunde, N. Reeks deel XXIII. 1, Amst. 1923. Греч. перевод изд. Никифором Феотоки (впосл. еписк. Астраханским) в г. Лейпциге, в 1770 г. Р. перевод в Христ. Чтении двадцатых годов (неполный) и в издании Моск. дух. Акад., 1854, 3 изд. 1911. См. Chabot J. B., De S. Isaaci Ninevitae vita, scriptis et doctrina, P. 1892; "Книга целомудрия" Иезудены изд. Chabot, Mélanges d'archéologie et d'histoire, Ecole française de Rome, XVI, 1896.

Преподобный Максим Исповедник

Основное издание Combefis (1648), не вошедшие сюда сочинения издал Oehler, Anecdota graeca, у Migne 90 и 91. Срв. С.Л. Епифанович, Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исп., К. 1917 (особенно важно исследование о "схолиях" к Ареопагитикам). "О Богословии к Фалассию", I и II, переведены в Христ. Чтении, 1830 и 1835 гг.; "Тайноводство" в I т. "Писаний святых отцев, относящихся к истолкованию прав. Богослужения", 1855; новое издание Творений преподобного Максима в переводе М.Д. Муретова и С.Л. Епифановича едва началось в 1915 году (вышел т. I, Житие в разл. ред.). См. (М. Зефиров) Жизнь преподобного Максима Исповедника, Прав. Соб. 1857; H. Straubinger, Die Christologie des hl. Maximus Confessor, Bonn. 1906; Ив. Орлов, Труды святого Максима Исповедника по раскрытию догматич. учения о двух волях во Христе, Спб. 1888; С. Л. Епифанович. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, К. 1915; M. Viller, Aux sources de la spiritualité de St. Maxime, Rev. d'Asc. et de Mystique, 1930; Th. Disdier ряд статей в Echos d'Orient, 1929 1930 г.г.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Основное издание M. Lequiein, 1712; у Migne, 94-96. P. перевод в издании СПБ. Академии, вышел только І-й том, 1913; Точное изложение есть и в других переводах (Моск. дух. акад. 1844 и А. Бронзова, 1894). - J. Langen. Johannes von Damaskus, 1879; J. H. Lupton, s. v. в Dictionnary of Christian Biography (Smith a. Wace), v. 3; K. Holl. Die Sacra ParaHeia des Johanus Damaszenus, TU XVI. l, Lpz. 1987; J. Bilz, Die Trinitâtslehre des Johannes v. Damascus, Paderborn 1909 (= Kirsch-Ehrhard Forschungen IX); P. Minges, Zum Gebrauch des Schriften "De fide orthodoxa" des Joh. Damascenus in der Scholastik, Theol. Quartalschr. 96, 1914. К истории иконоборческого спора см. Schwarzlose, Der Bilderstreit, Gotha 1890; E. J. Martin, A history of the iconoclastic controversy, London 1930; статьи Γ.A. Острогорского в Seminarium Kondakovianum, I и II т. Еще: Η. Богородский, Учение святого Иоанна Дамаскина об исхождении Святого Духа, СПБ. 1879.

В этом указателе только изредка отмечены статьи в разного рода словарях и других справочных изданиях. В них и следует искать дальнейших указаний. И при издании этого выпуска моего курса пришлось отказаться от сносок и ученого аппарата, по техническим условиям, чтобы не удорожать книги и не рисковать самою возможностью издания. Вряд ли кто больше автора сожалеет о необходимости такого обрезания.

[ Оглавление ]

Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.