Поиск авторов по алфавиту

Глава XII. Солидарность

Общественное благополучие

Поскольку каждый отдельный христианин являлся членом Церкви, основной чертой которой была любовь, на него возлагался долг быть братом по отношению ко всем людям, с которыми ему приходилось соприкасаться в жизни. Христианская жизнь с общественной точки зрения представляла собою служение ближним. Тертуллиан писал: "Общий дух, исходящий от нашего общегоГоспода и Отца должен объединить всех ближних, поскольку у всех людей единая судьба - все они члены Церкви, а Церковь есть Христос"/"Де поэнйт.",10/.

Поскольку бедняки отождествляются с Христом, христианин внешне выражает свою веру через благодеяния по отношению к бедным, он славит Бога, молится Ему "посредством ежедневного подаяния и содействия людям".
Милосердие является сверхъестественным достоинством. Оно определяет сонм святых, который устанавливает неразрывную связь между мёртвыми и живыми, между торжествующими и воинствующими. Таким образом христиане молятся не только за живых, но и за почивших, особенно за мучеников.

Солидарность поэтому в качестве первого своего источника использует таинства и молитву. В молитве Господней Иисус Христос прежде всего как миротворец и учитель единства не желает, дабы мы молились каждый по отдельности, а стремится к тому, чтобы мы молились все вместе, Мы ведь говорим не "Отче мой, иже еси на небеси...", а "Отче наш..." и не говорим: "Хлеб мой насущный даждь ми...", а "Хлеб наш насущный даждь нам..." Подаяние милости является одним из величайших средств искупления собственных грехов. Оно поэтому непосредственно связано с жизнью сверхъестественной. Оно питается вечностью, и бесчисленными и бесконечными являются его ресурсы. В отношении стиха в Посланий к римлянам "будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте" /Рим.,12: 10/ Ориген писал, что "это первая заповедь после первой".

)!о закону милосердия христианин должен отдавать часть своего дохода как конкретное выражение своей любви к Богу в пользу своего ближнего. Он отдаёт это Богу, отдавая в Церковь.

Аналогичный обычай существовал и в религиях древности. На знаменитом Розетском Камне, который был ничем иным, как указом совета египетских жрецов в Мемфисе в честь Птолемея Епифания по случаю его коронации, была начертана хвала царю, поскольку он "посвятил храмам денежные и натуральные доходы" и ослабил налоги, а также потому, что он установил ежегодную подать храмам, как натуральную так и денежную. /Ср. К.и Т. Мюллер, "Фрагмента хисторикум грекорум",1, Париж, 1885/. В благодарность за это в каждом храме должна была быть установлена статуя и жертвенник богу Епифанию. Аналогичные обычаи существовали у вавилонян, персов, финикийцев, а также существуют до настоящего времени у различных примитивных племён. Этот обычай господствовал также и у иудеев, от. которых он перевёл к христианам, приняв в начале форму церковной десятины, однако это было не повсюду.

Подаяния в пользу Церкви собирались, по крайней мере в некоторых общинах, ежемесячно. Не существовало какой-то обязательной квоты, но каждый вносил деньги в соответствия со своим желанием и доходом. Располагая определёнными средствами, община выплачивала жалование священникам, платила за наём помещений, содержала кладбища, но /что важнее всего/ стремилась устранять социальную несправедливость, оказывая помощь нуждающимся, прячем немало из них полностью зависели от такой помощи: вдовы, сироты, престарелые и нетрудоспособные, инвалиды, узники в тюрьмах, а также сосланные за веру. Помощь направлялась в самые отдалённые уголки - что было выражением материнской сущности и всеобщности Церкви, Для того чтобы помогать узникам, христиане стремились подкупать стражу, выкупать тела мучеников, хотя это им не всегда удавалось /например, в Лионе/.

Распоряжение фондами, необходимыми для осуществления этой огромной благотоврительной деятельности, доверялось аккуратности и бескорыстию епископов и диаконов. И лишь немногие злоупотребили этим доверием.

Распоряжение фондами являлось для них не дополнительной обязанностью, а органически входило в их Функции, поскольку с самого начала в обязанности церковных иерархов входила обязанность следить за "материальным и духовным...благополучием всех". Её выполнение было характеристикой доброго епископа, практическим осуществлением основного требования всеобщей благотворительности /Ерм, "Манд.",У111,10/.

И действительно, греша против благотворительности, человек отступает от нового духа. Это таинство и сила. через которые всё проясняется и христианизируется. Все противоречия разрежаются в любви, все несчастья устраняются в любви. Это общественное достоинство, через посредство которого разрушается эгоизм, укрепляется самоотверженность со отношению к ближним.
Св. Климент Римский повторял слова апостола Павла о благотворительности, а Игнатий признавал в Римской церкви приоритет любви, а поскольку любовь составляет общность христианства, то
этот приоритет вне всякого сомнения является также и приоритетом Церкви, искренний и с широким кругозором Климент не только признавал, но и отдавал должное героическим язычникам, которые жертвовали своими интересами, а иногда и жизнями ради блага общества, ради спасения своей отчизны. Любовь к родине ведь это ничто иное как любовь к нашим ближним. Иудифь и Есфирь благодаря своей любви к родине и благородства сердца получили от Бога помощь для своего народа, которому грозила опасность.

И этот героизм вновь проявился в христианах и христианках, ""Многие из которых добровольно шли в тюрьму ради освобождения ближних и продавали себя в рабство ради того, чтобы ценою этого прокормить других" /Климент Римский, 1У. / Это был скрытый и безвестный героизм, и этим самым он был еще более величественным, чем героизм Кодра, Ликурга, Камилла, Деция Мура и Цицерона, на которых епископ, по-видимому, ссылался.

В большой литургической молитве /принятой в Римской Церкви/ до сих пор сохраняется восхваление мучеников сразу же за восхвалением Бога.

Любовь, которая освещает все страдания братьев по человечеству, является самым крепким связующим звеном в Церкви.
Она отделяет христиан от язычников, и последние могут узнавать первых именно по проявляемой ими .любви. Тот, кто любит, подражает Богу, Который награждает нас, Если мы "не воздаём злом за зло, или ругательством за ругательство, напротив, благословляем, зная, что...к тому призваны, чтобы наследовать благословение" /1 Пет.,3: 10/. Таким образом есть место только для прощения, но не для мести. Любовь возрождает, любовь спасает.

В этом смысле родившаяся Церковь, истинно Живой Христос, проявляет заботу о человеческих душах и телах во имя вечности. Таким образом Церковь использует общественную помощь в качестве средства достижения небес, постоянного подражания Богу, Который оказывает непрестанную помощь Своим земным чадам. Церковь осуществляет свои задачи двояко: как община, а также как объединение индивидуальных членов. Несмотря на то, что заповеди Церкви ещё не были в то время сформулированы так, какмы знаем их сегодня, их содержание можно было найти почти у каждого церковного писателя во втором веке.

Старая этика Ветхого Завета вошла составной частью в этику христианства, причём высказывалось убеждение в том, что она усиливается посредством постепенного отчуждения иудеев, что старые священные книги полностью принадлежат Новому Завету, что они являются как бы предисловием к гармоническому синтезу.На это ссылаются Климент Римский и Киприан. По Ерму, когда христианин приобретает свои достоинства, он "должен помогать вдовам, заботиться о сиротах и нищих, избавлять рабов Божиих от уныния, быть гостеприимным... становиться беднейшим из бедных, почитать своих родителей, осуществлять справедливость, хранить братство, поддерживать оскорбленных...не обижать должников или неимущих".

Как мы уже видели, приобретение в этом мире богатства сопряжено для христианина с определёнными опасностями, поскольку оно является временным и может быть лишь терпимо. По словам Пастыря, "лучше использовать деньги, чтобы облегчить положение угнетённых, помогать вдовам и сиротам, проявлять к ним постоянное внимание".

Поскольку христиане любят друг друга как братья и зовут друг друга по имени, то можно сказать, что они возлюбили друг друга, "ещё не познав друг друга" /Минуций, "Окт.",1Х, 2/.
Затем их любовь выразилась в благотворительности и действенной солидарности между богатыми и бедными, причём последних было значительно больше, чем первых. Животворная кровь милосердия, которая течёт по всему Телу Христову, исцеляет и восстанавливает, проникая в самые мельчай-шие капилляры. И, как писал Аристид, "если они слышат, что один из них попал в тюрьму или подвергся угнетению во имя Христово,
они обеспечивают его всем необходимым, и при первой же возможности стремятся освободить его"/Аристид, "Ап.",ХУ, сирийский вариант/.

Достоинство проявляется через милосердие. Самая чистая девственность бесплодна, если она не связана с благотворительностью в отношении нуждающихся.
В начале второго века неимущие трудящиеся в значительной степени были лишены покупательной способности, что приводило также в огромной степени к торговому я производственному застою. Периодические вмешательства со стороны государства лишь не надолго улучшали положение. Язычники также осуществляли благотворительную деятельность, но она носила изолированный характер и осуществлялась лишь отдельными липами, причём она не имела той всеобщности, которой обладала деятельность Церкви.

Антоний Пий создал систему правительственной помощи детям бедняков, а Траян ещё более развил её, но они оба преследовали лишь демографические цели. Христианство в этом случае не признавало никаких мирских интересов или ограничений. Его благотворительность предназначалась для всех, независимо от возраста, внешнего вида я т.п., она оказывалась даже парализованным и калекам, "чтобы мы могли все вместе войти в нашу общую школу, каковой является мир" /Климент Александрийский, "Квис дивес..." XXXIII/. Киприан писал: "Богатство, не использованное для добротоделания, утеряно. Те, кто помогает бедным, даёт взаймы Богу".
Социальная помощь на практике

Помощь должна оказываться каждым каждому. Прежде всего, конечно, богатые обязаны бедным. Богатые не должны испытывать по отношению к бедным никакого отвращения, поскольку в их телах также обитает наш Господь.

Но бедняки также обязаны помогать другим беднякам, причём многие христиане так и делают, постясь по необходимости, чтобы сберечь хлеба для тех, кто ещё беднее их. Даже родители, обременённые множеством детей, не освобождаются от обязательств, накладываемых христианской солидарностью, которые рассматриваются как осуществление "добротоделания", как говорилось в "Протоевангелионе" Иакова /второй век/. Даже тот отец, который не очень богат, должен прежде всего думать о своём долге перед Богом, а уже затем об оставлении наследства детям, возлагая на Бога заботу о своих сиротах. Если он не делает этого, то фактически учит своих детей любить наследство более, чем Христа, вследствие чего он совершает преступление. Эти указания содержатся в поучении епископа Киприана, относящемся к третьему веку /Киприан,"Де оп. эт элем", ХУ111 и XIX/.

Как уже говорилось, в это время появился страх перед общим обнищанием. Однако епископ отвечает на такое возражение, утверждая, что невозможно обнищать, оказывая помощь беднякам. Он цитирует Библию: "Дающий нищему не обеднеет, а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий" /Пр.,28: 27/. Короче говоря, христианское учение пыталось отделить человека от его состояния и денег с тем, чтобы полностью освободить его перед Богом - сделать его героически свободным.
И этим объясняется, почему Отцы, следуя примеру Христа и апостолов, рассматривали почётную нищету как условие внешнего и внутреннего спокойствия. Подобное отделение противоречило римской концепции собственности, которая считана её вечной, неограниченной и абсолютной.

Помощь в таком случае может оказываться каждым.и каждому. Но по причинам, указанным выше, первыми получателями должны быть сироты и вдовы. /Ерм, "Манд.",У111,10/ И подлежат осуждению те диаконы, "которые неправильно используют и растрачивают принадлежащее сиротам и вдовам, извлекая из этого личную выгоду".

Описывая образцового епископа, Игнатий среди основных его обязанностей указывал на оказание земной помощи нуждающимся, включая вдов, попечение о которых возложено на Бога, а затем и на епископа" /Игнатий, "Пол.",1У, 1/. В это время не существовало больниц, положение больных было весьма плачевным, а оказываемая им помощь была совершенно незначительной. Но после примеров Христа и апостолов святые Отцы, в частности Поликарп, сделали оказание такой помощи обязательным /поликарп, У1.1/.

В конце второго века в Риме, Александрии, Карфагене по всему Востоку можно было столкнуться с практикой оказания благотворительной помощи, направленной на пропитание бедняков. Онасостояла в бесплатной раздаче пищи, которая осуществлялась или Церковью целиком или богатой частью общины. Это было конкретное проявление общественной озабоченности и не имело ничего общего с пирами, которые устраивались паразитами, "стремившимися к наполнению собственного желудка и прославлению рабства" /Тер- туллиан, "Ап."XXIX, 16/. Христианские трапезы назывались агапе, т.е. любовь /Так Тертуллиан истолковывал это слово, переводяего латинским "дилекцио"/, о чём свидетельствовал также и их характер.

Особенное внимание уделялось гостеприимству, рассматривавшемуся как одно из проявлений милосердия. Древнее общество постоянно испытывало ту или иную нужду вследствие транспортных трудностей, отвратительных дорог, отсутствием перевалочных станций и гостиниц. Существовавшие тогда гостиницы "каупоне" пользовались дурной славой, открыто соперничая с публичными домами.

Уважающие себя люди, имевшие моральные принципы, например христиане, должны были чувствовать себя в них крайне неуютно, поэтому ям было чрезвычайно необходимо гостеприимство частных лиц, которое в любом случае было предпочтительнее гостиниц. В новой Церкви сфера гостеприимства была расширена теоретически, поскольку христианами могли быть представители различных наций, но также гостеприимство распространялось и на нехристиан. В идеальном случае каждый дом должен был считаться об-щим домом. На практике это несколько ограничивалось ограниченностью материальных средств хозяина и необходимостью ограждать себя от паразитов. Фактически, однако, гостеприимство было распространено весьма широко, поскольку каждый христианин, отправлявшийся по делам, пользовался гостеприимством общины, куда бы он ни прибывал, и он не чувствовал себя чужим.

"Дидахе", поскольку в ней регулируются самые разнообразные проявления повседневной жизни, уделяет значительное внимание изложению требований гостеприимства. Кто бы ни прибывал во имя Господне, должен получать максимальные гостеприимство и помощь.
Однако, гостю не следует оставаться более чем на два-три дня за счёт хозяина, Если он пожелает остаться на более длительный срок, ему следует дать работу, с тем чтобы он не жил как ленивый паразит.

Св. Климент Римский указывал на самые известные проявления гостеприимства со стороны евреев-христиан. Это было в Коринфе, оживлённой морской гавани, пересечении путей между Востоком иЗападом, где наиболее явно проверялись вопросы гостеприимства. И испытание было выдержано с честью, поскольку римский епископ писал о "прекрасной традиции гостеприимства", которой Коринфская Церковь завоевала себе широкую известность /Клм. Рим.,2/

Эта добродетель приобрела среди христиан всеобщий характер. Об этом писал Иустин: "Кто не допустит к своему очагу представителя другой расы или традиции, живёт старым, после пришествия Христа мы все живём вместе как Его община" /Иуст., "Ап.",Х1У, 3/. Ведь именно об этом говорил Господь в притче о добром Самарянине. /Климент Алекс.,"Квис дивес...",ХХУ111/. Епископ Мелитон даже написал трактат об обязанностях
гостеприимного хозяина, а антиохийский епископ Феофил подкреплял христианские предписания законами Моисея. Вполне естественно, что епископам приходилось уделять особое внимание этому вопросу. Из места своей ссылки во времена преследований Киприан писал не только о "лапси", но также и о вдовах, недугующих, обо всех бедных христианах, а также о странниках, указывая,что необходимые для этого средства должны быть взяты из его собственного фонда, находившегося в распоряжении пресвитера Рогатиана. Пресвитеры вместе с епископами участвовали в этой деятельности. Тертуллиан считал, что гостеприимство является одной из тех особенностей, которыми законные апостольские Церкви отличаются от еретических.

Также и Ерм восхвалял гостеприимство христиан, "которые всегда радостно и нелицемерно принимали рабов Божиих в своих домах", поскольку "в гостеприимстве зачастую находит выражение людская добродетель" /"Сим".IX, ХХУ111,2, "Манд." У111.10/.
И среди причин неодобрения смешанных браков между христианами и нехристианами Тертуллиан указывал на то, что для жены-христианки при нехристианском муже было бы невозможно принимать странников в своём доме.
Христиане должны относиться к странникам-иностранцам подобно Аврааму, который принял трех путников и омыл их ноги. /Ориген, "Ин Ген.",1У, 1-2/.

Богатые общины также помогали другим бедным общинам, считая себя клеточками одного и того же большого организма. По многим причинам богатейшей из всех была Римская Церковь, она же была и ведущей. Достаточно вспомнить, что Маркион, возвратись из Понта, пожертвовал двести тысяч сестерциев Церкви, но когда обнаружилось, что он еретик, то она была в состоянии немедленно возвратить ему всю сумму целиком. Римская Церковь считала одной из своих неотъемлемых обязанностей оказывать помощь христианам в других общинах.

Её готовность оказывать такого рода помощь была неограниченной. В её рамках вся территория была разделена по населению в городах на семь округов, оформляемых семью диаконами; каждому из которых сослужили по семь иподиаконов и шесть аколитов, оказывавшими помощь не менее полутора тысячам бедняков. Кроме того Церковь направляла свою помощь в виде материальных даров, посланий и сочувствия общинам в Каппадокии и Аравии. Можно было сказать, что Римская Церковь присутствовала повсюду, где испытывалась нужда в помощи.

Евсевий, этот терпеливый собиратель различных документов, писал: "Имеется письмо, направленное тем же Дионисием /епископом Коринфским/ римлянам в адрес Сотира, тогдашнего епископа Римского, несколько строк из которого было бы уместно привести.
Восхваляя обычай, существовавший у римлян вплоть до недавних преследований, он писал: "С самого начала у вас существовал обычай приходить на помощь всем братьям различными способами и направлять средства многочисленным общинам во всех городах, избавляя таким образом нуждающихся от отчаяния, обеспечивая подаяние братьям, заточенным в шахтах и рудниках, причём этим вы сохраняете традицию ваших римских предков, которую ваш епископ Сотир не только сохранил, но и развил, посылая обильное вспомоществование святым и утешая несчастных братьев, подобно любящему отцу, утешающему своих детей". Дионисий добавлял, что послание Сотира, как и послание его предшественника Климента, периодически зачитывалось в Коринфской Церкви в качестве поучения и в память о нём" /Евсевий, 1У, 23,9-11/.

От подаяния до всеобщего распределения

В "Дидахе" говорится о том, что если подаяние получает нуждающийся, то это справедливо, если же подаянием пользуется тот, кто не нуждается в нём, он должен отвечать за те мотивы, которыми он руководствуется, и дожжен быть посажен в тюрьму, причём его не следует освобождать до тех пор, пока он не компенсирует все полученное им до последнего гроша. Таким образом "Дидахе" предупреждает от слепого подаяния. Подобные мысли повторяются также у св. Августина, св. Григория, Кассиодора и др. В "Дидахе" также содержатся предупреждения относительно паразитов, которые могут изобиловать во времена, когда испытываются трудности с получением работы. Если человек, который получает милостыню, верит в благие намерения дающего, то он более не считает принятое милостыней, а если он обманывает дающего, то это также не милостыня, а заём или, может быть, даже и кража. Податель такой милостыни, обманутый таким образом, имеетправо обратиться в суд и поручить обратно спаяна всё отданное. Необходимость таких предупреждений подтверждалась эпизодом с Перегрином Протеем, который, несмотря на преувеличения Лукиана, мог рассматриваться в качестве весьма возможной реально существовавшей личности. /Лукиан, "Де морте Перегрини" Х1-Х111/. Среди различных источников существования для этого злостного паразита было также и христианство. Он хорошо понимал, что можно извлечь из таких понятий, как бессмертие души и всеобщее братство.

При всех возможных преувеличениях при создании этого образа, тем не менее нельзя сомневаться в том, что существовали подобные люди, поэтому можно понять ту тщательность, с которой рассматривались эти вопросы в "Дидахе", лаже если они казались излишними по сравнению с терпеливым состраданием евангелия я более иудейскими, чем христианскими. Однако в том же произведении христианам предписывается не быть жадными, любить ближних более, чем самих себя, делиться всем со своими братьями, осуждается частная собственность как препятствие на пути к полному христианскому братству.
В "Дидахе" проявляется тенденция к общности имущества, характерная для матери-Церкви. Псевдо-Варнава не уставал повторять наряду с другими предписаниями: "Нужно делиться всем со своими ближними, нельзя говорить, что что-либо принадлежиттебе одному: если ты обладаешь совместно с другими вечным, то в значительно большей степени ты обладаешь совместно с другими земным" /XIX, 8/.

Ерм неоднократно подчёркивал обязанность подавать милостыню нуждающимся, он ведь хорошо знал, как страдает неимущий человек. Нищета равноценна тюрьме, и подобно последней она часто приводит к самоубийству. "Тот, кто знаком со страданиями бедных и не помогает им, совершает великий грех и принимает на себя кровную вину". Эти слова приобретают ещё большее значение, если они отнесены, как считают некоторые, к страданиям от голода во время правления Антония Пия. Ерм, как мы видим из процитированного отрывка, не призывал к всеобщему обнищанию, а лишь к устранению страданий бедняков, и это было наипервейшей мыслью религиозного мышления. Его не волновали, подобно "Дидахе", достоинства принимавших благодеяние. Он выражал более общие мысли, которые затем были повторены Златоустом, в соответствии с которыми милосердие является прекрасным само по себе, независимо от лица, которое является получателем.
И добрый Ерм, который сам составил небольшое состояние собственным трудом /принадлежа к наиболее активной группе - к освобожденным рабам/, настаивал на необходимости оказывать благотворительность бедным. С другой стороны /и в этом он следовал за "Дидахе"/, если нуждающиеся не столь нуждаются, как показывают это, то они должны платить за своё лицемерие перед Богом. В такой плоскости благотворительность представляла собою более всеобъемлющее и сложное понятие, чем это предусматривается в наши дни. В наши дни оно несёт в себе несколько уничижительный оттенок с любой социальной точки зрения. Однако, вполне ясно, что в глазах Отцов и апостолов благотворительность означала не периодические подачки, а постоянное выделение на эти цели определённой части дохода. Введение церковной десятины было революционным явлением, которое скрыто осуществлялось самыми различными путями, и само слово "сострадание" было тем, что побуждало общину выражать свои чувства через подаяние.

Отцы Церкви повели длительное и настойчивое наступление на богатство, в попытках заставить его оказывать необходимую помощь "неимущим" для их существования. В их трудах мы находим побуждение к правильному распределению между членами общины продуктов груда, поскольку им никогда не приходило в голову, что Церковь могла бы взять на себя управление каким-либо общественным или частным предприятием.

Таким образом раздаяние милостыня привело нас рассмотрению вопроса о распределении доходов, с тем чтобы уничтожить нищету неимущих. Можно напомнить пример Иерусалимской Церкви.
Член общины мог добровольно продать своё имущество я отдать вырученные деньги Церкви. Члены общины чувствовали себя братьями и питались вместе, а бедные кормились из общих церковных средств. Это я было примером, к которому стремились Отцы.
Об этом говорится в "Дидахе" /1У, 8/, в "Послании Варнавы" /XIX, 8/. В изменение указаний "Дидахе" в седьмой книге так называемых "Апостольских конституций", написанных около 400 года Р. X. можно прочесть: "Делись всем со своим ближним я не говори, что богатство принадлежит тебе одному". В "Послании к Диогнету" говорится: "Христиане делят друг с другом общий стол, но не общую постель" /У, 7/. Аналогичную
мысль высказывал и Тертуллиан: "Между нами всё распределяется, кроме наших жён". И именно источники, бывшие страстными защитниками собственности, начинали осуществлять коммунизм там, где христиане останавливались. В этом и заключается смысл обращения. Раньше человек практически осуществлял постыдный коммунизм, теперь же он создаёт благословенный, который сопровождается наиболее ярко выраженной взаимопомощью, которая заключается в общей пище. Подобные мысли принадлежат также я Иустину.

Философия определяет основные причины для такого использования ресурсов, поскольку на заре иудейской мысли вследствие её тенденции к богословствованию она всегда возвращалась к Богу, единственному и абсолютному Создателю и Раздаятелю всех земных благ. Поэтому формула: "Это - моё, и если оно даже превышает мои потребности, то почему же я не могу владеть им?" не является ни гуманной, ни общественной. Более уместной могла бы считаться формула: "Это - моё, так почему же я не делюсь всем этим с бедняками?"... /Климент Алекс.,"Пед.",11,12/. Не продолжая цитаты, вполне очевидно, что автор стремился к реорганизации экономического порядка, в результате которой
серьёзное неравенство могло бы быть устранено посредством передачи излишков от одних другим, которые испытывают недостаток. Церковь вводила свою собственную экономическую систему, основанную на совместном владении богатством или, по выражению Климента Александрийского, на добровольном пожертвовании частя своего богатства. Таким образом радикально преобразовывалась существовавшая концепция богатства. Эта идея продолжала форми-роваться и развиваться вплоть до периода св. Августина, причём в основе её лежала концепция: подлинным Владельцем является Бог, мы же. Его чада, представляем собою лишь распорядителей с равными правами. Богатство принадлежит всем, и никто не может быть лишён своей доли, никто не может лишать людей возможности пользоваться щедростью Божией в равной мере /Киприан, "Де опере эт элеемосина",ХХУ/.


Страница сгенерирована за 0.08 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.