Поиск авторов по алфавиту

Автор:Каптерев Н.Ф., профессор

Глава 4

ГЛАВА IV.

Вместе с заботами о предохранении Руси от иноверных влияний, так или иначе могущих замутить в ней чистоту православия, Досифей заботился еще устранить из русской церковной жизни все, что ему казалось в ней несогласным с нормами строго православной церковной жизни. В грамоте к патриарху Адриану, в августе 1692 года Досифей доказывает ему, что интересы православия требуют как в малой так и в великой России увеличить число епископских кафедр и образовать из округов, по примеру греческой церкви, митрополии с подчиненными епископами. Нужду этого, говорит Досифей, подтверждает ап. Павел— «пиша к Титу хиротонисати по градам пресвитеры, рекше епископы, кийждо бо епископ и пресвитер, но не всяк пресвитер епископ. Второе, яко и древний святии участиша управления множеством епископов еретиков ради, и да правосечется слово истины, еже и Великий Василий, митрополит сый, сотвори в епархии своей, еже явно есть и сви-

 

 

179 —

детельства не требует. Третие, яко приснопетии самодержцы по времени и нужде производиша еписконии на митрополии, и во многих градех не сущия прежде митрополии и епископии расположиша и хиротонисаша по временем святейшие патриарси. Тем же и в сущих ту божественное, величайшее и православное самодержавство есть, и да будут епископи больше во всяком знаменитом граде, бывающу убо повелению от божественного величества и соборному избранию». Затем Досифей старается устранить препятствия к выполнению его предложения. «Аще есть мысль неких архиереев, пишет он, яко аще поставятся и инии епискони, умалятся нынешних епископов приходы, глаголем, яко да сохранятся пределы, узаконения и предания святыя церкве восточныя, зане преступление аще и мало, но имеет великое мучение, а еже имети архиереем великия приходы, ненуждно есть. Второе, яко архиерее суть святых апостолов преемницы, якоже апостоли ничесого имеша, и архиерее да имеют мало. Третье, за церковь пролил есть Сын Божий кровь свою, и не есть праведно архиереем лишшеимства ради умаляти или стужати церкви Божии, ее же ради Христос умре. Четвертое, не есть праведно взирати онсицы на прибыток, но на пользу и прибыток общий. Пятое, собор коеяждо кафолическия церкве не зрит, что глаголет онсица и что хочет онсица и что годно онсице, но что пользует церковь и что годно Богу. Аще же кто любопрится, глаголем тому с Павлом: мы сицеваго обычая не имамы, ниже церковь Божия; и аще кто или нецые противоглаголют, или преслушают церковь, убо имеет тые яко язычники и мытари, власть же наказует, не бо суетно меч носит, но да добрые снабдевает, тако противоглаголющия извергает и низлагает» 68). Об умножении на Руси епископских кафедр Досифей настаивал чрез архимандрита Хрисанфа и пред государями. В царском указе в патриарший Розряд от 2 апреля 1693 года говорится, что Иерусалимский патриарх писал государям с архимандритом Хрисанфом: слышно де у них, во всей Палестине у всех православных, что в России чинятся

68) Ibid. л. 44 об.—46.

 

 

180

некоторые в церковных правилах отступления, а во иных дальних странах умножилась некоторая ересь капитонская, и о сем он святейший Иерусалимский патриарх со всем освященным собором единомышленно просит, дабы великие государи указали поставить несколько в некоторые городы и дальние страны вновь епископов, которые б могли народ учити, дабы не прельщались. А присланный ево святейшаго патриарха архимандрит Хрисанф, по приказу патриаршему, объявил тому способы: чтоб тех новых епископов хиротонисать на Москве и потом послать для бытия их в тех городех к преосвященным митрополитом под власть их, а когда случится из тех епископов которому смерть, и на ево б место там иного хиротонисал преосвященный митрополит по древнему церковному обыкновению; таким же подобием и в Сибири и в иных дальних местех, где пристойно, при митрополитанских престолех, учинить несколько епископов, которые б могли распространять церковь Божию» 69). И в последующее время Досифей не раз обращался к государю с советами умножить в России число епископских кафедр. Когда в июле 1700 года наш Константинопольский посол Украинцев, при возвращении в Москву, был на прощании у патриарха Досифея, тот между прочим говорил послу, «что б дли дальнего расстояния от царствующего града Москвы поставлен был епископ в Азов того ради, чтоб христианство распространялось и восприимали от того епископа христианское научение и имели в сердцах своих страх Божий. А епископ бы тот, живучи там, ни в какие роскоши не вдавался и служителей у себя многих не имел, а поступал так, как подобает епископу, и, ревнуя апостольским следованием, пачеже распростирался учением своим и смиренномудрием. И посланники сказали, что они и то ево святейшаго патриарха предложение великому государю, его царскому величеству, донесут и надеютца, что в том городе епископ поставлен будет» 70). Но этим словес-

69) Греческие статейные списки № 12, л. 1062.

70) Турецкие статейные списки 27, л. 1252.

 

 

181 —

ным наказом послу Досифей не удовольствовался. Отправляя в том же 1700 году в Москву своего племянника архимандрита Хрисанфа, он писал с ним государю: «уповаем слышати и уже слышали, что в Азов святое и богомудрое царство ваше повелел быти митрополиту, а ведется быти и епископом по городам, потому что много епископов бывает причина, чтоб были добрые и богомудрые, и дабы не учинили тягости царской казны, житие их что бы было по древнему обычаю кафолической церкви, сиречь, смиренное, а наипаче понеже суть соседи наши, что бы было и житие их, якоже наше, — патриархи и здесь в Цареграде наипаче пеши ходят. Архиереи суть нищие и преж сего были, как познается от историях и от собрания вселенских соборов, что так нищие были, что цари их кормили; платья дорогия духовным людем не пристойно, а носили такие платья иконоборцы? И буде изволит, прочтите правило шестое на десять вселенского седьмого собора, которое весьма низвергает. Тем же кротчайший и Богом почтенный святый самодержце, место, которое взял мечем своим, почти апостольски, что бы были и архиерей много, и чтобы были нищие, якоже и апостоли, для правления доброго тамошних христиан» 81). Государь принял во внимание предложение Досифея относительно устройства в Азове митрополии и писал ему в 1701 году по этому поводу следующее: «донесена нам, великому государю, нашему царскому величеству, с архимандритом вашим Хрисанфом вашего блаженства грамота, в которой слыша о нашем царского величества намерении, писали есте вы, что изволяем мы, в завоеванном нашем граде Азове, быти митрополии, а ваше к тому всесвятейшество требуете и того, дабы к принадлежащим той митрополии во граде же были подвластные епископии, которых бы благонравие было по древнему кафолической церкви обычаю смиренное, а наипаче, чтоб и житие их было якоже и ваше. И мы, великий государь, наше царское величество, по прежнему намерению своему и вашего блаженства но предложению, требуем того,

71) Греч. д. 1700 г. № 1.

 

 

182

чтоб был в том нашем граде Азове престол митрополитанской и к тому подвластные епископии из области вашего архипастырства из архиереев или священномонахов. которые б словенского языка и речения знали, и могли бы в тамошней стране не только что живущих христиан ко спасению приводить, но и пограничных бы народов из поганства в благочестивую православную кафолическую веру греческого закона навращать и в оной утверждати были довольни суть, и под властию своею по градом, где належати будет с нашего повеления, те епископии учением утверждали. И сего бы ради ваше блаженство, восприяв сего нашего царского величества грамотою известие, в тамошних ваших странах избрав житием искусных и в свободных науках ученых и в словенском речении знаемых, из архиереев или архимандритов или из священномонахов, епископского сапа достойных, на тую именованную азовскую митрополию и для иных епископий российских к нам великому государю, к нашему царскому величеству, отпустили б двух или трех человек, а мы великий государь, наше царское величество, таких архиереев или архиерейского сана достойных особ и постоянного жития всеисполненных, когда присланы будут, с премногою нашею милостию воснрияти и по достоинству удоволити их будем» 72). На эту грамоту государя Досифей отвечает в следующем 1702 году: «повелевает ваше державное и богопрославденное царствие, послати нам отсюда некоторых иеромонахов добрых и ведущих словенский язык, дабы были они у вас епископами и евангельскими проповедниками. На сие повеление отвечаем первое: в еллинских местах таковых нет, в Сербии и Булгарии и в окрестных местах Сербы много зла терпят от иезуитов, и здесь в Ерделии называемый кесарь и август дает указы и повелевает православным христианам свободным быти, но является лживым и лицемерным, ибо иное говорит и иное творит, и сие так должно быть везде, где Рим и

72) См. нашу книгу: «Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII столетиях», приложение № 10.

 

 

183 —

где тот ложный царь римский, имеющий титло от лживого епископа римского без всякой благословной вины; и так он иное пишет и повелевает для православных, а иезуиты иное творят, однако все с его позволения. Сербы же в Ипеки находящиеся от нищеты, от войн, от податей как бы не существуют. Только в римлянах (т. е. греках) обретаются мудрые и истинно добродетельные люди, и из них попечемся послать некиих учителей младых возрастом школы ради и места. Когда они туда придут и услышится, что обрели милость вашего величества, приидут после них и другие и научатся удобно словенскому диалекту и употребит их ваша боговенчанная и богоутвержденная держава где и как укажет» 73). В 1705 году Досифей снова обращается к государю с советом умножить в России число епископских кафедр. «Молим, пишет он, понеже великое и святое твое царствие взял много мест у шведов, да не поставит архиерея тамо, но да поставит архиерея в Петрополе, а другого в Нарве, чтоб было удобнейшее церковное поучение. Наипаче и сие полезнейше есть, дабы был митрополит в больших городах, а в иных епископы подлежащие митрополиту и тако да возрастает предание православные веры. И аще будет какое-нибудь препятие в тамошних странах: архиереев украшение и расходы многия, тогда сотворит власть вашего царского величества меньши, как имели то в Цареграде архиереи во время святых самодержцев, и якоже творим и мы, что расходы наши суть равны с единым игуменом на именшаго монастыря, и на одежды наши все не изойдет пяти сот копеек» 74).

Желая предохранить русскую церковь от возможности повторения тех замешательств, какие произошли в ней в патриаршество Никона, Досифей указывает царю какие качества должен иметь избираемый царем патриарх. «Тот кто будет иметь смирение, пишет он государю в 1702 году, да будет и патриархом. Царь самодержец! да име-

78) Прил. № 8. 74) Ibid. № 11.

 

 

184 —

дат власть архиереи и иереи глаголати церковное пред ник, да не будет зверь и да не страшатся его архиереи, сущие братия яко раби; да не возможет глаголати в церкви чуждая церкви; да не мешается в гражданския дела и не повелевает синклиту, как сотворил Никон, и смутил вселенную и толикия иждивения и труды сотвори приснопамятный и святый ваш отец угасить гордость его и сотворить изчезнути злые его образы. Внемли, всеблагий владыка, недавати власти гордым, тиранский и насильственный нрав имеющим» 75). В 1705 году Досифей снова советует царю избрать патриарха из москвичей (а не из иностранцев) «и чтобы он был стар и доброго гражданства (жития), зане москвитяне патриархи покамест были, хранили целу православия проповедь, и чтобы был такой человек, который смотрел бы одну церковь, а от политических дел был бы отлучен и не писался бы господин и патриарх, но только архиепископ и патриарх» 76).

Особенно заботливость Досифей проявил относительно благоустройства южнорусской церкви. Он не раз настаивал пред царями и патриархами московскими, чтобы они уничтожили в южнорусской церкви все новшества, какие перешли было в нее от латинян, все те беспорядки, которые происходят в ней от недостатка настоящего церковного надзора, причем указывал и те средства, с помощью которых дела южнорусской церкви следует привести в надлежащий порядок. В грамоте к государям о подчинении киевской митрополии московскому патриарху Досифей пишет: «по той стране Днепра, рекомой казацкой землею, суть некие, в Риме и в Польше от латин наученные, архимандриты и игумены монастырей, которые не почину совершают последование церковных служб и носят изуитское ожерелье; сего ради да попечется преосвященный митрополит, чтоб во всех монастырях одинаковая была служба, поелику не разделился Христос, и чтобы отложили ожерелья, ибо не подобает благочестивым носить

75) Ibid. № 8. 76) Ibid №. 11.

 

 

-185 -

на себе знамение иномудрствующих. — Обретается во многих правилах св. отец, обновленное незамного времени пред сим на поместном соборе великия Москвы, чтобы не хиротонисать архиерею на одной литургии многих священников или диаконов, но единого священника или диакона; сохранять непременно подобает сие и преосвященному митрополиту Киевскому. Епископам же из казаков, сие творившим безотменно в казацкой земле, да повелевает никак сего впредь не творить, ибо по неведению так поступали, как мнится; если же и впредь сие творить будут, неотложно да извержет их. Обретаются там и архиереи из греков, которые также хиротонисают многих иереев и диаконов на одной литургии; поелику же они ведением и ради денег согрешили и злой показали пример, то таковых неотложно низвергнуть и никакого прощения не удостоивать. И некоего изгнанного архиепископа ахридского, притом же и беглеца, украшающего себя именем патриаршим, как лицемера, оплевать и епитимии подвергнуть» 77). В грамоте к патриарху Адриану в марте 1691 года Досифей пишет: «у вас архиерей» И» архимандриты носят митры, якоже и оный Гедеон киевский содела златые короны, хотя и той в Киеве величатися якоже патриарх, и сие неправедно есть, еже быти многим главам... К казакам приходят отселе нецыи архиереи и хиротонисуют на единой литургии многие диаконы и иереи—и чесо ради не возбраните такового нелепого дела, чесо ради не повелеваете митрополиту киевскому не попущати быти таковым беззакониям» 78). В августе 1692 года Досифей снова пишет Адриану: «россы на Украйне аще и хранят православие неколебленно, обаче многия обычаи православных растлиша, от них же суть нецыи и доныне держаще сия, в них же и еже хиротонисати архиерею многи диаконы и иереи в единей и тойжде литургии. Еще же и нецыи архиерее, бегающие отселе на Украйну, от них же больший суть извержени за их злобы, творят та-

77) Греч. д. 7195 г. № 3. Арх. Юго-Западн. Рос. т. V, № XXXV.

78) Рукоп. сборник СПБ. синод. библ. № 473, л. 150 об.—151.

 

 

186 —

яжде во месте тамо приходяще, еже яко есть дело неподобно и весьма пребезаконно,—вапиют и законы и уставы и каноны и самое кафолическия Христовы церкве предание. Сущая же при вас святая и кафолическая церковь невемы за что терпит бывати таковым, и наипаче ныне, яко общею мыслью дадеся тоя епархии управление вашему попечению и надзиранию. Аще же мнят мала некая вне предания сицевая бывающая, но церковь не знает великого и малого пременения, но всякое пременение безаконно мыслит быти... Надобно убо твоему блаженству пещися, ежебы им исправитися во беззаконной хиротонии и во иных неких тамо безаконно бывающих» 79). Указывая на некоторые беспорядки, существовавшие в южнорусской церкви, Досифей в тоже время указывает и на средства исправить эти беспорядки. В грамоте к царям, по поводу подчинения киевской митрополии московскому патриарху, он советует составить соборное определение, «чтобы впредь священника, который пойдет в папежския места учиться, архимандритом и игуменом и епископом не поставлять; если же мирянин, то да не будет иереем, ибо довлеет православная вера, ко спасению и не подобает верным прельщатся чрез философию и суетную прелесть. Великий князь Александр (Невский) не был философом, но ответ, который дал он послам папиным, равняется символу веры. Если благоволите, то, чрез божественную и царскую хрисовулу, да учредится школа в Киеве и да учатся в ней по силе и от папежской школы да отлучатся». В грамоте к Адриану в 1692 году Досифей советует поставить епископов для южнорусской церкви в первый раз в Москве и из москвичей: «радуемся пишет он, ащебы хиротонисалися епикопи московский от сущих ту (т. е, в Москве), колици бо суть и толици честиии архимандрити и чисти от новосечений, яже имеют нецыи казаки». В 1693 году архимандрит Хрисанф заявлял в Москве от имени Досифея, чтобы южнорусские епископы «были или совершенно православные, или бы вовсе не были поставляемы (разумеется из

79) Прим. № 16.

 

 

187 —

южноруссов) для того, чтобы не устремили православных в унию». И еще заявлял Хрисанф от имени Досифея в Москве: «слышно в Палестине православной, что на Украйне учинились некоторые нарушения церковных правил, а наипаче умножилась некоторая ересь капитонская. И о сем пишет блаженнейший владыка мой (т. е. Досифей) совсем собором единомышленно к сдешнему блаженнейшему и святейшему патриарху, чтобы он поставил несколько епископов в города и страны, которые бы могли народ учить, чтобы непрельщалися. Пишет и способ к тому: чтобы хиротонисаны были в Москве волею самодерцев, и потом посылать их к митрополиту киевскому под его власть, а если случится из тех епископов кому умереть, то имеющего быть на его месте пусть хиротонисает митрополит киевский по древнему церковному обычаю, а посылать его в Москву не для чего» 80).

В 1892 году Досифей прислал патриарху Адриану грамоту, в которой с особою силою вооружался против существовавшего в Киеве обычая хиротонисать на одной литургии несколько священников и дьяконов и предлагал способ уничтожить этот антицерковный обычай. «Украйна, пишет он, имеет разные города, сего ради аще епископи, сущие тамо, успевают хиротонисати потребные иереи и диаконы, повелите им соборне и утверждением божественных грамот боговенчанные державы не хиротонисати на единой литургии многих, но точию единого иереа и единого диакона, и кто преслушает да извержется епископии и изринется и вместо того ин да хиротонисается. И аще многи городы суть и веси и места многие и епископи не успевают хиротонисати, доносите божественной высоте, и, повелением высокости их божественные, назрите со изрядными священного синклита управители боляры и избранными святых архиереев, описующе колико грады суть и городки на Украйне, и определите в прибавку поставитися и иным иепископом, ежебы довольным быти и законно хиротонисати иереи и народ учити благопотребным 81). В грамоте Адри-

80) Греч. д. 7201 г. № 4. 81) Прил. № 16.

 

 

188 —

ану в 1693 году Досифей указывает на те злоупотребления, какие дозволяют себе в южной России все вообще бродящие там греческие архиереи и особенно обращает внимание Адриана на проживавшего в южной России ахридского архиепископа Мелетия. «Нецыи из зовемых архиепископов, пишет он, приходище к вам, зовутся патриархами, еже есть неправедно -и все весьма беззаконно. О сем пространнее пишем к царскому величеству, прислахом же и грамоту в Цареграде бывшаго собора, яже ваше святейшество дабы вписал бы еси в священный кодик сущего при вас патриаршества, яко аще кий отныне архиепископ назовется патриархом во всей пастве вашей, да накажется и изгонится яко священнокрадяй патриаршеское имя и сквернящь и преначертаваяй патриаршеское титло, мы же убо бдяще кафолической церкви, еже долженствует творити, творим» 82). В грамоте к государям Досифей писал: «некий от имянованных самовластных архиепископов, которые приходят там милостыни ради и имянуются патриархи, еже есть противно и правилом и всей кафолической Христовой церкви; понеже во святой православной церкве несть иных,—только пять патриархов, аки некия главы основание и начала по Христе кафолического православного исполнения: константинопольский, александрийский, антиохийский, Иерусалимский и московский, окроме тех, несть иных православных патриархов или может имяноватися, а самовластные архиепископы, а покорены суть в суде и в повелении святейших патриархов по правилам. И посылаем о сем и грамоту соборную, иже в Константинополе святого собора, которая, молим, дабы написана была в святые кодики сего ради: впредь, аще кто восхощет себя имяновати в тамошние страны патриархом, дабы епитимисан был и отогнан от вашего священного и божественнейшаго указу, понеже глаголет божественный апостол: наказуйте безчинных, яко да и протчии целомудрствуют» 83).

82) Ibid. № 19.83) Туманского, Собр. записок о Петре Великом, т. X, стр. 121.

 

 

189 -

Представления Досифея о том, чтобы на одной литургии рукополагать только одного иерея и одного диакона, вызвали соответствующие распоряжения со стороны патриарха Адриана, который писал: «К мерности нашей писаша Каллиник патриарх Константинопольский, Досифей патриарх Иерусалимский; еже возбранити хиротонии сицевые бывающия на единой литургии многих иереев и диаконов, пачеже в малой Росии случающееся сие пребеззаконие отсещи и митрополиту Киевскому не попущати бы нам сие творити ему»; в виду чего Адриан предписывает рукополагать на литургии только одного иерея и диакона 84). Точно также по поводу грамоты Досифея к государям об ахридском архиепископе Мелетие государи писали гетману, что «в прошлом 1686 году приезжал к нам, великим государям, бить челом о милостыне ахридский архиепископ Мелетий, но писался и назывался нареченным патриархом; а ныне нам известно стало, что выше помянутый архиепископ, по отпуске из нашего царствующего града, в свою епархию не поехал, а живет в малороссийских городах и пишет себя и в службе именует нареченным патриархом», в виду чеге государи указывают «того архидонскаго архиепископа писать и именовать архиепископом, как он в соборной грамоте написан, и патриархом самого себя ему ни в какой церковной службе не именовать и ни в каких письмах никому его так называть не велеть». Такогоже содержания грамота послана была государями и киевскому митрополиту 85). С своей стороны и патриарх Адриан писал по поводу странствующих в Малороссии греческих архиереев вообще и в частности Мелетия ахридского и Киевскому митрополиту и гетману. «Видим и слышим, пишет он в 1694 году Киевскому митрополиту Варлааму Ясинскому, недоброе

84) Отк. рукоп. Моск. синод. библ. 11. 3, стр. 479.

85) Греч. д. 7201 г. № 4. О приезде в Москву в 1686 году ахридского архиепископа Мелетия см. нашу статью: «Ахридские архиепископы и подчиненные им иерархи разных кафедр, являвшиеся в Москву за милостынею в XVI, XVII и в начале XVIIІ столетия». и Приб. к Твор. св. отцев 1888 г. кн. 1, стр. 119—123.

 

 

190

ходищих в стране малые России архиереев греческих и сербских, и незнатно и то, откуда ездяще, без всякого возбранения по градом и весям поставляют во иереи и диаконы ни к церквам, ниже в монастыри; иже оттуду приходят и к нам во грады, неимуще коего о посвещении своем извещения и писания (еже у собственных архиереев свойственных епархии творится и даются грамоты известительные чие-либо достоинство чина)“. Затем патриарх указывает на то, что проживающие в Малороссии греческие архиереи «много у вас творят самочинно, и служат везде никем возбраняемы, и величаются церковне (именами титл своих во актиниях, где кто приидет или при которой церкви живет, а Мелетий ахридонский зовется патриархом. Откуду сие взя такую честь и кто ему когда даде? Еще же он, яко свидетельствуют патриарши зде грамоты, изгнан, быв тамо архиепископ, а не патриарх. И в царствующем зде граде быв некогда, архиепископом же звася; токмо чесого ради из своея епархии изгнася и тако скитается? знатно не за добро!» В виду этого патриарх предписывает митрополиту: «которые тамо странные архиереи суть во градех малороссийских—служити и безчинно тако святити во священнослужители не вели, да свидетельствуются предками (наперед?), аще истиннии; и в церковном пении и молитвах и ектениях возглашати пришельцев имена с титлами возбрани; и жили-бы в монастырех, а не по мирским дворам бездельно скиталися, во унижение чести архиерейской, в поношение явное невежд. Да и впредь кто приедет откуда, чтоб без нашего благословения и свидетельства никто не служил литургии. И о том нашей мерности отпиши: суть-ли таковая тамо, и колико их ныне по градам, и кто они имяны, и где живут, суть-ли у них свои епархии. А ахридонскому бывшему архиепископу, ныне безглавно и самомненно именующемуся патриарху в гордости, по всякому образу служити в твоей епархии не вели, и где он будет, в церкви, чтоб священники отнюдь в церковном служении и пении не поминали его имянно, и патриарх он весьма да не имянуется». «Послал патриарх Адриан особую грамоту и гетману Мазепе. Недобре убо

 

 

191 —

нашей мерности нынешнего времени совершенно изъявися, пишет он, яко в малой России приезжие от коих-либо стран архиереи, ни известия и ни свидетельства коего имущи о себе, служат самовольно, где кто прибудет, и в чин священный ставят — в диаконы и в ноны, и называются епископы, митрополитами, архиепископы и патриархами, инии под запрещением тамо своих архиереев, инии извержени сана, инии без мест, кто где за мзду поставится, и величаются в церквах, и попам велят имена своя поминать в церквах чужих епархий». Патриарх просит гетмана содействовать Киевскому митрополиту в прекращений всех этих злоупотреблений, просит не дозволять ахридскому архиепископу Мелетию называться патриархом и служить в малороссийских городах, причем в заключение замечает, что если у них существует нужда в большем количестве архиереев, то в некоторых городах их можно поставить, «яко о том, добавляет Адриан, прошедших лет слышав святейший Кир Досифей, патриарх Иерусалимский (что скитающийся безместнии архиереи не благочинствуют) писал, ежебы где ради многого народа в-Малороссии епископа и не одного поставити» 86).

86) А. Юго-Зап. Рос. V, стр. 406-410.


Страница сгенерирована за 0.42 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.