Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Н. К. - Съезд в St.-Albans. Журнал "Путь" №7

(11—15 января 1927 года).

 

        Осенью 1926 г. в Ниборге (Дания) на съезде секретарей Всемирной Студенческой Христианской Федерации произошло особое сближение представителей Православного и Англо-Католического студенчества. В результате этого сближения возникла мысль о съезде православных и англо-католиков, организацию которого взяло на себя Британское Студенческое Движение. Этот съезд и состоялся в St. Albans (Англия) в январе этого года.

        Все организованное христианство Великобритании можно разделить на две главных группы: на Епископальную Церковь — Church of England и на внеепископальные Церкви и секты. Сама Church of England разделяется на две группы, так называемую High Church и Low Church (Высокую и Низкую Церкви). Объединяющим началом этих двух групп в единую Church of England является признание единого епископата, возглавляемого архиепископом Кентерберийским. В остальном High Church и Low Church настолько разнятся друг от друга, что для нашего русского сознания кажется странным пребывание их в единой церковной организации. Подробная характеристика различия этих церквей завела бы нас слишком далеко от краткого обзора съезда в St. Albans, но достаточно заметить глубокое различие в понимании главнейшего из церковных таинств — Евхаристии. В то время как High Church учит о реальности Таинства и исповедует, что под видом хлеба и вина верующий приемлет истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа , — Low Church рассматривает Причащение, как обряд, творимый в воспоминание Тайной Вечери. По своему учению о Церкви, о Таинствах и о догматах High Church является Церковью в Православном и Католическом понимании этого слова, между тем как Low Church приближается к протестантской Церкви, как общине верующих. Несмотря на это, обе церкви представляют единую организацию с единым епископатом.

        Около ста лет тому назад в недрах Church of England окончательно оформилось англо-католическое течение, восходящее в своих началах к первым десятилетиям после реформации*), которое, исходя из убеждения, что в процессе реформации многие из основных догматов и обрядов подверглись ущерблению и извращению, стремилось вернуться за реформацию, но не к воссоединению с Римом, а к истокам христианства, к первым векам бытия Церкви. В этом течении отчасти звучали и звучат и католические тенденции, близкие западному духу. Но с течением времени в англо-католичестве все больше и больше начал проявляться интерес к Восточной Православной Церкви, сохранившей непрерываемую преемственность апостольской Церкви и не имеющей клерикальной организации, возглавляемой папизмом, освобождение от которой англо-католичество считало положительным завоеванием реформации. Взаимоотношения Англо-Католичества и Православия чрезвычайно интересны. Они выражалась в многократных поездках английских епископов на православный восток и в Poccию. Важными фактами этих взаимоотношений за последнее время была помощь Архиепископа Кентерберийского гонимой русской Церкви и Патриарху Тихону, организация Appeal for Russian Clergy и посещение Англии нашими иерархами во главе с Митрополитом Антонием во время Никейских торжеств в 1925 году.

____________________

         *) См. статью С. Л. Олларда  «Англо-Католичество» Путь № 2.

107

 

        Особую значительность съезду в St. Albans придали события религиозной жизни в Англии, происходившие как раз во время собраний съезда. Собор епископов ChurchofEngland, заседавший в LambethPalace в январе этого года для пересмотра Служебника (CommonPrayerBook), внес в него много изменений, приближающих его к Православию. Так была значительно дополнена Первосвященническая Молитва, введены молитвы за усопших и установлено освящение Запасных Св. Даров для причащения больных. Эти изменения вызвали протест со стороны Low Church и протестантов. Как раз во время съезда в St. Albans — насколько помню 12-го января — манифестация в несколько тысяч человек ходила к Lambeth Palace в знак протеста против решения епископов. Во всех газетах, приходивших в St. Albans, вопрос о пересмотре Служебника стоял на одном из первых мест. В больших надписях о содержании номера постоянно стояли  слова: о Служебнике, об епископах, о Запасных Св. Дарах, о Молитве за Усопших. Некоторые из газет довольно резко упрекали епископов, что они вносят раскол не только в церковную, но и политическую жизнь страны. Измененный Prayer Book должен еще быть утвержден общим собором в апреле или мае этого года и, в случае утверждения, уже осенью представлен на рассмотрение Парламента, так как Church of England является Государственной Церковью Англии. При предстоящем обсуждении Служебника Парламент должен будет разделиться на две стороны: англо-католическую и протестантскую, вместо ныне существующих консервативной и рабочей партии, т. к. сторонники англо-католичества находятся в рядах обеих политических группировок. Одна из газет даже предсказала, что будущие выборы в Парламент могут пройти не по политическому, а по религиозному признаку. Будет ли это так, или нет, во всяком случае этот живой и непосредственный интерес к религиозному вопросу в стране наиболее сильной техники, стране недавно видевшей социалистическое правительство и только что вышедшей из всеобщей забастовки, придавал особую значительность и реальность всем словам о жизни и чаяниях англо-католиков, свидетельствовал о напряженности религиозной жизни в Англии.

        Внешняя обстановка, в которой происходил съезд, также придавала ему особое, трудно передаваемое, настроение. St-Albans — это маленький, тихий город, в 20 милях от Лондона, с одним из самых больших в Англии соборов в готическом стиле, построенном из остатков древне-римской крепости, в 12 веке, при первых норманнах. В этом соборе находятся мощи Св. Албания (от имени которого и получил название город) первого английского мученика, пострадавшего еще во время владычества римлян. Над St. Albans, как и над другими маленькими английскими городами, еще до сих пор как бы веет дух рождественских рассказов Диккенса, сказываясь в особом укладе жизни, странном и необычном на первый взгляд, но привлекающим. уютом и старомодной наивной патриархальностью.

        Собрания съезда происходили в Retreat House — доме, предоставленном епископом St. Albans. В этом же доме и жило большинство участников съезда. Остальные были размещены в городе по частным квартирам.

        День начинался ранним богослужением. В первые два дня конференции совершалась Англиканская Литургия: два последних дня служилась Православная Литургия. Время с 10-ти часов утра до 12 часов дня и от 5 до 7 часов вечера было посвящено докладам, а остальное время частным беседам.

        Из англичан на съезде присутствовали: епископ Гор, — виднейший представитель англо-католичества и один из самых выдающихся английских богословов, несколько видных англиканских священников, деятели Британского Христианского Студенческого Движения и Appeal for Russian Clergy и английские студенты богословы — среди них несколько человек из монастырского Университета в Кэльхам. Русских на съезде было 12 человек, из них 7 из Парижа, а остальные из Лондона. Во главе русской делегации стояли прот. о. Сергий Булгаков и проф. С. С. Безобразов. На открытие съезда из Лондона прибыл Архиепископ Серафим и настоятель Лондонской русской церкви прот. о. Василий Тимофеев. Последний, за исключением одного дня, все время пробыл на съезде и принял деятельное участие в его работе. В первый день съезда после молебна проф. С. С. Безобразовым был прочи-

108

 

тан доклад о современных мучениках в России. Доклад этот вызвал целый ряд вопросов со стороны англичан. По-видимому, им не совсем было ясно возникновение Живой Церкви. Во многих из вопросов звучало сомнение, не объясняется ли откол части духовенства от Патриаршей Церкви косностью и омертвелостью последней, нежеланием ее идти навстречу запросам современной жизни. По другим вопросам было видно, что покровительство, оказываемое коммунистами Живой Церкви, для некоторых англичан служить как бы некоторым опровержением наших утверждений, что советская власть по существу своему враждебна всякой религии. Ответы о. Сергея Булгакова и докладчика во многом поколебали эти сомнения, порожденные глубоким незнанием Православия и русской жизни. Сомнения эти рассеялись, думаю, окончательно, к концу съезда. В первый день, несмотря на взаимное доброжелательство и желание понять друг друга, еще не было найдено общего языка и чувствовалась некоторая чуждость.

        На второй день утром Rev. Robertson прочитал чрезвычайно интересный доклад об англо-католическом понимании Церкви. Вечером того же дня были прочитаны краткие доклады Н. А. Калашниковой и Н.А. Клепининым о современной русской молодежи и Православии. Этот вечер, в который первый раз вскрылся внутренний подход к Церкви, перебросил мостки через настороженность и некоторую отдаленность. Это сильно сказывалось в частных беседах после ужина.

        На третий день о. Сергий Булгаков читал о «Православии и внеправославных религиях.*) Доклад этот, утверждавший любовное отношение Православия к другим Церквам, но в то же время, говоривший что мы знаем только единую истинную Церковь, а именно Православную, другие же Церкви не можем рассматривать иначе, как уклонившиеся от истины, т. е. поврежденные — был выслушан англичанами с напряженным вниманием. Временами казалось, что прямое и местами почти жестокое определение англиканства как ереси, хотя и обладающей великою долею истины оскорбит англикан и разрушит ту близость, которая уже создалась. Раньше говорили только об общности, здесь впервые ясно было сказано о различии и препятствиях — к единению. Но случилось не так. Этот ясный и прямой подход, открытое исповедание своей веры, как высочайшей истины, только привлекли к нам англикан. Об этом свидетельствует председатель съезда Rev. О. F. Clarke в своих впечатлениях о съезде, на который мне еще не раз придется ссылаться.

        «Было сочетание Истины и Любви — пишет Rev. Clarke. В Православии есть настоящая жажда к общению во Христе со стоящими вовне, т. е. не православными, но это стремление соединено со строгой и бескомпромиссной приверженностью к истинам, раскрытым в откровении. Как часто бывает, что те, кто придерживается определенных взглядов, не являют любви но отношению к своим противникам, требуя лишь признания своих взглядов, с презрением отзываясь о тех, кто отличается от них. С другой стороны существуют и такие, кто сам не занимая определенной и продуманной позиции, пытаются согласовать и изменить все то, чего они в сущности никогда не понимали по-настоящему, зачастую при этом игнорируя основные различия. Ни то, ни другое течение не были представлены на конференции. Наоборот, мы встретили со стороны православных настоящую любовь, соединенную, с откровенностью и определенностью взглядов». Эти слова, относящиеся ко всему съезду, в первую очередь относятся к докладу о. Сергия Булгакова и выражают то впечатление, которое он произвел на англичан.

        После перерыва о. Сергий Булгаков отвечал на заданный накануне вопрос об отношении Православия к науке и главным образом к библейскому критицизму. К этому последнему вопросу пришлось еще неоднократно возвращаться, как во время собрания, так и в частных беседах. И именно этот пункт, пожалуй, сделался пунктом главнейшего расхождения. Развитое о. Сергием Булгаковым понятие «метаистории», с которым мы подходим к книге Бытия и признаем ее историческую реальность, осталось для англичан непонятным, или поскольку было понятно, оказалось решительно отвергнутым. В их сознании, как это на следующий день вполне выяснилось из слов епископа Гора, Книга Бытия является символом, покрывающим тео-

___________________

         *) Основные положения этого доклада заключаются в «Очерках учения о Церкви» («Путь № 3).

109

 

рию эволюции и дарвинизма, истинность которых они всецело признают.

        Вечернее собрание третьего дня съезда и утреннее собрание четвертого были посвящены двум докладам епископа Гора о таинствах и об отношении Церкви к современности. В вопросах о таинствах епископ Гор высказал мнения, всецело совпадающие с православными. Его слова были полны верой и стремлением к грядущему воссоединению Церквей. И его доклад и весь его облик — высокого худого старика в лиловой сутане, с тонким лицом, обрамленным узкой седой бородой, с умными, по-юношески загорающимися глазами — и сознание, что этот человек всю свою жизнь отдал делу сближения с Православием, придавали его словам и его убежденности впечатление глубокой значительности.

        Вечером того же дня послушник Кэльхамской общины, Горбольд, прочел доклад о духовной жизни, в понимании англо-католиков. Простой и безыскусственный доклад, говоривший о молитве, о самоусовершенствовании, о борьбе с грехом, — о самом существенном и важном для каждого христианина делании, — сделался самым значительным из всего съезда. В нем говорилось о самом насущном и через него установилась наибольшая близость и понимание. По просьбе англичан православные говорили о духовной жизни, как о ней учит Православие. Отец Сергий Булгаков говорил о молитве. Англичане слушали с напряженным вниманием. Их особенно поразило то значение, которое в духовной жизни православных имеет чтение Св. отцов и житий святых, им почти совсем незнакомых. Они спрашивали имена наиболее часто читаемых православными Св. Отцов и записывали их. В этом собрании ярко ощущалось, что перед ними открывается новый для них мир, но все же мир, который они знают и в котором живут. Это прекрасно выражено в впечатлениях о съезде Rev. О. F. Clаrke.

        «Я думаю, что не преувеличивая, я могу сказать, что некоторым среди нас эта конференция открыла новый мир. Мир новый и все же как-то не совсем чуждый, т. к. в нем мы чувствовали себя дома, хотя и были потрясены его новизной... Разрозненные отрывки полученных откровений « в разных степенях и разными путями», свет, который мы знали раньше,  полные глубокого   смысла фразы наших собеседников — все это стало как-то более объединенным, более реальным для нас самих тогда, когда мы увидели, как это все согласовано и слито в опыте наших русских друзей».

        Утром последнего дня, после краткого слова Секретаря Британского Студенческого Движения Canon Tissington Tatlon, Н. М. Зернов — который был товарищем Председателя Съезда — прочел доклад о дальнейшей работе для сближения между православными и англо-католиками.

        После кратких молебнов, православного и англиканского, съезд был закрыт.

        Все значение съезда, конечно, не исчерпывалось докладами. Доклады были скорее лишь канвой, на которой возникло взаимное сближение, которое устанавливалось в частных длинных беседах, но главным были, конечно, богослужения.

        Англиканская литургия совершалась еще в предрассветной тьме, в слабо освещенном приделе старинного собора. В ней, в звуках ее хоралов, в облачении священника, в открытом алтаре, было все вековое католическое западное наследие англиканства. Но через чуждость западного обряда шла нить знакомой последовательности литургии и прорывались слова православных возгласов, хотя и возглашаемых на чужом языке. Ничто так не привлекало к англичанам, как их глубокое благоговение, с которым они молились или длинной вереницей подходили к чаше.

        Православная литургия совершалась в капелле при Retreat House. Англичане следили за ней по переводам. Во время Пресуществления Св. Даров они опускались на колена, а по окончании литургии подходили к кресту, целуя руку священника. Последний день конференции — 2 января по ст. стилю был днем памяти Преп. Серафима, краткое житие которого в английском переводе было роздано всем присутствующим. На заключительном англиканском молебне англичане молились Преп. Серафиму.

        За несколько дней общей жизни мы смогли понять англичан и сблизиться с ними, несмотря на глубокое различие в настроениях и миросозерцании.

        Тех английских студентов, которые присутствовали в St.Albans, прежде всего отличает глубокая детская вера, чистота сердца, большое внутреннее здоровье.

110

 

У них есть подлинный пафос миссионерства и проведения христианства в жизнь. Поэтому вопрос социальных реформ, социального переустройства жизни на христианских началах стоит у них на первом месте. Англо-Католичество — своего рода «крайне правое» течение английской церковной жизни — часто соединяется у них с политическим радикализмом. Labour party вообще имеет многих поборников среди студенчества, пожалуй, столько же, сколько и консервативная партия. Идея христианского социализма свойственна большинству студентов, даже находящихся в среде консерваторов. Вообще между студентами, принадлежащими к Labour Party и консерваторами нет той непроходимой пропасти, которая существует между нашими политическими группами. Во многом студенты консерваторы высказывают почти социалистические взгляды. Надо, впрочем, сказать, что их социализм очень далеко отстоит от марксизма.

        Вопрос христианского социализма был вторым пунктом расхождения после библейского критицизма. В своем пафосе земного строительства, англичане верят в абсолютную спасительность социальных реформ, чают пришествия через них Kingdom of God — (Царствия Божия), почти полной его реализации на земле. Сознание греха и поврежденности человеческой как-то у них затуманено. Думаю, что в начале съезда многие из присутствующих англичан были склонны считать Православие «туманно мистическим», слишком отрешенным от земли. Но во время съезда это убеждение изменилось. Они глубоко восприняли реальность духовного миpa, заключенного в Православной Церкви. Но и мы со своей стороны увидали законность их стремления к максимально возможному проведению христианства в жизнь и убедились, что они подходят к решению тех проблем, которые станут и перед Россией. В заключение я дозволю себе привести более обширные выдержки из уже прежде цитировавшейся статьи Rev. О. F. Clarke, напечатанной в Student Movement № 6 March 1927. Статья эта настолько примечательна, что из нее трудно делать выдержки, трудно удержаться от того, чтобы не привести ее целиком.*)

        «В Англии — пишет Rev. О. F. Clarke, хотя допускается, что мистицизм доступен всякому — мало мистиков. Долг послушания и бесстрастное искание истины являются, как и следует, предметами нашего почитания, но мы как-то не можем как должно развиваться в других, не менее важных, направлениях... В Англии и мистическая и организационная стороны (религии) не достаточно ценятся большинством. Наша религия отличается строгим морализмом и очень индивидуалистична в своих выражениях. В наших русских братьях с другой стороны мы наблюдаем богатство и ясность духовного опыта, соединенное с сильным сознанием общности религии — и это действовало ободряющим и поощряющим образом... Прежде всего отмечу всеобъемлющий характер этого (православного) миpa в прошлом и грядущем — в течение времен — а также внутри и вовне. Мы встретились не с новым движением XX века, а с вековым духом Кафолической Церкви. Современный Православный — наследник прошлого. Он объединен в одно целое с великими святыми и мистиками прошлого. Его духовная жизнь, питаемая отцами древности, составляет часть Живого Источника, истекающего от Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Нам на Западе приходилось слышать, что Православие окаменело, что оно сковано. А на конференции мы встретились с Православием не как с прекрасной, но безжизненной древностью, а как с чем-то живым по самой сущности своей. Те силы, которые строили жития святых, по-прежнему живут и действуют в миpe. Прошлое не мертво и действует здоровым образом в современных условиях. Предание Церкви не мертвое отложение, а живой Дух. Православие не ревностное сохранение священных, украшенных драгоценными камнями останков, а погружение всего себя в богатую преображенную жизнь, свежую, преисполненную сил, способную восприять нашу современную жизнь и разобраться в ней так же, как и в прошлой древней жизни миpa. Православие устремляет преисполненный сияющей надеждой взор в будущее — в нем горит священный огонь, неугасимо живущий в

______________________

        *) Желающих ознакомиться с этой статьей,  а также и с другими материалами по съезду в St Albans я отсылаю к журналу «Вестник Христианского Студенческого Движения» (№ 3. Март 1927 года).

111

 

душе Церкви, вокруг него собрались Матерь Божия и святые, победители в прежней борьбе, неустанно призывающее «воинствующую Церковь на земле» к подвигу и в настоящее время.

        Цель Православия — соединение с Богом. Оно не удовлетворяется и лучшими дарами Божьими, если оно само не преисполнено Самим Господом, оно ищет Богообщения. Погружение в Бога, устремление — порыв к Нему, полное посвящение и отдание сердца и воли Господу, так же как и ума, и души, и тела — составляют сущность Православия. Православие по самому своему духу, по своей истинной природе, никогда не может удовлетвориться малым в религии, хотя бы и это малое было и полезно и прекрасно. Дела, поступки должны явиться плодами веры в результате личного общения с Богом. Это ведет нас в самую сердцевину всего, ставит не простую моральность, а святость, как единственную достойную цель для человека, а путь к Богу — самая главная цель человека, путь этот требует постоянного опыта и путь этот должен постоянно находиться.

        Истинное Православие, полагая в основу Боговоплощение, на нем строит всеобъемлющее мировоззрение, согласно которому весь материальный мир должен быть искуплен и преображен силою Воскресшего Господа Иисуса Христа.

        Хотя и вся конференция была преисполнена радости и жизни и сил, все же в ней звучал и дополнительный мотив — глубокое страдание России. И это заставило нас, англичан, стать м. б. немного менее самоуверенными. Каков бы ни был опыт отдельных лиц, мы, как целое, как группа, не страдали так глубоко, по сравнению с русскими, так же как и в основе нашей истории на протяжении веков страдание и скорбь не являлись главным. И вот эта глубоко лежащая нотка трагедии придала известный тон и своеобразие тому, что дали нам русские, придавая словам их такое значение и глубину, которых ничем другим нельзя придать. Такое настроение под влиянием религии может стать апокалиптическим по своему характеру и помешать реализации в практической жизни полного значения преображения всего миpa, м. б. как раз, в этом Англия со своей более счастливой историей и практическим уклоном могла бы помочь России. Но Англия только тогда сможет помочь, если она поймет это изнутри, увидит все так, как видит Россия, и сможет подойти как страна, которая сравнительно с Россией должна многому научиться на пути страдания. Англия также должна суметь увидеть практическую сторону вопроса в правильном свете, не должна ложно сопоставлять ее с духовной жизнью, не должна переоценивать внешнее и материальное. В этом процессе, Англия много приобретает от России — молитву, благоговение и страх, более глубокий, подлинный духовный опыт и усиленное церковное сознание. Не случайно Россия и Англия встретились.

        Съезд в St. Albans был собранием, главным образом, студенческой молодежи, т. к. состоял в большинстве из лиц, не занимающих руководящего положения в Церкви. Но то, что он был лишь небольшим эпизодом давно нарастающего и углубляющегося приближения англо-католичества к Православию, за которым быть может, пока еще в отдалении, стоит возможность воссоединения — факта всемирного церковного значения — превращало его в некое церковное событие.

        В St. Albans еще раз воочию просияло богатство Православия. Еще раз выявилось, что Православие таит в себе разрешение всех недоумений западного христианства. И глубокое различие во всем православном и англиканском мироощущении ярко ощущалось, как положительное, а не отрицательное явление. В своем историческом аспекте Православие в разных народах, по-различному проявляло свою единую Истину. И потому если англо-католичество воссоединится с Православием, англичане, являющиеся наследниками западной культуры, со своим особым религиозным гением проявит собою новый еще никогда не явленный, исторический аспект единой Православной Церкви. Тогда при единении, различие будет не ущербом, а богатством. Пока это лишь чаяние и надежда. Но многие факты укрепляют эту надежду. Одним из этих предвозвестников грядущего возможного воссоединения является и скромная встреча в St. Albans.

Н.К.

112


Страница сгенерирована за 0.14 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.