Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бердяев Николай Александрович

Бердяев Н.А. Kirche, Volk und Staat. Stimmen aus der Deutschen Evangelichen Kirche zur Oxforder Weltkirchenkoferenz. Журнал "Путь" №54

Kirche, Volk und Staat. Stimmen aus der Deutschen Evangelischen Kirche zur Oxforder Weltkirchenkonferenz. Furche-Verlag. Berlin. 1937.

Германским протестантам не позволили приехать на Окс­фордскую конференцию. Они выпустили сборник, чтобы сказать свое слово об обсуждавшихся на конференции жгучих вопросах христианской совести: отношении христианства к государству, нации и социальной жизни. В сборнике участвовали лишь те протестан­ты, которые могли сказать свое слово в Германии, лишь конфор­мисты, приспособившиеся к режиму. Сборник производит неров­ное впечатление. Есть статьи, производящие отвратительное впе­чатление, таковы статьи Althausa, von Verschuera, G. May, Behma, Schreinera, Ellweina, есть более приличные авторы, которым не место в сборнике, как Dibelius и Wenland. Но одно ясно: из стран диктатуры, из тоталитарных государств не может быть услышано правдивое и свободное слово, лучше молчать тем, ко­торые не хотят отказаться от своей совести или подвергнуться гонению. Книга «Kirche, Volk und Staat» производит мучи­тельное впечатление отсутствием свободы суждения, она написана в застенке. Есть сходство с советскими философскими книгами. Все диктатуры одного духа. Тот же вынужденный конформизм, приспособление к власти, тоже отсутствие свободы мысли, та же бессовестность. Отрицание христианского  универсализма есть харак­терная черта немецких протестантов-националистов. Основным вопросом христианского  сознания оказывается вопрос о Volk, о расе, этому вопросу придается почти догматическое значение, совсем как вопросу о классе в советской России. Это не есть про­блематика, рожденная изнутри, это проблематика, навязанная свер­ху, приказанная. Признается как бы боговоплощение в народе, это основной тезис, навязанный христианской вере в угоду гитлеров­ской Германии, бессовестность заходит так далеко, что люди, по­читающие себя христианами, защищают все, что приказано защи­щать, — выработку избранной расы путем евгеники, антисемитизм, стерилизацию и пр. Оправдывается система скотоводства, об­ращение с людьми, напоминающее выработку породистых свиней, лошадей и др. животных. Современная германская расовая доктри­на с научной точки зрения несостоятельна и нелепа, с моральной точки зрения бесчеловечна и безнравственна. Немецкие христиане впадают в самые грубые формы натурализма. Натурализм этот не может не быть антиперсонализмом, отрицанием ценности и достоинства всякой человеческой личности. В этом антиперсона­лизме я вижу сущность сборника. Но это есть также антихристиан­-

74

 

 

ство. Чувствуется преобладание ветхого  завета над новым и худших сторон ветхого  завета, может быть даже вернее было бы сказать преобладание язычества. Аргументами придается традиционно богословская форма, ей хотят сообщит характер богословского авторитета. Рабское отношение к власти оправдывается ссылка­ми на Ап. Павла. Это очень традиционно к сожалению. Развивается специально протестантское учение об Ordnungen. Постоянно ссы­лаются на авторитет Лютера. И тут сказываются роковые последствия того, что Лютер произвел реформацию, отираясь на князей, и передал церковь во власть князей. Лютеровское провозглашение свободы христианина уже совсем не чувствуется, а чувствуется лютеровское порабощение церкви государству и национальности.

Авторы сборника отрицают естественное право, права чело­века. Althaus поклоняется силе, а не правде, враждует против христианизации и этизации политики. Behm с особенной ра­достью заявляет, что Новый Завет не проповедует гуманности, мирового гражданства, освобождения рабов и женщин. Очевидно, он считает возможным вывести из Евангелия оправдание бесчеловечности, войны и рабства. Апология войны — характерный мотив сборника. Verschner враждует против Франции за ее гуманизм и свободолюбие. Он требует запрещена смешения рас и стерилизации. May по традиции правых упоминает о масонской опасности. Gerber против пацифизма и лиги наций, за войну. Schreiner враждует не против либерализма, как ему кажется, а против свободы, против провозглашенной христианством свободы духа. Отрицание автономии личности превращается в отрицание лич­ности. В этом отрицании личности пафос сборника. Провозглашают, что целое больше единичного. Но это и есть главная ложь. Что целое больше единичного, т. е. больше части, под которой обыкновенно понимается человеческая личность, это есть матема­тическое, а не моральное суждение. Морально часть, единичное боль­ше целого. Человеческая личность больше государства и нации, боль­ше мира, в ней верховная ценность. Такова экзистенциальная иерархия ценностей. Для авторов сборника человек только злой. Это довольно традиционный в истории христианского  сознания мотив. Но позволительно спросить, почему все Führerы, все власти, все пасторы, провозглашающие, что человек зол, менее злые и более проникнуты добром? И не являются ли они слишком часто воплощением зла? Молодежь оказывается должна стоять под жестом служения законнической педагогики. Не должно чувствовать себя личностью. Воспитание человека не есть воспитание личности, т. е. образа Божьего, а воспитание послушного  орудия для расы, для нации, для государства. Не без основания говорится в сборнике, что согласно современной германской идеологии нет тоталитарного  государства, а есть лишь тоталитарный народ. Но тоталитарное го­сударство есть орудие тоталитарного  народа, этого идола. По мнению Ellwein’a народ делается нацией в национал-социалистическом государстве. Восхваляется тип немецкого  князя и профес­сора, чиновника и офицера. Нужно только сказать, что профессор, который был большой фигурой в Германии XIX века, сейчас играет очень жалкую роль, он должен исполнять приказы чинов­ника и офицера. Фигура же князя заменяется демониакальной фигурой диктатора, вождя. Христианам более подобало бы склоняться перед образом святого, а не чиновника и офицера. Нет ничего ужаснее образа немецкого, особенно прусского  офицера. Согласно mot d’ordre, авторы сборника ведут борьбу против мировой опас­ности большевизма. Но опасность фашизма и национал-социализма

75

 

 

есть также мировая опасность. Миру грозить рабство — вот глав­ная опасность. Миру грозит война и авторы сборника все делают для усиления этой опасности. Они совсем не сознают исторической вины христиан, вины за большевизм. В сборнике ничего, конеч­но, не могло быть сказано о трагическом конфликте гитлеровского  режима с христианством, о преследовании христиан в Германии. У протестантов, участвующих в этом сборнике, совсем как будто отсутствует сознание вечного  конфликта царства Божьего и царства кесаря, церкви и государства, личности и общества. Когда читаешь этот сборник, то чувствуешь огромные преимущества католического универсализма и католического  гуманизма. В современном мире среда христианских конфессий все же лучше всех левые католики, говорю именно левые католики. Немецкие проте­станты, издавшие этот сборник, в сущности не национал-социалисты и не фашисты, для этого они не достаточно модерн. Это консерваторы-националисты, вернее, реакционеры, приспособившиеся к современному режиму и надеющиеся извлечь из него пользу для своих национально-государственных симпатий, для своего рабьего понимания христианства. Они остаются вне происходящей в мире работы христианской совести. Но сборник не должен вводить в заблуждение. В Германии происходит работа христианской совести, но не у этих протестантов, у других, способных на жертвы и борьбу.

Николай Бердяев.


Страница сгенерирована за 0.01 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.