13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Бердяев Николай Александрович
Бердяев Н.А. Kirche, Volk und Staat. Stimmen aus der Deutschen Evangelichen Kirche zur Oxforder Weltkirchenkoferenz. Журнал "Путь" №54
Kirche, Volk und Staat. Stimmen aus der Deutschen Evangelischen Kirche zur Oxforder Weltkirchenkonferenz. Furche-Verlag. Berlin. 1937.
Германским протестантам не позволили приехать на Оксфордскую конференцию. Они выпустили сборник, чтобы сказать свое слово об обсуждавшихся на конференции жгучих вопросах христианской совести: отношении христианства к государству, нации и социальной жизни. В сборнике участвовали лишь те протестанты, которые могли сказать свое слово в Германии, лишь конформисты, приспособившиеся к режиму. Сборник производит неровное впечатление. Есть статьи, производящие отвратительное впечатление, таковы статьи Althaus’a, von Verschuer’a, G. May, Behm’a, Schreiner’a, Ellwein’a, есть более приличные авторы, которым не место в сборнике, как Dibelius и Wenland. Но одно ясно: из стран диктатуры, из тоталитарных государств не может быть услышано правдивое и свободное слово, лучше молчать тем, которые не хотят отказаться от своей совести или подвергнуться гонению. Книга «Kirche, Volk und Staat» производит мучительное впечатление отсутствием свободы суждения, она написана в застенке. Есть сходство с советскими философскими книгами. Все диктатуры одного духа. Тот же вынужденный конформизм, приспособление к власти, тоже отсутствие свободы мысли, та же бессовестность. Отрицание христианского универсализма есть характерная черта немецких протестантов-националистов. Основным вопросом христианского сознания оказывается вопрос о Volk, о расе, этому вопросу придается почти догматическое значение, совсем как вопросу о классе в советской России. Это не есть проблематика, рожденная изнутри, это проблематика, навязанная сверху, приказанная. Признается как бы боговоплощение в народе, это основной тезис, навязанный христианской вере в угоду гитлеровской Германии, бессовестность заходит так далеко, что люди, почитающие себя христианами, защищают все, что приказано защищать, — выработку избранной расы путем евгеники, антисемитизм, стерилизацию и пр. Оправдывается система скотоводства, обращение с людьми, напоминающее выработку породистых свиней, лошадей и др. животных. Современная германская расовая доктрина с научной точки зрения несостоятельна и нелепа, с моральной точки зрения бесчеловечна и безнравственна. Немецкие христиане впадают в самые грубые формы натурализма. Натурализм этот не может не быть антиперсонализмом, отрицанием ценности и достоинства всякой человеческой личности. В этом антиперсонализме я вижу сущность сборника. Но это есть также антихристиан-
74
ство. Чувствуется преобладание ветхого завета над новым и худших сторон ветхого завета, может быть даже вернее было бы сказать преобладание язычества. Аргументами придается традиционно богословская форма, ей хотят сообщит характер богословского авторитета. Рабское отношение к власти оправдывается ссылками на Ап. Павла. Это очень традиционно к сожалению. Развивается специально протестантское учение об Ordnungen. Постоянно ссылаются на авторитет Лютера. И тут сказываются роковые последствия того, что Лютер произвел реформацию, отираясь на князей, и передал церковь во власть князей. Лютеровское провозглашение свободы христианина уже совсем не чувствуется, а чувствуется лютеровское порабощение церкви государству и национальности.
Авторы сборника отрицают естественное право, права человека. Althaus поклоняется силе, а не правде, враждует против христианизации и этизации политики. Behm с особенной радостью заявляет, что Новый Завет не проповедует гуманности, мирового гражданства, освобождения рабов и женщин. Очевидно, он считает возможным вывести из Евангелия оправдание бесчеловечности, войны и рабства. Апология войны — характерный мотив сборника. Verschner враждует против Франции за ее гуманизм и свободолюбие. Он требует запрещена смешения рас и стерилизации. May по традиции правых упоминает о масонской опасности. Gerber против пацифизма и лиги наций, за войну. Schreiner враждует не против либерализма, как ему кажется, а против свободы, против провозглашенной христианством свободы духа. Отрицание автономии личности превращается в отрицание личности. В этом отрицании личности пафос сборника. Провозглашают, что целое больше единичного. Но это и есть главная ложь. Что целое больше единичного, т. е. больше части, под которой обыкновенно понимается человеческая личность, это есть математическое, а не моральное суждение. Морально часть, единичное больше целого. Человеческая личность больше государства и нации, больше мира, в ней верховная ценность. Такова экзистенциальная иерархия ценностей. Для авторов сборника человек только злой. Это довольно традиционный в истории христианского сознания мотив. Но позволительно спросить, почему все Führer’ы, все власти, все пасторы, провозглашающие, что человек зол, менее злые и более проникнуты добром? И не являются ли они слишком часто воплощением зла? Молодежь оказывается должна стоять под жестом служения законнической педагогики. Не должно чувствовать себя личностью. Воспитание человека не есть воспитание личности, т. е. образа Божьего, а воспитание послушного орудия для расы, для нации, для государства. Не без основания говорится в сборнике, что согласно современной германской идеологии нет тоталитарного государства, а есть лишь тоталитарный народ. Но тоталитарное государство есть орудие тоталитарного народа, этого идола. По мнению Ellwein’a народ делается нацией в национал-социалистическом государстве. Восхваляется тип немецкого князя и профессора, чиновника и офицера. Нужно только сказать, что профессор, который был большой фигурой в Германии XIX века, сейчас играет очень жалкую роль, он должен исполнять приказы чиновника и офицера. Фигура же князя заменяется демониакальной фигурой диктатора, вождя. Христианам более подобало бы склоняться перед образом святого, а не чиновника и офицера. Нет ничего ужаснее образа немецкого, особенно прусского офицера. Согласно mot d’ordre, авторы сборника ведут борьбу против мировой опасности большевизма. Но опасность фашизма и национал-социализма
75
есть также мировая опасность. Миру грозить рабство — вот главная опасность. Миру грозит война и авторы сборника все делают для усиления этой опасности. Они совсем не сознают исторической вины христиан, вины за большевизм. В сборнике ничего, конечно, не могло быть сказано о трагическом конфликте гитлеровского режима с христианством, о преследовании христиан в Германии. У протестантов, участвующих в этом сборнике, совсем как будто отсутствует сознание вечного конфликта царства Божьего и царства кесаря, церкви и государства, личности и общества. Когда читаешь этот сборник, то чувствуешь огромные преимущества католического универсализма и католического гуманизма. В современном мире среда христианских конфессий все же лучше всех левые католики, говорю именно левые католики. Немецкие протестанты, издавшие этот сборник, в сущности не национал-социалисты и не фашисты, для этого они не достаточно модерн. Это консерваторы-националисты, вернее, реакционеры, приспособившиеся к современному режиму и надеющиеся извлечь из него пользу для своих национально-государственных симпатий, для своего рабьего понимания христианства. Они остаются вне происходящей в мире работы христианской совести. Но сборник не должен вводить в заблуждение. В Германии происходит работа христианской совести, но не у этих протестантов, у других, способных на жертвы и борьбу.
Николай Бердяев.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.