Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ильин В. Н.

Ильин В. Н. Hanns Lilje. "Das technische Zeitalter". Журнал "Путь" №25

Hanns Lilje «Das technische Zeitalter» Zweite, unverànderte Auflage. Furche-Verlag, Berlin 1928 стр. 175.

Эта небольшая книга выдержала за короткое время второе издание. В этом несомненный признак своевременности темы. Действительно, наш век заслуживает наименования «технического» по преимуществу. Это век технических чудес и технических трагедий, из которых самая страшная — война. Главная заслуга книги Лилье — постановка проблемы трагедии техники («Die Tragik der Technik»). Трагедия техники здесь тесно связывается с героическим и фаустовским духомс темчто Лилье вслед за Шпенглером называет «фаустовской опасностью техники» («Die faustische Gefahr der Technik»).

Здесь заключено тонкое и острое видение сущности проблемы. В самом деле, хотя Фауст — величайшая поэма о современном человеке — написан в эпоху расцветавшего романтизма, но его символика раскрывается с наибольшей полнотой лишь в наше время. Фауст есть лишь в сравнительно малой степени поэма о прошлом (о переломе средневековья на пороге нового времени). В гораздо большей степени эта поэма является повествованием о настоящем и гаданием о будущем.

Но — «неясен и смутен ответ». Финал второй части явно искусственен и представляет попытку (быть может, бессознательную) отмахнуться от иных, страшных видений, ничего общего с небом не имеющих. Фаустовский дух техники верно определяется Лилье словами Библии: — «будете, как боги» («Eritis sicut Deus» Быт. стр. 3,5) Отсюда — ожесточенная посюсторонность, имманентность: «Das Drüben kann nich wenig kümmern». Сознание себя образом Божества («Wem denn? Ich Ebenbild der Gottheit!») приводит Фауста к человекобожеству и имманентизмуОн начинает магией, а кончает техникой. И какой техникой! В конце второй части перед нами, несомненно ... попытка выполнить «пятилетку». Диалектика истории обращает эту последовательность. Новое время началось с техники и переходит к магии, к страшной социальной магии. И, начав с материализма, человечество пришло к ожесточенному богоборчеству. Лилье правильно отмечает, что

131

 

волевой порыв был переходной стадией от материализма к идее технического безблагодатного преображения мира — не только с забвением первородного греха, но и с использованием всех его следствий. Современная техника, современная социальная магия острее, чем когда-либо — заставляет вспомнить пресловутую «басню о пчелах» Мандевилля: Постановка в центр фаустовской проблематики, констатирование коренной двусмыслицы техники (так же, как впрочем, двусмысленен сам Фауст) делает для Лилье необходимой теснейшую связь философии техники с богословско-евангельскими мотивами, равным образом и с этикой. Впрочем, Н.А. Бердяев давно уже высказывал и устно и печатно, что техника перестает быть нейтральной этически — именно вследствие своих успехов. Поэтому судьба современной цивилизации в значительной степени зависит от того, какие силы воспользуются инструментом техники — злые или добрые. Хотя и «инструменты» — тоже двусмысленен. Богословско-евангельская и этическая сторона философии техники настолько первенствуют в книге Лилье, что это одно делает ее драгоценной для религиозно мыслящего читателя. Надо, однако, заметить, что тематика у Лилье гораздо выше и интереснее выполнения. Книга — с явно католическим уклоном и написана, по всей вероятности, католиком, но в ней мы видим лучшее, что может дать католицизм в столь важной теме нашей современности. Книга вряд ли будет принята и понята техниками, инженерами и вообще того типа служителями этого нового Молоха, которым «при срубке дуба для проведения железной дороги нет дела до того, что под этим дубом вчера целовались влюбленные». Впрочем, этого типа дельцы современной техники по причине ужасающей духовной опустошенности и почти полного расчеловечения, сами являются не субъектами, а объектами философии техники. Этого, к сожалению, не отметил Лилье. Их наиболее яркими выразителями в нашу эпоху являются коммунисты, склонность которых к американизированной технике (с бессилием, однако, осуществить последнюю) — чрезвычайно характерна. Не коснулся Лилье и прометеевского духа, который является в значительной степени предком фаустовских устремлений и даже заостряет их иногда в большей степени, чем это мы видим у гениального автора «Вильгельма Мейстера».

В. Н. Ильин.

132


Страница сгенерирована за 0.12 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.