Поиск авторов по алфавиту

Автор:Вышеславцев Борис Петрович

Вышеславцев Б.П. Asketismus. Schelderup 1929. Журнал "Путь" №22

DIE ASKESE. Eine religionspsychologische Untersuchung von Kristian Schjeldemp. 1928. Berlin u. Leipzig.

Автор ставит себе задачей исследовать проблему аскетизма и связанного с ним мистического восхождения с точки зрения современной психоаналитической школы и теории подсознания. При этом он исходит из совершенно верной мысли, что вся проблема аскетики заключается в проблеме сублимации сознания и подсознания, сублимации, возносящей аскета до предельных вершин духа. Автор использует чрезвычайно интересный и богатый материал аскетического опыта и аскетических упражнений, сохранившийся в практике западного христианства, а также в практике индуизма. Мы убеждаемся здесь, что религиозная аскеза великих мистических школ представляет собою тонко разработанную технику, ставящую себе задачей овладеть сопротивляющимися силами подсознания и преобразить всю дущу в направлении к вершинам созерцания и действенной любви.

Весь этот материал представляет совершенно исключительную ценность для проверки новейших теорий аналитической психологии. Область аскезы и мистики есть прежде всего область «интроверсии». Подавлениe (Verdringung) и цензура здесь действуют на каждом шагу. Мы движемся в области разнообразных и хорошо известных в науке неврозов и галлюцинаций, мы наблюдаем их вредное и опасное действие.

133

 

 

Отношение современного психолога ко всей этой области однако совершенно другое, чем оно было 50 лет назад. Вовсе не все представляется здесь иллюзией и религиозным психозом. Напротив, устанавливается вполне точно, что дело идет о душевном здоровье, о «спасении души» в самом полном смысле слова. Удача аскетики состоит в сублимации души к высшим духовным состояниям, к высшему благородству, на которое она способна. Существование такой удачной сублимации, такой здоровой аскезы, приводящей к «святости» не может быть отрицаемо современной научной аналитической психологией. В этом ее существенное отличиe от всех старых атеистических и позитивистических предрассудков. Ученый психолог должен признать, что восточные и западные аскеты знали подсознание, умели психо-анализировать и внушать. При этом то, что в науке считается отрицательным феноменом: неврозом, манией, галлюцинацией, то считалось в религиозной аскезе точно также явлением отрицательным: одержимостью, самообманом, «прелестью». Восточная аскеза в этом отношении была особенно строга.

Задача автора показать на большом опытном материале возможность и наличность различных неудач в сфере сублимации, но вместе с тем и возможность действительных удач и достижений. Задачи сублимирующей аскезы чрезвычайно трудны и эта трудность сознавалась религиями всех времен. Существует безчисленное множество неудачных сублимаций, состоящих в том, что низшие (преимущественно сексуальные) инстинкты снова появляются на высших ступенях душевной жизни в старом, не преображенном виде; Elevationsphenomene, так называет их автор. Католическая мистика «Жениха и невесты» особенно изобилует такими примерами. Когда монахини брали с собою в постель большое тяжелое распятие, или живого ягненка, которому давали сосать грудь, то здесь мы имеем пример неудавшейся сублимации. И поэтические произведения Маргариты Алакок, основательницы культа Sacre Coeur, представляют собою не только плохую поэзю, но и весьма неудачную сублимацию, дающую богатый материал для психоанализа.

Старая атеистическая наука делала из всех этих фактов только один вывод: вся аскетика признавалась религиозно-эротическим помешательством. Это означало, что неудачи сублимации и падения аскетов недопустимым образом отождествлялись с целями сублимации и достижениями аскетов. В этом материале, который нам в огромном количестве показывает автор, есть много страшного и отвра-

134

 

 

тительного. Но нельзя делать слишком поспешных осуждающих выводов. Было бы несправедливо осуждать всех этих людей, подвизающихся в трудном, хрупком и неустойчивом деле духовной аскезы за безконечное множество падений и неудач, встречающихся на их пути. Было бы немилосердно осудить всех этих бедных монахинь, отдавших все радости жизни, радости мирa и семьи, осудить за эти неизбежные неудачи, за эти остатки непреображенного Эроса. Но, если строгость к живым людям здесь неуместна, то тем более уместна аскетическая строгость к методам и ошибкам, строгость в распознании удачной или неудачной сублимации, строгость, которую восточные аскеты с их требованием трезвости ума, с их боязнью «прелести», — проявляют в гораздо большей степени, чем представители западно-христианской аскезы.

Автор дает громадный документальный материал из аскетической практики христианских и нехристианских религий, но недостачно использует практику восточного христианства. Собственная религиозная точка зрения автора остается скрытой за объективностью научного описания и истолкования фактов.

Б. Вышеславцев.


Страница сгенерирована за 3.41 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.