Поиск авторов по алфавиту

Автор:Беленсон Елизавета

Беленсон Е. Путь неисповедимый (Mapия де-Валлэ). Журнал "Путь" №17

(Mapия де-Валлэ). *)

        Нет более необычайной судьбы, души более жертвенной, пути более мученического. Жизнь Марии де-Валлэ, внешне такая непонятная и противоречащая привычным представлениям христианского благочестия, неприемлема для среднего сознания и не укладывается ни в какие традиционные рамки. Она зиждется всецело на таинственном смысле внутренних путей ее. Водительство Духа Святого освящает все события этой жизни, этого героического послушания сокровенной воли Божией. Жизнь Марии де-Валлэ полна священного символизма, она изобилует символами страдания Господня. Переживая изначальную мистерию Христову, она с небывалой силой и гениальным размахом отражает в себе происшествия миpa небесного.

        Личность Марии де-Валлэ самобытна и исключительна. В ряду канонизированных святых она не имеет еще своего признанного места. Миру предстоит еще откровение мистического опыта этой замечательной души, превосходящего все, что нам известно из жизни мистиков. Стремительно опережая века, лик Марии де-Валлэ обращен к грядущему царству Св. Духа. Момент официального ее прославления будет знаменательным моментом в земной жизни Церкви, сигналом к неведомому раскрытию внутренних путей Духа.

        Она не похожа ни на кого. Суровая отрешенность очертаний ее духовного облика имеет в себе нечто иконописное, в

___________

        *) М. дэ В. родилась 15 февраля 1590 г. в нормандской деревушке Saint-Sauveur-Sendelin. Подробные сведения о ней дает впервые замечательная книга EmileDermenghema: LaVieadmirableetlesRévélationsdeMariedesVallées» (leRoseauDOr, chezPlon-Nourrit, 8, rueGaranciere, Paris, 1926). Благодаря своеобразным особенностям описываемого мистического пути, книга при появлении своем вызвала самые противоречивые отзывы церковных кругов.

96

 

нем преобладание небесного над человеческим. Наиболее родственны ей по натуре Св. Катерина Генуэзская и, быть может, Св. Магдалена де Пацци. Но путь Марии де-Валлэ безмерно тяжелее. Он лишен каких бы то ни было услад и утешений, это путь тернистый и суровый, круто повергающей в зияющие бездны и возносящие на нечеловеческие высоты. И на этом пути, кругами поднимаясь все выше и выше, на протяжении долгой жизни Марии де-Валлэ, торжественно разворачиваются скорбные таинства Небесного Розария...

        С 19 лет она — «одержимая». Дав обет целомудрия, она становится жертвой мести отвергнутого жениха, прибегающего к злым чарам местной колдуньи. После встречи с ним на сельском празднестве, у Марии де-Валлэ начинаются ее ужасные припадки, и мучениям ее нет конца. По проискам окрестных колдунов, ее обвиняют в притворстве, бросают в тюрьму, издеваются над ней и истязают. Небесное видение укрепляет ее. Ее терзают жестокими исследованиями, из нее выгоняют «злых духов», но все экзорцизмы бессильны, духи отказываются покинуть Mapию де Валлэ, мотивируя свое поведение волей Божией!

        Бог позволил сатане овладеть Марией де-Валлэ, как некогда рабом его Иовом. «Вот, все что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей». (Иов, I, 12).

        И дьявол почти до конца ее жизни мучает Mapию де-Валлэ, но принудить ее ко греху он не властен, ибо воля ее принадлежит Богу.

        Сама она на свое тяжелое положение смотрит, как на удел, положенный ей от Бога, и потому она не согласилась бы «поменяться с самой королевой Франции!».

        Все силы ее существа устремлены к слиянию с волей Божьей, жертвенный героизм ее беспощадно прямолинеен и не знает компромиссов. Одним взмахом окрыленной души она поднимается на высокие ступени мистического единения (via unitiva). Отсекая свою несовершенную человеческую волю, она молить Бога сделать ее хотя бы ценой адских мучений, совершенным орудием Его Божественной воли. И вот Господь принимает ее жертву. Но Он хочет ее всю, без остатка: она должна отказаться от последнего и единственного своего утешения — причастия!...

        Тут мы подходим к самому таинственному и странному моменту в жизни Марии де-Валлэ. Ведущий эту избранную душу путем исключительного отречения к высочайшему совершенству, и скрывающий творимое Им в ней чудо любви под убогими ризами унижения и болезни, требует от Марии де-Валлэ максимума человечески возможного: Он отлучает

97

 

ее от Церкви и делает ее ответственной жертвой за грехи миpa!...

        Какое мучительное борение должно было подняться в душе благочестивой девушки, каким необычным и опасным должен был представиться ей такой противоречащий велениям Церкви путь! Сам Христос предостерегает ее вначале и дает ей год сроку для размышлений «новицият», во время которого она может уже только духовно причащаться. «Теперь ты свободна», говорит ей Христос, «но тогда ты не сможешь ни думать, ни говорить, ни действовать, ни желать помимо Моей воли. Если Я захочу, то лишу тебя причастия и поведу тебя путем ужасным». Тогда между Mapией де-Валлэ и ее Божественным Учителем происходит следующий знаменательный диалог: Мария: «Разве нужно отказаться от причастия, чтобы исполнить волю Божию?». Спаситель: «Нет, наоборот. По мере того, как у людей отмирает их воля, причастие животворит их любовью к Моей воле и разжигает в них великое пламя любви к Богу». Мария: «Но почему же тогда я лишаюсь причастия?». Спаситель: «Это дело иное. Тебе вместо Св. Таинств даны Страсти Господни. Воля Божия хочет заставить тебя жить среди смерти».

        Таким образом для Марии де-Валлэ невозможность реального причастия становится как бы предпосылкой причастия мистического! Выбор сделан, воля Божия для нее закон. Она молить лишь об одном: чтобы, возлагая на нее наказание за грехи миpa, Господь уберег ее от самого греха. Точно перед смертью, она должна сложить пожизненную исповедь. И действительно, ведь ей предстоит умереть мистической смертью зерна, падающего в землю, чтобы ожить!..

        Приходит срок «договора». При всем желании исполнить свой церковный долг, Мария де-Валлэ уже не в состоянии приступить к Св. Таинам: в решительный момент на нее находит нечто в роде паралича, и причастие становится физически невозможным. Зная святость ее жизни, ее духовные руководители признают исключительность внутреннего пути ее, о церковном неповиновении для них не может быть и речи. Но враги Марии де-Валлэ в течение долгих лет не устают обвинять ее в лже-мистицизме, демонизме и обмане. Новые духовные власти не хотят мириться с таким положением вещей. Начинаются бесконечные допросы. Марию де-Валлэ убеждают в том, что она обманута дьяволом, от нее требуют, чтобы она изменила свое странное поведение. В ответь на горячую мольбу престарелой подвижницы, Господь, наконец, разрешает ей уступить настояниям церковнослужителей. Физические препятствия исчезают, и на

98

 

Пасху Mapия де-Валлэ причащается вместе с другими верующими. 33 года длилось возложенная на нее «Эпитимия» за грехи миpa!...

        Духовнику Марии де-Валлэ Бл. Жану Эд удалось оправдать ее теологически, опровергнуть утверждение врагов, будто одержимая и неспособная причащаться Мария де-Валлэ «не имеет части» с Богом, доказав, что, несмотря на внешнее противоречие, жизнь Марии де-Валлэ согласуется с теми необычайными путями, которыми Господу угодно иногда вести к святости душу. Спаситель обещал Марии де-Валлэ явить миpy в положенный час истинность происходящего в ней: «Когда среди нескольких неосвященных хлебов имеется один освященный, тогда лишь Тот, кто освятил его, различает его, и когда Он захочет, Он откроет его и явит его миру».

        Марии де-Валлэ дано было осуществить слова Ап. Павла, вздыхавшего в святом сострадании: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных по плоти»... Но Мария де-Валлэ страдала не только за ближних, но и в первую очередь за врагов своих, — злых магов и колдунов, заслуживших вечные кары! Никакие мучения не страшат ее, наоборот, она боится, что все страдания земли не смогут утолить жажду ее души пострадать за Христа. Основная концепция Марии де-Валлэ это — «ад во имя любви», небывалое, потрясающее задание! Сердце Марии де-Валлэ пламенеет, раненое божественной любовью к высшему Благу — «Caritatis vulnerata ego sum!».

        В книге пророка Иезекииля XXII, 30-31 Бог жалуется на то, что не находит человека, который противопоставил бы Ему себя за грешную землю! Божественная любовь ищет желающего перенести мучение ада во искупление грешников. Услышав зов Божий, Мария де-Валлэ мгновенно откликается. Она жаждет положить душу свою за гибнущих братьев; «Вот я, берите меня!».

        В продолжение двух лет она осаждает небо. Наконец, молитва ее услышана. Она слышит грозный голос, возвещающей ей смерть. Ей кажется, что душа ее отделяется от тела и спускается в ад к грешникам. В присутствии всех дьяволов ее судят за преступления сатанистов, и невинную осуждают на вечные муки. Страдания ее духовного порядка, но отражаются и на теле, захватывая все чувства в свой круговорот. Сердце ее — раскаленное горнило, грозящее испепелить ее. Ее мучают голод и жажда, отчаяние и бешенство, вожделение ко всем благам миpa и ненависть к Богу. В течение трех лет она не выпивает и стакана воды, и лишь

99

 

изредка с трудом проглатывает кусочек хлеба. Перед глазами у нее мелькают страшные призраки, вкус исполнен горечи, обоняние зловония. Все фурии преисподней ополчились против нее. Воистину, она живет посреди смерти и подчас теряет даже веру в Бога. Себя она видит в образе колоссального чудовища, олицетворяющего грехи миpa. Она слышит насмешки Пречистой Девы и ангелов, отвращающихся от нее, и начинает сама смеяться над собою, навыки обреченной! Лишь изредка возвращается к ней память о добровольном мученичестве, и сознание на миг проясняется. В остальное время она считает себя погибшей безвозвратно.

        Но и в аду «Спаситель не спускает с нее глаз!». Взор Спасителя равносилен Его благодати, в данном случае неощутимой и прикровенной, но неизменной. «Где бы ни была ты, Я с тобой» — обещал Христос Марии де-Валлэ.

        Адская пытка длится свыше трех лет, затем наступает временное облегчение. Мы знаем из жизни некоторых святых (Св. Тереза, Бл. Анжела, Св. Катерина Генуэзская), что им дано было на день, на час ужасное ведение ада, от которого в их жилах леденела кровь. Св. Магдалине де Пацци пришлось даже, в виде испытания, пять лет провести в «пещере львов», бороться с диаволами и побеждать их. Но кто, как Мария де-Валлэ, добровольно обрек себя на горение в огне адовом?

        Следующий страдальческий этап на пути Марии де-Валлэ знаменуется «двенадцатилетней скорбью», как она сама ее называет, во время которой страдания ее достигают апогея, это то разлитие гнева Господня, о котором говорится в «Плаче Иеремии» I, 12. «Да не будет этого с вами, все проходящее путем! Взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня, какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего!». Изнемогая, она молит о пощаде... Но Христос отвечает ей, что Отец и Его не пощадил на Кресте, и что Любовь сама бичевала Его, венчала терниями и распяла Его, и что Она же давала силу Его палачам!...

        Следствием этой болезни явились кровавые раны на многие годы. Неизвестно, были ли это стигматы, но, видимо или невидимо, Мария де Валлэ, как и Ап. Павел, носила язвы Христовы на своем теле. (Посл. к Гал. 6, 17).

        Много тяжких испытаний еще ожидало ее. Упомянем лишь о «болезни сердечной, не телесной, а духовной», когда дикие звери (грехи миpa) раздирают ей сердце, божественное Милосердие пронзает его стрелами Справедливости. Гнев Божий зажигает в нем молнии, а Пречистая Дева пронзает ей сердце своим кинжалом!...

100

 

        Язык Марии де-Валлэ и ее откровений заимствует свои образы из христианской символики того времени. Сквозь их дымчатые покровы можно различить этапы мистической агонии души. В быстром полете эта душа достигает высочайшей цели — окончательного слияния с Божеством, Брака Духовного. Чтобы достигнуть такого совершенства, нужно было пройти сквозь мрак полного уничтожения, когда одна за другой умирают силы души. Мария де-Валлэ присутствует при их умирании: сначала сознание, затем память и чувство покидают ее, последней уходить воля... Тогда, очищенная от всего, что не есть Бог, тварная душа перестает существовать и растворяется, преображается в Боге, согласно слову Апостола: «Transformamur in eamdem imaginem»: «Взирая на славу Господню, преображаемся в тот же Образ» (II Коринф. III, 18). Тогда «Vivo ego, jam non ego»: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. II, 20), — и Христос велит Mapии де Валлэ называть Его Супругом!.

        Но и теперь вместо того, чтобы отдыхать в блаженном покое созерцания, Мария де-Валлэ избирает, страдания до конца своим уделом. Она предпочитает страдать вместе с последней еще не спасенной душой на земле, нежели без нее быть в раю. «Тогда и рай был бы для меня мучением!» — говорит она.

        В огненном опыте Mapии де Валлэ раскрываются неведомые глубины, приподнимается завеса с самой сокровенной и неисследованной сферы мистического бытия. «Новый ад, по словам Христа, созданный им для Mapии де-Валлэ, есть откровение самой таинственной и самой грозной бездны божественной Любви.

        Христос говорит Марии де-Валлэ, что в последние времена божественное Милосердие само будет убивать грехи человеческие, но что его не узнают и будут принимать за Справедливость, оттого что Милосердие оденется в одежды Справедливости! Непросветленный человек страдания воспринимает как «гнев Божий», как «кару». Чтобы в переживаемом страдании увидеть не жестокий закон или справедливое возмездие, а очищающее действие милосердной любви, нужно, чтобы душа человека была просветлена благодатью сыновства, нужно, чтобы Бог и в боли являлся душе Отцом, а не Судьей!

        Мария де-Валлэ благословляет каждую боль, подаренную ей Богом, перед каждым возвещенным ей страданием она поет Аллилуйя!

        «Редко бывает, чтобы Меня любили так безусловно и так бесстрашно» — говорить ей Христос, — «восстань же, как прекрасная заря, зовущая солнце!».

101

 

        Любовь и страдание — вот жизнь Марии де-Валлэ, и особая миссия ее на земле. Любовь к страданию ради Христа, страдание от любви ко Христу. Не дано человеку проявить свою любовь путем более действенным, как только страдая за Любимого и вместе с Ним.

        «Спаситель взял мое сердце и дал мне Свое, то есть все унижение, всю горечь и скорбь, страстей Своих», говорит Мария де-Валлэ. «Ego cum Jesum cor unum habeo», могла бы она сказать вместе со Св. Бернардом. Погрузившись всецело в бездонную пучину этого божественного Сердца, — «le coeur de l᾽abîme» Леона Блуа — она испила до дна «чашу серы и огня», поднесенную ей Отцом, ту чашу, о которой Христос спрашивает учеников своих, могут ли они пить ее вместе с Ним... После этого она удостоилась высоких откровений. О единстве грядущего Царствия Божия, когда земля будет населена святыми и не будет больше греха, искажавшего красоту души, когда будут «единый Бог, единая вера, едино крещение, единая Церковь и един Пастырь». Об «огненном потопе» Духа Святого, который зальет мир потоками пламенной любви. В те дни появятся великие мученики любви и святые, превосходящие прежних, как кедры Ливана превышают кустарники! И о внутренней реформе духовенства, о котором ей даны видения, предвосхищающие и предваряющие знаменитое видение на горе Салетт. Вдохновенный отголосок этих откровений находится у Бл. Гриньона де Монфор, просящего у Бога огненных священнослужителей, которыми обновится земля и преобразится Церковь. Это будут души, свободные и отрешенные, пылающие любовью и покорные каждому дуновению Духа Святого, как облака гремящие, вознесенные над землей и полные небесной росы...

        Но самые глубокие прозрения Марии де-Валлэ относятся к культу Святейшего Сердца, вдохновительницей которого ей суждено было стать. Литургия этого культа создана Бл. Жаном Эд, и была принята Церковью за несколько лет до видений Св. Маргариты — Марии Алакок!

        Синтетически углубляя мистерию христианства, культ Св. Сердца завершает собою многовековое развитие католического культа Богочеловека. Назревавший в недрах столетий, он предназначен был временем величайшего охлаждения сердечного, оскудения любви на земле, чтобы «любовью согреть холодных и воспламенить горячих». В откровениях Марии де-Валлэ символ любви сливается с символом духовного, небесного человека, множественным образом которого является Св. Сердце, пылающий очаг любви Христовой, источник Духа животворящего, — «Cor Jesu, de eujus plenitudine

102

 

omnesnosaccepimus»: «Сердце Иисусово, от полноты Которого вcе мы приемлем!» (Лит. Св. Сердца).

        «Bсе святые вместе образуют Божественную Любовь». говорит Христос Марии де-Валлэ, — «Любовь в некотором роде имя этих святых, более нежели Св. Петр, Св. Павел и др. Это то имя, которое Я даю им».

        Есть три Сердца: Любовь, сошедшая с небес; Страсти Господни, вытекающие из Любви; и Евхаристия, вытекающая из Страстей. Все три — едино, это три высших проявления Божественной любви. Сердца Марии и Иисуса — едино! Сердце Матери — Сын, Сердце Сына — Дух Святый. И еще: Сердце Спасителя — это Его Страдание, таинством которого Он воцарился в сердце Марии де-Валлэ. Об этом страдании говорят Псалмы 21, 68 и некоторые тексты из Священного Писания.

        Незадолго до своей смерти Мария де-Валлэ просила прочитать ей книгу «Плач Иеремии». Она плакала, слушая вдохновенные слова, ярко изображающие покинутость и безнадежность «темной ночи» души, которая для Марии де-Валлэ длилась почти всю ее жизнь.

        «Я человек, испытавший горе от гнева жезла Его. Он повел меня и ввел во тьму, измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои, оградил меня и обложил горечью и тяготой. Посадил меня в темное место, как давно умерших, окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои. И когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою. Каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои... Натянул лук свой и поставил меня как бы целью для стрел. Послал в почки мои стрелы из колчана своего. Я стал посмешищем для всего народа моего... Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью». (Пл. Иер. III, 1-15).

.............................................................................................................

        Но срок испытаний кончен, путь страстной завершен... Прощаясь с землей, которую она любила с такой мучительной жалостью, Мария де-Валлэ душой переносилась уже в небесную отчизну — «домой!». Когда, наконец, в 1656 году явилась смерть, ей оставалось унести лишь тело Марии де-Валлэ, — сердце ее давно растаяло, растворилось в светоносном океане великого Сердца, от которого оно изошло и которому служило... Ave, Cor Sacratissimum!

Елизавета Беленсон.

103


Страница сгенерирована за 0.02 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.