Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ильин В. Н.

Ильин В. Н. Книги по литургике. Журнал "Путь" № 13

CHRYSOSTOMUS PANFOEDER. Christus unser Liturge. 1924. Matthias-Grünewald-Verlag. Mainz., стр. VIII + 104.

CHRYSOSTOMUS PANFOEDER. Die Kirche als Liturgische Gemeinschaft. 1924, тожеизд., стр. 166.

CHRYSOSTOMUS PANFOEDER. Das Personliche in der Liturgie. 1925, то же изд., стр. 171.

CHRYSOSTOMUS PANFOEDER. Das Opfer. 1926, то же изд. стр. VIII + 184.

        Бенедиктинский орден издревле славен своей литургической деятельностью. Ныне она разрослась до гигантских размеров — как по количеству, так и по качеству своих трудов. Нам, православным русским, тем более отрадно приветствовать его на этих путях, что, во-первых, основатель этого ордена св. Бенедикт Нурсийский (480-543) является одним из главных творцов православного чина всенощного бдения; и во-вторых — духовные дети этого святого ныне с любовью исследуют и разрабатывают православную литургику.

        Есть много вопросов первостепенной важности, которые в литургике до сих пор почти не затрагивались. Сюда относятся проблемы так называемого литургического богословия. Церковной археологии, научной критике и изданию литургических текстов посчастливилось несравненно более — здесь можно назвать много блестящих ученых как у католиков, так и у православных (Мабильон, Алляций, Ренодоций, Питра, Салавилль, Каброль, Леклерк, Дмитриевский, Скабалланович, Диаковский, Карабинов, протоиерей Орлов, Петровский и др.). Литургическому богословию уделено значительно меньше места и внимания. Однако здесь православные писатели занимают безусловно первое место: достаточно упомянуть таких авторитетов, как Симеон Солунский и Николай Кавасила. (По-русски имеется издание святых Отцов Учителей Церкви, относящихся к истолкованию православного богослужения СПБ. 1857).

        В наше время с падением власти рационалистических и протестантских предрассудков — богослужебный культ и особенно литургия выдвигаются на первый план в качестве первоосновы церковной жизни. Мистико-богословское и метафизическое раскрытие глубочайших и последних тайн христианства через истолкование богослужебных текстов и действий — есть дело насущной и настоятельной необходимости.

110

 

Четыре небольших, но необычайно содержательных книжечки о. Хризостома Панфедера, превосходно изданных Matthias- Grünewald -Verlag, не только идут навстречу этой необходимости, но и раскрывают для будущего большие и отрадные перспективы. Темы, в них затронутые, почти не касаются конфессиональных различий православия и католицизма и относятся к таким глубинам литургической метафизики, которые, минуя рифы разделения как бы непосредственно достигают Голгофы и подножья Престола Пресвятой Троицы. Особенно важны и глубоки: «Христос наш Литург» («Christus unser Liturge»), раскрывающий сущность первосвященнического служения Господа Иисуса Христа; и «Церковь, как литургическое общество» («Die Kirche als liturgische Gemeinschaft»). В последней мы видим выпуклое и чеканное выражение вполне созревшей мысли, дарованной нашей эпохе Божественным Промыслом: «Пресвятая Троица есть вечно сияющий первообраз литургического общества» — «Die hlDreifaltigkeit ist das ewig leuchtende Urbild für die liturgische Gemeinschaft» (стр. 87).

        Так в тишине монастыря и в благоговейном созерцании тайн Христовой жертвы, принесенной за мир, до конца рассеивается печальное заблуждение о Боге, как самодовольном надмирном деспоте и о Пресвятой Троице, как о чем-то таком, во что «приказано» «верить», не рассуждая, а, главное, не чувствуя и не любя. Если в этом плане наносится удар лже-ортодоксальному позитивизму, который в известном смысле ничуть не лучше рационалистически безбожного позитивизма, то учением о Церкви, как литургическом обществе, в основании подрывается протестантское марево лже-церкви, которому поистине скорее надлежит наименоваться множественным солипсизмом, а не обществом, явленным по образу Пресвятой Троицы. Мы живем в трудное время. На Церковь Христову с удвоенной злобой и яростью нападают ее два исконных врага: безбожный рационалистический атеизм и лже-ортодоксальный позитивизм, ненавидящий любовь и мысль и все сводящий к гоббсовой безбожной формуле: истина то, во что приказывает верить государство. Но так как государства нет, то истиной оказывается то, во что приказывают верить лидеры крайних правых партий, столь же безграмотных, сколь и безбожных. Нам русским особенно горько приходится от этой двойной атаки князя тьмы и поэтому мы с удвоенной благодарностью и любовью приветствуем возженный благочестивым ученым-отшельником свет разума и любви.

В.Н. Ильин

111


Страница сгенерирована за 0.04 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.