Поиск авторов по алфавиту

Комментарии. Раздел Первый

Раздел Первый

Статья I

Общее понятие о человеке

I: 1

1 По мнению Э.Авэ, это знаменитое сравнение стало известно Паскалю из Предисловия к «Опытам» Монтеня (изд. 1635 г.)» написанного м-ль Гурнэ (см. прим. 2 к фр. 63). В указанном Предисловии м-ль Гурнэ, следуя Рабле, приписывает авторство данной мысли Гермесу Трисмегисту (см. прим. 3 к Д. XII: II). Впрочем, откуда бы вышеприведенная фраза не стала известна Паскалю, следует признать, что именно последний сделал ее популярной среди широкой публики. Что до собствен­ного генезиса, проходящего через всю историю европейской мысли уподобления Бога бесконечной сфере, то прекрасное его изложение можно найти в книге А.В.Ахутина «Понятие «природа» в античности и в Новое Время» (М., 1988, с. 62-64).

2 См. Монтень. Опыты в 3-х кн., М., 1980, кн.II, гл. 12, (Апол.), с. 392.

3 Паскаль повторяет здесь мысль Монтеня (Апол., с. 426), цитирующего в свою очередь Цицерона (Академические вопросы. II, 23). Э.Авэ в комментарии к этому месту приводит из Секста Эмпирика (VII, 265) греческий текст данного высказывания и выражает сомнение в правильности монтеневской трактовки. Согласно Авэ, эту фразу можно понимать и в смысле «вот что я хотел сказать обо всем», т.е. о совокупности всех вещей. В русском переводе А.Ф.Лосева, впрочем, дается прочтение, не совпадающее с обоими вышеприведенными.

4 Намек на вышедшие в 1644 году «Начала философии» Декарта.

5 «Принято считать, что именно под этим названием в 1486г. Пико де ла Мирандола опубликовал в Риме 900 тезисов для дискуссии. Папа, узнав о содержании указанных тезисов, запретил всякое их обсуждение» (Э.Авэ).

6 Л.Брюнсвик считает, что это слово следует понимать в более сильном значении— «вызывает оцепенение, парализует ум, мешает понимать».

443

 

 

7 Скорее всего здесь говорится о Мерэ, решительно отказывавшемся вникать в математические тонкости (см. Кляус Е.М. и др. Паскаль. М., 1971, с. 10-101). Паскаль имел в виду нуль как синоним ничто, а не как алгебраическую операцию, где 0-4--4.

8 См. Монтень. Апол., с. 532.

9 Это место из Бл. Августина (О Граде Божьем. XXI, 10) отражено и у Монтеня (Апол., с. 473).

I: 2

1 Ср. Монтень. Апол., с. 531-532.

2 Ср. там же.

I: 4

1 Ср. Монтень. I, 19, с. 75.

 

Статья II

Величие человека

II: II

1 В тексте Паскаля — «et animum arcendi». Э.Авэ считает, что это словосочетание «несомненно заимствовано из какой-нибудь школьной физики, преподававшейся во времена Паскаля, и означает «инстинкт остановки», т.е., допустим, способность легавой делать стойку при обнаружении дичи».

II: III

1 Речь идет об эпикурейцах.

II: V

1 Павел Эмилий — римский полководец, разбил в сражении при Пидне (168г. до нэ.) войска последнего царя Македонии Персея. В следующем году Персей попал в плен к римлянам, после чего вскоре и умер. О смерти Персея говорится у Монтеня (I, 45, с. 245; см. также I, 20, с.. 82).

II: XVII

1 Л. Брюнсвик и Э. Авэ единодушно признают данный фрагмент размышлением над декартовскими идеями о соотношении cogito и sum, а также — об очевидности божества (см. напр. Декарт Р. Соч. в 2-х т., М., 1989, т.1, с. 316-317).

444

 

Статья III

Суетность человека, воображение, самолюбие

III: III

1 Л. Брюнсвик указывает, что с этой мыслью Цицерона Паскаль познакомился, читая Монтеня (I, XLI, с. 232).

III: VII

1 Корнель. Медея. II, 6.

III: X

1 Весь этот отрывок перекликается с «Опытами» Монтеня (III, 8, с. 146-147).

2 См. Монтень. Апол., с. 526.

3 См. Монтень. Апол., с. 527.

4 См. Монтень. Апол., с. 499.

5 См. Монтень. Апол., с. 497.

III: XI

1 Ср. Монтень. Апол., с. 413-414.

2 Э.Авэ отмечает, что ему неизвестна книга, о которой говорит Паскаль. Л.Брюнсвик вообще не комментирует это место.

Статья IV

Слабость человека, непрочность его естественных познаний

IV: I

1 Ср. Монтень. Апол., с. 535.

2 Там же, с. 527.

IV: II

1 Согласно Паскалю, пирронизм прав, покуда есть основания для его критической работы — самонадеянные иллюзии человека, присутствующие в сфере познания. С исчезновением указанных иллюзий пирронизм изживает себя. Ср. Д. XXII: XI.

IV: III

1 По указанию Л. Брюнсвика, Паскаль здесь обращается к своим исследованиям пустоты и оживленной полемике, в которую ему довелось вступить по данной проблеме. Первый тезис, приведенный в фрагменте, принадлежит схоластам и Декарту, которые, ссылаясь соответственно на познавательные стандарты тогдашней школьной физики и на рациональную очевидность, стремились обосновать невозможность пустоты a priori. Второй тезис — собственно паскалевский: отвержение искусственной точки зрения и непосредственное наблюдение природы должно

445

 

 

привести нас к утверждению если не реальности, то хотя бы возможности пустоты; см. также прим. 1 к фр. 75.

2 Монтень. Апол., с. 429.

IV: VII

1 Монтень. I, 3, с. 17.

IV: IX

1 Нет достоверных исторических сведений о наличии у Кромвеля тех планов относительно Рима и христианского мира, которые ему здесь приписываются. По мнению Э.Авэ, этот фрагмент следует по­нимать как отражение общего страха, испытываемого Европой перед одним именем еретика— вождя республики, установившейся в резуль­тате казни короля.

2 Ср. Монтень. Апол., с. 402.

3 В действительности смерть Кромвеля наступила от лихорадки (1658 г.).

4 Карл II был восстановлен на английском престоле в 1660 г. Поэтому Л.Брюнсвик и Э.Авэ датируют данный фрагмент именно 1660 годом.

IV: XI

1 Л.Брюнсвик сообщает, что стремление говорить о Боге подобающим образом было одним из важнейших правил благочестия в Пор-Рояле. «Как трудно, — писала Жаклина Паскаль сестре, — говорить о Боге как о Боге». В той манере, посредством которой Евангелия высказываются о Всевышнем, Паскаль усматривал одно из доказательств их аутентичности (см. Д. XV: IV; XVII: II).

IV: XIII

1 Ср. Монтень. Апол., с. 528.

IV: XIV

1 Л.Брюнсвик дает следующее примечание: «Процесс человеческого взаимопонимания происходит не в среде сущностных причин, но на уровне высказываний. Ибо посредником в общении служит язык, а не сама по себе мысль. Потому высказывание существенно зависит от взаимосвязи знака и означаемого, а, стало быть, способно ввести в заблуждение, если неоправданно заключить от идентичности знака к идентичности означаемых вещей. Проистекающие от этого недоразумения могут весьма длительное время существовать незамеченными. Не будет противоречивым также вообразить, что какое-либо недоразумение вообще не будет прояснено. А этого для скептика вполне достаточно».

2 Под пиррониками Паскаль подразумевает чистых скептиков, свято следовавших правилу не высказывать суждений и с сомнением относившихся даже к самому сомнению, которое ими владело (см. Секст Эмпирик. Соч. в 2-х т., М., 1976, т.2, с. 209-210). Философы же Средней и Новой Академии, провозглашавшие безусловную непознаваемость

446

 

 

сущности вещей, вполне справедливо относились тем же Секстом Эмпириком к догматическому направлению (там же, с. 253-257). Оппозиция «догматики — академики» в этом фрагменте призвана лишь подчеркнуть специфику «позитивного» и «негативного» догматизмов.

3 Паскаль явно полемизирует с Декартом. Причем, поскольку речь идет не о познании чего-то определенного, а о возможности познания как таковой, то можно заключить, что в этом фрагменте Паскалем дается критика картезианской трактовки самоочевидности и, следовательно, колеблется основа любых рационалистических «правил для руководства ума» (ср. Декарт Р. Т.1, с. 261).

IV: XV

1 «Солнечные пятна». Э.Авэ резюмирует общую идею всего фрагмента в том плане, что пятна на Солнце служат зримым воплощением вероятности имеющего некогда случиться полного и окончательного затмения. Произойди такое, и наставший день не будет уже, собственно, днем. Тогда-то и станет очевидной вся беспочвенность нашего убеждения в естественно-необходимом характере наступления дня.

IV: XVI

1 Обычно это неразборчиво написанное в манускрипте слово идентифицировалось издателями с «мудростью» (sagesse). Л.Брюнсвик, на основании анализа одного из мест монтеневских «Опытов» (1, 54, с. 277-278), оказавшего серьезное влияние на идеи многих фрагментов Паскаля, пришел к выводу, что в рукописи стоит не sagesse, а siege («местопребывание», в данном случае — «состояние»).

Статья V

Жалкое состояние человека

V

1 В таблице соответствий отрывок, предшествующий у Долгова фр. V: I и никак не обозначенный, фигурирует под номером V: 0.

V: II

1 См. Монтень. III, 13, с. 409.

2 Пирр, царь Эпира. В 1-й пол. 3 в. до н.э. вел серию практически непрерывных войн — с Македонией, Римом, Карфагеном, Спартой. Его бурная жизнь, не принесшая, впрочем, никаких реальных плодов для государства и народа, бесславно оборвалась в 272 г. до н.э. при осаде Аргоса. О совете, данном беспокойному царю, см. Монтенъ. I, 42, с. 241-242.

3 См. прим. 1 к Д. XXII: LXXXVII.

V: VIII

1 Ср. Монтенъ. III, 4, с. 49.

447

 

 

V: XII

1 То же и у Монтеня. Апол., с. 510.

2 «К чему тебе довольствоваться собою и теми благами, которые обретаешь в мире». Цитата, заимствованная Августином из Сенеки. Паскаль читал также и ту главу «Опытов» (11, 3, с. 312), где Монтень рассуждает над 70-м письмом Сенеки, которое суть одна длинная апология самоубийства. Л.Брюнсвик отмечает, что стоики всегда признавали самоубийство позволительным и даже рекомендовали таковое, если речь шла о службе на благо отечества, очищении от преступлений, нищете, болезни или безумии. Однако эта теория самоубийства не противоречила стоическому оптимизму, поскольку стоики исповедовали пантеистическое мировоззрение. Для них внутренняя гармония человека отождествлялась со счастьем мудреца, составляя некую часть и образ гармонии космической, а смерть лишь воссоединяла человека с миром, душой которого был Бог. В критике этих натуралистических положений стоиков Паскаль опирался на доводы как Монтеня, так и Янсения.

V: XV

1 По традиции Соломону приписывается авторство библейской книги Екклезиаста, созданной в действительности ок. 3 в. до н.э.

Статья VI

Удивительные противоположности, встречающиеся в природе человека в отношении истины, счастья и многих других вещей

VI: I

1 Имеется в виду «злой гений», фигурирующий у Декарта с целью радикализации проекта всеобщего сомнения. См. Декарт Р. Первоначала философии. I, 4.

2 Декарт Р. Т.1, с. 315.

3 Новый намек на идею «злого гения». Л.Брюнсвик отмечает следующее: от природы мы наделены свойством доверять неким первоочевидностям. Но это свойство не стрит ничего, если творец нашей природы собирался нас обмануть. Одна лишь божественная правдивость позволяет верить в существование внешнего мира или, скажем, в истинность математики. Согласно Декарту, божественная правдивость может явить себя исключительно в метафизике и сомнение, стало быть, рационально разрешимо метафизическими средствами. Согласно Паскалю, только вера и чувство способны привести к Богу, поскольку лишь они непосредственно исходят от божества.

4 Паскалем здесь воспроизведен аргумент Августина (De Trin. X, 10), ставший впоследствии основным принципом философии Декарта — «мыслю, следовательно, существую».

448

 

 

5 Де Барро (1602-1673) — светский знакомый Паскаля, прожигатель жизни, весьма странно понимавший эпикуреизм. Л.Брюнсвик цитирует часть либертинской песенки этого автора, общий смысл которой сводится к тому, что, дескать, нет ничего страшного в превращении в «грубую скотину».

VI: II

1 Ср. Августин. Исповедь. I, I.

Статья VII

Против равнодушия атеистов

1 Ср. Монтень. Апол., с. 386-387.

Статья VIII

Разумнее верить, чем не верить в то, чему учит христианская религия

1 Э.Авэ отмечает, что под «иным» Паскаль понимал бесконечность или Бога, который не тождественен ни протяженности, ни времени, ни числу.

2 Согласно Паскалю, восприятие всего величия божественной справедливости для человека вполне доступно, поскольку совесть всегда напоминает нам о наших грехах и таким образом указывает мотивы грядущего божественного воздаяния. Мы всегда чувствуем, за что нас осудит Бог. Но, если милосердие по своим масштабам не уступает справедливости, то постичь такую глубину милосердия человеку трудно, поскольку его собственная душа никогда не знала столь всепрощающей и всепоглощающей любви.

3 Воспроизводится мотив физикотеологического доказательства бытия Бога (см. Кант И. Соч. в 6-ти т. М., 1964, т. 3, с. 540).

4 В оригинале «stultitiam» — «глупости».

5 Ср. Монтень. Апол., с. 475.

6 Ср. Монтень. Апол., с. 435.

7 II Кор. 12: 9.

Статья IX

Признаки истинной религии

IX: XI

1 См. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990, с. 302.

449

 

 

2 Деизм — учение, понимающее Бога лишь как разумную причину мира. Противоположно теизму, рассматривавшему Бога в качестве живого, непостижимого, доступного человеку лишь в откровении.

Статья X

Истинная религия доказывается заключающимися в человеке противоположностями и первородным грехом

X: I

1 Этот фрагмент представляет собой изложение Пор-Роялем основных идей одной из бесед Паскаля с Ф. де ла Шез и Э.Перье.

Статья XI

Подчинение и власть разума

XI: III

1 Фразы в угловых скобках принадлежат Долгову, в оригинальном тексте их нет. Издание 1902 г. какого-либо разделения аутентичного текста и разъяснительных добавлений переводчика в этом фрагменте не содержит.

XI: VIII

1 Иоил. 2: 28.

Статья XII

Изображение человека, который, испытав тщетность усилий обрести Бога одним разумом, начал читать Писание

XII: I

1 Л.Брюнсвик указывает, что под доказательствами здесь понимаются чудеса и исполнившиеся пророчества, а не претензии самой по себе религиозной доктрины.

2 Ср. Рим. 12: 5.

3 Законы Двенадцати Таблиц не имеют отношения к Афинам. Л.Брюнсвик в примечании к этому фрагменту солидаризируется с Э.Авэ, считавшим, что Паскаль здесь ссылается на ошибочное мнение Гроция: 4 Эти очень древние законы Аттики, по образцу которых были созданы впоследствии законы римские, обязаны своим началом законам Моисея».

4 Иосиф Флавий. Против Апиона. 2, 16.

450

 

 

5 Следует учесть: Паскаль свято верил, что книги, приписываемые традицией Моисею, действительно написаны Моисеем и отсюда выводил принципы датировки библейских событий. Не стоит даже и говорить, что французский мыслитель тем более не подвергал сомнению ни историчность самого Моисея, ни библейскую хронологию.

6 Данный отрывок присутствует в фрагменте 620 издания Л.Брюнсвика, в тексте Долгова его нет. Вероятно, это один из набросков мысли, уже выраженной в приведенном отрывке из фр. 619.

XII: II

1 Втор. 31: 16-30; 32: 1-47.

2 Книги сивилл — книги, согласно римской легенде, якобы купленные легендарным царем Тарквинием Гордым у Кумской сивиллы и содержащие пророчества о грядущей судьбе Вечного Города. Во всяком случае, в древности действительно существовали книги, приписываемые сивиллам. Первое упоминание о них содержится у Гераклита. В реальном же существовании сивилл нет никакого сомнения; они представляли собой одну из разновидностей прорицательниц будущего, широко почитаемую в античности.

3 Книги Трисмегиста — Гермес Трисмегист (Триждывеличайший), греческий аналог древнеегипетского божества Луны — Тота, ведавший также стройностью миропорядка, соблюдением закона (как природного, так и человеческого), вообще исполнением мер. В эпоху эллинизма стали появляться приписываемые Гермесу Трисмегисту книги, содержащие окрашенный в таинственно-мистические тона свод знаний для посвященных. Так, алхимию, изобретение которой приписывалось Гермесу Трисмегисту, называли герметическим искусством. Книги Трисмегиста пользовались большим авторитетом в Европе еще в эпоху Возрождения.

XII: III

1 Речь идет о яблоке раздора, согласно Гомеру, послужившем толчком для цепи событий, которые завершились Троянской войной. См. Аполлодор. Библиотека. III, 2.

Статья XIII

О евреях

XIII: I

1 Быт. 8: 21-22.

2 Иер. 31: 31-35; Ис. 65: 23.

ХШ: II

1 «Дабы знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, говорю тебе: встань» (Мк. 2: 10-11). Русский синодальный перевод несколько отличается от дословного перевода латинской цитаты в тексте Паскаля. Связь этого места с Ис. 51: 10-11 объяснена в фр. 675.

451

 

 

XIII: IV

1 Л.Брюнсвик отмечает, что эпитет «плотские» добавлен Паскалем, дабы отличить таковых от евреев, причастных духовному (см. фр. 608; 609).

2 Мф. 22: 43.

3 Эту двусмысленную фразу Паскаля все же, на наш взгляд, следует переводить «был раньше Авраама и видел его». Долгов, цитируя стихи 56-й и 58-й VIII-й главы Евангелия от Иоанна, пропускает наиболее важный 57-й: «Иудеи же сказали Ему: «Тебе нет еще и пятидесяти лет — и Авраама Ты видел?» Подобный вариант более предпочтителен, с нашей т. зр., и чисто грамматически.

4 Ин. 12: 34.

ХIII: IX

1 Следует учесть, что в священной книге мусульман содержатся прямо противоположные указания, напр.: «Читай Коран чтением» (Сура 73, 4, см. также Сура 3, 184).

XIII: X

1 Исх. 25: 40. — «Делай по образцу, явленному тебе на горе».

2 I Тим. 4: 3.

3 I Кор. 7: 1.

ХIII: XIII

1 См. Фома Кемпийский. О подражании Христу. I, II, 4.

XIII: XVI

1 Т.е. Моисея.

XIII: XVII

1 Л.Брюнсвик комментирует это место так, что Моисей является современником тех событий (см. прим. 5 к Д. XII: I), о которых рассказывает, поскольку, хотя он и слишком далеко отстоит от них по времени, его отделяет от означенных веков лишь небольшое число поколений.

2 Моисей ведет хронологию не по годами, а по поколениям патриархов.

3 Л.Брюнсвик указывает, что эта деталь не согласуется с текстом Книги Бытия, и потому Пор-Рояль в издании 1670 г. отмечает здесь: «видел как минимум Авраама, а тот видел Иакова».

452

 

 

Статья XIV

Об образах; образный характер древнего закона

XIV: I

1 Л.Брюнсвик приводит разъяснение Пор-Рояля, где сказано, что апокалиптики суть не имеющие иных оснований, кроме фантазии, попытки обосновать какие-либо пророчества текстом Апокалипсиса.

2 Во фрагменте очевидно речь идет об образах христианской религии и образах иных религий (ср. фр. 598).

XIV: III

1 Л.Брюнсвик делает важное примечание к этому месту, соотнося рассматриваемый пассаж с кругом идей янсенизма: «В сфере плотского посредством закона изображается тот же объект, образом которого в сфере духа служит благодать. Но сама по себе благодать — лишь определенное предваряющее славу Божию состояние. Ведь благодать уже есть некое победоносное раскрытие, а потому — образ славы. Эта воинственная победа над природой, понимаемой как плоть, представляет собой образ соответствующей мирной победы в Боге. Тем не менее, существующее между благодатью и славой отношение образа и про­образа не столь однозначно, как отношение причины и следствия, установленное между благодатью и законом. Закон не дает благодати, благодать же порождает славу».

XIV: X

1 Ин. 8: 36.

2 Ин. 6: 33.

XIV: XII

1 Вариант Долгова восходит к редакции Пор-Рояля: «...невозможно составить правильное мнение о характере кого-либо...» и т.д. В этой связи Э.Авэ отмечает: «Я не думаю, что речь идет о характере. Скорее, имеется в виду облик, который трудно отобразить на портрете, поскольку для этого пришлось бы согласовать совершенно противоречивые чувства, охватывающие порою человека в одно и то же время». Т.е., судя по всему, главное здесь не в том, чтобы «хорошо обрисовать человека», дать характеристику, но чтобы «хорошо написать чей-либо портрет».

2 Ос. 3: 10.

3 Быт. 49: 10.

4 Иез. 20: 25-26, 40.

XIV: XIV

1 Пс. 109: 1.

2 Ис. 5: 25 — «разгневанный».

3 Ключом к пониманию этого фрагмента служит классическое евангельское различение закона и благодати. Исполняющим закон по букве

453

 

 

Бог воздает сообразно с точностью исполнения, причастным же к Духу Божьему через Иисуса Христа даруется благодать независимо от дел закона (Рим. 3: 21-28).

XIV: XVI

1 Очевидно речь идет об интерпретации раввинами одного из образов Песни песней (7: 8-9).

XIV: XVII

1 В примечании Л.Брюнсвика говорится, что слово «враги» употребляется в этом фрагменте то в прямом, то в переносном смысле, (см. прим. 3 к Д. XIV: XVIII), отражая самую суть паскалевской рефлексии. Вся глава об образности призвана выявить один основополагающий принцип: Писание недоступно для людей с плотскими воззрениями, но прозрачно для чистых сердцем, тех, кому открыто духовное понимание.

XIV: XVIII

1 Таково возражение, выдвигавшееся со стороны иудеев против христиан (относительно того, что Мессия еще только должен прийти в мир, раз подобные пророчества не исполнились). Согласно Л.Брюнсвику, Паскаль отвечает на это следующим образом: лишь победа Мессии принесет еврейскому народу земное господство. (Т.е. говорится о втором, победоносном пришествии Мессии, в отличие от первого, мученического — см. фр. 678).

2 Пс. 129: 8.

3 Л.Брюнсвик: враги может обозначать грехи, но не наоборот. Только от понимания изображаемого можно перейти к пониманию образа. Указанный порядок необратим. На этом принципе зиждется вся паскалевская теория образа.

4 Дан. 9: 23-24.

Статья XV

Об Иисусе Христе

XV: IV.

1 Лк. 22: 41-46.

2 Деян. 7.

3 Намек на христологические споры, охватившие церковь в первые века (см. в им. и предм. ук «ариане», «Афанасий», «пелагиане»).

454

 

Статья XVI

Свидетельство об Иисусе Христе пророков

XVI: IV

1 Имеются в виду упомянутые во фр. 616 по Л.Брюнсвику Енох, Ламех и др.

2 Быт. 17: 6-8, 19, 21; 18: 17-19.

3 Быт. 49: 10.

4 Агг. 2: 5-9; Ис. 28: 15-18; Иер. 24: 7; 31: 31-34; 32: 37-38. Особенно ярко этот мотив отражен у ап. Павла: Евр. 9: 1-12; Рим. 17: 9-25.

XVI: V

1 Э.Авэ отмечает, что для Паскаля лишено плода (т.е. лишено высшего смысла) все, что не ведет к Иисусу Христу и благодати. Потому, с самого момента, когда пророчества о частных событиях интегрированы в общую систему пророчеств о Мессии, первые обретают достоинство косвенных указаний на Иисуса Христа, и, стало быть, оказываются небесплодными.

2 «Следовательно» здесь употребляется ввиду пророчества, согласно которому власть Иисуса наступит во времена, когда у евреев уже не будет царя из колена Иудиного (Быт. 49: 10).

Статья XVII

Различные свидетельства об Иисусе Христе

XVII: III

1 Ис. 2: 3.

XVII: IV

1 Быт. 49: 10.

2 См. Иер. 23: 2-8.

XVII: V

1 Речь идет о божественной предустановленности неприятия Иисуса Христа как о миссии евреев.

XVII: VI

1 Ирод Великий и избиение младенцев — Мф. 2: 1 и далее.

XVII: VII

1 См. прим. 1. к Д. XIII: IX. По мнению Л.Брюнсвика и Э.Авэ, Паскаль основывался в этом пункте на позиции Монтеня (Апол., с. 433) и, возможно, Гроция.

455

 

 

Статья XVIII

Для чего Бог, скрываясь от одних, обнаруживает Себя другим

XVIII: VII

1 В еврейском правописании существует различие между двумя формами буквы мем — открытой — КАРТИНКА (употребляется в начале или в середине слова) и закрытой — КАРТИНКА (употребляется исключительно в конце слова). В этой связи Э.Авэ отмечает, что наиболее известное из пророчеств о Мессии содержится в гл. 9 книги Исайи, стих 7: в еврейском варианте этого текста присутствуют слова lemarbe hamistra, соответствующие в Вульгате фразе «бесконечно будет умножаться господство». Мем в слове lemarbe должна быть открытой, на самом же деле т рукописи фигурирует закрытая или конечная форма. В этой орфографической ошибке раввины усматривали указание на всевозможные тайны. В особенности эксплуатировался мотив цифрового значения букв (в еврейском, как и в греческом, буквы имели свои цифровые эквиваленты). Так, мем открытая соответствует сорока, закрытая — шестистам. Отсюда делался вывод, что Мессию следует ожидать по прошествии шестисот лет.

XVIII: VIII

1 Быт. 49: 10.

XVIII: IX

1 Быт. 38: 29.

2 Руфь. 4: 17-22.

3 Мф. 1: 1-17; Лк. 3: 23-38.

XVIII: X

1 Мф. 1: 22.

Статья XIX

Ветхий и Новый Заветы в существе одна религия

XIX: I

1 Ср. с Кораном: Сура 16, 63.

456

 

 

Статья XX

Истинное, благотворное познание Бога достижимо только через Иисуса Христа

XX: I

1 Имеется в виду традиционное, развивавшееся еще стоиками т. н. «физикотеологическое» доказательство бытия Бога, исходящее из чудесной взаимосогласованности природных процессов. Л.Брюнсвик отмечает, что Паскалю такой способ доказательства представлялся двояко опасным, ибо грозил либо ослабить авторитет религии в глазах тех, кто не приемлет подобного рода аргументацию, либо стать причиной неправомерного отождествления Бога с природой для слишком рьяно этой аргументации следующих (тогда Бог природы не был бы Богом благодати). Не природой вовсе — согласно Паскалю — постигается божество, но, совсем напротив, через Бога приходят к уразумению при­роды.

XX: VII

1 Вольное переложение мыслей, содержащихся в фр. 547-549.

Статья XXI

Мысли о чудесах

XXI: III

1 Ин. 2: 1-11.

2 Ин. 4: 16-19.

3 Ин. 4: 54.

XXI: IV

1 Имеется в виду нежелание фараона подчиниться мощи чудес, явленных ему Богом через Моисея (см. Исх. 7-12).

2 Фарисеи: в Новом Завете — противники Иисуса Христа, лицемеры, блюдущие лишь внешнюю чистоту согласно букве закона, но лишенные всякого милосердия и истинной веры. В действительность — одно из крупнейших идейных движений в иудаизме, послужившее фундаментом талмудической традиции. Отличаясь большим личным благочестием и уважая закон, фарисеи, тем не менее, создали традицию, как бы сейчас выразились, «гуманистической интерпретации» последнего, добившись отмены слишком широкого применения смертной казни, свойственного иудейской архаике. Хотя к христианству основные иудейские движения просто не могли относиться положительно—исключая, быть может, некоторые ессейские секты, — все же образ «лицемеров» закрепился за

457

 

 

фарисеями несправедливо, поскольку непримиримыми ревнителями ортодоксального закона выступали не они, а саддукеи. Хотя справедливости ради следует сказать, что о саддукеях Новый Завет отзывается отнюдь не более лестно, нежели о фарисеях.

3 Подразумевается: убедительность чудес, либо подозрительность учения. Т.е. насколько соответствуют друг другу эти две составляющие. См. фр. 851 и фр. 846.

XXI: V

1 Э.Авэ отмечает в сноске: «Т.е. между Пор-Роялем и иезуитами». Скорее всего это намек на чудо Св. Терния.

2 Т.е. между крестом Иисуса и крестами разбойников (Мф. 27: 51). По примечанию Э.Авэ, Пор-Рояль указывает в этом месте «между тремя крестами», ибо разбойников было двое. Но Паскаль, возможно, просто хотел провести различие между крестом Спасителя и крестом разбойничьим.

3 Быт. 4: 7.

4 Исх.: 7.

5 III Цар. 18: 38.

6 Иер. 28: 16-17.

7 III Цар. 22: 13-15.

8 Лк. 5: 20-24.

9 Деян. 13: 11.

10 Деян. 19: 16.

11 Апок. 11.

12 Мф. 24: 24.

XXI: VII

1 Фрагменты 817 и 818 написаны рукой г-жи Перье на обратной стороне какого-то письма, датированного 19 февраля 1660 г

2 См. Монтенъ. Апол., с. 506.

Статья XXII

Различные мысли о религии

XXII: I

1 См. Монтень. Апол., с. 442.

XXII: III

1 <Вы> адресуется либертинам, которые отвергали Бога и утверждали свое «я» (Л.Брюнсвик).

XXII: VII

1 См. Монтень. Апол., с. 386.

XXII: IX

1 Ср. Фома Кемпийский. О подражании Христу. I, III, 4.

458

 

 

XXII: XIII

1 Кальвинисты — приверженцы учения религиозного реформатора Ж.Кальвина (1509-1564). Последнее состояло в следовании крайним выводам из августинианской концепции предопределения, в частности — об изначально избранных и изначально осужденных и др., отрицании какой бы то ни было свободной воли и всецелом подчинении человека делу церкви. Ригористическая теория оборачивалась мрачной практикой по мере захвата Кальвином реальной власти в Женеве (50-е годы XVI в.). Характерными являются такие черты этой практики, как пре­следование и уничтожение инакомыслящих, жестокие наказания даже за незначительные проступки, непримиримый фанатизм.

2 Екл. 3: 8.

3 Притч. 26: 4-5.

4 Ариане — последователи александрийского пресвитера Ария (ум. 336 г.), отрицавшего единосущность Троицы и признававшего Сына и Св. Духа лишь творениями Бога-Отца. Арианство осуждалось Никейским (325 г.) и окончательно — Константинопольским (381 г) Вселенскими соборами как ересь. Весьма широкое распространение получило среди варваров, став государственной религией многих варварских королевств (готов, франков и др.). Показательно, что крестивший готов епископ Ульфилла, автор готского перевода Библии, был арианином.

5 Лк. 22: 19.

6 Согласно Паскалю, «протестанты правы в том, что индульгенции как таковые не избавляют от греха, но ошибаются, отрицая, что индульгенции успокаивают внутренние терзания тех, кто отошел от греха, но не сумел еще истребить в себе память о прежнем греховном состоянии» (Л.Брюнсвик).

7 Пелагиане — последователи учения британского монаха Пелагия (360-420), отрицавшего первородный грех и признававшего способ­ность человеческой воли достигать спасения без содействия божест­венной благодати. 1-я половина V в. ознаменовалась ожесточенной полемикой пелагиан и сторонников Августина, закончившейся объявлением пелагианства ересью (решения соборов в Карфагене 412, 416 и 417 гг. подтверждены Эфесским собором 431 г.).

8 Ср. Монтень. Апол., с. 390.

XXII: XVII

1 Слова в угловых скобках принадлежат С. Долгову.

XXII: XXV

1 Афанасий (Великий) — церковный деятель 4 в. (293-373), один из Отцов церкви. За неутомимую борьбу с арианством, последовательное

459

 

 

отстаивание своих взглядов и мужественное перенесение лишений признан святым. Четырежды осуждался как еретик (на Соборах в Тире — 336 г., Антиохии — 340 г., Арле — 353 г., Милане — 355 г.), но впоследствии был оправдан. Являясь в течение сорока пяти лет епископом Александрии, двадцать из них провел в заточении и в изгнании.

XXII: XXVI

1 Т.е. — в трактовке Л.Брюнсвика — увидеть, как они понимают закон — в плотском или в собственно духовном смысле.

2 Л.Брюнсвик указывает, что, в понимании Паскаля, не всякая затемненность является тайной. Тайна присутствует лишь там, где затемненность утаивает глубинную истину.

XXII: XXVIII

1 Слова в угловых скобках принадлежат С. Долгову.

XXII: XXIX

1 Ирод Антиппа (22 г. до н.з. — 39 г. н.э.) четверовластник Иудеи — Лк. 23: 8-12.

XXII: XXXV

1 Мф. 6: 22.

XXII: XXXVI

1 1022 звезды содержалось в каталоге Птолемея.

XXII: XXXIX

1 См. Фома Кемпийский. О Подражании Христу. I, II, 4.

XXII: ХLVI

1 Л.Брюнсвик сообщает, что в 1658 г. П.Мартини выпустил в свет «Историю Китая» на латыни. Китайские хроники, используемые авто­ром, указывают на то, что первая китайская династия восходит к временам, примерно лет на 600 более древним, чем рассеяние языков и новое заселение мира после потопа. Отсюда и те трудности, которые Паскаль разрешает с помощью критического принципа, предложенного в начале фрагмента.

2 Паскаль имеет в виду евангелистов.

XXII: ХLVIII

1 Иез. 16 и др.

2 Этот фрагмент содержит, очевидно, ответ Паскаля иезуитам на обвинение в янсенизме, осужденном в Риме как ересь, близкая к протестантской. Суть ответа в том, что схожесть слов не свидетельствует еще о схожести их содержания.

XXII: ХLIХ

1 См. Монтень. II, 30, с. 633.

XXII: LIV

1 Л.Брюнсвик: «религия налагает на человека такие обязанности, которых тот не в силах исполнить без Божьей помощи».

2 Т.е. самолюбия.

460

 

 

XXII: LVII

1 Ср. I Кор. 12: 5.

XXII: LXII

1 Рим. 3: 31.

2 Рим. 3: 11; 4: 5.

3 Галат. 2: 19—21.

XXII: LXIV

1 Слово в угловых скобках принадлежит С.Долгову.

2 В оригинале «escobartines». Эскобар-и-Мендоза Антонио (1589— 1669) — член ордена иезуитов, фамилия которого стала во французском языке нарицательной при обозначении двуличия и лицемерия благодаря беспощадной критике, которой подверг этого автора казуистических произведений Паскаль в «Письмах к провинциалу» (письма 5 и 6).

XXII: LXV

1 Слова апостола Петра, адресованные Иерусалимскому Синедриону — Деян. 5: 29.

2 Монастырь в окрестностях Парижа, служивший оплотом янсенизма и центром духовной жизни во Франции сер. XVII в. В его стенах Паскаль создавал «Письма к провинциалу».

3 Речь идет о Государственном Совете, приговорившем «Провинциальные письма» к сожжению рукой палача в августе 1660 г.

4 Ср. Мф. 16: 19.

5 «К твоему суду, Господи-Иисусе, взываю».

XXII: LXVIII

1 Пробабилизм (probabilis — вероятный) — в данном случае речь идет об этической доктрине иезуитов, сводившейся к тому, что любой наш взгляд на разрешение той или иной нравственной коллизии не может признаваться абсолютно справедливым, а значит, вполне допустимо поступать по примеру признанных авторитетов, даже если подобное следование в чем-то и покажется человеку таящим аморальность. Раз любое наше решение оказывается не до конца справедливым, то чем один из вариантов возможного поведения лучше другого? Иезуиты пользовались доктриной пробабилизма (развитой у них весьма детально и изобретательно) для оправдания любых, даже самых неблаговидных поступков.

XXII: LXIX

1 Противоположность человеческой природы и благодати — краеугольный камень янсенизма, оказавшего глубокое влияние на Паскаля. Янсенизм — идейное движение в католицизме, близкое в некоторых пунктах с учениями протестантов. Речь идет о янсенистских апелляциях к аутентичному Августину и верованиям первых христиан, о доктрине предопределения, учении об изначально избранных и изначально осужденных Богом и т.д. Название дано по имени голландского теолога

461

 

 

Корнелия Янсения (1585-1638), чьи труды послужили идейной основой рассматриваемого движения. По представлению французских иезуитов, официальный Рим осудил пять пунктов в янсенизме как еретические. Паскалю довелось стать свидетелем и непосредственным участником, пожалуй, одного из наиострейших периодов полемики янсенистов (ими были все пор-рояльские друзья мыслителя) и иезуитов.

XXII: LXXI

1 Речь идет о Соборе 1439 г. во Флоренции, на котором обсуждался вопрос о статусе папы. На соборе присутствовали также и представители восточной церкви.

XXII: LXXIII

1 Лк. 22: 26. — «Да не будет так среди вас*.

XXII: LXXV

1 Гугеноты — сторонники Реформации во Франции, опиравшиеся в доктринальном плане на кальвинизм. Название происходит, вероятно, от нем. «Eidgenosen» (сотоварищи, собратья).

XXII: LXXIX

1 См. прим. 1 к фр. 453.

XXII: LXXXI

1 Паскаль полагал, что Бог изначально хотел просветить одних и ослепить других (см. Д. XX: V; XXII: XIX). Множественность религий как раз и призвана служить цели ослепления. Наличие же ослепленных и не уверовавших свидетельствует в пользу истинности христианства, поскольку во многих пророчествах о Мессии содержится указание, что последний будет непризнан. Т.о., следующие ложным религиям и отвергающие истинную лишь подтверждают ее истинность (Д. XXII: XI).

XXII: LXXXI

1 Монтень. III, 8, с. 187.

2 Монтень. Апол., с. 511-512.

XXII: LXXXII

1 «Люба изысканность сильным мира сего». Эти слова, принадлежащие Горацию (Оды. III, 29), Паскаль, очевидно, почерпнул у Монтеня (I, 42, с. 239).

XXII: LXXXVII

1 Идея этого фрагмента заимствована Паскалем у Монтеня (Апол., с. 464).

XXII: XCIII

1 Прем. 4: 12. — «Очарование пустяка».

462

 

 

Статья XXIII

Размышления о Тайне Христовой

XXIII: I

1 Мф. 26: 40-41.

2 Мф. 26: 43-44.

3 Мф. 26: 46. — «Пойдем».

4 Ин. 18: 4. — «Он пошел навстречу».

5 Мф. 26: 39-42.

6 Мф. 26: 50.

XXIII: II

1 Эти два размышления, расположенные в рукописи «Тайны Иисуса» как раз посредине, не выглядят в качестве логически уместной части рассматриваемого фрагмента Согласно Л.Брюнсвику, они скорее воз­никли у Паскаля как побочный ход мысли при обдумывании основных мотивов «Тайны Иисуса» и были записаны с целью уяснить для себя некоторые следствия из развиваемой в данный момент темы.

XXIII: III

1 Быт. 3: 5. — «Будете как боги, знающие доброе и злое».

XXIII: IX

1 Лк. 24: 30.

2 В евхаристии.

XXIII: X

1 Мотив испрашивают позволения ударить присутствует только в Евангелии от Луки (22: 49-51).

463

 

 

Раздел Второй

Часть I

Мысли об уме и стиле

Фр. 2

1 Брюнсвик отмечает, что «данную мысль следует тщательно отделять от предыдущей (см. фр. 1), с которой ее зачастую пытаются отождествить. В комментируемом фрагменте математический ум сводится в итоге к охвату большого числа принципов, тогда как в пред­шествующем привилегией широты охвата материала наделялся ум, познающий непосредственно. Возможно, эти мысли не принадлежат одному и тому же времени, и их не стоит рассматривать как последующую часть, добавленную к первоначальному определению. Здесь математический ум превращается в здравый рассудок, причем — двух видов. В одном случае имеет место строгое выведение следствий из одного принципа, как поступают в физике или алгебре, во втором — прежде всего синтетическая деятельность по построению в пространстве весьма сложных фигур. Название математического ума Паскаль закрепляет в данном фрагменте именно за последним. Добавим, что после усовершенствования геометрии неделимых, имевшей принципом рассмотрение бесконечно малых, мыслитель обладал правом противопоставить сложность геометрии относительной простоте физики того времени». См. Кляус, с. 366-375.

Фр. 6

1 См. Монтень. III, 8, с. 180.

Фр. 12

1 Согласно Л.Брюнсвику, у Паскаля здесь сообщается о впечатлениях от итальянской комедии, традиционными персонажами которой являлись Скарамуш и Доктор.

Фр. 13

1 Клеобулина, персонаж романа м-ль де Скюдери «Артамен, или Кир Великий».

464

 

 

Фр. 15

1 Мотив, развитый в фрагментах 310 и 311. Согласно комментарию Л.Брюнсвика, король суть законный властелин. Правление же тираническое основано на злоупотреблении силой и не может осуществляться с помощью собственных внутренних средств. Итак, власть убеждения происходит вполне легитимным образом лишь от доказательности знания; Красноречие же, столь нам угодное, не заботясь о доказательности, попросту злоупотребляет испорченностью нашей воли. См. также прим. 1 к фр. 311.

Фр. 18

1 Соломон де Тюльти — один из псевдонимов Паскаля. Под этим вымышленным именем должна была выйти в свет «Апология».

Фр. 20

1 Согласно Э.Авэ, Паскаль здесь намекает на принятое в классической философии разделение: благоразумие, справедливость, умеренность, душевная сила. Паскалем не упомянуто, что и церковь признает эти четыре добродетели, ставя над ними лишь веру, надежду и любовь.

2 «Воздерживайся и терпи» — максима стоиков, которая, впрочем, как отмечал Л. Брюнсвик, служит выражением лишь негативной стороны стоической морали.

3 «Следуй природе» — лозунг многих философских доктрин. Его можно встретить у Гераклита, киников, эпикурейцев, стоиков и т.д. Естественно, что при тех различных трактовках, которые придавались вышеуказанными мыслителями понятию «природа», не могло быть и речи о каком-то едином понимании «следования» природе.

4 Ср. Монтень. III, 12, с. 245. Сама по себе формула взята из писем, авторство которых приписывается Платону (Письма VII, 340d).

Фр. 26

1 По словам Л.Брюнсвика, «картина» в данном случае означает изображение, снабженное внешними эффектами, то есть работу искусственную и отмеченную печатью воображения; «портрет» же, напротив, предполагает попытку точного воспроизведения внутренней природы модели.

Фр. 29

1 «Ты сказал скорее как поэт, чем как человек» (Петроний 90).

Фр. 35

1 «Ничего слишком» — сакраментальная формула античной философии, выражающая стремление к гармоничной и упорядоченной жизни.

465

 

 

Фр. 37

1 Л.Брюнсвик считает необходимым прокомментировать этот фрагмент в том смысле, что Паскаль имеет в виду не банальную нахватанность, а по-настоящему высокий интеллектуальный уровень, который позволяет и оценить глубину незнания, и постичь тот максимум, выше которого человеческий разум не способен подняться.

Фр. 40

1 Один из глубочайших фрагментов Паскаля. Мысль о том, что истинность вещи зависит от предварительного внутреннего согласия воображать эту вещь истинной, может быть истолкована в прямой связи с возникшими в XX веке концепциями личностного знания и социокультурной детерминации образов истинности (Витгенштейн, Полани, Кун и др.).

Фр. 41

1 «Излишнюю пышность урежет» (Гораций. Наука поэзии. Стих 447).

Фр. 52

1 Л.Брюнсвик считает возможным расшифровать это неразборчиво написанное Паскалем слово как «cartesien», вместо фигурирующей у других издателей трактовки «coutisan» («придворный»).

2 Первоначальный вариант этой строки, впоследствии зачеркнутый, — «я знаю». Исправление, по мнению Л.Брюнсвика, должно свидетельствовать о желании Паскаля скрыть свою посвященность в тайну происхождения «Писем к провинциалу». О конспиративных приемах, с помощью которых Паскаль оберегал свое инкогнито, см. Кляус, с. 138-139; 197.

Часть II

Ничтожество человека, лишенного Бога

Фр. 60

1 Один из паскалевских набросков общего плана задуманной «Апологии».

Фр. 61

1 Речь идет о Фоме Аквинском.

Фр. 62

1 Шаррон Пьер (1541-1603) — философ, последователь Монтеня. Его «Трактат о мудрости» (1601), по словам Л.Брюнсвика, содержит 117 глав, в свою очередь имеющих подразделение. «Опыты» Монтеня, напротив, написаны без соблюдения какого бы то ни было порядка, и в каждой из глав авторская мысль движется волею случая. Сам Монтень

466

 

 

О видимой непоследовательности своего стиля рассуждает в III. 9, с. 200-201.

2 «Говорить о себе» — девиз творчества Монтеня, для которого ценны лишь те произведения, где чувствуется личность автора и все построено на жизненном опыте и индивидуальной убежденности. Паскаль же считает, что обращение автора к самому себе лишает произведение цельности и продуманности, приводя к неупорядоченным метаниям мысли, отображающим нашу внутреннюю стихийность и спонтанность. Таким образом, согласно Паскалю, проект Монтеня более чем нелеп. Ведь одно дело говорить нелепости случайно, и совсем другое — поставить все это на «методологическую» основу.

Фр. 63

1 См. Монтень. Апол., с. 408; III, 11, с. 237.

2 Мари ле Жар де Гурнэ, родилась в Париже в 1565 г., известна своим, проявленным еще в юном возрасте, преклонением перед автором «Опытов». В 1595 г. выпустила в свет полное издание указанной книги по тем рукописям, которые ей передала г-жа Монтень после смерти мужа. В добавленном позже «Вступлении» издательница защищает автора от обвинений в «анатомизации любви». У Л.Брюнсвика приводятся следующие строки из упомянутого текста; «Это вовсе не какие-то вольные и недобросовестные рассуждения о любви, способные таить в себе опасность, но суть те исполненные такта слова, те художественные повествования, имеющие своим предметом связанную с любовью чувственность, которые встречаются в романах и в поэтических произведениях».

3 Монтень. Апол., с. 460.

4 Монтень. Апол., с. 542.

5 Монтень. Апол., с. 504.

6 Монтень. II, 3, с. 308.

7 Монтень. III, 2, с. 25-29.

8 Согласно Э.Авэ, Паскаль указывает здесь страницы по изданию «Опытов», вышедшему в 1636 г.

9 Вряд ли Монтень согласился бы с такой оценкой своих взглядов (см. III, 9, с. 252-256 и III, 12, с. 189-190).

Фр. 64

1 Ср. Монтень. I, 25, с. 128.

Фр. 73

1 Монтень. Апол., с. 510.

2 «Счастлив тот, кто способен познать причины вещей» (Вергилий. Георгики. II, 489). См. Монтень, III, 10, с. 224, 225.

3 «Ничему не удивляться — вот почти что единственная вещь, способная даровать и сберечь благо» (см. Монтень. Апол., с. 510).

4 Атараксия (невозмутимость) — блаженное состояние скептика, обретшего внутренний покой через отказ от категорических суждений.

467

 

 

Раз ни в чем нет уверенности, то ничего и не связывает человека, (см. Секст Эмпирик. Т. 2, с. 212).

5 Леон Брюнсвик говорит в примечании, что эта фраза помещена на полях. Указания подобного рода, встречающиеся в рукописи Паскаля, вполне доказывают, что мыслитель был явно далек от какого-либо окончательного варианта своей «Апологии» и что всякая попытка восстановления того, чего не существовало в действительности (см. Предисловие Л.Брюнсвика), выглядела бы неоправданно смелой.

6 Стр. 394 по изданию «Опытов» 1636. См. Монтень. Апол., с. 390.

7 См. Монтень. Апол., с. 423.

8 См. Монтень. Апол., с. 474.

9 «Какое из этих мнений верно? Лишь Бог сие постигнет» (Цицерон. Тускуланские беседы. I, 11). Вышеприведенная цитата фигурирует у Монтеня (Апол., с. 476).

Фр. 74

1 О «Письме» см. прим. 1 к фр. 184, а также фр. 247.

2 Имеется в виду глава о сущности развлечения, задумывавшаяся Паскалем в структуре «Апологии». См. Д. V: I, II, а также фр. 140, 141.

3 «Счастлив тот, кто способен... ничему не удивляться». См. прим. 2 и 3 к фр. 73.

4 Монтень. Апол., с. 510. Вариант этой фразы, содержащейся в «Копии», выполненной Пор-Роялем, см. Д. V: XII.

Фр. 75

1 Согласно Л.Брюнсвику, эти указания относятся к «Трактату о пустоте», над которым Паскаль работал с 1647 по 1651 г. В данном фрагменте критикуются физические теории, пытавшиеся объяснять те или иные явления с помощью психологических аналогий, принципа «боязни пустоты» (horror vacui), якобы присущего природе и т.д. Подробнее о дискуссиях по поводу физической пустоты см. Кляус, с. 51-78.

Фр. 78

1 «Бесполезен, поскольку его метафизика не доходит до «единой необходимости» (намек на декартовский дуализм); ненадежен, поскольку строит свою систему на априорном принципе, который в действительности оказывается лишь гипотетическим. Не следует думать, будто Паскаль сводит здесь счеты со своим научным прошлым. Вовсе нет. Наоборот, он выступает в данном случае именно как ученый, ни в физике, ни в геометрии, впрочем, не следовавший картезианским методам. Он не верил ни очевидности простых идей, ни возможности рационального конструирования мира. Его геометрия синтетична и конкретна, его физика носит экспериментальный и антиметафизический характер. Паскаль — чистый картезианец, каковым его признавали иногда, не более, чем легенда». — Л. Брюнсвик.

468

 

 

Фр. 79

1 Фрагмент посвящен критике некоторых идей книги Декарта «О началах философии» (см. фр. 77 и прим, к фр. 78). Л. Брюнсвик отмечает здесь трактовку Паскалем философии: «Согласно мнению, господствовавшему в умах XVII века и разделявшемуся самим Декартом, философия понималась как «наука о внешних вещах». Паскаль, подобно Сократу, отходит от данного понимания, чтобы прийти к философии моральной. Однако, согласно замечанию выдающегося исследователя Сократа, М. Бутру, мотивы обоих мыслителей противоположны. Для Сократа окружающий человека мир является Божьим творением, и по этой причине заниматься естественнонаучным исследованием, вместо того, чтобы «возделывать свой сад», то есть познавать и совершенствовать себя, было бы нечестиво. Согласно же Паскалю, человек вполне способен познавать Вселенную, однако последняя «нема»; она не приводит к Богу, а потому ее познание бесплодно».

Фр. 80

1 Монтень. III, 8, с. 187.

2 Эпиктет. Беседы. IV, 6.

Фр. 81

1 Глава 4-я Первой книги монтеневских «Опытов» носит название «О том, что страсти души изливаются на воображаемые предметы, когда ей недостает предметов настоящих». По мнению Л.Брюнсвика, именно истории, содержащиеся в этой главе, способствовали возникно­вению у Паскаля более глубокой мысли: наша природа характеризуется жаждой все познавать и все любить, но то срединное положение, в котором мы пребываем (Д. I: II), порождает заблуждение и ничтожество, ибо неспособно удовлетворить в полной мере стремление к познаванию и потребность в любви.

Фр. 93

1 Монтень. I, 23, с. 102; 108-109.

Фр. 94

1 Л.Брюнсвик считает, что здесь несомненно перефразирован пассаж из Книги Бытия (7: 14) — «Они и все звери земли по роду их». В латинском тексте эта фраза звучит: Ipsi et  omne animal secundum genus suum.

Фр. 95

1 Л.Брюнсвик указывает, что естественным мы признаем всякое ощущение, полученное нами в результате непосредственной интуиции. Поэтому некоторые геометрические теоремы вполне могут претендовать на роль естественного ощущения (допустим, мысль о том, что «две прямые, перпендикулярные третьей, параллельны между собой», кажется вполне очевидной). Но указанная естественность имеет место лишь до тех пор, пока разум не решит подвергнуть ее сомнению.

469

 

 

Фр. 96

1 Этот пример, очевидно, является отголоском дискуссий, возникших после публикации в 1628 г. У. Гарвеем своего труда о кровообращении. Достигнутые путем экспериментов результаты гарвеевского исследования противоречили многим предрассудкам, сложившимся в Медицине начала XVII в.

Фр. 103

1 Возможно, эта мысль возникла под влиянием «Опытов» Монтеня (II, 36, с. 670-671).

Фр. 107

1 «Озарил светочем земли». Согласно Л.Брюнсвику, Паскаль здесь ссылается на приводимый в монтеневских «Опытах» (Апол., с. 497) перевод стиха из «Одиссеи», выполненный Цицероном: «Мысли людей меняются так же, как и плодоносный свет, которым отец Юпитер «озаряет земли».

Фр. 113

1 Неизвестно откуда возникла эта старинная легенда и каково было ее содержание. Лишь отличавшийся колоссальной эрудицией Э.Авэ смог указать на одну книгу, изданную в 1560 году, где выражается сомнение в правдивости упомянутой легенды.

Фр. 114

1 Л.Брюнсвик считает, что в этой мысли Паскаля содержится зародыш лейбницевской теории бесконечно малых, согласно которой в природе нет абсолютно идентичных вещей. Известно, что, убеждая в истинности упомянутого тезиса, Лейбниц попросил однажды показать хотя бы два листа на дереве, абсолютно идентичные друг другу.

Фр. 140

1 Другой вариант части фр. 139 (Д. V: II), зачеркнутый Паскалем.

Фр. 151

1 Речь идет о детях, которые воспитывались в созданных при Пор-Рояле школах. См. Кляус, с. 119-120.

Фр. 156

1 «Это свирепое племя и для него нет жизни без войны» (Тит Ливий. XXXIV, 17).

Фр. 159

1 Речь идет о стр. 184 издания «Опытов» 1636 г.

Фр. 169

1 См. Д. V: XIV (фр.168).

Фр. 177

1 Английский король Карл I обезглавлен в 1649 г., Ян Казимир утратил власть в результате военного поражения в 1656 г., королева Швеции Кристина отреклась от престола в 1654 г.

470

 

 

Фр. 179

1 Август намекал здесь, очевидно, на запретность для иудеев употреблять свиное мясо. Что до самой истории, то конец царствования Ирода Великого ознаменовался жестокими репрессиями, среди которых были и непосредственные прообразы для евангельского рассказа об избиении Вифлеемских младенцев (Мф. 2: 16-18). Будучи крайне подозрительным и жестоким, Ирод приказал убить свою жену Мариам и сыновей от нее — Александра и Аристобула. Смерть царя наступила в 4 г. до н.э., что никак не соответствует приводимому здесь мотиву Евангелия от Матфея, указывая тем самым на произвольность датировки года Рождества Христова 753-м годом от основания Рима. Если Евангелие право, то начало «нашей эры» следовало бы передвинуть назад года на четыре.

2 Макробий — латинский автор V века, философ-неоплатоник. Был близок ко двору императора Феодосия. Его произведение «Сатурналии» представляет собой неисчерпаемый источник различных сведений об античности.


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.