Поиск авторов по алфавиту

Автор:Паскаль Блез

Паскаль Б. Средства веры

Часть IV

Средства веры

244

Как! Не Вы ли сами говорите, что небо и птицы1 подтверждают существование Бога?» — Нет. — «А Ваша религия?» — Нет. Ибо хотя это и верно в определенном смысле — для тех душ, которым от Бога даровано подобное знание, для большинства оно, тем не менее, — ложь.

246

Порядок. — После слов «что должны искать Бога» поместить фразу «для устранения препятствий», которая подразумевает рассуждение о «машине»1, о создании ма­шины, о поисках Бога «посредством разума»2.

247

Порядок. — Письмо к другу с увещеванием обратиться к поискам Бога. Он ответил: «Что мне от этих поисков? Не вижу в них смысла». Ответ ему: «Не отчаивайтесь». Он ответил, что был бы счастлив обрести некое знание, но, согласно постулатам самой этой религии, если по­верить таким образом1, это не принесет никакой пользы, и посему он предпочитает ничего не искать. Ответить ему на это: машина2.

328

 

 

248

Фрагмент, указывающий на полезность доказательств посредством машины. — Вера отлична от доказательства, ибо одно в этой паре — от человека, другое — дар Божий. Justus ex fide vivit1: именно той верой, самим Господом вложенной в сердце, инструментом которой часто служит доказательство. Но сама-то вера коренится в сердце и оттого заставляет произносить не scio2, но credo3.

254

Людей частенько приходится упрекать в излишней мягкотелости. Порок, не менее присущий людям, чем недоверчивость, и столь же зловредный, — суеверие.

259

Свет обыкновенно имеет склонность не помышлять о том, о чем ему не хочется помыслить. «Не думайте о свидетельствах, указывающих на Мессию», — говорили иудеи своим сыновьям. То же самое часто делают и христиане1. Так сохраняются и ложные религии, и, как мнится многим людям, религия истинная.

Но есть и такие, кто не в силах запретить себе подобные нежелательные помыслы и кто охвачен ими тем больше, чем больше скрывают это нежелательное. Люди указанного типа разрушают ложные религии, но равно разрушают и религию истинную, если не придерживаются последовательности в своих рассуждениях.

260

Они стремятся укрыться в этой сутолоке и обращаются за помощью к толпе. Суматоха1.

Авторитет. — Дело обстоит вовсе не так, что совокупность правил Вашей веры внушена лишь молвой, а значит, нельзя вообще ни во что верить, покуда не достигнешь

329

 

 

состояния полной отвлеченности от всего когда-либо услышанного2.

Ведь поверить-то Вы должны Вашему собственному согласию с собой3 и неизменному голосу Вашего разума, а не чему-нибудь другому.

Верить так важно! Это открывает подлинный смысл сотен противоречий.

Если бы свод требований веры основывался на древности, то откуда бы взяться упорядоченности верований самих древних? Если на всеобщем согласии — почему люди до сих пор не перестали погибать 4?

Ложное смирение, гордыня5.

Поднимите же шторы. Вы заняты напрасным делом: так ли уж насущна необходимость выбирать между верой, неверием и сомнением?

Не существует ли у Вас свода требований веры? О животных мы говорим, что то, что они делают, они делают хорошо. А нет ли у нас способа судить о человеке?

Для человека ведь отрицать, верить и сомневаться то же, что для лошади бежать.

Наказание тех, кто грешит, страх.

261

Кто не любит истину, тот отворачивается от нее под предлогом, что она оспорима, что большинство ее отрицает. Значит, его заблуждение сознательное, оно проистекает из нелюбви к истине и добру, и этому человеку нет прощения.

264

Людям не наскучивает каждый день есть и спать, потому что желание есть и спать каждый день возобновляется, а не будь этого, без сомнения, наскучило бы. Поэтому тяготится духовной пищей тот, кто не испыты­

330

 

 

вает духовного голода. Алкание правды: высшее блаженство1.

269

Подлинное христианство заключается в смирении разума и в использовании разума.

271

Мудрость возвращает нас в детство: Nisi efficiamini sicut parvuli1.

274

Всякая наша рассудочная деятельность ограничена подчинением чувству.

Но фантазия является и подобной, и противоположной чувству1, причем в такой мере, что трудно различить между собой эти крайности.

Один говорит, что мое чувство суть фантазия, другой — что его фантазия суть чувство. Следовало бы иметь здесь какое-либо надежное правило. Разум берется таковое установить, но слишком уж он податлив во всех смыслах2. И в результате никаких правил в данном вопросе не существует.

276

Г-н де Роаннэ сказал: «Основания приходят ко мне после, сперва же какая-либо вещь или нравится мне, или неприятно меня поражает без какого бы то ни было основания. И, тем не менее, указанная неприятность происходит от того самого основания, которое откроется мне лишь впоследствии». Как я, однако, полагаю, нечто производит неприятное впечатление не посредством имеющих быть отысканными оснований, но сами эти основания только потому и находимы, что на нас произведено неприятное воздействие.

331

 

 

280

Как далеко от познания Бога до любви к Нему!

281

Сердце, инстинкт, принципы.

283

Порядок. — Против возражений, что Писание порядка лишено.

— У сердца свой порядок, у ума же — свой, состоящий в опоре на принцип и доказательство. Сердце обладает иными доказательствами, нежели ум. Нет убедительных доказательств необходимости любить, которые происходили бы из рассмотрения причинного ряда самой любви, и было бы нелепым отыскивать эти доказательства подобным образом.

У Иисуса Христа, св. Павла присутствует некий порядок милосердия, отнюдь не ума. Ибо их цель — не наставлять, но вызывать споры1. То же и св. Августин. Упомянутый порядок заключается в отказе от всякого утверждения, приспосабливаемого к цели, дабы видна была сама цель.

289

Доказательства.

1) Христианская религия—по характеру своего уста­новления; через установление себя столь сильной, столь благополучной при всей противоположности природе.

2) Святость, высота и смирение христианской души.

3) Чудеса Святого Писания.

4) Иисус Христос, в частности.

5) Апостолы, в частности.

6) Моисей и пророки, в частности.

7) Еврейский народ.

8) Пророчества.

332

 

 

9) Непрерывность : ни одна религия не обладает подобной непрерывностью.

10) Учение, объясняющее все.

11) Святость этого закона.

12) Посредством руководства миром.

Несомненно, что после всего сказанного, рассуждая о жизни и об этой религии, уже не должны останавливаться перед тем, чтобы проявить внимание к склонности ей следовать, если таковая склонность проникает в сердце. И, конечно же, нет никаких оснований насмехаться над людьми, ей следующими.

290

Доказательства религии. — Мораль, Учение, Чудеса, Про­рочества, Образы.

333


Страница сгенерирована за 0.42 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.