Поиск авторов по алфавиту

Автор:Паскаль Блез

Паскаль Б. Добавление: полемические фрагменты

Часть XIV

Добавление: полемические фрагменты

860

После стольких, обнаруженных ими1, признаков благочестия, они все еще преследуются, что само по себе служит наилучшим признаком благочестия.

861

Прекрасное состояние церкви, когда она подчинена лишь Богу и никому больше.

864

В наши времена, когда истина скрыта столькими покровами, а обман так прочно укоренился, распознать истину может лишь тот, кто горячо ее любит.

865

Если упрекаешь кого-либо в упущении одной из про­тивоположностей <и выпячивании другой>, то как раз в этот-то момент и надлежит самому придерживаться обеих1. Следовательно, янсенисты и иезуиты не правы, когда скрывают, что они как раз в упомянутом смысле противоположны друг другу. Впрочем, ошибка янсенистов

417

 

 

больше, ибо иезуиты гораздо удачнее умеют придерживаться двух противоположностей <одновременно>2.

866

Есть два сорта людей, приравнивающих <одни> вещи <к другим>: праздники к будням, простых христиан к священникам, все грехи — друг к другу <независимо от тяжести>. Одни отсюда заключают: зло для священников должно быть злом для паствы. Другие же: не являющееся злом для паствы, позволительно и для священников1.

867

Если бы древняя церковь пребывала в заблуждении, погибла бы церковь <как таковая>1. Совершенно не то, если б церковь оказалась в подобном положении сейчас. Ибо сейчас существуют внешние правила, донесенные традицией от древних времен. А потому подчинение и соответствие <идеалу> древней церкви одерживает над всем верх и все исправляет. Древняя церковь не предполагала существования церкви будущей и не наблюдала <истории> последней, как это стало возможным для церкви сегодняшней по отношению к предшественнице.

869

Если бы св. Августин, живя сегодня, обладал столь же малой властью, что и его нынешние защитники1, он не сделал бы ничего. Божественная мудрость в руководстве церковью в том и проявилась, что он был послан сна землю> раньше, имея власть.

870

Бог не желает отпускать грехи помимо церкви. Если она участвует в Его защите, то Господь хочет, чтобы она участвовала и в деле прощения. Он объединяет ее с этой властью <прощать>, как королей — с парламентами. Но

418

 

 

если указанные выше прощение либо объединение происходят без Бога, то это более не церковь; как и парламент <без короля — не парламент>. Ибо, хотя король оказывает некую милость подданному, этой милости необходимо еще пройти ратификацию. Но если парламент ратифицирует нечто без королевской на то воли либо отказывает в ратификации указа короля, то он более не королевский парламент, а какое-то мятежное сборище.

873

Папа ненавидит и боится тех ученых, которые не подчиняются ему добровольно.

875

Позорно ли для папы находиться в зависимости от Бога и от той традиции, которая доносит <дарованные Им> познания? И не опозорит ли папу отделение от этого святого единства?

877

Короли распоряжаются своей собственной властью, папы же распоряжаться от своего имени не могут.

878

Summum Jus, summa injuria1.

Путь большинства — наилучший, ибо большинство зримо и обладает силой, чтобы заставить себе повиноваться. Это, однако, точка зрения людей наиболее заурядных. Если бы было возможно, то следовало бы подчинить силу справедливости. Но поскольку сила не позволит командовать собой как кому угодно, ибо она — реальное свойство, справедливость же — свойство духовное, а потому ею распоряжается кто как вздумает, то и вышло, что

419

 

 

справедливость подчинили силе. Стало быть, справедливостью теперь именуют то, что может заставить себе подчиняться.

Отсюда происходит право меча, ибо меч-то и порождает настоящее право. Иначе <присутствующее в праве> насилие рассматривали бы как что-то одно, а <юридическую> справедливость — как что-то другое. Конец девятнадцатого «Провинциального письма». Отсюда происходит и несправедливость Фронды2, противопоставившей свою мнимую справедливость силе. Не так обстоит дело в церкви, где присутствует истинная справедливость, лишенная какого бы то ни было насилия.

879

Законность дается не для законника, но для того, кто под законом. Опасно сообщать эту истину народу, однако народ доверяет вам. Подобное, стало быть, не повредит ему, вам же может принести пользу. Надлежит, следовательно, объявить об этом. Pasce oves meis, не tuas1. Мне2 вы обязаны пищей.

881

Церковь поучает, Бог вдохновляет, и делается это непогрешимым образом. Действия церкви служат лишь приуготовлению благодати либо осуждению. Дарованной церкви власти достаточно для осуждения, но не для вдохновения.

882

Всякий раз, когда иезуиты будут злоупотреблять <своим влиянием> на папу, христианский мир будет становиться свидетелем ложных клятв.

Папа весьма уязвим для подобных клятв по причине интриг иезуитов, а также в силу доверия, питаемого им

420

 

 

к Обществу1. Источником успеха иезуитов служит клевета.

883

Те, кто несчастен, обязывают меня говорить об основании религии.

884

Грешники, очистившиеся без раскаяния, праведники, обретшие праведность без милосердия, все христиане — без благодати Иисуса Христа, Бог — без власти над волей человека, предопределение свыше без таинства, искупление без уверенности1!

885

Священником сейчас становится кто угодно, как при Иеровоаме1. Ужасная вещь, когда нам предлагают считать нынешний церковный порядок столь хорошим, что само желание изменить его уже расценивается как преступ­ление. Прежде он действительно был хорош, но и тогда находили возможность для его изменений, не считая последние греховными. А теперь, когда он, <увы>, таков, каков есть, нельзя, оказывается, и помыслить о каких-то переменах! А ведь очень даже позволительно изменить традицию назначения священников, дабы проявилось в таком деле больше осмотрительности, поскольку <в клире> почти не осталось людей, действительно достойных сана. И вряд ли позволительно сожалеть об обычае, благодаря которому к священству допущено столько недостойных <имени священника>.

887

Янсенисты <и вправду> подобны еретикам в своем стремлении изменить нравы. Однако, этим вы нашли для них отнюдь не наиболее удачное уподобление1.

421

 

 

888

Вы игнорируете пророчества, если не знаете, что все это должно случиться: князья, пророки, папа и даже священники. И, тем не менее, церкви нужно существовать. По милости Божьей, мы к этому не имеем отношения1. Горе подобным священникам! Мы же надеемся, что Господь проявит милосердие, дабы мы и впредь не имели к этому отношения.

Св. Петр, гл. 22: лжепророки прошлого, — образ будущих.

889

...Таким образом, если верно, с одной стороны, что некоторые распущенные монахи и некоторые нечестивые казуисты, не являющиеся членами иерархии, погружены в свою испорченность, то, с другой стороны, обычно случается, что истинные пастыри церкви, являющиеся истинными хранителями слова Божьего, берегут его неизменным, противостоя усилиям тех, кто стремится к разрушению церкви.

И, таким образом, у подлинно верующих нет никакого повода следовать упомянутым выше испорченным людям, которые только и делают, что отдают паству в чуждые руки казуистов, тогда как неиспорченное учение предоставляется заботливой рукой истинных пастырей. И у нечестивцев, и у еретиков нет ни малейшего основания представлять указанные злоупотребления в качестве изъянов божественного руководства церковью, ибо, раз церковь есть, собственно, некая иерархизированная корпорация, дело обстоит далеко не так, чтобы можно было заключить, исходя из сегодняшнего порядка вещей, о божественном попустительстве относительно происходящей порчи, поскольку вряд ли когда-либо нагляднее, нежели сегодня, проявлялась защита Богом Своей церкви от порчи.

422

 

 

Ибо если некоторые из людей, в силу какой-то удивительной склонности похваляющиеся уйти от мира и облачиться в религиозные одежды, дабы вести жизнь более праведную, нежели обычные христиане, оказываются погрязшими в заблуждениях, внушающих большинству христиан ужас, и занимают среди нас то место, которое среди иудеев <некогда> занимали лжепророки, то это — неприятность частная, личная беда <определенного круга лиц>, о которой можно искренне сожалеть, но, отталкиваясь от которой, неправомерно делать выводы о заботе, проявляемой Богом к церкви. Поскольку все эти вещи очень ясно предсказаны, как и давным-давно объявлено, что подобные искушения произойдут от названного рода людей. На наш взгляд, если быть соответственно подготовленным, то в этом можно увидеть скорее признаки божественного руководства, нежели забвения.

891

Нужно заставить еретиков, кивающих на учение иезуитов, понять, что это не учение <всей> церкви и что наша разделенность еще нас от церкви не отделяет.

892

Если, расходясь во взглядах, мы осуждаем, то вы правы. Единообразие, лишенное различия, бесполезно для других, различие без единообразия разрушительно для нас. Одно вредит внешнему, другое — внутреннему1.

893

Показывающий истину внушает веру в нее, но показывающий несправедливость министров ничуть их не исправляет. Обличая ложь, человек очищает совесть, но, обличая несправедливость, он не спасает кошелька.

423

 

 

894

Любящие церковь, горько сетуют, видя испорченность нравов. Но законы-то существуют. Однако испорченные нравы извращают законы, и таким образом сам образец подвергается порче.

896

Напрасно церковь ввела в обиход такие слова, как анафема, ересь и т.п.: все это служит против нее.

897

Слуга не знает о том, чем занят господин, ибо господин говорит ему только о порядке действий, <который необходимо> выполнять, но не о замысле1. Вот почему слуга рабски подчиняется указанному порядку и тем часто грешит против конечной цели. Но ведь Иисус Христос указал цель. Вы же уничтожаете ее.

898

Неспособные обладать непрерывностью <существования>, они, <тем не менее>, ищут универсальности. Ради этого они извращают пути всей церкви — лишь бы самим предстать святыми.

899

Против злоупотребляющих некоторыми пассажами Писания и похваляющихся, будто отыскали в этих пассажах нечто, способствующее их заблуждению. — Тема Вечерни, Страстное воскресенье, молитва за короля.

Объяснение следующих слов: «Кто не со Мною, тот против Меня»1 и др. «Кто не против вас, тот за вас»2. Иной человек говорит: «Я ни за, ни против». Ему должно отвечать...

424

 

 

900

Кто желает осмыслить Писание и не извлекает при этом искомого смысла из самого Писания суть враг Писания1.

902

«Надо бы, — говориг Фелье1, — чтобы это не звучало столь уверено: ибо возражение какого-либо оппонента уже свидетельствует об отсутствии <повода> для уверенности»2. (св. Афанасий, св. Хрисостом3; мораль, неверующие).

Иезуиты не истину сделали недостоверной, но удостоверили собственное нечестие.

Противоречие подобного рода всегда имело место, дабы ослеплять тех, кто привержен злобе; ибо все, оскорбля­ющее истину или милосердие, — суть зло, таков истинный принцип.

904

Они делают исключение из правила.

А древние <христиане>, отпускали ли они грехи прежде раскаяния1? <Что ж>, сделайте это в порядке исключения. Но только для самого исключения вы вводите безусловное правило и из этого-то правила уже не хотите делать исключения.

907

Решение казуисты1 подчиняют испорченному рассудку, а выбор решения — испорченной воле, с тем, чтобы в их поведении содержалось все, что есть испорченного в человеческой природе.

908

Но вероятно ли, что вероятность убеждает1?

425

 

 

Различие между спокойствием и уверенностью совести; ничто не дает спокойствия, кроме чистосердечного искания истины2.

909

Все Общество <Иисуса>1, полное казуистов, не может убедить <нашу> совесть в истинности заблуждения, а потому важно выбирать себе хороших наставников.

Иначе можно оказаться двояко виновным: и за следование по пути, по которому не должен бы следовать, и за то, что слушаешь <ученых> докторов, которых не должен бы слушать2.

910

Не угождение ли свету может оказаться истинной причиной, заставляющей вас находить <те или иные> вещи допустимыми? Станете ли вы нас убеждать, что дуэль является сама по себе истинной вещью, если пройдет мода на дуэли1?

911

Допустимо ли искоренять злодейство, убивая злодеев? Но ведь это значит умножать их число! Vince in bono malum1.

912

Всеобщность. — Нравственность и язык — предметы наук частных и в то же время всеобщих1.

913

Вероятность. — Всякий может направлять, но никто не может освободить1.

426

 

 

914

Они дают свободу вожделению и сдерживают совесть, тогда как следовало бы все делать наоборот

916

Вероятность. — У них1 есть несколько верных принципов, но принципами этими они злоупотребляют. Однако злоупотребление истиной должно быть столь же наказуемо, как и <сознательное> использование лжи.

А то <получилось бы, что> существует два ада: один — для грешащих против милосердия, другой — для преступающих справедливость!

9181

Освободите от вероятности — нет ничего иного, более угодного свету.

Установите вероятность — не существует иного способа стать для света более всего неугодным.

919

Из греховности толпы и иезуитов проистекает то, что великие люди жаждут лести, а иезуиты жаждут пользоваться расположением великих людей. Все они заслужили быть преданными <во власть> ложного рассудка: одни — чтобы вводить в заблуждение, другие — чтобы заблуждаться <под влиянием лести>. <В действительности> эти последние скупы, честолюбивы, сладострастны. Coacervabunt sibi magistros1. Став достойными учениками подобных учителей, они искали льстецов, которых и находили среди иезуитов.

9211

Все усилия святых направлены на то, чтобы найти себя преступными <перед Богом> и обвинить лучшие

427

 

 

из своих деяний. Эти же2 изощряются с целью оправдать наиболее злобные свои поступки.

Языческие мудрецы возводили здание, красивое снаружи, но основанное на плохом фундаменте. И дьявол обольщает людей посредством такого же внешнего сходства <предметов>, основанных на совершенно различных фундаментах.

Никогда еще человек не отстаивал дела столь правого, как <то, которое отстаиваю сейчас> я; и никогда другие люди не представляли столь прекрасных поводов его отстаивать, как <это сейчас делаете> вы...

Чем больше они будут указывать здесь на мою личную уязвимость, тем более оправданным представят мое дело.

Вы говорите, что я еретик. Это <стало быть> позволено? Но если вы не страшитесь людской справедливости, то неужели же не страшитесь и справедливости Господней?

Вы почувствуете силу истины и покоритесь ей...

Есть что-то сверхъестественное в подобном ослеплении. Digna necessitas3.

Ложное благочестие, двойной грех.

Я один против тридцати тысяч? Отнюдь. Защищайтесь: на вашей стороне двор, клевета, на моей — истина, и в этом единственная моя сила. Если я ее потеряю — я погиб. Я не пренебрегаю осуждением и убеждением. Но со мной истина, и мы увидим, что она восторжествует.

 

Я недостоин защищать религию, но и вы не обладаете правом защищать заблуждение и несправедливость. Пусть Господь в милосердии Своем, невзирая на то зло, которое во мне, но усмотрев добро, пребывающее в вас, дарует нам, явив милость, чтобы истина не изнемогла в руках моих и чтобы ложь не...

428

 

 

922

Вероятное. — Пусть узрят, если только искренно ищут Бога, сравнив вещи, к которым расположены: вероятно, что это мясо не отравит меня; вероятно, что я не проиграю дела, не домогаясь...

923

Грехи прощаются не отпущением, которое происходит от епитимьи, налагаемой на исповеди, но раскаянием, бесполезным, если оно в свою очередь не ищет исповеди.

924

Люди, не сдерживающие данного ими слова, без веры, без чести, без правды, с двойными сердцами, двойными языками, люди, подобные, как сказали бы раньше, сказочным амфибиям, занимающим срединное место где-то между рыбами и птицами...

И для королей, и для принцев важно укрепляться в благочестии; потому необходимо, чтобы они исповедовались вам.

429


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.