Поиск авторов по алфавиту

Автор:Паскаль Блез

Паскаль Б. Мысли о чудесах

Статья XXI

Мысли о чудесах

I

803 По учению различаются чудеса, и по чудесам различается учение.

II

803 Чудеса бывают ложные и истинные. Чтобы была возможность определять их достоинство, они должны иметь какой-либо отличительный признак, иначе они были бы бесполезны. А они не бесполезны, напротив, служат основанием. Необходимо поэтому, чтобы правило для определения чудес не разрушало доказательства, доставляемого истинными чудесами об истине — главной цели чудес.

Не будь вовсе ложных чудес, не было бы места и сомнению. При отсутствии правила для различения истинных от ложных чудеса были бы бесполезны, и в них не было бы основания для веры.

Как различать истинные чудеса от ложных, о том говорит Моисей в двух местах (Второзак. XIII, 1, 2, 3 и XVIII, 22); также Иисус Христос: никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня (Марк. IX, 39). Хотя сущность чудес и сообразована с

221

 

 

христианским учением, для самого по себе учения они бесполезны.

836 (Откуда следует, что открыто объявляющий себя противником Иисуса Христа не может делать чудес Его именем. Поэтому, если он и делает их, то не именем

835 Иисуса Христа, и ему не должно давать веры. Таковы случаи, когда чудеса исключают веру. Других исключений не должно допускать: в Ветхом Завете, когда чудо имеет целью отвратит!» вас от Бога, в Новом Завете — от Иисуса Христа.

Поэтому при виде чуда нужно или подчиниться ему, или иметь необыкновенные признаки противного: нужно видеть, отрицает ли совершающий чудо или Бога, или Иисуса Христа, или Церковь.

III

487 Ложна всякая религия, не поклоняющаяся Богу как началу всех вещей и в своем нравственном учении не указывающая любить одного Бога как цель всех вещей. Всякая религия, не признающая Иисуса Христа теперь, есть очевидно ложная: и чудеса никакой пользы принести ей не могут).

808 Иудеи имели о Боге, как мы о Иисусе Христе, учение, подтвержденное чудесами; им было запрещено верить чудотворцам, если бы те хотели совратить их в ложное учение, даже более того, — им было повелено прибегать в таких случаях к первосвященникам и их держаться*.

И таким образом те же причины, которые побуждают нас отказать в вере Чудотворителям, имели и иудеи относительно появлявшихся среди них пророков.

Однако они были весьма виновны, отвергая творивших чудеса пророков и Иисуса Христа, и не были бы виновны, если бы чудес не видели. Если бы Я не сотворил между

____________________

* Второзак. XVII, 12; Мал. II, 7.

222

 

 

ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха (Иоан. XV, 24).

Пророчество не может быть названо чудом. Так, ап. Иоанн говорит вначале о чуде в Кане Галилейской1 и лишь послед о том, что Иисус Христос сказал самаритянке, правильно указав все ее жизненные обстоятельства2. Затем Он исцелил сына царедворца, и ап. Иоанн назвал это «вторым знамением»3.

843 Отсюда следует, что Иисус Христос считал Свои чудеса верными доказательствами того, чему учил, и иудеям надлежало верить им. И действительно, собственно чудеса сделали иудеев виновными в их неверии. Свидетельства, которые Иисус Христос и апостолы извлекают из Пи­сания, не доказательны, ибо ими подтверждается только, что Моисей предсказал пришествие пророка, но не доказывается, что этот пророк был именно Иисус Христос, а в этом весь вопрос. Эти места Писания показывают лишь, что признание Иисуса Христа Мессией не противоречит Писанию, а не то, что оно прямо согласуется с ним. Однако и подобного вывода достаточно, чтобы исключить пренебрежительное отношение к чудесам.

IV

Иисус Христос говорил, что Писание свидетельствует о Нем, но не показывал, в каком именно смысле.

829 Пророчества одни не могли доказать истинности Иисуса Христа как Мессии во время Его жизни*, а потому не было бы вины в неверии в Него до Его смерти, если бы недостаточно было чудес Его, помимо учения. А не уверовавшие в Него при Его жизни были грешниками, и, как Сам Он говорит, грешниками непростительными. Следовательно, противясь чудесам, они противились истинному свидетельству, так как, за неимением истолкований, они должны были руководствоваться чудесами.

____________________

* Это было объяснено раньше (ст. ΙΙΙ).

223

 

 

Стало быть, для веры достаточно одних чудес, если они не противоречат учению.

Иисус Христос свою истинность как Мессии никогда не доказывал согласностью Своего учения с Писанием и пророчествами, но всегда доказывал ее чудесами.

Стало быть, если учение непротиворечиво, то вполне достаточно одних чудес для его обоснования, и такому учению должно верить.

808 Никодим по чудесам Иисуса Христа признал, что учение Его от Бога: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог (Иоан. III, 2). Он не судит о чудесах по учению, но об учении судит по чудесам.

843 Существует взаимный долг между Богом и людьми. Рассудим, — говорит Бог устами пророка (Ис. I, 18) и в другом месте, — что же еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? (Ис. V, 4).

Долг людей к Богу — принимать посылаемую Им религию; долг Бога к людям — не вводить их в заблуждение. Опасность впасть в заблуждение была бы неминуема, если бы делающие чудеса проповедовали учение, не оче­видно ложное в глазах здравого смысла, и Сам величайший Чудотворец не предупредил людей о грозящей им опасности со стороны лжеучителей, подкрепляющих свою проповедь знамениями. Если бы, таким образом, при случающихся в Церкви разделениях, еретики, вроде ариан, утверждавших, что их учение основано на том же Писании, как и у католиков, стали совершать чудеса, когда в истинной Церкви их бы не совершалось, то это наверное привлекло бы многих на их сторону. Ибо, насколько человек, возвещающий нам тайны Божии, не достоин веры, когда опирается только на свой личный авторитет, так что и нечестивцы сомневаются в нем, так, напротив, даже в глазах нечестивых заслуживает веры

224

 

 

тот, кто, в доказательство своего общения с Богом, воскрешает мертвых, предсказывает будущее, переносит моря, исцеляет болезни. Неверие фараона1 и фарисеев2 есть следствие сверхъестественного ожесточения.

Следовательно, когда видят безупречное учение, соединенное с чудесами, то здесь не возникает трудностей. Когда же перед нашими глазами предстают чудеса, соединенные с подозрительным учением, то в подобном случае надлежит исследовать, что является более ясным3. Иисус Христос был подозрителен.

821 Между понятиями искушать и вводить в заблуждение есть большая разница. Бог искушает, но никогда не вводит в заблуждение. Искушать значит давать поводы, совсем: не налагающие необходимости. Вводить в заблуждение значит ставит человека в необходимость делать ложные заключения и им следовать.

843 Так как Бог вводить в заблуждение не может, то человеку, скрывающему свое дурное учение и обнаруживающему только учение доброе, согласное, по его словам, с Богом и Церковью, очевидно невозможно делать чудеса, чтобы провести ложную и тонкую доктрину — этого быть не может. Еще менее возможно, чтобы Бог, который знает сердца, творил чудеса ради подобного человека.

V

836 Далеко не одно и то же не быть за Иисуса Христа и говорить это, или не быть за Иисуса Христа и показывать вид, что принадлежишь к Его последователям. Первые могут делать чудеса, последние — нет; ибо относительно одних можно прямо заключить, что они против истины, относительно же других — нельзя; от этого различить чудеса становится гораздо легче.

225

 

 

841 Таким образом, чудеса решают спорные случаи между иудеями и язычниками, иудеями и христианами, католиками и еретиками, оклеветанными и клеветниками1, между двумя крестами2.

828 (Это самое наблюдалось во всех случаях борьбы правды против заблуждения, Авеля против Каина, Моисея против магов фараона3, Илии против лжепророков4, Иеремии против Анании5, Михея против лжепророков6, Иисуса Христа против фарисеев7, ап. Павла против Вариисуса8, апостолов против заклинателей бесов9, христиан против неверных, католиков против еретиков; в деяниях Илии и Еноха; на примере Антихриста10. Правда всегда одерживает верх в чудесах).

827 (Наконец) в спорах об истинном Боге или об истинности религии никогда не случалось чудес на стороне заблуждения без того, чтобы еще большие чудеса не совершались также и на стороне истины.

Иоанн VII, 40: Споры между иудеями при жизни Христа напоминают сегодняшние споры между христианами.

829 (Во времена Иисуса Христа) одни веровали в Него, другие не веровали, основываясь на пророчествах, говоривших, что Он родится в Вифлееме. Но последним надлежало обстоятельнее расследовать, не в самом ли деле Он там родился. В виду убедительности Его чудес, они должны были вполне увериться относительно кажущихся противоречий Его учения с Писанием, и эта неясность не извиняла, но ослепляла их. Те же, кто отказывается веровать в чудеса сегодня, ссылаясь на странные противоречия, присутствующие в чудесах, не заслуживают прощения.

843 Иисус Христос исцелил слепорожденного и сотворил много других чудес в субботний день, чем ослеплял фарисеев, настаивавших, что следует судить о чудесах по учению.

226

 

 

826 (Но в силу того же самого правила, по которому следовало веровать в Иисуса Христа, никак нельзя будет веровать Антихристу).

843 Иисус Христос не говорил ни против Бога, ни против Моисея. Антихрист и лжепророки, предсказанные в обоих Заветах, будут открыто говорить против Бога и против Иисуса Христа, скрывающего свою вражду к Богу. Бог не допустил бы открыто совершать чудеса.

826 Моисей предсказал Иисуса Христа и заповедал Ему следовать*. Иисус Христос предсказал Антихриста и запретил ему следовать**.

Чудеса Иисуса Христа не предсказаны Антихристом; чудеса же Антихриста предсказаны Иисусом Христом11. Потому, если бы Иисус Христос не был Мессия, Он непременно ввел бы в заблуждение; но не разумно было бы впасть в заблуждение от чудес Антихриста. Вот почему чудеса Антихриста нисколько не вредят чудесам Иисуса Христа. (Действительно), когда Иисус Христос предсказывал чудеса Антихриста, думал ли Он разрушить этим веру в Свои собственные чудеса?

Нет ни одного основания для веры в Антихриста, по которому не следовало бы верить в Иисуса Христа, но для веры в Иисуса Христа есть такие основания, которые не могут служить для веры в Антихриста12.

VI

852 Чудеса послужили основанием и впредь послужат продолжению Церкви до Антихриста, до конца.

824 Бог (чтобы сохранить для Своей Церкви это доказательство) или изобличил ложные чудеса, или предсказал их; таким образом, Он возвысил Себя, а вместе и нас самих над тем, что в наших глазах сверхъестественно.

____________________

* См. Второзак. XVIII, 15.

**  Мф. XXIV, 23, 24.

227

 

 

846 850 (Так будет и в грядущем; или Бог не допустит ложных чудес, или Он сотворит еще большие): ибо чудеса имеют такую силу, что Бог должен был предупредить, дабы (при сопротивных Ему чудесах) не подумали, как бы очевидно это ни казалось, что они от Бога, иначе они могли бы соблазнить людей.

Следовательно, места в тринадцатой главе Второза­кония, содержащие запрещение верить или слушать тех, которые будут совершать чудеса и отвращать ют служения Богу, затем следующие слова в Евангелии от Марка: Восстанут лжехристы и лжепророки, и будут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Марк. XIII, 22), а также некоторые другие подобные места далеко не содержат в себе чего-либо противного авторитету чудес, что скорее не указывало бы на силу их.

VII1

826 Не верить истинным чудесам заставляет недостаток любви: Вы не верите, — говорит Иисус Христос, обращаясь к иудеям, — потому что вы не Из овец Моих (Иоан. X. 26). Тот же недостаток любви заставляет верить чудесам ложным: За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи (II Сол. II, 10, 11).

817 Когда я размышлял, откуда у лжеучителей, выдающих себя за обладателей спасительных средств, является столько последователей, готовых иногда отдать в распоряжение их даже саму жизнь, то мне казалось, что настоящая причина этого та» что в числе подобных средств есть и истинные, иначе было бы невозможно существование стольких ложных средств, и чтоб им давали такую веру. Если бы вообще не было средств ни против какого зла и все виды его были бы неисцелимы, то нельзя было

228

 

 

бы допустить, чтоб люди вообразили себе, будто они могут дать эти средства, а тем более чтобы столько других людей давали веру выдающим себя за обладателей таких средств. Если бы явился человек и стал уверять, будто может избавить от смерти, — ведь никто не поверил бы ему, потому что такого примера никогда не было. Но так как, даже по признанию самых великих людей, было много средств, оказавшихся истинными, то у людей яви­лось доверие как к этим истинным, так и вообще ко всяким средствам. Народ рассуждает обыкновенно так: если вещь возможна, значит она существует; ибо раз она не может быть отрицаема вообще, вследствие некоторых частных обнаружений ее на деле, то народ, не могущий различить, которые из этих частных проявлений истины, верит им всем. Подобно этому верят столь многим ложным влияниям луны вследствие того, что некоторые ее влияния, как, например, прилив, существуют в действительности.

818 Желая объяснить себе, почему существует столько ложных чудес, ложных откровений, волшебств и т.п., я пришел к предположению, что причина этого та, что в числе ложных явлений такого рода есть и истинные. Невозможно же думать, чтобы было столько ложных чудес, если бы не было истинных, столько ложных откровений, когда бы не было откровений истинных, ни столько ложных религий, не будь одной — истинной. Ибо людям невозможно было бы представить себе того, что никогда не было, а тем более невозможно, чтобы столько других людей тому поверили. Но так как на свете действительно бывали весьма великие вещи и потому находили веру и у великих людей, то впечатление таких истинных событий было причиной, что почти все люди стали способными верить и ложным. И, таким образом, вместо заключения, что совсем нет истинных чудес, потому что есть столько ложных, следует, напротив, сказать, что есть истинные

229

 

 

чудеса, если есть столько ложных, и есть ложные только потому, что есть истинные; а также, что есть ложные религии только потому, что есть одна истинная. Этому противоречит существование религии и у дикарей; но если дикари имеют религию, то это потому, что они слыхали, как можно заключить по кресту, найденному св. Андреем (Первозванным)2, об истинной религии, о потопе, об обрезании и т.д. Происходит это оттого, что ум человека, склонившись в эту сторону под влиянием истины, делается склонным к принятию и всякой лжи.

VIII

852 Сказано: веруйте в Церковь; но не сказано: верьте чудесам — по той причине, что последнее естественно, а первое — нет. Одному нужно было научить, другому не нужно.

230

 


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.