Поиск авторов по алфавиту

Автор:Паскаль Блез

Паскаль Б. Различные свидетельства об Иисусе Христе

Статья XVII

Различные свидетельства об Иисусе Христе

I

802 Не верить апостолам значит предполагать, что они или были обмануты сами, или обманывали других: но то и другое одинаково трудно. Ибо в первом случае невозможно обмануться настолько, чтобы считать человека воскресшим из мертвых; второе же предположение нелепо. Чтобы быть последовательным, пусть представят себе этих двенадцать человек собравшимися после смерти Иисуса Христа вместе, для того чтобы сговориться уверять всех в Его воскресении.

Но отсюда должна начаться для них борьба со всевозможными приманками, на которые так падко человеческое сердце, — любовь к переменам, обещания наград и пр. Если бы хотя один из них, увлеченный подобными соблазнами или, еще скорее, устрашенный темницей, пытками, смертью, отказался от своих слов, то погибель была бы для всех несомненна. Пусть же сообразят это.

802 Пока Иисус Христос был с ними, Он мог их поддерживать. Но потом, если Он не явился им, кто заставил их действовать?

II

798 Текст Евангелия замечателен во многих отношениях и, между прочим, в том, что не содержит никаких

201

 

 

выражений вражды к мучителям и врагам Иисуса Христа. В отличие от столь свойственной историкам наклонности поносить все враждебное, в Евангелии нет никаких упреков ни Иуде, ни Пилату, ни одному из иудеев.

Если это смирение евангелистов было притворное, как и другие прекрасные черты их писаний, и притворялись они только для того, чтобы выставить эти достоинства, то, не смея сами обратить на них внимание других, они не преминули бы приобрести друзей, которые бы взяли на себя указать эти черты в их пользу. Но, действуя вполне искренно, без всякого расчета, они не обратили ничьего внимания на это. И, полагаю, многое тому подобное до сих пор осталось незамеченным в их писаниях, а это доказывает в апостолах отсутствие всякого умысла.

III

838 Сначала Иисус Христос, затем апостолы и, наконец, первые святые творили много чудес, потому что, за несовершением еще всего предсказанного пророчествами и так как они сами были окончательным их исполнением: свидетельствовать могли только чудеса. Было предсказа­но, Мессия обратит народы1. Каким образом сбылось бы это пророчество без обращения народов? И как обратились бы народы к Мессии, если бы не видели этих последних осуществлений свидетельствующих о Нем пророчеств. Стало быть, до Его смерти, воскресения и до обращения Им народов еще не все было совершено, а потому во все это время нужны были чудеса. Теперь же чудеса не нужны против иудеев, так как исполнившиеся пророчества — постоянное чудо.

IV

640 Замечательно и достойно особого внимания, что еврейский народ, при всем своем несчастном положении, существует в продолжение стольких лет. Чтобы быть

202

 

 

свидетелями Иисуса Христа, евреи должны существовать и, в то же время, бедствовать за то, что Его распяли. Хотя постоянное бедствие исключает возможность продолжительной жизни, тем не менее они, хотя и бедствуют, но существуют.

639 (Но не были ли они почти в таком же положении во время плена? Нет. Пленом скипетр не был отнят от Иуды окончательно, потому что возвращение их было обещано и предсказано). Когда Навуходоносор увел народ, то, чтобы они не подумали, что скипетр будет взят от Иуды1, им заранее было предсказано, что пленение будет непродолжительное, и самостоятельность будет возвращена им2. Они постоянно получали утешения от пророков, и цари их продолжались. Но при вторичном разрушении храма обещания восстановить его не было, как не было ни пророков, ни царей, ни утешения, ни надежды, ибо скипетр навсегда был отнят у них.

638 Не значило быть в плену, когда существовала уверенность через семьдесят лет получить избавление. Но теперь у них нет никакой надежды.

Бог обещал им, что, хотя Он рассеет их по краям света, однако, если они будут верны закону, Он соберет их опять. Они очень верны ему, но остаются в угнетении. (Стало быть, Мессия явился, а закон, содержавший эти обещания, перестал существовать вследствие установления закона нового).

V

750 Если бы иудеи были обращены Иисусом Христом, то у нас были бы только сомнительные свидетели, будь же они истреблены окончательно, мы совсем не имели бы свидетелей.

760 Иудеи отвергают Его, но не все. Святые Его принимают, чувственные — нет. И это не только не умаляет Его славы, но, напротив, довершает ее. Причина их неверия,

203

 

 

и притом единственная, высказанная в их писаниях, в Талмуде и у раввинов, та, что Иисус Христос не покорил народы вооруженной рукой: Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный*, только и могут сказать они. Иисус Христос был убит, говорят они, изнемог, не по­корил язычников Своей силой, Он не дал нам добычи с них, он совсем не дает богатств. Только то? Этим именно Он и дорог мне. Я бы совсем не хотел того, которого они себе представляют.

Совершенно очевидно, что лишь тот жизненный уклад, которого они придерживались, помешал им принять Мессию. Но как раз в силу означенного отказа они стали безупречными Его свидетелями и, более того, таким образом способствовали исполнению пророчеств.

Посредством этого неприятия, установившегося со сто­роны иудеев, проявился следующий парадокс: пророчес­тва, которые суть единственные, способные их убедить чудеса, допускают противоречивые истолкования1.

VI

701 Как сладко очами веры видеть, как Дарий и Кир, Александр, римляне, Помпей и Ирод1, сами того не сознавая, действуют во славу Евангелия.

VII

601 Религия язычников сегодня никаких оснований не имеет. Утверждают, что прежде таковыми служили говорящие оракулы. Но что за книги пытаются уверить нас в этом? Достойны ли они доверия в силу особой добродетельности их авторов? Сохранялись ли с той заботой, каковая могла бы убедить, что они никак не искажены? Мусульманская вера основывается на Коране и Магомете. Но этот пророк, который должен бы быть последней надеждой мира, — был ли он предсказан? И какие особые признаки имеет

__________________

* Пс. XLIV, 4.

204

 

 

он, которые бы отличали его от всякого человека, пожелавшего выдавать себя за пророка? Какие чудеса, по его словам, совершил он сам? Какую открыл он тайну, какой научил нравственности, какое указал блаженство?

595 Магомет не имеет свидетельств о себе. Зато должны быть очень сильны его умственные доводы, раз они основаны только на своем собственном авторитете. Что же говорит он? Что ему нужно верить.

599 Различие между Иисусом Христом и Магометом. — Магомет утвердил свою религию на избиении других, Иисус Христос — отдав на избиение Своих; Магомет запрещал читать1; апостолы, напротив, читать приказывали. Наконец, самое резкое различие: Магомет искал успехов человеческих, тогда как Иисус старался страдать и умер по-человечески. Вместо того, чтобы заключить, что если имел успех Магомет, то Иисус Христос мог иметь его и подавно, — следует сказать: так как Магомет имел успех, то Иисус Христос должен был погибнуть.

205


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.