Поиск авторов по алфавиту

Автор:Паскаль Блез

Паскаль Б. Подчинение и власть разума

Статья XI

Подчинение и власть разума

I

267 Последним выводом разума должно быть признание, что существует бесчисленное множество вещей, его превосходящих. Слаб тот разум, который не доходит до этого сознания. Если столько естественных вещей превышает пределы его понимания, то что сказать о вещах сверхъестественных? Нужно где следует сомневаться, где следует утверждать и где следует подчиняться. Кто не поступает так, тот не знает силы разума. Есть люди, грешащие против этих трех правил: они или считают все не требующим доказательств, потому что не умеют доказывать, или во всем сомневаются, в чем бы следовало подчиняться, или, наконец, починяются во всем, не зная, где следует обратиться к рассудку.

II

273 Если все подчиним рассудку, то наша религия не будет иметь ничего таинственного и сверхъестественного. Если же пренебречь началами разума, то она покажется нелепой и смешной.

270 Разум, говорит блаженный Августин, никогда бы не подчинился, если бы не признавал, что есть случаи, где

152

 

 

он должен подчинять. Стало быть, он справедлив, под­чиняясь там, где находит это нужным.

III1

255 Благочестие отличается от суеверия. Доводить благочестие до суеверия значит разрушить его. Еретики упрекают нас в этом суеверном подчинении. Справедлив был бы упрек, если бы мы требовали этого подчинения в таких вещах, где оно неуместно.

272 Ничто так не согласно с рассудком, как отречение от рассудка в предметах веры, и ничто так не противоречит разуму, как отречение от него в вещах, не составляющих предметов веры>.

253 Исключать разум вполне или признавать только один разум — две крайности, <одинаково опасные>.

IV

265 Вера, конечно, открывает нам нечто, чего через чувства мы познать не можем, но никогда им не противоречит.

Она выше их, а не против них.

V

470 Некоторые говорят: «Если бы я увидел чудо, я бы уверовал». Как могут эти люди уверять, что сделают то, чего не знают? Они воображают, что вера заключается в поклонении Богу, который как будто делает из этого предмет торговли, и как будто веровать и поклоняться Богу следует так, как они воображают. Уверовать в Бога значит признавать себя ничтожеством перед этим вечным Существом, которого гнев мы столько раз на себя навлекли и которое, по всей справедливости, может каждую минуту нас уничтожить; необходимо сознаться, что без Него мы бессильны, что, кроме немилости Его, мы ничего от Него не заслужили. Вера состоит в признании, что между нами и Богом существует непреодолимое препятствие, которое без посредника устранено быть не может.

153

 

 

284 Не удивляйтесь простым людям, верящим без рассуждений. Бог внушает им любовь к Нему и презрение к самим себе. Он склоняет к вере их сердца. Верой и упованием не наполнится сердце, без помощи Божьей. Давид несомненно знал это, если так обращался к Богу: Приклони сердите мое к откровениям Твоим (Ис. СXVIII, 36).

VII

286 Те, которые веруют, не читав ни Ветхого, ни Нового Завета, имеют к тому внутреннее, вполне святое расположение; и то, что они слышат о нашей религии, вполне с этим чувством согласуется. Они чувствуют, что их создал Бог: они хотят любить только одного Бога, а презирать только самих себя. Они чувствуют, что это расположение их не от них самих, что они неспособны приближаться к Богу, и если Бог сам не приблизится к ним, они не могут иметь никакого общения с Ним. В учении нашей религии они также слышат, что следует любить только Бога, а презирать только себя; но так как мы повреждены грехом и не способны принять Бога, то Бог сам сделался человеком, чтобы соединиться с нами. Этого достаточно для убеждения тех, которые имеют такое расположение в сердце и сознают свой долг и свою немощь.

VIII

287 Христиане, не знающие пророчеств и доказательств, могут так же хорошо судить о них, как и знающие. Они рассуждают сердцем, как другие умом. Сам Бог внушает им веру, и оттого вера их весьма действительна.

Согласен, что, может быть, тот или другой из христиан, верующих без доказательств, не найдется чем убедить неверующего, который уже сам кое-что знает. Но человек, знакомый с доказательствами религии, без труда докажет,

154

 

 

что этот верующий действительно вдохновлен Богом, хотя сам и не может доказать этого.

Ибо если сказано Господом в пророчествах (которые суть несомненные пророчества), что в царстве Иисуса Христа Он распространит свой дух на народы, дабы сыновья и дочери, все дети церкви могли пророчествовать1, то несомненным выглядит факт нисхождения Божьего Духа на этих последних, но не на остальную часть человечества.

155


Страница сгенерирована за 0.4 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.