Поиск авторов по алфавиту

Автор:Преображенский Петр, протоиерей

Преображенский П., прот. Об Ермии, сочинителе «Осмеяния языческих философов»

 

Под именем Ермия дошло до нас на греческом языке небольшое сочинение под заглавием: «осмеяние языческих философов» (διασυρμὸς τῶν ἔξω ϕιλοσόϕων). Кто был этот Ермий, где и в какое время он жил, история не передает нам никаких известий. В рукописных кодексах его сочинений дается ему название философа. По главной мысли своего сочинения и приемам ее изложения он близко подходит к св. Иустину и особенно Татиану, так что в его сочинении можно видеть более подробное раскрытие следующего замечания Татиана: «ты следуешь учению Платона? и вот эпикурейский софист открыто восстает на тебя. Опять, ты хочешь следовать Аристотелю? и тебя ругает какой-нибудь последователь Демокрита» *). Резко полемическое отношение Ермия к философии языческой и взгляд на ее происхождение напоминает более первые времена горячей борьбы христианского учения с язычеством, чем позднейшие века. По-

*) Татиана «Речь против Эллинов». гл. 25.

5

 

 

сему ученые издатели и исследователи творений древности большей частью и справедливее относят Ермия к писателям апологетам второго или начала 3-го столетия по Р. X. *).

Сочинение Ермия вполне соответствует своему заглавию: не касаясь почти истин христианства, он исключительно занимается различными системами языческой философии и с живым, остроумным сарказмом представляет их взаимное противоречие и несостоятельность. Начиная словами апостола Павла: премудрость мира сего есть глупость пред Богом (1 Кор. III, 19), автор отправляется от положения, что языческая философия обязана своим происхождением падшим духам, и затем доказывает историей философских систем бесплодность их попыток решить важнейшие вопросы человеческого духа, сопоставляя друг другу главнейших представителей древней философии с их противоречивыми мнениями о душе человеческой, о видимом мире и о Боге.

Сочинение Ермия было издано в первый раз Рэф. Зейлером, с его латинским переводом, в Базеле (1553 г.). Англичанин Ворт издал его в исправнейшем виде, с своими примечаниями, в Оксфорде (1700). Затем Мараново издание Иустина, в котором помещено и сочинение Ермия, перепечатано в VI томе греч. Патрологии абб. Миня.

Свящ. Петр  Преображенский

*) Таковы: Каве (Historia litter. scriptorum eccles., vol. 1); Мёлер (Patrol. 1); также Маран, поместивший Ермия в своем издании сочинений св. Иустина. – Другие же, напр. издатели «Bibliotheca Patrum и англичанин Ворт, относят сочинение Ермия к V-му веку, а венский библиотекарь Ламбеций принимает Ермия за одноименного ему историка Ермия Созомена, – но неосновательно.

6

 

 


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.