Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Общество

Общество

Не раз в истории России страна поднималась из руин благодаря тому, что люди сохраняли веру и сознание своего долга перед Богом, друг перед другом и перед потомками. Но ни экономика, ни наука, ни оборона, ни культура невозможны там, где люди утратили мотивацию для служения друг другу, утратили сознание неоспоримых обязательств по отношению к обществу, в котором они живут. Такое общество, где люди теряют мотивацию к взаимодействию друг с другом, распадается на атомы, чему во многом способствует гипертрофированная идея индивидуализма, которая действительно является вызовом и антиподом идее солидарного общества. При этом солидарное общество никогда не должно подавлять индивидуальность, потому что оно сильно только взаимодействием свободных людей.

Выступление на открытии XVII Всемирного Русского Народного Собора, 31 октября 2013 года

 

* * *

Для всякого человека, неравнодушного к проблеме моральной атмосферы в обществе, сегодня очевидно, что мы живем в эпоху, когда фундаментальные нравственные устои человеческого общежития оказались подвержены коррозии. Показателем этого становятся чудовищные преступления, регулярно происходящие в наше время и потрясающие общественное сознание.

233

 

 

В сознании слишком многих людей как бы «раздрася завеса», отделяющая добро от зла, размываются сами представления о грехе и праведности, а норма жизни расходится с нормой веры. Очевидно, что в данном случае, имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания.

Выступление на, открытии XVIII Международных Рождественских чтений, 25 января 2010 года

 

* * *

Общество раздробляется, потому что нет единых ценностей, которые объединяли бы и в труде, и в борьбе, и, если нужно, в защите Отечества. Строя современное государство и модернизируя страну, мы должны идти по пути и Петра, и Александра Невского, прочно стоя на своих духовных основах, впитывая Божественную премудрость, выстраивая свои отношения с людьми не по принципу утилитарного использования, а по принципу взаимной поддержки, способности нести на себе бремена других людей, тем самым плотно сшивая ткань общественных отношений, — настолько плотно, чтобы никакой катаклизм не был способен ее разрушить.

Слово в день празднования 300-летия Александро-Невской лавры, 12 сентября 2013 года

* * *

 

Если в сердцах людей исчезает страх Божий, значит, общество погружается в ложь.

Люди, совершающие государственное служение, должны чувствовать свою причастность к жизни страны, осознавать ответственность перед Богом и народом. Только на основе этих моральных принципов возможно созидание духовно крепкого и нравственно здорового общества.

Поздравление Т. А. Голиковой с назначением, на должность председателя Счетной палаты РФ, 23 сентября 2013 года

234

 

 

Для того чтобы быть счастливыми, мы должны быть добрыми.

Церковь сегодня не ограничивает себя только работой с личностями и не ограничивает свою проповедь только проповедью индивидуальной нравственности. А почему? Потому, что история показала: если мы работаем только с человеком, но не занимаемся социальным измерением, то мы упускаем из виду, из пастырского внимания главное — как внутренний мир человека реализует себя в социуме. Конечно, из сердца человеческого, как говорит Писание, исходят злые помыслы (Мк. 7, 21). Жадность, гордыня, злоба, раздражительность, ревность, зависть — огромное количество душевных проблем возникает там, в сердце, — но выплескиваются-то они наружу Мы их можем наблюдать в масштабах страны, в масштабах общества — как, допустим, проблемы в экономике, когда вдруг криминал начинает разрушать, как раковая опухоль, здоровую ткань экономической жизни, разрушать общество. В политике — когда политики занимаются не тем, чтобы объединять людей и служить им, а разделяют людей во имя своих узких политических интересов. А что в результате? В результате вздыбливается национальная жизнь, ломаются судьбы, разрушаются семьи — ведь когда наступает острый политический кризис, он проходит по человеческим судьбам... Отчего все это? От внутреннего состояния. Человек, воспитанный в ответственности пред Богом, не сможет свое внутреннее зло проецировать на общественную, политическую, экономическую жизнь, на законодательную область — ведь как тесно она связана с нравственностью. Вот почему сегодня Церковь говорит, что она шествует по миру, держа в руках крест Господень. А что такое крест? Это пересечение вертикального и горизонтального измерений. Вертикальное измерение — это внутреннее измерение человека: человек и Бог. А горизонтальное — это участие человека в общественной жизни. Поэтому ни в коем случае нельзя входить в индивидуалистический морализм и говорить: «Все, что касается общества, нас не интересует — мы только человеком занимаемся»; как

235

 

 

нельзя говорить и другое, что сегодня нередко присутствует в мировом христианстве: «Мы занимаемся общественными проблемами, а личная жизнь — это личная жизнь человека; там его свобода, там он сам все определяет», Православная Церковь не выступает против свободы личности, но призывает человека к такому развитию, когда свобода реализовывалась бы в рамках нравственной ответственности человека пред Богом.

Интервью украинским, тележурналистам,15 июля 2010 года

 

* * *

Когда мы говорим о взаимодействии Церкви и общества, мы в первую очередь имеем в виду сферу мысли. Вот именно в этой области нужно усилить взаимодействие.

Потому что и так наша Церковь хорошо работает в социальном плане. Как известно, осуществляется взаимодействие и с армией, и с заключенными, и с учебными заведениями. Но ведь много людей в нашем обществе, которые плохо понимают, что такое Церковь, каково ее место в мире, каково их отношение к Церкви. И все эти вопросы надо прояснять. Кроме того, надо еще помнить, что многие из наших граждан сердцем и умом — в прошлом, в том самом атеистическом прошлом, в котором они сформировались, которое сформировало некие стереотипы, в том числе и стереотипы поведения, и отношение к Церкви, к вере. Как можно эти стереотипы снять? Как можно пробудить у людей реальный, живой интерес к вопросам, которые имеют не скоропроходящее, а вечное значение? Через серьезный и вдумчивый диалог. Поэтому те учреждения, которые сейчас создаются в Церкви и которые будут работать на стыке церковно-общественных отношений, в первую очередь должны работать в сфере мысли. Это jдолжен быть интеллектуальный диалог и одновременно духовный диалог.

Эксклюзивное интервью каналу «Вести»,20 апреля 2009 года

236


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.