Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Молодежь

Молодежь

В юности человек полон больших надежд и ожиданий, он как губка впитывает новые впечатления и ищет свое место в мире. И мир открывает перед молодыми людьми немало перспектив личностного роста и возможностей для самореализации. Но он же зачастую предлагает им такие нормы поведения и такие ценности, которые не согласуются и даже прямо противоречат установленному Господом нравственному закону. От того, как мы ответим на эти вызовы, как воспитаем свое сердце в юности: будет ли оно твердым как камень, злым, полным ненависти, надменным и конформистским или же останется верным правде, кротким, любящим, добрым и сострадательным — во многом зависит наше счастье и способность встретить в своей жизни Бога.

Обращаясь к молодежи, скажу: дорогие юные братья и сестры, призываю вас твердо держаться заповеданных Творцом духовно-нравственных идеалов, храня в целомудрии и чистоте свой разум и чувства, подавая окружающим пример стойкости в вере, милосердии и отзывчивости.

Послание по случаю празднования Дня православной молодежи, 15 февраля 2013 года

 

* * *

Кто-то из умных людей рассказал такую притчу Человек прислонил лестницу к стене и полез. Лестница длинная, и человек напрягает все силы для того, чтобы достичь цели, потому что там, наверху, он видит свою цель. Поднимается на самый верх — и вдруг понимает, что не к той стене лестницу приставил. И состояние такое, что готов броситься с этой лестницы вниз — ведь потрачено столько сил,

211

 

 

столько энергии, столько времени... Вот что такое молодежь. Это тот возраст, когда человек приставляет лестницу и по ней поднимается вверх. Это будет непростое восхождение, и как важно, чтобы, достигнув вершины, он сказал: «Я в свое время избрал правильный путь».

Мне кажется, что очень многие молодые люди сегодня не туда лестницу приставляют. Они даже и треть пути не пройдут — сорвутся. Вот почему мне хочется встречаться с молодежью, вот почему мне хочется сказать им что-то из своего собственного опыта, вернее, не столько из собственного опыта, сколько из тысячелетнего опыта Церкви, но передать это в словах, понятных молодым людям, чтобы возбудить в них некую ревность позаботиться о самих себе, не сделать роковых ошибок.

Интервью телеканалу «Россия», 31 января 2010 года

 

* * *

Для того чтобы молодой человек был способен критически воспринимать информацию, которая на него обрушивается, и не только интеллектуальную, но и чувственную, эмоциональную, очень важно, чтобы в нем как можно раньше сформировался некий костяк, некая система ценностей. Тогда человек становится сильным, он сам управляет информационным потоком, он отсеивает то, что ему не подходит...

Как-то в далеком 1971 году в Соединенных Штатах Америки я познакомился с одним замечательным американском ученым-химиком русского происхождения. Кстати, он был православным священником и одновременно выдающимся ученым. И он научил меня одной премудрости: все, что мы воспринимаем извне, состоит из шумов и сигналов: шумов — 90%, сигналов — 10%. Мудрость человека заключается в способности отделять шумы от сигналов, так же как мы отделяем шумы от сигналов, настраивая радиоприемник: уходя от помех, ловим ту волну, которая несет в себе информацию. Что же сделать для того, чтобы шумы отсеивать от сигналов? Какой фильтр нужно поставить

212

 

 

внутри себя, чтобы творчески воспринимать информацию, которая к нам приходит?

Грех начинается с малого: с пустых слов и праздного времяпрепровождения, с упоения властью, неумения и нежелания контролировать состояние своего духа.

Здесь мы переходим к важному вопросу формирования личности, формирования ценностей. Есть такие понятия: «базисная культура» и «субкультура». Думаю, очень важно методологически отличать одно от другого. Существует молодежная субкультура. Она очень привлекательна для молодых людей: это особый покрой одежды, украшения, даже особая манера говорить, способ проводить свободное время. Вращаясь только в этой субкультуре и видя примеры только этой субкультуры, у молодого человека может произойти очень опасное смещение понятий. Эту субкультуру он начинает воспринимать как базисную культуру, а все остальное — как пережитки прошлого или нечто чужое. А на самом деле это субкультура. Ведь есть субкультура и у пожилых людей. Пожилые люди и одеваются по-иному, у них другой стиль жизни и поведения, другие интересы. Можете себе представить, чтобы субкультура пожилого человека должна была бы быть общей, базисной культурой? Это трудно себе представить, особенно молодому человеку. А пожилому человеку абсолютно невозможно признать молодежную субкультуру за базисную культуру. Вот отсюда и вырастает так называемый конфликт отцов и детей. И некоторые считают, что этот конфликт непреодолим. Глубоко убежден, что это неверно. Все зависит от того, способны ли мы субкультуру отличать от базисной культуры, и насколько глубоко базисная культура заложена в нашем сознании, в нашей жизни и нашем поведении.

Выступление на, встрече со студентами калининградских вузов, 23 марта 2009 года

 

* * *

Мы знаем, что наша молодежь в большинстве своем сохраняет стремление к чистоте и добру. Важно ободрить юношей и девушек, сказать им: не бойтесь быть чистыми, честными и добрыми, не бойтесь быть идеалистами! Не бойтесь держаться правды!

213

 

 

Молодость время поиска. Поиска своего места в обществе, спутника жизни, друзей, соработников. И в этом поиске всегда оправдывает себя честное поведение. Не стоит ради материальных благ, ради славы или комфорта изменять себе, заглушать голос совести, марать грязью душу. Спаситель говорит: Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10). Порок, стремление к незаконному обогащению или к нездоровым удовольствиям могут казаться привлекательными — но в итоге всегда оставляют человека обманутым, опустошенным и ограбленным. Доверие Господу, хранение Его заповедей ведут к достойной жизни на земле и к блаженству в вечности. Древняя Псалтирь, обращаясь к молодому человеку, отвечает на очень важный для него вопрос: Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему (Пс. 118, 9). Именно такой путь ведет к полноценной и радостной жизни. Не случайно, обращаясь к Богу, Псалмопевец говорит: Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пс. 15, 11).

Слово на открытии XIII Всемирного Русского Народного Собора, 22 мая 2009 года

 

* * *

Мужество и благородство вырастают из убеждений и реального духовного опыта.

Недавно, выступая на церковном молодежном съезде, где собралось более десяти тысяч человек, и глядя в глаза этих молодых людей, я видел совсем не ту молодежь, которую мы привыкли критиковать. Это люди достаточно просвещенные, у них хорошее образование, они много знают. Они лишены всякого интеллектуального провинциализма, того, что было, кстати, в советское время, — образование тогда было хорошее, а вот этого глобального видения не было. У молодых людей сейчас очень широкий взгляд на жизнь. И при этом они сохраняют православную веру, — и не только теоретически (где-то на уровне кухонных разговоров), и не просто участвуя в воскресных богослужениях. Но они

214

 

 

способны действовать, очень многие из них являются волонтерами, принимают участие в замечательных проектах. Но есть и другая молодежь... Речь идет о том, что информационный поток, который сегодня обрушивается на каждого из нас, несет определенную систему ложных ценностей, и самой страшной из них, конечно, является идея потребления. Слово «успех» в сознании значительной части молодежи связано не с успехом в достижении конкретных профессиональных целей, а с успехом с точки зрения обладания большим количеством денег и способности эти деньги тратить в свое удовольствие. И этот потребительский диктат, который воздействует через рекламу, через многие фильмы, через ток-шоу, через шоу-бизнес, эти потребительские идеи проникают в сознание людей.

Бог дает каждому таланты и с каждого спросит за то, как он ими распорядился.

Но все же у нас есть профессиональные группы, в которых успех не связывается с деньгами. Это наше научное сообщество, подвижники от науки, которые получают совсем не столько, сколько их западные коллеги. Многие из них остаются в России, живут на скромную зарплату. И для них успех — это новые открытия, новые статьи, монографии, которые они пишут, это признание научным сообществом. Я с такими людьми встречаюсь в нашей медицине — замечательные врачи! До недавнего времени они получали совсем немного денег, но с какой же самоотверженностью они работают, как заботятся о пациентах. Конечно, и врачи бывают разные, но важно то, что во врачебном сообществе наличие денег не является признаком успеха, там уважают человека квалифицированного, способного, жертвенного. Я встречаюсь на богослужениях и с представителями силовых структур (воздушно-десантные войска, полицейский спецназ). Эти ребята, которым часто приходится смотреть в глаза смерти, заполняют все пространство Храма Христа Спасителя, исповедуются, причащаются, подходят к Чаше. У них нет идеала, связанного с упомянутым мной потребительским успехом, да и за те деньги, которые они получают, этих идеалов не достичь. Значит, существует нечто, что иначе формулирует идею успеха среди этих людей. Не все так плохо!

215

 

 

Думаю, что огромная ответственность лежит сегодня на средствах массовой информации — нужно больше говорить о той молодежи, которая живет идеей подлинного успеха, с тем чтобы помочь заблуждающимся найти правильную дорогу в жизни.

Рождественское интервью корреспонденту телеканала, «Россия», 7января 2015 года


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.