Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Династия Романовых

Династия

Романовых

Династия Романовых была призвана на царство после одоления Смуты, страшного разорения Русской земли внутренними усобицами и иноземными вторжениями, когда государство и страну пришлось восстанавливать из руин. Но при всем страшном опустошении, которое принесла Смута, сохранялся фундамент и источник народной жизни — православная вера. Именно вера дала людям возможность выстоять и изгнать захватчиков, именно вера стояла за тем национальным согласием, которое было выражено в решении Земского собора 1613 года избрать Михаила Федоровича Романова на всероссийский престол.

Потому что за решением поставить свои частные интересы, личные или групповые, на второе место всегда стоит сознание общности, которая перекрывает все сословные, региональные, клановые или семейные разделения. И в истории России — это именно православная вера. Люди вспомнили, что они прежде всего православные, и это сознание дало им возможность совершить деяние поистине эпических масштабов.

Бывают ключевые, переломные моменты в истории страны или всего мира. Для нашей цивилизации это в первую очередь Крещение Руси. А на второе место можно поставить одоление Смуты и воцарение Дома Романовых, потому что Россия оставалась последней православной державой, сохранявшей государственную независимость. Страна, казалось, обреченная на исчезновение, народ, которому, по-видимому, предстояло исчезнуть с лица земли, быть порабощенным, а потом и поглощенным более сильными, развитыми, воинственными соседями, отстоял свою независимость и воссоздал государство, ставшее впоследствии одной из крупнейших мировых держав.

После завершения Смуты и избрания Михаила Федоровича на царство, а в особенности с приходом к власти государя Алексея Михайловича, Россия обрела второе дыхание, произошло огромное, колоссальное развитие национальной жизни, экономики, государственного строительства, освоения новых земель. Огромные силы, жившие в нашем

79

 

 

народе, развернулись, и Московия превратилась в великое государство от моря и до моря, от океана до океана, с цветущей культурой и бурно развивающейся экономикой.

Из обычного мононационального государства с небольшим присутствием инославия и иных этносов Россия превратилась в огромную семью народов, соединенную народом русским и верой православной. Семью, в которой люди разных религий и национальностей чувствовали себя благополучно.

И еще — не было ни одного царя, который бы земли расточал; цари земли собирали. Отождествляя себя со своей страной и со своим народом, они старались умножать вверенное им Богом достояние. И народ отвечал им глубокой преданностью, которая не раз проявлялась в годы испытаний.

Мы призваны трезво смотреть на нашу историю. Люди, которые творили ее, не были безупречны. У каждого человека, тем более у правителя, есть плюсы и минусы, которые оценивают современники и потомки, а историки тщательно исследуют в своих научных трудах, что человек сделал доброго, где поступил правильно, а в чем ошибся. То же самое делается и по отношению к любому представителю 400-летней династии Романовых.

Мудрость человека заключается в способности усваивать уроки.

Но здесь мне хотелось бы четко разделить два возможных подхода к истории. Существует трезвый, взвешенный подход — что произошло на самом деле, и какие уроки мы можем извлечь из этого. И существует подход идеологизированный, для которого любые исторические сведения интересны лишь постольку, поскольку их можно приспособить к продвижению определенных, заранее принятых идеологических постулатов. Многие из нас помнят время, когда об эпохе Романовых в истории России было принято говорить не иначе, как о «проклятом царизме», «тюрьме народов», «свинцовых мерзостях», от которых нас якобы спасла революция. В действительности, если сравнивать государственную деятельность царей с деятельностью тех, кто затем разрушил великую Россию, разорвал ее,

80

 

 

с деятельностью тех, кто в XX веке нанес огромный ущерб общенациональным интересам, то, несомненно, личности царей из династии Романовых представляются нам высоким и замечательным образцом заботы о государстве и о народе.

Негативный, большевистский по происхождению взгляд на историю России подхватывается теми, кого не устраивает историческая, и прежде всего духовная, идентичность нашей страны, кто хотел бы представить всю ее историю как череду провалов и преступлений, так, чтобы нынешнее поколение (особенно молодые люди) не испытывало ни гордости за своих предков, ни благодарности за свое наследие, ни чувства долга по отношению к современникам и потомкам. Но ведь без благодарности к тому доброму, что было в прошлом, без осознания своей общности с предками и потомками здоровое общество построить невозможно. Бывает и другая ошибка — люди, совершенно справедливо отвергающие такой подход, впадают в безудержную идеализацию этого периода нашей истории. Это тоже неверно — мы не должны пропускать уроков истории, в том числе ее горьких уроков.

Мы должны искать правду — и историческую, и нравственную. Когда мы оцениваем деятельность государя и любого масштабного государственного деятеля, то в первую очередь смотрим на результаты: что было сделано для страны, для народа, для развития общества; но личные качества часто находятся в тени.

Единство государства и народа невозможно обеспечить насилием.

Нужно сказать, что среди Романовых не было ни одного святого, кроме последнего царя, который был прославлен в лике святых не как государственный деятель, не как полководец, не как политический лидер, а как страстотерпец. Поэтому, говоря о династии Романовых, мы не должны забывать и о том общекультурном фоне, на котором развивалась их деятельность. А в этом общекультурном фоне не все было благополучно. Мы знаем, как тлетворно влияло многое на жизнь нашего народа в XVIII веке — несомненно, при попустительстве тех же государей, которые

81

 

 

сами оказывались увлечены духом этого времени. Были проблемы и в веке XIX. Поэтому при всем уважении, которое Церковь всегда испытывала к государственной власти, в соответствии с евангельскими наказами, все же нужно отметить, что существовала определенная дистанция между духовной жизнью народа и духовной жизнью нашей аристократии.

Иногда сверху, силой, предпринимались попытки навязать России неорганичные для нее установления, образ мышления и культуры, который казался части аристократии «европейским» и «прогрессивным».

Поэтому бывает трудно давать какие-то однозначные оценки. Возьмем, например, такую великую фигуру, как Петр I. Его заслуги как правителя несомненны — благодаря его победе в Северной войне Россия вышла на мировую арену сильным, независимым государством, он укрепил армию, флот, развивал промышленность и торговлю...

Но Петр I, ориентируясь на протестантские страны Северной Европы, импортировал модель церковно-государственных отношений, сложившуюся на Западе в ходе Реформации, когда Церковь была подчинена светской власти, стала частью государственного механизма. Кстати, впоследствии революция, возможно, потому так сильно ударила по Церкви, что в сознании многих людей Церковь отождествлялась с властью, воспринималась как ее инструмент... При Петре Патриаршество было ликвидировано, Православная Церковь стала «ведомством православного исповедания».

Церковь естьреальность,объединяющая поколения.

Петр ввел в России то, что ей не было свойственно, — он ввел модель западноевропейского абсолютизма. Такого в России еще не было. Власть русского царя всегда уравновешивалась Боярской думой, Церковью. Люди могли сказать царю: ты не прав. У народа через определенные способы выражения общественного мнения была такая возможность. Я знаю, что в нашем российском обществе существует некий особенный пиетет по отношению к Петру I. Не оспаривая многого из того, что Петр сделал, отмечу только, что

82

 

 

он совершил и нечто очень опасное для страны: привил на нашу, в общем, не предрасположенную к этому почву культурную основу западного абсолютизма. И Церковь потеряла свою независимость. А потом, когда произошла революция, речь шла уже не о модели церковно-государственных отношений, не о независимости Церкви, а о выживании.

Если говорить о просвещении, то в некоторых отношениях русские проявляли куда большую просвещенность. Вспомним, например, государя Александра I, победителя Наполеона. Когда французские войска, несшие на Русь «просвещение и передовые идеи», находились в Москве, они разрушали все, что могли, оскверняли храмы и даже, уходя, взорвали Московский Кремль. И вот, войдя в Париж, великодушный государь император Александр приказал ничего не трогать, ничего не разрушать в столице Франции, не мстить. Поэтому его встречали с радостью, как освободителя.

Или вспомним реформы императора Александра II. Примерно в те же годы отменили рабство в США — и как: с опустошительной гражданской войной, с морем крови. А в России очень глубокие, коренные преобразования прошли мирно. Одной из причин этого было то, что государь ориентировался на национальную традицию. Модернизация национального масштаба не была связана с механическим копированием чужого опыта государственного управления, социального устройства и технического оснащения, но осуществлялась с опорой на нравственные нормы, духовную и культурную традицию народа. Это был удачный опыт гармонизации новаторства и традиции, государственного мышления и полной преданности Промыслу Божиему.

Модернизация должна включать нравственное измерение.

И этот государь был убит террористами — так уже тогда проявилось противостояние между теми, кто искал продуманных реформ, которые бы органически вырастали из всего предыдущего опыта страны, и теми, кто хотел резкого переворота, разрыва с исторической Россией.

83

 

 

Николай II много сделал для России: за время его царствования вырос уровень благосостояния людей, в значительной мере был решен земельный вопрос, как известно, ключевой для России, появились зажиточные крестьяне, стремительно развивалась промышленность и железнодорожный транспорт, стали появляться высококвалифицированные зажиточные рабочие, распространялись образование, наука, модернизировалась армия. Конечно, были ошибки и просчеты в государственном управлении, что признавал позже и сам государь...

Но, говоря о царе-страстотерпце, мы в первую очередь вспоминаем его кончину, которая была отмечена великим мужеством, способностью не ожесточиться даже в тот момент, когда его вели на казнь. Своей смертью государь засвидетельствовал ту силу духа, которой обладал и которая для всех нас является примером. И потому царь и семья его прославлены в лике страстотерпцев, то есть тех, кто достойно встречает страх смерти, как и тех, кто достойно способен встретить любые жизненные невзгоды. Подобно святому Иову Многострадальному, в день памяти которого государь родился, государь и его семья показали пример исповедания веры перед лицом страданий.

Оценивая настоящее через опыт прошлого, мы устремляемся в будущее.

Царская семья сохранила веруй преданность Господу. Никакого ропота — ни на Бога, ни на гонителей. То, что мы знаем о последних днях жизни этой семьи, поражает подлинно христианским отношением к скорбям, к оскорблениям и к смерти. Они простили своих гонителей и убийц. В подвале Ипатьевского дома они должны были уйти в небытие, о них никто не должен был вспоминать, поэтому даже прах их хотели уничтожить... Но переформатировать Россию под требования революционной идеологии не получилось, хотя результаты такой попытки оказались просто страшными.

И сегодня от нас иногда хотят, чтобы мы порвали с нашим прошлым ради чьих-то представлений о светлом будущем. Но мы уже знаем, что все обещания светлого будущего, которое надо купить ценой отречения от прошлого,

84

 

 

оборачиваются порой трагедией. Поэтому нам так важно быть благодарными потомками, помнить и чтить наших предков, в том числе наших государей из династии Романовых.

Интервью журналу «Фома», 7 ноября 2013 года

 

* * *

Дом Романовых — царская династия, с которой связано усиление и возвышение России, превращение ее в великую державу. За четыреста лет страна набрала огромную экономическую мощь, которая стала угрожать другим могущественным странам и силам, и в результате, как мы знаем, была развязана мировая война, вслед за которой последовало крушение Российской державы.

А почему это произошло? А потому что людям внушили, что, разрушив свою страну и убив царя, они станут счастливыми, они построят богатое и справедливое общество, где все будут равны и где все будут наслаждаться благами. Пройдя тяжелейшими десятилетиями XX века, мы знаем, что это была утопия, мечта или просто злобная пропаганда, направленная на то, чтобы разрушить основы государственной жизни великого народа.

Теряя нравственное измерениежизни, человекуподобляется животному.

И один из больших вопросов, ответ на который раскрывает самый главный смысл нашей истории, заключается в следующем: а почему нам не удалось построить того общества, о котором мечтали люди? Почему нам не удалось добиться того самого процветания и справедливости, ради которых убили царя, а потом вздыбили страну гражданской войной? У историков разные ответы на этот вопрос, но самый важный ответ, который открывает нам смысл истории: невозможно строить человеческое счастье на убийствах, на лжи, на кровопролитной борьбе. Невозможно построить благополучие через кровь и ложь. Те, кто убивал здесь царскую семью, считали, что поступают праведно: «нужно стереть с лица земли эту семью, а с ней — и память о прошлой России», мол, в присутствии этих живых символов невозможно идти вперед — нужно все уничтожить, разрушить этот

85

 

 

мир до основания, а потом построить другой, который, конечно, будет счастливым.

Мы знаем, что ничего не получилось. И мистически прозреваем, что не получилось потому, что и здесь пролилась неправедная кровь, как потом она реками проливалась на нашей земле.

Но, вспоминая прошлое, мы ведь думаем о современной жизни, о будущем. Почему с нами произошла такая катастрофа? Почему так много крови было пролито? Почему такие страдания принял наш народ, включая и Первую мировую войну, и революцию, и войну гражданскую, и террор, и репрессии, и затем Великую Отечественную войну? Миллионы и миллионы человеческих жизней были положены для достижения мечты, которая так и не осуществилась.

Анализируя прошлое, думая о современной жизни, простирая взгляд в будущее, мы должны сделать правильные выводы. Никогда не строй своего благополучия на неблагополучии другого человека. Это имеет отношение к нашей личной жизни. Это имеет отношение к нашей работе. Как часто мы в процессе своего карьерного роста сталкиваемся с конкурентами, которые готовы уничтожить соперников! И ведь действительно бывают случаи, когда одни физически уничтожают других, чтобы расширить себе жизненное пространство, чтобы получить больше денег и больше власти... Мы никогда не достигнем своих целей, никогда не обретем счастья, если будем бороться за счастье ложью, лживой пропагандой, коварством и убийствами. Вот какой главный смысл открывается нам в трагедии Ипатьевского дома. Сейчас дома нет, но вместо него к небу взметнулся величественный Храм-на-крови — как памятник тому, что здесь произошло, как памятник невинно убиенным и как некий символ и знак надежды нашего народа на возрождение, на построение действительно справедливой жизни, но без крови, без насилия, без революций, без гражданских столкновений — так, как созидали великую Россию наши благочестивые предки.

86

 

 

И потому молитва наша, в том числе перед царственными страстотерпцами, о процветании Отечества нашего, всей исторической Руси и Российской державы; о процветании Церкви нашей, носительницы того самого духовного кода нации, сохраняя который мы сохраняем народ; о благополучии народа нашего; об укреплении веры православной; о процветании Екатеринбурга и всей земли Екатеринбургской.

Слово в Храме-на-крови в Екатеринбурге, 18 мая 2013 года


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.