Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Вера

Вера

Вера — один из величайших даров Бога людям. Она делает нас способными преодолеть ограниченность нашей природы, научиться воспринимать окружающую действительность через призму духовного опыта тысячелетий и вневременных ценностей. При этом значение веры в нашей жизни напрямую зависит от того, насколько твердо и последовательно мы следуем этим идеалам, насколько мы оказываемся верны им. Именно делами вера достигает совершенства (Иак. 2,22). Основанием же верности служит любовь, сопряженная с безусловным самоотвержением и готовностью переносить самые тяжелые испытания ради ближних или ради пользы всего общества.

Приветствие участникам церемонии вручения международной премии «За веру и верность»,13 декабря 2013 года

 

* * *

Что такое вера? Это есть способ постоянного самоконтроля и воздействия на свою душу, на свое сознание. Когда мы утром и вечером молимся, мы должны подвергать себя тщательному анализу. Знаю, что людям иногда тяжело читать молитвы, потому что и по-славянски не очень получается, да и времени как бы не хватает, но ведь хватит времени подумать о самом себе, поразмышлять о своей жизни, о прожитом дне. Так сделай это пред лицом Божиим! Подвергни свои поступки анализу, проконтролируй их, у Бога попроси прощения и вразумления, чтобы не повторять ошибок. С кем-то неправильно поговорил, на кого-то голос

30

 

 

поднял, кого-то одернул, кому-то доставил боль, кого-то обидел, кого-то обманул... Если мы будем Богу обо всем этом говорить и просить Его помощи, то мы будем менять самих себя, мы будем менять свой внутренний мир. Мы будем становиться сильнее, и от этой внутренней духовной силы зависит наше благополучие, на мой взгляд, куда в большей степени, чем от внешних материальных факторов, хотя и эти факторы не следует минимизировать.

Вера дает человеку правильное мировоззрение, огромную внутреннюю силу и способность совершать добро.

Мы живем в эпоху, когда, для того чтобы делать добрые дела, нужны образование, навыки, умения, владение технологиями. Только тогда мы с вами сможем должным образом реализовать духовный, нравственный потенциал, который есть в Церкви.

Слово на пленарном заседании V Общецерковного съезда по социальному служению, 3 сентября 2015 года

 

* * *

Сила веры, сила духа побеждает даже самые тяжелые внешние обстоятельства. Не бывает человека, который бы от рождения и до смерти наслаждался счастьем и благополучием. У каждого есть свои скорби: семейные, домашние, у кого-то не ладится с работой, кто-то работу потерял, кому-то не хватает средств, чтобы достойно жить самому и обеспечивать близких своих. И вот, ища человеческие пути для разрешения этих земных, каждодневных проблем, мы должны всегда опираться на свою веру, чтобы сохранить спокойным свой дух, чтобы не потерять жизненных ориентиров, чтобы не подменить ценности, не потерять Божией правды. А именно эта правда помогает нам жить.

Слово при посещении Воскресенского кафедрального собора Нарвы, 15 июня 2013 года

 

* * *

Вера человеком усваивается настолько, насколько он способен сопрягать ее основополагающие истины со своей

31

 

 

реальной повседневной жизнью. Если вера становится востребованной, если человек опирается на нее, преодолевая жизненные невзгоды, да и вообще устраивая свой жизненный путь, тогда религиозность становится живой, действенной. Тогда меняется образ жизни людей. Тогда меняется к лучшему человеческая личность. Церковь призвана делать все для того, чтобы поддержать духовную жизнь современного человека, помогать ему проходить через стрессы, неприятности, срывы, через искушения и соблазны, оставаясь внутренне сильным, чистым и честным. И тогда Бог будет жить в наших сердцах. Потому что только чистые сердцем... Бога узрят (Мф. 5, 8). А жизнь с Богом — это и есть то, что мы называем спасением. Церковь служит делу спасения людей — никакой другой цели у нее не существует.

Интервью корреспонденту программы «Вести недели» канала РТР в ходе визита в Смоленск, 8 февраля 2009 года

 

* * *

Вера — этоточка отсчета, это система ценностей.

Вера помогает человеку сохранять нравственный закон: даже если человек его и нарушает, он сохраняет в сознании своем обязательность этого закона. Вера дает возможность человеку жить по Божией правде. Не всегда это удается — препятствуют сильные искушения, слабости человеческие, голос инстинкта, жизненные обстоятельства. Но если в человеческом общежитии сохраняется этот закон как некая норма бытия, то у людей есть надежда на будущее. Если же зло и добро смешиваются, если человек зло принимает за добро, то он начинает служить злу, а зло нежизнеспособно. Любой криминалист об этом скажет: зло нежизнеспособно. Если зло не остановить, оно всегда будет развиваться. Залез человек в карман своему ближнему в автобусе, и сошло все с рук. Второй раз залез, третий. Потом показалось мало: а почему бы в квартиру не залезть? Раз залез, два залез, три залез, все в порядке. А тут вдруг хозяева с работы раньше времени вернулись, и кровь проливается. Зло если не останавливают, оно развивается. Но вера

32

 

 

помогает человеку постоянно сохранять понимание того, что есть хорошо, а что — плохо.

Выступление на встрече с общественностью Архангельска, 23 августа 2009 года

 

* * *

Думаю, главная угроза для России — утрата веры, отказ от нее как сознательный выбор людей. Не по принуждению, как было в советское время, а добровольное презрение Царства Небесного ради суеты и иллюзорной привлекательности царства земного.

К сожалению, уже есть признаки этого процесса. В угоду комфорту и наслаждениям люди отказываются от следования нормам морали. Так, постепенно размываются границы греха и праведности. И в норму возводится то, что издревле считалось недостойным человека: пьянство, наркомания, разврат, проституция, гомосексуализм. Общество всегда было больно пороками, но именно в наше время, как и во времена упадка римской и иных цивилизаций, они считались социально одобряемыми. В итоге распадается институт традиционной семьи. Укорененный во грехах человек, живущий во власти страстей, не желает слышать проповедь о Христе, поскольку принятие евангельских заповедей требует от него переосмысления своего поведения, изменения себя, духовного усилия по преодолению несовершенства. В результате возникает реальная опасность отказа от Христа, от православной веры. Если такое произойдет с нами, можно будет говорить о конце нашей национальной истории. Не будет веры — не будет России.

«Главная угроза — утрата веры». Ответы на вопросыинформационного агентства «Интерфакс»,6 января 2013 года

 

* * *

Вера — это та сила, которая способна ввести нас в вечность.

Все идет по Писанию. Найдет ли веру Сын Человеческий, когда вновь придет на землю (Лк. 18, 8)? Человеческая цивилизация сегодня развивается не по тем законам,

33

 

 

которые Бог предложил человеку. Произошла страшная подмена ценностей. Бог призвал человека стремиться к тому, чтобы сокращать дистанцию между ним и Творцом. Но человек отказался от этой перспективы жизни. Сегодня он нацелен на решение совершенно других задач, и современная цивилизация не просто предлагает людям это ложное целеполагание — она его навязывает. Какая часть нашего сердца, нашего ума принадлежит Богу, если мы соотнесем наши устремления, мысли, чаяния с тем, на что мы реально ориентированы каждый день? Где здесь место Богу? Поэтому сокращение количества верующих людей есть ответ на безбожное развитие современной цивилизации.

Но не нужно впадать в отчаяние и пессимизм, ведь было уже много пророчеств о скором исчезновении веры. Самый яркий пример — это пророчество государственных атеистов недавнего прошлого, которые прямо говорили, к какому году исчезнет последний священник, исчезнет вера и будет построено общество, «свободное от религиозных предрассудков». Не оправдались эти прогнозы. Еще на заре христианской веры римский языческий писатель и мыслитель Цельс говорил о христианстве как о явлении, которое скоро пройдет, и время от времени подобные футурологические прогнозы повторяются. На прогнозы особенно реагировать не нужно, но оценивать то, что происходит с родом человеческим, задавать критические вопросы относительно вектора развития современной человеческой цивилизации каждый христианин должен.

Господь пребывает с нами, если только мы сами не отвергаемся Его.

А если говорить о нашем восточно-христианском мире, то мы — может быть, потому, что много страдали, что никогда не были по-настоящему богатыми, — мы удивительным образом сегодня не просто сохраняем веру — мы укрепляемся в нашей вере. И в этом — особый вклад восточно-христианской цивилизации, особый вклад исторической Святой Руси в жизнь современного рода человеческого. Только дай Бог нам не соблазниться.

34

 

 

Дай Бог нам не продать первородство за чечевичную похлебку.

Интервью украинскому телеканалу «Интер»,25 апреля 2011 года

 

* * *

То, что произошло в России в девяностые и двухтысячные годы, и то, что сейчас происходит с точки зрения возрождения веры, можно описать одним словом — чудо. Потому что после десятилетий господства атеистического режима действительно началось воскрешение религиозной веры людей. Оно охватило разные слои общества — простых людей и интеллигенцию, бизнесменов и политическую элиту — все они сегодня соприкасаются с Церковью. Мы видим сегодня, что люди очень часто мотивируют свое поведение христианскими убеждениями.

Интервью телеканалу «RussiaToday»,17 февраля 2016 года

 

* * *

Христос основал Церковь, чтобы в ней открыть нам смысл и цепь нашего существования.

У преподобного Ефрема Сирина есть замечательные слова: «Вера рождает мудрые мысли». Потому что вера есть непременное условие нашей связи с Богом. Мы можем сколько угодно исполнять обряды, внешне проявляя свой религиозный выбор, но если нет веры, то не замыкается цепь между нами и Богом. Ток по этой цепи не идет. Мы можем сколько угодно просить у Господа, но если мы не верим в Него, сомневаемся, что Он нам ответит, то наши молитвы тщетны. Вера, мудрые мысли, правильный образ жизни... Есть ли условия, без которых этот ряд распадается? Как учит святой Иоанн Златоуст, нет пользы от правой веры, если человек развращен. Не удержать веру в сознании и в сердце, если душа отдается греху, а человек живет так, будто Бога нет. У него появляются другие ценности и жизненные цели, и он устремляется к ним, забывая о Боге, впадая в грех и в разврат.

Слово по окончании Божественной литургии на площади Ипатьевского монастыря в Костроме, 19 июля 2015 года

35


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.