Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Свобода

Свобода

Свобода каждого отдельного человека не должна вступать в противоречие с цивилизацией в целом.

Интервью информационному агентству ТАСС,10 марта 2015 года

 

* * *

Свобода и ответственность — два ключевых понятия, которые нельзя употреблять в отрыве одно от другого, иначе происходит внутреннее разделение, а если говорить совсем понятным для людей языком — шизофрения, раздвоение личности.

К ответственности нас призывают закон, внешние обстоятельства. А с другой стороны, есть свобода человека. Вот если мы, будучи свободными, считаем, что можем поступать, как хотим, кроме случаев, когда нас ограничивает закон, тогда мы живем внутренне раздвоенной жизнью. Мы, с одной стороны, свободны, а с другой — тяготимся ответственностью; мы не желаем выполнять то, что часто требуют от нас обстоятельства и люди.

Человек обретает полноту жизни тогда, когда эти два понятия входят в его реальную жизнь. Свобода без ответственности — это стало уже заезженной фразой — превращается в произвол. Человек, живущий по закону своего собственного инстинкта, по своему хотению, становится социально опасным. Ни один закон не может

330

 

 

отрегулировать отношения между людьми, если они сами того не желают, — мы это хорошо знаем.

Человек свободен. Он может жить так или иначе, но если он снимает с себя всякую ответственность, то он превращается в человека внутренне разделенного, не способного иметь внутреннюю гармонию, потому что эти две разнонаправленные силы будут разрушать личность человека. Так происходит сегодня в современном обществе. Вы посмотрите — свобода ставится на первое место, человек автономен, он сам может определять, что такое добро и зло, он ответствен только перед самим собой. А что в результате? В результате нарастание личных, семейных конфликтов, разрушение института семьи, колоссальные социальные конфликты, которые нарастают буквально с каждым годом. Это не в масштабах одной какой-то страны — в масштабах планеты. Потеря ответственности — это потеря человеком способности использовать свою свободу с пользой. Вот почему мы и говорим, что свобода и ответственность — два понятия, которые ни в коем случае нельзя разделять, иначе — жизнь по двум стандартам.

Пасхальное интервью украинскому телеканалу «Интер», 6 мая 2013 года

 

* * *

Нужно соединить человеческую свободу с нравственной ответственностью, дать возможность каждому жить в соответствии с Божиим законом. Нельзя ограничивать проявление религиозных чувств и свободу человеческого выбора. Если мы сумеем объединить все эти составляющие, то построим жизнеспособную цивилизацию, а если нет — мы обречены на постоянную борьбу и страдания. Нельзя путем перетягивания каната, путем победы одной модели над другой, путем создания неких искусственных форм человеческого общежития, которые не соответствуют ни нравственной природе, ни религиозному чувству, пытаться строить будущее. Если человечеству удастся добиться

331

 

 

нравственного консенсуса и включить его в международное право, в законодательство, есть шанс на построение справедливой глобальной цивилизационной системы.

Рождественское интервью телеканалу «Россия-1»,7 января 2016 года

 

* * *

Хорошо известно, что любое общественное изменение, от реформ до революции, связано с переосмыслением понимания свободы. История знает примеры революций — французской, а затем и русской, — на знаменах которых была свобода, но которые при этом стремились упразднить веру в Бога и уничтожить духовенство как враждебный класс. Это говорит о том, что свобода человека обладает не только созидательным, но и разрушительным потенциалом.

Подлинная свобода — это свобода от греха, это свобода от страстей.

Религии мира издревле хранят понимание свободы и достоинства человека, без которых немыслимо мировоззрение верующего человека. В частности, в христианской традиции свобода является выражением образа Божиего в человеке, без нее невозможно наследовать жизнь вечную. Присутствует понимание свободы и в других религиях. Поэтому лидеры религиозных общин призваны быть готовыми отстаивать свою позицию по этой проблеме в мировом общественно-политическом дискурсе, заботясь о подлинном благе и счастье для каждой личности. Убежден, что для религиозных общин говорить о достоинстве, свободе и правах человека — это не вопрос участия в политике, а долг и призвание.

Русская Православная Церковь в 2008 году приняла «Основы учения о свободе, достоинстве и правах человека». Этот документ отражает православное отношение к актуальным вопросам понимания свободы, достоинства и прав человека, а также возможности его сопряжения со светской доктриной прав человека. Главная причина разработки этого документа — наша обеспокоенность развитием концепции прав человека и права вообще в таком

332

 

 

направлении, которое исключает сохранение ее связи с нравственной ответственностью.

Выступление на, заседании Европейского совета религиозных лидеров «Права человека и традиционные ценности в Европе», 21 июня 2011 года

 

* * *

Политические свободы, конечно, важны, но Церковь говорит о свободе от греха, обрести которую можно лишь во Христе, а также о свободе выбора, которая есть у каждого человека и является Божественным даром. Но стоит помнить, что, делая выбор в пользу зла, человек постепенно становится его рабом, в конечном итоге лишая себя свободы. Без нравственных ориентиров любая политическая свобода разрушительна для человека.

Интервью газете «Известия», 12 мая 2009 года

 

* * *

Церковь настаивает на необходимости внутренней свободы человека. Более того, воспитание в христианских убеждениях дает нам силу быть свободными. Ведь наши отцы и деды оставались независимыми даже в тюремных камерах. Когда их принуждали отречься от веры, оклеветать кого-то из близких, они отказывались. У меня множество таких свидетельств, в том числе от тех моих родных и близких, которые прошли через эти испытания.

Доверие — это состояние нашего духа.

Глубоко убежден, что свобода христианина, сознательно верующего человека является гарантией того, что он сможет правильно использовать технические средства и не оказаться в плену того информационного потока, который сейчас оккупировал человеческое сознание. Он сможет применить во благо и телевидение, и социальные сети, и компьютерные программы, и многое другое — ведь они дают возможность расширить сферу добра и просвещения.

Интервью телеканалу НТВ, 1 мая 2016 года

333


Страница сгенерирована за 0.4 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.