Поиск авторов по алфавиту

Автор:Барро Э.

Введение.

С французского,

Из "Нувель Ревю Теоложик" Том 111/№2, март-апрель 1989 года

 

БИОЭТИКА  И  ЭТИКА  ЖИЗНИ

 

Лекция, прочинная Барро в Парижском Педагогическом

Институте по случаю коллоквиума проведенного Французским

Обществом Биоэтических Размышлений, 5 марта 1988 года

Биоэтические размышления трудны не только из-за новизны проблем, возникших в связи с использованием новой биомедицинской техники в терапии, в воспроизведении людей или просто в биологических исследо­ваниях; но это также и главным  образом, по-моему, из-за многообразия точек зрения требующих принятия их во внимание. Поэтому мы поочерёдно рассмотрим интерес, проявляемый в чистым или медицинским исследованиям;

напомним о том, что всякое вмешательство, производимое в теле человека должно учитывать различное его восприятие на основании различных культур, психологических, социологических, антропологических, юридических, этических, богословских и других факторов... Если мы будем говорить о слишком многом, мы рискуем либо затеряться во множестве перспектив, либо несправедливо увлечься одной из них и прийти в ре­зультате этого к бесконечным спорам. Я не думаю, что в подобных вопро­сах можно избежать дискуссий или что было бы желательно избежать их. Желательно, во всяком случае, чтобы эти дискуссии проводились по дейст­вительно важным положениям проблем требующих разрешения.

Эти положения, которых значительно меньше, чем это полагают, заключаются главным образом в пересечении трёх различных рациональностях, применяемых к одним и тем же методам и стремящихся всех соразмерить средства с преследуемыми ими целями. Сложность возникает в таком случае в связи с тем, что приемлемое средство при одной некоторой рациональности оказывается неприемлемым при другой. Что касается целей этих различных рациональностей, то их трудно назвать, если ко­нечно не признавать ту или иную из них, антагонистическими, ибо все они направлены к добру и счастью для человечества. Однако нельзя не отрицать и того, что они являются совпадающими, так как рассматривая человека через некоторые ценности и институты, которые созданы для его прогресса, но которые могут также и способствовать его гибели, они соперничают на почве, которая никого не оставляет равнодушным, так как речь идёт о нашем теле, о его возможностях в присущей ему жизни и в воспроизведении. Их можно было бы даже назвать конкурирующими, если бы были совершенно определены условия для этой конкуренции, чего, как мы это увидим, далеко нет. Как бы не обстояли дела с этим довольно неясным положением, на которое мы постараемся пролить в неко­торой степени свет, нужно, как мне кажется, признать, что основные проблемы биоэтики оказываются заключёнными в трёх сплетениях рацио­нальности, примкнуть к которому вправе вообще каждый человек, а именно техническо-медицинской рациональности, рациональности юридическо-политической и этико-религиозной рациональности.

Я ставлю себе целью кратко поговорить об этих трёх рациональностях, затем рассмотреть как могут сочетаться они и, наконец, предполо­жить какая же этика может отвечать природе проблем, вызванных их сосуществованием.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.