Поиск авторов по алфавиту

Автор:Федотов Георгий Петрович

Федотов Г.П. Путь №№ 28-29. Журнал "Новый Град" №1

Последние книжки «Пути» более, чем наполовину, посвящены вопросам социального христианст­ва. Обширная статьяН. Алексе­ева, «Христианство и социализм» (№ 28), дает общее введете в социальную проблему с точки зрения христианства: введение исто­рическое и введение догматическое, (Последнее уступает пер­вому в четкости). При энергич­ном отталкивании от капитализма и экономического индивидуализ­ма, автор зовет к исканию среднего пути между индивидуализ­мом и коллективизмом. Теоретик современного евразийства, в отли­чие от Л. П. Карсавина, отказыва­ется утверждать приоритет «кол­лективных личностей». Он дохо­дит даже до признания, что для христианства, «как ни далек от него физический индивидуализм, он все же ближе универсализма». Так как свобода автора от пред­посылок буржуазного экономизма вне сомнений, то это признание нам представляется весьма цен­ным в егоустах.

Ф. Степун в статье «Религиозный социализм и христианство» (№ 29) дает характеристику од­ного из интересных течений пос­левоенной Германии: социализма Тиллиха и его школы. Русский читатель может быть удивлен, уз­нав, что немецкие пасторы и те­ологи этой школы оправдывают большевизм и коллективные злодеяния пролетариата. Однако из анализа Ф, Степуна явствует, что «насколько подлинен социализм религиозных социалистов, настоль­ко же проблематична с христиан­ской точки зрения их религиозность». Может быть, в лице Тил­лиха мы имеем пример нехристианской духовности, не осознав­шей своего отрыва от христианства. «Не знаете, какого вы духа». В тех же номерах «Пути» нача­та печатанием анонимная работа, присланная из Советской России и подписанная «Русский Инок». Тема ее — «(Религиозные основания политической экономии» — сама по себе увлекает своей новизной и своевременностью. Если судить по первым главам, автор обладает и талантом и оригиналь­ностью мысли. Особенно инте­ресна первая глава, представляю­щая собой попытку обосновать «социальное христианство» на аскетике, на почве которой велась до сих пор главная борьба про­тив него. Здесь идет на пользу даже самая односторонность ав­тора; подобно многим в наше время, он стремится подчинить аскетике не только всю религиозную жизнь, но даже учение о том «как устраивать внешнюю жизнь» (!). Его борьба против принципа принудительного стра­дания, указания на аскетические пороки современного строя, бле­стящи. Однако, в аргументации автора есть ряд скачков, объясняемые узостьюисходной посылки.

96

 

 

Непонятно, откуда появляется свобода, как благо, наряду со справедливостью. Наивным представляется н требование полной платы трудящимся. Это пресека­ет всякое социальное творчество. Для аскета понятен этический индивидуализм, который проглядывает во всем ходе мыслей талантливого автора. Но думаем, его попытка элиминировать лю­бовь (или, говоря шире: пробле­му человеческого общения) при решении социального вопроса для христианина неприемлема. Вторая глава «Хозяйство природы» явля­ется апологией природы, как закономерного космоса. В красоте отражается план Божественной Премудрости. Сама красота для автора сводится к экономии (принцип наименьшей затраты сил), что открывает путь ж экономии социальной. Удивляет натуралистический оптимизм автора, заметный и в первой статье. Он закрывает глаза на дисгармонию в природе, и в этом источник его социального оптимизма. При всей спорности основных положений, статьи «Русского Инока» полны волнующих мыслей и доказыва­ют, как именно религиозное углуб­ление в социальную проблему, осо­бенно в православии (совершенно девственная почва) способно вне­сти остроту и содержательность в ту систему общих мест, кото­рой часто является социальное христианство на Западе. Хоте­лось бы, чтобы вся книга «Русского Инока» дошла, наконец, до читателя.

Г. Ф.


Страница сгенерирована за 0.02 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.