Поиск авторов по алфавиту

Автор:Лосский Николай Онуфриевич

Лосский Н.О. Н. Бердяев. О назначении человека. Журнал "Новый Град" №1

 

Н. БЕРДЯЕВ. О назначении че­ловека. Опыт парадоксальной этики. Изд. «Современный Запи­ски», склад YMCA-Press, Paris, 1931 (318 стр.).

Эпиграфом к своей замечательной книге Бердяев взял слова Го­голя: «грусть от того, что не ви­дишь добра в добре». Всем содержанием своей этики Бердяев дерзновенно раскрывает печаль­ную истину, что «в добре и до­брых очень мало добра, И отто­го со всех сторон уготовляется ад» (303). Самое различение до­бра и зла и возникновение оце­нок есть уже, по его учению, следствие грехопадения, которое есть «обнаружение и испытание свобо­ды человека», ведущее к раскры­тию «творческого призвания чело­века» (306). «Мир идет от первоначального не различения добра и зла через резкое различение добра и зла к окончательному не различению добра и зла, обога­щенному всем опытом различе­ния» (40), к Богу и раю в Боге, стоящим «по ту сторону добра и зла», пребывающим в Сверх-добре (314). С этой точки зрения осно­вной парадокс этики таков: «пло­хо, что возникло различение ме­жду добром и злом, но хорошо делать это различение, когда оно возникло: плохо, что пережит опыт зла, но хорошо, что мы по­знаем доброи зло, когда опыт зла пережит».

Этика, видящая только различение добра и зла, естьэтика закона. Нисколько не умаляя требований, наоборот, повышая их (314), Бердяев показывает, сколь­ко лицемерия, тирании, условно­стей таится в законнической эти­ке и законническом христианстве, подавленных требованиями социальной обыденности, а вовсе не «чистой совести» (в параллель «критике чистого разума» Бердя­ев хочет «критики чистой сове­сти»). С помощью исследований школы Фрейда, Бердяев изобли­чает садизм законничества и мут­ные подсознательные источники требовательности многих побор­ников «добра». Бердяев вовсене предлагает отменитьэтику зако­на и правовые формы. Он только требует терпимости в борьбе со злом (100) и указывает на более высокую ступень нравственного сознания, выражающуюся в эти­кеискупления, в основе которой лежит нисхождение в Мир Бого­человека, взятие Им на себя стра­даний из любви к падшим, и, на­конец, вэтике творчества, веду­щей «по ту сторону добра и зла» в Царство Сверх-добра. Этавы­сшая ступень этики требует пре­ображения зла и победы над адом. Она не дает покоя «добрым», по­ка есть злые, терзаемые адскими муками. «Нравственное сознание

90

 

 

началось с Божьего вопроса: «Ка­ин,где брат твой Авель?». Оно кончится другим Божьим вопро­сом: «Авель, где брат твой Ка­ин?» (297).

К сожалению, метафизические основные учения Бердяева вызы­вают ряд сомнений. Согласно Бер­дяеву, «свобода не сотворена Бо­гом-Творцом», а «вкоренена в Ни­что, в Ungrund» (29), из кото­рого рождается и Сам Троичный Бог (30). Следовательно, человек не есть сполна творение Божие: он есть «дитя Божье и дитя ни­что, меонической свободы» (51). К этим учениям Бердяева побу­ждает главным образом мысль, что свобода не может быть сотворена, и что если допустить тварность свободы человека, то сам Бог окажется виновником мирового зла, так что теодицея бу­дет невозможна. В своих книгах «Свобода воли», «Ценность и бытие, Бог « Царство Божие, как основа ценностей» я развиваю учение о том, что человеческое я есть свободный деятель, глав­ным образом потому, что оно при творении наделено Богом сверхкачественною, т.-е. свободною от ограниченных определенностей, творческою силою. Обладая ею, человек творит качественно определенные содержания, детермини­рует мир, не будучи детерминиро­ван им, и свободно избирает путь добра и зла. Свобода есть высшее достоинство твари, так как она есть условие возможности добра, т.-е. всех абсолютных ценностей. Поэтому Бог мог сотворить мировых деятелей только свобод­ными, несмотря на то, что свобо­да может быть использована так­же и для осуществления зла.

Сомнительные метафизические учения Бердяева не умаляют зна­чения большинства его этических положений, которых невозможно перечислить в краткой заметке. Укажу лишь еще на особенно ценные соображения Бердяева об аде, вечности адских мучений, возможности всеобщего апокатастасиса и т. п. Они содержат в себе, пожалуй, лучшее, что ска­зано на эти темы в мировой лите­ратуре.

Н. Лосский.


Страница сгенерирована за 0.04 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.