Поиск авторов по алфавиту

Автор:Николаевский П. Ф., протоиерей

Николаевский П. Ф., прот. Новые данные для истории грамоты Константинопольского патриарха Паисия I к Московскому патриарху Никону.

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

Для корректного отображения некоторых страниц должен быть установлен шрифт Drevnerusskij.

 

Христианское чтение. 1881. № 11-12.

 

Свящ. П. Николаевский

 

Новые данные для истории грамоты Константинопольского патриарха Паисия I к Московскому патриарху Никону.

 

Настоящая заметка имеет целью содействовать разъяснению одного из тех вопросов, которые поставлены издателем и переводчиком подлинной грамоты константинопольского патриарха Паисия I к московскому патриарху Никону 1); она покажет более точные даты для истории этой грамоты. Сообщаемые здесь исторические сведения заимствованы из рукописных связок греческих дел, находящихся в московском главном архиве министерства иностранных дел, и вращаются главным образом около описания личности и деятельности грека Мануила в сношениях России с востоком.

В греческих делах по сношению России с востоком в половине XVII в. встречаются указания на двух послов с именем грека Мануила, но оба они имеют разные фамилии. Один известен под именем Мануила Матвеева, другой под именем Мануила Константинова. Первый прибыл в Москву в июле 1623 года с целью поступить на русскую службу и тогда же подал челобитную на имя царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета Никитича, в которой просил отдать его для

1) «Христ. Чтение» 1331 г. март—апрель, стр. 304—308; май—июнь, стр. 691—595 и в особом издании «Грамоты п. Паисия к п. Никону» стр. 4—7; 105—109. Авт.

Приносим искреннюю благодарность нашему достопочтенному сотруднику за сообщение этих драгоценных данных; они не только значительно подвигают вперед решение вопроса о дате грамоты патриарха Паисия, но и вообще многое проясняют в тогдашних отношениях Москвы к Константинополю и грекам. Ред.

792

 

 

793 -

научения русской грамоте. По этой челобитной он был отправлен в печерский монастырь в Нижнем Новгороде; здесь он научился русской грамоте и отсюда опять просил московское правительство взять его в Москву и определить на службу 1). О последующей судьбе Мануила Матвеева мы не имеем сведений до 1653 года, когда опять застаем его в Москве в качестве доверенного посла от константинопольского патриарха Паисия I, который прислал с ним известительную грамоту к царю Алексею Михаиловичу о своем возведении на патриаршество 2).

Личность грека Мануила Константинова для нас более интересна; чрез него ведена переписка Москвы с Цареградом по занимавшим тогда московское правительство вопросам; и об нем сохранилось более известий. Едва ли не в первый раз он становится известным в Москве с 1651 года, когда он прибыл в русскую столицу в качестве посла от цареградского патриарха Парфения II 3). С этого времени он переходит на русскую службу, становится верным холопом государевым и ему даются поручения самого деликатного свойства не только как отличному купцу, знающему—где и как можно отыскать и приобрести драгоценные товары, но и как искусному дипломату, умеющему разведать тайны и точно исполнять важные поручения по делам политическим и церковным; такие поручения возлагаются на него и русским государем, и русскими, и восточными патриархами. Первым из таких, известных нам, важных поручений была отправка его в Константинополь в конце 1652 года по государеву делу, для закупки драгоценностей для царского обихода и главным образом для заказа и приготовления саккоса и митры только что поставленному тогда в Москве патриарху Никону. Мануил Константинов постарался в точности исполнить данное ему поручение.

1) «Греческие дела по описи за № 136, связка 2-я, дело № 8.

2) Греческие дела, связка 31—А за 7101 г., дело № 8. Грамота п. Паисия в славянском переводе; дата подписи: июль 1652 г.; в Москве в посольском приказе она представлена и переведена 1053 г. 3 ноября.

3) Связка 30-я Б. за 7160 г., дело № 27.

 

 

— 794 —

В октябре 1653 г. бывший тогда цареградский патриарх Иоанникий уже заготовил и передал Мануилу особую грамоту на царское имя, в которой благодарил государя за присланные ему дары и уведомлял о посылке патриарху Никону нарочно сделанного по указу от него саккоса и патриаршей шапки ценою в 1230 рублей 1). Неизвестные нам обстоятельства, впрочем, задержали грека Мануила в Константинополе на долгое время. Из Константинополя он выехал только 27 ноября 1654 года с купленными и заказанными там вещами и с означенною патриаршею грамотою на царское имя; проехал Путивль 19 февраля, в Москву прибыл 28 февраля и 8 марта принят с своими товарищами во дворце на царской аудиенции 2). Здесь представлены были царю товары, купленные на востоке Мануилом и его товарищем стоимостью на 5397 рублей, и состоявшие из дорогих материй, перстней, камней, жемчугу и конской сбруи. Особенное внимание обращала на себя митра цареградского дела, украшенная дорогими камнями и крупным жемчугом, устроенная по особому заказу и особой росписи и стоившая 1230 рублей; эту митру тотчас-же взяли на верх к государю, «а государь тое митру от сына своего великого князя Алексея Алексеевича

1) Подлинный список этой грамоты на греческом языке с датою от октября 1653 находится в московском главном архиве министерства иностранных дел; смотри «реестр подлинным греческим грамотам за 137» стр. 61.

2) В посольском приказе Мануил и товарищи его заявили, что из Царяграда они «ехали чрез Дунай, не занимая волосской земли на Смаиль, что на Дунае, отсюда на Кехинь, с Кехини степью, а выехали на черкасский город Чичанли, а отсюда на Бершу, Умань, на Терехтемиров монастырь, на Переяславль, Прилуки, на Красной и Путивль». В Измаиле и Кехини замешкали с месяц, потому что за татарами нельзя было проехать. У гетмана Богдана Хмельницкого не были, ибо ехали не через Чигирин. В волосской земле не были, потому что за воинскими людьми и за грабежом проехать было страшно. При этом они заявили, что прежний цареградский патриарх (Афанасий) прибыл в Чигирин и гетман хочет здесь отвести ему монастырь для прокормления, а в волосскую землю патриарх ехать не смеет; а антиохийский патриарх Макарий, ехавший в Москву, ограблен в волосской земле воеводою Степаном; все лошади у него отняты и патриарх должен был воротиться назад (Греческие дела, связка 32 за 7162 г., дело № 7).

 

 

795 —

дал святейшему патриарху Никону в дом Пречистые Богородицы честного ее успения» 1).

Исполнивши данное поручение и получивши за него значительный куш денег, Мануил Константинов с наступлением

1) Связка греч. дел 32, дело № 7. Царевич Алексей Алексеевич родился 5 и крещен 19 февраля 1654 (Дворц. разряды т. III, стр. 399, 400); пожалование п. Никона драгоценною митрою от имени новорожденного наследника русского престола служило знаком самого сердечного и глубокого уважения царя к первосвятителю русской церкви и благодарности за его молитвы. Замечательно, что в статейном списке греческих дел, откуда заимствованы сведения об этой поездке Мануала на восток, в числе привезенных им вещей вовсе не упоминается о саккосе, заказанном вместе с митрою и упоминаемом в грамоте п. Иоанникия. Саккос и другие принадлежности патриаршего облачения, которыми потом так дорожили в Москве, были привезены в последующее время. В начале мая 1655 года греком Фомою Ивановым прислан был саккос прежнего цареградского патриарха Кирилла (Греческие дела, связка 33-я за 7163 г., дело № 13). В том же году прибыл в Москву никейский митрополит Григорий и привез с собою омофор александрийского патриарха Александра, бывший на этом патриархе еще во время первого вселенского собора, когда патриарх проклинал еретика Ария; этот омофор сразу же по привозе в Москву был передан патриарху Никону (связка 33, дело № 24) и доныне как драгоценная святыня хранится в московской патриаршей ризнице. В том же 1655 году происходили в Константинополе розыски облачения, которое было сделано для цареградского патриарха Иеремии во время его бытности в Москве при поставлении первого всероссийского патриарха Иова; в Москве узнали, что из этого облачения остался только один саккос и тот был в закладе у жида; государь приказал его выкупить и прислать в Москву (связка 33, дело №16). В 1656 (7164) г. в октябре прибыл в Москву грек Федор Иванов, посол иерусалимского патриарха Паисия с грамотою к царю о государевом деле и с узорочными товарами; государь, 10 декабря вернувшийся с польского похода, 13 декабря велел взять у этого грека для патриарха Никона две золотых панагии с драгоценными каменьями, с яхонтами червчатыми и изумрудами; одна панагия была с золотою цепочкою; заплачено за них 500 рублей (связка 34, дело № 3), 21 декабря было торжественное служение п. Никона по случаю новоселья его «в свою новую крестовую палату, которую сам устроил»; в этот день в присутствии государя Никон торжественно отправлял литургию в сослужении с двумя другими патриархами, бывшими тогда в Москве, Макарием антиохийским и Гавриилом сербским, со многочисленным составом причта: властей, попов и дьяконов в служении было 42 человека; Никон как в этот раз, так и после всегда первенствовал в сослужении с другими патриархами; на этот раз богослужение отличалось и тою особенностью, что он служил во всем новом облачении, а после литургии патриарх Макарий поднес Никону большой клобук греческого образца, а патриарх Гавриил поднес ему греческую шапочку (Рукописный сборник москов· синод. библ. 93, листы 1—4, 5 и обор.).

 

 

— 796 —

лета 1654 думал на время успокоиться от новых поручений и подал челобитную, в которой просил о временном отпуске на родину и, намереваясь весть туда новые закупленные им в Москве товары, для перевозки их просил у государя двенадцать подвод. Государь дал согласие на эту просьбу и 6 мая подписал память в янской приказ о выдаче означенных подвод 1). Но тут встретились для Мануила неожиданное обстоятельство, которое на время удержало его в Москве и вызывало его на исполнение другого уже более важного и наиболее занимающего нас в настоящем случае поручения.

Незадолго до приезда Мануила в Москву в ней происходили соборные заседания по вопросу об исправлении церковной обрядности в России 2). На соборе созрела мысль о необходимости снестись для решения этого вопроса с восточными патриархами и испросить их мнения. Мануйлов хотели воспользоваться для этих сношений и переговоров с восточными патриархами. И вот в том же мае месяце ему «велено было ехати вскоре в Царьград с государевым делом». Мануил сряду просит выдачи особой охранной грамоты, чтобы в дороге ему не было задержки ни у гетмана Богдана Хмельницкого, ни в земле волосской. И 15 числа мая ему была выдана эта охранная грамота 3).

Сущность возложенного теперь на грека Мануила поручения заключалась прежде всего и главным образом в доставке тогдашнему константинопольскому патриарху Паисию I грамоты от московского патриарха Никола и всего священного собора с различными вопросами касательно чинов церковных и погрешностей в русских богослужебных книгах 4): Мануилу поручалось

1) Связка греческих дел 32, дело 7.

2) Время заседаний московского собора 1654 г. относят к второй половине марта и к первой половине апреля месяца («Христ. Чт. 1881. Сентябрь— октябрь, стр. 428—430).

3) 32 связка греческих дел, дело № 7.

4) Сущность и число этих вопросов изложены в ответной грамоте п. Паисия к п. Никону. Послание Никона к Паисию с датой от 12 июня 1654 г. издано Н. И. Субботиным в приложении к «Деянию московского собора» 1654 по черновому списку итого послания, находящемуся в московской синодальной библиотеке (См. «Материалы для истории раскола», т. I, предисловие

 

 

— 797 –

представить эти вопросы патриарху Паисию, выждать соборного на них ответа и привезти его в Москву 1). Другое поручение Мануилу было словесное и касалось новой закупки разных драгоценных товаров для государева двора: об этом велено было ему переговорить с патриархом Паисием тайно и просить его содействия в этом деле. Мануил отправлялся на срок и мешкать ему не дозволялось.

Каков был этот срок, когда Мануил выехал в Константинополь и когда он прибыл туда, за отсутствием прямых данных положительно говорить не можем. Если придавать значение дате изданной черновой грамоты п. Никона, то придется заключить, что Мануил, получивший предписание «ехати вскоре» и 15 мая наделенный охранною грамотою для проезда, принужден был оставаться в Москве до половины июня месяца, а может быть долее, до тех пор, пока вместо первой краткой грамоты на имя п. Паисия не составлена была другая, более подробная, с большим числом вопросов. Охранная же царская грамота ему выдана 15 мая, потому что царь торопился своею отправкой в поход против Польши; государь

стр. 6 в примечании), издало, впрочем, с некоторыми небольшими пропусками и изменениями оригинального текста. Было ли отправлено это послание в том виде, как оно издано в печати, или оно было заменено другою грамотою с большим числом вопросов и с другою группировкой этих вопросов, более соответствующею содержанию ответной грамоты Паисия к Никону, говорить не можем за недостатком положительных сведений в наших источниках. В московском архиве иностранных дел сохранился небольшой отрывок послания Никона к Паисию, содержащий только заключительные слова Никоновой грамоты; этот отрывок буквально сходен с заключением первой половины послания Никонова, изданного в приложении к соборному деянию 1654 г. (см. лист третий приложения сверху); в архивной рукописи он представляет конец грамоты без ее даты и не имеет того перечисления разностей в русских богослужебных книгах, какое находится далее в печатном послании (на л. 3—5). Замечательна дата, выставленная при описании рукописей архива на заголовке сохранившегося отрывка и приурочившая отправку послания Никона к августу 1654 г. (Греческие дела связка 32, дело 23).

3) Сообщаемые далее сведения об этой поездке Мануила в Константинополь основаны на данных им показаниях по возвращении его из Цареграда и на привезенной им особой грамоте п. Паисия к царю Алексею Михайловичу и заимствованы из 33 связки греческих дел за 7163 г., дело № 14.

 

 

— 798 —

выехал из Москвы 18 мая 1), а Мануил мог оставаться в ней до составления соборной грамоты на Восток. Можно думать, что границы России он, переехал после первых побед русских над поляками, о которых ему также поручалось довести до сведения константинопольского патриарха 2).

Прибыв в Константинополь, Мануал передал п. Паисию о всех данных ему письменных и словесных поручениях, сообщил известия о победах русских над поляками и просил у патриарха помощи и содействия в выполнении поручений. Патриарх охотно обещал это содействие, и сряду же преступлено было к делу. Одно из этих поручений, покупка дорогих товаров для царского двора, как дело не так многосложное, выполнено очень скоро. Благодаря изворотливости царского посланника, содействию патриарха, знакомству и дружбе последнего с выдававшимися тогда цареградскими торговцами, Мануилу удалось купить для государя «достойные, честные, прямые царские товары». Между ними выделялось два больших камня изумруда и несколько узорочья из тех вещей, которые прежде принадлежали султану Ибрагиму и множество которых после убийства этого султана раскрадено было его ближайшими телохранителями, арабами. Мануил купил у них эти товары с обещанием не продавать их в Цареграде и других турецких городах; об этом арабы просили и патриарха, в присутствии которого покупались эти товары; им составлена особая завись за подписью и печатью патриарха, чтобы потом переслать их московскому государю.

Не так скоро могло выполниться второе поручение Мануилу. Патриарх Паисий должен был созвать собор, пригласить на него архиереев подчиненных ему епархий, рассмотреть предложенные п. Никоном вопросы, составить на них ответы; на все

1) Дворцовые разряды т. III, стр. 412.

2) Первые известия о наиболее замечательных успехах московского войска, отправленные царем в Москву, начинаются только с конца июня месяца; 29 июня был взят Полоцк, 22 июля Мстиславль, 28 августа Могилев, Смоленск взят 23 сентября 1655 г. (Дворц. разряды, стр. 432, 435, 445 и 449).

 

 

799 —

это требовалось не мало времени. Когда происходили эти соборные заседания в Константинополе, прямых указаний в наших актах не имеем. Но несомненно, что к 20 числу декабря 1655 года они были вполне закончены, потому что с этого числа имеются уже точные даты для описания деятельности Мануила Константинова до самого возвращения его в Москву.

По окончании соборных заседаний в Цареграде, кроме известной соборной грамоты с ответами на вопросы п. Никона и московского собора, составлены были п. Паисием грамота к царю Алексею Михайловичу и частное письмо к п. Никону. В грамоте на царское имя от 20 декабря 1655 г. Паисий извещает о прибытии грека Мануила в Константинополь, об исполнении данных ему поручений, о своем участии в исполнении этих поручений, говорит о составлении и отправке соборных ответов к п. Никону, просит снисхождения к задержке Мануила в Цареграде и высказывает благожелания царю и его державе). В особом письме к Никону Паисий прославляет его за ревностное попечение о своей пастве и за предпринятое им исправление церковных порядков, коротко сообщает о составлении соборных ответов на предложенные из Москвы вопросы, просит предъявить эти ответы духовенству для установления единства в отправлении церковного богослужения и для ограждения церкви от нареканий неправомыслящих; укоряет Никона, зачем он в послании на восток скрыл о некоторой разности в чтении символа веры и о других порядках, существующих в русской церкви, отличных от порядков восточной церкви; для чего Паисий и приложил к своему письму точный список никейского символа веры 2). «С грамотами

1) Греческий подлинник этой грамоты не известен; греческих делах (связка 33, № 14) сохранился только славянский червовой перевод ее, весьма неисправный, с большими перечеркали и вставками слов между строками; список с него был представлен государю. По важности этой грамоты перевод ее приводим в тексте статьи.

2) Письмо это в цельном виде для вас неизвестно. Содержание его в отрывках приведено в предисловии к служебнику 1655 г., к «Увету духовному» и излагается в «Истории русского раскола» преосвященного Макария

 

 

— 800 —

и с соборною книгою, и о надобных государевых делах с изустным приказом», с скрепленною записью расходов на покупку драгоценностей для царского двора, п. Паисий и отпустил грека Мануила Константинова в Россию; «а велел ему ехать на спех». Мануил выехал из Константинополя 27 декабря 1655 г.; путь держал через татар, кочевавших на Дунае, на Бучак; отсюда ехал полем пустыми местами. Патриарх приказывал ему ехать на спех; а за воинскими польскими людьми поспешать ему было невозможно. В Чигирин к Богдану Хмельницкому он прибыл во вторник на святой неделе; жил здесь с неделю; на границу в Путивль прибыл 1 мая. Узнав о том, что царь Алексей Михайлович, на время ездивший в Москву, снова вернулся под Смоленск 1), Мануил сряду же из Путивля отправился чрез Севск и Брянск в Смоленск, куда прибыл 15 мая. Здесь он предъявил грамоты п. Паисия, и с грамоты на царское имя сряду же сделан был перевод следующего содержания.

«Переводъ съ грамоты съ греческаго письма, что писал к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичи, всея великие и малые России самодержцу, цареградской патриарх Паисей с греченином с Мануйлом Костянтиновым в нынешнем во 163 году маия в 15 день.

«Паисеи7 Божию милостйю архйепископъ Констянтинополя новаго Рима и вселенскйи7 патрйархъ.

Великому благочестивому 2) христiянскому, православному, Богомъ вэнчанному, Богомъ превознесенному и Богомъ возлюбленному, всея вселенныя милостйю Божiею единому дер-

(2 изд. Спб. 1858, стр. 165). Из помещенных в этом письме замечаний п. Паисия о том, что в присланной с Москвы грамоте его не спрашивали о других разностях и порядках в русской церкви, «яже зрятся не стояти добре», и из того обстоятельства, что п. Никон не считал удобным издать письмо п. Паисия в полном его виде, можно заключать, что это письмо содержало драгоценные указания на некоторые важные особенности в тогдашней практике русской церкви.

1) Дворцовые разряды т. III, стр. 462, 456, 460, 468, 472—484.

2) Здесь зачеркнуты в рукописи следующие слова: царюи великому князю.

 

 

— 801 —

жавному благочестивому великому царю и великому князю Алексэю Михаиловичу всея Русiи самодержцу владимерскому, московскому, новгородскому, царю казанскому, царю астраханскому, царю сибирскому, царю псковскому и великому князю смоленскому, тверскому, vгорскому, пермскому, болгарскому, черниговскому, рязанскому, полоцкому, ростовскому, ярославскому, бэлозерскому, лиfлянскому, удорскому, обдорскому, кординскому и всея северныя страны повелителю 1) и надо всэми цари великому благочестивому царю и обладателю 2), о святомъ Дусэ возлюбленному 3) сыну нашего смиренйя благодать, миръ и милость великаго Бога, и нашего смиренйя молитва и благословенйе да будетъ с вашимъ великимъ царствомъ 4), и да умножитъ Богъ царствия 5) и величествйя святому и пресвэтлому 6) вашему царствйю и здравйя и многолетствйя и святыни 7) и всякого благоденствйя, радости и веселйя, и державы и побэды и одолэнйя на вся 8) враги и недруги ваша 9), и да покоритъ подъ подножйе ногъ вашего царствйя и всеи7 вашеи7 царскаго величества полатэ и всему 10) синклиту и отъ нашего смиренйя 11) миръ и благословенйе моимъ сэмъ начертанйемъ и молитву предпосылаемъ вашему 12) великому и святому царствiю. Посемъ къ намъ богомольцамъ вашимъ 13)

1) Далее в рукописи зачеркнуты слова: игосударюиверския земли карталинских и грузинских царей и кабардинские земли.

2) Зачеркнуто над строкой: и иным многим государствам.

3) Последнее слово надписано над строкой.

4) Эти слова надписаны над строками.

5) Зачеркнуто твоего.

6) Это слово надписано над строкой.

7) Над строкой.

8) Эти три слова над строкой.

9) Последнее слово надписано сверху вместо зачеркнутых в строке: вашего царского величества.

10) Над строкой.

11) Эти слова надписаны над строкой, а под ними в строке поставлено слово твоей, которое оставлено незачеркнутым, и над ним надписано другое слово вашей.

12) Эти четыре слова надписаны неразборчиво над строкой вместо зачеркнутых внизу слов: молими просим твое.

13) В этом месте рукопись истлела и образовался пробел для одного слова.

 

 

802 —

царскаго величества прйиде холопъ вашъ царскйи7 рабъ Мануилъ Константиновъ и сказалъ намъ богомольцамъ вашего царскаго величества благоденствйе и многолэтное здравйе со всею вашею царскою пресветлою полатою и синклитомъ и со всею вашею царскою державою 1) и что покорилъ Богъ вамъ 2) великому государю враги и супостаты ваши въ славу и похвалу и въ радость 3) всемъ намъ православнымъ христйяномъ, и мы богомольцы ваши царскйе 4), то слыша, благодаренйе и молитву 5) Богу сэмо 6) воздавъ, вельми возрадовалися всэмъ сердцемъ и душею, что намъ всемъ православнымъ 7) христйяномъ Богъ подаровалъ такую радость и веселйе 8); и мы богомольцы ваши царскйе со всемъ соборомъ вседержителя 9) Бога, въ Троице славимаго, и пречистую Богоматерь со всэми святыми молили, чтобъ услышалъ Богъ молитву нашу и подаровалъ вашему царствию вся благая. И еще къ намъ донесъ грамоту великаго святэи7шаго кир Никона патрйарха московскаго и всея Русйи, о Святэмъ Дусе брата и сослужителя смирения нашего, и всего освященного собора святыя каfолическйя восточныя и апостольскйя церкви и спро... 11) первопрестольныя восточныя... апостольскйя церкви всякаго священноначалйя, что въ божественныхъ делэхъ 12) потребно православнымъ христйаномъ. И еще намъ рабъ вашего царствия, Мануи7ло Константиновъ таи7но сказалъ 13), что повелэ ему

1) Над строкою.

2) Над строкою вместо зачеркнутого слова тебе.

3) Над строкою.

4) Последние три слова над строкою.

5) Эти два слова над строкою.

6) Тоже.

7) Последнее слово вписано ваше над строкою.

8) Эти слова надписаны вместо зачеркнутых слов: такое благочестие и веселие.

9) Все эти слова надписаны над зачеркнутыми: всем собором богомольцы твои молебное торжество сотворили.

10) Это слово надписано сверху.

11) Места, означенные точками, в рукописи истлели.

12) Эти слова надписаны сверху.

13) Эти слова вписаны вместо зачеркнутых: «рисковал тайно о духовном деле холоп ваш.

 

 

803 —

ваше царское величество поискати нэкоторыхъ товаровъ и принесть предъ великое ваше царствiе, чтобъ сыскавъ купить и по=мощь въ томъ ему намъ, богомольцoм вашимъ царскимъ, учинить и послать вскоре предъ великое ваше царствiе 1) и поклонитися предъ великимъ вашимъ царствiемъ на срокъ по его вэрности и правдэ, что онъ рабъ вэрныи7 вашего царствiя. И по тои7 его правдэ 2) мы великому вашему царствию съ ним 3) помогали и обэщались 4), что то святого и великаго вашего царствiя счастiем учинится все. И по томъ верныи7 рабъ вашего царствiя Мануил много о томъ радэлъ и промышлялъ 5) со всею истинною и правдою со страхомъ Божиимъ 6) и вашимъ царским счастйемъ; мы богомольцы ваши въ томъ ему способствовали по ево истиннои7 вере и правде и дружелюбству, которые обрэлись въ нашеи7 таи7нои7 дружбе и ихъ бы сыскать и у нихъ таи7но товары взять 7), и чтобъ купить небольшею цэною. И сыскались такйе товары, о которыхъ наказано принесть вэрному вашему царскому рабу Мануи7лу, достои7ные честные 8), царскйе прямые товары 9), и о томъ истинно радэлъ много рабъ вашъ Мануи7ло, и будь на нем наше благословенйе! и по нашему благословенйю уготовясь пошелъ, вскорэ 10) воставъ, на срокъ, на которои7 велэно ему отъ вашего царствйя быти. Но о церковныхъ потребахъ, о которыхъ писалъ святэи7шии7 патриарх, онъ Мануи7ло позамэшкалъ, потому что 11) то дэло единому безъ священнаго собору учинить было вскорэ не возможно и нашея паствы архйереом за

1) Эти слова надписаны сверху между строк.

2) Далее зачеркнуто: и вере.

3) Над строкою.

4) Тоже.

5) Здесь остаюсь неразобранным одно слово, надписанное сверху.

6) Далее зачеркнуты слова: и всем сердцем сыскивал,

7) Последние слова надписаны сверху вместо зачеркнутых: и забирать и они вскоре чтоб и что.

8) Над строкою.

9) Слово надписано выше, а под ним зачеркнуто: и честные.

10) Над строкою.

11) Далее зачеркнуто, то вскоре учинит было не возможно, что.

 

 

— 804 -

дальнимъ расстоянйемъ пути на священныи7 соборъ вскорэ придти къ намъ для тое потребы невозможножъ 1), и потому онъ позамэшкалъ, и о томъ бы вашему царскому величеству5 2)... раба вашего царствйя не прогнэвитись и милосердие свое надъ нимъ показати, не о себе онъ то учинилъ, но 3) какъ священныи7 соборъ къ намъ сшелся и какъ то священное и святое и ваше царское 4) обое дэло все исполнили по прошению брата нашего и сослужителя святыя Божйя восточныя 5) церкви со святыми отцы соборнэ собеседовали вкупэ и церковную потребу 6) розыскали и ваше царское великое дэло совершили, какъ вамъ великому государю Богъ подаровалъ содержати восточныя церкви православныи7 христйанскйи7 скифетръ и мирно и безмятежно соблюдати всэхъ православныхъ христйанъ въ томъ вашемъ царскомъ тихомирномъ благочестйи и то ваше царское дэло соверша, вашего царскаго вернаго раба Мануи7ла, благодаря Бога, во время благополучно со всеми благими потребами съ радостйю и с веселйемъ къ вашему царствйю отпустили. И тогобъ вернаго вашего царствйя раба Мануи7ла со всеми благочестне 7) посланными съ нимъ съ вашими царскими и святительскими потребами съ симъ нашимъ начертанийемъ воспрйяти съ радостйю и веселйемъ. И посемъ мы богомольцы ваши царскаго величества Бога вседержителя молимъ и просимъ день и нощь 8) о вашемъ царскомъ благочестивомъ царствйи и о многолетнемъ здравйи и о всеи7 вашеи7 царскои7 полате и о всемъ синклитэ, чтобъ сокрушилъ и покорилъ Богъ все враги ваши и супостаты надъ подножйе ногъ пресвэтлому благочестивому великому вашему 9) царствйю. И Господа Бога все-

1) Перед сим зачеркнуто: неуспели.

2) Место истлело в рукописи.

3) Зачеркнуто: мешкал затем.

4) Зачеркнуто: и святительское.

5) Это слово надписано сверху.

6) Тоже.

7) Тоже.

8) Эти два слова надписаны сверху.

9) Последние слова надписаны.

 

 

805 —

держителя помощйю да не станетъ противъ благочестиваго вашего пресветлаго царствйя всякъ врагъ и супостатъ, якоже пишетъ блаженныи7 пророкъ Давыдъ, яко оружйемъ своимъ заповэсть о тебе сохранити тя во всэхъ путехъ твоихъ, на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змйя. И вся держимыя святымъ вашимъ царствйем во святыне и правде, да покоритъ и утвердитъ всэхъ враговъ вашихъ подъ ногу 1) благочестивому царствйю вашему молитвами пречистыя владычицы нашея Богородицы и всэхъ святыхъ. Аминь. Лэта 1655, Декабря 20 дня.

А внизу у грамоты сйя писана.

«Паисеи7 милостйю Божйею архйепископъ Константинополя новаго Рима и вселенскии7 патрйархъ нашего смиренйя вашему великому 2) царствйю молитва и благословенйе.

Переводил дворянин Дмитрий Селунской. С него перевод взят ко государю».

 

В тот же день, т. е. 15 мая, грек Мануал был принят на аудиенции у государя, правил ему поклон от цареградского патриарха и подал ему грамоту; тогда же представлены были царю и товары как нарочно купленный для него в Цареграде, так и вновь выбранные у прибывшего с Мануалом грека Ивана Дмитриева 3). 16 мая царь выдал, жалованную

1) Тоже.

2) Последнее слово надписано сверху.

3) Роспись товаров, взятых у Мануила вверх к государю: «Камень изумруд ценою в 1100 рублей; пояс с каменьями, алмазами и яхонтами— цена 3000 р.; золотая запона с камнями и изумрудом—1000 р.; напалок изумрудный в золоте—200 р.; булатный ножик из черной яшмы и с яхонтами—20 рублей». Интересны известия, привезенные греком Мануилом с Востока. «Αвестей сказал, слышал де он в Чигоряне, что поляки, которые стояли и Брясдавле, дошли к Каменцу Подольскому, 3000 человек, а иные пошли против; а татары от ляхов отстали и дошли в Крым; только-де Каага, отступя от них, стоит в Белгороде с небольшими людьми. А у турков с виницеяны еще война ведется, и турком виницияне сильны, взяли турской город на море Ретмень. А про донских козаков слышал дорогою едучи в турских городех, что вышло их на море 80 струков, а куды дошли, того не слыхал... Писали турком из Польша с армянином, чтоб

 

 

— 806 —

грамоту Мануилу, которою его вместе с его спутником и слугою наделял особым кормом, приказал их отпустить в Москву; и особою грамотою от 21 мая из Смоленска извещал в Москву о возвращении Мануила с Востока, о выдаче жалованья за привезенные товары, о свободном пропуске его в столицу и обратно.

Представленным здесь сообщением о поездке Мануила Константинова на Восток определяется уже в главных чертах более точная дата грамоты константинопольского патриарха Паисия I к московскому патриарху Никону об исправлении богослужебных книг и церковных чинов в России. Для округления сведений о последующей деятельности Мануила Константинова приводим краткие заметки, какие удалось найти в делах архивных.

Ману ил по возвращении в Москву в конце мая 1655 г. недолго оставался в ней и опять был отправлен на Восток. Перед отъездом он опять испрашивал для себя охранной грамоты на имя гетмана Богдана Хмельницкого, и эта грамота ему выдана 31 августа 1655 г. В этот же день и царица Мария Ильинична указала отправить с Мануалом к цареград-

турка помогал полякам против великого государя, а как помощь не учинит, то войско русское, побив поляков, будет и у них к турской земле. И в декабре 12 два у турецкого султана было собрание с визирем и пашами и советовались, что сказать полякам, и решили ответить им чрез польского посланца, что у них (поляков) ведется война с государем и вы о себе и стойте, а мы (турки) с великим государем никаких ссорных дел не имеем, и в помочи им отказали. А раньше, 19 августа, как прибыл в Царьград новый крымский хан, и ему султан приказал идти воевать на черкас для того, что они перешли в подданство государю; а как узнали о взятии Смоленска, то султан сряду же послал хану приказ не воевать с черкасами, и турки посылали к гетману Богдану о мире; да и силистрийский паша и молдавский воевода Стефан просили гетмана о мире. А патриарх Паисий наказывал сказать гетману и государю царю, чтоб они остерегались турок и не доверяли им ни в чем. В Цареграде говорят, что если государь взял Смоленск, город крепче Царяграда, и как завоюет Литву, тогда и турскому царству от войны и разоренья не избыть. У них ведомо, что у государя ратных людей 600,000; а если государь пришлет людей на турка 50 или 60 тысяч, то у них многие христиане к ним пристанут и на каждого турка будет по десяти христиан» (Греческие дела связка 33, дело № 14).

 

 

— 807

скому патриарху Паисию подарок соболями на 300 рублей и отослать их с посылкой от имени патриарха Никона; при этом прибавляла: «и грамота от государя к патриарху будет от него великого государя святейшего Никона патриарха». Мануал выехал из Москвы и проехал Путивль 20 сентября 1656 г., о чем и извещали путивльские воеводы великого князя Алексея Алексеевича 1). По дороге в Царьград Мануал встретился с иерусалимским патриархом Паисием и получил от него грамоту на царское имя, датированную 8 октября 1656 г., которую потом и доставил в Россию. В Константинополе он застал на патриаршем престоле смуты; Паисий был сведен с престола и на его место возведен Иоанникий ΙΙ. Низверженный Паисий, получив присланные из Москвы подарки, отправил с Мануалом две грамоты от 1 августа 1656 г., одну к царю, в которой бывший патриарх благодарил за присланную милостыню, свидетельствовал о верной службе помянутого грека, просил, чтобы в взводимых на него клеветах не давать веры и ад поставить ему в небрежение, что он не мог исполнить вверенного ему в Цареграде дела,—другую к патриарху Никону; в ней Паисий благодарит Никона за исходатайствование ему царской милости и также просит за Мануила; обе эти грамоты были доставлены в Москву и переведены в посольском приказе 11 января 1657 года. В феврале и марте 1658 г. мы застаем Мануила в Молдавии, где он участвовал в доставке переписки патриарха Никона с молдавским воеводою. Наконец, в декабре 1660 г. он прислал царю Алексею Михайловичу грамоту с подарками от своего имени. Других сведений о греке Мануиле Константинове пока не имеем 2).

Священник П. Николаевский.

1) Греческие дела связка 33, дело № 14.

2) Перечисленные здесь грамоты, доставленные Мануилом в Москву с 1656 г., сохранялись в подлинниках в московском главном архиве министерства иностранных дел и значатся в «Реестре греческих грамот» № 137, на стр. 69—70 об., 74 а об. и 77.

 


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.