Поиск авторов по алфавиту

Автор:Варнава, апостол

Варнава, ап. Послание апостола Варнавы

 

Глава I.
Приветствие Варнавы к христианам
.

Здравствуйте в мире, сыны и дщери во имени Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего нас. Зная, что вы изобилуете великими и прекрасными добродетелями Божиими, я необыкновенно радуюсь о блаженных и преславных душах ваших, – радуюсь, что вы получили благодать столь глубоко укоренившуюся в вас. Потому и сам весьма утешаюсь, ожидая своего освобождения 1), ибо по истине вижу, что на вас излит Дух от прекрасного источника божественного: я в том убежден и совершенно знаю, что с тех пор, как обращаюсь с вами, я приобрел многие блага на пути спасения Госпо-

*) Означение содержания глав послания принадлежит не автору, а издателям его. Мы при этом руководствовались изданиями Гефеле и Дресселя.

1) Писатель говорит здесь о радостном ожидании смерти, как освобождения от уз телесных (Гефеле), или о надежде спасения своего, ободряемой мыслью о духовных плодах его проповеди среди христиан, к которым он пишет (Гильгенфельд).

33

 

дня. По этой причине, думаю я и люблю вас, братья, более души своей, в этом состоит величие веры и любовь и надежда той жизни 2). Итак как я обыкновенно старался делиться с вами тем, что сам получил, и в этом служении вам, столь одаренным духовно, нахожу и награду себе, то спешу к вам написать несколько слов, дабы вы вместе с верою имели и совершенное ведение. Божественных установлений три: чаяние жизни, ее начало и совершение 3). Ибо Господь через пророков предвозвестил нам то, что теперь и исполнилось, а вместе показал и начало будущего. Итак, согласно с Его волею мы должны ревностнее и ближе приступать к Его жертвеннику. А я не как учитель, но как равный с вами, изъясню вам немногое, от чего много увеличится ваша радость.

 

Глава II.


Новый закон Христа – без ига необходимости, а жертвы иудейские отменены.

Так как ныне дни неприязненные, и противник имеет власть над этим веком, то мы со вниманием должны

2) Т. е. будущей.

3) Автор послания, убеждая христиан к совершенству веры и знания, представляет на вид то, что такого преуспеяния желает Сам Бог: Им установлены три периода или ступени домостроительства человеческого спасения. Пророки Его возвещали чаяние жизни во Христе, и предсказали то, что ныне сбылось (явление Христа, – начало самой жизни или царства Божия), и будущее совершение жизни, полное явление царства Божия. Сообразно с этим, христиане, имея пред собою с одной стороны исполнение пророческих предсказаний в явлении Христа, а с

34

 

 

исследовать распоряжения Господни. Помощники веры нашей суть страх Божий и терпение, а наши споборники великодушие и воздержание. С этими добродетелями, когда они бывают чисты пред Господом, вступают в радостный союз премудрость и ведение. – Бог открыл нам чрез всех пророков, что Он не имеет нужды ни в наших всесожжениях, ни в наших жертвах и приношениях. «К чему Мне множество жертв ваших, говорит Господь? Исполнен Я всесожжений овнов и тука агнцев, крови козлов и юнцов не хочу. Неприятно, когда вы приходите являться пред Меня; ибо кто требовал этого от рук ваших? Перестаньте топтать двор Мой. Если приносите Мне пшеничную муку, – напрасно; курение мерзость для Меня. Новомесячий ваших и дня великого не терплю, постов, дней покоя и праздников ваших ненавидит душа Моя» 4). Итак, Господь упразднил это, дабы новый закон Господа нашего Иисуса Христа без ига необходимости представлял собственно человеческое приношение 5). Господь еще говорит к ним 6): «заповедал ли Я отцам вашим, когда они вышли из земли египетской, приносить Мне всесожжения и жертвы? Но вот что Я заповедал им говоря 7): каждый из вас да не имеет злобы против ближнего своего и не любит клят-

другой – открытые им начатки будущего, должны более преуспевать, выше восходить в богопознании и богопочтении, чему и писатель с своей стороны хочет содействовать этим посланием.

4) Исаии I, 11-14.

5) Т. е. в христианстве человек себя самого, свое сердце свободно приносит в жертву Богу.

6) Т. е. к иудеям.

7) Иер. VII, 22-23.

35

 

 

вы ложной» 8). Итак, поелику мы не без разума, то должны понимать благую волю Отца нашего, ибо Он, желая взыскать нас блуждающих подобно иудеям, говорит нам, как мы должны приближаться к Нему. Он говорит нам: «жертва Богу сердце сокрушенное, и сердца смиренного Он не презирает» 9). Посему, братья, мы должны вернее исследовать то, что относится к нашему спасению, дабы когда-нибудь противник не возымел доступа к нам и не отвратил нас от нашей жизни.

 

Глава III.


Посты иудейские не истинны и не угодны Богу, как об этом возвещали уже пророки.

О постановлениях Ветхого Завета Господь еще говорит к ним: «Зачем Мне поститесь, чтобы ныне услышан был голос ваш с воплем? Не такой пост Я избрал, говорит Господь, чтобы человек томил душу свою без причины; и если бы ты изогнул выю твою на подобие круга, и облекся во вретище и покрыл себя пеплом, и то не сотворил бы ты Мне поста приятного» 10). А к нам Он говорить: «когда будете поститься, – разрушь всякий союз неправды и раздери всякую неправедную запись; уничтожь стеснения насильственного торга, отпусти измученных на свободу, и отбрось всякую злонамеренную предосторожность 11). Раздробляй алчущим хлеб твой и бедных без

8) Зах. VII, 17.

9) Псал. 50, 19.

10) Ис. LVIII, 4-5.

11) У 70 толковн. читается: πᾶσανσυγγραφὴνἄδιϰονδιάσπα. В латин-

36

 

 

крова введи в дом твой; если видишь нагого, одень, и единоплеменников своих не презирай. Тогда откроется 12) ранний свет твой и одежды твои скоро воссияют; и правда твоя будет тебе предшествовать, и слава Божия будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Бог услышит тебя, и когда еще говоришь ты, Он скажет: вот Я, – если отринешь от себя и союз и совет 13) злых и слово роптания, и от сердца дашь алчущему хлеб» 14). В этом, братья, открывается попечение и милосердие Божие, ибо Он людям, которых снискал для Возлюбленного Своего, определил веровать в простоте и уже прежде вразумлял всех нас не обращаться, подобно прозелитам, к закону иудейскому.

 

Глава IV.


Антихрист близко: и мы должны избегать заблуждения иудействующих и удаляться от дел пути злого.

Итак, надо тщательно исследовать настоящий предмет и изложить то, что может служить к нашему спасению.

ском перев. этой главы послания Варнавы эти слова переведены дважды сперва: оmnеm cоnsignаtiоnеm iniquаm dеlе; потом: оmnеm саutiоnеm inаlignаm dissiра.

12) Т. е. тогда воссияешь, подобно заре, и скоро украсишься великолепными одеждами, – будешь счастлив. Впрочем, у 70 толковников согласно с еврейским стоит ἰάματα, т. е. исцеление; но некоторые читали ἰμάτια– одежды.

13) В тексте 70 толк. читается χειροτονίαν (т. е. простирание руки), но латинский переводчик послания Варнавы перевел это слово suadela maloeum, вероятно производя его от χείρων– худой, а не χείρ– рука.

14) Исаия LVIII, 6-10.

37

 

 

Будем убегать всякого дела неправедного и возненавидим заблуждение настоящего времени 15), дабы в будущем нам быть возлюбленными Богом. Не дадим душе нашей места, где бы она могла ристать с нечестивыми и грешниками, дабы не уподобиться им. Ибо последнее искушение 16), как написано и как говорит Даниил, приблизилось 17): Господь сократил 18) времена и дни для того, чтобы Возлюбленный Его ускорил Своим пришествием к наследию Своему. Пророк так говорит: «десять царств 19) будут царствовать на земле и после восстанет малый царь, который зараз низложит трех царей» 20). Подобное должно разуметь и о царствах 21). О том же еще говорит Даниил: «я видел четвертого зверя злого, сильного и более прочих зверей морских неистового, и явилось на нем десять рогов, и среди их восстал еще рог короткий и выбил три рога из числа больших рогов» 22). Мы должны это понимать. – Еще же, как брат ваш, любящий всех

15) Гефеле под заблуждением настоящего времени разумеет главным образом стремление (иудействующих) удержать в христианстве иудейские обряды и обычаи, как необходимые для спасения. Но справедливее вместе с Гильгенфельдом и Дресселем относить это к нечестию и ложному учению язычников, ибо в непосредственной связи с этим автор говорит об общении с нечестивыми и грешниками, т. е. язычниками; а предостережение от иудейства он особо излагает ниже.

16) См. Исаия. X, 22-23.

17) Дан. IX, 24-27.

18) Мф. XXIV, 22.

19) Так в тексте 70 толк., а по еврейскому тексту и вульгате – царей.

20) Дан. VII, 24.

21) Т. е. что и они вместе с царями своими погибнут.

22) Дан. VII, 8. Впрочем, здесь не буквально приводятся слова Даниила (по библейскому тексту), а передается смысл их.

38

 

 

более души своей, я прошу вас быть внимательными к себе и не уподобляться тем, которые умножают грехи свои и говорят: завет иудеев есть и наш 23). Он только наш потому что они потеряли навсегда то, что получил Моисей. Ибо Писание говорит: «Моисей был на горе и постился сорок дней и сорок ночей и принял завет от Господа, скрижали каменные, написанные рукою Божией» 24). Но они, обратившись к идолам, лишились его. Ибо Господь говорит Моисею: «Моисей, сойди поскорее, потому что преступил закон народ твой, который вывел ты из земли египетской» 25). И бросил Моисей скрижали каменные из рук своих: так завет их сокрушен для того, чтобы любовь к Иисусу напечатлелась в сердцах ваших и надежду свою вы полагали в вере в него. Посему будем внимательны к последним дням. Ибо все время нашей жизни и веры не доставит нам никакой пользы, если не будем ненавидеть неправды и будущих искушений, как говорит Сын Божий: «будем противиться всякой неправде и возненавидим ее» 26). Итак, смотрите внимательно на дела пути злого. Вы не должны отделяться от других, как будто вы были оправданы; но собираясь в одно ме-

23) Мы держимся здесь в переводе, в след за Гефеле и Гильгенфельдом, чтения, принятого Менардом: quia testamentum ieeorum et nostrum est. Некоторые же, и между ними первый Рейтмар, издают чтение: duia testamentum illorm et non nostrum est.

24) Исх. XXXI, 18; XXXIV, 28.

25) Исх. XXXII, 7; Втор. IX, 12.

26) Этих слов Спасителя нет в евангелии и прочих новозав. книгах. Поэтому думают, что автор или слышал их от какого-

39

 

 

сто 27), исследывайте, что прилично и полезно всем возлюбленным вообще. Ибо Писание говорит: «горе тем, которые мудры в себе самих и пред самими собою разумны» 28). Соделаемся духовными, будем храмом совершенным Богу; сколько может зависеть от нас, будем размышлять о страхе Божием и подвизаться в соблюдении заповедей Господа, (так чтобы могли находить для себя радость в Его оправданиях) 29). Господь нелицеприятно судит мир; каждый получит мзду по своим делам: если он был добр, то благость его предходит ему; если нечестив, то возмездие за нечестие последует за ним. Смотрите, чтобы нам уже призванным не предаться покою и не уснуть в грехах своих, чтобы противник, восстав на нас, не покорил своей власти и не лишил нас царства Господня. Подумайте и о том, что вы видели столько знамений и дивных явлений среди народа иудейского, и Господь так оставил его. Итак, будем внимательны, чтобы не оказаться, как написано, многими званными, но немногими избранными 30).

либо ученика Христова, и даже от Самого Христа, или выразил в них мысль, заключающуюся в других подобных местах (Иак. IV, 7; 2 Тим. II, 19; Псал. 119, 163) Ср. Деян. XX, 35.

27) Ср. Евр. X. 24-25.

28) Ис. V, 21.

29) Слова, поставленные в скобках, не находятся в тексте древнего лат. перевода, но заимствованы из греческого отрывка, приводимого Климентом Александрийским (Stromat. II, с. 1.).

30) Мф. XX, 16; XXII, 14.

40

 

 

 

Глава V.


Смертью Христа Сына Божия мы спасены, а иудеи осуждены.

 

Для того Господь предал тело Свое на смерть, чтобы мы получили отпущение грехов и освятились, – именно чрез окропление кровию Его 31). О нем написано иное для народа иудейского, а иное для нас. Относительно нас Писание так говорит: «Он язвлен был за беззакония наши и мучен был за грехи наши: кровью Его мы исцелели. Как овца, Он приведен на заклание, и как агнец пред стригущим его, не отверзал уст Своих» 32). Итак, мы должны весьма много благодарить Бога, что Он и предуказал нам сбывшееся ныне и тем сделал нас мудрыми, – и не оставил нас в неизвестности о будущем. А на счет иудеев Он говорит: «не напрасно простираются сети пернатым» 33). Говорит же это потому, что праведно погибнет человек, имеющий путь истины – знание, но не уклоняющийся с пути темного. И далее, Господь восхотел пострадать за нашу душу, хотя Он есть Господь всей вселенной, которому прежде устроения века Отец говорил: «сотворим человека по образу и по подобию Нашему» 34). Каким же образом Он подвергся страданиям от людей, внимайте. Пророки, получившие от Него дар, уже пред-

31) Ср. 1 Петр. I, 2.

32) Ис. XLIII, 5. 7.

33) Прит. I, 17.

34) Быт. I. 26.

41

 

 

сказали о Нем. И поелику, чтобы упразднить смерть и показать воскресение из мертвых, Ему надлежало явиться во плоти; то Он подвергся этому для того, чтобы исполнить обещание, данное отцам и 35), приготовляя для Себя новый народ, в продолжение земной Своей жизни показать, что Он, воскресив мертвых, будет судить их. К тому же, Он Сам проповедывал, уча израильский народ и творя столь великие чудеса и знамения, и явил к нему особенную Свою любовь. Но когда избрал Он собственных апостолов для проповедания евангелия Своего, – людей крайне грешных 36), дабы показать, что пришел не праведников, а грешников призвать на покаяние 37), тогда Он открыл Себя Сыном Божиим. А если бы Он не пришел во плоти, то как бы люди могли остаться живыми, взирая на Него, когда и те, которые смотрят на солнце, имеющее некогда уничтожиться, – на дело рук Его, не могут прямо смотреть на его лучи? Итак, Сын Божий для того пришел во плоти, чтобы довершить полную меру грехов тех, кои преследовали пророков Его даже до смерти. Для того Он и пострадал. Ибо Бог говорит, что «рана плоти Его «происходит от них» 38; и (у другого пророка) 39): «когда поражу па-

35) Отселе начинается греческий текст.

36) Эти слова подали повод языческому философу Цельсу унижать христианство и проповедников его. См. Оригена сочинение против Цельса (I, 63).

37) Мф. IX, 13.

38) Исаия LIII, 8. В древнем лат. переводе стоит: раною Его тела мы все исцелились.

39) Эти слова дополнены из древнего латинского перевода.

42

 

 

стыря; тогда рассеются овцы стада» 40). Сам Он восхотел пострадать известным образом; так как Ему должно было пострадать на древе. Ибо пророчествовавший о Нем говорит: «пощади душу мою от меча 41), пригвозди плоть мою 42), потому что сонмы злых восстали на меня» 43). Еще сказано: «вот я отдал хребет мой на бичевание и ланиты мои на поражение, лицо же мое положил, как твердый камень» 44).

 

Глава VI.


Страдание Христа и Новый Завет предвозвещены уже пророками.

 

Когда же Он исполнил возложенное на Него, то что говорит? «Кто хочет спорить со Мною? да противостанет Мне. Или кто хочет судиться со Мною? да приближится к Отроку Господню. Горе вам. Ибо все вы обветшаете, как одежда, и моль поест вас» 45). И еще пророк говорит: «как твердый камень положен для сокрушения 46), вот положу в основание Сиону камень многоценный,

40) Зах. XII, 6.

41) Псал. 21, 21.

42) Псал. 118, 120.

43) Псал. 21, 17.

44) Исаии L, 6-7. т. е. Я оставался недвижим.

45) Исаии L, 8-9.

46) Исаии VIII, 14. Эти слова переданы здесь автором с еврейского текста не буквально, а по смыслу, подобно как в послании к Римлянам. В греч. тексте 70 толк. к ним прибавлено отрицание.

43

 

 

избранный, краеугольный, почтенный!» И далее что говорит? «Кто будет надеяться на Него, тот жить будет во век» 47). Итак, надежда наша утверждается на камне? Нет, но пророк говорит так о плоти Господа, потому что Господь одарил силою плоть Свою. Ибо говорит: «и положил Меня, как твердый камень» 48). Пророк также говорит: «камень, который пренебрегли зиждущии, сделался во главу угла»; и далее: «сей день великий и дивный, который сотворил Господь» 49). – Я просто пишу вам, дабы вы понимали, – я отребье любви вашей 50). – Но что еще говорит пророк? «Осадил меня сонм лукавых 51). Окружили меня как пчелы сот 52). Об одежде моей метали жребий» 53). Итак, поелику Он во плоти имел явиться и пострадать, то и предъявлено было Его страдание. Так пророк говорит к Израилю: «горе душе их, потому что умыслили совет лукавый на себя самих, говоря: свяжем праведного, ибо он тягостен нам» 54). И Моисей говорит к ним: «вот что говорит Господь Бог: вступайте в землю добрую, которою клялся Господь Аврааму, Исааку и Иакову, и наследуйте ее, землю, текущую медом и млеком» 55). Узнайте, что гово-

47) Исаии XXVIII, 16.

48) Исаiи L, 7.

49) Псал. 117, 22. 24.

50) Т. е. готовый ради нас все делать и терпеть.

51) Псал. 21, 17.

52) Псал. 117, 12.

53) Псал. 21, 19.

54) Исаии III, 9; Прем. 11, 12.

55) Исх. XXXIII, 1; Лев. XX, 24.

44

 

 

 

рит ведение 56): «уповайте на Иисуса, который имеет явиться вам во плоти, как человек». Ибо земля страждущая означает человека 57); потому что из существа земли образован Адам. Что значит далее слова: «землю добрую, текущую медом и млеком» 58)? Благословен Господь наш, давший нам премудрость и ведение Своих тайн! Ибо пророк говорит: «притчу Господа кто уразумеет, разве премудрый и искусный и любящий Господа своего» 59). Так как Господь обновил нас отпущением грехов, то дал нам новый образ, так что мы имеем младенческую душу, как воссозданные духовно. Ибо к нам относятся слова Писания, которые Отец говорит Сыну: «сотворим по образу и по подобию Нашему человека и да обладает зверями земными и птицами небесными и рыбами морскими» 60). И, видя человека, прекрасное создание свое,

56) Т. е. узнайте, как объясняет эти слова ведение. Под ведением здесь разумеется открытое христианством, более глубокое познание духа Ветхого Завета и цели древнего домостроительства божественного (Гефеле и Неандер в Кirсhеngеsсh. Тh. I. Аbth. 2), Мазох (Galland. Bibl Т. I. Рrоlеg.) относит это к книге под заглавием: Ведение (γνωσις) содержащей иносказательное объяснение ветхозав. книг: в таком случае имя Иисуса писателем послания могло быть употреблено вместо имени Мессия.

57) Здесь по иносказательному объяснению автора земля означает человеческую природу Христа. Земля называется страждущею, сообразно с филос. терминологией, – как вещество страдательное.

58) Здесь начинается другое иносказател. толкование того же места. Под землею, текущею молоком и медом разумеются христиане, возрожденные, или воссозданные Спасителем – дети Божии.

59) Таких слов нет в свящ. книгах; подобные им находятся: Ис. XL, 13; Прит. I, 6; Сир. I, 10.

60) Быт. I, 26.

45

 

 

 

Господь сказал: «возрастайте и умножайтесь и наполняйте землю». Это в начале сказано о нас к Сыну. Далее я покажу вам, каким образом Он в конце времен совершил в нас второе творение. Господь говорит: «вот я сделаю последнее так, как первое» 61). В этом смысле 62), проповедывал пророк: «вступайте в землю текущую медом и млеком и обладайте ею». Итак, мы воссозданы, как опять у другого пророка говорит Господь: «вот, говорит Он, отниму от них», т. е. от тех, которых провидел Дух Господа, «сердца каменные и вложу в них плотяные» 63), ибо Он имел явиться во плоти и обитать в нас, так как, братия мои, обиталище нашего сердца есть святой храм для Господа. Еще говорит Господь 64): «в каком месте явлюсь Господу Богу Моему и прославлюсь?» И далее: «принесу исповедание Тебе в церкви, посреди братий моих, и воспою Тебя среди церкви святых» 65). Итак, мы те, которых Бог ввел в землю добрую. Но что такое млеко и мед? То, что как жизнь младенца поддерживается сперва медом и потом молоком, так и мы, будучи оживотворяемы верою в обетование и словом Божиим, будем жить и господствовать над землею. В начале сказано было людям, чтобы они растились и обладали зверями и птицами и рыбами. Кто

61) Эти слова, не встречающиеся в священных книгах, имеют отношения к словам Исаии (XLIII, 18-19), 2-го посл. к Коринф. (V, 17) и апокалипсиса (XXI, 5).

62) Т. е. в отношении ко второму творению, христианскому возрождению.

63) Иез. XI, 19; XXXVI, 26.

64) Т. е. Давид по поручению и внушению Божию. Псал. XLI, 3.

65) Псал. 21, 23.

46

 

 

же ныне может обладать зверями, или рыбами или птицами небесными? А мы должны понимать, что обладать означает власть, когда кто-нибудь распоряжается и повелевает. Хотя этого обладания и нет ныне; однако, оно обещано нам: когда же оно будет? Когда сами столько будем совершенны, что сделаемся наследниками завета Господня.

 

Глава VII.


Пост и козел отпущения суть прообразы страданий Христа.

 

Итак, видите, чада радости, что благой Господь все наперед открыл нам, чтобы мы знали, кого мы должны за все благодарить и славословить. Если Сын Божий – Господь, имеющий судить живых и мертвых, пострадал для того, чтобы Его рана оживотворяла нас, то будем веровать, что Сын Божий не мог пострадать, разве только для нас. – Будучи распят, Он был напоен оцетом и желчию. Послушайте, как жрецы народа иудейского предуказали это. В законе написана заповедь: «кто не будет поститься постом, смертию потребится» 66), – так заповедал Господь, потому что Сам Он за наши грехи имел принести в жертву сосуд Своего духа 67), дабы исполнилось и прообразование бывшее на Исааке, когда он был возложен на жертвенник. Что же говорит Бог у

66) Лев. XXIII, 29.

67) Т. е. тело Свое. Заповедь о посте указывала, по мнению Варнавы, на смерть Христа, и именно на то обстоятельство ея, что Он был напоен желчию и уксусом.

47

 

 

пророка? «И пусть едят козла, приносимого в день поста за все грехи» – замечайте внимательно – «и пусть только жрецы, все, едят внутренности неомытыя с уксусом». Почему? – «Поелику Меня, сказал Господь, когда Я некогда принесу в жертву плоть Мою за грехи нового народа, будете поить желчию с уксусом: то и едите вы одни, тогда как народ будет поститься и сетовать, покрывшись власяницею и пеплом» 68). А чтобы показать, что Ему должно пострадать за них, послушайте, какую дал Он заповедь. «Возьмите двух козлов хороших и одинаковых, и принесите их в жертву: пусть одного из них жрец возмет во всесожжение» 69). А с другим что должны они сделать? «Другой», сказано, «да будет проклят». Замечайте, как открывается здесь прообразование об Иисусе. «Плюньте на него все, и поразите его, и возложите волну червленую около головы его, и пусть он так будет изгнан в пустыню» 70). По совершении этого действия носильщик относит козла в пустыню, снимает с него червленую волну и возлагает ее на кустарник, называемый шиповником 71), коего ростки обыкновенно

68) Такого постановления нет в священ. Писании, и не упоминается о нем в иудейском Талмуде. По свидетельству ученых (Гефеле и Дресселя) между первенствующими христианами было предание об обрядах в день иудейского праздника очищения, отличное от изложения их в Моисеевом законе. См. Числ. IXXX, 7. 11. Иуст. Diаl. с. Тrурh. n. 40. Тертулл. аdv. Iud. c. 14. аdv. Marc, III, 7.

69) Лев. XVI.

70) O таком действии над козлом не говорится ни в библии, ни в талмуде, но упоминается у Иустина и Тертуллиана. (II cit.).

71) Ράκος или ραχίη, по мнению Гефеле и Гильгенфельда, означают здесь ежевику.

48

 

 

едим, находя на поле, и который один между кустарниками имеет сладкие плоды. А к чему и то – заметьте – что один козел возлагается на жертвенник, а другой делается проклятым, и почему проклятый увенчавается? Потому, что иудеи увидят Его в тот день 72), в длинной червленой одежде вокруг тела и будут говорить: «не тот ли это, которого мы некогда уничижили, пронзили, подвергли осмеянию и распяли? Поистине это тот, который тогда называл Себя Сыном Божиим». Равным образом для чего и то, что козлы должны быть одинаковые, хорошие и равные? Для того, чтобы иудеи, увидев Его тогда грядущего, поразились сходством козла 73). Вот прообраз Иисуса, имевшего пострадать. – Почему еще волну полагают среди тернов? – Это есть прообразование Иисуса, данное Церкви: кто хочет снят червленую волну, должен много потерпеть от страшной колючести терна и с болью овладеть ею. Равным образом говорит Иисус: «хотящие Меня видеть и получить Мое царство, должны стяжать Меня скорбями и страданиями» 74).

72) Т. е. Иисуса Христа в день суда.

73) Смысл этого места Варнавы следующий: одинаковость козлов, приносимых для очищения грехов народа, предуказывала единого Иисуса Христа. То, что на другого проклятого козла возлагалась червленная волна, означало увенчание или прославление Христа, как царя; и иудеи познают Его при втором Его пришествии и будут поражены сходством того, кого они проклинали, с тем, кто есть истинная жертва и Сын Божий. Бэра, Sуmbоl. d. Моs. Сultus. B. II.

74) Эти слова, приписываемые Варнавой Спасителю, вероятно составляют перифраз изречения Его у Мф. XVI, 24.

49

 

 

 

Глава VIII.

Жертвоприношение красной юницы есть прообраз Христа и Его царства.

А какой прообраз, думаете, в том, что Израилю заповедано 75), «чтобы мужи с тяжкими грехами приносили в жертву юницу, и заклавши ее, сжигали, чтобы после отроки собирали пепел и влагали в сосуды, привязывали к деревянному жезлу червленую волну и иссоп, и таким образом окропляли народ, каждого человека порознь, дабы очистились от грехов?» Смотрите, как просто говорит к нам Господь. Телец есть Иисус; приносящие его мужи грешные суть те, которые подвергли Его смерти; (они после уже не грешники и не почитаются за грешных 76)). Отроки, совершающие окропление – благовестники, возвещающие нам отпущение грехов и очищение сердца, которым Господь дал власть проповедывать Евангелие: их двенадцать, для означения колен израильских, которых также двенадцать. Для чего же три отрока совершают окропление? Для того, чтобы указать на трех патриархов: Авраама, Исаака и Иакова, – так как они велики перед Богом. А почему волна полагалась на деревянном жезле? – Потому что царство Иисуса на дереве 77), и

75) Числ. XIX, 2, и след. И здесь Варнава отступает от библейского изложения.

76) Гефеле признает эти слова позднейшею вставкой, потому что их нет в древнем лат. переводе.

77) Т. е. крестном древе. В этом сравнении дерево соответствует царскому престолу, а волна царской мантии.

50

 

 

потому уповающие на Него будут жить во век. – Почему же волна и вместе иссоп? Потому что в царствование Его будут дни худые и нечистые, в которые мы, однако, получим спасение, – так как и больной телом исцеляется посредством очищающего сока иссопа 78). Все это для нас ясно, а для иудеев темно, потому что они не послушали гласа Господня.

 

Глава IX.


Ветхозаветное обрезание должно понимать духовно.

Далее, Писание говорит и о нашем слухе, как Господь обрезал его и наше сердце 79). Он говорит у пророка: «в слух уха послушались Меня» 80). И еще говорит Он: «слухом услышат дальние, – узнают, что я сделал» 81). Также: «обрежьте, говорит Господь, сердца ваши» 82). И опять говорит: «слушай Израиль, ибо это говорит Господь Бог твой» 83). И еще дух Господа пророчески говорит: «кто хочет жить во век? Слухом да послушает гласа Сына Моего» 84). Говорит также: «слушай небо и внимай земля, потому что Господь

78) См. Дресселя Раtr. Ароst. ореrа, стр. 18.

79) См. Втор. XXI, 12; Лев. XIX, 23. Ерist. аd. Diоgn. c. 4.

80) Псал. 17, 45.

81) Ис. XXXIII, 13.

82) Иер. V, 4.

83) Иер. VII, 2.

84) Псал. 33, 13. В этом псалме находится только первая половина приводимых Варнавой слов, именно вопрос; ответ же у Псалмопевца другой: удержи язык твой от зла.

51

 

 

говорит 85). – Это служит свидетельством того 86), какое обрезание угодно Богу. Еще: «слушайте слово Господне, князи народа этого» 87). Еще: слушайте, чада, голос вопиющего в пустыне 88). Итак, Господь обрезал уши наши, чтобы мы слушали слово Его, и веровали. А обрезание, на которое надеялись иудеи, отменено. Ибо Он заповедал обрезание не телесное, а они преступили Его заповедь; потому что злой ангел обольстил их 89). Пророк говорит к ним: «вот что говорит Господь Бог ваш – и здесь я нахожу новую 90) заповедь – не сейте на терния, обрежьтесь Господу вашему» 91). А что это значит: «обрежьте грубость сердца вашего, и выи вашей не ожесточайте» 92). И

85) Исаии 1, 2.

86) Дрессель вместе с Менардом переводят: это во свидетельство и относят эти слова к предыдущему предложению: т. е. Господь говорит это во свидетельство.

87) Исаии 1, 10. Библейския слова: князи Содомские у Варнавы изменены в слова: князи народа этого.

88) Исаии XL, 3.

89) Нельзя согласиться с Неандером и Гильгенфельдом, будто Варнава первоначальное введение обрезания у иудеев приписывает внушению злого духа. Напротив из того, что Варнава приводит слова ветхозаветных пророков, которые не отвергая обрезания, требовали от иудеев внутренней чистоты и послушания воле Божией, и пример Авраама, отца верующих, должно полагать, что апостольский муж не отвергает заповеди Божией о телесном обрезании, но только упорную привязанность к нему верующих иудеев почитает внушением сатаны.

90) Слова новую нет в греч. тексте, но оно дополнено учеными издателями (Менардом, Гефеле и Дресселем), из древнего латинского перевода.

91) Иер. IV, 3-4.

92) Иер. VII, 26.

52

 

 

еще: «вот говорит Господь: все народы не обрезаны и имеют крайнюю плоть; а этот народ не обрезан в сердце» 93). – Ты скажешь: народ иудейский обрезывается для запечатления завета. Но обрезывается и всякий сириянин, и аравитянин, и всякий жрец идольский: а ужели и они принадлежат к завету Божию? Обрезываются и египтяне 94)! – Итак, узнайте, чада, о всем обстоятельно. Авраам, который первый ввел обрезание, предвзирая духом на Иисуса, обрезал дом свой, содержа в уме своем таинственный смысл 95) трех букв. Писание говорит: «обрезал Авраам из дома своего десять, и восемь, и триста мужей» 96). Какое же ведение было дано ему в этом? Узнайте сперва, что такое десять и восемь, и потом, что такое триста. Десять и восемь выражаются, – десять буквою йота (Ι), восемь – буквою ита (Η), и вот начало

93) Иер. IX, 25-26.

94) Котерьер многочисленными цитатами из отцов Церкви и других древних писателей доказал, что действительно, и эфиопляне, особенно их жрецы, жрецы израильтян и египтян, арабы, финикийцы и другие народы имели обрезание. – Чтобы всякий сириянин был обрезан, этому противоречит свидетельство Иосифа Флавия (Antiq. VIII, 10. Соntrа Арiоn. 22.), и потому должно конечно понимать слова Варнавы не в строгом смысле, но не следует заключать отсюда неподлинности самого послания, как делали некоторые ученые.

95) Слово δογμα еще у стоиков употреблялось для означения теоретических истин философии; отсюда с ним стали соединять понятие вообще сокровенного, таинственного учения.

96) Эти слова не буквально приведены из св. Писания, но составлены Варнавой чрез произвольное снесение слов Бытия (XVII, 26-27) об обрезании дома Авраамова с другим местом (Бытия XIV, 14), где говорится, что Авраам узнавши о пленении Лота, счел домочадцев своих – 318, и отправился с ними против неприятелей.

53

 

 

имени Иисус 97). А так как крест в образе буквы тав (Τ), должен был указывать на благодать искупления, то и сказано: «и триста» 98). Итак, в двух буквах открывается имя Иисус, а в одной третьей крест 99). – Знает это Тот, Кто положил в нас постоянный дар Своего учения! Никто не слышал от меня слова, более совершенного; но я знаю, что вы достойны того.

 

Глава X.


Заповеди Моисея о яствах должно понимать в духовном смысле.

Почему Моисей сказал: «не едите свиньи, ни орла, ни ястреба, ни ворона, и никакой рыбы, которая не имеет на себе чешуи» 100)? Он при этом имел в уме три глубокие мысли. Сам Господь говорил иудеям во Второзаконии: «постановлю для этого народа заповеди Мои» 101). Итак не Божия ли заповедь, чтобы не есть некото-

97) См. свидетельство времен апост. об изображении имени Иисуса в Прибавлениях к Твор. Св. Отц., издан. при М. Д. академии, 1843 год стр. 270.

98) Греч. тав (Τ), равно как и церковно-славянское твердо (Т), означает число 300, и вместе по форме своей есть образ креста.

99) Варнава в своем таинственном объяснении числа 318, очевидно имел в виду изображение его буквами греческого языка, а не еврейского.

100) Лев. XI. Втор. XIV. Излагаемое Варнавой объяснение законов о дозволенной и недозволенной пище приводит Климент Александр. Strom. II, 15; V, 8.

101) Втор. 4, 1-2. Варнава передает только сущность этого

54

 

 

рых животных? Конечно; но Моисей говорил в духовном смысле. Так говоря о свинье, он как бы так сказал: не прилепляйся к тем людям, которые подобны свиньям. Ибо они, живя в удовольствиях, забывают своего Господа, а терпя недостатки, познают Его: так и свинья, когда ест, не знает своего хозяина, а когда терпит голод, кричит; получив же корм, опять умолкает. – «Не ешь», сказано «ни орла, ни ястреба, ни коршуна, ни ворона»; то есть, не прилепляйся к таким людям, которые не умеют доставлять себе пищу трудом и потом, но беззаконно похищают чужое, и ходя, по-видимому, с простотой, строят ковы другим; так и те птицы, сидя в бездействии, изыскивают случай пожрать чужую плоть, и своим лукавством причиняют гибель. «Не ешь», сказано, «ни вьюна, ни полипа, ни каракатицы». – Это значит: не уподобляйся и не прилепляйся к таким людям, которые навсегда преданы нечестию, и осуждены на смерть; так как и те рыбы, одни из всех проклятые, ходят только во глубине, и не всплывают подобно прочим, но живут в земле под бездною. «И зайца», сказано, «не ешь». В каком смысле? Не будь срамником, и не уподобляйся таковым. Ибо в теле зайца каждогодно бывает перемена, противная естеству всех прочих животных 102). «И гиены не ешь», сказано; это значит:

места. Он хочет этим сказать, что заповеди Моисея о яствах суть заповеди Божии. Но они имеют буквальный смысл и высший духовный. Чувственные иудеи поняли только первый: Давид напротив и христиане познали духовный смысл.

102) Об этой особенности зайца упоминают Плиний (Нist. nаt. I, 8,

55

 

 

не будь прелюбодеем, ни растлителем, и не уподобляйся таковым. Почему? Потому что это животное ежегодно изменяет свою природу, и бывает то мужеского, то женского 103). По справедливости отверг Моисей и хоря. Не уподобляйся, говорит он, тем нечистым мужам, и не прилепляйся к тем нечистым женам, которые, как слышно, совершают беззаконие своими устами 104). Ибо это животное отступает от общих законов в зачатии плода 105). Итак, Моисей, говоря о яствах, изрек три заповеди духовного смысла: иудеи же движимые похотью плоти, приняли их, как будто говорилось о яствах обыкновенных 106. Но Давид понимал

c. 55 и Климент Александрийский (раеdаg. I. II, c. 10). Последний, заимствуя у Варнавы толкование Моисеевой заповеди о неядении зайца, относит это к пороку педерастии.

103) По мнению древности, ложность которого показал уже Аристотель (Lib. III. dе gеnеrаt. аnimаl. c. 6), гиена изменяет свой пол. И Климент Алекс. (rаеd. I. II, c. 10) замечает эту ошибку в послании Варнавы, впрочем одобряет приводимый им духовный смысл Моисеевой заповеди.

104) Древний лат. перевод разумеет здесь тех, которые слушают и говорят нечистое. Ученые относят это к пороку, которым занимаются fеllаtоrеs и fеllаtriсеs.

105) По-гречески стоит: ζῷοντοῦτοτῷστόματικύει.

106) Варнава не то хочет сказать, чтобы Моисеевы заповеди о яствах в своем буквальном смысле не были обязательны, но – что Бог чрез Моисея запретил есть некоторых животных, не ради их самих, но по их типическому отношению к известным порокам. Иудеи чувственно понимали эти заповеди и исполняли их по буквальному смыслу, не проникая в их духовное значение. – Климент Александр. (Раеdаg. I. II, c. 10) буквально повторяет аллегорическое объяснение Варнавы о запрещенных яствах, и не одобряя неточностей естество-исторических, не находит в нем погрешности против исторического смысла заповедей Моисеевых, что и несвойственно мужу апостольскому. – Ср. Ерist. аd Diоgn. c. IV.

56

 

 

таинственный смысл трех заповедей, и подобным образом говорит: «блажен муж, который не пошел на совет нечестивых», как те рыбы ходят во мраке бездны, – «и не стал на пути грешных», – так как те, которые боятся, по-видимому, Господа, но грешат подобно свинье, – «и не сел на седалище губителей», так как птицы сидят, подстерегая добычу. Теперь вы вполне имеете ведение о тех заповедях. – Но Моисей также сказал: «ешьте все, имеющее раздвоенные копыта и отрыгающее жвачку» 107). Кто разумеется под скотом отрыгающим жвачку? – Тот, кто получая пищу, знает своего питателя, и насытившись радуется о нем. Прекрасно сказал Моисей, имея в виду заповедь. – Какую? Прилепляться к тем, которые боятся Господа, размышляют в сердце своем о полученной ими заповеди, которые беседуют о повелениях Господних и соблюдают их, которые знают, что размышление есть дело радостное и, так сказать, пережевывают слово Господне. А на что указывают раздвоенные копыта? На то, что праведник ходит в этом мире, и ожидает другого святого века. – Смотрите, какие прекрасные законы дал Моисей. Но как могут иудеи это понимать или разуметь? А мы, правильно понимая заповеди, говорим так, как угодно Господу. Он и обрезал уши и сердца наши для того, чтобы мы разумели это.

107) Лев. 11, 3.

57

 

 

 

Глава XI.


И вода крещения и крест Христов были предуказаны в Ветхом Завете.

Исследуем теперь, угодно ли было Господу предварительно открыть о воде благодатной и о кресте. Относительно воды написано к народу израильскому, как он не примет того крещения, которое доставляет отпущение грехов, а учредит для себя иные 108). Так пророк 109) говорит: «удивись небо, и да содрогнется земля от того, что два великие преступления сделал этот народ: Меня, источник живой, оставили и ископали себе колодези сокрушенные 110). Ужели камень безводный, гора святая Моя, Синай 111), ибо будете вы как птенцы птицы, отлетающие прочь по разорении гнезда» 112). И еще говорит 113) пророк: «Я пойду перед тобою и уравню горы, и сокрушу двери медные, и сломлю вереи железные, и дам тебе сокровища тайные, сокровенные, невидимые, дабы знали 114), что Я Господь Бог». Также; «он будет

108) Разумеется здесь разные суеверные омовения, употреблявшиеся у иудеев. Ср. Марк. VI, 4.

109) Иер. II, 12-13.

110) По мнению Гефеле и Дресселя, в этом послании и у LXX толк. надобно читать не συντετριμμένους (сокрушенные), а συντετρημένους (от συντετραίνω– продырявленные, дырявые, что ближе к еврейскому.

111) По LXX толк. следует здесь читать Сион, вместо которого по ошибке переписчика поставлено слово Синай.

112) Исаии XVI, 1-2.

113) Ис. XLV, 2-3.

114) У LXX читается: дабы ты знал.

58

 

 

жить в высокой пещере крепкой скалы» 115). И что далее говорит пророк о Сыне: «вода Его верна; вы увидите Его царем во славе, и душа ваша поучится страху Господню» 116). У другого пророка 117) говорится: «делающий это будет, как древо насажденное при исходищах вод, которое плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет; и все, что он будет делать, благопоспешится. Не так нечестивые, не так; но они будут как плева, которую уносит ветер с лица земли. Поэтому не устоят нечестивые на суде, и грешники в совете праведных. Ибо знает Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет». Примечайте, как он в этих словах изобразил воду и вместе крест. Вот смысл их: «блаженны те, которые надеясь на крест, низошли в воду; ибо получат награду во время свое, «тогда», говорит, Бог, «Я воздам им». Сказано: «листья не отпадут». Это значит, что всякое слово, которое выйдет из уст ваших с верою и любовью послужит для многих к обращению и надежде. – Еще другой пророк 118) говорит: «земля Иакова была превозносима по всей земле». Эти слова означают сосуд Духа Господня, – который прославляет

115) Исаии. 33, 16. Т. е. Христос есть неиссякаемая вода, которая истекает из вершины горы (Гефеле).

116) Исаии. 33, 16-18. Вода верна, т. е. никогда не иссякает. Это место дов. точно приведено Варнавой из текста LXX. Смысл его: благодать Христа непрестанно притекает к вам; но некогда вы увидите Его во славе и исполнитесь благоговения (Гефеле).

117) Псал. 1, 3-6. Это место приводится Варнавой для изображения благодати, которую доставляют верующим вода и древо, крещение и крест Христа.

118) Софон. III, 19.

59

 

 

пророк 119). Потом чтó иной пророк говорит? «Река протекла с правой стороны, и из нее поднимались красивые дерева; кто станет есть от них, будет жить во век» 120). Это значит, что мы сходим в воду, полные грехов и нечистоты, а восходим из нее с приобретением – со страхом в сердце, и с надеждою на Иисуса в духе. – «Кто станет есть плод их, будет жить во век». – То есть , кто будет слушать проповедующих и уверует, тот будет жить во век.

 

Глава XII.

Другие ветхозаветные прообразования о кресте Христовом.

 

Подобным образом и на крест в особенности Господь указывает чрез другого пророка, который говорит: «когда это совершится? – Тогда, говорит Господь, когда древо наклонится и станет 121), и когда из дерева вос-

119) Под сосудом Духа Господня должно разуметь тело Христа, пострадавшее на кресте и прославленное. Ср. посл. Варн. гл. VII. Слова пророка, приводимые Варнавой, вместе с его объяснением, употребляются у Климента Александр. (Strom. III, 12) для доказательства, что телесное, материальное само по себе не греховно, а след., и брак, вкушение вина и мяса. В переводе означенного места, держась собственно Климентовой цитаты, мы не согласны ни с Гефеле, который в этом месте «сосуд Духа» относит к самому пророку, ни с Дресселем, который прославление относит ко Христу, имеющему явиться во славе на суд.

120) Иез. XLVII, 12.

121) По мнению ученых (Гефеле и др.), эти слова взяты из какой-нибудь апокрифической книги.

60

 

 

каплет кровь» 122). Вот еще указание о кресте и о Том, Кто имел быть распять на нем. О том же говорит Бог и у Моисея, когда Израиль был поражаем иноплеменниками 123). Чтобы вразумить поражаемых, что они преданы на смерть за свои грехи, Он говорит к сердцу Моисея, чтобы он сделал образ креста и Того, Кто имел пострадать на нем, потому что они, если не будут уповать на него, будут побеждены на век. Итак, Моисей положил оружие одно на другое среди возвышения, и ставши выше всех, простер свои руки 124, – и тогда Израиль одерживал победу, а когда опускал руки вниз, израильтяне были побиваемы. Для чего это? Для того, чтобы они познали, что им нельзя спастись, если не будут уповать на крест. У другого пророка говорит Бог: «весь день Я простирал руки Мои к народу непослушному и противящемуся праведному пути Моему» 125). И еще: Моисей делает образ Иисуса, – что именно Он пострадает и Сам дарует жизнь Тот, Кого думали погубить на знамени креста 126), – в то время, когда Израиль гибнул от змеев. Так как преступление Евы произошло посредством змея, то Бог попустил всякому змею угрызать Израильтян, и они умирали для того, чтобы вра-

122) 3 Ездр. V, 5.

123) Т. е. амаликитянами. Исх. XVII, 8 и след.

124) Так он представил в своем положении образ креста.

125) Исаии. LXV, 2. Т. е. Я висел на кресте за непокорный народ. Так объясняет это место и Иустин (Ароlоg. 1 n. 35. Diаl. c. Тrурh. n. 97).

126) Знак σημεοῖν употребляется в значении креста у Иустина. (Diаl. c. Тrурh. n. 72. n. 94).

61

 

 

зумить их, что они за свое преступление преданы смертной скорби 127). Тогда Моисей, который дал заповедь: «не будет вам богом ни изваяние, ни слияние» 128), сам вот что делает, чтобы показать образ Иисуса. Он делает медного змея, полагает его на дереве и чрез глашатая созывает народ. Собравшись, Израильтяне просили Моисея принести за них жертву и помолиться об исцелении их. А Моисей сказал им: когда кто-нибудь из вас будет угрызен, то пусть идет к змею, повешенному на дереве, и с верою надеется, что хотя он мертв, но может даровать жизнь, и – тотчас исцелится». Так они и делали. Видишь и здесь славу Иисуса, ибо все в Нем и для Него 129). Далее, что говорит Моисей Иисусу сыну Навину, которому он дал, как пророку, такое имя 130) для того только, чтобы весь народ понимал, что Отец о Сыне Своем Иисусе все открывает сыну Навину? Давши ему такое имя, когда посылал его соглядатаем земли Ханаанской, он сказал ему: «возьми книгу в руки свои, и напиши то, что говорит Господь 131),

127) Чиcл. XXI, 6; Иоан. III, 14.

128) Втор. XXVII, 15.

129) Т. е. Христос есть средоточие и цель ветхозав. закона и пророков. Ср. Кол. 1, 16.

130) Т. е. имя Иисуса. Сын Навин назывался прежде Авсий, но потом от Моисея был назван Иисусом. Ср. Числ. XIII, 17. Подобным образом Иустин видит в наименовании Иисуса Навина прообраз Христа, указывая при этом на то обстоятельство, что он ввел израильтян в обетованную землю (Diаl. c. Тrурh. n. 113).

131) Исх. 17, 14. Впрочем Варнава приводимые здесь слова Божия к Моисею приписывает самому Моисею, который, объявляя Иисусу Навину волю Божию об истреблении амаликитян, говорит о Боге в третьем лице.

62

 

 

то есть, что Сын Божий в последние дни истребит с корнем весь дом Амалика». Вот опять Иисус, не сын человеческий, но Сын Божий, Который явился в прообразе и во плоти. Но так как могут сказать, что Христос есть Сын Давида, то опасаясь этого и зная заблуждение грешников, сам Давид говорит: «Господь сказал Господу моему: сиди одесную, Меня, доколе Я положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» 132). И Исаия равным образом говорит: «сказал Господь Христу моему Господу, Которого я удержал за десницу Его, чтобы повиновались Ему народы, и крепость царей разрушу» 133). Видишь, как Давид 134) называет Иисуса Господом и Сыном Божиим.

 

Глава XIII.

В Ветхом Завете предуказано, что не иудеи, а христиане суть наследники Божественных обетований.

 

Но посмотрим, этот ли народ или первый 135) есть наследник, и к нам ли относится завет Божий, или к ним 136)? Послушайте, что Писание говорит о народе, «Молился Исаак о Ревекке жене своей, потому что она

132) Псал. 109, 1; Ср. Мф. XXII, 43-45.

133) Исаии XLV, 1. В переводе 70 толк. стоит Κύρῳ (Киру, царю персидскому), вместо чего у Варнавы находится Κυρὶῳ (Господу).

134) Нужно бы присовокупить и Исаия, так как и его слова были выше приведены. Поэтому древний латин. переводчик сказал вообще – пророки.

135) Т. е. христиане или иудеи.

136) Т. е. иудеям.

63

 

 

была неплодна, и она после того зачала. И вышла Ревекка вопросить Господа, и сказал Господь к ней: два языка в чреве твоем и два народа в утробе твоей; и один народ превзойдет другой, и старший будет служить меньшему» 137). Вы должны понимать, кто Исаак, кто Ревекка, и о каких народах Бог объявил, что один будет более другого. В другом пророчестве Иаков еще яснее говорит Иосифу сыну своему так: «вот не лишил меня Господь лица твоего; приведи мне сынов твоих, чтобы я благословил их». Иосиф привел Ефрема и Манассию, желая, чтобы был благословен Манассия, потому что он был старший: и подвел его Иосиф к правой руке отца своего Иакова. Но Иаков духом провидел образ народа будущего. И чтó говорит Писание? «Иаков переменил руки свои и возложил правую руку на голову Ефрема, второго и меньшого сына Иосифова и благословил его. И сказал Иосиф Иакову: «переложи правую свою руку на голову Манассии, потому что он первородный мой сын». А Иаков отвечал Иосифу: «знаю, сын мой, знаю; но старший будет служить меньшему, – впрочем и тот получит благословение» 138). Смотрите, кому Бог определил быть первым народом и наследником завета. Если притом сказано было об этом народе и в обетовании Аврааму, то наше ведение достигло совершенства. Чтó же говорит Бог Аврааму, когда вера вменилась ему в пра-

137) Быт. XXV, 21-23. Это место, как известно, относится к Исаву и Иакову, но Варнава применяет его к народу иудейскому и христианам.

138) Быт. XLVIII, 9-19.

64

 

 

ведность? «вот я поставил тебя отцом народов верующих Господу без обрезания крайней плоти» 139).

 

Глава XIV.

Завет, который Моисей получил и потом разрушил, Господь возобновил чрез Иисуса Христа.

 

Подлинно так. Но исследуем, дал ли Бог народу иудейскому завет, который дать ему клятвенно обещал отцам? Дал, но они, по своим грехам, были недостойны принять его. Пророк говорит: «Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей, чтобы принять завет Господний к народу» 140). И действительно он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно 141); и получив нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской 142). Моисей узнал, что они опять слили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завета Господня разбились». Итак, Моисей принял завет, но они не были

139) Быт. XV, 6; XVII, 5; Рим. IV, 3.

140) Исх. XXIV, 18. См. выше гл. IV послания Варнавы.

141) Духовно, ἐνπνεύματι. Гефеле относит это слово к выражению: написанные перстом руки Господней, полагая, что Варнава хотел чрез это прибавление предотвратить человекообразное представление о руке Господней. Но Гильгенфельд (стр. 27) думает, что здесь, как и в гл. X, XII, XIII, оно должно относиться к тому, что Моисей принял завет в духе, в пророческом вдохновении.

142) Исх. XXXII, 7; Втор. IX, 12.

65

 

 

достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его, как служитель 143); а нам Сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас. Он и явился для того, чтобы и мера грехов их 144) исполнилась, и мы сделавшись чрез Него наследниками получили завет Господа Иисуса Христа, который был к тому определен, чтобы влиянием Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертью и преданные неправде заблуждения, и словом Своим, постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить Себе народ святой, так пророк говорит: «Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завет с родом, и в свет народов, чтобы открыть очи слепых. и вывести из уз связанных, и из дому темницы седящих во мраке» 145). Итак, знайте, от чего мы искуплены 146). Пророк еще говорит: «вот я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасение до пределов земли: так говорит Господь Бог, спаситель Твой» 147). И еще пророк говорит: «Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных

143) Ср. Евр. III, 5.

144) Т. е. иудеев.

145) Исаия XLII, 6-7. Эти слова пророк говорит от лица Бога Отца к Сыну.

146) Т. е. от уз греха и духовной слепоты.

147) Исаии XLIX, 6.

66

 

 

сердцем, проповедать пленникам отпущение, и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих» 148).

 

Глава XV.

Иудейская суббота не есть истинная и угодная Богу.

 

Далее, и о субботе написано в десяти словах 149), которые Господь на горе Синайской изрек Моисею лицом к лицу: «и освящайте субботу Господню руками чистыми и сердцем чистым» 150). И в другом месте Он говорит: «если сыны мои будут соблюдать субботы, то Я буду изливать милость Мою на них» 151). О субботе упоминает Писание и при начале творения: «и сотворил Бог в шесть дней дела рук своих, и покончил в день седьмой, и успокоился в тот день и освятил его» 152). Замечайте, дети, что значит: «покончил в шесть дней». Это значит, что Господь покончит все в шесть тысяч лет; ибо у Него день равняется тысяче лет. Он Сам свидетельствует об этом, говоря: «вот настоящий день бу-

148) Исаии LXI, 1-2.

149) Т. е. 10 заповедях, которые называются десятословием.

150) Исх. XX, 8; Втор. V, 12. Варнава приводит эти слова не буквально.

151) Иер. XVII, 24-25. Варнава здесь передает в общих выражениях только сущность пророческих слов.

152) Быт. II, 2. По тексту 70 толк. Бог покончил творение в день шестой, а по еврейскому – в седьмой; впрочем смысл дела, одинаков.

67

 

 

дет как тысяча лет» 153). Итак, дети, в шесть дней, то есть  в шесть тысяч лет, покончится все. «И успокоился в день седьмой». Это значит, что когда Сын Его придет и уничтожит время беззаконного, совершить суд над нечестивыми, изменить солнце, луну и звезды, тогда Он прекрасно успокоится в седьмой день. Притом сказано: «освящай его» 154) руками чистыми и сердцем чистым». Итак, мы заблуждали бы, если бы думали, что кто-нибудь, не имея сердца во всем чистого, может ныне освятить тот день, который освятил Бог. Следовательно, тогда только кто-нибудь прекрасно успокоится и освятит его, когда мы будем в состоянии делать праведное, получивши обетование, когда не будет уже беззакония, и все чрез Господа станет новым. Тогда мы будем в состоянии освятить тот день, освятившись наперед сами. Наконец, Бог говорит иудеям: «новомесячий ваших и суббот ваших не терплю» 155). Смотрите, как Он говорит: неприятны мне нынешния субботы, но те, которые Я определил и которые наступят тогда, когда, положив конец всему, сделаю начало дню восьмому, или начало другому миру» 156). Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который и Иисус воскрес из мертвых, и после того, как явился верующим, вознесся на небо.

153) Псал. 79, Ср. II Петр. III, 8.

154) Т. е. седьмой день, субботу.

155) Исаии I, 13.

156) Смысл слов Варнавы такой: шесть тысяч лет старого мира окончатся в седьмой день последней недели его, а новое седьмое тысячелетие покоя Божия наступит в следующий, т. е. в восьмой день (в отношении к последней недели старого мира).

68

 

 

 

Глава XVI.


Не иудейский храм, но духовный храм в сердцах христиан есть истинный и угодный Богу.

 

Наконец, я скажу вам и о храме, как они 157), бедные в обольщении своем, надеялись не на Бога, Создателя своего, но на здание, так как бы оно действительно было домом Божиим. Ибо они, почти как язычники, покланялись Ему во храме. Но послушайте, как говорит Господь и отменяет храм: «кто измерил небо пядью, или землю горстью? Не Я ли» 158)? Господь говорит: «небо – престол Мой, земля же – подножие ног Моих; какой дом построите Мне, или какое место есть место покоя Моего» 159)? Знайте, что надежда их на храм суетна. Бог же говорит еще: «вот те, которые разрушили этот храм, те самые и созиждут его» 160). Это теперь и совершается 161). Ибо за то, что они постоянно воюют, храм их разрушен врагами 162), и теперь подданные их врагов 163) восстановят его. А что городу с храмом и народом израильским надлежало быть предану язычникам, это было наперед объявлено. Писание говорит: «вот что будет в последние дни: предаст Господь овец пасомых,

157) Т. е. иудеи.

158) Исаии XL, 12.

159) Исаии. LXVI, 1.

160) Исаии 49, 17.

161) Т. е. духовным образом, как будет ниже видно.

162) Т. е. римлянами.

163) Т. е. христиане.

69

 

 

клев и столб их на истребление» 164). И сбылось это, как сказал Господь. исследуем теперь, есть ли уже храм Божий 165). Есть, – там, где Сам Господь хочет создать его и устроить. Ибо написано; «а по совершении седмины созиждется храм Божий славный, во имя Господне» 166). Итак, я нахожу, что храм существует. А как он будет создан во имя Господне, узнайте. Прежде нежели мы уверовали Богу, обиталище сердца нашего было слабо и подвержено разрушению, подобно храму построенному рукою человеческою. Ибо мы были домом, исполненным идолослужения, жилищем демонов, потому что мы делали противное Богу 167). Храм создан будет во имя Господне, – заметьте, – для того, чтобы был создан славный храм Господа. А как это – внимайте. Получив отпущение грехов и надежду на имя Господне, мы соделались новыми, совершенно вновь созданными; поэтому в обиталище наших сердец, в нас истинно Бог живет. Как это? – Его слово веры, Его зов обетования, мудрость Его распоряжений, заповеди учения, Он Сам в нас пророчествует и в нас живет. Он открыл нам, рабам смерти, двери храма, то есть , уста 168),

164) Этих слов нет буквально в св. Писании; но Варнава, вероятно, передал только мысль некоторых пророчеств. Исаии V. Иерем. XV, XXV. Мих. IV.

165) Т. е. по разрушении храма иерусалимского существует ли другой какой храм Божий.

166) Дан. IX, 24-25; Агг. II, 10.

167) Варнава здесь изображает состояние людей до пришествия Христа и уверования в Него. Слова его приводятся у Климента Алекс. (Strоm. II, 20).

168) Т. е. к Его исповеданию и прославлению.

70

 

 

Он дал нам покаяние и ввел нас в нетленный храм. Кто, поэтому, желает спастись, тот взирает не на человека, но на Того, Кто в нем живет и говорит в нем, – и удивляется, что не слыхал никогда из уст говорящего таких слов, и даже сам никогда не желал слышать. Вот духовный храм, созидаемый Господу!

 

Глава XVII.


Заключение первой части.

 

Душа моя надеется, что я объяснил, сколько мог и как мог просто, и согласно с моим желанием ничего не опустил из того, что служит к вашему спасению, и что относится только к предметам настоящего времени 169). А если стану писать вам о будущем, то не поймете, потому что оно находится в сокровенности. Довольно об этом.

 

Глава XVIII.


Вторая часть послания: о двух путях.

 

Теперь перейдем к другому роду ведения и учения. Два пути 170) учения и власти, один – света, другой – тьмы 171).

169) Т. е. о которых идет спор в настоящее время, именно – должно ли и в христианстве удерживать иудейские обряды и постановления.

170) О двух путях. Ср. Соnstitut. Ароstоl. VII, I и след., где многое заимствовано из второй части послания Варнавы.

171) Т. е. есть учение правое и превратное, а также есть власть

71

 

 

Но велико различие между этими двумя путями. На одном поставлены светоносные ангелы Божии, на другом ангелы сатаны. Бог есть Господь от веков и в века; сатана есть начальник времени беззакония.

 

Глава XIX.


Путь света.

 

Путь света есть следующий. Кто хочет достигнуть этим путем определенного места, тот должен стремиться к нему посредством дел своих. Итак, ведение, данное нам для хождения путем света, состоит в следующем: люби своего Создателя, прославляй Искупившего тебя от смерти. Будь прост сердцем и богат духом. Не сообщайся с теми, которые ходят по пути смерти. Ненавидь все неугодное Богу, ненавидь всякое лицемерие. Не оставляй заповедей Господних. Не превозносись, но будь смиренномудр. Не усвояй себе славы. Не предпринимай злого намерения против своего ближнего. Не давай душе своей дерзости. Не будь любодеем, ни прелюбодеем, ни деторастлителем. Слова Божия не произноси с нечистотой. Не смотри на лицо, когда надобно обличить кого-нибудь в грехопадении. Будь кроток, будь спокоен. Трепещи слов, которые ты слышал 172). Не помни зла

добрая и злая, ангелы и демоны, начальствующие на двух путях жизни. Это место приводится Оригеном (Dе рrinсiр. III, с. 2. Ноm. 35. in. Luс). Ср. Ермы, Раstоr. Маndat. VI, 1, 2.

172) Исаии 66, 2; Ср. Филип. 2, 12.

72

 

 

на брате твоем. Не сомневайся, исполнится ли возвещенное Богом 173) или нет. Не употребляй понапрасну имени Господня. Люби ближнего более своей души. Не умерщвляй младенца (в утробе), и по рождении не убивай его. Не отнимай руки своей от своего сына, или своей дочери, но от юности учи их страху Господню. Не желай принадлежащего ближнему твоему, и не будь любостяжателен. Не прилепляйся душою к гордым, но обращайся с праведными и смиренными. Случающиеся с тобою трудные обстоятельства принимай за благие. Не будь двойствен ни в мысли, ни в слове, ибо двоязычие есть сеть смерти. Покоряйся Господу и господам, как образу Божию, с почтением и страхом. Не повелевай жестоко своею рабыней и своим рабом, надеющимися на того же Господа, дабы не показалось, что ты не боишься Бога, Который над обоими вами, ибо Он пришел призвать не по лицу судя, но по тому, кого уготовал Дух. Имей общение с ближним во всем, и не называй ничего собственностью 174), ибо если вы общники в благах нетленных, то не более ли в вещах тленных? Не будь тороплив своим языком, ибо уста суть сети смерти. Сколько можешь, храни чистоту души своей. Не будь простирающим рук к принятию, и сгибающим их, когда ты должен дать. Всякого, говорящего тебе Слово Господне, люби как зеницу ока: вспоминай о нем днем и ночью 175).

173) Разумеются здесь обетования Божии касательно будущего, т. е. пришествия Христа, суда и воздаяния добрым и злым.

173) Ср. Деян. IV, 32. Соnstit. Ароst. VII, 12.

175) По настоящему греческому тексту следовало перевести: напоми-

73

 

 

Старайся каждый день видеться со святыми 176) для беседы 177); ходи к ним для утешения их, и заботясь о том, чтоб словом своим спасти душу; употребляй руки свои для милостыни, чтобы получить отпущение грехов твоих 178). Не колеблись давать, и давая не ропщи. «Всякому, просящему у тебя, давай» 179); но знай, кто добрый воздаятель награды. Береги то, что ты получил, не прибавляя и не убавляя. Ненавидь лукавого до конца. Суди справедливо. Не причиняй разделения, но примиряй и соединяй спорящих. Признавайся во грехах своих 180). Не приступай к молитве с злою совестью. Вот путь света!

 

Глава XX.


Путь тьмы.

 

Но путь тьмы искривлен и исполнен проклятия. Ибо есть путь вечной смерти и наказания; на нем все то, что погубляет душу людей. Здесь идолослужение, дерзость надменность с своею силою, лицемерие, двоедушие, прелюбо-

най себе день суда днем и ночью. Но в этом месте он, по замечанию Гефеле, и Дресселя, поврежден, и мы переводим согласно чтению приводимому Дресселем из одного Барберлинского кодекса, и находящемуся в постановл. апост. (VII, 9): μνησθήσῃδεαὐτοῦἡμέραςκαινυκτός.

176) Т. е. с христианами, братьями по вере.

177) По изд. Дресселя.

178) Ср. Соnstit. Ароst. VII, 12.

179) Мф. V, 42; Лук. VI, 30.

180) Сир. IV, 30.

74

 

 

деяние, убийство, хищение, гордость, вероломство, коварство, злоба, высокомерие, ядотворство, волшебство, любостяжание, небогобоязненность. Здесь гонители добрых, ненавистники истины, любители лжи 181), не признающие воздаяния за праведность, не прилепляющиеся к добру, не пекущиеся посредством правого суда о вдовице и сироте, бдительные не в страхе Божием, но во зле, от коих весьма далеки кротость и терпение, любящие суету, гоняющиеся за вознаграждениями, не милосердые к бедному, не трудящиеся за утружденного, ловкие в злословии, не знающие Создателя своего, убийцы детей, во чреве погубляющие создание Божие, отвращающиеся от неимущего, притеснители угнетаемого, защитники богатых, беззаконные судии бедных, по всему грешники.

 

Глава XXI.


Заключение увещания.

 

Но узнав заповеди Господни, выше изображенные, надлежит поступать сообразно с ними. Ибо исполняющий их прославится в царстве Божием; а избирающий другое погибнет вместе с своими делами. Для этого есть воскресение, для этого воздаяние. Вас, вельможи, – если хотите принять совет доброго моего расположения, – прошу: имейте при себе тех, которым вы благодетельствовали, не оставляйте их. Ибо близок день, в который все по-

181) Это слово, которого нет в тексте послания, дополнено из послан. апост. VII. 18.

75

 

 

гибнет с нечестивым. Близок Господь и награда Его. Еще и еще прошу вас: будьте сами для себя хорошими законодателями; сами пребудьте для себя верными советниками, – удалите от себя всякое лицемерие. Бог же, Владыка всего мира, да даст вам премудрость, познание, смысл, ведение оправданий Его с терпением 182). Будьте же учениками Божиими, испытывая, чего требует от вас Господь, и делайте это, дабы вы спаслись в день суда. И если в вас есть память добра, то вспоминайте о мне, и размышляйте об этих наставлениях моих, дабы мое желание и мой труд принесли какое-нибудь добро. Прошу вас и требую этого вместо благодарности: доколе с вами этот прекрасный сосуд 183, не оставляйте ни одного из наставлений, но непрестанно вникайте в них и исполняйте всякую заповедь, ибо они достойны того. Я для того особенно старался писать вам, по мере сил моих, чтобы доставить вам радость. Спасайтесь, чада любви и мира! Господь славы и всякой милости да будет с духом вашим! Аминь.

182) Эти слова приводятся у Климента Александр. Strоm. II, 18.

183) Т. е. тело. См. гл. III. Примеч. Это значит, доколе вы живете на земле во время настоящей жизни.

76

 


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.