Поиск авторов по алфавиту

Автор:Лосский Владимир Николаевич

VIII. Домостроительство Святого Духа

Воплощение Слова — тайна более великая, более глубокая, чем тайна сотворения мира. Однако дело Христа осуществляется в связи со «слу­чайным», то есть как божественное действие, совершенное вследствие грехопадения Адама. Как следствие предсуществующее, как божествен­ная воля ко спасению, предшествующая человеческой воле к падению, эта тайна, «сокровенная в Боге прежде всех веков» и раскрывающаяся в исто­рии как тайна Креста Христова, не является, собственно говоря, случай­ной, поскольку человеческая свобода содержалась в самой идее творения. Поэтому эта свобода не могла разрушить мира, предусмотренного Богом: она оказалась включенной в иной, более обширный экзистенциальный план, который раскрылся Крестом и Воскресением. В мир входит новая и более совершенная реальность — это Церковь, основанная на двойном божественном домостроительстве: на деле Христа и на деле Духа Свя­того, на двух Лицах Пресвятой Троицы, посланных в мир. Оба дела лежат в основании Церкви, оба они необходимы для того, чтобы мы смогли достичь соединения с Богом.

Если Христос — Глава Церкви, которая есть Его Тело, то Святой Дух есть Тот, Который «наполняет все во всем». Таким образом, оба определения, данные ап. Павлом Церкви (Еф. 1, 23), раскрывают в ней два различных полюса, соответствующих двум Божественным Лицам. Церковь есть Тело, поскольку Христос — ее Глава, Церковь есть пол­нота, [154] поскольку Дух Святой ее животворит и наполняет Божест­вом, ибо Божество обитает в ней телесно, как Оно обитало в обоженном человечестве Христа. Поэтому мы можем сказать со св. Иринеем Лион­ским: «Где Церковь — там и Дух Божий, где Дух Божий — там и Цер­ковь» 252.

Однако Дух Святой, «глаголавший пророки», никогда не был чужд божественному домостроительству в том мире, в котором проявлялась общая воля Пресвятой Троицы. Он присутствовал как в деле творения, так и в деле искупления. Всё совершает Дух Святой, говорит св. Василий Великий: «Пришествие Христово! и Дух предшествует. Явление во пло­ти! и Дух неотлучен. Действия сил, дарования исцелений — от Духа Свя­того. Бесы были изгоняемы Духом Божиим; диавол приведен в бездей­ствие — в соприсутствии Духа; искупление грехов — по благодати Духа... Присвоение нас Богу — через Духа... Воскресение из мертвых — действием Духа» 253.

Но однако в Евангелии определенно говорится: «Ибо не было в них еще Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7,38). Следовательно, действие Святого Духа в мире до Церкви и вне Церкви не то же, что Его присутствие в Церкви после Пятидесятницы. Подобно тому, как Слово, «Имже вся быша», являло Премудрость Божию в сотво­рении до того, как Оно было послано в мир и вошло в его историю как

251 Св. Григорий Богослов, Слово 41, на св. Пятидесятницу, 5: PG, t. 36, coll. 436—437. [Русск. пер., ч. IV, с. 7.]

252 Против ересей, III, 24, § 1: PG, t. 7, col. 966 С. [Русск. пер., с. 312.]

253 О Духе Святом, XIX, 49: PG, t. 32, col. 157 AB. [Русск. пер.: Творения, изд. 3, М., 1891, ч. III, с. 249.] Срав. св. Григорий Богослов, слово 31, 29: PG, t. 36, col. 165 В. [Русск. пер.: Творения, ч. III, с. 105.]

83

 

 

воплотившаяся Божественная Личность, так и Дух Святой, Которым со­вершалась Божественная воля, — создательница и хранительница вселен­ной с самого момента ее сотворения — был послан в мир в определенный момент для того, чтобы присутствовать в нем не только Своим действи­ем, общим для всей Троицы, но именно как Лицо.

Богословы всегда настаивали на коренном различии [155] между веч­ным происхождением Лиц Святой Троицы, которое, по св. Иоанну Дамаскину, есть «дело природы», есть само бытие Пресвятой Троицы, и мис­сией во времени в мире Сына и Духа Святого, которое есть «дело воли», общей всем трем Ипостасям. Говоря о Святом Духе, отцы Восточной Церкви обычно пользуются глаголом ἐκπορεύομαι («изводить») для обозна­чения Его вечного исхождения, в то время как глаголы προΐημι, προχέομαι чаще всего обозначают Его посланничество в мир. В аспекте превечном Сын и Дух происходят от Отца — «единого источника Божества». В аспекте миссии во времени — Сын посылается Отцом и воплощается от Духа Святого; можно также сказать, что Сын посылается Самим Собою, поскольку Он выполняет волю быть посланным, поскольку Он не имеет «собственной Своей воли». То же можно сказать и о мис­сии в мире Святого Духа. Он исполняет общую волю трех Лиц, так как посылается Отцом и сообщается Сыном. Св. Симеон Новый Богослов говорит: «мы говорим, что посылается и дается Дух Святой не в том смысле, якобы Сам Он не хотел того, но в том, что Дух Святой чрез Сына, одно из Лиц Святой Троицы, совершает, как собственное свое хотение, то, что благоугодно Отцу. Ибо Троица Святая нераздельна пэ естеству, существу и хотению» 254.

Таким образом, как Сын нисходит на землю и совершает [156] Свое дело Духом Святым, так и Дух Святой приходит в мир, будучи послан Сыном: «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Кото­рый от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26). Неразрывно связанные в Своем общем деле на земле, Сын и Дух Святой по Своему ипостасному бытию остаются, тем не менее, в самом этом деле двумя независящими друг от друга Лицами. Поэтому личное пришествие Святого Духа не имеет характера подчиненности или какой-то зависи­мости от дела Сына. Пятидесятница не «продолжение» воплощения: она — его следствие, его последствие: тварь стала способной к восприя­тию Святого Духа, и Он сходит в мир и наполняет Своим присутствием Церковь, искупленную, омытую и очищенную Кровию Христовой.

Можно в известном смысле сказать, что дело Христа подготавливало дело Духа Святого: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12, 49). Так, Пятидесятница есть конечная цель Божественного домостроительства на земле. Христос вос­ходит ко Отцу для того, чтобы сошел Дух Святой: «Лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Однако Святой Дух в лич­ном Своем сошествии Своего Лица не являет. Он приходит не во имя Свое, но во имя Сына, чтобы свидетельствовать о Сыне, как и Сын при­шел во имя Отца, чтобы возвестить об Отце: «Ни Отец без Сына никог­да не мыслится, — говорит св. Григорий Нисский, — ни Сын без Свя­того Духа не понимается. Ибо как нет средства взойти к Отцу, если кто

254 Слово 62. Мы цитируем данный текст по русскому переводу епископа Феофана Затворника, 2-е изд. Афонского русского Пантелеймонова монастыря, М., 1890, вып. 1, с. 105. Творения св. Симеона Нового Богослова были опубликованы в Смирне в 1886 г. Это издание не удалось найти, и Крумбахер признается, что никогда его не встречал (Geschichte der byzantinischen Litteratur. 2. Aufl., München, 1897, S. 194). Минь опубликовал частично творения св. Симеона в латинском переводе, сделанном в 1603 г. Понтаном: PG, t. 120, coll. 321—694. Некоторые гимны св. Симеона были изданы в журнале Vie spirituelle, XXVII, 2 и 3; XXVIII, 1 (1931, май — июль) в переводе г-жи Лот-Бородиной.

84

 

 

не будет вознесен чрез Сына, так невозможно рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» 255. Лица Святой Троицы не Сами по Себе утвер­ждаются, но Одно свидетельствует о Другом. Потому [157] св. Иоанн Дамаскин и говорит, что «Сын есть образ Отца, а образ Сына — Дух» 256. Из этого следует, что третья Ипостась Святой Троицы единственная, не имеющая Своего образа в другом Лице. Дух Святой остается Лицом неявленным, сокровенным, скрывающимся в самом Своем явлении. И св. Симеон Новый Богослов воспевает Его в гимнах божественной люб­ви в апофатическом облике Личности непознаваемой и таинственной: «Прииди, Свет истинный; прииди, Жизнь вечная; прииди, сокровенная тайна; прииди, сокровище безымянное; прииди, вещь неизреченная; прииди, Лицо непостижимое; прииди, непрестанное радование! Прииди, Свет невечерний; прииди, всех хотящих спастися истинная надежда. Прииди, мертвых воскресение; прииди, Могучий, всё всегда делающий, преобра­зующий и изменяющий одним хотением; прииди, Невидимый, совершен­но неприкосновенный и неосязаемый. Прииди, всегда пребывающий непод­вижным и ежечасно весь передвигающийся и приходящий к нам, во аде лежащим, — Ты, превыше всех небес пребывающий. Прииди, имя превожделенное и постоянно провозглашаемое, о котором никто не может сказать, что оно, и никто не может узнать, каков Ты и какого рода, так как это нам совершенно невозможно. Прииди, венок неувядающий. При­иди, Ты, Которого возлюбила и любит несчастная душа моя. Прииди, Единый, ко мне единому. Прииди, отделивший меня от всех и соделав- ший на земле одиноким. Прииди, Сам со делавшийся желанием во мне и возжелавший, чтобы я желал Тебя, совершенно неприступного. Прииди, дыхание и жизнь моя. Прииди, утешение смиренной души моей» 257.

Само учение о Святом Духе характерно как предание более сокро­венное и менее раскрытое, сравнительно с ярким свидетельством о Сыне, провозглашенном Церковью по всей вселенной. Св. Григорий Богослов отмечает таинственную «икономию» в познании истин, [158] относящихся к Лицу Святого Духа. «Ветхий Завет, — говорит он, — ясно проповедывал Отца, а не с такою ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было, прежде нежели было испове­дано Божество Отца, ясно проповедывать Сына, и, прежде нежели при­знан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедью о Духе Святом... Надлежало же, чтобы Троичный свет озарял просветляе­мых постепенными прибавлениями, как говорит Давид, восхождениями от славы в славу... Видишь постепенно воссиявающие нам озарения и тот порядок богословия, который нам лучше соблюдать, не всё вдруг вы­сказывая и не всё до конца скрывая; ибо первое неосторожно, а второе — безбожно; и одним можно поразить чужих, а другим — отчуждить своих … У Спасителя и после того, как многое проповедал Он ученикам, было еще нечто, чего, как Сам Он говорил, ученики не могли тогда носити, хотя и были научены многому... И еще Спаситель говорил, что бу­дем всему научены снисшедшим Духом (Ин. 16, 13)· Сюда-тο отношу я и самое Божество Духа, ясно открытое впоследствии, когда уже ведение сие сделалось благовременным и удобовместимым по прославлении Спа­сителя» 258. Божество Сына утверждается Церковью и проповедуется по

255 Против македонян духоборцев, §12: PG, t. 44, col. 1316. [Русск. пер.: Творения, ч. VII, М., 1865, сс. 37—38.]

256 Точное изложение правосл. веры, I, 13: PG, t. 94, col. 856. [Русск. пер.: Творения, т. I, СПб., 1913, с. 184.]

257 PG, t. 120, coll. 507—509 (лат. перевод); франц. перевод: Vie spirituelle, XXVII, 2, май 1931, pp. 201—202. [Русск. пер.: Божественные гимны, Сергиев Посад, 1917, сс. 13—14 (Введение).]

258 Слово 31 (О богословии 5-е), §§ 26—27: PG, 1 36, coll. 161—164. Цит. по франц. переводу: P. de Lu bac. Catholicisme, append., pp. 347—348. [Русск. пер.: Творения, ч. III, с. 103.]

85

 

 

всей вселенной; мы исповедуем также Божество Святого Духа, общее с Божеством Отца и Сына, мы исповедуем Святую Троицу. Но само Лицо Святого Духа, открывающего нам эти истины, делающего их для нас внутренне очевидными, явными, почти что осязаемыми — остается тем не менее сокровенным, как бы сокрытым в Его Божестве, которое Оно нам [159] открывает, в Его дарах, которые Он нам дарует.

Богословие Восточной Церкви отличает Лицо Святого Духа от сооб­щаемых Им людям даров. Это различение основано на словах Христа: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Всё,, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет» (Ин. 16, 14—15). «Общее» Отцу и Сыну — это божественность, которую Дух Святой сообщает людям в Церкви, соделывая их «причастниками Боже­ского естества», сообщая огнь Божества — нетварную благодать — тем, кто становятся членами Тела Христова. В одном из антифонов восточ­ного богослужения поется: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне». 259

Часто обозначают дары Святого Духа семью именами, которые мы находим в одном из текстов пророка Исаии (Ис. 11, 2, 3): дух премуд­рости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благоче­стия, дух страха Божия. Однако православное богословие не делает осо­бого различия между этими дарами и обожающей благодатию. По учению Восточной Церкви, благодать вообще означает всё богатство Божествен­ной природы, как сообщающейся людям; она — Божество, действующее вне Своей сущности и Себя отдающее: Божественная природа, Которой мы приобщаемся в ее энергиях.

Дух Святой, источник этих нетварных и бесконечных даров, оста­ваясь безымянным и неоткровенным, получает всю ту множественность имен, которую можно приложить к благодати: «Прихожу в трепет, — говорит св. Григорий Богослов, — когда представляю в уме богатство наименований... Дух Божий, Дух Христов, Ум Христов... Дух сыноположения... Он есть Дух.., воссозидающий в крещении [160] и воскресении,.

Дух, Который... дышет, идеже хощет..., Дух просвещения жизни, луч­ше же сказать, самый свет и самая жизнь. Он делает меня храмом, тво­рит богом, совершает, почему и крещение предваряет и по крещении взыскуется. Он производит всё то, что производит Бог. Он разделяется в огненных языках и разделяет дарования, творит апостолов, пророков, благовестников, пастырей, учителей... Он иной Утешитель, как бы иной Бог» 260. По слову св. Василия Великого, нет ниспосланного твари дара,, в котором бы не присутствовал Святой Дух 261. Он «Дух истины, сыноположения дарование, обручение будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения» 262. Св. Иоанн Дамаскин именует Его «Духом правым, владычествующим, источником премудрости, жизни и освящения... Полнотой, Вседержителем, всесовершающим, все­сильным, бесконечно могущественным, обладающим всякою тварью и не­подчиненным господству,... освящающим и неосвящаемым» и т. д. 262 Как мы сказали, все эти бесчисленные наименования относятся прежде всего« к благодати, к природному богатству Божию, сообщаемому Духом Свя­тым тем, в которых Он присутствует. Присутствует же Он вместе со Своей Божественностью, которую дает нам познавать, оставаясь Сам не­знаемым и неявленным; Он — Ипостась неоткровенная, не имеющая Сво­его образа в другом Божественном Лице.

259 Антифон 4-го гласа воскресной утрени.

260 Слово 31 (О богословии 5-е), § 29: PG, t. 36, col. 159 ВС. [Русск. пер.: Творения, ч. III, сс. 105—107.]

261 Книга о Духе Святом, гл. XVI, § 37: PG, t. 32, col. 133 C.

262 Литургия св. Василия Великого, тайная совершительная молитва.

263 Точное изложение правосл. веры, I, в: PG, t. 94, col. 821 ВС. [Русск. пер.: Творения, т. I, с. 171.]

86

 

 

Дух Святой был послан в мир или, вернее, в Церковь, во имя Сына («Утешитель, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое» — Ин. 14, 26). Следовательно, нужно носить имя Сына, быть членом Его Тела, чтобы воспринимать Духа. По излюбленному выражению св. Иринея Ли­онского, Христос возглавил Собой человечество. [161] Он стал Главою, Началом, Ипостасью обновленной человеческой природы, которая есть Его Тело. Поэтому тот же св. Ириней прилагает к Церкви наименование «сын Бога» 264. Она — то единство «ηοιβογο человека», которого мы достигаем, «облекаясь во Христа», становясь через крещение членами Его Тела. Эта природа едина и неразделима, она — «единый человек». Климент Александрийский видит в Церкви всего Христа, Христа всецелостного, Который не разделяется: «Он ни варвар, ни иудей, ни эллин, ни муж­чина, ни женщина, но Он — новый Человек, целиком преображенный Духом» 265.

«Мужчины, женщины, дети, — говорит св. Максим Исповедник, — глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства... — всех их Церковь воссоздает в Духе. На них на всех она напечатлевает образ Божества. Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга. Этим все возвышаются и соединяются образом истинно кафолически, В ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры... Христос также всё во всех, Тот, Кто заключает в Себе всё по своему могуществу, по своей бесконечной и премудрой благости, как средоточие, в котором сходятся радиусы для того, чтобы создания Единого Бога не оставались бы чуждыми или враждебными по отношению друг ко другу, как не име­ющие никакого средоточия для выражения своей дружбы и миролю­бия» 266. Видя это единство природы в Церкви, св. Иоанн Златоуст спра­шивает себя: «Что это значит? [162] То, что Христос тех и других, близ­ких и дальних, сделал одним телом, так что живущий в Риме считает своими членами индийцев. Что может сравниться с таким собранием? А глава всех — Христос» 267. В этом и заключался самый смысл «воз­главия» мира и всей природы человеком-Адамом, который должен был соединить с Богом тварный космос. Ныне Христос, Новый Адам, совер­шает это возглавление. Как Глава Своего Тела, Он становится Ипостасью этого тела, собранного «от конец земли». В Нем сыны Церкви являются членами Его Тела и как таковые заключены в Его Ипостаси. Но этот «единый человек» во Христе, единый по своей обновленной природе, тем не менее, множествен по лицам: он существует во многих людях. Если человеческая природа оказывается объединенной в Ипостаси Христа, если она — природа «воипостазированная», то человеческие личности, ипостаси этой единой природы, от этого не уничтожаются. Они не смешиваются с Божественной Личностью Христа, с Ней не сливаются. Ибо никакая ипостась не может слиться. с другой ипостасью, не прекратив тем самым своего личностного существования: это было бы равносильно уничтоже­нию человеческих личностей в едином Христе; это было, бы безличностным обожением, блаженством, в котором не было бы самих блаженных. Будучи единой природой во Христе, Церковь, это новое тело человечества, со­держит в себе множество человеческих ипостасей. Это то именно, о чем

264 Против ересей. IV, 33, 14: PG, t. 7, col. 1082.

265 Увещание к эллинам, XI: PG, t. 8, col 229 В. Франц. пер.: Mondésert в «Sources· chrétiennes», 2. Paris, 1942, p. 173.

266 Тайноводство, I: PG, t. 91, coll. 665—668; P. de Lub ас, op.. cit., p. 27. См. вообще гл. II этой замечательной работы, где автор развивает идею единства человеческой природы в Церкви, основываясь, главным образом, на отцах Греческой Церкви.

267 Слово 61 (Беседы на Иоан.), I: PG, t. 59, coll. 361—362. [Русск. пер.: Творения, т. VIII, изд. 2, СПб., 1914, с. 438.]

87

 

 

говорит св. Кирилл Александрийский: «Разделенные некоторым образом на отдельные личности, благодаря чему такой-то есть Петр, или Иоанн, или Фома, или Матфей, мы как бы сплавливаемся в одно тело во Хри­сте, питаясь одной Плотию» 268.

Дело Христа относится к человеческой природе, которую Он возглав­ляет в Своей Ипостаси. Дело же Святого Духа относится к человеческим личностям, [163] обращается к каждой из них в отдельности. Святой Дух сообщает в Церкви человеческим ипостасям полноту Божественности един­ственным, личностным образом, приспособляемым к каждому человеку как к личности, созданной по образу Божию. Св. Василий Великий говорит, что Святой Дух есть «Источник освящения», которое «не оскудевает из-за множественности причащающихся» 269. Он «весь присутствует в каж­дом и весь повсюду. Он разделяемый не страждет и, когда приобщаются Его, не перестает быть всецелым, наподобие солнечного сияния, наслаж­дающийся приятностью которого как бы один им наслаждается, между тем как сияние сие озаряет землю и море и срастворяется с воздухом. Так и Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как Ему Од­ному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся, по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа» 270.

Христос становится единым образом присвоения для общей природы человечества; Дух Святой сообщает каждой личности, созданной по об­разу Божию, возможность в общей природе осуществлять уподобление. Один взаимодарствует Свою Ипостась природе, Другой сообщает Свое Божество личностям. Таким образом дело Христа единит людей, дело Духа их различает. Впрочем одно и невозможно без другого; единство природы осуществляется в личностях; что же до личностей, то они могут достигнуть своего совершенства, могут во всей полноте стать личностными только в единстве природы, переставая быть «индивидами», живущими для самих себя, имеющими свою собственную «индивидуальную» приро­ду и свою собственную волю. Итак, дело Христа и дело Святого Духа друг от друга неотделимы. Христос создает единство Своего мистиче­ского Тела Святым Духом, Дух Святой сообщается человеческим лично­стям Христом. [164] Действительно, можно различать два сообщения Свя­того Духа Церкви: одно произошло дуновением Христа, Который явился апостолам в вечер Своего воскресения (Ин. 20, 19—23); другое было личным сошествием Святого Духа в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1—5).

Первое сообщение Святого Духа относится ко всей церковной сово­купности, к Церкви, в ее целом, поскольку она — единое тело; вернее, Дух Святой преподается всей совокупности апостолов, которым Христос одновременно дает и священническую власть вязать и решить. Это не личностное присутствие Святого Духа, а как бы служебное по отношению ко Христу, Который Его дает. По толкованию св. Григория Нисского, оно здесь — «связь единства Церкви» 271. Здесь Святой Дух дается всем апостолам совокупно, как связь и власть священноначалия. Он не относит­ся к отдельным личностям и не сообщает им никакой личной святости. Но это — то последнее завершение, которое Христос дает Церкви, преж­де чем покинуть землю. Николай Кавасила устанавливает аналогию между сотворением человека и восстановлением нашей природы Христом, создающим Свою Церковь: «Он воссоздал нас не из того вещества, из которого создал; там сотворил, персть взем от земли, а во второй paз

268 Толкование на Евангелие от Иоанна, XI, II: PG, t. 74, col. 560.

269 Книга о Духе Святом, IX, 22: PG, t. 32, col. 108 ВС. [Русск. пер., ч. IIIr с. 216.]

270 Ibidem, coll. 108—109.

271 Точное изъяснение Песни Песней, беседа XV: PG, t. 44, coll. 1116—1117. [Русск. пер.: Творения, ч. III, М., 1862, сс. 405—406.]

88

 

 

даровал собственное тело и, воссозидая жизнь, не душу, находящуюся в естестве, соделал лучшею, но изливая Кровь Свою в сердце приемлю­щих таинство, рождает в них Свою собственную жизнь. Тогда вдунул, сказано, дыхание жизни, теперь же сообщает нам Духа Своего» 272. Это есть дело Христа, которое относится к природе, к Церкви, поскольку она — Его Тело.

Сообщение Святого Духа во время Своего личного сошествия совер­шенно иное: теперь Он является как Лицо Пресвятой Троицы, незави­сящее от Сына по Своему ипостасному происхождению, хотя и посланное в мир «во имя Сына». Он является в виде [165] «огненных языков», раз­деленных между собой и почивающих на каждом из присутствующих, на каждом члене Тела Христова. Это уже не сообщение Духа Святого всей Церкви, как Телу. Здесь сообщение не может быть функцией един­ства. Святой Дух сообщает Себя личностям, отмечая каждого члена Церкви печатью личного и неповторимого отношения к Пресвятой Трои­це, становясь «присутствующим» в каждой личности. Каким образом? Это — тайна, тайна уничижения, кенозиса сходящего в мир Духа. Если в кенозисе Сына нам явилось Лицо, в то время как оставалось сокры­тым под «зраком раба» Божество, Святой Дух в Своем сошествии являет общую природу Пресвятой Троицы, но сокрывает под Своим Божеством Лицо. Он пребывает не откровенным, как бы сокрытым в Своем даре для того, чтобы сообщаемый Им дар был полностью нами присвоен. Св. Си­меон Новый Богослов в одном из своих гимнов прославляет Святого Духа, таинственно с нами соединяющегося и сообщающего нам полноту Божества: «Благодарю Тебя, что Ты, сущий над всеми Бог, сделался еди­ным духом со мною, неслитно, непреложно, неизменно, и Сам стал для меня всем и во всём: пищей неизреченной, совершенно даром доставляе­мой, постоянно преизливающейся в устах души моей и обильно текущей в источнике сердца моего; одеянием блистающим, покрывающим и сохра­няющим меня и демонов попаляющим; очищением, омывающим меня от всякой скверны непрестанными и святыми слезами, которые присутствие Твое дарует тем, к которым приходишь Ты. Благодарю Тебя, что Ты сделался для меня днем невечерним и солнцем незаходимым — Ты, неимеющий, где скрыться... Ведь Ты никогда ни от кого не скрывался, никогда никем не гнушался, но мы, не желая прийти к Тебе, сами скрыва­емся от Тебя» 273.

[166] Личное сошествие Духа Святого «самовладычного», как слышим жы в одном из песнопений Пятидесятницы 274, не могло бы воспринимать­ся как полнота, как бесконечное, внезапно раскрывающееся внутри каж­дой личности богатство, если бы Восточная Церковь не исповедывала ипостасную независимость Святого Духа от Сына в аспекте Его превечного происхождения. Иначе Пятидесятница — начало всеосвящения — не от­личалась (бы от сообщенного апостолам Христова дуновения, в котором Дух Святой, создавая единство мистического Тела Христа, действует как Его помощник. Если бы мы мыслили Святого Духа Божественным Ли­пом, зависимым от Сына, Он представлялся бы нам даже и в личном Своем сошествии некоей связью, соединяющей нас с Сыном. Мистическая жизнь развивалась бы тогда путем слияния души со Христом через по­средничество Святого Духа. Это снова приводит нас к проблеме челове­ческих личностей в их соединении с Богом: соединяясь с личностью

272 О жизни во Христе, IV: PG, t. 150, col. 617 AB. [Русск. пер.: изд. 2, М., 1892, сс. 103—104.]

273 Божественные гимны. Введение: PG, t. 120, col. 509 (латинский перевод); франц. перевод в Vie spirituelle·, XXVII, 2, 1er mai 1931, p. 202. [Русск. пер.: Божественные гимны, Сергиев Посад, 1917, с. 14.]

274 Выражение, взятое из «Слова 41 на св. Пятидесятницу» св. Григория Богослова (§ 9: PG, t. 36, col. 441), которое послужило для составления наиболее прекрасных песнопений службы на св. Пятидесятницу. [Русск. пер., ч. IV, с. 11.]

89

 

 

Христа, мы или уничтожались бы, или личность Христа была бы для нас чем-то насильственно внешним. В последнем случае благодать воспри­нималась бы как нечто внешнее по отношению к свободе, а не была бы ее внутренним раскрытием. Но в этой именно свободе мы исповедуем Божество Сына, ставшее явным нашему уму силою обитающего в нас Святого Духа.

Для мистического предания восточного христианства Пятидесятница, сообщающая человеческим личностям присутствие Святого Духа, — начаток их освящения, знаменует последнюю цель, конец, и одновременно отмечает начало духовной жизни. Святой Дух, сошедший на учеников, в огненных языках, невидимо нисходит на новокрещаемых в таинстве св. миропомазания. В восточном обряде [167] конфирмация [подтвержде­ние] следует непосредственно за крещением. Святой Дух действует в обо­их таинствах: Он воссоздает нашу природу, очищая ее и соединяя с Телом Христа, Он также сообщает человеческой личности Божественность — общую энергию Пресвятой Троицы, т. е. благодать. Тесная связь между этими двумя таинствами — крещением и миропомазанием — стала при­чиной того, что нетварный и обожающий дар, подаваемый членам Церкви сошествием Святого Духа, часто называется «благодатью крещения». Так, преподобный Серафим Саровский говорил о благодати Пятидесятницы: «И вот про эту-то самую огнедохновенную благодать Духа Святого, ког­да она подается нам, всем верным Христовым, в таинстве крещения, свя­щенно запечатлевая миропомазанием главнейшие, святою Церковью ука­занные места плоти нашей, как вековечной ее [благодати] хранительнице, говорится: «Печать дара Духа Святаго»... Ибо крещенская благодать эта столь велика и столь необходима для человека, столь живоносна, что да­же и от человека еретика не отъемлетея до самой его смерти, т. е. до сро­ка, обозначенного свыше по Промыслу Божию для пожизненной пробы человека на земле — на что-де он будет годен и что-де он в этот Богодарованный ему срок, при средствах, дарованных ему на спасение, совер­шить может» 275. Крещенская благодать — присутствие в нас Святого Духа, от нас неотъемлемое и для каждого из нас личное — есть основа всякой христианской жизни: это — Царство Божие, уготовляемое Духом Святым внутри нас, по словам того же преп. Серафима 276.

Святой Дух, вселяясь в нас, преобразует нас в обитель Святой Троицы, ибо Отец и Сын нераздельны от Божества Духа: «Мы [168] прием­лем, по словам св. Симеона Нового Богослова, непокровенный огнь Бо­жества, как говорит Сам Господь: «Огонь пришел Я низвесть на землю» (Лк. 12, 49). Какой это другой огонь, кроме единосущного по Божеству Духа, с Коим вместе входит в нас и созерцается и Сын со Отцем?» 277. Сошествием Святого Духа Пресвятая Троица живет в нас и дает нам обожение, сообщает нам Свои нетварные энергии, Свою славу, Свое Бо­жество, тот превечный Свет, к которому мы должны приобщаться. Поэто­му св. Симеон Новый Богослов говорит, что благодать не может оставать­ся в нас сокрытой, что пребывание в нас Пресвятой Троицы не может быть не явленным. По словам этого великого мистика, «если кто станет говорить, что каждый из нас, верующих, получил и имеет Духа, хотя? и не сознаёт и не чувствует того, таковый богохульствует, так как пред­ставляет лживым Христа, Который сказал: будет в нем источник воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14), и еще: у верующего в Меня из

275 Les révélations de S. Séraphin de Sarov, во французском переводе, частично опубликованном в Le Semeur, март —апрель 1927. Мы цитируем здесь наш неопубликованный перевод. [«О цели христианской жизни». Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым, Сергиев Посад, 1914, сс. 38—39.]

276 Там же.

277 Слово 45, 9. [Русск. пер.: Слова, вып. I, с. 396.]

90

 

 

чрева потекут реки воды живой (Ии. 7, 38). Итак, если неточный ключ €ьет, то наверное река, исходящая из сего источника и текущая, видима бывает для имеющих очи. Но если и это действуется в нас, а мы ничего такого не чувствуем и не сознаём в себе, то явно, что мы совсем не будем чувствовать и жизни вечной, которая бывает следствием того, и не увидим света Духа Святого, но пребудем мертвы, слепы, бесчувственны и в будущей жизни, как пребываем в настоящей. Таким образом выйдет, что надежда наша тщетна и течение наше — попусту, если мы всё еще в смер­ти, т. е. остаемся мертвы духом и не воспринимаем чувства вечной жиз­ни. Но не так есть во истине, не так. Но что я говорил не раз, скажу и еще, и не перестану говорить: свет Отец, свет Сын, свет Дух Святый; трие сии един свет, безвременный, нераздельный, неслиянный, вечный, лесозданный, неоскудевающий, неизмеримый, невидимый, [169] поколику «есть и помышляется сущим /вне и превыше всего, — которого ни один человек не мог никогда увидеть, прежде очищения, и не мог получить прежде узрения. Ибо прежде надлежит увидеть его, и потом многими под­вигами стяжать...» 278.

Мы уже говорили, что богословие Восточной Церкви всегда отличало Лицо Святого Духа — Подателя благодати — от самой подаваемой Им нетварной благодати. Благодать нетварна и божественна по своей при­роде. Она — энергия или преизбыточествующее исхождение единой при­роды, Божество (θεότης) в аспекте Своего неизреченного отличия от сущности, в аспекте сообщения тварному, их обожению. Таким образом, это уже не действие, произведенное Божественной волей в душе и влияю­щее на нее извне, как в Ветхом Завете, но сама Божественная жизнь, рас­крывающаяся в нас в Духе Святом. Он таинственно отождествляется с человеческими личностями, хотя и остается несообщимым; Он как бы становится на место нас самих, ибо это Он, по словам апостола Павла, взывает в наших сердцах: «Авва, Отче!» Следовало бы, скорее, сказать, что Дух Святой как бы отступает, как Личность, перед тварными лично­стями, которым Он присваивает благодать. В Нем воля Божия для нас не внешняя; она подает нам благодать изнутри, проявляясь в самой на­шей личности, поскольку наша воля человеческая пребывает в согласии с волей Божественной и соработает с ней, стяжая благодать, соделывая ее благодатью нашей. Это — путь обожения, приводящий к Царству Божиему, которое вводится Духом Святым в наши сердца уже в настоя­щей жизни. Ибо Дух Святой есть царское помазание, почивающее на Христе и всех христианах, призванных царствовать с Ним в будущем ве­ке. И тогда это незнаемое Божественное Лицо, не имеющее Своего образа в другой Ипостаси, явит Себя в обоженных человеческих личностях, ибо образом Его будет весь сонм святых.

[171]


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.