Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий (Кривошеин), архиепископ

Часть 4. Брюссель. Примечания

ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СВОЕГО ВРЕМЕНИ

Печатается по изданию: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1961. № 38–39. С. 121–126.

____________________________________________________

...среди праведных патриархов Симеон упоминает Игнатия (наряду с Тарасием и Мефодием) ― церковно-политическая борьба различных партий в Византии, особенно во времена перемежавшихся друг с другом правлений патриархов Фотия (847–858; 867–877) и Игнатия (858–867; 877–886), породила неоднозначное отношение к личностям обоих; признание праведности патриарха Игнатия, представителя церковной «акривии», свидетельствует о церковно-общественных симпатиях Нового Богослова.

 

ЕЩЕ О ХАЛКИДОНСКОМ СОБОРЕ И МАЛАБАРСКИХ ХРИСТИАНАХ

Печатается по изданию: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1961. № 38–39. С. 153–161.

_______________________________________________

Малабарская церковь Индии ― по преданию, восходит к общинам, основанным в Индии апостолом Фомой на т.н. Малабарском берегу. Исторически находилась в единстве с несторианской Церковью Востока. Когда в Индию пришли португальцы (конец XIV в.), они навязали унию с Римом. Порвав с унией, индийцы обратились в Дамаск к патриарху Сирийской Церкви (монофизитской) с просьбой поставить им епископа (XVII в.). В начале XX в. часть верующих Церкви Индии вернулась в родную им Церковь Востока. Так была образована автономная Индийская Церковь Востока с центром в г. Тричур, штат Керала. См.: Панкратова В.А. Христиане Кералы: роль в социальнополитической жизни штата. М., 1982.

Мураториевы фрагменты, или Мураториев канон ― сохранившийся в рукописном кодексе VII—VIII вв. латинский перевод самого древнего перечня книг Нового Завета (2-я пол. II в., Рим). Отрывок, начало которого утеряно, был обнаружен в Амброзианской библиотеке (Милан) историком Лодовико Муратори (1672—1750).

...интереснейшие статьи В. Болотова в «Христианском Чтении» ― см.: Болотов В.В. Из истории церкви сиро-персидской // Христианское чтение. 1899. № 1. С. 95–121; № 2. С. 323–349; № 3. С. 535–547; № 4.. 789–804; № 5. С. 1004–1031; № 6. С. 1169–1181; 1900. № 1. С. 65–99; № 3. С. 428–454; 1901. № 3. С. 439–462; № 4. С. 498–515; № 6. С. 937–965.

 

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Печатается по изданию: Богословские труды. Сб. 4. 1968. С. 5–36.

____________________________________________

...непогрешимость папы ― догмат, утверждающий непогрешимость Римского первосвященника в момент провозглашения им ex cathedra, т.е. «при отправлении своих обязанностей пастыря и учителя всех христиан», вероучительных и нравственных положений, обязательных для всей Церкви, был принят I Ватиканским собором в Риме 18 июля 1870 г.

...непорочное зачатие ― догмат о непорочном зачатии Божией Матери,

664

 

 

утверждающий, в отличие от православного учения, о неподверженности Девы Марии первородному греху, был провозглашен папой Пием IX (1846– 1878) буллой «Inefabilis Deus» в 1854 г.

...«credo in Spiritum Sanctum» ― верую в Духа Святого (лат.).

...«Spiritus Sanctus a Patre et Filio... procedens » ― Святой Дух от Отца и Сына... исходит (лат.).

Собор в Autun ― епископская кафедра во Франции недалеко от Лиона и Клюни; собор, состоявшийся при епископе Леодегаре в 670 г., принял ряд дисциплинарных правил, потребовал от монашества строгого соблюдения устава св. Бенедикта, а духовенство обязал знать наизусть т. н. Апостольский символ веры и Символ св. Афанасия Великого.

...отнятие donum superadditum, остается «чистая природа» ― речь идет об учении латинской схоластики в области антропологии, восходящем к блаж. Августину и наиболее полно выраженном в таких произведениях св. Фомы Аквинского, как «Scriptum super IV libros Sententiarum Magistri P. Lombardi » (Libro II, distinctio 9, articulus 4, argomento 4), «Quaestiones disputatae De malo» (quaestio 4, articulus 1) и «Quaestiones disputatae De veritate» (quaestio 14, articulus 10, argomento 2). Согласно учению, первоначальная праведность человека в раю являлась дополнительным Божественным даром человеческой природе (donum superadditum) и была отринута человеком в грехопадении. Чистая человеческая природа оказалась «удобопреклонной» ко греху.

...учение о сбустанции и акциденциях для объяснения пресуществления...― учение латинской схоластики о «пресуществлении» хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы не тождественно восточнохристианскому богословию о Евхаристиии, где говорится о «преложении» Святых Даров. Если латинская терминология остается без комментариев, то содержание таинства можно понять так, что здесь возникает некая «новая сущность» Тела Христова, вместо традиционного взгляда на Евхаристию как Боговоплощение, где материальная природа (хлеб и вино) соединяются с Божественной сущностью «неслиянно и нераздельно». В латинской трактовке «пресуществления», предложенной св.Фомой Аквинским, используется учение античного философа Аристотеля (384–322 до н.э.) о субстанции и акциденции как первой и второй сущностях предмета, сопоставимых с содержанием и формой, основными и случайными признаками. Субстанция хлеба и вина теряет самостоятельное значение, становясь субстанцией Тела и Крови, и присутствует в таинстве лишь в виде формы, т.е. в виде собственной акциденции.

...учение о совершении таинств ex opere operato... ― мнение католического богословия о безусловной действенности таинств в силу самого факта их совершения («сделанное дело») без учета духовно-нравственного состояния верующего.

нон-юроры ― неприсягающие, направление среди националистически настроенного англиканского духовенства, отказававшегося присягать новому королю Англии Вильгельму III Оранскому (1689–1702), который, с одной стороны, освободил страну от угрозы католической реакции, а с другой ― добился у парламента отмены санкций против протестантских диссидентов.

In necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas ― В главном единство, в остальном свобода, во всем любовь (лат.).

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПО ВОПРОСУ О СТИГМАТАХ

Печатается по изданию: ЖМП. 1986. № 4. С. 67–68.

_______________________________________________

...определил великий Халкидонский Собор ― состоялся в Халкидоне на азиатском берегу Боспора в 451 г.

Его человечество не может быть отделено от Его Божества не только богословски, но и духовно ― две природы, сочлененные во Христе, по справедливому мнению автора, не могут рассматри-

665

 

 

ваться по отдельности не только в рамках интеллектуальной деятельности, но и в процессе сущностного богопознания через приобщение Божественным энергиям.

обвинение католиков в несторианстве― становится общим местом антилатинской полемики начиная с XI в., отчасти находит свое основание в неприятии латинским Западом деяний V Вселенского собора в Константинополе (553), посвященных осуждению одного из «родоначальников» несторианского богословия Феодора Мопсуэстийского и ряда несторианских выражений у Феодорита Кирского и Ивы Эдесского.

...но после схизмы нашел благоприятную почву для своего развития в Римско-Католической церкви ― имеется в виду экскоммуникационный акт 1054 г.

 

ДОГМАТИЧЕСКОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ «О ЦЕРКВИ» II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА С ПРАВОСЛАВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Печатается по изданию: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1966. № 56. С. 222–238.

____________________________________________

Первый Ватиканский собор ― открылся 8 дек. 1869 г.; 20 сент.1870 был вынужден приостановить свои заседания ввиду захвата Рима войсками Итальянского королевства. Было принято только две догматические конституции: 1. Dei Filius излагала католическую позицию относительно Бога как Творца всех вещей, относительно естественного познания Бога человеком, сверхъестественного Откровения, веры и доверия и об отношении веры и разума. 2. Pastor aeternus провозглашала позицию по ряду тем: примат апостола Петра, папа как преемник Петра, вселенская юрисдикция Римского епископа, догмат о папской непогрешимости.

Nouvelle Revue Théologique ― имеются в виду след. статьи: Dejaifve G. D’un Concile à l’autre: bilan de la première session // Nouvelle revue théologique. Louvain, 1963. T. 85. Janvier. № 1. P. 56–64. Dejaifve G. Vatican II. Aperçus sur la deuxième session // Nouvelle revue théologique. Louvain, 1963. T. LXXXVI. Janvier. № 1. P. 3–15.

Magna Charta ― Великая хартия вольностей (лат. Magna Carta Libertatum, англ. The Great Charter), грамота, подписанная английским королем Иоанном Безземельным 15 июня 1215 г. и ставшая в последующем одним из основополагающих конституционных актов Англии. По сути, Великая хартия вольностей представляла собой договор короля с оппозицией, которой гарантировалось соблюдение определённых прав и привилегий свободных сословий.

 

БОГОСЛОВСКИЙ ДИАЛОГ МЕЖДУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ И АНГЛИКАНСКИМ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕМ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ

Печатается по изданию: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1967. № 59. С. 157–178.

_____________________________________________

...условно, в духе Торонтской декларации 1950 г. ― Торонтская декларация 1950 г. является одним из основополагающих документов ВСЦ, была принята в результате критики со стороны православных и составлена при решающем участии православных богословов. Крайне важным для Православных Церквей было заявление о том, что членство в ВСЦ «не означает, что каждая Церковь должна признавать другие Церкви, входящие в Совет, как Церкви в полном и подлинном смысле этого слова», а также «необязательность» исполнения решений ВСЦ для общин-членов.

666

 

 

...о Евхаристии на Боннской старо-католической конференции 1874 г. или о священстве в Румынии в 1935 г. ― В 1874 и 1875 гг. вожди старокатоличества устроили в Бонне две конференции «друзей церковного единения». В них принимали участие, кроме старокатоликов, представители богословской науки с Православного Востока, в том числе из России, а также духовные лица и богословы англиканского исповедания. Целью конференции было выработать основания, на которых возможно было бы установить единение между всеми церквами. Но, несмотря на то что по некоторым пунктам соглашение состоялось, эти переговоры в последующее время не привели к желаемым результатам. На I Боннской конференции, в которой участвовали 40 представителей от разных церквей, обсуждались вопросы о Filioque, о действительности англиканских рукоположений, о таинстве Евхаристии, о причащении мирян под двумя видами. Большинство делегатов пришло к заключению, что «церковь Англии… сохранила непрерывное апостольское преемство». Румынская Церковь признала действительность англиканских хиротоний условно на Румыно-Англиканской конференции, в Бухаресте в июне 1935 г.

Оксфордское движение ― движение среди англикан Высокой церкви (High Church), образовавшееся в 1830-х гг. и постепенно развившееся в англокатолицизм, наиболее прокатолически ориентированное течение в Англиканской церкви. Движение выступало за восстановление традиционных аспектов христианской веры и их включение в англиканскую литургию и богословие. Свое название получило благодаря тому, что все его лидеры в 1820-е обучались в Оксфорде.

...Книга Общей Молитвы (Book of Common Prayer) и прилагаемые к ней 39 Членов Религии (Articles of Religion)― в первом сочинении содержатся основные догматические положения Англиканской церкви, оно было опубликовано в 1549 г. и впоследствии пересматривалось и дополнялось в 1552, 1559, 1662, 1872, 1928 гг., в 1571 г. в правление Елизаветы I (1558–1603) парламент принял второй документ, представлявший собой соединение реформационных идей с католической догматикой, что привело к образованию компромисса между различными направлениями в англиканстве.

Bishop of Woolwich ― епископ Вульичский (англ.), титул в Англиканской церкви викарного епископа епархии Саутворк (diocese of Southwark), Кентерберийской архиепископии (province of Canterbury). Наименование титула происходит от названия пригорода Гринвичского района Лондона. Большую известность снискал епископ Вульичский Джон Артур Томас Робинсон (1919–1983), специалист по Новому Завету. Его книга «Честность перед Богом» (Robinson J.A.T. Honest to God. London, 1963), где анализировалось состояние современной церкви, потерявшей свою миссионерскую направленность, вызвала острую критику и упреки в антихристианстве (см.: J.A.T. Robinson, The Honest to God debate: some reactions to the book «Honest to God» / ed. by David L. Edwards with a new chapter by its author. London, 1963).

David L. Edwards «Time for a More from Confusion to Construction» в Church Times ― «Время Церкви», основанный в 1863 наиболее влиятельный англиканский еженедельник в традициях «Высокой церкви», проводящий независимую от официальной иерархии политику. В 1940–1950 гг. переориентировался на более широкие слои Англиканской церкви. До 1989 г. принадлежал частному лицу, с этого года издается христианским благотворительным фондом «Hymns Ancient & Modern». Имеет Интернет-версию: http://www.churchtimes.co.uk. Речь идет о полемической статье автора в этом издании.

...Никейскому, Афанасиеву и «обычно именуемому» Апостольским ― речь идет о Символах веры, составленных, предположительно, в первой половине IV в.

...Никео-Константинопольский как принятый и утвержденный на Вселенских Соборах, является авторитетным, обязательным и общецерковным выразителем вероучения ― текст этого Символа веры представляет собой существенную переработку и дополнение «Никейской веры» 325 г.; впрочем,

667

 

 

несмотря на существующее предание, у нас нет документальных свидетельств о рецепции этого текста на II Вселенском соборе в Константинополе (381), впервые он появляется в деяниях как крещальный символ Константинопольской Церкви и лишь со временем становится общеправославным исповеданием веры.

...Собор 879–880 г., который можно было бы по справедливости назвать VIII Вселенским ― собор Церкви, созванный в 879 г. под председательством патриарха Фотия в храме Св. Софии в Константинополе. На соборе присутствовали представители всех патриархов и папские легаты – всего 383 епископа. Собор издал Определение, осуждающее какие бы то ни было добавления к Никео-Цареградскому символу и, в частности, римский догмат Filioque. В Православной Греческой Церкви собор 879 г. фактически почитается VIII Вселенским. Римско-Католическая церковь не признаёт решений собора 879 г.

...В. Болотов в своей известной статье о Filioque ― с этой статьей владыка познакомился еще на Афоне.

...цвинглианско-кальвинистические взгляды ― Кальвинизм – направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Ж. Кальвином (1509–1565). В кон. XVI — нач. XVII вв. с ним слилось близкое к нему течение цвинглианства, основанное швейцарским реформатором У. Цвингли (1484–1531). Цвинглианство отвергало христианские таинства (евхаристия, например, понималась ими чисто символически). Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения, отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей.

...Константинопольской в 1922 г., Иерусалимской в 1923 г., Кипрской в 1923 г., Александрийской в 1930 г. и Румынской в 1936 г. ― В 1922 г. Вселенский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) обнародовал декларацию, в которой утверждал, что англиканское рукоположение «обладает той же действенностью, что и рукоположение Римской, Старокатолической и Армянской церквей, поскольку в нем присутствуют все необходимые для этого, с православной точки зрения, существенные элементы». Положительные заявления в сходных терминах были сделаны Церквами Иерусалима (1923), Кипра (1923), Александрии (1930) и Румынии (1936). Однако ни одна из этих церквей не вывела практических следствий из своих актов признания. Когда англиканские священники переходят в православие и призываются к православному священническому служению, они всегда заново рукополагаются, хотя в отношении римско-католических священников, перешедших в православие, повторного посвящения не совершается.

Московское Совещание 1948 г. ― Московское Совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей проходило 8–18 июля 1948 года в Москве в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. В нем принимали участие все Поместные Православные Церкви, кроме Константинопольской, Александрийской и Элладской. Одна из принятых Совещанием резолюций гласила: «Православная Церковь не может согласиться признать правоту англиканского учения о таинствах вообще и о таинстве священства в частности, а потому она не может признать действительность англиканского рукоположения».

...на III Соборе ― речь идет о III Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. ― Собор был созван против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, учившего, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме. Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею. На Соборе присутствовало 200 епископов. Собор осудил ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого – и определил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию Богородицею.

668

 

 

ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ БОГА: СУЩНОСТЬ И ЭНЕРГИЯ У СВ. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Печатается по изданию: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1968. № 61. С. 48–55.

___________________________________________

...«разумной» же я называю здесь тварную природу ― разумность для святителя тождественна интеллегибельности, или познаваемости, явления.

...евномиане, ставившие ему такой вопрос: «Поклоняешься ли ты тому, что ты знаешь, или тому, что ты не знаешь?»

...Этот аномейский вопрос... «имеет улавливающий характер» ― очевидно, что здесь присутствуют евангельские реминисценции, ср.: Ин. 4, 22, а также знаменитый вопрос о том, дозволено ли платить подать Кесарю (см.: Мф. 22, 15–22; Мк. 12, 13–17; Лк. 20, 19–26).

 

ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ СВТ. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Печатается по изданию: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1968. № 62–63. С. 122–150.

___________________________________________

Пастырь Ермы ― анонимное произведение церковной письменности периода мужей апостольских, написанное в Риме около 142–157 гг., содержит ригористическое нравственное и социальное учение с ярко выраженным предощущением конца света, отклоняющееся в ряде случаев от взглядов Церкви.

Кельн ― город на территории Германии, основанный римлянами в 1 в. до н.э. на месте поселения греманского племени убиев, в 50 г. по Р.Х. наименован Colonia Agrippina, христианская община возникает не позднее II ― нач. III вв., епископская кафедра ― в III в.

Никополь ― город в Малой Азии, провинция Каппадокия, основан Гнеем Помпеем в 66 г. до Р.Х. в честь победы над Митридатом Евпатором VI, христианская община возникает не позднее начала III в.

Селевкия ― имеется в виду Селевкия в провинции Пиерии, являвшаяся гаванью Антиохии на Ороноте (Сирия), основана Селевком I Никатором около 300 г., христианская община существует с апостольских времен.

Валентиниане ― последователи Валентина, религиозного философа, проповедовавшего в Александрии и Риме около 140–160 гг., принадлежавшего к александрийской школе гностицизма, понимавшего рождество и исхождение Ипостасей Святой Троицы как оскудение Бога ― плиромы.

Маркиониты ― последователи Маркиона, сына епископа г. Синопа на Южном берегу Черного моря в Малой Азии, в 130–180 гг. проповедовал в Риме, отрицал значение для Церкви Ветхого Завета, исповедовал строгий аскетизм, со временем его учение приобрело гностические черты, секта просуществовала до VI–VII вв.

Пепузиане ― или монтанисты, последователи секты Монтана в конце II–IV вв., проповедовавшего чрезмерный аскетизм и наступление «новой эры» Святого Духа, воплощением которого Монтан себя и провозглашал; свое название получили по имени города Пепуза во Фригии, Малая Азия, где находилась своеобразная столица монтанистов.

Энкратиты ― секта ригористического направления II–III вв., исповедовавшая гностические взгляды, у истоков которой стояли Татиан Сириец, Маркион и Сатурнил.

669

 

 

«ТВАРНАЯ СУЩНОСТЬ» И «БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ» В ДУХОВНОМ БОГОСЛОВИИ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА

Печатается по изданию: Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2002. № 2 (32). С. 64–83. Пер. с фр. Т.А. Миллер.

______________________________________________

...мысленные сущности ― ср. «разумные сущности» в богословии свт. Василия, см. статью «Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у святителя Василия» в настоящем сборнике.

 

КАФОЛИЧНОСТЬ И СТРУКТУРЫ ЦЕРКВИ

Некоторые мысли в связи с вступит. докладом проф. С.С. Верховского

Печатается по изданию: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1972. № 80. С. 249–261

____________________________________________

...мы находим его (слово «кафолический»)... в «Церковной истории» Евсевия, где оно обозначает высокую финансовую должность ― речь идет о сохранившемся у Евсевия Кесарийского (HE 7:10) письме свт. Дионисия Александрийского к Ермамону, написанном в самом начале царствования императора Галлиена (261–264). Объясняя резкую перемену отношения императора Валериана к христианам, свт. Дионисий приписывает это влиянию главы языческих магов Фульвию Макриану, который являлся одновременно распорядителем императорской казны. Характеризуя эту личность, александрийский святитель изящно использует трудно переводимую игру слов, связанных с термином кαθολιкόν: «Тот, которого называли стоящим во главе общего (кαθολοῦ) счетоводства при самом царе, вовсе не считал нужным заботиться об общем (кαθολιкόν) благе. Он не имел понятия о Промысле, устрояющем общее (кαθολοῦ)... он сделался врагом общей (кαθολιкοηα) Церкви... на нем исполнилось пророчество: «Горе прорицающим от сердца своего, а общего (кαθολόν) не видящим» (Ис. 66, 3–4). (См.: Дружинин А., свящ. Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского. Казань, 1900. С. 72; Мусин А., диакон. Церковь. Общество. Власть: Опыт патрологического исследования. (Взаимные отношения Церкви, общества и государства по учению ранних отцов Церкви и церковных писателей I–III веков). СПб.–Петрозаводск, 1997. С. 129–130.)

«Дидахи» ― «Учение двенадцати апостолов», произведение раннецерковной письменности, представляющее собой наставление в вере и молитве, создано в Палестине около 120 г.

...название книги Афанасьева... не библейское ― подобный упрек из уст богослова несколько странен. Отсутствие того или иного термина в Священном Писании не исключает его использования в богословии. К подобному упреку прибегали противники Православия после I Вселенского собора (325), когда выступали против признания Бога Сына единосущным Богу Отцу: слова ομοούσιος действительно, не было в Библии, хотя оно наиболее полно выражало православную истину. Более того, примерно ту же мысль выражал и В.Н. Лосский: «В Церкви необходима... икономия, которая обращена к каждой человеческой личности в отдельности, освящая личностную множественность в едином Теле Христовом, ― икономия Святого Духа, “пентекостальный” аспект Церкви» (Лосский В.Н. Кафолическое сознание. Антропологическое приложение догмата Церкви // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. М., 2000. С. 575), ― не отделяя ее, однако, от икономии Второго Лица Святой Троицы. Очевидно, владыка богословски протестует лишь против нарочитой подчеркнутости ипостасного бытия в Церкви Третьего Лица Святой Троицы, как это имеет место

670

 

 

у протопресвитера Н. Афанасьева. Не исключено, правда, что на первый план здесь выступают мотивы полемики с богословской школой Сергиевского института, принадлежавшего к юрисдикции Экзархата Вселенского Патриархата.

«Il ne s’agit pas ici d’opposer l’Eglise universelle aux conventicules dissidents, mais bien de mettre en comparaison l’Eglise universelle, dirigée par le Christ, et les Eglises locales, conduites par leurs évêques. A la première précide un évêque invisible: les évêques visibles qui sont à la tête des secondes ne sont que ses représentants et ses déléguées» ― «Здесь не идет речь о противопоставлении вселенской Церкви самочинным сборищам, но вселенская Церковь во главе со Христом сравнивается с Церквами поместными, руководимыми епископами. Первую возглавляет невидимый Епископ: зримые епископы, возглавляющий поместные Церкви суть лишь его представители и посланники» (фр.). Название книги Г. Барди: Bardy G. La théologie de l’Eglise de Saint Clément de Rome à Saint Irénée. Paris, 1945. P. 64–65.

...образуют «духовный собор» ― стоит отметить, что оппоненты митрополита Сергия никогда не вкладывали в понятие «духовный собор» какого бы то ни было канонического смысла, подчеркивая этим лишь свое духовное единство. Вместе с тем не совсем ясно, о какой конкретно «полемике по этому вопросу» упоминает Преосвященный автор и какими источниками он пользовался.

«иосифлянский» толк ― формально речь идет о движении, возникшем в 1927 г., связанном с именем митрополита Петроградского Иосифа (Петровых) и вызванном смещением со своих кафедр неугодных советской власти архиереев митрополитом Сергием и указом о поминовении этой власти за богослужением. Обычно под этим именем объединяют несколько различных церковных группировок кон. 1920–нач. 1930-х гг.

 

ТРЕТЬЯ СЕССИЯ МЕЖДУПРАВОСЛАВНОЙ КОМИССИИ ПО ПОДГОТОВКЕ БОГОСЛОВСКОГО ДИАЛОГА С АНГЛИКАНАМИ

Печатается по изданию: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1972. № 77. С. 63–75.

____________________________________________

...с избранием болгарского патриарха― патриарх Болгарский Максим (в миру Марин Найденов Минков; р. 29 октября 1914, Орешак, Ловечская область, Болгария) вступил на престол 4 июля 1971 г.

...согласно с предписаниями от Московской Патриархии, следующее заявление ― характерно, что эта бесперспективная практика подачи петиций была продолжена и позже в 1976 г. в Шамбези.

...заявляли, что Русская Церковь произвела раскол в Америке ― речь идет о неприятии Томоса об автокефалии 1970 г.

...последней Ламбетской конференции― состоялась в июле – августе 1968 г. Ламбетские конференции ― съезды епископов Англиканской церкви, созываемые с 1866 г. каждые 10 лет архиепископом Кентерберийским в его резиденции – Ламбетском дворце в Лондоне.

...теорию и практику англиканской «всеобъемлемости» ― (англ. comprehensiveness), один из принципов англиканского богословия, близкий понятию толерантности и предполагающий возможность существования в единой Церкви различных религиозно-культурных традиций, связан с именем Ричарда Хукера (Richard Hooker, 1554–1600).

...заместителем министра народного просвещения ― личность не установлена.

статус финского православия ― по конституции православие в Финляндии является «государственной Церковью меньшинства», а лютеранство ― «государственной Церковью большинства».

...консул-финн по национальности, протестант по вероисповеданию и ни слова не говорит по-гречески ― личность не установлена.

Успенский собор ― построен на острове Катаянокка в 1868 г. по проекту архитектора А.М. Горностаева.

671

 

 

ПРОСТОТА БОЖЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ И РАЗЛИЧИЯ В БОГЕ ПО СВ. ГРИГОРИЮ НИССКОМУ

Впервые опубликовано: Basile (Krivocheine), archevêque. Simplicité de la nature divine et distinctions en Dieu selon Saint Gregoire de Nysse // Messager de l’Exarchat du Patriarche russe en Europe occidentale. 1975. № 91–92. P. 133–158. Перевод с французского Т.А. Угримовой. Нам не удалось установить, по какому изданию Преосвященный автор цитирует некоторые произведения свт. Григория Нисского, в частности «Contra Eunomium», «Homiliae in Canticum Conticorum», «Ref», «Tres dii», «Oratio cathechetica» и «De Spiritu Sancto contra Macedonianos »; возможно, речь идет об издании: Gregorii Nysseni. Opera I–II. Leiden: Ed. W. Gaegvi, 1960, нам недоступном. Сочинение «Beati» по: Migne J.-B. Patrologiae cursus completus. Series Graeca. T. 44. Paris; ссылка на послание свт. Василия Великого дается по изданию: Saint Basile. Lettres. Vol.1–3 / Ed. Y. Courtonne. Paris, 1957–1966.

_______________________________________________

Простота ― одно из основных свойств Единого (en) в античной и, особенно, неоплатонической философии. Понятие Единого лежит в основе всей позднеантичной философии и, в частности, неоплатонизма, оно не только предшествует всякой множественности, но и предсуществует любой форме бытия, превосходя их своею сущностью. Это понятие было использовано отцами-каппадокийцами (святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским) для раскрытия учения Церкви о Едином Боге. Простота Единого противополагается сложности любого вторичного, в представлении христианского богословия, тварного бытия. Поскольку Единое не может быть сравниваемо ни с чем из существующего, то именно здесь находятся истоки апофатического богословия отцов Церкви.

Письмо к Авлалию ― одно из 26 эпистолярных произведений свт. Григория.

 

НЕКОТОРЫЕ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОСОБЕННОСТИ У ГРЕКОВ И РУССКИХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Печатается по изданию: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1975. № 89–90. С. 71–88.

______________________________________________

...Афон не принял константинопольской реформы 1838 г. ― реформа осуществлена патриархом Григорием VI (1835– 1840, 1867–1871), предполагала модернизацию богослужения с точки зрения потребностей приходской жизни и реалий современного христианского общества, в качестве образца использовала практику сосуществования двух типиков ― монастырского и приходского; в частности, в литургию были возвращены архаичные вседневные антифоны и ликвидированы ектеньи об оглашенных.

...Херувимская была введена в литургию поздно, в VI веке, в Константинополе― очевидно, изначально в качестве тропаря Великого входа употреблялся текст «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат», который сегодня исполняется за литургией Преждеосвященных даров в Великий пост; современный текст Херувимской песни появляется не ранее X в.

...именуются «итакизмами» ― один из способов произношения греческих текстов, связанный с именем Иоганна Рейхлина.

Николай Кавасила в своем «Толковании Литургии» (XIV век) ― См., например: Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии // Кормчий. М.,

672

 

 

1997. Вып. 1.

Движение «Колливад» ― или движение колливадов, афонское движение за возрождение основ монашеской жизни и соблюдение литургического устава; название могло быть связано с коливом ― ритуальной пищей, подаваемой после заупокойного богослужения, поскольку одним из требований участников движения было перенесение поминальных служб с воскресного дня на субботу; из этой среды вышел сборник «Филокалия»; движение сформировалось на Афоне после 1754 г., собор 1774 г. в монастыре Кутлумисиу осудил движение, лидеры были изгнаны со Святой Горы; новый виток споров начался в 1804 г. с вопроса о частом причащении, к середине XIX в. движение себя практически исчерпало.

...наиболее серьезное расхождение... в проскомидии ― Это и не удивительно. Проскомидия, византийский протесис, обретает строгую структуру значительно позже прочих частей Божественной литургии. Только вместе с реформой патриарха Филофея Коккина в середине XIV в. здесь появляются элементы унификации. Однако практика, отраженная в древнерусских рукописных служебниках, демонстрирует удивительное разнообразие молитв и действий проскомидии в России, варьирующихся от традиции к традиции. Лишь появление печатных богослужебных книг в XVII в. завершает эволюцию этого чина. По этому поводу см.: Мусин А.Е. О некоторых особенностях древнерусского богослужения XI–XIII вв. (Церковь преображения Господня на Нередицком холме в литургическом контексте эпохи) // Новгородский исторический сборник. № 8 (18). СПб., 2000. С. 215–239.

...прелагается ли... вино в чаше ― По этому поводу см.: Петровский А.В., свящ. Учительное известие при славянском Служебнике // Христианское чтение. Т. 235. Ч. 2. СПб., 1911. С. 552–572; Т. 236. Ч. 1. С. 917–936; Ч. 2. С. 1206–1221; Карабинов И.А. Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров // Христианское чтение. № 6. СПб., 1915. С. 737–753; № 7–8. С. 953–964; Успенский Н.Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке // Богословские труды. № 13. М., 1975. С. 148–171; Он же. К вопросу о происхождении литургии Преждеосвященных Даров // Журнал Московской Патриархии. М., 1976. № 2. С. 71–78; Он же. Литургия Преждеосвященных даров // Богословские труды. № 15. М., 1976. С. 146–184.

 

КРИЗИС В АНГЛИКАНО-ПРАВОСЛАВНЫХ БОГОСЛОВСКИХ ОБСУЖДЕНИЯХ

Статья написана в конце 1976 г., не ранее чем состоялась Генеральная ассамблея Епископальной церкви в США и во всяком случае до 25 января 1977 г. Текст подписан собственноручно, что, возможно, свидетельствует об официальном характере документа (памятной записке, рапорте, мнении и т.д.). Дата не проставлена. Сохранился в архиве Н.И. Кривошеина. Сведений о публикации не имеется. Печатается по: Церковь... С. 286–287.

673


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.