Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Иерусалимский, святитель

Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное. 13. На слова: Распятого и погребенного

175

ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ.

[К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, говоренное без приготовления, на сии слова: Распятого и погребенного; и также на слова Исаии: Господи! кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся?и проч. Яко овча на заколение ведеся.Исаии 53, 1. Там же ст. 7].

1. Всякое действие Христово составляет славу вселенской Церкви, но Крест составляет особенную славу. Зная сие, Павел говорит: мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте (Гал. 6, 14) Христовом. Хотя чудесно было и то, что от рождения слепой в Силоаме прозрел (Иоан. 9, 7): но что сие значит в сравнении со слепыми всей вселенной? Велико и сверхъестественно то, что Лазарь четверодневный воскрес (гл. 11, ст. 39 и 44), но сия благодать им только ограничилась: что же сие в сравнении с умерщвленными грехом во вселенной? Чудесно то, что пять. хлебов с избытком напитали пять тысяч человек (Матф. 14, 21): но что сие в сравнении с алчущими от неведения по всей вселенной? Чудесно то, что разрешена жена, связанная восемнадцать лет сатаною: но что сие в сравнении с нами, кои связаны узами грехов? А Крестный

 

 

176

венец и ослепленных неведением просветил, и всех во власти греха находящихся свободил, и весь род человеческий искупил.

2. Не удивляйся тому, что мир весь искуплен: ибо тот, кто умер за оный, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же единого прегрешением (Рим. 5, 17) смерть воцарилась в мире: то не паче ли правдою Единого жизнь воцарится? И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая; то не удобнее.ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первосозданный из земли нанес всемирную смерть: то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи жизнь? Если Финеес, умертвивши в ревности студодействующего человека, прекратил гнев Божий (Числ 25, 8): то Иисус, не другого умертвивши, но Сам Себя отдавши за искупление, ужели не может утолить гнева на людей (и Тим. 2, 6)?

3. Итак, да не стыдимся Креста Спасителева, но паче да хвалимся оным. Ибо слово Крестное Иудеем есть соблазн (1 Кор. 1, з 8), язычникам безумие, а нам спасение: погибающим юродство, а спасаемым нам сила Божия есть (Там же). Ибо умерший за нас не был простой человек, как сказано, но Сын Божий, Бог вочеловечившийся. Притом, если Агнец при Моисее удалял погублявшего Ангела (Исх. 12, 23): то Агнец Божий, вземлющий грех мира, не паче ли освободит от грехов? (Иоан. 1, 29) Кровь бессловесного Агнца приносила спасение: не паче ли спасет кровь Единородного? Если кто не верит силе Распятого, тот пусть спросит злых духов. Если кто не верит словам; то пусть поверит тому, что

 

 

177

видит: многие распяты; были во вселенной, но злые духи ни одного из них не устрашаются. Поелику они за свои грехи умерли, а Иисус за грехи чужие: ибо греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его; иже укаряемь, противу не укаряше (1 Петр. 2, 221. 23). Не Петр сие говорит, иначе можно бы. было подозревать его в ласкательстве Учителю; но говорит Исаия, который телом тогда не был, но духом предузрел плотское Его пришествие (Исаии 53, 9). И для чего мне одного Пророка приводить ныне в свидетели? Вот свидетельство самого Пилата, который осудив Его сказал: ни единые вины обретаю в человеце сем (Луки ?3, 14). Отдавая же Его преданного ему, и умыв руки сказал: неповинен есмь от крове Праведного Сего (Матф. 27, 24). Есть и другой свидетель невинности Иисусовой, вошедший прежде всех в рай разбойник, который, укоряя находящегося с ним, говорит: мы достойная по делом наю восприемлева, Сей же ни единого зла сотвори (Луки 23, 41); а я и ты подлежали осуждению.

4. Итак, истинно пострадал Иисус за всех людей: ибо не мечта Крест, не мечта и искупление. Если смерть была один призрак; то справедливы те, которые говорили: помянухом, яко льстец он рече еще сей жив (Матф. 27, 63). Итак, страдание есть истинное, ибо истинно распят Он, и мы не стыдимся сего; распят и не отрицаемся: но еще хвалюся я, говоря о том. Да если бы и отрицать я стал; то обличила бы меня теперь сия Голгофа, близ коей ныне все мы находимся; обличило бы меня древо Крестное, коего части отсюда преданы всей вселенной. Исповедую Крест, поелику знаю о воскресении. Ибо если, бы Иисус остался распятым, я бы может быть не исповедал Его; может быть умолчал бы о сем

 

 

178

вместе с моим Учителем. Но поелику за Крестом последовало Воскресение, то я не стыжуся повествовать о нем.

5. Итак, он распят, подобно всем будучи во плоти, но не за подобные грехи. Не за любостяжание поведен на смерть, ибо Он был Учителем нищеты; не за плотское вожделение осужден, ибо Сам Он ясно говорит: иже аще воззрит на жену, ко еже вожделети ее, уже любодействова с нею (Матф. 5, 28); не за дерзкий удар, или биение, ибо биющему по ланите обращал Он и другую; не за презрение закона, ибо Он был исполнитель закона; не за поругание Пророка, ибо Он Сам возвещаем был Пророками; не за удержание платы, ибо Сам служил без платы и даром; не за грехи в словах, или в делах, или в мыслях; Он греха не сотвори, ни обретеся лете во устех Его, иже укаряем противу не укаряше, стражда не прещаше (1 Петр. 2, 22. 23); не по неволе шел Он на страдание, но добровольно. Если бы кто и ныне стал Ему отсоветывать, говоря: милосерд еси Ты, Господи; тому Он опять ответил бы: иди за мною, сатано (Матф. 16, 22. 23).

6. И хочешь ли ты увериться в том, что Он добровольно пошел на страдание? Другие умирают по неволе, или непредвиденно; а Он предсказал о своем страдании: се предается Сын Человеческий на пропятие (Матф. 26, 2). А знаешь ли, для чего не избег смерти Человеколюбец? Для того, чтобы от грехов не погиб совершенно мир. Се восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий, и распят будет (Матф. 20, 18); и в другом месте: утверди лице свое ити во Иерусалим (Луки 9, 51). И хочешь ли познать точно, что Крест есть слава для Иисуса? Послушай не моих, Его собственных слов. Предавал

 

 

179

Его Иуда, сделавшийся неблагодарным к Домовладыке; вскоре после того, как вышел от трапезы; после того, как пил чашу благословения, за спасительное питие пошел пролить праведную кровь: ядый хлебы Его возвеличи на Нею запинание (Псал. 40, 10). Сейчас руки его принимали благословения, и тут же за сребро готовил он предательскую смерть. Хотя обличен был он, и услышал слова: ты рекл еси (Матф. 26, 25), однако же пошел. Потом, глагола Иисус: прииде час, да прославится Сын Человеческий (Иоан. 12, 23). Видишь, что Он в Кресте находит славу свою? Не бесчестно для Исаии, что он распилен был; ужели бесчестно Христу умереть за мир? Ныне прославися Сын Человеческий (Иоан. 13, 31). Сие не то значит, чтобы Он не имел славы и прежде—ибо прославлен был славою прежде сложения мира: но Он, как Бог, прославляем был всегда; а ныне прославлен потому, что увенчан венцем терпения. Не по нужде оставил жизнь, и не насильственно умерщвлен: послушай, что говорит Он: облает имам положити душу мою, и область имам паки прияти ю (Иоан. 10, 18). По своей воле попускаю Я врагам моим, ибо если бы Я не хотел, не было бы сего. Итак, по произволению пошел Он на страдание, радуяся совершению дела, веселяся о венце, утешаяся человеческим спасением: не стыдился Он Креста; ибо спасал им вселенную; потому что страждущий не был слабый человек, но Бог вочеловечившийся и подвигом терпения подвизающийся.

7. Но противоречат сему Иудеи, всегда противоречить готовые, а к вере нерасположенные; почему и говорит ныне чтенный Пророк: Господи! кто верова слухи нашему (Исаии 53, 1)? Персы веруют, а

 

 

180

Евреи не веруют. Узрят, имже не возвестися о Нем, и иже не слышаша, уразумеют (Исаии 52, 15); а упражнявшиеся в сем отвергнут то, в чем упражнялись. Они противоречат нам, и так говорят, ужели Господь страдает? Могут ли преодолеть Господа руки человеческие? Прочтите книгу Плача: ибо оплакивающий вас Иеремия, в плаче своем написал достойное плача: видел он погибель вашу, зрел отпадение: оплакивал тогдашний Иерусалим, ибо нынешний не нужно оплакивать, поелику распял тот Христа, а нынешний Христу покланяется. Итак, оплакивающий Пророк говорит: дух лица нашего помазанный (Христос) Господь ят бьют в растлениях наших (Плач. Иер. 4, 20). Мой ли это вымысел? Вот Пророк свидетельствует, что Христос Господь взят людьми. Что же отсюда произойдет? Скажи мне, Пророк! И он говорит: о Немже рехом, в сени Его поживем во языцех (там же): гадательно говорит он, что уже не в Израиле, но в языках находиться будет благодать жизни.

8. Но поелику много слышим от них противоречий: то теперь при помощи ваших молитв, сколько позволит краткость времени, при содействии благодати Божией предложим немногие свидетельства о страдании. Ибо все, что относится до Христа, написано, и нет ничего сомнительного; потому что ничего нет без свидетельства. Все написано в Пророческих книгах, не на досках каменных, но написано ясно Духом Святым. Итак, когда слышишь ты слова Евангелия об Иуде, то не должен ли иметь свидетельства на оные? Слышал ты, что (Христос) прободен копием в ребро: не должен ли узнать, не написано ли и о сем (Иоан. 19, 34)? Слышал, что распят Он в саду: не должен ли узнать, не на-

 

 

181

писано ли и о сем (41)? Слышал, что Он продан за тридцать сребренников, не должен ли испытать, какой Пророк сказал о сем (Матф. 26, 15). Слышал, что Он напоен уксусом: испытай, где и о сем написано (Марк. 15, 36). Слышал, что в каменном гробе положено тело Его, и камень наложен на оный: не должен ли и о сем иметь свидетельства Пророческого (Матф. 27, 60). Слышал ты, что распят Он вместе с разбойниками: не должен ли узнать, не написано ли и о сем (38)? Слышал, что Он погребен: не должен ли узнать, не написано ли точно и о погребении? Слышал, что Он воскрес: не должен ли узнать, не обманываем ли мы тебя, научая сему (Луки 26, 34). Ибо слово наше и проповедь наша не в препретельных человеческие мудрости словесех (1 Кор. 2, 4); не утонченные мудрования предлагаем ныне на разрешение; не словами вооружаемся против слов, дабы опровергнуть оные: но проповедуем Христа распятого (1 Кор. 1, 23), после того, как Он проповедан уже был прежде Пророками. А ты, принявши свидетельства, напечатлей оные на сердце. Поелику же их много, а времени остается уже немного; выслушай теперь, сколько возможно, некоторые важнейшие из них: и приняв оные за основание, позаботься сам изыскать остальные. Ибо рука твоя должна быть не только простерта на принятие, но готова и на труд. Все дарует Бог: ибо аще кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающего Бога (Иак. 1, 5), и получит. Он по молитвам нашим, да подает и нам говорящим силы исполнять то делами, и вам слушающим уверовать.

9. Итак, будем искать свидетельств о страдании Христовом: ибо собрались мы не для того, чтобы сделать умозрительное изъяснение Писаний, но паче

 

 

182

для того, чтобы увериться в том, чему уже верим. Свидетельства о пришествии Иисуса ты слышал прежде; равно и о том, что Он ходил по морю, ибо написано: в мори пути Твои (Псал. 76, 20). И о различных исцелениях свидетельство слышал ты в другое время. Итак, я начинаю с того, откуда началось страдание. Предатель Его был Иуда: пришедши и ставши против Него, мирные слова говорил Ему, а враждебное дело готовил (Матф. 26, 49). О сем то говорит Псалмопевец: друзи мои и искренний мои прямо мне приближишася и сташа (Псал. 37, 12). И в другом месте: умякнуша словеса их паче елеа и та суть стрелы (Псал. 54, 22). Радуйся, Учителю! (Матф. 26, 49), а предает Учителя на смерть, не устыдился того, Который увещавая говорил ему: Иудо! лобзанием ли Сына Человеческого предавши (Луки 22, 48). Как бы так говорил Он ему: вспомни наименование твое: Иуда означает исповедание, ты сделал условие, взял по оному сребро, исповедуй сие немедля: Боже! хвалы моея не премолчи, яко уста грешнича и уста льстивого на мя отверзошася, и глаголаша на мя языком льстивым, и словесы ненавистными обыдоша мя (Псал; 108, и. 2. 3). А что были при сем некоторые и из Архиереев, и что пред вратами града был связан Он, это слышал ты прежде; если только помнишь изъяснение Псалма, который говорит о времени том, и месте, как возвратились они на вечер (Псал. 58, 7), и взалкали, как псы и обошли град (13).

10. Слушай и о тридцати сребренниках: и реку к ним: аще добро пред вами есть, дадите мзду мою, или отрецытеся, и проч. (Зах. 11, 12). Иную плату должны воздать вы Мне за исцеление слепых и хромых; иную однако же получаю Я: вместо благодарности,

 

 

183

принимаю Я бесчестие; вместо поклонения, обиды. Видишь, как предсказаны в Писании, происшествия? И поставиша мзду Мою тридесят сребреник (Зах. 11, 12). Какая точность у Пророков! коль велико и непогрешительно ведение Духа Святого! не сказал, десять, ниже двадцать; но именно, тридцать, сколько их и было. Теперь скажи и о том, куда обращена цена сия? Получивший ее владеет ею, или отдает назад? и если отдал, то куда обращена она? Пророк говорит: и приях тридесять сребренник и вложих их в храм Господень в горнило (Там же ст. 13). Сличи Евангелие с Пророчеством; оно говорит: Иуда раскаявся и поверг сребреники в Церкви, отъиде (Матф. 27, 3. з).

11. Впрочем представляющееся мне здесь сомнение требует точного разрешения. Отвергающие Пророков говорят: Пророк говорит: и вложих их в храм Господень в горнило (Зах. 11, 13); а Евангелие: и даша я на село скудельниче (Матф. 27, 10). Как же то и другое может быт справедливо, о сем выслушай. Сии строгие Иудеи, Архиереи тогдашние, увидевши, что Иуда раскаялся, когда сказал: согреших, предав кровь неповинную, говорят ему: что есть нам? ты узриши (Матф. 27, 4). Ужели нет дела вам, которые распинаете? Тот, который получил плату за убийство и назад отдал, узрит: а вы убивающие не узрите? Потом говорят между собой: не достойно есть вложити их в корвану, понеже цена крове есть (Матф. 27, 6). Из ваших уст исходит осуждение ваше: если нечиста плата, нечисто и дело; а если поступаешь по справедливости, распиная Христа: для чего не принимаешь платы? Но нам нужно доказать, что. нет разногласия, когда Евангелие говорит: поле скудельниче, а Пророк: горнило. Не только художники золотых

 

 

184

дел имеют горнило, и не одни занимающиеся медною работою имеют горнило; но и скудельники имеют скудельное горнило. Ибо для очищения мягкой, и тучной и нужной части земли от мелких камней, и для отделения от нее негодной грязи, сперва обливают глину в горниле водою, дабы беспрепятственно работать сосуды. Чему же дивиться, если Евангелие говорит ясно: поле скудельниче; а Пророк предрек гадательно: так как в Пророчестве по большей части говорится гадательно?

12. Связали Иисуса, и ввели во двор Архиерея. Хочешь ли узнать и видеть, что и о сем написано? Исаия говорит: горе душе их! зане умыслиша совет лукавый на себе самих, рекше: свяжем праведного, яко не потребен нам есть (Исаии 3, 9. 10). И поистине, горе душе их! посмотрим, почему. Исаия был распилен; но после того исцелен народ. Иеремия ввержен в тинный ров; но излечена рана Иудеев. Ибо она была не столь велика, потому что грех их был против человека: но ныне поелику не против человека, а противу Бога вочеловечившегося согрешили Иудеи, то горе душе их! свяжем праведного. Но не мог ли, скажет кто либо, разрешить себя разрешивший от уз смертных четверодневного Лазаря (Иоан. 11), и разрешивший Петра от железных уз темничных (Деян. 12, 7). В готовности предстоят Ангелы, говоря: расторгнем узы их (Псал. 2, 3); впрочем, удерживаются от сего, потому что Владыка хочет сие терпеть. Потом приведен Он в судилище пред старейшин. Ты имеешь уже свидетельство на сие: Сам Господь на суд приидет со старейшины людей и с князи их (Исаии 3, 14).

13. Вопросивши Его Архиерей и услышав истину, негодует, а злой раб наносит удар; и лице, бли-

 

 

185

стаюшее подобно солнцу, сносило удары от беззаконных рук; другие же пришедшие плюют в лице Тому, Кто брением исцелил слепого от рождения (Матф. 26, 67). Сия ли Господеви воздаете? сии людие буии и немудрии (Втор. 32, 6)? Пророк, удивляясь сему, говорит: Господу! кто верова слуху нашему (Исаии 53, 1)? Ибо дело невероятное:—Бог единый, Сын Божий и мышца Господня сие претерпевает. Впрочем, дабы спасаемые не имели неверия, Дух Святый предварительно пишет о том от лица Христа, говорящего; ибо тот же самый, который тогда говорил, после явился: плещи моя дах на раны (Исаии 50, 6). Ибо Пилат бивши Его предал на пропятие (Марк. 15, 15). И ланите Мои на заушения, лица же Моею не отвратих от студа заплевания (Исаии 50, 6); как бы так говорит Он: предвидя, что будут меня бить Я не отвращал ланиты Моей: ибо как бы Я стал воодушевлять учеников на смерть за истину, если бы Сам боялся того? Я говорил: любяй душу свою, погубит ю (Иоан. 12, 25); если бы Я дорожил Своею жизнью, как бы стал учить сему, Сам не исполняя того, чему учил? Посему прежде Сам Он, будучи Бог, претерпел таковые страдания от людей, дабы после того не стыдились мы для Него терпеть подобное. от людей. Видишь, что и о сем ясно написали Пророки. Впрочем, многие свидетельства Писания, по краткости времени оставляем мы, как я прежде сказал. Ибо если кто с точностью все будет изыскивать, то ни одно из Христовых деяний не останется без свидетельства.

14. Связанный пошел Он от Каиафы к Пилату (Иоан. 18); не написано ли и о сем? И связавше Его отведоша в дар царю Иариму (Осии 10, 6). Но возразит кто-либо из внимательных слушателей: Пилат

 

 

186

не был царь; итак, оставляя многие изыскания, спросим: как связавше Его, отведоша в дар царю Иариму? Но прочти написанное в Евангелии: услышав Пилат, что Он из Галилеи, посла Его к Ироду (Луки 23, 7): а Ирод был тогда царем и находился в Иерусалиме. Примечай же точность Пророческую. Посему в дар послан Он; быта же друга Ирод же и Пилат в той день с собою, прежде бо беста вражду имуща. (Там же, ст. 12). Ибо Тому, Который хочет примирять небо с землею, прилично было первых примирить тех самых, которые Его осуждали: притом присутствовал здесь сам Господь, изменяли сердца Князей земных (Иова 12, 24). Видишь точность Пророков, и истину свидетельства.

15. Подивися судимому Господу; терпел Он, когда вели и влекли Его воины. Пилат, судящий Его, сидел, а Седящий одесную Отца, терпел стоя пред ним. Народ, освобожденный Им от земли Египетской, и многократно от других стран освобождаемый, вопиял на Него: возми, возми, распни Его (Иоан. 19, 15)? За что же, Иудеи? За то ли, что слепых ваших исцелил? Или за то, что ноги хромых ваших уврачевал и другие оказал благодеяния? Так что пораженный ужасом Пророк, и о сем говорит: на кою отверзосте уста ваша) и на кою иссунусте язык ваш (Исаии 57, 4). И Сам Господь говорит у Пророков: бысть мне достояние мое, яко лев в дубраве, даде противу мене глас свой; сею ради возненавидех е (Иерем. 12, 8). Не Я отвергся их, но они сами отверглись Меня. Посему тут же говорит: оставих дом мой (Иерем. 1.2, 7).

16. Будучи судим Я молчал, так что Пилат сострадал и говорил: не слышишь ли, что сии на Тя свидетельствуют (Матф. 26, 62)? Не потому, что

 

 

187

знал он судимого, но устрашен был возвещенным сновидением жены. А Иисус молчал. Посему говорит Псалмопевец: и бых яко человек не слыша й, и не имый во устех своих обличения (Псал. 37, 15). И еще: аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих (14). О сем ты слышал и прежде, если только помнишь.

17. Воины, окружив Его, посмеиваются над Ним; Господь делается для них предметом смеха; и Владыка терпит посмеяние (Луки 23, 36); видеша мя, покиваша главами своими (Псал. 108, 23): остается однако же при Нем образ царственной власти: посмеяваются над Ним, но преклоняют колена, и распинают Его воины, облекши, впрочем, сперва в порфиру и возложив венец на главу Его. Что нужды хотя и терновый? Всякий Царь провозглашается войнами: и Иисусу прообразовательно надлежало быть увенчану воинами. Посему-то и Священное Писание говорит в Песнях: изыдите и видите дщери Иерусалимския во венце, имже венча его мати его (Песн. Песн. 3, 11) И тайну составлял венец, ибо ш дрстйвлял свободу от грехов и освобождение риг определенной за оные казни.

18. Адам принял осуждение: проклята земля в делех твоих; терния и волчцы возрастит тебе (Быт. 3, 17-18). Иисус для того принимает терны, дабы освободить от сего осуждения; и в земле погребен для того, чтобы проклятая земля, вместо проклятия, получила благословение. Тогда, как согрешили, (Прародители), покрылись листьями смоковницы: потому и Иисус последнее знамение совершил над смоковницею. Ибо, намереваясь идти на страдание, проклинает Он смоковницу (Матф. 21, 19), не все смоковницы, но одну известную, для изображения

 

 

188

(райской) смоковницы, говоря: да николиже от тебе плода кто вкусит (Марк. 11, 14). Осуждение миновало, и так как Прародители покрылись листьями смоковницы, то пришел Он в такое время, когда не было на ней плодов. Кто не знает, что во время зимы смоковница не приносит плодов, а только покрыта бывает листьями? Что все знали, ужели не знал того Иисус? Впрочем, зная о сем, шел как бы намереваясь искать плодов; знал Он, что не найдет их, но хотел только представить образ проклятия на листьях.

19. Коснувшись событий, случившихся в раю, по справедливости удивляюсь я истине прообразований; в раю отпадение, в саду и спасение; от древа грех, в древе и спасение (Быт. 3, 8). После полудня скрылись Прародители от Господа ходящего, после полудня и разбойник вводится Господом в рай (Луки 23, 43). Но скажет мне кто-либо: это ты вымышляешь; представь мне свидетельство о древе Крестном из Пророка; если из Пророка не приведешь об оном Пророчества, то я не поверю. Итак, послушай Иеремии и убедись: аз же яко агня незлобивое, ведомое на заколете, не разу мех ли (Иерем. 11, 19)? Читай вопросительно, как я сказал. Ибо ужели не знает тот, который говорит: весте, яко по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие (Матф. 26, 2)? Аз яко агня незлобивое ведомое на заколение, не разу мех ли (Иерем. 11, 19)? Какое агня? Иоанн Креститель объяснит, говоря: Се агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоан. 1, 29). На Мя помыслиииа помысл лукавый, глаюлюще (Иерем. 11, 19): знающий помышления ужели не знал того, что долженствовало случиться? Что же говорили они? Приидите и вложим древо в хлеб Его. (Там же). Если

 

 

189

Господь удостоит тебя, то впоследствии узнаешь, что тело Его, по Евангелию, представляло образ хлеба: приидите и вложим древо в хлеб Его, и истребим Его от земли живущих. (Там же). Жизнь не истребляется, на что трудитесь напрасно? Имя Его да не помянется ктому: тщетен совет ваш; ибо имя Его прежде солнца пребывает (Псал. 71, 17) в Церкви. Также и о том, что жизнь висела на древе, Моисей с плачем говорит: и будет живот Твой висящь пред очима Твоима, и убоишися во дни и в нощи, и не будеши веры яти житию Твоему (Второз. 28, 66). И недавно чтенное Писание говорит: Господи! кто верова слуху нашему (Исаии 53, 1)?

20. Сей образ представил Моисеи в распятом змие, дабы уязвленный живым змием, взирая на медного змия, исцелен был верою (Числ 21, 9). Итак, если медный змий, распятый спасал, то ужели воплощенный Сын Божий распятый не спасет? Жизнь всегда даруется чрез древо. Ибо во время Ноя посредством деревянного ковчега сохранена была жизнь; а при Моисее море, узревши образ жезла, убоялось ударившего по нем. Итак, Моисеев жезл имел силу; ужели бессилен Крест Спасителя? Я для краткости оставляю многие, прообразования. Древо при Моисее усладило воду, и из ребра Иисусова вода истекла на древе.

21. Начало знамений Моисеевых кровь и вода, и то же самое было окончанием всех знамений Иисусовых. Прежде всего Моисей превратил реку в кровь (Исх. 7, 17); а Иисус после всего испустил из ребра воду с кровию для двух, может быть, голосов: голоса Судии и голоса вопиющих; или для верующих и неверующих (Иоан. 19, 34). Ибо Пилат говорил: неповинен есмь (Матф. 27, 24), и водою умывал руки;

 

 

190

а вопиющие говорили: кровь Его на нас (25). Итак, два вещества истекли из ребра: судье может быть вода, а вопиющим кровь. И еще иначе можно сие разуметь: для Иудеев кровь, а для Христиан вода; ибо тем, как злоумышленникам, от крови осуждение: а тебе верующему ныне, посредством воды, спасение. Ибо ничего случайно не делалось. Толкователи Писания Отцы наши представили и другую причину на сие событие. Так как по Евангелию двоякую имеет силу Спасительное Крещение: одна даруется просвещаемым посредством воды, а другая в гонениях сообщается святым Мученикам посредством собственной крови их; то из Спасительного ребра истекла кровь и вода, которые утверждают благодать, когда исповедуют Христа во время просвещения и мученичества. Есть и другое изъяснение, касательно ребра: виновницею греха была жена, сотворенная из ребра: почему Иисус, пришедший даровать прощение грехов равно мужам и женам, прободен в ребро за жен, дабы уничтожить грех.

22. Если кто будет искать, то найдет и другие изъяснения; но довольно и того, что сказано, как потому, что времени мало, так и потому, чтобы не наскучить слушателям; хотя и никогда не должно отягощаться слушающим об увенчанном Владыке, а особенно слушающим на сей. всесвятой Голгофе. Ибо другие только слышат, а мы и видим и осязаем; никто не отягощайся. Вооружись против врагов самым Крестом. Победным знамением противу прекословящих поставь веру в Крест. Ибо когда станешь состязаться с неверными о Кресте Христовом, то сделай наперед рукою знамение Креста Христова, и прекословящий онемеет. Не устыдись исповедывать Крест: ибо Ангелы ставят себе в похвалу

 

 

191

говорить: знаем мы, кого ищете, Иисуса распятого (Матф. 28, 5). Не мог ли Ангел сказать: знаю, кого ищете вы, моего Владыку? Но я, говорит он откровенно, знаю Распятого. Ибо Крест составляет венец, а не бесчестие.

23. Теперь обратимся, к упомянутым нами Пророческим указаниям. Распят был Господь, ты имеешь на сие свидетельства. Видишь место Голгофы и как соглашающийся, взываешь с похвалою. Смотри, чтобы не отречься сего когда-либо во время гонения. Не только в мирное время увеселяйся Крестом, но и во время гонения ту же имей веру в Него-. Не будь другом Иисуса во время мира, а во время брани врагом Его. Ты получаешь теперь прощение грехов твоих и царские награды духовного Дара. Когда наступит война, мужественно подвизайся за Царя своего. Иисус, будучи без греха, распят за тебя: не распнешься ли и ты для Того, Который распят за тебя? Не дар даешь, ибо ты прежде получил от Него, но воздаешь за дар, воздавая должное тому, Который на Голгофе распят за тебя. Голгофа означает лобное место. И не пророчески ли кто-нибудь наименовал Голгофою то место, на котором истинная глава Христос претерпел Крест, как говорит Апостол: иже есть образ Бога невидимого, и не много после: и Той есть глава телу церкве (Колос. 1, 15. 18)? В другом месте: всякому мужу глава Христос есть (1 Кор. 11, 3); и еще: иже есть глава всякому началу и власти (Колос. 2, 10). Сия глава пострадала на лобном месте. Как знаменательно сие Пророческое наименование? Кажется, самое имя убеждает тебя и говорит: не смотри на Распятого, как на простого человека; распятая глава есть глава всякой власти, глава, имеющая Отца. Ибо глава мужу Христос, глава же Христу Бог (1 Кор. 11, 3).

 

 

192

24. Итак, Христос за нас распят, быв судим в ночи, когда был холод, и потому разложены были горящие дрова. Распят Он в третий час: от шестаго же часа тьма быть до девятого (Матф. 27, 45); а от девятого опять свет. Исследуем, не написано ли и о сем? Захария говорит на сие: и будет в день он, не будет свет, но зима и мраз: и будет день един (Зах. 14, 6). Зима была, потому Петр грелся. И день той знаем будет Господеви (7). Что же? Других дней не знает Он? Много дней; но сей день есть день страдания Господня; день, который сотворил Господь. И день той знаем будет Господеви; и не день и не нощь. Что за загадка, которую предлагает Пророк: день оный не есть ни день, ни нощь? Как же назовем его? Изъясняет Евангелие, повествуя о сем событии. Не был то день: ибо солнце не равно светило от восхода до захождения своего, но от часа шестого до часа девятого среди дня была тьма. Средину дня занимала тьма; а тьму Бог назвал ночью. Посему день оный не был ни день, ни ночь: ибо не во все продолжение его был свет, чтобы можно было назвать его днем; и не во все продолжение была тьма, чтобы назвать ночью: но после девятого часа воссияло солнце. И о сем предсказал Пророк; ибо сказавши, и не день и не нощь, присовокупил: и при вечере будет свет (7).—Видишь точность Пророческую, видишь истину того, что написано.

25. Но ты хочешь узнать, в который именно час солнце померкло, в пятый, или в шестой, или в девятый? Скажи, Пророк, определенно упорным Иудеям, когда престанет светить солнце? На сие говорит Пророк Амос: и будет в той день, глаголет Господь Бог, зайдет солнце в полудне (Амоса 8, 9): ибо от часа шестого была тьма, и померкнет на

 

 

193

земли в день свет (Там же). Какое это время, Пророк, и какой день? И превращу праздники ваша в жалость (Амоса 8, 10). А сие происшествие случилось в-ь праздник опресноков, и во время празднования Пасхи. Далее потом говорит: и положу его яко жалость любимого, и сущия с ним, яко день болезни (Там же). Тогда был день опресноков и праздник; между тем жены Иудейские сокрушались и плакали, а скрывавшиеся Апостолы скорбели. Поистине, дивно сие пророчество!

26. Но кто-либо скажет: покажи мне и другой признак. Какой же может быть другой Лучший признак касательно сего события? Иисус распят: Он имел на Себе одну нижнюю и одну верхнюю одежду: воины разделили верхнюю одежду, раздрав на четыре части; а нижняя не была раздрана: ибо будучи разодрана ни к чему не годилась бы. Потому воины кидают о ней жребий. Ту одежду делят, о сей кидают жребий. Не написано ли и о сем? Знают сие прилежные церковные Псалмопевцы; подражая Ангельскому воинству и всегда прославляя Бога, они удостаиваются петь на Голгофе и говорить: разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий (Псал. 21, 19): а жребий сей был жребий воинов.

27. Также быв осужден пред Пилатом, Иисус облечен был в багряницу; ибо там одеяша Его хламидою червленою (Матф. 27, 28). Не написано ли и о сем? Исаия говорит: кто сей пришедый от Эдома, червлены ризы его от Восора (Исаии. 63, 1)? Кто сей, в знак бесчестия облеченный в червленую одежду? Ибо Восор подобное нечто сему означает у Евреев. Почто червлены ризы твоя, и одежды твоя, яко от истоптания точила (Исаии 63, 2)? А он ответствует и говорит: прострох руце мои весь

 

 

194

день к модем непокоряющимся, и противоглаголющим (Исаии 65, 2).

28. Он простер на Кресте руки, дабы объять концы вселенные: ибо сия Голгофа есть средина земли. Не мои слова сии, но Пророк сказал: соделал еси спасение посреде земли (Псал. 73, 12). Распростер человеческие руки Тот, Который духовными руками утвердил небо. Пригвоздили оные, дабы тогда, как пригвождено было ко древу человечество Его, подъявшее человеческие грехи, тогда как человечество престает жить, вместе умер грех, и мы бы воскресли в правде. Поелику одним человеком смерть, то одним человеком и жизнь, одним человеком Спасителем, по своей воле умирающим. Ибо вспомни слова Его: область имам положити душу Мою, и облает имам паки прияти ю (Иоан. 10, 18).

29. Впрочем Он претерпел сие, пришед для спасения всех: но народ злом воздал Ему за то. Иисус говорит: жажду (Иоан. 19, 28). Тот, Который извел для них из твердого камня воды, просит плодов у винограда, им насажденного. Но что на сие виноград, по рождению происходящий от Святых Отцев, а по произволению от Содомлян? Виноград бо их от виноградов Содомских, и розги их от Гоморры (Второз. 32, 32). Напоивши губу и вонзивши на трость, жаждущему Господу приносит он уксус: и дама в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта (Псал. 68, 22). Видишь ясность предсказания Пророческого. Какую же дали желчь устам Моим? Дали Ему, говорит Евангелие, вино со смирною (Марка 15, 23); а смирна подобна желчи и горька. Сия ли Господеви воздаете (Второз. 32, 6)? Сие ли виноград приносит Владыке? По справедливости оплакивает вас Исаия, говоря: виноград быть возлюблен-

 

 

195

ному в розе, на месте тучне (Исаии 5, 1). Мы не все будем говорить: ждах, да сотворит гроздие, я возжадал вина его, а он сотвори терние (2). Видишь ли венец, который возложен на Меня? Какой же суд произнесу Я после сего? Облаком заповем, еже не одождити на нею дождя (6). И облака, т. е. Пророки отняты от них; Пророки теперь в Церкви Христовой, как говорит Павел: Пророцы же два или трие да глаголют, и друзии да рассуждают, (и Кор: 14, 29); и в другом месте: Бог дал есть в церкви, овы убо Апостолы, овы же Пророки (Ефес. 4, 1). Агав, связавший себе ноги и руки, был Пророк.

30. О разбойниках, которые с Ним были распяты, сказано: и со беззаконными вменися (Исаии 53, 12. Луки 23, 32). Прежде сего они оба были беззаконники, а с сего времени один уже не беззаконник. Ибо один до смерти пребыл беззаконником, неприемлющим спасения. Руки его пригвождены были, а язык поражал хулою. Проходящие Иудеи кивали главами, ругаясь над Распятым. На них исполнилось написанное: видеша Мя, покиваша главами своими (Псал. 108, 25). И сей разбойник хулил вместе с ними; но другой унимал хулившего и конец жизни был для него началом исправления, предание Души получением спасения. Унимая первого, после говорит он: помяни мя Господи (Луки 23, 42), к Тебе взываю я. Оставь его, помрачены мысленные его очи, а меня помяни; не говорю, помяни мои дела, ибо страшусь я оных. Всякий человек расположен. бывает к своему спутнику; а я сопутствую Тебе на смерть. Помяни спутника Твоего; но я не говорю, помяни меня теперь, но егда приидеши во царствии Твоем (Луки 23, 42).

 

 

196

31. Какою силою вразумлен ты, разбойник? Кто научил тебя покланяться презираемому и вместе с тобою Распятому? О свет вечный, просвещающий омраченных! посему справедливо и услышал он: надейся не. потому, что дела твои дают право тебе надеяться, но потому, что находится здесь благодатный Царь. Долговременно бы должно быть прошение; а благодать дарована весьма скоро. Аминь глаголю тебе: днесь со Мною будеши в раи (Луки 23, 43). Поелику днесь услышал ты глас Мой, и не ожесточил твоего сердца. (Псал. 74, 8). Я весьма скоро изрек определение против Адама, весьма скоро прощаю тебе. Ему сказано было: в оньже аще день снесте, смертию умрете (Быт. 2, 17). Ты ныне покорился вере, ныне тебе и спасение. Он пал, вкусив от древа; и ты посредством древа вводишься в рай. Не бойся змия, не извергнет тебя; ибо пал он с неба. Не говорю я тебе днесь, отойдешь ты, но днесь со Мною будеши (Луки 23, 43). Надейся, не будешь извержен, не бойся пламенного меча: он устыдится Владыки. Коль велика и неизъяснима: благодать! Верный Авраам еще не вошел туда, куда разбойник входит. Еще не вошли Моисей и Пророки, а разбойник беззаконный входит. Удивлялся сему и прежде тебя Павел, говоря: идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). Терпевшие зной еще не вошли, а в одиннадцатый час пришедший вошел. Никто не ропщи на Домовладыку, поелику говорит Он: друже, не обижу тебе (Матф. 20, 13). Не имею ли Я власти располагать моим, как хочу? Разбойник хочет добро творить, но смерть предупреждает. Я не только ожидаю дел, но и веру приемлю. Пришедши пасти в вертоградах, Я пришел пасти и в кринах (Песн. Песн. 6, и. 2). Обрел Я овча погибшее (Луки 15, 4. 5): беру его

 

 

197

на рамена мои, ибо он верит так, как сам сказал: заблудих яко овча погибшее; помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем. (Псал. 118, 176. Луки 23, 42).

32. Я предвозвестил в песнях о винограде сам невесте Моей, и сии слова говорил ей: внидох в вертоград, сестро Моя, невесто (Песн. Песн. 5, 1). Бе же, идеже распяся вертоград (Иоан. 19, 41). Что ты здесь находишь? Объимах смирну мою (Песн. Песн. 5, 1), когда, пил смешенное со смирною вино и уксус. Приняв сие, сказал: совершишася (Иоан. 19, 30). Ибо исполнилось таинство, исполнилось написанное, уничтожен грех: Христос бо пришед Архиерей грядущих благ, большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, сиречь не сея твари, ни кровию козлею, ниже телчею; но своею кровию вниде единою во Святая. Аще бо кровь козлия и телчая и пепел юнчий кропящий оскверненые освящает к плотстей чистоте: кольми паче кров. Христова (Евр. 9, 11-14)? И в другом месте: имуще убо дерзновение, братие, входити во Святая кровию Иисус Христовою, путем новым и живым, егоже обновил есть нам завесою, сиречь плотию своею (Евр. 10, 19. 20). И поелику завеса Его, плоть обесчещена; то прообразующая оную завеса церковная разодралась, как написано: и се завеса церковная раздрася на двое, с вышнего края до нижнего (Матф. 27, 51). Даже малая часть осталась нераздранною. Поелику же Владыка сказал: се оставляется вам дом ваш пуст (Матф. 23, 3 8), то и дом разрушился.

33. Претерпел сие Спаситель, умиротворив (Колос. 1, 20) кровию Креста небесное и земное. Ибо мы были врагами по причине греха; и Бог определил смерть грешнику. Которое же из двух долженствовало быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по

 

 

198

человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия. Вознес Христос грехи на теле на древо, да смертию Его мы от грех избывше, правдою поживем (1 Петр. 2, 24). Немаловажен был умерший за нас; не чувственный был Агнец; не простой был человек; не Ангел только был, но Бог вочеловечившийся. Не столь важно было беззаконие грешников, сколько важна правда умершего за них. Не столько мы согрешили, сколько сделал правды Положивший за нас душу Свою; положивший, когда восхотел, и опять, когда восхотел принявший ее. И хочешь ли познать, что Он не насильственно кончил жизнь, и что не против воли предал Дух? Он возгласил ко Отцу, говоря: Отче! в руце Твои предаю Дух Мой (Луки 23, 46). Предаю, дабы паки принять оный; и сия рек, испусти дух (Матф. 27, 50); но не на долгое время, ибо скоро опять воскрес из мертвых.

34. Померкло солнце ради солнца правды; распались камни ради камня Духовного; гробницы открылись, и мертвые воскресли ради Того, иже в мертвых свобод (Псал. 87, 6). Он испустил узников Своих от рова, не имуща воды (Зах. 9, 1). Итак, не стыдись Распятого, но с дерзновением говори и ты: Сей грехи наша носит, и о нас? болезнует, и язвою Его мы исцелехом (Исаии 53, 4, 5). Не будем неблагодарны Благодетелю. И еще: ради беззаконий людей моих ведеся на смерть: и дам лукавые вместо погребения Его, и богатые вместо смерти Его (8. 9). Посему ясно говорит Павел: яко Христос умре грех наших ради, по писанием, и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием (1 Кор. 15, 3, 4).

 

 

199

35. Мы желаем знать точно, где Он погребен? Руками ли сделан гроб Его? Выше ли земли находится он по примеру гробов Царских? Сделан ли памятник из камней? И что возложено на него? Скажите нам определенно, Пророки! и о гробе, где положен Он, и где нам искать Его? Они говорят: воззрите па твердый камень, егоже иссекосте (Исаий 51, 1), воззрите и устыдитесь. Слышишь в Евангелии: во гробе иссечене, иже бе иссечен от камене (Луки 23, 53. Марка 15, 46). И что далее? Какая дверь у гроба? И на сие говорит другой Пророк: умориша в рове жизнь мою, и возложиша на мя камень (Плач. Иерем. 3, 53). Я, камень краеугольный, избранный, честный, лежу внутри камня, не на долгое время; камень претыкания для Иудеев, а спасительный для верующих. Итак, посаждено на земле древо жизни, дабы подвергнувшаяся проклятию земля получила благословение, и дабы мертвые освободились.

36. Итак, да не стыдимся исповедывать Распятого; с дерзновением да изображаем рукою знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; да изображаем Его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар, и слабым без труда. Ибо это благодать Божия: знамение для верных, и страх для злых духов. Потому, что посредством оного победил Он их, изведши в позор со дерзновением (Кол. 2, 15). Когда увидят они Крест, то вспоминают Распятого. Они боятся сокрушившего главы дракона. Не пренебрегай знамением сим по той причине, что оно даром дано тебе; но за сие тем более почитай Благодетеля.

 

 

200

37. И если, когда случится тебе исследовать сие, и ты не будешь иметь доказательств: то твердая вера да пребывает в тебе; а приобретши многие сведения, лучше заграждай уста Иудеев Пророками, а Еллинов их баснословием. Они покланяются пораженным молнией; а молния, сходящая с небес, сходит не без причины (на таковых). Если, для них не стыдно покланяться богоненавистным, пораженным молнией; то ты ли постыдишься покланяться возлюбленному Богом и Сыну Божию, распятому за тебя? Я стыжусь говорить о богах, ими называемых, и за краткостью времени оставляю: а пусть говорят знающие сие. Да заградятся уста всех еретиков; если кто говорит, что Крест есть мечта, ты отвратись от него. Возненавидь тех, кои говорят, что Его распятие было призрак. Ибо если распятие на Кресте призрак, между тем от Креста спасение, то и спасение призрак. Если Крест призрак, то призрак и Воскресение. Аще же Христос не воста, еще есмы во гресех наших (1 Кор. 15, 17). Если призрак Крест, то призрак и Вознесение; а если Вознесение призрак, то без сомнения призрак и второе пришествие, и наконец ничего не будет твердого.

38. Да будет тебе Крест первым незыблемым основанием, и на оном созидай все прочее учение веры. Не отрекайся Распятого: ибо если отречешься, то многие обличат тебя. Первый обличит тебя Иуда предатель: ибо предавши, увидел он, что Иисус осужден Архиереями и старцами на смерть. Будут свидетельствовать против тебя тридцать сребреников. Будет свидетельствовать Гефсимания, где случилось предательство. Я не говорю уже о горе Елеонской, на которой молились бывшие там ночью. Будет свидетельствовать ночная луна; будет сви-

 

 

201

детельствовать день и солнце померкшее: ибо не могло оно взирать на совещавших беззаконие. Обличит тебя огонь, у которого стоя грелся Петр. Если отречешься Креста, то ожидает тебя огонь вечный. Жестоко говорю я, чтобы ты не был искушен жестоко. Воспоминай о мечах Гефсиманских, с которыми шли на Христа, чтобы не был поражен ты мечем вечным. Обличит тебя дом Каиафы, настоящим запустением своим являющий силу Того, Который был осужден тогда в нем. Станут против тебя и Ирод и Пилат, как бы так говоря: почто отрекаешься Того, Который распят при нас Иудеями, и о Котором мы знаем, что Он ни в чем не согрешил? Ибо я, Пилат, умыл тогда руки. Станут противу тебя лжесвидетели и воины, одевшие Его в багряную одежду, и возложившие на Него терновый венец, и распявшие Его на Голгофе, и метавшие жребий о хитоне Его. Обличит тебя Симон Киринейский, несший за Иисусом Крест.

39. От светил обличит тебя померкшее солнце, а от вещей земных вино со смирною смешенное, а от тростей трость оная, от растений иссоп, от морских произращений губа, от дерев древо Крестное. Обличат тебя воины, как сказано, пригвоздившие и метавшие жребий об одежде; воин, прободший копием ребро Его; жены, бывшие при том; завеса церковная, тогда раздравшаяся; Претория Пилата, запустевшая ныне силою Распятого тогда; сия святая возвышающаяся Голгофа, видимая и до днесь, до ныне показывающая, как распались тогда для Христа камни; вблизи находящаяся гробница, в ко- торой Он положен был, и положенный при входе камень, доселе лежащий при гробнице; Ангелы, бывшие тогда; жены, поклонившиеся Ему после воскресе-

 

 

202

ния; Петр и Иоанн, притекшие к гробнице; и Фома, вложивший руку в ребро Его и персты в раны от гвоздей. Ибо он вместе и для нас с толиким тщанием осязал Его. Чего бы ты, не бывши тогда, должен был искать, то он по Божественному смотрению нашел, быв тогда.

40. Свидетели Креста двенадцать Апостолов, видимая вселенная и мир, состоящий из людей верующих в Распятого. Даже то самое, что ты теперь пришел сюда, должно убедить тебя в силе Распятого: ибо кто ныне привел тебя сюда? Какие воины? Какими узами привлечен ты? Какой суд принудил тебя? Победное, спасительное знамение Креста Иисусова, Крест собрал всех. Оно покорило Персов; укротило Скифов; оно, вместо кошек и собак и многоразличных заблуждений, даровало Египтянам Боговедение. Оно до ныне исцеляет болезни; оно до ныне прогоняет злых духов, и рассевает обольщения чародеев и волшебников.

41. Оно паки явится с небес со Иисусом. Ибо победное знамя будет предшествовать Царю сему, дабы увидевши Того, Которого пронзили, и по Кресту узнавши поруганного, Иудеи восплакали в раскаянии. Восплачут они, восплачет каждое колено; ибо раскаются тогда, когда не будет им времени для раскаяния. Но мы в восхищении да хвалимся Крестом; покланяясь посланному и распятому за нас Господу, покланяясь и пославшему Его Богу Отцу вместе со Святым Духом. Слава Ему во веки веков. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.