Поиск авторов по алфавиту

ГЛАВА IV

О том, что свойства Бога и Отца (присутствуют) в Сыне не по причастию, но существенно и по природе

IIII. 35. Отец любит Сына и вся даде в руце Его.

Поскольку сказал, что Сын как Бог, явившийся из Бога, может употреблять не другие слова, как те, которые употребил бы и Сам Родивший, то есть истинные, Его же бо посла Бог, глаголы Божия глаголет, говорит (ст. 34), то почитает необходимым в предложенных словах подробнее изъяснить мысль и говорит: Отец любит Сына. Не оскорбим, говорит, Бога и Отца, если Рожденному от Него воз-

 

 

260

дадим равную с Ним честь, — не прогневим Его, если Наследника благ Отца по существу увенчаем боголепной славой, ибо Он любит, говорит, Сына. Итак, будет радоваться, когда мы станем прославлять Сына, но прогневится в противном случае. И никто, говорит, да не думает, что Он имеет Своего Сына наследником этого только боголепного достоинства, ибо «все дал в руку Его», то есть все, какое есть по существу благо у Отца, это есть, несомненно, и в силе (власти) Сына. Рукой называет здесь силу, как и в словах одного пророка: рука Моя... утверди небо (Иса. 48, 13) — вместо сила. Имеет же в Себе Сын все свойство Отца не по причастию, хотя и говорится, что дал Отец, в противном случае Он и Божество имел бы как полученное, а не как природное. А дает Отец Сыну все Свое таким образом, как и человек мыслится дающим рожденному от него дитяти свойства человечества или как об огне говорится, что происходящей из него по действенности теплоте он дает особенности своей природы. В таких явлениях сообщение оказывается безвредным для сообщающих, так как происхождение того, что мыслится получающим, бывает не чрез отделение или отсечение, — равно и то, что представляется получающим, не служит причиною недостатка для получающих; потому что этим указывается только на «то, из чего» (происходит что-либо), и рождаемое мыслится как некое природное, так сказать, качество рождающего, открывая, что есть по существу своему рождающее, и отражая природную действенность своего источника. Но это опять только примеры, Бог же очевидно выше их, за что не будем винить немощное человеческое слово, ибо слава Божия крыет слово

 

 

261

(Притч. 25, 2), как написано. И если даже видим только чрез зеркало и в загадке и разумеваем отчасти (1 Кор. 13, 12), то не тем ли более мы должны оказываться бессильными в речениях языка? Посему благочестиво будет и такое понимание твое учения о том, что все дано Сыну от Отца. Но можешь опять относить это и к воплощению, причем понятия «дать» и «принять» будут указывать уже не на природные свойства Сына, но на данную Ему власть над всеми тварями, дабы опять ты мог разуметь нечто подобное нижеследующему.

Отец любит Сына и вся даде в руце Его.

Да не упорствует, говорит, неверующий, видя Господа всяческих человеком, и да не думает лгать на истину, отказываясь по причине плоти Его веровать в Него как Бога. Пусть принимает свидетельство Его и охотно запечатлевает, что Бог истинен есть, дабы не оскорблять Отца Небесного, ибо Он любит Своего Сына и доказательством этой любви к Нему служит дарование Ему власти над всем, о чем и Сам Спаситель сказал: вся Мне предана Отцем Моим (Матф. 11, 27), и опять: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Матф. 28, 18). И если Сын представляется получившим, то это отнюдь не должно служить основанием кому-либо считать Его меньшим. Почему? Потому что получает, когда стал человеком, когда унизил Себя ради нас, когда Владыка назвался рабом (Филипп. 2, 7), когда свободный Сын соделался слугой. В противном случае каким образом Он унизил Себя или нисшел из равенства с Богом и Отцом? Не усматриваешь ли здесь как Дающего богоприлично, так и Получающего по-человечески и

 

 

262

рабски то, что имел как Бог? Не даяние от Бога собственно возвело Сына в начало господства над всем, но и в состоянии воплощения восприятие и получение той власти, какую имел до воплощения, ибо не тогда только начинает владычествовать над тварью, когда стал человеком.

Иначе в какое же унижение нисшел Он, если тогда, когда стал человеком, начинает господствовать? Или как явится в образе раба, если тогда именно (в воплощении) и оказался Владыкой всего? Прочь такие нелепые мысли (да отгонятся). Но когда стал человек, то и в этом состоянии начинает владычествовать, не лишаясь Своего Божеского достоинства ради плоти, но и с плотью восходя опять в то, чем был изначала. А что это было восприятие Христом изначальнейшего, в этом Сам удостоверит словами: Отче! прослави Мя славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Иоан. 14, 5). Видишь, что не начала славы просит, но возобновления прежней, и притом говоря это как человек. А что опять по причине человечества говорится, что все дано Сыну, то любознательный отовсюду может собрать ясные доказательства этого, особенно же из того страшного видения Даниила, в коем он, как говорит, видел Ветхаго денми восседающего на престоле и, утверждает, тысящи тысящ и тмы тем — одне служаху 1), другие предстояху (Дан. 7, 9-10). К этому он присоединяет: и се с 2) облаками небесными яко Сын Человечь идый (грядый) бяше 3), и до

1) λειτουργεῖν — по Феодотиону, вм. LXX: ἐθεράπευον.

2) μετὰ по Феод. Код. Марх. ἐπί, как и LXX и слав.: на облацех небесных.

3) Так и слав. согл. Ал. код., но Ват. и др.: без ἦν, — у LXX: ἤρχετο.

 

 

263

Ветхаго денми дойде и пред Него приведеся 4) и Ему дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена 5), языцы Ему 6 поработают (Дан. 7, 13-14) 7). Видишь, что в этих словах точно описывает нам всю тайну вочеловечения. Видишь, что Сын называется приемлющим царство от Отца, — является пророку не Слово Само в Себе 8), но как Сын Человеческий. Это потому, что уничижил Себя, как написано, и образом ради нас обретеся яко человек (Филипп. 2, 7), дабы и, первым возведенный в Царство, Он опять явился для нас началом и славным путем в Царство. И как, будучи жизнью по природе, нисшел ради нас в смерть по плоти за всех, дабы изъять нас от смерти и тления, чрез подобие с нами как бы приобщив нас к Себе и соделав участниками вечной жизни; так и, будучи как Бог Господом славы, принимает на Себя образ нашего малодостоинства, дабы и человеческую природу возвести в царственное достоинство. Ведь стал во всех Той первенствуя (Колос. 1, 18), как говорит Павел, — путем, дверью и начатком благ человечества от смерти к жизни, от тления к нетлению, от немощи к силе, от рабства к

1) καὶ ἑως τοῦ Παλαιού τῶν ἕφθασεν καὶ ἐνώπιον αὐτοῦ προσηνέχθη, как нек. по Ват. καὶ προσήχθη (Марх. προσηνέχθη) αὐτῷ, Алекс. ἐνώπιον αὐτοῦ προσήγαγον αὐτόν, — LXX: καὶ ὥς Παλαιὸς ἡμερῶν παρῆν καὶ οἱ παρεστηκὸτες παρῆσαν (др.: ἤγγιζον) αὐτῷ.

2) Ват. и слав. приб.: καὶ, но Алекс. и др. не им.

3) Αὐτῷ δουλεύσουσι Алекс. (но δουλεύουσιν), Марх. δουλεύσουσιν αὐτῷ — Крипт. αὐτῷ δουλεύσουσιν καὶ ὐπακούσονται.

4) LXX: καὶ ἐδόθη αὐτῷ καὶ τιμή βασιλική καὶ πάντα τά ἕθνη τῆς γῆς κατὰ γένη καὶ πᾶσα δόξα αὐτώ λατρεύουσαι. Перевод Феодот. и слав. ближе к подлиннику.

5) Οὐ γυμνὸς τῷ προφήτη Λόγος, ἀλλ ὥς ὐιὸς ἀνθρώπου θαινὸμενος, т. е. не как λόγος ἄσαρκος, мыслимый вне воплощения. Но латин. иначе.: non est nuda prophetae oratio (относя к пророческой речи?), sed «quasi filius hominis apparens», inquit (?!.).

 

 

264

всыновлению, из бесчестия и бесславия к чести и славе царской. Посему, когда Сын является получающим как человек то, что Он имел как Бог, то мы отнюдь не должны соблазняться, но должны уразумевать образ домостроительства ради нас и за нас, ибо в таком случае сохраним свой ум без вреда и повреждения.

III. 36. Веруяй в Сына имать живот вечный.

Не просто и не без искания, свидетельствует премудрый Креститель, предлагается верующим во Христа жизнь в качестве награды, но из самого, так сказать, качества дела представляет нам доказательство, так как Единородный есть жизнь по природе, в Нем бо живем и движемся и есмы (Деян. 17, 28). Вселяется же в нас, конечно, чрез веру и обитает чрез Святого Духа. О сем засвидетельствует и блаженный Иоанн Евангелист в своих Посланиях: о сем разумеем, яко в нас есть, яко от Духа Своего дал нам (1 Иоан. 4, 13). Итак, Христос животворит верующих в Него, как Сам будучи жизнью по природе, так и потом уже обитая в них. А что Сын обитает в нас чрез веру, в сем удостоверит Павел, говоря так: сего ради преклоняю колена моя к Отцу 1), из Него же всяко отечество на небеси 2) и на земли именуется, да даст вам по богатству славы простоты Своея, силою утвердитися Духом Его 3), вселитися Христу в сердцах ваших верою (Ефес. 3, 14-17). Когда, таким образом, жизнь по природе чрез веру вникает в

1) Так одни, а др. и слав. приб.: Господа нашего Иисуса Христа.

2) Так и мн. греч. и слав.: Слепч. Христ. Шиш. св. Ал., но автор. греч. и др. древнесл. и теп.: на небесех.

3) Опущ.: во внутреннем человеце.

 

 

265

нас, то как же не истинен говорящий: верующий в Сына имеет жизнь вечную? Очевидно, Самого Сына, а не другую какую-либо надо разуметь жизнь, кроме Него.

III. 36. Не веруяй же Сыну не узрит жизни 1).

Но неужели же, скажет, пожалуй, кто, Креститель проповедует нам о другой славе и разрушает учение о воскресении, утверждая, что верующий будет оживотворен, а неверующий не узрит жизни совсем? Воскреснем, по-видимому, не все, на каковое различие указывает это изречение. И в таком случае что же станется со словами, сказанными безусловно и ко всем: возстанут мертвии (1 Кор. 15, 52)? Зачем бы Павел сказал: всем бо нам подобает явитися пред судищем Христовым, да приимет кийждо яже с телом содела, или благо 2) или зло (2 Кор. 5, 10)?

Хотя и должным почитаю похвалить такого любознательного человека, однако же ему нужно делать более точное исследование Священных Писаний. Замечай же то ясное различие в выражениях, на какое я укажу тебе. О верующем говорит, что он будет иметь жизнь вечную, а в изречении о неверующем употребляет другое выражение. Не сказал, что он не будет иметь жизни, ибо воскреснет по общему закону воскресения, но говорит, что жизни не узрит, то есть не достигнет даже и до простого только созерцания жизни святых, не коснется их блаженства, не вкусит их радости. Ведь это только

1) Так св. Ал. соотв. греч. вм.: а иже не верует... живота — древнесл. и тепер.

2) Един. в греч. и древнесл. и св. Ал. буквально: соответственно тому, что чрез тело совершил, — или: за то, что чрез тело совершил.

 

 

266

и есть настоящая жизнь. Дыхание же среди наказаний мучительнее всякой смерти, причем душа содержится в теле для одного только ощущения зол. Таковое различие между жизнью и Павел вносит. Послушай, что говорит он к умершим греху ради Христа: умросте бо, и живот ваш сокровен есть в Бозе со Христом: егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе (Колос. 3, 3-4). Видишь, что жизнью святых называет явление их в славе со Христом. То же и Псалмопевец воспевает нам: кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла (Псал. 33, 13-14). Разве не жизнь святых изображается здесь? Но, думаю, это ясно для всех. Не для того, конечно, повелевает кому-то удерживаться от зла, чтобы получить снова оживление плоти, ибо воскреснут и в том случае, если бы не прекратили зло, — но побуждает к той жизни, в коей можно видеть благие дни, проводя в славе и блаженстве вечное житие.

III. 36. Но гнев Божий пребывает на нем.

В этом прибавлении блаженный Креститель яснее указал нам цель сказанного. Пусть же любознательный обратит опять свое внимание на смысл этого изречения. Неверующий, говорит, Сыну не узрит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. Но если бы действительно можно было разуметь это изречение в том смысле, что неверующий будет лишен жизни в теле, то, наверно, Креститель прибавил бы тотчас же: «но смерть пребывает на нем». Поскольку же называет гнев Божий, то очевидно противопоставляет наказание нечестивцев блаженству святых и жизнью называет истинную жизнь в

 

 

267

славе со Христом, а наказание нечестивых — гневом Божиим. Что в Священных Писаниях наказание часто называется гневом, представлю двух свидетелей этому — Павла и Иоанна (Крестителя). Один сказал к обращающимся из язычников: и бехом чада гнева естеством, яко и прочии (Ефес. 2, 3). Другой — книжникам и фарисеям: рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева (Матф. 3, 7).

IV. 1-3. Егда убо 1) разуме 2) Господь 3), яко услышаша 4) фарисее, яко 5) Иисус множайшыя ученики творит и крещает, неже Иоанн, — хотя Сам Иисус 6) не крещаше, но ученицы Его, — остави Иудею 7) и иде 8) паки 9) в Галилею.

Небесполезным считаю выяснить, как и при каких обстоятельствах, по евангельскому повествованию, Господь узнал о том, что услышали фарисеи; ибо выражение святого Евангелиста: егда убо разуме — очевидно указывает на какое-то предшест-

1) Так Конст. и поздн. вм.: егда же Мар. Зогр. Гал. Мст. др. св. Ал.: яко убо = ὥς οὗν.

2) Так Ник. а, Конст. и поздн. Мар.: уведе, Гал. и Зогр.: услыша,св. Ал.: уразуме.

3) Так и ниже в самом толковании, согл. א. D. др. мн. мин. Лат. Вульг. Сир. (cur sch. и p в тексте), Конст. Арм. Злат. Св. Ал. и тепер. слав. вм. κύριος древнеслав. соотв. А. В. С. др. мн. Сир. на поле) Эфиоп. Нонн.

4) Св. Ал.: слышаша.

5) Св. Ал.: зане.

6) Так A, D др. нек. Злат. вм.: Иисус сам Слав. и др. Но Сир. cur. и Вульг. оп.: сам. Гал. и Мст.: Иисус же сам, Зогр.: Иисус сам, Мар.: а Иисус сам, Конст.: та же... Св. Ал.: и убо Иисус сам.

7) Нек. приб.: γῆν.

8) Так и Мар. Зогр. Гал. Мст. но св. Ал.: отъиде (точно).

9) Так א. B 2. C. D. мн. др. Лат. Вульг. Копт. Сир. (cur. syn. и sch.) Арм. Эф. Нон. и древнесл., но A. B*. Г мн. унц. и мин. Сир. р. Злат. и слав. Конст. и св. Ал. опускают.

 

 

268

вовавшее обстоятельство. Хотя, как Бог, Он ведает все Сам Собою, без всякого указания, не только когда это совершается, но и «прежде бытия их» (Дан. 13, 42), как засвидетельствовал пророк, однако ожидает соответствующего каждому явлению времени и следует не Своему предведению, но последовательности событий. Ведь и это достойно Божественного домостроительства.

Итак, когда возник спор у учеников Иоанна с Иудеями об очищении (Иоан. 3, 25), то у них происходили большие рассуждения об этом предмете. Одни, защищая своего учителя, усиливались доказать, что его крещение несравненно выше их подзаконных окроплений и прообразовательных очищений, причем в доказательство этого справедливо указывали на то, что многие идут к нему, между тем как древние и исконные обычаи уже совсем почти оставляют. А другие, так как рассуждение противников ниспровергло их и сила истины, подобно воде, стремительно потопляла бессильный ум возражателей, хотя и невольно и вопреки своему расположению, оказываются вынужденными ссылаться на то, что сообщаемое Христом крещение несравненно превосходнее Иоаннова, и отражают своих противников посредством точно таких же рассуждений и вооружаясь мыслями своих же соперников. А именно, они утверждали, что приходящих ко Христу оказывается гораздо больше и что все притекают более к Нему, чем к Иоанну. Вот поэтому-то, полагаю, воспламененные и объятые скорбью ученики Иоанна и приступили к своему учителю со словами: Равви! Иже бе с тобою об он пол Иордана, Ему же ты свидетельствовал еси, се Сей крещает, и вси грядут к Нему (Иоан. 3, 26). Таким образом, возражение

 

 

269

или доказательства, какие употребляли в споре с Иудеями, они предлагают ему в виде вопроса. Ввиду этого Евангелист и говорит, что Господь узнал о том, что услышали фарисеи, что Иисус более учеников приобретает, нежели Иоанн. Тогда, избегая их неистовой зависти и сохраняя страдания Свои до предназначенного времени, уходит из страны Иудейской и опять возвращается в Галилею.

IV. 4-5. Подобаше 1) же Ему проити 2) сквозе Самарию. Прииде 3) убо во град Самарийский, глаголемый 4) Сихарь 5), близ веси, юже даде Иаков Иосифу сыну своему.

Какая великая проницательность и удивительная предусмотрительность! Ожидаемый вопрос уже предупреждается ответом. Ведь сейчас же мог бы кто, пожалуй, спросить, в разговоре ли с другим или тайно размышляя в себе самом: чего ради Господь наш Иисус Христос не в надлежащее время совершил просвещение Самарян? Некогда приступила Сирофиникиянка, со слезами прося милости для своей несчастной дочери, и что же сказал ей

1) Так. Конст. Св. Ал. и поздн. вм. древн. достояше.

2) Так Мар. Зогр. Св. Ал. др. соотв. автор. греч., но Гал. и Мст.: прити, соотв. редк. греч. чт.: ἔρχεσθαι вм. автор. διέρχεσθαι.

3) Ассем.: вниде, св. Ал. точно: приходит.

4) Так св. Ал., но древнесл.: нарицаемый.

5) Так все древнесл. и св. Ал. соотв. автор. греч. вм. тепер.: Сихарь, соотв. нек. поздн. греч. лат. Нонн. Иероним, считая за ошибку вместо Сихем в Quaest. hebr. in Genes. 48, 22 и в Liber intepr. hebr. nom. ed. Lagarde, Onomastica Sacra 66. 20-22, p. 99. Но в de situ et nom. hebr. 154. 31-34, p. 185: Sychar ante Neapolim juxta agrum... ubi nunc ecclesia fabricata. Евсевий Onomast: Lag. 297. 26-29, p. 286: συχὰρ πρὸ τῆς Νὲας Πόλεως... κὰ εἰς ἔτι νῦν δείκνυται. Чрез υ и в Onom. Vatic. ib. 177. 61, p. 206 и 199. 75-76, p. 223. Примечательно, что в новооткрытом Сирском (Синайском) палимпсесте читается именно так, как предполагал Иероним: שכם, — ed. Bensly, Harris, Burkitt and Lewis, Cambr. 1894. Pag. 243. Col. 2. lin. 12.

 

 

270

Милосердый? Не хорошо, говорит, взять хлеб у детей и бросить псам (Матф. 15, 26). Не почитал Он, думаю, должным — назначенную Израильтянам благодать преждевременно сообщать язычникам, что яснее высказал Сам в словах: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (ст. 24). Каким же образом, может спросить кто-либо, Посланный только к Израилю наставлял народ Самарянский, между тем как Израиль еще совсем отвергал благодать? Вот на такой вопрос и дают совершенно убедительный ответ слова: подобаше же Ему проити сквозе Самарию. Пришествие это к Самарянам совершил Он не для того именно, чтобы проповедать у них учение и всецело все благословение Израиля перенести к ним, но поелику подобало проходить (по дороге), то посему и преподает учение, совершая дело Премудрости.

Как огонь никогда не прекращает проявления присущей ему по природе силы жжения, так почитаю совершенно невозможным для Премудрости всяческих не совершать того, что подобает премудрости. И как тогда, когда говорил, что не следует взять хлеб у детей и бросить псам, будучи склонен к милости многими слезами и мольбами, уделил благодать и женщине, не потому, конечно, чтобы время дарования (благодати) Ему узаконено было от инуду, но потому, что Сам Он есть законодатель вместе с Отцом, как Сын и Бог и Господь; так и Самарянам сообщает милость и, открывая неизреченную силу Своей боголепной власти, во время пути, по дороге, совершает просвещение целой страны.

Иначе было бы странно — оказывать всецелую любовь к Израилю, когда он уже неистовствовал и

 

 

271

замышлял убийство Господа. Но так как он еще не дошел до крайнего неистовства и только начинал преследовать Господа, то посему и Господь наш Иисус Христос еще не всецело лишает его благодати, но переносит, однако, мало-помалу благословение на других. То, что Христос совсем оставляет страну Иудеев и спешит идти в страну иноплеменников, по причине бесчеловечия преследователей Своих, — было некоей угрозой, как бы в образе живописавшей характером события, что они уже подвергаются полному лишению благодати и предадут другим свое собственное благо, то есть Христа, если не воздержатся от неистовства против Него.

IV. 6. Бе же ту источник 1) Иаковль.Иисус же 2) утруждся 3) от пути 4) седяше тако 5) на источнице.

Выйдя из пределов Иудеи и находясь уже у иноплеменников, Спаситель, сказано, остановился при источнике Иакова. Этим Он опять как в образе и загадочно указует нам на то, что, хотя евангельская проповедь и удалится из Иерусалима и слово Божие в конце концов перейдет к язычникам, однако вместе с Израилем не престанет любовь к отцам, но Христос опять восприимет их и опять успокоится и почиет как во святых, сохраняя для них неувядаемой изначальную благодать. Охотно

1) Так Конст. Ал. и поздн. вм.: студенец Остр. Мст., Гал. Мар. и: кладязь Зогр. Арх. Юр.

2) Так слав. соотв. одним, но автор. и св. Кир.: οὖν.

3) Так поздн., но древн.: тружься, Юр.: трудився.

4) Св. Ал. точно: от путишествия.

5) Гал. Мст.: ту вм. тако. Но Добрил. 12 в. оп. соотв. некот. греч. и лат., сир. Sch и р. Арм. Эф.

 

 

272

пребывает там, где хранилась память о святом (при источнике Иакова), и этим представляя нам Самого Себя в образец и являясь началом и дверью почтения к отцам. Останавливается же утрудившись от путешествия, как написано, дабы и этим обвинить нечестие гонителей Его. Ведь им надлежало привлекать Его к себе подобающими почестями, окружать, как своего Благодетеля, благоговением и страхом, а они принуждают Господа к трудам, дабы истинным оказался говорящий о них в книге псалмов: и воздаша ми лукавая возблагая (Псал. 34, 12).

Итак, здесь обнаруживается дерзость Иудеев. Но что же опять скажут нам на это ариане, близкие к безумию тех (Иудеев), к которым справедливо можно сказать: «оправдан Содом из тебя» 1) (Иезек. 16, 52; ср. Матф. 11, 24)?. Те распинают Христа по плоти, а эти неистовствуют против самой несказанной природы Слова. Вот Он утрудился от путешествия. Кто же терпит это? Неужели будете утверждать, что Господь сил нуждался в восстановлении крепости, и Самому Единородному от Отца усвоите утруждение от путешествия, дабы уже и Неведающий страданий мыслился страстным? Или же справедливо откажетесь от таких мыслей, но усвоите это одной только телесной природе и скажете, что утруждение свойственно только человечеству, а отнюдь не отдельно и в Себе Самом сущему и мыслимому Слову? Как о Том, Кто по Своей природе обладает всемогуществом и является силой всего сущего, говорится, что Он утрудился (при этом смотри не раздели единого Христа на двух

1) Т. е. пред тобою, — скорее, чем ты, — паче, более тебя.

продолжение следует

 

«Богословский вестник», М., 1900, № 7.

продолжение

 

273

сынов), и Ему усвояются немощи человечества, хотя Он и пребывает бесстрастным, так как по своей природе Неподверженный утруждению стал человеком; таким же образом если Он и говорит о Себе что-либо такое, что надо считать приличествующим только человеку, а отнюдь не Богу, то мы не должны гоняться за буквализмом речений, ни оказываться невежественными преимущественно тогда, когда от нас особенно требуется искусство в отношении благочестия, как можно более отдаляя мысль о домостроительстве воплощения и уносясь к Самому Божеству Слова и по великому невежеству касаясь превышающих нас предметов. Ведь если бы Он совсем не стал человеком, если бы не явился в образе раба, тогда следовало бы опасаться всего, что говорится о Нем свойственного рабу, и, напротив, принимать только то, что приличествует Ему как Богу. Но если мы с твердой и несомнительной верой приняли, что, по слову Иоанна, «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Иоан. 1, 14), то, когда видишь Его говорящим как плоть, то есть как человека, принимай для достоверности проповеди речение так, как свойственно человеку (человеческой природе Христа). Иначе ведь и невозможно было дать ясное познание о том, что Бог и Слово стал человеком, если бы не было написано, что Бесстрастный претерпевал нечто (человеческое) и Превышний говорил нечто свойственное низшей (человеческой) природе.

IV. 6. Час бе яко шестый 1).

Показует нам Иисуса благовременно останавливающимся у источника. Так как солнце со сре-

1) Так согл. автор. греч. Мар. Зогр. Гал. Ал., но Остр. приб. же как нек. Час — Зогр. Ал. вм. година др. Расположение слов в тепер. слав.

 

 

274

дины небесного свода испускало самые жаркие лучи на обитателей земли и весьма сильно жгло тела, то не безвредно было идти еще далее, но следовало отдохнуть немного, — тем более что легко мог бы отклонить от Себя обвинение в изнеженности, ибо самое время требовало этого. Час же, говорит, был не точно шестой, но около шестаго, дабы и мы научались отсюда не быть безразличными и невнимательными даже в малейших предметах, но старательно чтить истину во всем, где бы она ни встретилась.

IV. 7-9. Прииде 1) жена 2) от Самарии почерпати 3) воду. Глагола ей 4) Иисус: даждь Ми 5) пити. Ученицы бо Его отшли бяху 6) во град, да брашна 7)купят. Глагола 8) Ему жена Самаряныня.

Не неведал Спаситель о приходе женщины. Как Истинный Бог, Он, конечно, знал о том, что она сейчас придет почерпнуть прохладной влаги из источника. А как только пришла, Он начинает уловлять ее в сети (Царствия Божия) и, тотчас же предлагая ей слово учения, начинает разговор от подручных предметов.

Закон строго требовал от Иудеев, чтобы они

не соотв. ни греч., ни древнесл. В Ник. серб. оп. яко, не выраж. в Саг. и Копт.

1) Ассем. Ник. приб. и, как и в нек. Лат. Сир. (все и Син.), или же — один Лат. и Саг.

2) א: τις γυνη, один Лат.: quaedam mulier, Саг. Копт. и Сир. (син. и кур.). Св. Ал. точно: приходит жена.

3) Древнеслав.: почрет (почерпнуть) воды (Остр. и др.).

4) Мар. оп. ей, Арх. приб. и Ал.: глаголет ей.

5) Арх. воды вм. пити. Добрил. и поздн. воды пити, как нек. греч. эф. и Сир. син. (244. а. 8) и sch. Ефр. Сир. (Moes. 140), но кур. нет.

6) Чит.: ἀπεληλύθεισαν, а не ἀπέλθον.

7) Так все древнесл. и св. Ал. согл. греч. вм. тепер. брашно, как и в Остром.

8) Так Остр. Гал. Мст. согл. одн. греч., но Мар. Зогр. Арх. Добр. и др. нек. приб. же, согл. другому чт. с οὖν, св. Ал. точно: глаголет убо.

 

 

275

отнюдь не осквернялись, почему предписывал им избегать всякого нечистого предмета и не сообщаться с иноплеменниками или необрезанными (Лев. 5, 2). Евреи же, простирая далее силу заповеди и следуя более своим пустым измышлениям, чем точным предписаниям закона, не только не осмеливались вступать в плотское общение с иноплеменниками, но и думали, что впадут во всякую нечистоту, если в чем бы то ни было будут сходиться с cамарянами. В конце концов отчуждение между ними доходило до того, что боялись даже вкушать воду и пищу, приносимые руками иноплеменников. Итак, чтобы необычайностью поведения побудить женщину к разговору и к познанию о том, Кто Он и откуда и почему пренебрегает Иудейскими обычаями, и таким образом направить речь к цели, — Он и говорит 1), что жаждет, обращаясь к ней с такими словами: дай Мне пить. Она же сказала:

IV. 9-10. Како 2) ты Иудей 3) сый от 4) мене просиши пити воду 5), жены Самаряныни сущей? 6) не прикасают бо ся Иудеи 7) Самаряном 8). Отвеща Иисус и рече ей 9).

Вопрошение есть начало научения, и корнем разу

1) καὶ τὸ διψῆν ὑποκρίνεται, Лат.: sitire se simulat, представляет себя, притворяется, делает вид. Но возможен перевод и в смысле речи или обращения в разговоре с другим лицом.

2) D. нек. Лат. Сир. (кур. и син. 244. а. 11, — Ефр. 140?). Арм. чит. после συ ἰουδ. ὤν.

3) Так древнеслав. и св. Ал. вм. поздн. и тепер.: Жидовин.

4) Ассем. и св. Ал.: у мене.

5) Редкое чтение вм. пити просиши, встречающееся в Сир. син. (244. а. 12) и Слав. Добрил.: пити воды просиши, Арх.: воды просиши.

6) Так одни и древнесл., но др. чит. οὔσης пред γυν. σαμ. как и св. Ал. Сир. кур. и sch. Но D оп. а Сир. син. оп. все речение.

7) Так древнесл. и Ал. вм.: жидове. Св. Ал.: не бо прикасаются.

8) Многие опускают слова: не прикасают бо ся Иудеи Самаряном.

9) Остром. оп.: ей. В Сир. син. оп. слова: отвеща Иисус и. В Добр. оп.: и рече ей.

 

 

276

мения неведомых предметов служит недоумение относительно их. Так обычно начинается беседа, и для сего-то Спаситель премудро и представляет Себя ни во что почитающим обычаи Иудеев.

IV. 10-11. Аще бы ведала еси 1) дар Божий и 2) Кто есть глаголяй ти: даждь Ми пити: ты бы просила у Него 3)и дал бы 4) ти воду живу.Глагола 5) Ему жена.

Женщина называла Его Иудеем, потому что не ведала о премирной и пренебесной сущности Единородного и совершенно не знала о Вочеловечившемся Слове. А Он благополезно хранит молчание при этом для того, чтобы опять сохранить предмет речи к ней. Однако же возводит ее к более возвышенному представлению о Себе, говоря, что она не знает, Кто есть Просящий пития и какую благодать имеет вышний дар, так что если бы она обладала знанием, то немедленно созналась бы в лишении его, ибо сама наперед просила бы Господа. Чрез это поощряет ее к ревностному желанию получить научение. Заметь, как прямо и просто теперь называет Себя Богом, хотя женщина и оказывается неспособной уразуметь это. Убеждая ее благоговеть пред даром Божиим, Он представляет Себя Подателем его: если бы, говорит, ведала ты дар Божий и Кто есть Говорящий тебе, ты бы просила Его. Кому же подобает подавать Божие, как не сущему по природе Богу?

Водою живою называет животворное дарование

1) Опуск. древнесл. и св. Ал.

2) Оп. Гал. и Мст.

3) Так все древнесл. и св. Ал., но в греч.: αὐτόν, и только Нааес: παρ αὐτοῦ. Ср. в Сир. sch. Син. и Ефр.

4) Древнесл.: и дал ти бы.

5) Св. Ал.: глаголет — то же в др. местах.

 

 

277

Духа, чрез которое одно только и в состоянии человечество, хотя и иссушаемое подобно стволам дерев на горах и оказывающееся благодаря злокозням дьявола лишенным всякой добродетели, восходить снова в изначальную красоту своей природы и, напояясь животворной благодатью, процветать многоразличными видами благ и, возрастая в добродетельной жизни, испускать благовоспитанные ветви любви к Богу. Нечто подобное Бог говорит нам и устами пророка Исаии: возблагословят Мя зверие селнии, сирини, и дщери струфовы: яко дах в пустыни воду и реки в безводней — напоити род Мой избранный, люди Моя, яже снабдех добродетели Моя поведати (Иса. 43, 20—21), — и будет душа праведника яко древо плодовито, говорит другой из святых (Иерем. 31, 12), и прозябнут аки трава посреде воды и окажутся яко верба при воде текущей (Иса. 44, 4).

К сказанным мы можем присоединить и другие свидетельства Божественного Писания, посредством коих легко доказать, что Божественный Дух часто именуется названием воды. Но теперь не время останавливаться нам на этом, ибо мы должны поспешить отплытием в широкое море других Божественных созерцаний.

IV. 11.  Господи! ни 1) почерпала 2) имаши, и 3) студенец 4) есть глубок: откуду убо 5) имаши воду живу.

Женщина не представляет ничего, выходящего из обычных предметов, и совсем не понимает

1) Так все древнесл. соотв. автор. οὔτε, но св. Ал. ниже, соотв. код. D.: οὐδέ.

2) Древн. и св. Ал.: почерпальника.

3) Св. Ал. а.

4) Зогр. и св. Ал.: кладязь.

5) Так одни и слав., а др. без οὖν.

 

 

278

значения слов, но думает, что подобно тем, кои совершают чудеса посредством заклинания и демонического обмана, без веревки и другого какого орудия Он само собой достанет ей воду со дна колодца. А вода живая, с ее точки зрения, есть та, которая только что источена из недр родника (т. е. свежая, ключевая).

IV. 12-13. Еда ты болий еси 1) отца нашего Иакова, иже даде нам студенец 2) сей 3), и той 4) из него пит 5), и сынове его, и скоти 6) его?Отвеща Иисус и рече ей.

Женщина поправляется, и притом очень скоро, заметив, что она сделала о Нем нечестивое и совершенно неистинное предположение. Вкушая Божественные словеса, она не могла уже оставаться без всякой помощи (от Бога) для уразумения (истины). Так как очевидно было, что Говорящий не заклинатель, но, напротив, пророк и из тех, которые отличаются святостью, — обещает ей доставлять воду живую, и притом без обычных почерпал, или найдет для употребления гораздо лучшую воду из другого источника; то и переменяет тотчас же речь свою на более благоразумную и, как святого, сравнивает Его со святым, говоря: неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам колодезь сей? Смысл изречения заключается в том, что уже не удивляется женщина тому, что, не имея ве-

1) У св. Кир. нет, и далее, но в толковании ст. 14—16 есть.

2) Св. Ал. кладязь.

3) Чит. Мар. Гал. Мст. согл. одн., но др. не чит. и Остр. Зогр. Ал.

4) Юр. Тип. Ал.: и сам.

5) Так все др., но Остр.: пи (?).

6) Св. Ал.: питения.

 

 

279

ревки, (Говорящий) обещает воду, но она говорит только о качестве вкуса (воды).

Самаряне были иноплеменниками, ибо были выселенцы вавилонян. Но и они считали Иакова своим отцом по двум основаниям. Населяя смежную и соседнюю Иудеям страну, они заимствовали нечто из их религии и хотели славиться отцами Иудеев. Другое же и совершенно истинное основание — то, что большинство обитателей Самарии происходили от корня Иакова, ибо сын Навата Иеровоам, собрав десять колен Израилевых и половину колена Ефремова, отделился от Иерусалима во время царствования Ровоама, сына Соломонова, и, заняв Самарию, построил в ней дома и города.

IV. 13-15. Всяк пияй от воды сея вжаждется 1) паки. А иже пиет 2) от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется 3) в век 4): но вода, юже 5) дам ему 6), будет в нем источник воды текущия 7) в жизнь вечную 8). Глагола к Нему жена.

«Еда Ты болий еси отца нашего Иакова»: — когда Самарянка выставила эти слова в качестве неопровержимого возражения, то Спаситель опять благородно отказывается от того, чтобы открыто и ясно сказать,

1) Добр. и св. Ал.: вжадает.

2) Др. чт.: ὁς δ ἀν πιῆ.

3) Остр. Зогр. Гал. Арх. Мст. др.: не имать вжадатися, но как тепер. Мар., св. Ал.: не вжажет.

4) Так Остр. Мар. и Зогр., но Гал. Мст. Ал.: веки.

5) Аз — не чит. св. Ал. согл. одн. греч., но др. древнесл. чит. согл. др.

6) Типогр. и Карп. не чит. слов: не вжадается... дам ему как и нек. греч.

7) Так Гал. Юр. Ник. б. Конст. и поздн. Остр. и Мст. истекающия, Мар. входящя, Асс. Зогр. Ник. а. вслеплющую, Добр.: черплющю Арх. вскапляющяя воды вечныя, но св. Ал.: изменуемы, производя от ἀλλοιόω, а не от ἄλλομαι.

8) Так св. Ал., а др.: в живот вечный.

 

 

280

что Он действительно больше (Иакова), но желает доказать Свое превосходство от качества дел. Поэтому Он указывает на несравненное различие и превосходство духовных вод пред чувственными и земными в словах: всяк пияй от воды сея вжаждется паки, а наполнившийся, говорит, Моими водами уже не окажется подверженным жажде, но будет иметь в себе самом источник, могущий воспитывать к жизни вечной. Итак, Дарующий большее, говорит, должен быть выше имеющего меньше, — и то, что ниже, не может иметь одинаковую славу с тем, что выше.

Должно знать опять, что водой здесь Спаситель называет благодать Святого Духа, которой если кто соделается причастником, то будет иметь уже в себе самом постоянный источник Божественных научений, так что уже не будет ему нужды в наставлении от других, но сам будет в состоянии наставлять тех, у коих появится жажда Божественного и небесного учения, — каковы были в настоящей жизни и еще и теперь живут на земле святые пророки, апостолы и наследники их служения, о которых написано: и почерпите воду с веселием от источник спасения (Иса. 12, 3).

IV. 15-16. 1) Даждь ми сию воду, да ни жажду, ни 2) прихожду семо почерпати.Глагола ей Иисус.

Опять говорит и представляет только обычное, совершенно не понимая того, о чем говорит Спаситель. Она думает, что все служение Спасителя нашего будет состоять в освобождении нас от ничтожных трудов, и меру благодати Божией определяет тем, что не будет уже жажды, нисколько не воспринимая чистым умом учение о премирных предметах.

1) Опуск.: Господи!

2) Св. Ал.: ниже.

 

 

281

IV. 16. Иди, пригласи 1) мужа твоего 2) и прииди семо.

Со всей справедливостью можно сказать, что мысли женского пола как бы женственны и ум обитает в женщинах слабый, совершенно неспособный к глубокому разумению чего-либо. А природа мужчин более склонна к научению и гораздо способнее к рассуждениям, так как имеет дух, устремленный к исследованию, так сказать, пылкий и мужественный. По этой, полагаю, причине и повелел женщине мужа позвать, прикровенно обличая ее в том, что она имеет сердце грубое, неспособное к усвоению премудрости, а вместе с тем домостроительствует и нечто другое весьма прекрасное.

IV. 17-19. Говорит Ему жена 3): мужа не имам 4). Глагола ей Иисус: добре рекла еси 5), яко мужа не имам 6); пять бо мужей 7) имела еси, и ныне, егоже имаши, несть ти муж: се воистину 8) рекла еси 9). Глагола Ему жена.

И для кого же, наконец, не очевидно, что не неведал Спаситель о том, что она не имела законного сожителя, но что Он сделал вопрос о не-

1) Так Зогр. Гал. вм. призови Остр. Мар. Юр. Мст. Тип. др. Св. Ал.: гласи.

2) В Ват. и нек. др.: твоего мужа. Асс. Загр. Гал. Ал.: своего.

3) Сир. син. кур. Sch.: сказала Ему, Злат.: δὗε θησίν. В א* нет: и рече, как и в слав. XV в. у Амфилохия.

4) Так одни, др. и слав.: не имам мужа.

5) Древнесл.:рече, греч.: εἶπες и εἶπας.

6) Др. чт. имаши, как и Ник. б.

7) Гал.: их.

8) Св. Ал.: истину.

9) Св. Ал.: вм. древн.: рече.

 

 

282

существующем муже с целью открыть сокровенное? И это было для нее полезно тем, что она удивляется Ему уже не как одному из подобных нам, но как превышающему человека и знающему чудесным образом тайну ее. Благополезно одобряет ответ ее, что мужа не имеет, хотя и грешила со столькими, ибо не соитие по сладострастию, но сочетание по закону и связь по чистой любви составляют непорочный брак.

IV. 19. Господи, вижу, яко пророк еси Ты!

Едва-едва просвещается к разумению, хотя опять и далеко не совершенному, ибо называет еще пророком только Владыку пророков. Впрочем, мало-помалу становится лучшей, чем прежде, так как нисколько не обижается на обличения, но извлекает пользу из чудесного знамения, выходя таким образом из расслабления мыслей и хотя несколько восходя к мужественному уму и око сердца направляя к необычному созерцанию предметов (духовных). При этом особенное удивление должны вызывать долготерпение Спасителя нашего и всемогущество Его, столь легко преобразующего грубые сердца в досточудное состояние.

IV. 20-21. Отцы наши в горе сей 1) поклонишася: и 2) вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает 3). Глагола ей Иисус.

Приняв Господа за действительного пророка и

1) Так א А В и др. мн. нек. лат. Вульг. Сир. р. Арм. Слав., но Минуск. Сир. cur. sch. hr. syn. и Ephr. (Moes. 141 и 143). Терт. на сей г.

2) Св. Ал.: а вы, Сим.: вы же.

3) Син. код. и Терт. (Adv. Mach. 4, 35) πο. τόπος. Вместо: клан. под. как א А В др. Вульг. переставляют слова: др. мн. майюск. нек. лат.

 

 

283

Иудея, она весьма похваляется (пред Ним) отечественными обычаями и утверждает, что Самаряне думают правильнее Иудеев. Иудеи, держась еще грубых представлений о Божественной и бестелесной Природе, утверждали, что Богу всяческих надлежит поклоняться в одном только Иерусалиме или на соседнем ему Сионе (холме), как будто бы совершенно вся неизреченная и необъятная Природа почивала там и могла быть заключаема в рукотворных храмах. Посему и изобличались за это гласом пророков как весьма неразумные, так как Бог говорил: небо Мне престол, земля же подножие ног Моих: какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место упокоения Моего? (Деян. 7, 49 из Иса. 66, 1). Но и Самаряне, в свою очередь, недалеко отстояли от неразумия Иудеев, будучи соседями их как по стране, так и по невежеству, ибо думали, что должно возносить молитвы и воздавать поклонение Богу на так называемой горе Гаризин, за что также не избегали справедливого осмеяния. Впрочем, и у них был предлог для этого неразумного мнения, а именно тот, что на горе Гаризин было дано благословение, как об этом написано во Второзаконии (27, 12). Вот об этом-то предмете женщина и предлагает Спа-

саг. копт. арм. Епиф. Феодорит. Злат. Терт. ib. и Сир. кур. и Sch., а из слав. Ник. а и св. Ал.: иде лепо поклонятися. Примечательно совпадение чтения Сирского синайского код.: — что в Иерусалиме именно (есть) дом поклонения סגדתא בית с Ефр. Сир. (Тациановым Диатессароном) y Moes. p. 143; in Ierusalem tantum (est) locus (domus?) adorationis, тогда как Курет. и Sch. למסנד הוא דולא אתד — согл. 2-му греч. чт. (ср. чт. א). Это может служить доказательством наибольшей древности Сир. син. текста. Оба разночтения 20-го стиха могут служить для определения редакций.

 

 

284

сителю вопрос, как некую важную и труднорешимую задачу, говоря так: отцы наши на горе сей совершали поклонение и прочее.

IV. 21. Веруй Ми, 1) жено 2), яко грядет 3) час 4), егда 5) ни в горе сей 6), ни во Иерусалимех 7) поклонитеся 8) Отцу.

Осуждает невежество тех и других (Иудеев и Самарян) вместе, говоря, что образ богослужения у них обоих переменится на более истинный, так как, говорит, уже не будет отыскиваться такое место, о котором станут думать, что собственно и исключительно в нем одном обитает Бог, но как все Наполняющему и все Объемлющему Своей силой «поклонятся Господу кийждо от места своего» (Соф. 2, 11), как говорит один из святых пророков. Часом же и временем такой перемены обычаев называет Свое явление с плотью в мире.

Заметь, как Он весьма искусным употреблением слова («Отец») приводит ум женщины к разумению учения о Сыне, называя Бога Отцем; ибо как мог бы Он быть мыслим как Отец, если бы не было Сына?

1) Св. Ал.: веруй Мне вм. древн.: веру Ми ими или ими Ми.

2) Так расп. слова a В др. Саг. Эф. Сир. hr. вм.: жено, веруй Ми — А. Сир. кур. син. sch.

3) Остр. Мст.: идет.

4) Так Зогр., а др.: година.

5) Нек.: οτι вм. οτε.

6) Так автор., но кад. D. нек. Лат. Сир. син. кур. sch. и Ефр. 142 и 143. на сей г.

7) У св. Кир.: ни в Иерусалимех ни в горе сей.

8) Нек.: поклонятся, ср. Ефр. 142. 143 (?).

 


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.