Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Александрийский, святитель

Книга третья. Отделение пятое

Гл. XL, ст. 15—21. Аще вси языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся? Дубрава же Ливанова не довольна на сожжение, и вся четвероногая не довольна на всесожжение, и вси языцы яко ничтоже суть, и в ничтоже вменишася. Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте его? еда образ сотвори древоделатель, или златарь слияв злато позлати его, или подобием сотвори его? Древо бо негниющее избирает древоделатель и мудре ищет, како поставит образ его, и да не поколеблется. Не разуместе ли, не слышасте ли, не возвестися ли вам исперва? не разуместе ли основания земли?

После того, как пророческое слово упомянуло нам о домостроительстве Единородного во плоти и насколько возможно выразило удивление пред неизреченной мудростью, которою и спасены мы,

323

 

 

и, познав Того, Кто есть по естеству и истинно Владыка, удостоены благодати Его, будучи собраны как агнцы мышцею Его и став под защиту Его, как пастыря предоброго: ибо Он положил душу за овец Своих; после того как далее обнаружило невозможность постигнуть или как-бы то ни было измерить Его разум и признало Его мудростью высочайшею и все превосходящею, — оно, естественно, представляет Его ведущим беседу с язычниками по происхождению или же с теми, которые покланяются твари паче Творца (Римл. 1, 25), — отвращающим от древнего, первобытного и отцами преданного заблуждения, изменяющим к лучшему и возводящим к ведению, приличествующему людям. Потом оно показывает неизмеримое превосходство Вседержителя Бога и преимущественное достоинство присущего Ему великолепия, — и что все пред Ним маловажно, и может считаться совершенно ничтожным, — в сравнении, говорю, с высочайшей степенью присущего ему могущества и славы. Посему то и говорит: аще вси языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся; ибо незначительно это и совсем ничтожно. В самом деле: что такое одна капля, падающая от кади? Какое значение имеет малая тяжесть на весах, приводящая в равновесие то, что кажется более легким? Или что такое «плюновение», то есть, слюна человеческая?

324

 

 

Но, говорит, нисколько не довольно Ему и дубравы Ливанской для сожжения, или всех четвероногих для всесожжения. И эти последние совершенно незначительны, хотя бы все принесены были во всесожжение Ему, и они (в этом случае) далеко не соответствуют славе Божией. И если, говорит, вси языцы яко ничтоже суть, и в ничтоже вметишася, то коему подобию уподобисте Его? Ибо — что с Ним сходно или равносильно, по природе ли, или по значению, или по славному имени? Уж не уподобите ли Его произведениям искусства художника, или мастерства древоделателя, или произведениям златолеев, или какому-либо истукану, который устроен на подобие одной из тварей, или сделан, как говорит, в виде человека? — Да не будет; ибо ничто равным Ему быть не может. Так как Он по естеству Бог, и иного кроме Него нет, то Он, конечно, и превосходнее всего во всех отношениях. Показав таким образом ничтожество всего сотворенного и призванного к бытию, после сего осмеивает делание идолов и говорит, что древо негниющее избирает древоделатель, и мудре ищет, како поставит образ его, да не поколеблется (ст. 20),— так что, видимо, от искусства художника зависело для заблуждающихся по мере присущего им разумения изготовить бога, который был бы им по мысли, и наибольшею устойчивостью был предохраняем от того, чтобы не пошатнулся и

325

 

 

не разбился при падении; следовательно, когда еще не существовало на земле строительного искусства, у идолопоклонников боги были на редкость, — да и не сохранились бы появившиеся прежде рукотворенные (создания), если бы художник мудро не изобрел средств, при помощи которых они могли бы стоять прямо и имели бы прочную опору. При сем, думаю, возможно и весьма уместно привести изречение Давида: идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих (Ис. 113, 12). — к чему он присовокупляет: подобти им да будут (вси) творящия я и вси надеющиися на ня (ст. 16). Далее, осмеяв приготовление идолов, склоняет речь к устыждению и исправлению заблуждшихся и обнаруживает их неизвинительную при сем погрешность, говоря: «или не уразумеете и не услышите» вместо «не уразумели, не слышали», не возвестися ли вам исперва, не разуместе ли основания земли? Основаниями земли называет ее концы и края: уразуместе, — говорит, — это те, которые живут на ней от края до края. Слышасте и возвестися вам исперва: возвестися что? — Что Бог, естеством и истинно таковый, есть единый и единственный, а боги, людьми для нас созданные, суть дерево, камень и ничто другое. В самом деле: боговдохновенное писание не умалчивало (о сем); напротив, ведение истины издревле провозглашаемо было патриархами, законом, пророками, — ибо не тогда,

326

 

 

когда единородное Слово Божие, нам уподобившись, как человек воссияло сущим на земли,— не тогда впервые при самых сильных уликах появилось обвинение в заблуждении, но напротив, как я сказал, издревле идолослужение было обличаемо, ибо непрестанно лик святых его охуждал, выставлял гнусным и явно указывал на Содетеля и Господа всяческих.

Ст. 22. Содержай круг земли, и живущии на ней аки прузи: поставивый небо яко камару и простер е, яко скинию обитати.

От красоты созданий чрез сравнение Рододелатель их познавается (Прем. Сол. 13, 5), — конечно теми, кто обладает здравым умом. Ибо для мудрых есть возможность познать и весьма легко, кто таков и сколь велик Творец всего и Художник по превосходству и неизреченно боголепному домостроительству, по которому тварь явилась из небытия и, явившись, силою сотворившего нерушимо сохраняется в добром чине своего бытия. Итак, кому же уподобить Его, говорит Господь; не превыше ли всякого ума Тот, Кто один в руке Своей содержит всю землю и сохраняет ее так, что она стоит твердо, Кто воздвиг над нею небо как бы некую камару (свод) и простер в виде шатра, чтобы обитать на ней тем, ради которых она, конечно, и явилась? Ибо так, думаю, говорит и сам пророк: «не вотще сотворил ее, но для обитания». Итак, велико ли, говорит, пред Бо-

327

 

 

гом множество обитающих на земле, хотя оно и неизчислимо? — Никак: ибо в сравнении с Божиим величием и превосходством они — как пруги (саранча). Или иначе: Содержай круг земли, т. е., всю окружность ее и ничто пред Ним — населяющие ее, хотя бы подобно саранче снискивали на ней себе пропитание и превосходили всякое число. И это дивно и важно для прославления всесильного Бога.

Ст. 23. 24. Даяй князи аки ничтоже владети, и землю аки ничтоже сотвори. Не насадят бо, ниже насеют *), и не вкоренится в земли корение их: дхну на них ветр, и изсхоша, и буря аки стеблие возмет их.

Тем, которые заблудились и не ведают Бога, по естеству и поистине такового, не только свойственно поклоняться полчищам демонов, и древу говорить: «ты Бог мог», — камню: «ты родил меня» (Иер. 2, 27), но также крайне необдуманно боготворить и людей, ставших знаменитыми на земле; как например Сеннахирим, который, как говорено было, возвратившись из Иудеи в свою землю, поклонялся отечества начальнику своему (Ис. 37, 37); — приносили и умершим жертвы и, называя их героями, причисляли к сонму богов. Посему надлежало, изобличив с очевидностью сонмище идолов, и к сему свести

*) У св. Кирилла согласно с александрийским кодексом: не насеют бо, ниже насадят; οὐ γὰρ μὴ σπεἰρωσιν, οὐδοὐ φυτεύσωσιν.

328

 

 

речь свою, чтобы убедить заблудшихся совершенно ни во что вменять все человеческое, но, если по временам и появлялись среди живущих на земле люди достопочтенные и славные, или украшенные самым высоким саном, как например царским, или когда-либо удостоенные других преимуществ, и таковых ни под каким видом не считать за богов, а напротив думать, что и могущество, и власть даны им никем другим, как Богом. А что для всесильного Бога это дело не сопряжено с какой-либо трудностью, это пророк ясно показывает, говоря: даяй князи, яко ничтоже владети. Восходит и к еще более значительному и говорит: землю аки ничтоже сотвори. А что сохранение даже какой бы то ни было памяти, не только — что памяти о людях, ставших славными и знаменитыми на земле, находится во власти у Бога, — это объясняет словами: не насеют бо, ниже насадят. Это значит: если Бог не захочет, то от них, говорит, не останется на земле никакого плода, ни даже корня и воспоминания, но как бы от дуновения на них ветра засохнут наподобие стеблей. Ибо все человеческое совершенно маловажно, легковесно, удобопревратно, и подобно траве увядает. Следственно, единому только Богу, по естеству и по истине таковому, должно покланяться, а об изобретенных искусством художников, или о людях, которым у некоторых приписывается имя богов, не долж-

329

 

 

но быть и речи: ибо это — служение мертвым, и ничего более.

Ст. 25. 26. Ныне убо кому мя уподобисте, и вознесуся? рече святый. Воззрите на высоту очима вашима и видите, кто сотвори сия вся: носяй по числу утварь свою, и вся по имени прозовет от многия славы и в державе крепости своея: ничтоже утаися от тебе.

Всемудрый Павел по справедливости возвышает голос против невежества заблуждающихся и производит самый справедливый суд над сонмищем идолослужителей, — ибо, хотя им возможно было из самого творения познать Рододелателя всего и художника, они уклонились к идолослужению и поклоняются тому, что не есть Бог. Сказал же он (Павел) относительно Вседержителя Бога так: Невидимая бо его, от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила его и божество, во еже быти им безответным. Занеже разумевше Бога, не яко Бога прославиша или благодариша, но осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце: глаголющеся быти мудри, объюродеша, и измениша славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад (Римл. 1, 20—23). Итак, поелику Я, говорит, содержу круг земли, как бы некий шатер простираю небо, даю князи, яко ничтоже владети и как бы пругам приравниваю живущих на земле, то — кому мя упо-

330

 

 

добисте вместо: с кем поставите наравне, не выходя за пределы справедливости и не погрешая против истины? Или вы полагаете, что превозносите Меня, называя Небом или уподобляя по желанию одной из стихий? Но из творений ни одно не подобно Мне и не равняется в чем бы то ни было: ибо никто в рассуждении существа не может стать наравне с Тем, Кто небытие воззвал к бытию. Что Я не таков, как ваши боги, получившие свое бытие от искусства человеческого, усматривайте из самых тварей; поднимите на высоту очи ваши, посмотрите на тверд и сонм светил, размыслите, кто сотворил все это, кто выводит счетом воинство его, т. е. неба? Ясно, что воинством небесным называет светила небесные, которые, говорит, Он сам в себе знает не только как они видны в их множестве, но и в отдельности, и как бы по именам. Боголепно это и изрядно! И сам пророк считает это за великое чудо и говорит (обращаясь) к Нему: от многия славы и в державе крепости (своея) ничтоже утаися от Тебе, ибо, как говорит Священное Писание, изочтены ему суть капли дождевныя (Иов. 86, 27); утаиться же от неизреченной мудрости, от всеведущего ума не может совершенно ничто.

Ст. 27. Еда бо речеши, Иакове, и что глаголал еси, Израилю: утаися путь мой от Бога, и Бог суд (мой) отъя, и отступи.

331

 

 

Изъяснив, что со временем заблуждающие будут призваны и, обогатившись по уму и сердцу, познают свет истины — Рододелателя всяческих и художника, — что они станут мудрыми и рассудительными и от красоты созданий чрез сравнение познают Того, Кто все это неизреченною силою привел к бытию; предложив затем, при помощи вышесказанного, благопотребное для них тайноводство, склоняет речь к происшедшим от крови Иакова, или Израиля: когда они преткнулись о камень претыкания (Ис. 8, 14) и, не приняв Подателя Спасения, естественно, стали далеки от содружества с Ним, когда уже не продолжала своего существования сень законная, но напротив введены были поклонение и служение в духе и истине, т. е., евангельские, (тогда) они (начали) роптать, говоря: уташя путь мой от Бога, т. е., Он полагает конец подзаконному устройству: ибо тех. которые жили так, как, без сомнения, повелевала заповедь, данная чрез всемудрого Моисея, впредь не удостаивает призрения с своей стороны. А отяя мой суд и отступи значит: Он отменил закон; закон называет судом,и сему научает блаженный Давид, говоря к Богу всяческих: суд и правду во Иакове Ты сотворил еси (Пс. 98, 4), т. е. Ты чрез ангелов, или чрез посредство Моисея установил закон, сказал и Моисей об Израиле, что тамо положи ему оправдания и судьбы (Исх. 15, 25). Посему отъя мой суд

332

 

 

значит: не только отменил подзаконное служение, но и отъя его от нас, и отступи; ибо уже не печется об избранных, и первородный Израиль обращается в ничтожество

Ст. 28. И ныне не уразумел ли еси, ни ли слышал еси? Бог вечный, Бог устроивый концы земли, не взалчет, ниже утрудится, ниже есть изобретение премудрости его.

Древле ты, Израиль, наказуем был законом, познавал чрез пророков образ имеющего за законом последовать домостроительства. Ибо закон, содержавший сени и образы грядущих благ, как бы пребывая в болезнях рождения, буквою предвозвещал и силу таинства Христова; многообразно и заповедью законной прообразуем был Христос, и гадательно описываемо было зависящее от Него таинство, в чем Сам Он удостоверяет, говоря тем из Израиля, которые закоснели в неповиновении: аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и мне: о мне бо той писа (Иоанна, 5, 46). Но так как, говорит, он (Израиль) обвиняет (Бога), говоря: не взирает Он на пути мои, сообразные с законом (ибо именно это означает: утаися мой путь от Бога) и отъял у нас суд, т. е., закон, и отступил, то, как бы совсем не замечая, что он (Израиль) ищет защиты в обвинении Бога, говорит следующее: пусть так, говорит, пусть доселе ты не знал, потому что не слышал, т. е. не мог слышать, — подобно

333

 

 

тому, как если бы сказал: принимаю в уважение твое (мнимое) оправдание. Ты не знал, потому что не мог научиться или не мог услышать, — так слушай: Бог вечный, Бог устроивый концы земли, не взалчет, ниже утрудится. А ты, говорит, приносил с кровоизлиянием овец, возносил волов, исполняя обеты, — чтил Его фимиамом и курениями, горлицами и голубями. Но знай же и будь уверен, что Бог вечный (устроил) концы (земли *); концами же называет пределы земли, дабы сим обозначить всю ее. Не взалчет, ниже утрудится.Это, думаю, подобно сказанному Им устами псалмопевца: «еда ям мяса юнча? или кровь козлов пию»? (Пс. 49, 13). Как же, говорит, вы Мне приносите жертвы? — Или как алчущему и обыкшему томиться от голода? Прочь неразумие! Вечный Бог, не ведущий тления, не взалчет, ниже утрудится, ибо Его не коснется ничто человеческое. Ниже есть изобретение премудрости его. И сие говорит не без причины. Если Ты сделал излишнею заповедь, данную чрез Моисея, или сень законную, зачем и вообще дал закон в начале? Если новое, т. е. глаголы евангельские, лучше старого, — то почему

*) В подлиннике только ὁτι τὰ ἄκρα ὁ Θεὸς ὀ αἰώνιος. На основании непосредственно за сим следующего истолкования Св. Кирилла можно предполагать, что опущено κατεσκεύασε, без которого смысл представляется не ясным. Прим. пер.

334

 

 

они присоединены к сему же закону? Но не скажи этого, говорит, ибо не можешь исследить непостижимое разумение или мудрость Божию. На каких условиях и по какой причине дана заповедь Моисеева, научает Павел, говоря, что закон привниде, да умножится прегрешение (Римл. 5, 20), и в другом месте: «затвори бе писание всех под противлением, да всех помилуешь» *). Итак установлен он (закон), как указатель греха и как бы изобличение бессилия всех; при чем, так как он не в состоянии оправдать согрешающих, а скорее осуждает их, впредь по необходимости вводится проистекающая из подвига (ревности) Христова благодать, оправдывающая нечестивого и освобождающая от прегрешений тех, которые погрязли в них. Следовательно, «несть изобретения премудрости» Бога, все премудро устрояющего, предоставившего закон в обличение греха, но пославшего Сына (Своего) с небесе, чтобы Он оправдал верою пребывающих в грехе.

Ст. 29—31. Даяй алчущим крепость и неболезненным печаль. Взалчут бо юнейшии, и утрудятся юноты, и избраннии не крепцы будут: терпящии же Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут.

*) Цитата составлена из двух мест: Римл. 11, 32 и Гал. 3, 22.

335

 

 

Разлысли же вместе со мною о том, что Бог вечный, Бог, устроивший концы земли, подает алчущим крепость, — ибо, как Бог и (Бог) вечный, Он никогда не терпит недостатка в питании, — напротив, дает алчущим правды духовную крепость. А равным образом дает и неболезненным печаль. И это разумей двояко, именно: тем, которые, по чрезмерному бесчувствию и по неведению угодного Богу, не знают, что, оскорбляя Его, подвергнутся страшным и неизбежным наказаниям, подает в помощь печаль о том, в чем они претыкаются: печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2 Кор. 7, 10); или же: тем, которые распяли Христа и вскоре, наверно, радовались сему (ибо в подобном настроении были учители иудеев и те, которые дерзнули сказать: кровь его на нас и на чадех наших (Мф. 27, 25), — дает печаль, устроив (так), что они подверглись несчастиям и бедствиям войны, и так как забыли о близости к Ному, то оказались лишенными всякой силы и пищи духовной. К этому, почти-что истолковывая сказанное, присоединяет слова: взалчут бо юнейшии и утрудятся юноты, и избраннии не крепцы будут. В то время, как язычники дошли до того, что истощились и таким образом обессилели и повергнуты были под ноги диавольские, и беспрестанно исполняли угодное нечистым духам, некоторые хотя и бы-

336

 

 

ли мужественны и полны юношеских сил, но, разумеется, умственно и духовно терпели голод и тяготу. Что же касается тех, которые, по данному в законе руководству, имели понятие о добродетели и исполняли однажды данную заповедь, то и они, говорит, взалчут и утрудятся, т. е. бессильны будут к чему бы то ни было доброму. Ибо глад словес божественных, если кого постигнет, делает его во всех отношениях бессильным, расслабленным и неспособным совершить что-либо доброе. А что народ, происшедший от Израиля, погибал от этого голода, между тем как уверовавшие в Господа нашего Иисуса Христа были изъяты от зла, — о сем предвозвещает Бог, еще древле говоря чрез одного из пророков: се, дние грядут, глаголет Господь, и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня … и от востока до запада *) обтекут ищуще словесе Господня, и не обрящут (Амос, 8, 11. 12). Как же им не быть бессильными, (как не томиться и не гибнуть от голода, потому, конечно, что они не приняли Христа, хотя он ясно говорил: Аз есмь хлеб животный иже сшедый с небесе(Иоанн. 6, 51), и даяй живот миру (Иоанн. 6, 33); аще кто

*) Καὶ ἀπἀνατολῶν ἓως δυσμῶν. Во всех кодексах LXX обычно: καὶ ἀπὸ βοῤῥὰ ἕως ἀνατολῶν; отсюда в славянской библии: от севера до восток. Прим. пер.

337

 

 

снеть от хлеба сего, жив будет во век *) (Иоан. 6, 51). Но так как они по великому безумию, хотя было возможно получить, не вкусили хлеба животного, то и истаевают от голода, между тем как язычники наслаждаются. Ибо истинно, как говорит Соломон, не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит (Притч. 10, 3). Это самое пришлось потерпеть иудеям, ибо они нечестиво поступили с Начальником жизни. Терпящии же Господа, т. е. Христу работающие, единое с Ним мудрствующие и тщащиеся исполнять (сие), изменят крепость. Ибо они не пребывают в том бессилии, в каком были некогда, заблуждаясь и находясь под игом сатаны и мирских удовольствий, но получают иную (силу), поелику Христос подает им способность препобедить всякое презренное удовольствие и освободиться от сетей греха; ибо написано: крепость моя и пение мое Господь (Пс. 117,14). Обновятся же, говорит, так, как орлы. Сему научает и блаженный Давид, говоря: обновитсля яко орля юность твоя (Пс. 102, 5). Потекут и не утрудятся: охотно и с юношескою бодростью будут шествовать путями Божественного благочестия, так как Христос подаст им все нужное для жизни и не попустит утрудиться; ибо Он наполняет сердца любящих

*) Слав. во веки; греч. εἰς τὸν αὶῶνα. Прим. пер.

338

 

 

Его крепостью свыше, так что, хотя бы и пришлось делателям добра впасть в искушения и тяготы, они преодолевают утомление, будучи твердо убеждены, что терпение весьма вожделенно, и если оно у кого есть, делает того искуснейшим во всех отношениях; ибо терпение — искусство соделовает, искусство же упование, упование же не посрамит (Римл. 5, 4. 5) навыкших жить так. К мужеству, — разумеется, относительно всего доброго, — поощряет и блаженный Давид, говоря: мужайшеся и да крепится сердце ваше, вси уповающия на Господа(Пс. 30, 25).

Гл. ХLI, ст. 1. Обновляйтеся ко мне, острови, князи бо изменят крепость: да приближатся и да глаголют вкупе, тогда суд да возвещают.

Острови понимать можно различным образом: много их есть и на морях, а иногда так называются города и веси, которые окружены обширною необработанною и песчаною почвою; таковы, говорят, (города и веси) Идумейские и Моавитские, так как они лежат в пустыне. А они были нечестивы и покланялись идолам и находились недалеко от страны иудеев. Итак полагаем, что, желая указать на принятие (Римл. 11, 15) язычников и как бы распространяя силу действия от центра на целое, обращается к городам заблуждающимся, говоря: обновляйтеся ко мне осшрови, т. е. удалив (происходящее) от заблуждений и прегрешений повреждение и испорченность сердец своих об-

339

 

 

новляйтеся покаянием, помышляйте о лучшем, примите благодать, обновляющую в обновление жизни (Римл. 6, 4), т. е. (благодать) чрез Христа. Возможно впрочем, что в ином смысле островами здесь именуются церкви, которые хотя подвергаются мирским обстояниям и обуреваются вздымающимися на них волнами, имеют, однако твердое основание, и пребывают непоколебимыми, ибо утверждены на скале, а на ней есть Христос. Они то, т. е. церкви, названы островами. Обозначается же этим следующее: призванный чрез веру народ, некогда грехолюбивый, мерзкий и нечистый, порочный и оскверненный, чрез Христа перешел к новой жизни, стал девственным, чистым, не имеющим скверны или порока, но святым и непорочным (Еф. 5, 27). Посему обновляйтеся ко мне, говорит. А что князи изменят крепость, — это подтверждается вполне: князьями он здесь называет глашатаев истины, которые после призвания становились другими людьми сравнительно с прежним, что показывают Петр, Павел и прочий собор Апостолов, к которым всего приличнее применить и (предшествующее) окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут (Ис. 40, 81). Ибо таковые чудеса обнаруживаются в их деяниях: не похожи были на своих прежних, т. е. иудейских наставников, ученики Спасителя нашего, но (действовали как бы с иною, духовною си-

340

 

 

лою, т. е. были гораздо лучшими и несравненно превосходили (тех) блеском добродетели. Итак, сии князи да приближатся и да глаголют вкупе. Да приближатся — разумей относительно времени; ибо, если бы настал для них час, возлаголют вместе, — подобно тому, как если бы сказал: все одно и тоже скажут тайноводствуемым, так как не будут оспаривать слова один другого, говоря от единого Духа, — напротив согласно будут проповедовать о божественных догматах и сокровенно возвестят тайну Христову. Это, думаю, означает: тогда суд да возвещают; именно: так как Израильтяне судом именовали закон (данный) чрез Моисея, то и здесь, вполне естественно, противопоставляя ему евангельскую и спасительную проповедь, называет ее в этих словах судом; ибо поистине праведный суд Божий и сила угодного Богу законоположения не столько обнаруживается в сени законной, сколько в проповеди святых тайноводителей, новых князей, которые, научившись от Христа суду или воле Бога и Отца, возвестили ее и нам единодушно.

Ст. 2. Кто восстави от восток правду, призва ю к ногам своим и пойдет.

Надлежит удивляться не одному только величию владычествующего над всем Бога в творениях; но также тому, что Он и в благодеяниях своих дает доказательство присущей Ему благости: Он спас земнородных и совер-

341

 

 

шенно погибший род человеческий избавил от смерти, тления и ненасытного господства диавола, и его (диавола) вместе с подчиненными ему силами упразднил, а грех, властвовавший над нами, удалил, оправдав верою. Все же сие совершено Христом, ибо Он сделался для нас от Бога и Отца праведностию, искуплением и освящением. (1 Кор. 1, 80), Им мы просветились и сподобились снисхождения и любви, и вообще всего, потребного для спасения. О сем предвозвещает Он нам чрез одного из святых пророков, говоря: и вохсияет вам боящимся имене моего солнце правды, и исцеление в крилех его (Малах. 4. 2). Итак, кто, говорит, устроил, что правда, т. е. Христос, воссияла, как солнце от востока? Кто «призва ю», т. е. устроил, что она пришла и воссияла так, как бы шествовала по стопам Призвавшего, т. е. шла почти как бы по следам Бога и Отца? Так именно жил на земле Господь, совершая дела Отца и показуя Его нам в собственном лице (φύσει), ибо Он был и есть равномощен (Отцу) и делами Своими совершенно уверил (живущих) на земле, что Он во всех возможных отношениях пребывает равным Родившему; посему Он ясно говорил: аще не творю дела Отца Моего, не имите ми веры: аще ли творю, аще и мне не веруете, делом моим веруйте(Иоанна 10, 37. 88). Всегда следуя воле Отца или, скорее, будучи сам волею Отца, Он возглашал народу

342

 

 

Иудейскому, говоря: вы по плоти судите, аз не сужду никомуже. И аще сужду аз(Иоанн. 8, 15 16), — суд мой праведен есть: яко не ищу воли Моея, но воли пославшаго мя.(Иоанн. 5, 30). Итак видишь, что Он как бы шествует по стопам Отца. Посему-то и говорил: аз во Отце и Отец во мне есть (Иоанна 14, 10) и видевый мене виде Отца (Иоанна 14, 9) Моего.

Ст. 2—4. Даст пред языки, и цари ужасит: и повержет на землю мечи их, и аки стеблие отвержени луцы их., И проженет я, и пройдет с миром путь ног его. Кто содела и сотвори сия? призва ю, призываяй ю от начала родов.

До пришествия Спасителя Нашего сущие на земле, пребывая в великом невежестве, казалось, ничем не отличались от скотов несмысленных, одержимы были неведением и тьмой, порабощены были миродержителю века сего и, подклонив выю хотениям и умышлениям диавольским, по стезям порока нисходили в погибель. Но воссиял им Христос, ибо «Той чаяние языков» (Быт. 49, 10), и, освободив от того, что древле властвовало над ними, явил их свободными и сынами Божиими, омыв с них всякую скверну, ибо оправдал верою и излиянием Святого Духа соделал чистыми и просвещенными. Эту именно правду, подобную солнцу и восходящую с востока, дал язычникам, — разумеется после того, как отвергнут был

343

 

 

Израиль за нечестие по отношению к Нему. Когда же это совершилось, и столь великое множество спасено было, ужаснулись цари: как бы исступление нашло на миродержцев века сего, и почувствовали они страх пред божественным и непреложным судом, — разумею суд, постигший язычников. А те, которые издревле были страшны и сильны, вооружались против божественной славы и навыкли как бы воздвигать оружие и обнажать меч против нее и натягивать лук безумия,—пали на землю и, повергнув бранные доспехи, уподобились стеблию. Опять таки речь о них состоит как бы из уподобления тому, что совершилось с нами, именно: лукавые силы поражены, и всякий способ к злодеянию оскудел, так как Христос расхитил оружие их, ибо, говорит, ничшоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобиши его(Пс. 88, 28). Надлежало, — да, надлежало, чтобы по упразднении злых и лукавых сил и ниспровержении врага всех на землю, тогда, именно тогда, и во время самое благоприятное состоялось искупление языков. Действительно их (лукавые силы) Христос прогнал, т. е. обратил в бегство. Ибо не могли они противостоять Богу и как скоро Он положил конец их исконному владычеству, им уже ни в каком случае нельзя было не претерпеть того, что было предназначено от Него для погубивших землю. Итак, после того как враги прогнаны, прой-

344

 

 

дет, говорит, путь ног его с миром.Ибо ничто не препятствовало Спасителю всех нас Христу при благоустроении дел наших, но, как бы шествуя путем гладким и ровным, Он совершил спасение всех нас: ни один враг не ослаблял и не противодействовал, ибо они (враги) пали. Кто же сотворил все это и кто призвал правду? — Не Я ли, говорит, — Я, который ныне, в последнее время, показал ее, призвал же ее от родов древних? Ибо тайна Христова не нового происхождения, но предопределена была по предведению Божию от сложения мира: вместе с тем, как пал Адам, — лучше сказать, прежде чем он сделал поползновение к сему, Содетель наперед предначертал имевшее последовать в свое время врачевание ему, т. е. чрез Христа, — предопределил способ и (не дивись сему), как оказывается, предизбрал нас самих быть оправданными через веру в Него: их же бо предуведе, говорит, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына Своего (Римл. 8, 29), тех и призва ( — 30). Посему, если мы предуставлены по предведению, не тем ли более Тот, Кем мы спасены и призваны?

Ст. 4 — 6. Аз Бог первый, и в грядущая Аз есмь. Видеша языцы и убояшася, концы земнии приближишася и приидоша вкупе. Судяй кийждо ближнему, и брату помощи.

Называет себя Богом первым не потому,

345

 

 

что после Него был второй, — ибо — как и откуда? Существует один Бог всяческих, не имеющий начала Своего бытия, но, напротив, все призвавший к бытию. Итак, Он первый, единственный и безначальный Бог, Содетель всяческих, и в бесконечный ряд последующих веков не будет существовать иначе, ибо существует Он только один. Когда же языки узрели Христа и правду явленную нам от Него, все узрели мысленными очами славу Его, убояшася, говорит, (живущие) от края земли до края, т. е. по всей вселенной, собрались вместе и приблизились: уже не пребывали в отдалении, отчуждаемые грехом, но как бы стали близко по сродству духовному и совокупились в единой вере и единодушии. Это, думаю, означает: приближтшися и приидоша вкупе. Когда же вкусили Господа и увидели, что Он благ (Пс. 83, 9), и подивились красоте истины, то не блюли дар только для себя самих, но, поступая справедливо и прилично, решили, говорит, каждый помочь своему брату и другу.

Ст. 6 — 7. И речет: превозможе муж древоделатель, и ковачь бияй млатом, вкупе проковаяй: овогда убо речет: спаяние добро есть, утвердиша я гвоздьми, положат я, и не подвигнутся.

Ясно установляет образ помощи: каждый из тех, которые решились помочь ближнему и брату, наставленный тайнам и узнав истину,

346

 

 

будет вразумлять и других, говоря: превозможе муж древоделатель, и ковач бияй млатом, вкупе проковаяй. Превозможе — каким образом? — Имеющий искусство древоделания, изготовив идолов и вырезав из них богов, — ковач меди, устроив выкованную молотом статую, привели обманутых в неискусен ум (Римл. 1, 28) и сделали созданных по образу Божию поклонниками своих работ или изобретений. Затем осмеивает приготовление идолов и как бы подражает делающим их, которые обращаются друг к другу со словами, что спаяние добро есть; ибо делатели идолов, изготовив руку, или ногу, или другой какой из членов тела, соединяют их спайками, прилаживая части к частям и укрепляя их гвоздями, а потом, поставляя и утверждая их, чтобы они стояли и не шатались. Смешно это и больше ничего, и служит доказательством суетности и крайней глупости их поклонников: ибо знать, что идол составлен из малых частей и по местам из спаек, — что продолжительность и прочность его существования и постановки зависит от гвоздей, и все такиг поклоняться им, называть их богами, — подлинно, не преисполнено ли (это) всякой глупости?

Ст. 8—10. Ты же, Израилю, рабе мой, Иакове, егоже избрах, семя Авраамле, егоже возлюбих, егоже поях от конец земли, и от стражб ея призвах тя, и рекох ти: раб мой

347

 

 

еси, избрах тя, и не оставих тебе: не бойся, с тобою бо есмь, не прельщаю: аз бо есмь Бог твой, укрепивый тя, и помогох ти, и утвердих тя десницею моею праведною.

Весьма довольно посвятив язычников в тайны (веры) и приведши к познанию того, что Бог существует, (что) Он — Содетель всяческих, (что) все подвластно Ему и Его божественным мановениям, что (все) появилось в начале и, приведенное к бытию, пребывает в прекрасном состоянии и имеет непоколебимую твердость, — далее, естественно, ободряет священнодействователей глаголов евангельских, чрез которых должно было производиться слово оглашения язычникам, делает их мудрыми и отважными и желает показать обнаруженную к ним любовь. Посему и говорит: Ты же, Израилю, рабе мой, Иакове, его же избрах, семя Авраамле, его же возлюбих. Иаков и Израиль, и семя Авраама возлюбленное суть не кто другие, как уверовавшие во Христа из Израиля, которых как бы неким начатком были божественные ученики. Упоминая же, что отцы были избранными и возлюбленными, говорит как бы так: «происшедшие от корня благородного, столь почтенного и возлюбленного Мною, от крови Авраама! ревнуйте о славе отеческой добродетели и будьте подражателями их боголюбия». А что Он поял Авраама и призвал его от конец земли, или от стражбе ее, — это говорит по-

348

 

 

тому, что он (Авраам) издалека из земли халдеев был призван в Иудею; ибо он послушал Бога, который говорил: изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу (Быт. 12, 1). Затем говорит как бы о всем Израиле: рекох ти: раб мой еси, ибо он наименован первородным, — был он, как я сказал, и избранным и не был оставлен Богом. Он слышал: не бойся и потом: не прельщаю: аз бо есмь Бог твой укрепивый тя; ибо он чрез закон научаем был, что Бог един и Господь един, и Ему только одному подобает служить, что он (Израиль) получил помощь от Него и чрез десницу Его, которая есть Его содетельная сила, т. е. Сын, — что чрез Него стал безопасным и неприкосновенным от всякого навета, ибо он победил язычников и наследовал землю их.

Ст. 11 — 14. се, постыдятся и посрамятся вси сопротивляющиися тебе, будут бо яко не сущии, и погибнут вси соперницы твои: взыщеши их, и не обрящеши человеков, иже поругаются тебе: будут бо аки не бывшии и не будут ратующии тебе: яко аз бог твой держай десницу твою, глаголяй тебе: не бойся (червю *)

*) У Св. Кирилла, как в некоторых кодексах LXX-ти σκώλης Ἰακώβ, соответственно еврейскому תּולַעַת יַעְַקב֗. Прим. пер.

349

 

 

Иакове, малый Израилю, аз помогох ти, глаголет Бог(слав. твой) избавляяй тя святый Израилев, и хвальный во веки *).

И это (составляет) изъяснение предшествующего: ты, говорит, Израилю, рабе мой, Иакове, егоже избрах, семя Авраамле, егоже возлюбих (ст. 8.); се постыдятся и посрамятся вси сопротивляющиися тебе. Ибо весьма много бывало по временам таких, которые нечестиво умышляли против святых тайноводителей и пытались противополагать спасительным вещаниям вещания их собственной закоснелости; но обратились в ничто и погибли противники благочестия, так как противодействие священнодействователям божественной проповеди есть, конечно, не что иное, как борьба против догматов благочестия. Итак, не будет (их), говорит, но взыщеши их, и не обрящеши человеков, иже поругаются тебе: будут бо аки не бывшии. Это тоже, что воспевается **) гласом блаженного Давида: видех нечестивого превозносящася, и высящася яко кедры Ливанския, и мимо идох, и се не бе, и взысках его и не обретеся место его. (Пс. 36, 35—36). Восстают многие из привыкших высокомудрствовать против достоинства святых

*) Последние слова и хвальный во веки, «καὶ αὶνετὸς εἰς τοὺς αἰῶνας» достойны замечания как вариант, отсутствующий во всех известных изданиях текста LXX-ти. Прим. пер.

**) Вместо τοῦτἐστὶ τὸ ... ὑμνούμενοι следует читать τοῦτ ἐστὶ τὸ ... ὑμνούμενον. Прим. пер.

350

 

 

тайноводителей, но они, как говорит Священное Писание, от земли искоренятся(Притч. 15, 5), и высокоумствующие подвергнутся страшному и неожиданному истреблению, ибо написано: иже высок творит свой дом, ищет сокрушения(Притч. 17, 16). Итак, не будут, говорит, ратующие тебе, не будут, говорит, — конечно потому, что никто не устоит против апостолов, а также потому, что во всяком случае настанет пришествие славного мира. Не правда ли? — Нет числа тем, которые вели брань против них (апостолов), однако не найдешь их существующими: они усмиряются и подвергаются прещению божественного гнева. Потому возбуждает их к мужеству, говоря: аз Бог твой держай десницу твою, т. е. предпочитающий тебя и поставляющий превыше всякого искушения: аз глаголяй тебе: не бойся Иакове, малый Израилю.Что касается численности воюющих или начальствующих, то совершенно мал был Израиль (не весь народ разумею, но взятых из него к апостольству); велик, силен и крепок в помощи был спаситель их имеющий необоримую руку. А если Бог освобождает, то кто может озлобить?

Ст. 15—16. Се, сотворих тя аки колеса колесничная новая, стирающая аки пила, и сотреши горы, и истончиши холмы, и аки прах положиши, и извееши, и ветр возмет я, и буря развеет я.

Рабы Египтян, собрав снопы с полей на

351

 

 

гумно, пускают на них быков, гоняют кругом и копытами их растирают колосья; затем отбирают и отделяют хлеб от мякины. А в других городах и странах стараются достигнуть того же, пользуясь колесницами с пилообразными колесами. Итак, вот, говорит, о Израиль, створих тя аки колеса колесниная новая стирающая аки пила.Что же стирается? Колос ли, или зерно и что собрано с полей на гумно? Нисколько, — горы и холмы. Но что же они означают? Во первых — лукавые и сопротивные силы, ибо Отец всяческих дал нам (власть) наступати на змию, и на скорпию и на всю силу вражию(Луки 10, 19); затем, кажется, уподобляет горам и холмам тех, которые, навыкши высокомудрствовать, имеют высокомерный ум, вознесены на высоту, облечены мирскою властью и навыкли, возвышая себя наподобие гор и холмов, противостоять святым тайноводителям, чтобы сделать им путь наиболее трудным, разумею путь постепенного прохождения апостольского поприща. Но таковых, говорит, истончиши, сделаешь так, что они на подобие мякины улетят, развеваемые дуновением ветров, произведешь как бы бурю, и она рассеет их: таким образом они обратятся в ничто.

Ст. 16—17. Ты же возвеселишися во святых, Израилю(слав. Израилевых), и возрадуются убозии и неимущии: поищут бо воды, и не будет,

352

 

 

язык их от жажди изсше. Аз Господь Бог, аз услышу их, бог Израилев, и не оставлю их.

Итак, говорит, враги божественной проповеди и преграждающие путь твой, о Израиль, пойдут в погибель. А ты, Израиль, возвеселишися во святых,т. е. насладишься, когда увидишь многих ставших святыми и сопричтенных к сынам Израилевым: не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль: ни зане суть семя Авраамле вси чада, но чада обетования причитаются в семя (Римл. 9, 6—8). А что обычно было святым апостолам радоваться и ликов(ствов)ать о навыкших хвалиться верою, т. е. (верою) во Христа, (это) изъясняет и Павел, (который), посылая им (послание), говорит: радосте и венче мой (Филипп. 4, 1). Я с своей стороны могу сказать, что и каждый из святых учеников был настроен одинаковым образом, — и весьма естественно: для них предметом высшего наслаждения было обращение заблуждающихся и восхождение к лучшему неведущих истины. Итак, возвеселишися во святых, Израилю; а кто они, — показывает, говоря: возрадуются убозии и неижущии, т. е. язычники: ибо они имели недостаток всего доброго и были совершенно непричастны благодатных даров Божиих, потому что совершенно незнающим Его необходимо быть лишенными украшений добродетели. Таким образом возрадуются убозии и неимущии. Как или каким образом? — Поищут бо

353

 

 

воды и не будет, говорит, и язык их от жажды иссше. Говорит здесь: поищут вместо «искали». А так как они не нашли, то язык их от жажды иссше.В самом деле: были и у Эллинов любители слова, любители исследований и изыскатели истины, но не было у них того, кто сумел бы сему (т. е. евангельской проповеди) научить; не было воды животворящей, не было того, кто мог бы насытить догматами истины любителей ее. Посему — изсше язык их от жажди. Но аз услышу их,говорит Бог Израилев, и не оставлю их:помиловал Он множество заблуждающихся и не оставил их в лишении высших даров, напротив, исполнил (ими), а каким образом,—весьма изрядно изъясняет в последующем.

Ст. 18 — 20. Но отверзу на горах реки и среди полей(слав. поля) источники: сотворю пустыню в луги водные*) и жаждущую землю в водотечи, положу в безводную землю кедр и смерчие, и мирсину и кипарис и тополю: да узрят и уразумеют, и помыслятъ и уведят вкупе, яко рука Господня сотвори сия вся, и Святый Израилев показа.

Пустынна и безводна, говорит, страна язычников: пустынна потому, что некоторым образом была обнажена и лишена самых цветущих растений, разумеется — духовных, — была,

*) Ἕλη поемные луга, русск. озера.

354

 

 

по-видимому, питательницей одного только терния, матерью полевых деревьев и всего, что пригодно на истребление огню. Подобные плоды приносили некогда язычники. Но отверзу, говорит, издревле жаждущим на горах реки, т. е. святых мужей, обогатившихся божественным и горним словом, изливающих и как бы источающих для жаждущих нечто в роде речных струй, так что некогда пустынная (земля), изменивши вид, обращается в луги водные и рощи, жаждущая земля в водотечи. Водотечи же могут обозначать тех, которые в различные времена, в каждой стране и городе, были тайноводителями и церковными учителями, они, как бы из источников и рек боговдохновенного писания, восприяв слово в (свой) ум и сердце, переносят его в других, подобно некоторым водоносам, поливающим цветущие сады. А каким образом пустыня обратится в луги водныеи будет тучною питательницей деревьев, (сему) научает, говоря: положу в безводную землю кедр, и смерчие, и мирсину, и кипарис, и тополю. Все это — деревья благовонные и негниющие. И святым присуще и благовоние, в духовном смысле, по причине чистой жизни, и то, что они не подвергаются порче, обуреваемые по немощи мирскими похотями, но стоят и утверждаются, так как Бог (их) укрепляет и поддерживает Своею помощью, ибо утверждает праведные Господь, как написано (Пс. 86, 17).

355

 

 

Будут, говорит, реки, источники и водотечи и на горах и в полях, и, так сказать, везде; обратится и пустыня в луги водные, чтобы призываемые чрез веру собственными очами увидели, и при помощи здравых размышлений уразумели, а также и научились — из величия сотворенного и неожиданной перемены—тому, что столь великое и славное обыкновенно совершается не просто и само собою, но напротив рука Господня это сотворила, т. е. сила и власть боголепная, или Сын, чрез Которого все и в Котором все явилось и чудодейственно совершено Отцом; ибо не лжеименные боги, и не мировые стихии, и не мнимый бог века сего был их творцом, но Святый Израилев показа.

Ст. 21. Приближается суд вам, глаголет Бог (слав. Господь Бог): приближишася совети ваши, глаголет царь Иаковль.

Весьма изрядно изъяснив призвание язычников. которое со временем наступит, — обещав, что Он обратит пустыню в луги водные и жаждущую землю в водотечи, покроет (ее) кедрами и смерчием и прочими растениями, — сказав, что дивна будет и Его рука, как содетельница столь великих дел, снова обращается с речью к творцам идолов и мастерам на подобные дела и говорит, что приближишасясуд их; а судом называет или предстоящую им кару *),

*) Κόλασιναὐτῆς вм. αὐτοὶς. Прим. пер.

256

 

 

или же стыд и посрамление, ибо справедливым приговором и праведным судом Божиим наказаны будут за то, что прельстили поднебесную и внушили советы неправые: научили живущих на земле древу говорить: отец мой еси ты, и камени ты мя родил еси (Иерем. 2, 27). Посему-то и приблизились, говорит, советы их, т. е. к концу пришли, так как Бог сокрушает заблуждение и рассеивает мрак невежества; конечно, мы разумеем не одного из их лжеименных (богов), но Господа Бога воистину, царя Иакова, т. е. (рожденных) от крови Израиля. Этим он приводит на память знамения, совершившиеся при искуплении происшедших от Израиля, из которых весьма легко познается могущество присущей Ему боголепной власти и несравненного превосходства.

Ст. 22 — 24. Да приближатся и возвестят вам, яже сбудутся, или яже прежде быша, рцыте: и приставим ум и уразумеем, что последняя и будущая: рцыте нам, возвестите нам грядущая на последок, и увемы, яко бози есте: благо сотворите и зло сотворите, и почудимся и узрим вкупе. Яко откуду есте вы, и откуду дело ваше? от земли мерзость избраша вас.

Свойство и преимущество божественной и неизреченной славы — знать все и не быть в неведении относительно чего бы то ни было — прошедшего, настоящего или будущего. Так, чрез всемудрого Моисея ясно воспроизводит то, что

357

 

 

было до сложения сего мира и в начале, говоря: в начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима, и неустроена, и тьма верху бездны (Быт. 1, 1—2), и весьма подробно излагает творение всего мира. А Господь наш Иисус Христос, древле глаголавший оное чрез Моисея, возвестил нам и то, что будет напоследок, ибо, как говорит ученик Его, нова небесе и новы земли и обетований Его *) чаем(2 Петр. 3, 13). Можно услышать, как Он прямо говорит (о сем): еда от мене утаится что? (Иерем. 82, 21). Живо бо, поистине, слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и несть тварь неявлена пред ним, вся же нага и объявлена пред очима Его(Евр. 4, 12 — 13). Поелику же Он Бог, то Он спасает, благотворит и исполняет всяким веселием (разумеется, духовным) чтущих Его, а навыкших гордости и не прилежащих к добрым делам озлобляет и подвергает наказаниям. Но ничего подобного невозможно усмотреть в (богах) сделанных из камня, ибо к чему способно бездушное вещество, или как могут оказать кому добро, или озлобить те, которые не в состоянии помочь сами

*) «И обетований Его» вм. «по обетованию Его», как в славянском, потому что вместе κατὰτὸἐπαγγελμα в том списке, которым пользовался Св. Кирилл находилось καὶτὰἐπαγγέλματα. Прим. пер.

358

 

 

себе, но лишь от других получают и устойчивость, и вид? Итак, говорит, пусть придут признанные у них за богов, пусть возвестят, что имеет случиться, пусть скажут первое, последнее и грядущее: тогда, говорит, узнаем, что вы боги. Но, если, говорит, не можете возвестить, то, по крайней мере, окажите добро или зло. Если же сего не можете сделать, то уже ничего более не видать, т. е. легко узнать, откуда есте вы, и откуду дело ваше: вы мерзость, сделанная из земли; ибо скажем ли, что идол сделан из дерева, или из камня блестящего и избранного, или из другого вещества, — все это из земли. Нужно, думаю, удивляться идолопоклонникам, если они не могли узнать от них даже и того, что некогда прекратятся деяния их: они не знали и не предсказали, что сожжены будут с самыми капищами и со временем станут посмешищем для тех, которые прежде заблуждались.

Ст. 25. Аз же возставих иже от севера, и иже от восток солнечных, прозовутся именем моим.

Скопище нечистых идолов, будучи не чем иным, как только деревом и камнем, ввело в заблуждение обольщенных и не возвестило мне ничего, ни первого, ни последнего, и не смогло сделать ни добра, ни зла; а Я, говорит, будучи Богом благим, восхотел всем человеком спастися и в разум истины приити (1 Тим.

359

 

 

2, 4), Я спас поднебесную и возбудил многих, лежавших подобно умершим. А кто они таковы, (сему) научает, говоря: иже от севера, и иже от восток солнечных,т. е. народ языческий, так как, по отношению к области иудейской, самой южной, область язычников была расположена более к северу или занимала место к востоку. Итак, иже от севера, и иже от восток солнечныхможет означать людей из язычников, которые прозваны именем Христа: ибо мы наименованы и есмы христиане; он приобрел нас кровью Своею, мы куплены ценою (1 Кор. 6, 20) и не принадлежим себе (6, 13), ибо Он один за всех умре, да живущие не ктому себе живут, по умершему за них и воскресшему (2 Кор. 5, 15). Посему-то Ему, как Спасителю и Искупителю Своему, и говорим: разве тебе иного не вемы: имя твое именуем (Ис. 26, 18). Итак, — мы прозваны именем Его. Не о сем ли сказано устами пророка: работающим же мне наречется имя новое, еже благословится на земли (Ис. 65, 15 — 16)? По-видимому, под сущим от восток солнечных он разумеет Христа, ибо о Нем написано: се муж восток имя ему (Зах. 6, 12), и затем Бог и Отец говорил о Нем: Кто восстави от восток правду (Ис. 41, 2)? и действительно Христос был для нас правдою, освящением и вместе избавлением (1 Кор. 1, 30).

Ст. 25—26. «Да приидут князи, и яко брение

360

 

 

скуделника, и яко скудельник топчущ брение, тако попрани будете. Кто бо возвестит, яже исперва, да увемы, яже напреди? и речем, яко истинено есть*): несть предглаголющаго, ни слышащаго словес ваших.

Надлежало, чтобы, по мановению Бога, сожжено было множество идолов и подобно брению повержено под ноги верующих; ибо попираются они, как прах, как брение горшечника и не что иное, потому что от земли было происхождение их. А что всему этому надлежало со временем положить конец при помощи святых, воинствующих и юношески служащих велениям Божиим, (это) показывает, говоря: да приидут князи,т е. пусть, предстанут вожди народов, которые бы возбудили верующих в Меня против заблуждения и вооружили против бездушных богов. Кто бо, говорит, из них (ложных богов) возвестит, яже исперва, да увемы, яже напреди, дабы, если сказанное сбудется, мы окончательно согласились, что они говорили истину. Но не было, говорит, между лжеименными богами, или между нечистыми духами, предглаголющего, а также и между людьми слышащаго

*) Слав. яко истинна суть; у Св. Кирилла ὄτι ἀληθής ἐστιν. На основании последующего истолкования трудно определить, — вариант ли это, соответствующий еврейскому עַרִּיּקּ, или описка вместо обычного у LХХ-ти «ὅτι ἀληθῆ ἐστίν». Прим. пер.

361

 

словес ваших. Древле в (различных) странах и городах в капищах идольских были ложные гадания и ложные вещания демонов, треножники и чаши (для волхвования — λεβητες) и бесчисленное множество навыкших обманывать (искусных обманщиков) и многие ходили к ним, чтобы получить предсказание. Когда же воссияло нам слово Божие, пали в храмах идолы, умолкли вводящие в заблуждение демоны, или, лучше сказать, низвержены в ад и заключены в тартар; а прежние чтители их прорицаний призваны к познанию истины. Сему научает, говоря: ниже слышащаго словес ваших (несть).

Ст. 27. Начало сиону дам и иерусалима утешу на пути. От язык бо, се, ни един: и от кумир их несть возвещаяй. И аще вопрошу их, откуду есте, не отвещают ми. Суть бо творящии вас и всуе прельщающии вас.

Снова обещает явление Спасителя, Которым спасена поднебесная, и множество заблуждающихся призвано к познанию истины; ибо затем, чтобы мы имели руководителя искусного и способного наставить на цуть истины, соделалось человеком Единородное Слово Божие и, будучи царем по естеству (поколику и Богом и рожденным умопредставляется от Бога Отца, Который все содержит и имеет тварь подножием ног Своих), именуется поставленным царем над нами. Ибо написано о Нем: се царь пра-

362

 

 

ведный воцарится и князи с судом владети начнут(Ис. 32, 1); ибо Христос воцарился над поднебесной, и это объявил нам, говоря: «дадеся ми всяка власть на небеси и на земли» (Матф. 28, 18); хотя Он всем властвовал, как Бог, но и по плоти домостроительства ради дано, говорит, Ему то, что имел, как Бог. Затем, воцарившись, Он поставил над нами начальников — святых апостолов, которые и начали владеть нами с судом, т. е. с справедливостью. Итак, дам, говорит, Сиону, т. е. церкви, или собранию верующих, спасительное начало, т. е. Христа, и утешу Иерусалима, который также есть вход в церковь. И мы утешаемся, укрепляемые Христом, и научаемся неуклонной стезе, ведущей в жизнь. От язык бо, говорит, се ни един: и от кумир их несть возвещаяй.Много бывало у Эллинов мудрецов и словесников, но ни один из них не был способен научить пути благочестия; полны были идолами (существовавшие) у них храмы, но ни один из идолов или лжеименных богов не способен был указать надлежащую дверь или направить на путь правды. Но что же я говорю?! Если бы и спросить их, говорит, откуда вы? и то они не могли бы ответить. А если они не знают самих себя, ибо они — вещество немое и бесчувственное, то как же они могут быть наставниками других? Или

363

 

 

как вообще могут кому-нибудь показать средства к добру? Суть бо, (истинно) суть творящии вас, лжеименных богов, а вас, поклонников их, прельщающии.

Гл. 42, 1—4. Иаков отрок мой, восприиму и: Израиль избранный мой, прият его душа моя, дах дух мой нань, суд языком возвестит: не возопиет, ниже ослабит, ниже услышится вне глас его. Трости сокрушены не сотрет и льна курящася не угасит, но во истину изнесет суд: возсияет и не потухнет, дондеже положит на земли суд, и на имя его языцы и народи *) уповати имут.

Прежде дал обещание, говоря: «начало Сиону дам» (41, 27), теперь же ясно показывает, какое оно (начало): над Сионом духовным, т. е. церковью поставлен начальник и руководитель, вступающий в отправление власти не тогда, когда, как сказано, он приведен к сему; ибо Слово от Девы (рожденное) всегда было и есть Царь и Господь всяческих; но так как Оно соделалось человеком, то и создает себе собственный состав (естество) человечества. Посему и надлежало нам истинно и несумненно веровать, что Он уподобился нам; следовательно, если и говорится, что Он получит власть над всем, то получение ее относится к до-

*) У св. Кирилла вм. ἔθνη стоит ἔθνη καὶλαοί. Пр. пер.

364

 

 

мостроительству по плоти, а не к тому превосходству, ради которого Он признается Владыкою всяческих. Иаковом же и Израилем называет Его, как рожденного по плоти от крови Иакова, который переименован в Израиля. Восприиму, говорит, и избранным именует, ибо Отец содействовал Сыну и совершал дивные дела как бы Своею собственною силою; поистине Он и избранный, ибо Он красен добротою паче сынов человеческих (Пс. 44, 8) и приятен как возлюбленный (Ис. 5, 1); о Нем благоволил Бог и Отец и посему сказал: сей есть Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих (Матф. 3, 17)). А что Он помазан по человечеству и получил, как сказано, Духа Святого, хотя Сам подает Духа и освящает тварь, (сие) изъясняет, говоря: дах дух мой нань.Именно: когда Он крестился, то на Него сошел, говорится, Дух с небес в виде голубя и почил на Нем. Если же Он в минуту крещения приемлет Духа естеством человеческим (τῷ τῆς ἀνθρωπότητος μετρω) то вместе с прочим возможно было и это: ибо не как Бог Он был освящаем, прияв Духа Он сам, как я сказал, есть освящающий, но поскольку Он явился человеком в домостроительстве. Итак, помазан Он для того, чтобы и суд языком возвестить. Судом же здесь называет правосудие. Их (языки) Он оправдал, осудив корысто-

365

 

 

любца сатану. И сему сам научил нас, сказав: ныне суд есть тру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон: и аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе(Иоанна 12, 31—32); ибо Он определил гибель того, кто, как я сказал, своекорыстно властвовал над поднебесной, а праведным судом спас обольщенных. Но не возопиет, говорит, ниже ослабит, ниже услышится вне глас его». Ибо Спаситель и Господь всяческих пришел с великою кротостью и смирением, как бы бесшумно и не причиняя обиды никому, но в безмолвии и тишине, так что он трости сокрушены не преломил и льна курящася не угасил, т. е. не попрал стопою даже самых уничиженных и навыкших с величайшею готовностью терпеть вред. Итак, что же Он сделает, что совершит для языков? — Во истину изнесет суд.По-видимому, разумеет здесь закон: ибо относительно Израиля и Вседержителя Бога написано, что тамо дал ему оправдания и судьбы (Исх. 15, 25), и в другом месте: суд и правду во Иакове ты сотворил еси(Пс. 98, 4). Итак, суд, или закон сеней и образов, изнесет во истину евангельских вещаний, которыми показал путь угодного Ему жительства и подзаконное служение буквы заменил истиною. И хотя безумно поступили с Ним презренные Иудеи, дерзнув погубить Его телесною смертью, но Он воссиял как свет и не

366

 

 

потух, т. е. не был побежден тлением, не одержало верх (над Ним) безумие злоумышленников, но смерть упразднилась, Он ожил боголепно, попрал врагов, и Его страдание сделалось для живущих на земле виною спасения. Итак, не потухнет, допдеже положит на земли суд. Не подумай, что он определяет какой-либо срок, по истечении которого потухнет, т. е., после того как положит суд живущим на земли напротив, говорит о том, что Он одержит верх над противниками и усилится в такой степени, что на всей земле положит суд. Ибо евангелие проповедано по всей земле и его вещания, так сказать, утвердились. Посему написано, что правда во век, и закон твой истина (Пс. 118, 142). А также, говорит, на имя его языцы уповати имут (подл. ἢλπισε): познав, что Он Бог поистине, хотя и явился во плоти, сделают Его упованием для себя и, как говорит Псалмопевец: о имени Его возрадуются весь день (Пс. 88, 17). Ибо мы называемся христианами и возлагаем на Него всю надежду.

Ст. 5—7. Тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо и водрузивый е, утверждей землю и яже на ней, и даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящимъ на ней. Аз Господь Бог призвах тя в правде, и удержу за руку твою

367

 

 

и укреплю тя, и дах тя в завет рода *), во свет языков, отверсти очи слепых, извести от уъ связанныя и из дому темницы и седящия во тме (глубоце). **)

Весьма много по временам бывало во Израиле ложных пророков и ложных прорицателей. По этой причине случалось, что не верили даже посланным от Бога истинным пророкам, навыкшим вещать от Духа Святого и, что удивительно, на самого Христа клеветали, что Он и не послан от Бога, и не истинно свят, хотя Он, облеченный божественным превосходством, совершал чудеса. Так, наставники Иудеев, хотя видели, что Он чудодействует, иногда утверждали, что Он, о Вселзевуле князе бесовстем изгонит бесы(Луки 11, 15), а иногда говорили друг другу: если бы этот человек был от Бога, то он не нарушал бы субботы. И на это Христос многократно давал ответ и доказывал, что Он не таков, как те, которые по одной только наружности были посланными от Бога. Посему Он говорил: тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: аз приидох, да живот имут (Иоан. 10, 10), и в другом месте: аз приидох во имя Отца моего (Иоан. 5, 43). А чтобы и Самого Отца небесного иметь

*) Слав. „рода Израилева“.

**) У св. Кирилла здесь поставлено еще слово βαθεῖ, отсутствующее во всех известных изданиях LХХ-ти. Пр. пер.

368

 

 

свидетелем, Он ради пользы и по необходимости говорил: Я Господь Бог, утвердивший небо, соделавший землю самою твердою и непоколебимою, живый и животворящий, дающий дыхание всем; Я Бог и Господь всяческих, призвах ти во правде; ибо не сам от себя, говорит, приходил Он, подобно тем лжепророкам, вещавшим от своего сердца, а не от уст Божиих, но Я призвал Тебя, т. с по благоволению Моему привел в правде и удержу за руку твою и укреплю тявместо: буду содействовать Тебе и сделаю всесильным. Не скажем, что Отец считал Сына немощным и бессильным, или нуждающимся в помощи: Он Сам есть Господь сил и непобедимая десница Отца, которою все приведено к бытию; но опять ведет речь как бы к одному из нас, поколику Он явился человеком, и, некоторым образом, по человечеству получал силу от Отца. Посему и говорится, что Он (Отец) воскресил Его, дал Ему славу и поставил превыше умышлений убийц. Ибо, если Он смирил себя и добровольно подвергся истощанию, то во всяком случае необходимо, чтобы видима была мера истощания и из самых дел усматривалось смирение. И заметь, как, сказав о человеке: удержу за руку твою и укреплю тя, немедленно показывает, что Он Бог по естеству, и истинно Сын, и Свет от света: дах тя, говорит,

369

 

 

в завет рода во свет языков, отверзсти очи слепым. Единородное Слово Божие явилось в мир сей с плотью к происшедшим от рода, т. е. от крови Израиля [ибо от них явилось Оно, по плоти рожденное от жены], дало новый завет, древле предвозвещенный устами пророков, и стало светом для языков. И это приличествует Богу: если Оно (Слово), как Законодатель, сделало недействительною сень всемудрого Моисея и к древнему по превосходящей власти присоединило новое, — если Оно могло просвещать находящихся во тьме, отверзать очи слепым (ибо языкам возблистал божественный и небесный свет), то не служит ли это ясным доказательством, что Оно — Бог и от Бога по естеству происходит? А что Христос и сущим в аде духовом сошед проповеда(1 Петр. 3,19), и явился заключенным в доме темницы и всех освободил от уз, нужды, наказания и суда,— об этом предвозвестил, сказав, извести от уз связанные и из дому темницы (и) седящыя во тме.

Ст. 8—9. „ Аз Господь Бог, сие мое есть имя, славы моея иному не дам, ниже добродетелей моих истуканным. Яже из начала се приидоша, и новая, яже, аз возвещу, и прежде неже возвестити явишася вам“.

Собственно, истинно и единственно должен быт и именоваться у нас Богом — Содетель

370

 

 

всяческих, как говорит всемудрый Павел: хотя много богов и владык на небе и на земле, но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у него, и един Господь Иисус Христос, им же вся и мы тем (1 Кор. 8, 5 — 6). А так как Он показал себя совершителем великих и дивных для нас дел, то, говорит, не уступит славы Своей, или боголепных добродетелей, ни бездушным идолам, ни какой-либо другой из тварей, но соблюдет для себя одного. И было вполне естественно, чтобы слава Божества приличествовала не кому-либо другому и существенно различному от Них, но только самой неизреченной и все превосходящей природе. Хотя и говорит, что никому не уступит Своей славы, однако дал ее Сыну, ибо (последний) прославлен, без сомнения, так же, как Отец, покланяемый на небе и на земле. Но как бы мог дать Сыну, одинаковому с Ним в рассуждении единосущия, если бы каждый из Них не составлял особенной Ипостаси? Ибо — едино естество всевышнего Божества, в трех особных ипостасях уразумеваемое и покланяемое у навыкших право мудрствовать. Говоря — яже из начала се приидоша, и новая, яже аз возвещу, и прежде неже возвестити явишася вам,не попускает, чтобы мы хотя в чем-либо не верили слову Спасителя: подобно тому, говорит, как доведено до конца, что было сказано из

371

 

 

начала о пришествии Его, так же воистину сбудется и то, что Он возвестит нового, прежде чем оно видимо обнаружится. Что же это такое?— Обещал нам Господь наш Иисус Христос жизнь будущего века, т. е. жизнь в нетлении, освящении и правде, небесное царство, достославное причастие духовных благ, плоды милосердия, награды благочестия, венец любви к Нему, чего и да сподобимся мы Его благодатью и человеколюбием. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со святым Духом во веки. Аминь.

372


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.