Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Александрийский, святитель

Книга вторая

ТОЛКОВАНИЕ НА ПРОРОКА ИСАИЮ.

КНИГИ ВТОРОЙ ОТДЕЛЕНИЕ ПЯТОЕ.

 

Гл. XXII. Видение дебри Сиони.

Предрекши о пленении Египтян, Ассириян и Идумеев, пророк переходит и к самому святому городу, то есть Иерусалиму, и для пользы (Иудеев) предвозвещает о том, что некогда случится с ним вследствие божественного гнева, дабы они видели, что Бог всяческих есть верховный блюститель справедливости, или, лучше сказать, всецело есть справедливость, что он ценит, приемлет и удостаивает попечения не того, кто стал близким к нему просто вследствие детоводительства чрез закон, но напротив, исследуя жизнь каждого, добрых наделяет благами, а преданного порокам считает чуждым и нисколько не угодным Себе, хотя бы кто, может быть, и был Ему возлюбленный ради отцов (его). Но иудеи по великому своему неразумию думали, что они совершенно неодолимы

5

 

 

для врагов, что вовсе нет того, кто бы мог напасть на них и что они будут проводить спокойную жизнь, наслаждаясь возможно полным благополучием, хотя сами оскорбляли Бога и впадали в великое нечестие; потому что поклонялись идолам и, устроив под дубом и тополем храмы и жертвенники, приносили жертвы суетным богам и совершали возлияния, совсем пренебрегши подобающим всесвятому Богу славословием. По сему устами Иеремии (Бог) говорит им об Иерусалиме: не глаголите, яко храм Господень есть. Яко аще исправляюще исправите пути ваша и умышления ваша (Иер. 7, 4. 5.) и дам дом сей яко же Силом (—26, 6). И опять (Он) обвинял их чрез Михея пророка, говоря: начальники их на дарех суждаху, и жерци его на мзде отвещаваху и пророцы его на сребре волхвоваху, и на Господе почиваху, глаголюще: не Господь ли в нас есть? не приидут на ны злая. Сего ради вас деля Сион яко же нива изорется, и Иерусалим яко овощное хранилище будет, и гора дому яко же луг дубравний (Мих. 3, 11. 12). А что суд Божий скоро придет на всякого преданного беззакониям, это ясно показывал им и божественный Иоанн, говоря: рождения сходнова, кто сказа вам бежати от будущего гнева? Сотворите убо плод достоин покаяния: и не начинайте глаголати в себе: отца имами Авраама: глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму.

6

 

 

Убо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметоемо(Матф. 8, 7—10). И так, поелику Израиль имел необузданную наклонность к порокам и привязан был, как я сейчас сказал, к лжеслужению идолам; то Бог чрез пророка предвозвещает долженствующее случиться впоследствии пленение Иерусалима и говорит:

Ст. 1, 2. Что бысть тебе, яко ныть возлезосте вси на храмини тщетныя? Наполнися град вопиющих, уязвлении твои не мечми уязвлени, ниже мертвецы твои умерщвлени, ратию.

Кажется, здесь указывает на опустошение, бывшее во времена Иехонии. Он сильно обличает Израильтян за то, что они среди самых тяжких бедствий и несчастий не хотели сделать того, что могло бы снискать им благоволение свыше; ибо надлежало им с плачем и рыданием войти в дом Божий, принести покаяние и просить прощения в своих наглых преступлениях и только у Него одного искать помощи. И этому Он сам научал (их), говоря чрез одного из святых пророков: препояшитеся и бийтеся, жерцы, плачитеся, служащии жертвеннику: внидите, поспите во вретищих, служащии Богу, яко отъяся от дому Бога вашего жертва и возлияние: освятите пост, проповедите цельбу, соберите старейшины вся живущия на земли в дом Бога вашего и воззовите ко Господу

7

 

 

усердно: увы мне, увы мне, увы мне в день (Иоил. 1, 18— 15). Итак, именно это надлежало им делать, чтобы умилостивить гнев могущего спасти их. Но им может быть, и на ум не приходило того, что должно было делать; они удалялись в самые верхние отделения домов и повсюду были вопли и плач детей, погибавших может быть от голода и жажды; ибо это необходимо случается в городах, находящихся в осаде. Посему то и говорит: что быть тебе, яко возлезосте вси на храмины тщетныя? Почему, говорит, вы, когда находились и среди столько невыносимых опасностей и когда происходила у вас борьба на жизнь и смерть, не возопили к Богу, но взлезли на домы, хотя от этого не могло быть вам никакой пользы. Потому и называет домы суетными. Почему же град наполнися вопиющих! Поэтому что не к Богу, но суетно вопияли и тогда как бедствия были как бы уже у дверей, не мало прогневляли (Бога). Надлежало быть покаянному плачу, надлежало слезам наливаться к Богу. Вот, говорит, прежде чем начали вы сражение, прежде чем взялись за меч, прежде чем помыслили о сопротивлении, наполнился город мертвыми. Итак, полезно и необходимо для спасения знать, что нужно делать чтобы и среди тяжких бедствий иметь Бога (своим) избавителем. Посему блаженный Давид воспевает и говорит: Господи Боже сил, блажен человек, уповаяй на Тя (Псал. 88, 18). Надоб-

8

 

 

но знать, что дебрями Сионскими именует Иерусалим; ибо Сион есть гора или находится на горе, а Иерусалим расположен у подножия горы, почему и называют его дебрию Сиона.

Ст. 3. Вси князи твои побегоша, и плененнии жестоце суть связани, и крепцыи в тебе далече отбежаша.

Народ Иудейский, как я сказал, надеялся спастись, оставив Спасителя всех Бога и уповая на помощь человеческую. Но когда пришли враги, когда страх бедствий дошел до высшей степени и когда увидели, что полки Ассириян уже окружили страну, или святой город, тогда те, которые стояли во главе народа и пользовались у него высшими почестями. бросились спасаться как будто с утопающего корабля, и как бы говоря возлагавшим на них свои надежды: «будьте здоровы (счастливо оставаться)». Итак, говорит, убежали все, которые некогда обещали Спасти тебя и воображали, что они обладают неодолимым могуществом; но иные из них плененнии жестоце суть связани: ибо взят был Седекия вместе с детьми своими, которых Вавилоняне умертвили, тогда как его (самого), выколов ему глаза, увели в свою землю. Итак, суетно есть спасение человеческо. по написанному (Псал. 59, 18), но надобно единому Богу прилеплятися. взывая оными мудрыми словами: не на лук мой уповаю. и меч мой не спасет мене сал. 43, 7), ибо только Господь сил спасает

9

 

 

любящих Его и избавляет от всякого зла, так что они радуясь говорят: спасл еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси (—8).

Ст. 4. 6. Сего ради рекох: оставите мене, да горце восплачуся: не належите утешати мя о сокрушении дщере рода моего: яко день мятежа и пагубы и попрания, и смятение от Господа Саваофа: в дебри Сиони.

Это голое пророка плачущего и рыдающего о бедствиях народа своего. А чрез то. что отвергает могущих утешить его, показывает тяжесть раны. как бы не имеющей исцеления, напротив нанесенной им страшным образом и влекущей за собою горький и неотвратимый конец; ибо настал день мятежа и пагубы и попрания от Господа Саваофа; руку же высокую кто отвратит? Если бы нашествие Ассириян совершилось не вследствие гнева божественного; то у страждущих оставалась бы твердая надежда восторжествовать со временем над теми, которые напали на них. потому что всем правящий Бог всегда подавал им руку помощи. Но поелику Он Сам есть поражающий и от Господа попрание, то кто отвратит его? ибо аще затворит от человеков. кто, говорит, отверзет?

Ст. 5. Скитаются, от мала даже до велика скитаются по горам.

Подивись осмотрительности того, кто исполнен Духа. Поелику он сказал, что от Господа Са-

10

 

 

ваофа будут посланы смятение и погибель и день попрания, но дабы кто-нибудь не подумал, что божественный гнев постиг их напрасно, он тотчас уничтожает легкомысленное предположение тех, которые могли бы когда-нибудь дойти до такой глупости, и присовокупляет оправдание, дабы Творец всяческих явился праведным судиею: скитаются, говорит, от мала даже до велика скитаются по горам. А что это значит,— ты узнаешь из самых речей Божиих. Ибо негде Он сказал блаженному пророку Иеремии: видел ли еси, яже сотвори ми дом Израилев, поидоша на всяку гору высоку и под всяко древо листвяно, и соблудиша тамо (Иер. 8, 6). Расположившись на высоких горах, они устрояли жертвенники и капища и потом, сделав угодного им идола, приносили ему жертвы и, совсем пренебрегши благоговением, к Богу, древу рекоша, яко отец мои еси ты, и камени: ты мя родил еси (Иер. 2, 2)). Но может быть только немногие страдали этим недугом. Отнюдь нет, говорит; потому что всем родом и всем домом заблуждались, малые и большие. Поэтому-то и сказал опять блаженному пророку Иеремии: ти не молися о людех сих... и не моли, ниже приступай ко мне о них, яко не услышу. Еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных и на путех Иерусалимских? Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь. и жены их месят муку, да сотворят опресноки

11

 

 

воинству небесному и возлияша возлияния бэтом чуждим. да прогневают Мя (Иер. 7, 16—18). Итак, они наказаны праведным судом. Ибо воздавая божеские почести твари и служа делам своих рук, они навлекли на свои головы последствия гнева божественного: не без правды бо простираются мрежи пернатым, по написанному (Притч. 1. 17), и Бог подвергает наказанию того, кто бесчестит Его славу и при развращенности мыслей наклонен ко всемупозорному.

Ст. 6-9. Еламите же взяша тулы, и всадницы человецы на конех, и собор ополчения. И будут избранны дебри твоя, наполнятся колесниц, конницы же заступят врата твоя и открыют врата Иудина, и воззрят в той день во избранныя домы града, и открыют сокровенная домов краеградия Давидова.

Возлетает на высоту с своим повествованием и как бы живописует военное нападение приводит в ужас слушателей, весьма искусно побуждая их обратиться к покаянию. Итак, он говорит это, как бы уже созерцая присутствие толпы ратников в самых вратах (города). Еламитянами, но имени Персидского города, называются те, которые из него (города) исходят. Некоторые же говорят. что всадники сии суть Сарацины; эти (последние) суть конные стрелки, из числа самых искусных встрельбе, жестокие и неумолимые и не знающие милосердия. А что они весьма многочисленны, — это показыва-

12

 

 

ет, говоря: избранни дебри твоя наполнятся колесниц, коннницы же заступят врата твоя, так что желающим нападать будет очень тесно; вторгнувшись же они тщательно обыщут всякий великолепный дом и открыют сокровенная домов краеградия (крепости) Давидова, то есть богатства царей. Ибо царями были происходившие из колена Иудина, из которого был и блаженный Давид. Но опять к истории должно быть сказано следующее (нравоучительное). Если в ум человеческий вторгается на подобии воинов множество или неразумных помыслов, или плотских наслаждений, то они овладевают им как плененным городом, истребляют все его духовное богатство, изгоняя из него всякое благочестие и лишая его славных подвигов добродетели. Посему богодухновенное писание говорит: аще дух владеющего взыдет на тя, места твоего не остави: яко исцеление утолит грехи велики (Еккл. 10, 4); ибо такие страсти, если их пресекать, утрачивают силу и бдительность, приносят пользу тем, которые сохраняют ее; а при свободе и необузданности стремления постоянно уклоняясь к худшему, они до основания губят преданных духовному сну.

Ст. 9—11. И узрят, яко множайшии суть, и яко отвратиша воду древния купели во град, и яко разориша домы Иерусалимли на утверждение стене градней. И сотвористе себе воду между двема стенама, внутрьуду купели древния, и не

13

 

 

воззресте на сотворившаго ю исперва, и сограждшаго ю не видесте.

Опять обвиняет народ Иудейский или начальников его и украшенных высочайшими почестями за то, что они уклонились от здравого смысла и по неразумию творили не то, что одно только и могло спасти находившийся в опасности Иерусалим, но то, что еще более усиливало жестокость отяготевшего над ними гнева, потому что они некоторым образом раздражали владычествующего над всем Бога и приводили Его еще в большее негодование против них, презирая Его и не возлагая на Него упования, так как Израильтяне думали, что они стараниями и усилиями человеческими могут одолеть силу врагов. Ибо они говорят, что, исчислив домы города и измерив приблизительным образом сохранившуюся воду, они увидели, яко множайшии суть, и из древнего водоема посредством каналов они провели воду в город, чтобы иметь ее в достаточном, как им казалось, количестве, как бы ни было продолжительно время осады; и кроме того, говорит, разрушая домы города, они строили укрепления стен. И не воззресте на сотворившаго ю исперва, и соградившаго ю не видесте. Ибо надлежало, говорит, надлежало надеяться не на свои силы, или на счастье, напротив устремлять свой мысленный взор к Тому, Кто всегда служил стеною для святого града; ибо горы, говорит, окрест его: и Господь окрест

14

 

 

людей своих (Псал. 124, 2); это и устами пророка возвещено ему, в следующих словах: и Аз буду ему, глаголет Господь, стена огненна окрест, и в славу буду посреде его (Захар. 2, 5). Но вы, говорит, не удостоили таковое ни малейшего внимания и презрели то, что (могли бы получить) от Бога, и как будто нисколько не нуждаясь в высшей помощи, весьма неразумно возлагали свое упование на сооружения из камней. Однако вам гораздо лучше было бы призывать на помощь непобедимую десницу и стараться получить даемое милосердием и человеколюбием Бога и Его называть Спасителем и Искупителем и находясь в таком настроении души проливать слезы покаяния.

Ст. 12—14. И призва Господь, Господь Саваоф в той день плачь и рыдание, и острижение и препоясание во вретища: тии же сотвориша радость и веселие, закалающе телцы и жруще овцы, яко ясти мяса и пити вино, глаголюще: да ямы и пием, утре бо умрем. И откровенна сия суть во ушию Господа Саваофа, яко не оставится вам той грех, дондеже умрете.

Истинно, что когда нечестивый дойдет до глубины зол, то он, но написанному, становится презорлив. Это можно видеть случившимся с Израильтянами. Ибо находясь в страшном ожидании всяких бедствий и, видя угрожающую им опасность от жестокости Ассириян, они должны бы. оплакивая свою беспечность, умило-

15

 

 

стивлять Бога, остричь свои волосы и опоясаться во вретище, так как самые обстоятельства призывали к тому; но они делали совершенно противное тому. Ибо, став, как-бы окаменелыми и совершенно бесчувственными, они придумывали наслаждения и старались устроять увеселения, закалали тельцов и овец, пьянствовали и ненасытно продавались чувственным удовольствиям и вследствие отчаяния, загрубелости ума и распущенности говорили друг другу: да ямы и пием, утре бо умрем. Ибо, по-видимому, они думали, что Бог не услышит этого. Но, говорит, откровенна сия суть во ушию Его и не оставится вам тои грех, дондеже умрете, то есть, пока совершенно но сделаетесь жертвою смерти и тления за этот именно грех ваш. Итак, во дни гнева, или когда бываем поражаемы ужасами искушений, не должно нам впадать в нерадение, а напротив надлежит плакать и в слезах прибегать к любящему добро Богу и изнуряя себя подвигами поста искать Его милости, вопия оное словами Псалмопевца: виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя (Псал. 24, 18). Когда же пророк здесь говорит, что призва Господь Саваоф в той день плач и рыдание, и острижение, и препоясание во вретища, то я думаю, что к сим словам нужно присовокупить речи Михея (?) или лучше самого Бога, сказанные чрез пророка; а написано так: И ныне глаголет Господь Бог ваш: обратитеся ко мне всем сердцем вашим в по-

16

 

 

сте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему, яко милостив и щедр есть, долготерпелив и мнэтомилостив и раскаявайся о злобах. Кто весть, обратится ли, и раскается, и оставит за собою благословение и жертву и возлияние Господу Богу вашему? Вострубите трубою в сионе, освятите пост, проповедите цельбу, соберите люди, освятите церковь, изберите старейшины, совокупите младенцы ссущия сосцы: да изыдет жених от ложа своего, и невеста от чертога своего. Между степеньми жертвенника восплачутся жерцы служащии Господу и рекут: пощади, Господи, люди твоя и не даждь достояния твоего на укоризну, да не обладают ими языцы, да не рекут во языцех: где есть Бог их (Иоил. 2. 12—17). Итак, между тем, как Бог призывал в ю время плач и рыдание, и острижение и препоясание во вретища. они предавались увеселениям, приводя еще более в неудержимый гнев против себя Того. Кто может погубить и спасти.

Ст. 15 — 19. Сице глаголет Господь Саваоф: иди в кущу ко сомнану строителю дому и рцы ему: что ты зде, и что тебе зде, яко истесал еси себе зде гроб и сотворил еси себе на высоце гроб, и написал еси себе на камени кущу? Се, ныне Господь Саваоф извержет и сотрет мужа, и отимет утварь твою и венец твой славный, и повержет тя во страну велику и безмер-

17

 

 

ну, и тамо умреши: и положит колесницу твою добрую в безчестие и дом князя твоего в попрание: и извержешися от строителства твоего и от степене твоего.

Сомнан был распорядитель сокровищ, но не ясно каких—священных ли, оделенных на храм, или царских: кажется, на нем более лежала обязанность заботиться о собирании священных сокровищ и производить, когда требовалось, необходимые и обязательные расходы на исправление священных сосудов. Говорят, он происходил из колена Левиина и отличен был преимуществами архиерейства. Он быль очень надменен и горд, жесток в отношении к тем, которые оскорбляли его, предан корыстолюбию, раб постыдных прибытков, любитель самохвальства и всегда искал людских почестей. Он того по всей справедливости он был ненавистен Богу. Итак, в то время, как едва не была опустошена Иудея, едва не взят был самый Иерусалим, когда Вавилоняне, одержавшие победу, отвели в плен к себе Израиля Сомнан сооружал себе славный (надгробный) памятник и ставил над ним великолепнейшее здание. Посему было к нему нарочитое слово от Бога. Ибо что говорит пророку? Иди в кущу(это было место в самом храме), к Сомнану строителю дому и рцы ему: что ты зде? и что тебе зде?то есть, какое наследие ты имеешь здесь? или зачем остаешься здесь? зачем истесал себе памят-

18

 

 

ник и начертал на камне кущу? что же будет? и что угрожает тебе? или и каких бедствиях, говорит, ты будешь находиться? Се Господь Саваоф извержет и сотрет мужа; ибо, как я сказал, ушли пленниками вместе с простыми людьми и самые могущественные и имеющие совершенно особое преимущество пред другими. Но поелику и сам он отведен был в плен и лишен был венца своего архиерейства и как бесполезный сосуд брошен был в землю безмерну (огромную), то он умрет там без всякого (от кого-нибудь) сожаления; и не будет, как прежде, восходить на пышные колесницы, напротив будет ниспровергнут и совсем лишен, вверенного ему управления и положения, то есть предстоятельства при служении Богу.

Ст. 20—24. И будет в той день, и призову раба моего Елиакима сына Хелкиева и облеку его во утварь твою, и венец твой дам ему и державу твою, и строительство твое дам в руце его, и будет яко отец живущим во Иерусалиме и живущим во Иудеи. И дам ему славу Давидову, и обвладеет, и не будет противоглаголющаго: и дам ему ключ дому Давидова на рамо его, и отверзет, и не будет затворяющаго, и затворит, и не будет отверзающаго. И поставлю его князя на месте верне, и будет на престоле славы дому отца своего. И будет уповаяй на него всяк славный в дому отца его, от мала даже до велика: и будут зависяще на нем в той день.

Это повествование не отступает от истории, ибо и оно еще направлено против Сомнана

19

 

 

домоправителя, который получили, славу священства, но так злоупотреблял им и так притеснял всякого приходившего к нему, что был невыносимым корыстолюбцем и не было ничего постыдного, чего бы он не совершил. Итак, после того, как он извержен будет, то есть, отведен будет в страну пространную и безмерную, призову, говорит, в то время раба моего Елиакима сына Хелкиева. Называя его своим рабом, он засвидетельствовал о его послушании. А что он дарует ему славу священства, это он показывает, обещая возложить на него венец и говоря, что даст ему облачение и домостроительство и власть, то есть, силу управлять подвластным народом. И сверх того засвидетельствовал, что он будет человек благих нравов, не высокомерен подобно Сомнану, но как отец верный и добрый. Поэтому он будет утвержден на месте верне, то есть на крепко охраняемом для него и прочном, так что и всякий знатный и славный будет желать на него возлагать надежду, не как на Бога, потому что ему многого недостает для этого, но как на любвеобильного отца. И будет, говорит, охранять и защищать малого и великого, и так будет возлюблен, что подвластный ему народ будет как бы виснуть на нем. И это, как я сказал, представляет нам историческое повествование. Однако, думаем, что более глубоким смыслом (речи) опять указывается

20

 

 

нам на таинство Христа. Ибо книжники и фарисеи, увенчанные священством по закону, были не послушны, жестоки и горды, пристрастны к богатству, почитатели богатых людей и творили все ненавистное Богу. И сам пророк Исаия в начале книги говорит: Како бысть блудница град верный сион полн суда? в немже правда почиваше, ныне же (в нем) убийцы. Сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водою. Князи твои не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии(Ис. 1, 21—23). Обвиняет их и сам Спаситель, говоря так: Горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко одесятствуете мятву, и копр, и кимин, и остависте вящщая закони, суд и милость и веру (Матф. 23, 23.) и что еще нечестивее сделались и богоубийцами. По сей причине они лишены были почестей священства и устранены были от власти над народом и удалены были от вверенного им домостроительства по закону и лишились священных венцов и подобающего священникам одеяния. После них призван был Господь наш Иисус Христос. наш великий архиерей: ибо, как пишет блаженный Павел, никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Христос не себе прослави быти первосвященника, но глаголавый к нему: ты еси священник во век, по чину Мелхиседекову (Евр. 5, 4. 5. 6.) Будучи

21

 

 

по естеству Богом и Господом всяческих и принимая от всех служение, когда сделался человеком, Он стал и нашим первосвященником, и говорится о Нем, что Он, получил славу Давида, то есть начальство и царство над Израилем. Израилем же мы называем вовсе не Израиля но плоти, но духовного и мысленного: не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль, ни зане суть семя Авраамле, вси чада(Рим. 9, 6. 7.), но оправданные верою, последующие стопам отца Авраама, — они-то и суть чада Авраама и называются сынами обетования и Израилем. Когда же явлен был общий наш архиерей Христос, тогда, говорит, не будет противоглаголющего: ибо ничтоже успеет, враг на него и сын беззакония не приложит озлобити его (Псал. 88. 23).А также (можно понимать) и иным образом. Израиль воспротивился ему, а язычники с радостью подчинились его владычеству. Посему и находим, что Он говорит устами, Давида об Израиле: избавиши мя от пререкания людий: поставиши мя во главу языков: людие, ихже не ведех, работаша ми, в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми, сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих (Псал. 17, 44—46.): обетшаша и стали близки к погибели и имели как бы пораженный ум, сыновья сделались чужими, то есть, Израильтяне, — древле они были первенцем (между народами), — но когда солгали

22

 

 

Христу, сделались чужими для Него; ибо они напоследок названы были чадами погибели, сынами геенны Но когда говорит: поставлю Елиакима (имя которого толкуется воскресение Бога, ибо восстал на помощь нам Бог Слово, древле говоривший: от скорби бедных и стенания нищих ныне избавлю, глаголет Господь), тогда, говорит, будет уповаяй всяк славный в дому отца его. А дом Отца Христова какой-бы иной мог быть кроме церкви? но кто славен в ней, тот будет уповать на Христа и не только один славный по суду мира, но хотя-бы кто был и ничтожным (по этому суду); ибо праведен и не лицеприятен Бог всяческих, напротив воздает каждому по мере возраста духовного, так как и духовном отношении одни суть отцы. другие же еще дети, отроки и юноши.

Ст. 25.сия глаголет Господь Саваоф, подвигнется человек утвержден на месте верне, и падет, и потребится слава, яже на нем, яко господь глагола.

После столь продолжительного повествования, предлагается сжатая и краткая речь, показывающая строгость божественных судов и дающая видеть царя, с подобающей властью утверждающего приговор. Сила приговора, если угодно, опять может относиться к Сомнану домоправителю; если же (понимать) его шире, и относить к священнодействующим по закону; то пони-

23

 

 

май так, как мы сеачас объяснили. Те, которым казалось, что они пользуются прочным счастьем (ибо это значит: считать себя утвержденным на месте верне), пали и лишились принадлежавшей им славы, потому что никто не подал им помощи и не мог восставить уже низверженных, яко Господ глагола. Ибо аще затворит от человеков, кто, говорит, отверзет (Иов. 12. 14.)?

Гл. XXIII. Видение на Тира

Ст. I. Плачитеся, корабли Кархидонстии, яко погибе, и ктому не идут от земли Китиейския, отведеся пленен.

Стараясь, сколько возможно, уяснить предреченное Богом и о Тире, мы опять прежде расскажем историю и представим ясно, каким образом он был взят и погиб и отведеся в плен, по написанному. Итак, когда Вавилоняне, опустошив Иудею и сожегши и самый святой город, отвели в плен Израиля, — иноплеменные народы, жившие в соседстве и в окрестности, отверзая дерзкие и необузданные уста, начали поносить славу Божию. Ибо говорили, что Он не возмог спасти их, и что напротив сам Бог помощник побежден рукою Ассириян, и даже думали, что находящиеся у них боги сильнее Бога Евреев и способнее защитить и оградить их, и сохранить от всякого нападения, и сделать их победителями Вавилонян. И иным способом (они поносили Бога). А также вме-

24

 

 

сте с Вавилонянами они угнетали народ Иудейский, то нападая на бедствовавших и похищая уцелевших, то посвящая лжеименным Богам священные сосуды и подпавших под иго их рабства как бы по необходимости устраняя от служения по закону. И посему-то Бог чрез одного из святых пророков говорил: и что вы мне, тире и Сидоне и вся Галилеа иноплеменников? еда воздаяние вы воздаете мне? или памятозлобствуете вы на мя? остро и быстро воздам воздаяние ваше на главы ваша, понеже сребро мое и злато мое взясте, и избранная моя и добрая внесосте в требища ваша, и сыны Иудины и сыны Иерусалимли продасте сыном Эллинским, яко да ижденете я от предел их(Иоил. 3, 4—6). Итак, и Тир, вследствие гнева божественного, взят был следующим образом. Это был остров, потому что в средине (между ним и твердой землей) проходил пролив и не на далекое расстояние отделял его от последней. Когда же пришел Вавилонянин, то захотел взять его вместе с другими и приказал подвластному войску сделать насыпь чрез море и соединить остров с твердой землей, чтобы не попускать ему более оставаться островом. Когда же это совершилось или когда ожидалось, что это совершится в непродолжительном времени; тогда очень многие жители Тира (так как они имели своим занятием морскую торговлю и привычны были к

25

 

 

мореплаванию) отплыли с острова вместе с детьми и женами своими и удалились в другие города и селения. Вавилоняне же, вторгнувшись (на остров), умертвили оставшихся, многих взяли в плен и сделали все, что свойственно победителям: но не мало сожалели, когда узнали, что очень многие (жители Тира) и из самых знатнейших в нем убежали, нагрузив на, корабли свое имущество. Напоминаем историю и пророческое слово Иезекииля; ибо так сказал ему Бог всяческих: Сыне человечь, Навуходоносор царь Вавилонск поработи силу свою работою великою на тира, всяка глава плешива и всяко рамо наго: и мзда не бысть ему ни силе его на тира, за работу, еюже работаша нань. Того ради сице глаголет Адонаи Господь: се, Аз даю ему землю Египетску(Иез. 29, 18.19). Ибо после пленения Тирян Вавилонянин переносит войну на народ Египетский. Об этих-то исторических событиях и напоминает блаженный пророк Исаия и повелевает плакать кораблям Кархидонским, плакать, очевидно, о том, что погиб Тир и не идут от земли Китшейския. Говорят, что Китиейцы — по острова Эллинские, или Македонские: другие же утверждают, что этим именем указывается на Кипр, от одного будто бы из находившихся на нем городов, который называется этим именем. Плачите, говорит: по какой причине? Отведеся пленен. Но может быть кто-нибудь скажет: по какой причине повелевает плакать Тиру о Карфагене, или

26

 

 

о тамошних кораблях. Это потому, что Карфагиняне были выселенцы Тирян. Они считали за большую честь для себя иметь Тир материю и признавали его между островами, говорю, восточными знаменитейшим и сильнейшим. Говорят, что и жители земли Китиейской очень высоко думали о нем и жили в роскоши от прибылей морской торговли. Итак, плачите, говорит, Кархидонские морские купцы или корабли, яко погибе. Пусть плачет и Тир, потому что они не идут от земли Китиейския, отведеся пленен.

Ст. 2. Кому подобни быша живущии во острове, купцы Финичестии, преходящии море?

Каким народам, говорит, уподобим населяющих этот остров? Кто из них претерпел такие бедствия или так разорен, как купцы финикийские? Ибо занятием Тирян была морская торговля и они усердно переплывали море ради прибыли и барышей. Присовокупивши же, что они — семя купеческо, он показал, что происхождение их низко, что они родились от злого корня и что корыстолюбию преданы были и отдаленнейшие предки их. А что и число превосходили такие, которые проводили у них столь постыдную жизнь, это показывает, говоря аки жатве вносимей купцы язычестии. Ибо когда сжинается хлеб или колосья в поле, тогда отовсюду сносится много снопов и собирается на гумно.

27

 

 

Ст. 4. Усрамися, сидоне, рече море: крепость же морская рече: не болех, ни породих, ни вскормих девиц, ниже вознесох юнош.

Карфагеняне были выселенцы Тирян. Но Тиряне имели метрополией Сидон: ибо от Сидона произошел Тир. И Сидон много гордился Тиром, как своею славною и знаменитою дочерью. Когда-же он взят был и отведеся в плен: тогда рече море, то есть все морские острова наконец говорят: усрамися Сидоне, ибо погибло самое лучшее из твоих украшений, и исчез некогда страшный и весьма могучий и славный великим богатством город. Итак, море скажет это, именно — самая сила моря, то естьвладычица островов, Тир, видя себя лишенною жителей и не имеющей детей, всеконечно скажет тогда: не болех, ни породих, ни вскормих юношеи, ни вознесох девиц: ибо я стала, говорит, подобною женщинам, совсем не рождавшим детей, не воспитавшим ни юношей, ни девиц, оттого, что все до одного погибли и совершенно никого не осталось.

Ст. 5). Егда же слышимо будет во Египте, приимет я болезнь о Тире.

Пророк не не знал, что, как я сказал прежде, Ассириянин после пленения Тирян намерен был отправиться в страну Египетскую. Итак, говорит, когда дойдет до Египтян слух об этом, тогда и они будут совершенно поражены скорбью не потому, что разрушен

28

 

 

Тир, но потому, что на них пришли бедствия войны.

Ст. 6. Идите в Кархидон, плачитеся, живущии во острове сем.

Такие выражения очень обычны у пророков; ибо не в собственном и истинном смысле повелевает уйти Тирянам и переселиться вКарфаген, и не просто плакать, но как бы порицать бегущих и пораженных безмерным страхом. Нужно, говорит, плакать им о самих себе и о постигших их бедствиях; но то и другое прилично женщинам и более свойственно детям, и людям, ужевступившим в старческий возраст. Ибо когда объявлена война и когда ожидается ее приближение к стране или городу, тогда все, что ни есть сильного (между мужчинами) готовится к битве, упражняется в военном деле и горит страстным желанием (сразиться) с неприятельскими войсками, хотя они еще и не пришли в действительности, а только как-бы в желании; женщины же и дети помышляют о бегстве и плача издают вопль; поелику женщина и дитя как-то всегда готовы поддаваться страху и плакать. Итак Бог всяческих посмевается над малодушием Тирян: ибо бегут и плачут те, которые некогда владычествовали, которые во время битв были страшны и неподступны, дерзки и неодолимы.

Ст. 7. 8. Не сие ли бе величание вам исперва,

29

 

 

прежде неже предану быти ему? Кто сия совеща на Тира? еда хуждший есть, или не крепкий есть?

Прежде я сказал, что когда был опустошен Иерусалим и был сожжен самый храм ассирийским войском; то соседние и окрестные народы радовались погибели Израиля, как бы совсем истребленного, и, смотря на них, покивали своими головами. Они думали, что (Израильтяне) пали от руки врагов, а не вследствие своих грехов, в особенности же думали, что изнемог Спасающий их и что победители их стали сильнее десницы божественной. Итак, что, говорит, Тиряне? Не наносили-ли вы Мне такого оскорбления, пока он (Тир) не был предан врагам? Не говорили ли вы, чтосила Моя слабее и ничтожнее силы ваших богов? Но кто-же, говорит, сия совеща на Тира? Очевидно Я. Кого вы дерзнули назвать слабым и немощным? Итак, из самых событий удостоверьтесь, немощнее ли Он ваших богов, или, напротив, не могущественнее ли. Ибо необузданного Израиля, согрешавшего против Меня, Я предал врагам. Поелику же вы богаты богами и многие почитаются вами, то кто из них возымел такой замысел против Тира? кто предал врагам? Итак, поистине страшно собственным опытом изведать то, что надлежало претерпеть. Думаю, что разумнейшим из них должно было просветленными очами мысленными издалека усматривать то, что служит к пользе, и не превозвыситься над под-

30

 

 

вергшимися ударам святыми и не думать, что изнемогла рука, всегда их спасающая, а напротив помнить, что они иногда подвергаются искушениям но Божию попущению.

Ст. 8. 9. Купцы его славнии князи земли. Господь Саваоф совеща разсыпати всякую гордыню славных и обезчестити всякое славное на земли.

Пророческое слово опятьобращается к тому, чтоб обнаружить присущую им чрезмерную гордость, а сверх того и ненасытное их корыстолюбие. Ибо, говорили, будучи купцами и имея столько постыдное и неблагородное занятие, они достигли такой славы и такого могущества, что присвоили себе почести, которые весьма бы приличествовали князьям, и сделались весьма знаменитыми но блеску славы. Но, говорит, Господь Саваоф совеща рассыпати всякую гордыню славных, и обезчестити всякое славное. Если же Господь произносит такой приговор, над ними и наводит тяжкий суд, кто может защитить (их) или кто отстранит божественный гнев? ибо кто сильнее всемогущей Власти? или руку высокую кто отвратит? по написанному. Итак, пусть, говорит, не думают, что они за оскорбление своих богов низведены из славы в бесчестие, а напротив пусть знают, что это был суд Господа Саваофа, о Котором они дерзнули сказать, что Он хуждший есть, или не крепкий есть. Посему и мы скажем беззаконнующим: не беззаконнуйте, и согрешающим: не возносите ро-

31

 

 

га; не воздвигайте на высоту рога вашего, и не глаголите неправду на Бога, владычествующего над всем (Псал. 74, 5. 6.).

Ст. 10. 11. Делай землю твою, ибо корабли ктому не приидут от Кархидона. И рука твоя ктому не укрепеет по морю, разгневляющая царей.

Перенеси, говорит, твои заботы от морской торговли на земледелие: ибо ты не будешь опять вести весьма любимые гобою торговые обороты и не придут из Карфагена собирающие тебе неисчислимое богатство и подклоняющиеся под твою руку, то есть власть: ибо ты совершенно лишишься власти, хотя ты был весьма могуществен на море, то есть сделался весьма силен сравнительно со всяким и островом и городом, лежащим при море и раздражал весьма многих царей. Ибо, как я сказал, издревле Тир был страшен и для самых отдаленных и для соседей и для начальников народов.

Ст. 11. Господь Саваоф заповеда о Ханаане, то есть о земле иноплеменников. еже погубити крепость его.

Бедствия войны вследствие жестокости Ассириян некогда постигли не один только Тир, но и другие пароды. Моавитян и Идумеев и некоторых иных. Хананеями же называются все вообще идолопоклонники и не происходящие от крови Израиля и посему должен чувствовать унижение всякий, кого называют семенем Ха-

32

 

 

наана, а не Иуды. Итак, говорит. когда бедствия войны придут на всех вместе Хананеев, тогда некоторые, понимающие причины случившегося с ними, рекут: ктому не приложите укорити, и обидети дщерь Сионю (Сидоню в слав. пер.). Ибо я оказал. что они поносили Иудею и издевались над Израильтянами как над пленниками и называли жалким Иерусалим или Сион не за то, что он отвергнут Богом спасающим, но за то, что он подвергся плену и страданиям будто бы вследствие того, что побежден и изнемог почитаемый ими Бог, Которому они совершали служение по закону.

Ст. 12. 13. И аще отидеши ко Китииом, ниже тамо будет тебе покой: и в землю Халдейску, но и та опустела от Ассириан, яко стена ея падеся.

Когда Бог осуждает на тяжелые труды и страдания, то кто может помочь? и когда всемогущая десница ведет войну, то кто избавит страдающих от неотвратимого бедствия? Решительно никто. Ибо Его божественным велениям повинуется и природа вещей и чего Он хочет, то непременно и совершается. Итак, если бы, говорит, ты отправился в дальнее путешествие, так что достиг бы даже Китиея (говорят, это один из городов на острове Кипре, а Китиейцы утверждают, что он есть Карфаген);то и там тебе не будет успокоения: то есть, и там будут преследовать тебя враги и страх

33

 

 

смерти и опасности смертные. И даже если бы ты, сделавшись пленником, был уведен в Халдею; то и в таком случае ты не перестал бы терпеть скорби; ибо не будет тебе успокоения. Как или каким образом? Ибо и она опустошена, когда разоряли ее Персы и Ассирияне, именно во время войны Кира, когда пала и стена ее. Думаю, что стеною Халдейскою называет или начальника и царя, или самую стену, на которую в особенности полагались Вавилоняне и думали, что они не испытают ничего неприятного, и что напрасно будет нападение врагов их; поелику она так была устроена, что на ней оказывалась достаточно широкая дорога для нескольких рядом едущих колесниц. Посему Бог всяческих. колебля надежду Вавилонян на нее, устами пророка Иеремии говорить: стена Вавилонска, преширока подкопанием подкопана будет (Иер. .51. 58).

Ст. 14. Плачитеся корабли Кархидонстии, яко погибе твердыня ваша.

Песнь и плач, находящиеся в начале видения, помещены и в средине. Пророческое слово некоторым образом утверждает, что эти речи в особенности прилично всем говорить о Тире. Плачитеся корабли Кархидонстии, яко погибе твердыня ваша, то есть Тир, и причина этого ясно указана в предшествующем.

Ст. 15. И будет в той день, оставлен будет Тир седмьдесят лет, яко же время царя, яко время человеческо.

34

 

 

Тир издевался над самым Иерусалимом, когда он был опустошен, и причины его страданий полагал не в распущенности Иудеев, оскорбивших Бога своим пренебрежением к закону и ко всему угодному Ему: напротив думал, что Начальник их, то есть Бог всяческих не мог спасти их. По этой причине и сам (Тир) был взят и находился в запустении время, равное времени плена Израильтян; ибо они оставались у Халдеев семьдесят лет, находясь под невыносимым игом рабства. Следовательно, помянутое время Тир будет оставлен, то есть будет находиться в запустении и не имея жителей, и это продолжится столько лет, что будет представлять как бы годы жизни человека или царя, то есть до семьдесятого лета, как воспевает блаженный Давид: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь (Псал. 89, 10).

Ст. 15. 16. И по седмидесятих летех будет тир яко песнь блудницы. Возми гусли, обыди град, блудница забвеная, добре погуди, много воспой, да память твоя будет.

Всем доступная и распутная женщина, продающая желающим красоту тела своего, пока свежа и молода, уловляет в свои сети многих и самая красота телесная служит сетью и как бы приманкой для видящих ее. Когда же состарится, тогда-то, после того как поблекнет

35

 

 

у ней красота, она становится уже неспособной к уловлению своей добычи и начинает придумывать другие средства к приобретению презренной добычи: занятием ее становится пение и музыка; ибо многие находят удовольствие в игре ее на цитре. В этом она находит некоторое малое напоминание о своей прошедшей жизни и некоторые хвалят красоту ее и в этом возрасте. Нечто подобное, говорит, случится с Тирянами, ибо будет как песни забытой блудницы и не будет иметь, как прежде, красоты; песнь и музыка будет для многих, ибо вспомнят, чем обладала (была) она прежде. Ты же, о Тир, как старая и отцветшая блудница, возми гусли, обыди, о город, ставший как некая блудница забвеная. Ибо когда поблекнет, как я сказал, красота женщин; тогда забывают о ней и те, которые некогда были увлечены ею и были ее почитателями. Итак, добре погуди и много воспой, да память твоя будет.

Ст. 17. 18. И будет по седмидесятих летех, присещение сотворит Бог Тиру, и паки возставится на прежднее и будет торжище всем царствам вселенныя на лицы земли. И будет его купля и мзда свято Господеви, не им собрано будет, но живущим пред Господем, вся купля его, ясти и пити и наполнитися, и в сытость, на память пред Господем.

Как я сказал, Бог праведным приговором своим определил, чтобы и запустение Тира по

36

 

 

продолжительности времени было равно плену Израильтян. Когда же Кир вместе с Персами и Мидянами овладел землею Вавилонян и опустошил всю страну Халдеев, — Израиль был освобожден из плена, возвратился опять в свое отечество и поселился в святом городе. Но не памятозлобивый Бог прекратил свой гнев и на Тирян: они опять собрались и восстановлены были в первоначальное состояние и Тир сделался торжищем и гостиницею как в древности для всех царств земли; но обрати внимание на различие. Ибо деньги, получаемые от торговли, прежде собираемы были только для тех, которые занимались ею, но решительно никто не приносил плодов ее Богу; когда же народы призваны были благодатью веры и самый (Тир) познал Спасителя и Искупителя всех и жителями его построен был святой храм и воздвигнут был божественный жертвенник; тогда мзда, получаемая от  торговли, была собираема не для них только одних, но будет свято и Господу, то есть, будет в дар и плодоприношение (Ему), так что будут ясти и пити пред Господем. Ибо в прежнее время, приходя к идольским святилищам и жертвенникам демонов, они жертвы приносили им и устрояли торжественные собрания в честь и славу своих измышленных божеств; потому что пребывали в заблуждении. Когда же, как я сказал, познали Бога истинного; тогда стало свято

37

 

 

Господеви мзда, получаемая от торговли, едят и пьют в памяти, пред Господом, очевидно, принося Богу благодарственную жертву за благоуспешность трудов.

Гл. XXIV. ст. 1. Се, Господь разсыплет вселенную и опустошит ю, и открыет лице ея и расточит живущия на ней.

Прежде я сказал, что был разрушен Иерусалим и вместе с ним были опустошены и прочие города Иудеи, а что народы, обитавшие кругом и в соседстве, издевались над лежащим и, как бы покивая на него головами и громко смеясь, говорили, что Бог побежден рукою Ассириян, подобно тому, как Рапсак, преисполненныйперсидской (?) надменности, говорил сидевшим на стене: да не прельщает вас Езекия, глаголя, яко избавит вы Бог от руки моей (Ис. 36, 18. 15). Итак, поелику вместе с Вавилонянами и другие народы, понося славу Божию, говорили, что не мог спасти их Тот, Кто издревле управлял ими; то по всей справедливости, подвергаясь праведному наказанию за свои грехи и нечестивое злоречие, и сами преданы были Вавилонянам на опустошение. И пророческое слово сообщило нам видение о каждом т этих народов; ибо подпали ударам гнева божественного иноплеменники и Моавитяне, жители Дамаска и Египтяне, а также и населявшие пустыню, жители Азота и Идумеи и вместе с ними Тир, а напоследок и Вавилон

38

 

 

и вся земля Халдейская, подобно другим, была опустошена, когда Кир, сын Камбиза и Манданы, возбудил против нее Ассириян и Мидян. Таким образом блаженный пророк, предложив повествование о несчастиях. постигших каждый из упомянутых народов вследствие гнева божественного, делает в предложенных словах как бы сокращенное повторение всего слова и называет гибелью вселенной то, что случилось со многими народами. Посему говорит: се Господь разсыплет вселенную, и опустошит ю и открыет лице ее. Ибо пал не один и не два города, но погибли страны и народы указанным выше образом. Итак, говорит, рассыплет и опустошит вселенную и накрыет лице ее. Пока Бог всяческих долготерпит и откладывает свой суд, до тех, пор, и жизнь нечестивых как бы утаивается и, так сказать, остается закрытым лицо или наружность жизни каждого; когда же Он наводит свой гнев и налагает на каждого должное и заслуженное наказание: тогда обнажается лице наказуемых. А каковы суть и были некоторые, это показывает свойство их безумия, если только истинно то, что воздаст Бог каждому по делам его. Думаю, что надобно сказать и следующее. Когда пророк назвал вселенную, и сказал, что она рассыплется и придет в запустение; то некоторые полагают, что пророческое слово от изображения гнева божественного на часть (народов) перехо-

39

 

 

дит к изображению гнева против всего и всех, и говорят, что оно ясно предвозвещает имеющее случиться с миром при его кончине. Посему мы, соглашаясь принимать мысли и этих (толкователей), должны будем дать всему сказанному двоякое объяснение. Итак, говорит, рассыплется вселенная и придет в запустение и откроется лицо ее, именно когда объявится все, что сделано каждым доброго или худого. Расточит же живущия на ней. Если сила мысли относится к народам, то ты понимай это в том смысле, что когда упомянутые страны были приведены в запустение; то обитавшие в них или были рассеяны, или взятые в плен были в рабстве у победителей и, оставив родину, переселились в другие страны; если же относится ко всеобщему суду, то расточение живущих на земле указывало бы на отделение (их друг от друга), о чем ясно учит Спаситель, говоря: егда сядет Сын, человеческий на престоле славы своея: тогда поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю (Матф. 25. 31. 33). Итак, вместо: разлучит или разделит живущих на земле (пророк) употребил выражение: расточит.

Ст. 2. 3. И будут людие аки жрец, и раб аки господин, и раба аки госпожа: будет купуяй яко продаяй, и взаим емляй аки заимодавец, и должный аки емуже есть должен. Тлением истлеет земля, и расхищениемъ расхищена будет земля: уста бо Господня глаголаша сия.

40

 

 

Когда царствует мир, тогда города и страны тио совершенной как бы необходимости управляются подобающими законами, божескими и человеческими, и соблюдаются (в них) степени достоинств и преимуществ, и предоставляется (в них) богатыми, увеличивать свое богатство, а свободным пользоваться своею свободою. Когда же вторгаются вражеские войска и город или страна делается жертвою варварской жестокости; тогда наступает замешательство в делах и не бывает никакого порядка. Ибо тщетна (не имеет значения) честь священников, в одинаковом положении (находятся) слуга и господин, служанка и госпожа, покупатель и продавец, дающий и получающий взаймы, должник и заимодавец, — сими словами обозначается вообще богатый и бедный. Ибо всех одинаково постигает тление и растение. то есть, грабительство и хищничество. Истину этого подтверждает пророк, присовокупляя следующие слова: уста бо Господня глаголаша сия. А кто дерзнет сказать, что на престоле. Божественном суд не бывает нелицеприятным? Ибо преимущества высокого положения не спасут никого, кто не имеет благих плодов сообразной с законом жизни, и богатство не принесет никакой пользы имеющим его: но все мы в равном и одинаковом положении предстанем пред Судиею, малый и великий, богатый и бедный, поелику несть на лица зрения у Бога (Рим. 2, 11). Об этом написано

41

 

 

и в книге Иова: мал и велик тамо есть, и раб не бояйся господина своего (Иов. 3, IV).

Ст. 4. 5. Восплакася земля, и растленна бысть вселенная, восплакашася высоцыи земли. Земля бо беззаконие сотвори живущих ради на ней.

У плачущих всегда печален внешний вид, глаза и ланиты полны скорби (отображают скорбь) и чело покрыто бледностью, ибо печаль по умерших подобно огню жжет сердце человека. Нечто подобное испытывающими мы видим и город или и страну, взятые варварами. Все в них печально и угрюмо, когда жители их истреблены мечом, домы сожжены и подверглись бедствиям войны. Так понимай слова: восплакася земля;когда она испытывает такие бедствия, то необходимо испытают их и высоцыи в ней,то есть, знаменитейшие; лишившись чести и богатства и всего прочего, что обыкновенно неразлучно с жизнью знатных людей, они в особенности испытывают тяжелую печаль. Говорит, что земля беззаконие сошвори ради живущих на ней. Ибо город, а часто и страна называются беззаконными, хотя бесчувственная земля не может творить беззаконий, но над ними произносится такой суд вследствие развращения их жителей. Этуречь ты опять можешь понимать в общем смысле. Ибо если, как говорит один из святых учеников, земля и яже на ней дела сгорят(2 Петр. 3, 10) во время кончины мира: то печально будет лице земли и по-

42

 

 

хоже на лице плачущих; а сжигается земля как беззаконная, то есть, служившая беззаконным; ибо нова небесе и новы земли по обетованию его чаем, по написанному (2 Петр. 18); и Павел пишет: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Тим. 8. 21).

Ст. 5. 6. Понеже преступиша закон и измениша заповеди, разрушиша завет вечный. Сего ради проклятие пояст землю, яко согрешиша живущии на ней.

Пророческое слово опять обнаруживает стремление к точности. Чтобы некоторые не подумали, что Бог всяческих посылает на иных, наказания беспричинно. к проявлениям гнева присоединяются и (их) причины и ясно указываются преступления тех, которые подвергаются наказаниям. Итак, восплачется земля. По какой причине? Понеже преступиша закон, разрушиша завет вечный. Посему говорит: проклята будет земля, яко согрешиши живущии на ней. Поелику вместе с другими городами или странами требовала наказания и страна Иудеев (ибо была опустошена, как я сказал): то, кажется, пророк опять выставляет на вид грехи тех, которые были под законом; ибо, говорит, преступиша закон Израильтяне, не обращая никакого внимания на него, но обратились как бы на иную стезю и внимали учениям и заповедям человеческим. Но объясняя эти сло-

43

 

 

ва в общем смысле, мы говорим, что Бог всяческих в начале сотворил человека, напечатлел ему естественный закон, руководствующий его в познании зла и добра. Это, думаю, и есть то, что сказано устами Иоанна об Единородном Сыне Божием: бе свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущего в мир (Иоан. 1, V.). Полагаем, что это было и в последние времена, говорю, во времена пришествия (Христова); ибо написано, что в те дние, глаголет Господь: дая законы в мысли их, и на сердцах их напишу (Иер. 31, 33.). Этот-то врожденный нам и направляющий нас к познанию добра и зла закон и преступили жители земли и измениша заповеди; ибо созданные на дела благая, они обратились к плотоугодию и земным помышлениям. Посему и проклята была земля, потому что живущии на ней чрезвычайно многими грехами оскорбили Творца.

Ст. 6. Сего ради убози будут живущии на земли, и останется человеков мало.

Поелику, говорит, земля была проклята ради того, что на ней было весьма много беззакония; то по сей именно причине и будут обременены неожиданною бедностью и едва спасутся; ибо останутся незначительные и немногие. Но до сих пор обращено было внимание на букву и на внешнюю сторону истории; относительно же внутреннейшего смысла мы опять говорим, что те, которые будут  осуждены пред престолом Божественным

44

 

 

 за весьма многие грехи, будут совершенно убо; ими, не имеющими высших благ и лишенными надежды, уготованной святым, поелику снидут во ад для наказания; и останутся немногие, то есть, те, которые угодили Богу праведностью и имели богатство благих подвигов; а таких будет немного, по слову Спасителя: мнози бо суть звани, мало же избранных (Матф. 22, 14.).

Ст. 7 —12. Восплачется вино, возрыдает виноград, возстенут вси радующиися душею. Престало есть веселие тимпанов, преста высокодерзость и богатство нечестивых, престал есть глас гуслей: усрамишася, не пиша вина, горька бысть сикера пиющим. Опусте всяк град, заключит храм, еже не внити. Плачитеся о вине всюду, престала есть радость вся земная, отиде вся радость земли. И останут гради пусти, и домове оставлени погибнут.

Бог всяческих часто обвинял потомков Израиля, тяжко согрешавших, за то, что они зная, что будут наказаны, не старались однако ж отвратить гнев Божественный подвигами покаяния. Ибо говорил: и призва господь саваоф в той день плачь и рыдание, и острижение и препоясание во вретища: тии же сотвориша радость и веселие, закалающе телцы и жруще овцы, яко ясти мяса и пити вино, глаголюще: да ямы и пием, утре бо умрем(Ис. 22, 12. 13.). И чрез другого пророка говорит: спящии на одрех от костей слоновых, и ласкосердству-

45

 

 

ющии на постелех своих, ядущии козлища от паств и телцы млеком питаемы от среды стад … пиющии процеженое вино и первыми вонями мажущиися, и не страдаху ничесоже в сокрушении Иосифове (Амос. 6. 4. 6.). Итак, уклонившись в весьма великую распущенность, они неблаговременно предавались роскоши, когда бы должны были орошать ланиты неудержимыми слезами и просить прощения грехов. (Посему) несчастие войны справедливо послано на них, и те, которые некогда предавались роскоши, сверх чаяния подверглись бедствиям. Возрыдал виноград, — не самое растение, но те, которые пьют от плода его: те, говорит, которые некогда увеселяли свою душу, восстенают и вопли будут для них постоянным занятием; ибо престало есть веселие тимпанов, преста высокодерзость и богатство нечестивых. А высокодерзостью называет чрезмерное высокомерие или гордость. Престает, говорить, и то, что доставляется богатством, и звуки гуслей, и сикера становится горькою для тех, которые некогда роскошествовали: опустели города и домы, ибо прекратилась всякая радость земная. Если же кто будет, разуметь (здесь) и самую кончину века, когда настанет время суда; то опять скажет, что исчезнет всякая роскошь мирская, напротив будут стон и зубовный скрежет тех, которые пойдут во ад. И не принесет богатство никакой пользы темь, которые стяжали его, ис-

46

 

 

чезнет всякое наслаждение и престанет все телесное. и вожделенное некогда плотоугодие приведет напротив к горькому концу тех, которые были преданы греху: ибо они отдадут отчет Судии всех, как пишет премудрый Павел: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10).

Ст. 13. 14. Якоже аще кто отрясает масличину, тако отрясут их: и аще останет от объимания винограда, сии гласом возопиют.

Опять на основании наглядных и самых ясных примеров показывает бесчеловечную суровость врагов, не оказывающих никому пощады и не допускающих, чтобы кто-нибудь избежал присущей им жестокости. Ибо зорким глазом осматривают дерево те, которые ищут плода с маслины, и с старанием подбирают все, что падает с нее, пока не соберут до последнего (плода). Так, говорит, и их будут пожинать враги, долженствующие истребить их совершенно. А когда кончитсясобирание плодов, сии гласом возопиют. И это выражение он заимствует от обычая, соблюдаемого при окончании собирания винограда. Ибо собирающие виноград по окончании своих трудов от радости издают крик, и, напевая какую-то деревенскую (грубую) песню, отправляются с полей. Итак, говорить, когда враги посекут всех и совершенно никого не оставят: тогда, как по окончании собирания

47

 

 

плодов, гласом возопиют, очевидно выражая свое торжество над лежащими и падшими. Но обращая внимание на внутреннейший смысл (сих слов), мы опять говорим, что во время суда никто из тех, кто провёл жизнь нечестиво, не возможет сокрыться. Те, которые поступали и жили праведно и законно, войдут в вышние обители, а нечистые и злые будут пищей всепоядающего огня. Итак, говорит, будет тщательное собирание таковых, и об этом учит Сам Спаситель, говоря: подобно есть царствие небесное неводу ввержену в море и от всякаго рода собравшу, иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон (Матф. 13. 47. 48.). Так, говорит, будет тщательное изыскивание нечестивых, и решительно никто из проведших таким образом жизнь не останется, потому что Знающий сердца и утробы покажет всех назначенным для этого ангелам.

Ст. 14. Оставшиися же на земли возрадуются со славою Господнею, возмятется вода морская.

Говоря, что будет строгое разыскивание тех, которые виновны во грехах, так что никому из них нельзя будет сокрыться, он не дозволяет предаваться страхам относительно сего благочестивом) и любящему Бога. Ибо хотя и говорится, что гнев грядет на всех, но Господь всяческих не погубляет праведного вместе с нечестивыми. И этому учит Он, говоря

48

 

 

устами Иезекииля: сыне человечь, земля на ню же наведу суд крове, и аще будут трие сии мужие среде ея, Ное и Даниил и Иов, тии  в правде своей спасутся, а земля в потребление будет (Иезек. 14. 14. 16.). И в другом месте говорит нам тот же пророк, что он видел мужа, одетого в подир и имеющего пояс, и шесть мужей, идущих позади него, и каждому, говорит, секира в руце его: и рече, идите во град вслед его, изсецыте и не пощадите очима вашима и не помилуйте, старца и юношу и деву, и младенцы и жены избийте в потребление: а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся: от освященныхъ моих начните (Иез. 9, 2—6.). Но поелику, думаю, не должно оставить неразъясненными слова пророка, то мы спросим: если Ной и Иов уже давно умерли, а может быть и сам Даниил, то как же они спасутся в нравде своей, хотя бы была истреблена вся остальная земля, над которой произнесен смертный приговор? Очевидно, что Ною уподобляет тех, которые верою в Бога угождают Ему; Даниилу же мудрых и прозорливых, Иову опять угождающих Ему терпением, именно готовностью на все похвальное. Итак, говорит, в то время, как гнев истребляет живущих на земле, не только на земле иудейской, но и на земле языческой: тогда оставшиеся и вследствие праведного суда Божия, определяющего все к нам относящееся, избегшие погибели вместе с тем будут увесе-

49

 

 

ляться славою Божией: ибо они будут радоваться, как спасенные от погибели неизреченною славою Того, Кто предстоит святым и как бы стеною ограждает благочестивого своею благодатью и милосердием. Присовокупим к сказанному и следующее. Во время кончины настоящего века посланы будут в ад для наказания те, которые преданы были постыдным делам: а оставшиеся, то есть, праведные возрадуются со славою Господнею; ибо будут вместе со Христом, Который есть слава Бога и Отца; Он сам сказал: Аз прославих тя на земли, дело соверших, еже дал еси мне да сотворю (Иоан. 17, 4.). И Сам Бог Отец негде говорит блаженному Моисею: живу Аз и присно живет имя Мое (Числ. 14, 21). Подлинно наполнится славою Господнею вся земля; ибо все наполнено Христом.

Ст. 15. Возмятется вода морская. Сего ради слава Господня во островех будет морских, имя Господне прославлено будет.

Водою и морем (пророк) прикровенно называет множество народов, ибо делать это обычно святым пророкам. Так и блаженный Давид говорит о земле и сущих на ней: сие море великое и пространное: животная малая с великими: тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему (Псал. 103, 25. 26.). И мы не говорим, что у него идет речь о плавающих в

50

 

 

море или что хотел он указать и на различия рыб, а не говорим также, что в морских водах обитает, какой-то змий телесный и чувственный. Но, как я сказал, сими словами он указывает нам на смятение, свойственное жизни, и на жизнь среди этого волнения, и на дракона, то есть, сатану, который окружает всех людей и обходит нашу вселенную, злоумышляя против, душ святых. Итак, морскою водою называет множество народов, а может-быть острова и города. Возмятутся, говорит, все находящиеся в них, при устремлении на них гнева божественного; слава же Христова, говорит, будет некоторым образом во всех (их) и познают, что по божественному мановению они опустошены и погибли, и преданы в запустение за то, что не мало оскорбляли Всемогущего своим нечестием и совершенно отвергнут они своих богов, нисколько не помогающих им. А это было не что иное, как вознести славу Господа на великую высоту. Очевидно, что последняя цель пророческих предречений — привести к таинству Христа и сделать напоминание о будущем спасении чрез Него; ибо, говорит, оставшиися на земли возрадуются со славою Господнею; потому что мы спасены не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но оправдываемся но великой Его милости, а не чрез тень закона (Тит. 3, 4); Закон меньше всего оправдывает нас, напротив, избавляет нас от грехов благодать святого крещения,

51

 

 

которое, увеселяя нас надеждою будущих благ, утучняет нас богатно; ибо мы ожидаем, что будем с самим Христом, Который есть слава Отца, как я сказал сейчас. А когда, из конца в конец поднебесной, распространилось слово святых Апостолов, удаляющее народы от многобожного заблуждения и приводящее к благодати Христовой, тогда, говорить, возмятеся вода морская, то есть, люди, населяющие всю подсолнечную. Приходят же в смятение от того, что слышатся ими чуждые языки, что удаляют их от древнего заблуждения и приводят к познанию истины. Посему и говорит: слава Господня во островех будем морских. Островами же, как я думаю, называет святые церкви Божии, которые, находясь в мире сем, как в море, выдерживают и побеждают его волнение, потому что Христос спасает их и не позволяет волнам гонений сокрушать их. Поелику он приточно морем называет народы, то, прекрасно следуя этому обороту речи, островами называет церкви, в которых восхваляется слава Божия.

Ст. 16. Господи Боже Израилев, от крил земных чудеса слышахом, надежда благочестивому.

В словах пророк выводит перед нами оставшихся на земли и радующихся со славою Господнею и живущих на самых островах, говорю — в церквах, которые славословят, Бога всяческих и говорят: от крил земли услыши-

52

 

 

те чудеса, и которые вместе с тем уверовали, что благочестивым будет благая надежда на оправдание чрез Него и на богатое участие в Его милосердии. Крилами же земли, как надлежит думать, называют (пророки) святых тайноводителей, словами которых будучи как бы окриляемы мы горняя мудрствуем, возносясь от земных предметов, и, оставив земное и плотское мудрование, имеем жительство на небесах. От понимаемых таким образом крил земли, говорит, слышахом чудеса, очевидно, совершенные Христом; ибо писаниями святых апостолов и евангелистов мы посвящены в таинства и, узнав (из них) божественные знамения Спасителя, в них имеем самую крепкую веру, получили дерзновение и надежно сознаем себя и веруем, что прекрасно упование благочестивых; ибо ожидаем небесного царства, почести и славы, уготованных любящим 1>ога.

Ст. 16 - 18. И рекут: преступником, иже преступают закон. Страх и пропасть и сеть на вас живущих на земли. И будет, бежай страха впадет в пропасть, и излазяй из пропасти имется в сеть.

Кто эти, которые рекут? Несомненно, оставшиеся на земли и радующиеся со славою Господнею и живущие на островах, или в церквах. Кому же рекут? Преступающим закон, то есть тем, которые не уверовали (во Христа); ибо если бы веровали Моисею, то веровали бы и Хри-

53

 

 

сту; ибо о Нем сей писа. Смотри, как принявшие веру тотчас вразумляют преступающих закон и увеличивают страх пред будущим наказанием для них и поражают их ужасом, предвозвещая им будущее: ибо, говорит, страх, и пропасть, и сеть,то есть, всякий вид бедствии на вас, и не будет избавления от беды. Но если кто-нибудь и избежит какой-либо одной беды, то будет уловлен другою, и непременно подвергнется какому-либо из посланных бедствий. Это и случилось испытать Иудеям после распятия ими Христа, когда опустошена была их страна и разрушены были города и дома. Однако говорить об этом подробно было бы долго, особенно сведущим питомцам церкви.

Ст. 18—20. Яко окна с небесе отверзошася, и потрясутся основания земная. Мятежем возмятется земля, и скудостию оскудеет земля. Преклонися и потрясеся земля аки овощное хранилище, и аки пиян и шумен падет и не возможет востати, преодоле бо на ней беззаконие.

Указывает причину того, чему предвозвещено быть и что подвергнутся тяжким и неотвратимым бедствиям. Ибо говорит, что страх, и пропасть, и сеть на вас, и что если кто избежит пропасти, уловлен будет сетью. Какая же причина этого? Окна, говорит, с небесе отверзошася, то есть посмотрел, Бог на живущих на земле. Пока Он долготерпит на преданных греху, то кажется. что как будто Он не смотрит, и что напротив небо как

54

 

 

будто         заперто. Когда же Он исследует пути живущих на земле; тогда-то, как бы при открытых окнах Он устремляет очи на жителей землии, налагая наказания соответственно преступлениям каждого, всех наполняет смятением и ужасом и все обитатели земли как бы от опьянения повергаются во всякий вид несчастий. С пользоюприсовокупляются и слова: яко некое овощное хранилище в полях потрясеся земля, и: преодоле бо на ней беззаконие. Ибо пока живущие на ней грешат стерпимо, Бог откладывает наказания и сдерживает Свое негодование; когда же нечестие всех становится необузданным, тогда совершенно необходимо, чтобы земля была досмотрена Богом и, так как преодоле, на ней беззаконие, чтобы она некоторым образом упилась и восшумела и потрясена была всяким видом бедствия.

Ст. 21—23. И будет в той день, наведет Господь на утварь небесную руку и на цари земныя. И соберут собрание ея и затворят в тверди и в темницы: мноземи роды будет посещение их. И истает плинфа и падет стена.

И это есть славное дело вочеловечения Единородного. Ибо после того, как воссияло солнце правды, поистине надлежало наконец рассеяться той духовной тьме, которую сатана распространил в сердцах всех людей. Ибо он помрачил помышления неверных, по написанному (Еф. 4, 18.), и совратил их к поклонению

55

 

 

твари вместо Творца; потому что заблуждающиеся разделили (между собою) стихии мира: одни признавали Богом солнце, другие луну, а иные— одну из звезд, посвоему произволу. Этимнечестиемболел и самый народ Иудейский. И поэтому-то пророку Иеремии, некогда просившему помилования народу сему. Бог негде; сказал: ты же не молися о людех сих и не проси еже помилованым быти им, и не моли, ниже приступай ко мне о них, яко не услышу тя. Еда не видиши, что сии творят во градех иудиных и на путех иерусалимских? Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному, и возлияша возлияния бэтом чуждим, да прогневают мя(Иер. 7, 16-18). А также и чрез другого пророка говорит им: еда заколения и требы принесосте ми в пустыни лет четыредесять, доме Израилев? И восприясте скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, образы, яже сотвористе себе (Амос. 5, 25. 26.). Итак, говорит, наведет Господь на утварь (украшение) небесную руку, то есть, рассеет поклоняющихся небесному украшению, говорю — солнцу, луне и звездам. Вероятно, что в сих словах, (как целое) под частью, разумеется все идолопоклонство. Ибо когда явился Христос, перестали поклоняться стихиям, мира. Но разумея под украшением неба самого изобретателя и отца греха, то есть сатану, мы прямо

56

 

 

подойдем и истине, так как о нем сказано: како спаде с небесе денница восходящая заутра (Ис. 14, 12.)? Если он однажды ради древней славы своей, бывшей у него прежде отпадения, уподоблен деннице, то и теперь пророческое слово называет его нам украшением неба. Но говорит, что наведет руку не на одно только украшение небесное, а и на царей земли, то есть на владычествовавших над поднебесною посредством хищения очевидно, на миродержителей века сего, на злые и враждебные силы, поелику они царствовали над землею, делая жителей ее своими поклонниками и совращая их к тому, чтобы совершенно презирать Бога любви. Итак, сих владычествовавших или царствовавших обманом, ложью и хищением соберут и заключат в крепость и темницу. Ибо могущество Спасителя послало их втемницу наказания, внесокрушимую крепость; почему и приступали кНему демоны, умоляя Его, дабы Он не повелевал им нисходить в бездну. Пророк прибавляет еще и говорит, что мноземи родами будет посещение их. Ибо они тиранствовали от основания мира и не переставали враждовать против божественной и неизреченной славы; и такое безумие их продолжалось до времени пришествия Спасителя всех Христа. Наконец, когда наступило посещение их, они заключены были в темницу и терпели это в продолжении многих родов. Но, говорит, истает плинфа и падет

57

 

 

стена, может быть, сравнивая со стеной сатану, потому что он весьма могуч в сопротивлении и как бы город весьма сильно укрепленный; однако был пленен и повержен, потому что ниспроверг его Христос, против непобедимой силы Которого он но мог устоять. Когда же ниспровергнут был и пал сатана, тогда обнаружено было ничтожество идолослужения и некогда заблуждавшиеся призваны были чрез веру к познанию истины; потому что всемогущая десница как-бы исхитила их. Об этом сам Спаситель учит, говоря: или како может кто внити в дом крепкаго и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго, и тогда дом его расхитит(Матф. 12,  29). Богодухновенному Писанию обычно уподоблять весьма сильных людей стене и городам, как и сам Бог негде сказал блаженному пророку Иеремии: се, положих тя днесь аки град тверд и в столп железный, и аки стену медяну, крепку всем царем иудиным и князем его, и священником его и людем земли: и ратовати будут на тя и не премогут тя, понеже с тобою Аз есмь, да избавлю тя, рече Господь(Иер. 1. 18. 19.). Необходимо припомнить, что Иисус Навин, взяв и победив пять языческих царей, заключил их в пещере и для заграждения им бегства привалил камни. И это служило образом истинного заграждения. Ибо силою Христовою заключены были в крепость и темницу лукавые и враждебные силы, владычествовавшие некогда над поднебесною; а вместе с ними уничто-

58

 

 

жена и великая и несокрушимая стена, то есть, сатана. Таким образом чрез веру призваны были заблуждающиеся к познанию истинного и действительного Творца, и Бога. Надобно знать, что некоторые, держась другой мысли, относят это к украшению небесному, и говорят, что во время кончины мира солнце померкнет, и луна не даст света своего. Но думаю, что мысли подлежащего (толкованию) всегда должны оканчиваться соответственно умозрениям и совершенно гармонически.

Ст. 23. Яко воцарится Господь в Сионе и во Иерусалиме: и пред старейшины славен будет.

Сион толкуется высокий и место наблюдения, а Иерусалим — видение мира. Итак, Церковь Христова истинно есть место наблюдения и истинно есть видение мира. Ибо в ней обычно предлагается высочайшее созерцание божественных Его тайни подлинно (в ней) видение мира. Миром же мы называем Христа, которого мы познаем из богодухновенного Писания, так как писал о Нем премудрый Моисей, а равно и святые пророки. Итак, когда истреблено было нечистое и ненавистное идолослужение, искоренено было поклонение твари, и когда жестоко угнетавшие поднебесную заключены были в крепость итемницу, когда разрушена была стена и уничтожена до самого основания, как уже было объяснено это прежде: тогда (сбылось сказанное, пророком): воцарится Господь в Сионе и пред старейшины славен будет. Старейшинами же

59

 

 

думаю, в сих словах называет совершенных духом и имеющих как-бы состарившийся ум, так что очами сердца они могут созерцать глубину касающихся Его тайн. Им и премудрый Иоанн пишет, говоря: пишу вам, отцы, яко познасте безначального (1 Иоан. 2, 13.). Но познавши, они прославляют Его и воздают Ему подобающую славу, исповедуя Его царем и Господом. А что по совершенном уничтожении тиранства диавола воцарился Христос, Онсам учит этому: когда Он в искупление за жизнь всех Себя самого принес Богу и Отцу, претерпевши за нас честный крест, то говорил: ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон: и аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе (Иоан. 12, 31. 32.). Итак, Он покорил своей власти всех живущих на земле, изгнав князя века сего; словом-же изгнание хорошо обозначается уничижение тиранства (диавола) над всеми.

60


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.