Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Александрийский, святитель

Кирилл Александрийский, свт. Γλαφυρά, или искусные объяснения избранных мест из книг Второзакония

О телице, жилы которой перерезаны в долине.

1. Многочастне и многообразие древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, егоже положи наследника всем, имже, и веки сотвори (Евр. 1, 1). Но один, которые правильно поняли, что Сын, будучи Бо­гом по естеству, уничижил Себя, что Он плоть бысть и вселися в ны (Иоан. 1, 14), получили Божественную и драгоценную благодать: Ибо елицы прияша его даде им область чадом Божиим быти, говорит Писание (Иоан. 1, 12); другие же, отвер­гши Божественное и истинно спасительное учение, лишились надежды злые зле погибли, потому что нечестиво подвергли позору Спасителя и Искупителя всех. Такими были несчаст­ные иудеи, которых оплакивает сам пророк Иеремия, говоря: Кто даст главе моей воду, и очесем моим источник слез? и плачуся о народе день и нощь (9,

287

 

 

1). Ибо для них было воз­можно сделаться славными и достойными подражания; но они, лишившись настоящего счастья, не сделались ли вполне до­стойными того, чтоб напоследок причислить их к умершим? Их по справедливости оплакивал (пророк) и из любви и со­чувствия проливал слезы. Итак, в них не осталось никакого добра, и необузданный Израиль низринут был как бы с самых своих оснований; ибо Христос переселился к язычникам, а упорные иудеи с трудом спасаются в самом малом числе; об этом, я думаю, и возвещается пророчески устами Исаии: И аще бы не Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом (Иса. 1, 9). Но теперь, кажется, и из самих слов Моисеевых мы можем уразу­меть силу таинства. Ибо в книге Второзакония написано так: Аще же обрящется убиенный на земли, юже Господь Бог дает тебе наследити, лежащ на поли, и неведят убившаго и: да изыдут старцы и судии твои, и да измерят до градов, иже окрест убиенаго: и будет град приближаяйся убиеному, и да возмут старейшины града того юницу от говяд, еюже не делано, и яже ярма не понесе: и да изведут старейшины града того юницу в дебрь суху, яже не оранна, ниже насея­на, и да пресекут жилы юницы в дебри. И да приступят жерцы Левиты: яко сих избра

288

 

 

Господь Бог твой предстояти ему, и благословляти во имя Его: и во устех их да будет всякое прекословие, и всякая язва. И вси старейшины града того, приближающиися убиеному, да омыют руце над гла­вою юницы, ей же пресечены суть жилы в дебри: и отвещавше да рекут: руце наши не пролияша крове сея и очи наши не видеша: милостив буди людем твоим Израилю, ихже извел еси, Господи, из земли Египетския, да не будет кровь непо­винна на людех твоих Израили: и очистится им кровь. Ты же отымеши кровь неповинну от нас самих, аще сотвориши доброе и угодное пред Господем Богом твоим (Втор. 21, 1-9).

2. Ради же нас язвен был Еммануил; ибо он мучен был за грехи наши, по Писанию; а это Он претерпел в земле Иудей­ской и вне врат Иерусалима. Но они не знали убившего, не знали, как и каким образом это совершилось. Почему же закон говорит так? А мы говорим, что совершенное против Христа есть дело нечестия иудеев. Ибо они привели Его к Пилату; они сами себя обличили, крича: возми, возми, распни Его (Иоан. 19, 6) и опять: аще сего пустиши, неси друг Кесарев (ст. 12). И богодухновенные ученики Его ясно свидетельствовали пред Богом и Отцом Небесным о жестокости их, говоря так: собрашася во граде сем на святаго отрока твоего Иисуса, Его же помазал еси, Ирод же и

289

 

 

Понтийский Пилат, с языки и людь­ми Израилевыми (Деян. 4, 27), блаженный же Петр весьма ясно и пред всеми укоряет народ Иудейский, в одном месте говоря, что Начальника жизни убисте, в другом месте, что вы святаго и праведнаго отвергостеся, и испросите мужа убий­цу дати вам (Деян. 3, 14-15). Почему же закон говорит, что они не знали убившего? Слова эти таинственны и не для всех доступны, но понятны только тем, которые правильно понима­ют таинство Христа: ибо вожди иудеев и те, которые участво­вали в их нечестивом решении, думали, что они победили Христа вопреки Его воле и приписывая это дело своему упорству, радовались как победители и не знали, что Он пострадал добро­вольно, и повинуясь воле Отца, Сам предал Себя за пас. По­этому Он ясно говорит Пилату: Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы, ти дано свыше (Иоан. 19, 11). Итак, Отец предал Сына и, так сказать, Сам убил Еммануила. Поэтому и книге Псалмов Христос изображается говорящим Небесному Отцу и Богу о нечестии иудеев: Егоже ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша (Псал. 68, 27). Пусть же не думает много о себе убийца Господа. Не своею силою они победили как бы не имеющего силы Христа, но пусть лучше научатся истине у Моисея; они не знали убившего. И

290

 

 

так, по­смотри на израненного в земле Иудейской Еммануила. Эта тайна совершилась у них, но никак не ими, скорее же она священнодействуется в стране и земле язычников. Аще же, говорит закон, обрящется убиеный, да возмут юницу, ею же не делано и яже ярма не понесе, и изведше ю в дебрь суху и неоранну, да пресекут жилы ее чрез тех, которые поставлены для священно­действия, возложивши же руки на нее, пусть скажут, что руки наши не проливали крови сей (Втор. 21, 1-7). Эта юница служит образом Христа, как мы уже сказали; юница же слу­жит образом Христа, потому что она не знает ярма. Ибо хотя Он, как человек, был под ярмом, но как Бог по естеству Он свободен от ярма. Божество свободно и ничему сотворенному не подчинено, напротив над всеми владычествует и держит в своей власти всякую тварь. Но хотя Сын как Бог по естеству свободен, — как человек, Он вместе с нами находился под ярмом. Посему вместе с нами Он называл Бога Отцом. Ибо мы подчинены власти Божественной. Итак, юницей Он называ­ется, поскольку Он преклонился под ярмо природы человечес­кой; но Он не под ярмом по причине славы Божества, которое совершенно свободно. Но смотри, юница отводится в сухую и невозделанную долину. Ибо после достопоклоняемого креста, когда Христос оказался изъ-

291

 

 

язвленным, Он оставил землю иуде­ев и переселился в страну язычников, которая была не возделана и не засеяна. Прежде чем Христос воссиял самим язычникам, они постоянно были в мире как бы некоторою сухою и невозде­ланною землею и пустынею, не приносящею Богу плодов. Об этой самой пустыне пророк Исаия говорит: радуйся пустыня жаждущая и селения ее, да веселится пустыня и да цветет яко крин (Иса. 35, 1). Посему страна или народ язычников очень хорошо сравнивается с сухою и невозделанною, и совер­шенно бесплодною землею. Там, говорит закон, должны быть перерезаны жилы юницы Богом поставленными священниками (Втор. 21. 4). Ибо, как я сказал, таинство Христа совершается у нас, обратившихся из язычников, и исповедующие Его страдание и воскресение из мертвых становились участниками в таинственных благословениях. Я думаю, перерезывание жил у юницы на это и указывает; потому что, как я сказал, пропове­дуя смерть Его, а также Его Воскресение, мы совершаем Свя­щенное таинство. Но те, которые отдалятся от нечестия иудеев, оставивши далеко город, в котором Он был изъязвлен и постра­дал, удалившись в сухую и невозделанную пустыню, там омо­ют руки над самим Христом, ибо будут омыты, крестившись и смерть Его. По моему мнению

292

 

 

на это и указывает то, что у них омывались руки. Исповедуя, что они сделались участниками и нечестии иудеев, они получат прощение. Ибо иудеи, надругав­шиеся над Христом, сами произносят смертный приговор над собою за безбожие, говоря: Кровь Его на нас и на чадех наших (Матф. 27, 25); но те, которые стараются удостоиться от Него благодати и ищут очищения чрез Духа Святого, чрез что воздают почтение Ему, как бы восклицают, говоря: Руце наши не пролияша крове сея (Втор. 21, 7). Итак, во Христе очищение, если только кто из иудеев решился право мудрствовать. Это и сделали прежде других боговдохновенные ученики (Христо­вы) и те, которые уверовали чрез них; они по справедливости могут представлять собою лицо старейшин. Они сделались достоуважаемыми и избранными, отвергшись нечестия Израи­ля чрез веру во Христа. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

 

О пленной женщине, у которой обстрижены волосы и обрезаны ногти.

1. Бог всяческих исхитил потомков Израиля из дома рабства и как бы из железной печи, не только ведя войну с египтянами рукою крепкою и мышцею высокою (Псал. 135, 12), как написано, но и ухищрениям угнета-

293

 

 

телей противопоставляя чудеса. Ибо Он сотворил знамения и дивные дела, провел посре­ди моря как по суше, и, как говорит Божественный Давид, питал их в пустыне, хлеб небесный даде им: хлеб ангельским яде человеку, потоцы наводнишася (17, 24. 25. 20). И не совершил ли Он еще много необычайно чудесного! Посему божественный Моисей пишет: Яко орел покры гнездо свое, прият их и подъят их на раму своею (Втор. 32, 11). Но они дошли до такого безрассудства и нечестия мыслей и до таких необузданных дел, что оказались непослушными обитавшему с ними во плоти Искупителю. И зачем говорю я об этом, умалчивая о самом худшем? Они дошли до высшей степени нечестия и умертвили Его с яростно и жестокою дерзостью. Посему Иерусалим, убивший Господа, по справедливости был отвергнут и, лишившись общения с Богом, дошел до всякого зла, принимая как бы им самим накликанное на свою голову праведное наказание. К нему и сам Еммануил взывал так: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый Пророки и камением побиваяй посланныя к тебе! Колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под крыле, и не восхотесте. Се оставляется вам дом ваш пуст (Матф. 23, 37). А что иудейская Синагога должна была подвергнуться страш­ному и нестерпимому наказанию

294

 

 

за Христа, на это прикровенно указывал нам и самый закон; ибо здесь говорится так: Аще же изыдеши на брань противу врагом твоим, и предаст я Господь Бог твой в руце твои, и плетши плен от них, и узриши в плене жену добру обличием, и возлюбиши ю, и поймеши ю себе в жену, и введеши ю внутрь в дом твой, и да обриеши главу ея, и да обрежеши ногти ея, и да совлечеши ризы пленныя ея с нея: и да сядет в дому твоем, и да пла­чется отца своего и матере своея месяц дней: и по сем внидеши к ней, и совокупишися с нею, и будет тебе жена. И будет аще не восхощеши ея, да отпустиши ю свободну, про­дажею же да не продаси ея на цене, да не отринеши ея, понеже смирил еси ю (Втор. 21, 10-14). Бесполезно, думаю, трудиться слишком над этим повествованием и ухищряться в разъяснении того, что содержится в тенях; ибо здесь нет ниче­го непостижимого. Смысл предписываемого очень ясен и без усилия понятен. Поэтому приступим к исследованию духов­ного знаменования этого установления.

2. Итак, какая и против кого война разумеется здесь? и кто эта красивая обличием и весьма приятная по наружности Жена? и почему повелевается обрить у ней волосы на голове, обрезать у ней ногти и снять с нее одежды плена? Синагога иудейская, как я уже

295

 

 

сказал прежде, как пленница, служила египтянам. Ибо некогда предки израильтян вследствие голо­да переселились в Египет. Когда же по прошествии долгого времени, они сделались сильными, весьма смелыми и много­численными, — Египтяне стали опасаться, чтобы израильтяне, ободренные своею многочисленностью, не восстали против них самих, и не покорили себе тех, которые некогда господ­ствовали над ними. Поэтому Израильтяне обременяемы были изнурительным трудом над выделыванием кирпичей. Но Бог умилосердился над ними. Ибо, как я сказал, Он объявил вой­ну египтянам, победил их и избавил израильтян от невыноси­мого гнета египетского. Он видел в этом угнетении пленен­ный Иерусалим или народ Иудейский, блиставший красотою наследственного благородства; ибо он прекрасен и достоин удивления ради отцов. Когда же Бог воззрел на него и воз­желал его, то есть нашел его достойным любви; то, желая не только жить вместе с ним, но и сделать его виновником (со­вершителем) благих дел, Он ввел его в Свой дом. Что это значит? В пустыне Он поставил святую скинию, дабы воспи­тываемый посредством жертвоприношений, совершаемых по закону, и посредством преобразовательного Богослужения постепенно научился уразумевать таинство Христа. Ибо за­кон есть пестун во

296

 

 

Христа, как говорит блаженный Павел. Введши в дом свой, обрил голову и обрезал ногти и снял одежды плена. Под головою Св. Писание обыкновен­но учит разуметь ум, а с волосами на ней сравнивает помыслы ума. Итак, обриванием волос прекрасно знаменуется отложе­ние помыслов, которое избавленному древнему Израилю за­поведано было Богом, ясно говорящим чрез премудрого Мои­сея: да не будут тебе бози инии разве Мене (Исх. 20, 2). И опять: не сотвори так Господу Богу твоему. Ибо мерзости, которые возненавидел Господь, они сотворили своим богам. Пребывая в Египте, они имели иные мысли, думали, что богов много, и оказывали почтение твари вместо Творца и воздава­ли божескую славу деревьям и камням. Когда же они чрез Моисея призваны были к познанию Бога истинного и едино­го, как можно сомневаться в том, что время произведет в них иные мысли, совершенно новые. То же и нам делать стара­тельно повелевал богодухновенный Павел, говоря: Не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Римл. 12, 2). На это именно вообще и указывало повеление обрить голову; а обрезывание длин­ных ногтей намекает на отношение нечистоты и порочности. Ибо у тех,

307

 

 

которые отпускают ногти длиннее, чем нужно, они не могут никак быть чистыми. А что Израиль, удостоенный близкого общения с Богом, должен был удаляться от нечис­тоты, в этом никто не усомнится, слыша ясные повеления закона: не убий; не прелюбы сотвори; не укради; не послушествуй на друга своего свидетельства ложна (Исх. 20, 13­16) и иные сим подобные. Одежды же плена я назвал бы внешним знаком рабства; они служат образами порочного поведения. Ибо подчиненная воле диавола и склонявшая выю под его владычество как бы изорванную одежду носила на себе плотские пожелания. Когда же она искуплена была за­коном и научена была мудрствовать и делать лучшее, она сняла с себя обвинения в прежней порочности и явилась, наконец, облеченною в научение чрез закон как бы в некото­рую светлую одежду. Это же самое, я думаю, делать убеждает и нас богодухновенный Павел, говоря так: Совлекшеся вет­хого человека с деянми его, и облекшеся в новаго, обновляе­мого по образу Создавшаго его (Кол. 3, 9). Ибо мы облекаем­ся в новую одежду в святом Крещении, сбрасывая с себя одежды плена сатане; облекшись же, наконец, в самого Емманунла, мы приносим благодарения Богу и Отцу, говоря: Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасе­ния и одеждою веселия одея мя (Иса. 61, 10). И Павел, вполне сведущий в

298

 

 

законе, в другом месте говорит: Облецытеся Господем нашим Иисусом Христом, и плоти угодия не твори­те в похоти (Римл. 13, 14). Видишь, как мы, совлекшись пло­ти, как бы одежды плена, облекаемся в светлый и Божествен­ный покров — Христа; ибо Он есть одежда веселия и риза спасения. После того, как обриты будут у ней волосы, говорит закон, обрезаны будут грязные и длинные ногти и сняты бу­дут одежды пленения, — только тогда она будет жить в доме твоем и водворится здесь, как законная жена. Но она будет плакать об отце и матери в продолжение месяца, то есть будет вспоминать о домашних своих. И после того ты вой­дешь к ней и будет тебе женою. Ибо я думаю, что тем, кото­рые призваны к близкому общению с Богом, надлежит уда­лять свой ум от безрассудных понятий и суетных помыслов, могущих ввести в заблуждение, и от всякой нечистоты, и, как пишет богодухновенный Павел, от ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных (Ефес. 4, 22) и прилепляться всею душою к Богу, который заботился о нас, и принял нас в оте­ческое общение. Ибо на то, что надобно всецело прилеплять­ся к Богу, думаю, и указывают слова: и сядет в дому твоем. Посему и блаженный Давид, зная это прекрасное и поистине полезное дело, говорит: Едино просих от Господа, то взы­щу: еже жи-

299

 

 

ти ми в дому Господни вся дли живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати Храм святый Его (Псал. 26, 4). Очень ясным знаком того, что он имел твердую и исполненную любовью к Богу душу, служит, надобно думать, то, что он во все дни пребывает во дворех Господних. Но Творец знал меру ума человека. Ибо как и почему он не знал бы этого, если истинен тот, кто говорит: Той позна создание наше (Псал. 102, 14). Но те, которые переселяются из жизни в мире и удаляют ум свой от плотских страстей, не вполне безукоризненно научились делать это. Ибо мы от начала сла­бы и ум наш увлекается нечистыми удовольствиями; он легко подчиняется воспоминанию о развлечениях, и почти всегда сильно привязывается к ним, хотя Закон запрещает это и Бог как бы влечет нас назад, располагая к превосходной и несрав­ненно лучшей жизни. Ибо если путь к добродетели тяжел, то путь, увлекающий нас к пороку, весьма удобен; для приобре­тения первой мы должны употреблять усилия, к последнему мы идем весьма легко. Что же говорит закон? Да плачется отца своего и матере своея месяц дней, то есть не тотчас ей будет приятно жить в твоем доме, но некоторое время она будет вспоминать о своих домашних. Бывает, что хотя попав­шим в плен оказываются почести и дается возмож-

300

 

 

ность жить в совершенной роскоши; но они все-таки стремятся увидеть свой дом, родителей и свой город; и не могут они не вспоми­нать о своих, и иногда проливают слезы, потому что и тоска и скорбь наполняют их душу при мысли, что они лишились родной страны. То же самое пришлось испытать толпам иуде­ев. Ибо освобожденные из Египта и избавленные от горького рабства, они были призваны Богом к высшей и прежней сво­боде, и однако же они воспоминали о том, что было в Египте, говоря: О дабы умерли быхом, пораженные Господом; в зем­ли Египетстей. И роптаху на Моисея, глаголюще: что яко извел еси ны в пустыню сию? (Числ. 14, 3 и 2; 16, 13.) А что те, которые удаляются от позорного плотоугодия и жизни в мире, сначала с трудом расстаются с этим, и иногда стремятся к тому, что находится в мире, на это отчасти намекает нам законодатель, говоря: Да плачется отца своего и матери своея месяц дней. Впрочем мы не говорим, что он повелевает им плакать, но скорее снисходит к этому и позволяет это слабым, и говорит, что надобно быть снисходительным к страждущим этого рода недостатками, потому что они еще не приобрели терпения в страданиях. Поэтому он оказывал снисхождение к страстям синагоги Иудейской в пустыне и не совсем погу­бил тех, ко-

301

 

 

торые согрешили, хотя и гневался на это, имея в виду их пользу. А что он не всегда снисходит к нашим слабо­стям и к прежнему нашему пристрастию, то есть в привязан­ности к миру, это он ясно показал, назначивши непродолжительное время для плача — месяц дней, т. е. некоторый незначительный и сокращенный срок времени. Ту же самую мысль внушает нам и Божественный Псалмопевец, говоря к церкви язычников: Слыши дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея. (Псал. 44, 11-12). Да плачется, говорит, отца своего и матере своея месяц дней и по сих будет тебе жена (Втор. 21, 13). Ибо освободившись, как я сказал, от мирской жизни, мы постепенно прилепляемся к Богу, именно посредством духовного единения; потому что прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17). Но аще не восхощеши ея, да отпустиши ю свободну, продажею же да не продаси ея на цене (Втор. 21, 14). Когда же синагога иудейская поступила нечестиво и, наложивши руки на Само­го Христа, истязала Своего Господа, тогда она сделалась не­навистной и нежеланной и изгнана была из Божественного и святого дома. Впрочем, она не продана была в рабство и не совсем предана была сатане и не всецело подчинена была его воле. Ибо Израиль не служил идолам, хотя и ли-

302

 

 

шился близ­кого общения со Христом, но продолжает исповедывать Еди­ного Истинного Бога и поклоняться Ему и сохранил любовь к Моисею и закону. Бог не отверг его совсем ради того, что он некогда удостоен был близости к Нему. Этому учит нас закон, говоря: Да не отринеши ея, понеже смирил еси ю. Ибо здесь смирением разумеется лишение девства или образ Духовного союза, именно союза во Христе. Чрез Него и с Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

 

О том, кто ведет войну против врагов.

Уготовите оружия и щиты, говорил некогда пророк Исаия (21, 5). И премудрый Павел говорит также: Облецытеся во вся оружия Божия (Ефес. 6, 11). Ибо друзья Божии и рачители добродетели и приобвыкшие к прекрасным делам весьма му­жественно ведут борьбу против всякого нечистого и плотского наслаждения. Ибо упорству диавола противопоставляют кре­пость веры, непобедимую решимость, терпение в бедах, рев­ность к трудолюбию, конечно, достойному похвалы. Но я не думаю, чтоб кто-нибудь мог достигнуть когда-нибудь этой меры духовного мужества, чтоб таким образом получить и достой­ную удивления славу, если бы не имел Христа, помогающего ему. Ибо Он всячески готов помогать и содейство-

303

 

 

вать тем, которые стремятся мудрствовать то же, что и Он сам мудр­ствовал и которые получили чрез Него очищение и считают за честь поношение за Него. Посему боговдохновенный Псалмо­певец говорит: Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна (Псал. 90, 1-3). А что мы явимся победителями над врагами, при помощи Бога, в этом уверяет тот, кто говорит: яко на Мя упова, и избавлю и Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его (14-15). Но смотри, о том же написано самим премудрым Моисеем, ибо он говорит: Аще изыдеши ополчитися на враги твоя, и да сохранишися от всякого слова зла. Аще будет у тебе человек, иже не будет чист от излияния его нощию, и да изыдет вне полка, и да не внидет в полк: и егда будет к вечеру, да омыет тело свое водою, и зашедшу солнцу да внидет в полк. И место тебе да будет вне полка, и изыдеши тамо вон: и рылец да будет тебе за поясом твоим, и будет егда сядеши вне, и да ископаеши им яму, и навратив покрывши стыдение твое в ней: яко Господь Бог твой ходит в полце твоем, избавляти тя, и предает враги твоя в руце

304

 

 

твои: и да будет полк твой свят, и да не явится у тебе стыдение вещи, и отвратится от тебе (Втор 23, 9-14). Слышишь, что те, которые хотят побеждать врагов и получить славу, должны удаляться от всякой скверны: Яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к мародержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6, 12); они тщательно наблюдают за чело­веческою жизнью и следят за поступками каждого. Поэтому нам необходимо вести образ жизни безупречный и безукориз­ненный, чтоб не подвергнуться обвинениям с их стороны. Ибо отец греха есть наш враг и преследователь. Те, которые в сем мире по закону войны и сражения вступают в бой с врагами, или сами получают раны телесные, или наносят их другим. У нас же бывает не так: оружие бо воинства нашего не плотс­кая (2 Кор. 10, 4), по слову Писания. Оттого мы получаем раны не на теле, но принимаем в душу и сердце похоти и впадаем в страсти плотоугодия; посему нам нужно облечься во всеоружие духовное, оградить себя небесною благодатью и, сколько возможно, держать свою душу вдали от всякой духов­ной стрелы. Таким образом мы одержим победу над нашими противниками и, победивши всякую страсть, сохраним для Бога красоту души не обезображенною. Посему закон говорит: аще изы-

305

 

 

деши ополчитися на враги твоя, и да сохранишися от всякаго слова зла, то есть поставь себя как можно дальше от всякого преступления и да не будет против тебя никакого справедливого обвинения в постыдном и ненавистном деле и избегай обвинения в чем бы то ни было, и пусть не возможно будет никакое злое слово против тебя. А что мы должны избе­гать пороков телесной нечистоты, на это прикровенно указал закон тем, что осквернившемуся излиянием семени повелевает выйти из стана и вечером омыться водою и тогда уже возвра­титься в дом и, если захочет, в самый стан. Теперь постараюсь раскрыть, что это значит и какой смысл заключается в этом. Если человеческое осквернение произошло вследствие того, что душа сделалась склонною к распущенности и доступ­ною нечистым желаниям, то Господь присуждает отлучить от общества святых того, кто впал в это, и не допускает, чтоб Чистый находился в общении с нечистыми; ибо Он никогда не оставляет в нас гибельного греха ненаказанным. По мы можем обрести очищение во Христе, омываемые водою, сообразно с казанным: измыйтеся и чисти будете (Иса. 1, 16). Делаю­щие это делают вечером, то есть в последние времена века; полное же очищение узрят некоторые в обществе святых. Ибо окверненные противоесте-

306

 

 

ственными страстями, пребывавшие некогда вне общества и стана святых, бывшие далеко от стада святых, получивши очищение чрез святое Крещение сделались из далеких близкими, общниками святых, согражданами и со­участниками надежды, во время пришествия Христа, бывшего как бы вечером, пред самым концом настоящего века. Итак, закон говорит, что те, которые стремятся к очищению во Хрис­те, должны отвергнуть любовь к плотским порокам. Но да будет тебе, говорит закон, место вне полка, и изыдеши тамо вон: и рылец да будет тебе за поясом твоим, и будет егда сядеши вне и да ископаеши им яму и навратив покрыеши стыдение твое в ней: яко Господь Бог твой ходит в полце твоем избавляти тя и предати враги твоя в руце твои: и да будет полк твой свят и да не явится у тебе стыдение вещи. Ибо желающим одержать победу над духовными врагами, как я сказал, надобно всевозможно удаляться от всякого вида не­чистоты; потому что все мы погрешаем во многом и природа человека болит склонностью к злу, но, по слову Псалмопевца, грехопадения кто разумеет? (18, 13.) Если же случится кому быть побежденным какою-нибудь естественною нечистотой и быть увлеченным тем, что противно закону и святой жизни (ибо закон греха живет в членах плоти), то хотя погрешности, проистекающие из слабости,

307

 

 

совершаются сначала не явно, по прикровенно и не на виду многих, но сокровенно, как бы вне и вдали стана; потому должны быть скрываемы при помощи ис­правления их: ибо мудрые будут скрывать постыдныя дела свои, как написано. Когда мы перестаем грешить и при помо­щи наклонности к лучшему как бы приводим душу к избра­нию того, что полезно, тогда мы удаляем от себя безобразие преждесовершенных грехопадений и, уничтоживши зловоние греха благовонием последующих добрых дел, мы опять войдем в стан святых, то есть Церковь первородных. И это соверша­ется во Христе. Каким образом? — Если мы, по слову Его, возьмем крест свой с бодростью и готовностью. На это при­кровенно указывается нам тем, что мы должны иметь под по­ясом лопату или дерево. Закон духовен и обыкновенно упот­ребляет видимые предметы для изображения предметов духовных. Ибо мы не нечисты в очах создавшего нас Бога, когда ходим в отхожие места и освобождаем себя от излишеств чре­ва. Но как я сказал недавно, то что подлежит внешним чув­ствам, бывает прообразами и знамениями предметов духовных. Поэтому мы должны засыпать землею нечистоты, потому что Господь Бог твой ходит в стане твоем. И в нас живет и пребывает Христос. И когда видит в нас что-нибудь постыд­ное и безобразное, отвращается от нас тотчас же: свя-

308

 

 

тый бо Дух наказания, как сказано, отбежит льстива, и отъимется от помышлений неразумных (Прем. 1, 5). Если же находит нас чистыми и убранными, и свободными от страстей и скверн, — с готовностью поселится в нас и от руки врагов избавит нас. Посему и говорит: святи будите, яко Аз свят есмь (Лев. 19, 2). И опять: изыдите отсюду, и нечистоте неприкасайтеся и Аз прииму вы, глаголет Господь (Иса. 52, 12). Ибо тех, которые таким образом очистились, с радостью примет Господь наш Иисус Христос. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

 

О камнях, помазанных известью.

1. Богодухновенный Павел весьма мудро сказал, что древ­ние чрез писания Моисея были руководимы к познанию таин­ства Христова. Так и в действительности было и это слово истинно; ибо если мы обратим в истину заповеданное Моисеем, то найдем прекраснейший заключающийся в нем духовный смысл. Строго придерживаясь буквы и не оставляя того, что заключается в образах, послушаем, что говорит пророк: углу­битесь в основание. Ибо ничего поистине совершенного и по­лезного мы не найдем в тенях, а заповедь сделаем

309

 

 

совершенно бесполезною. Посему и богодухновенный Моисей полагал по­крывало на лицо свое, указывая тем, думаю, людям рассуди­тельнейшим, что закон имеет двоякий смысл, и что во внутреннейшем его содержании заключается истина; тень налагается на лицо наподобие маски и внешнее есть как бы излишний покров на то, что сокрыто. Итак, Моисей во Второзаконии учит нас, что учители Нового во Христе Завета будут изрекать по временам учение чрез Него, будут руководить к истине и будут предлагать более ясное толкование буквы Писания, изъяс­няя его более духовным образом. Ибо так написано: И заповеда Моисей и старейшины дома Израилева, глаголя: сохраните вся заповеди сия, елика Аз заповедаю вам днесь. И будет в день прейдете Иордан на землю, юже Господь Бог дает тебе во жребий, и поставиши себе камение велико, и обелиши я мелом. И напишеши на каменех тех вся словеса закона сего, егда прейдете Иордан, егда внидете в землю, юже Господь Бог твой дает тебе, землю кипящую медом и млеком, якоже рече Господь Бог отец твоих тебе. И будет егда прейдете Иордан, да поставите камение сие, яже Аз повелеваю вам днесь, в горе Гевал, и побелиши их мелом. И да созиждеши тамо олтарь Господеви Богу твоему, олтарь от камения: да не

310

 

 

возложиши на них железа: камением все­целым да созиждеши олтарь Господеви Богу твоему, и вознесеши на них всесожжение Господеви Богу твоему: и пожреши жертву спасения: и яси, и насытишися тамо, и возвеселишися пред Господом Богом твоим: и напишеши на камениях сих весь закон сей (Втор. 27, 1-8). Обрати внимание на то, что он повелел не относиться пренебрежительно к словам, сказанным им, но употреблять возможно большую заботливость о них. Л таковы были слова, сказанные святыми Апостолами. Но те­перь я постараюсь сколько возможно лучше уяснить каждое изречение отдельно.

2. Когда вы, говорит, перейдете Иордан, войдете в вожде­ленную землю обетования, тогда поставивши большие камни на высоте, обмажьте их известью и напишите на них весь закон сей весьма явственно. Итак, великие и положенные на возвышенном месте камни указывают нам на лик святых Апос­толов, которые поистине велики, возвышенны и дивны. Что касается добродетели и славной жизни во Христе, то ничто не может сравниться с ними. Ибо мы находим, что они по досто­инствам выше и несравненно превосходнее нас. Скажи мне, кто, имея ум, будет стремиться к равенству с сими святыми и славными мужами, которых Христос назвал своими друзьями: не

311

 

 

ктому вас, говорит, глаголю рабы; вы друзи Мои есте (Иоан. 15, 15-14); называет их светом мира и солью земли (Матф. 5, 13-14); поставил их благодетелями, назначил врачами вселен­ной, говоря: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте; туне приясте, туне дадите (Матф. 10, 8). Итак, это — камни великие и как бы лежащие на горе. Ибо блеск славы и великая известность их делает их весьма высокими и как бы поставленными на горе. Но кто суть те, которые поставили эти камни? Те, которые перешли Иордан, — уверовали во святого Христа и получили благодать святого Крещения; учеников нашего Спасителя сии поистине святые и избранные камни — они поставляют себе учителями и наставниками; о них-то говорит нам проро­ческое слово: зане камение свято валяется на земли его (Зах. 9, 16). Ибо Божественные ученики, обходя вселенную, как бы разбросаны были по всей земле и повсюду показывали красо­ту свойственного им благочестия и проповедовали об истин­ной жемчужине, едином и многоценном камне, то есть Христе. Помазанные известью камни имеют на себе весьма ясное на­чертание закона. Ибо мы можем найти истины, содержащиеся в законе, ясно и наглядно открытыми у святых апостолов, уже не сокрытыми буквою закона и не имеющими темного

312

 

 

покры­вала тени, но ясными и чистыми. Ибо учение святых духовно: они ясно раскрывают закон; на это, по моему мнению, и указы­вает то, что камни, помазанные известью, имели ясное начерта­ние закона, как написано. После того как посвящены камни, на которых был закон, повелевает построить жертвенник из дру­гих цельных камней, то есть нетесаных и не подвергшихся ударам железа. Какой же может быть смысл этого? Христос есть камень краеуголен, честен (1 Пет. 2, 6); положен же Он в основание Сиона; ибо на Нем мы утвердились и имеем в нем как бы некоторое безопасное и непоколебимое основание; и мы, как живые камни, дом духовный, созидаемся в святой храм, в жилище Бога в духе. А с тем вместе мы — как бы и некото­рый жертвенник; соединены вместе единством духовным и бла­гоухаем верою во Христа и приносим чрез Него Богу и Отцу благоухание добродетелей, как самый благовонный фимиам. Поэтому богодухновенный Павел заповедует нам: представи­те телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Римл. 12, 1). Итак, камни — мы сами, но цельные и неповрежденные; ибо, как я сказал, те, которые издают благоухание самого Христа, всецело посвящают Ему свою душу; они не увлекаются привязанностью к мирскому, и

313

 

 

не носят уже на себе язв, причиняемых нечистым и отврати­тельным грехом. Но как Христос не разделяем, так и они единомудренны и истинны. Они преданы единому Богу, осте­регаются, как бы не принять участия в плотском и мирском. Так, посвятивши себя Богу, святой Павел пишет: мне еже жити Христос, и еже умрети приобретение есть (Филип. 1, 21). Необходимо помнить, как Бог изрек нам тот же закон в другом месте, так говоря: аще же олтарь от камения сотвориши да не устроиши их тесаных: сечиво бо твое аще возложиши на них, то осквернятся (Исх. 20, 25). Итак, как я уже сказал, камни должны быть цельные и нетесанные. Но, гово­рится, яси и насытишися тамо и возвеселимся пред Господом Богом твоим (Втор. 27, 7). Ибо те, которые достигли такой славы, что в состоянии благоухать Христом, вполне справедли­во насыщаются святою Божественною пищей и духовно раду­ются в очах Бога. Но это дано будет тем, которые получили духовные благословения и в церквах уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Об избрании Иисуса.

1. Весьма правильно уразумевши и таинство Христа и меру служения Моисеева, премудрый

314

 

 

Иоанн провозгласил: закон Моисеом дан бысть: благодать же и истина — Иису­сом Христом бысть (Иоан. 1, 17). Но закон готов был на гнев и на преступающих его тотчас и без сожаления налагал тяже­лые наказания; он всегда обвинял во зле и производил вмене­ние греха: ибо, сказано, грех не вменяшеся, не сущу закону (Римл. 5, 13). И опять: греха не знах, точию законом. Христос же освобождает нас от грехов; ибо Он оправдывает благодатью и освящает тех, которые уверовали и приводит в исполне­ние то, что древле обетовано было отцам. А что то и другое истинно, это объясняет опять Павел, написавший так: писмя убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6). Буквой же называ­ет он тень закона, а духом — служение в духе и истине, то есть евангельское, которое Христос распространил по всей вселен­ной; ибо если первое служение не было безукоризненным, то необходимо нужно было дать место второму; и сам Бог объяв­лял его ветхим, обещавши новое. Итак, как бы устранивши Моисея и удаливши от среды, некоторым образом произошел и прославился и вождь наш Христос. Чрез Него и в Нем введенные в Небесное Царство мы получим продолжающееся нескончаемые веки счастье, проводя жизнь чистую, святую и свободную от всякого порока. К тем же мыс-

315

 

 

лям и чувствам руководят нас данные древним чрез Моисея установления. Ибо написано так: И призва Моисей Иисуса и рече ему пред всем Израилем: мужайся и крепися: ты бо внидеши пред лицем людей сих в землю, юже клятся Господь отцем вашим, дати им, и ты в наследие разделиши ю им: и Господь, идый с тобою не отступит от тебе, ниже оставит тя: не бойся, ни ужасайся (Втор. 31, 7-8). Когда доблестный Моисей был близок к удалению от дел и переселению в вышние обители, тогда некоторым образом противопоставляется ему и прини­мает начальство боговдохновенный Иисус. Ибо когда прекра­тилась ветхая и древняя буква и служение по закону, как я уже сказал, было в упадке, тогда сошел к нам с небес Едино­родный и явился в образе нашем. Будучи владычествующим над вселенной Богом и обладая самым старейшим и несомнен­ным достоинством в этом отношении, Он чрез уподобление нам так смиряется, что как будто впервые призывается к Цар­ской власти. Поэтому Он и сказал: Аз поставлен есмь Царь от Него (очевидно от Бога и Отца) над Сионом, горою свя­тою Его, возвещаяй повеление Господне (Псал. 2, 6). Итак, да не выводит никто на средину Моисея, уступающего в славе Хри­сту: да не владычествуют образы и да не превозно-

316

 

 

сится кем-либо тень: первая мимоидоша се нова вся быша (Апок. 21, 5). А если бы кто решился делать это; тот стал бы бесчестить Божественное домостроительство и явился бы противящимся Богу и разрушителем святого и великого таинства. Ибо при­вязанный к образам после явления Иисуса будет весьма далек от собрания святых и явится совершенно лишенным наследия и участия в дарованиях, подаваемых чрез Христа. Страдав­ших этим некоторых жителей Галатии божественный Павел ясно обличает, говоря: О несмысленнии Галате, кто вы прелстил есть не покоритися истине, имже пред очима Иисус Христос преднаписан бысть, в вас распят. Сие едино хощу уведети в вас, от дел ли закона Духа приясте, или от слуха веры? Тако ли несмысленни есте, наченше духом, ныне плотию скончаваете? (Галат. 3, 1-3.) Потом к сему присоединяет: упразднистеся от Христа, иже законом оправдастеся: от благодати отпадосте. Мы бо духом от веры упования прав­ды ждем (5, 4-5). Ибо великий Моисей был поистине верным и превосходнейшим из людей; но он был рабом и его достоин­ство состояло в том, что он был посредником и служителем закона, изрекающего суд. Но пришел Господь его и принес нам оправдывающую благодать. Итак, да уда-

317

 

 

лится закон, об­винитель во грехе, служитель осуждения, чрез который Бог все заключил под грех, дабы всех помиловать, по Писанию.

2. Но что говорит великий Моисей Иисусу: мужайся и крепися: ты бо внидеши пред лицем людей сих в землю, юже клятся Господь отцем нашим, дати им, и ты в наследие разделиши ю им. Обрати внимание на предсказание закона. Моисею не неведома была слава Спасителя, несравнимое пре­восходство святого паче всего, лучше же, всякой разумной тва­ри, он знал непобедимую десницу, эту всемогущую и непрео­боримую власть; он почти не удивился, видя падение врагов, бессилие смерти, бегство сатаны; древле непобедимого и непреоборимого дракона видя робким и побежденным, пасть греха — загражденною, прокаженных — очищенными, демо­нов — трепещущими от ужаса, бурное море — усмиряемым одним словом. Ему не неведомо было, что закон сам по себе не оправдал никого, ибо кровь быков и козлов не могла уничто­жить грех. Но Господь наш Иисус Христос освободил вселен­ную от древних преступлений; если же Он Сам есть истина и по естеству свят; то Он освящает собственною кровью тех, которые уверовали в Него, делает их победителями смерти и тления; вводит их в самое Небесное Царство, поистине вожде­лен-

318

 

 

ную и святую землю вышней обители, прекрасный город на небесах, в Церковь первородных, которой художник и устрои­тель — Бог. А что Бог Отец будет во всем помогать и содей­ствовать сделавшемуся подобным нам Сыну, — это ясно ут­верждает Моисей, прибавляя: и Господь идый с тобою не отступит от тебе, ниже оставит тя. Итак, Сын — всемо­гущ и имеет непобедимую власть; ибо Он — Бог по естеству; если же говорится, что Отец помогает Ему, то это говорится об Его человечестве; в подобном же смысле говорится о явлении Его в зраке раба и о самом образе воплощения Его. Итак, чтоб возбудить в нас веру, Сын сделался подобным нам человеком, принял свойственную человеку немощь, говоря Небесному Отцу и Богу: яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси препо­добному твоему видети истления (Псал. 15, 10). А что учение закона, понимаемое духовно, почти никому не было известно прежде пришествия Господа и наконец возбудило удивление после того, как воссиял Христос, и положено было как бы пред глазами малых и больших после того, как сошел на нас Дух Святый, чрез Которого мы уразумеваем и глубины Божии, — это ясно опять из дальнейших слов; ибо так сказано: И вписа Моисей вся словеса закона сего в книгу, и даде

319

 

 

жерцем сыном Левииным, воздвижущим ковчег завета Господня, и старцем сынов Израилевых. И заповеда им Моисей в той день, глаго­ля: по седми летех во время лета оставления, в праздник кущей, егда сходится весь Израиль, явитися пред Господем Богом твоим на месте, еже изберет Господь, читайте закон сей пред всем Израилем во уши их. Соберите люди, мужи и жены, и дети, и пришелца, иже во градех ваших, да услы­шат и научатся боятися Господа Бога вашего, и послушают творити вся словеса закона сего (Втор. 31, 9-12). Ты слы­шишь, чего требовал закон. Он заповедует избранным жрецам, а также старейшинам, по прошествии седьмого года, в год от­пущения, в праздник кущей, собирать всех юношей и старцев, женщин и отроков и собранным таким образом читать его. А что должны были пройти многие и не малочисленные годы прежде, чем воссиял Христос, и открылось время вочеловече­ния Его, это можно видеть из того, что чтение закона должно было совершаться чрез семь лет. Ибо число семь в Божествен­ном Писании означает множество; поэтому я думаю и сказано: праздна бысть родившая седмь (Иерем. 15, 9). И еще: не веруй врагу твоему вовек, седмь бо есть лукавствий в души его (Притч. 26, 25). И тот же Приточник сказал еще: Седмери-

320

 

 

цею падет праведный, и возстанет (Притч. 24, 16). Обрати вни­мание на то, что в продолжение семи лет до наступления вре­мени отпущения, то есть в продолжение времен до пришествия Христа, закон не был читаем. Ибо ничего не понимать в нем, хотя бы кто случайно и читал его, — это все равно, что совсем не читать его. Но потом, как я сказал, он сделался понятным малым и большим, когда наступило время отпущения. Ибо закон заповедовал древним, говоря: В седмое лето да сотвориши отпущение. И сице заповедь отпущения: да оставиши весь дом твой, имже должен ближний тебе (Втор. 15, 1). И опять: Аще продастся тебе брат твой Евреанин, да порабо­тает тебе шесть лет, и в седмое да отпустиши его свобод­на от себе (ст. 12). Господь же наш Иисус Христос в конце веков, как бы после семи лет, отпустил долги, и умилосердился над согрешившими, и должникам, по евангельской притче, даровал прощение, и нас рабов греха и порабощенных сатане сделал славными и блистающими духом свободы. Наступило время отпущения в праздник кущей, который знаменует тайну Воскресения, когда храмина или тело каждого из умирающих полагается в земле. Ибо когда Христос воскрес из мертвых, поправши смерть и лишивши ад добычи и гла-

321

 

 

голя сущим во узах: изыдите: и сущим во тьме: открыйтеся (Иса. 49, 9), тогда, украшая природу человека Духом Святым, как в начале рода, и природу тех, которые восстановлены во освяще­ние, Он дунул святым Апостолам, говоря: приимите Дух Свят (Иоан. 20, 22). Тогда открылись очи ума нашего; тогда мы про­светились и уразумели закон, сокровенный древле и почти никому из древних непонятный. Тогда мы собраны с концов земли в место, которое Он Сам избрал, то есть Церковь, где нам, бывшим среди теней и образов, объясняют закон избранные и святые наставники и учители. Поэтому и Божественный Павел, очень хорошо прелагая образы в духовное созерцание, так пи­шет: Аще бо кровь козлия и телчая и пепел юнчий кропящий оскверненыя освящают к плотстей чистоте: кольми паче кровь Христова (Евр. 9, 13-14). Тогда как израильтяне закалали агнца и привязаны были к теням, он, образ таинства отно­ся ко Христу, опять говорит: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (1 Кор. 5, 7). И в другом месте пишет: Глаголите ми, иже под законом хощете быти, закона ли не слушаете? Писано бо есть, яко Авраам два сына име: единого от рабы, а другого от свободныя. Но иже от рабы, по плоти родися: а иже от свободныя, по обетованию. Яже суть

322

 

 

инoсказаeма: сия бo eста два завeта: eдин убo oт гoры Синайским, в рабoту раждаяй, ижe eсть Агарь. Агарь бo, Сина гoра eсть вo Аравии, прилагаeтся к нынeшнeму Иeрусалиму, рабoта­eт жe, с чады свoими. А вышний Иeрусалим свoбoд eсть, ижe eсть мати всeм нам (Галат. 4, 21-26). Итак, наставляeмыe духoвнo мы вoспринимаeм в сeбя закoн — Бoжeствeнный страх. А чтo в oпрeдeлeннoe врeмя дoлжна была упраздниться сила служeния в прooбразах и сeни, на этo oпять прикрoвeннo ука­зал Мoисeй. Ибo написанo: чтo кoгда Мoисeй вписал слoва закoна сeгo в книгу дo кoнца, вручил ee лeвитам, нoсящим кивoт завeта Гoспoдня, гoвoря: взeмшe книгу сию, вoзлoжитe ю на краю кивoта завeта Гoспoда Бoга нашeгo. Уразумeй, пoчeму Мoисeй пoвeлeл пoлoжить закoн на oднoй части кивoта, а нe на самoй срeдинe eгo, хoтя eщe нe даны были нoвыe запoвeди, данныe Христoм, кoтoрым дрeвнeйшая запoвeдь дoлжна была уступить и как бы дать мeстo или удалиться сo срeдины, дабы уяснилoсь случившeeся. Ибo закoн нe удаляeтся сoвсeм с свя­тoгo кивoта, пoтoму чтo закoн Мoисeя принимаeтся в цeрквах; oднакo ж и нe пoлагаeтся на пeрвoм мeстe, нo как бы oттeснeн и oстался на краю, уступая мeстo, как я сказал, тoму, чтo нe­сравнeннo прeвoсхoднee eгo, т. e. бoжeствeнным и eван­гeль-

323

 

 

ским заповедям, чрез которые Христос наставил, привел нас к Богопознанию и всякому знанию добродетели. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

324


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.