Поиск авторов по алфавиту

Книга 7

О благословении двенадцати патриархов.

Цель моей настоящей беседы есть та, чтобы изложить в частности сказанное праотцом Иаковом о том, что имело сбыться по времени с рожденными от него сынами. Но как бы наперед ясно свидетельствуется то, что смысл сказанного им весьма неудобопостижим, для большинства недоступен, загадочен и неясен по значению. К словам благословения примешивается нечто и не таковое и еще того более трудное для понимания. Ибо обещает Божественный Иаков предвозвестить детям своим имеющее быть в последние времена; а между тем делает напоминание о прошедшем и измеряет прегрешения, первое Рувима, потом — близкое к нему и тотчас за ним следовавшее — Симеона и Левия. Но кто же осмелился бы сказать, что так выражается благословение, при котором делается воспоминание прежних грехов? Не назовут ли такового лжецом и

365

 

 

лишенным способности рассуждать правильно? Таким образом подлинно глубокомысленна и неудобопостижима для желающих понять речь об этом. Так что же мы скажем, применяя к предположенному нами прежнюю меру испытания и исследования? То, что самое изъяснение пророчества во всяком случае укажет нам образ синагоги иудейской, или вообще всего рода, или тех, которые принадлежат к известному колену, каков будет этот образ по времени, на кого будет простираться обвинение или, наоборот, похвала, на ком и каким образом исполнится то, что к нему относится. Заметь же, как для одних из прошедшего уже живописует имеющее быть впоследствии, а для других из объяснения или толкования имен делает как бы некое указание и ясное предызьявление будущего. Написано следующим образом: призва же Иаков сыны своя и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни: соберитеся и послушайте мене, сынове Иаковли, послушайте Израиля, послушайте отца вашего (Быт. 49, 1-2).

О Рувиме.

Рувим, первенец мой, ты крепость моя и начало чад моих: жесток терпети и жесток упорник: досадил еси яко вода, да не воскипиши: возшел бо еси на ложе отца твоего, тогда осквернил еси постелю, идеже возшел

366

 

 

еси (Быт. 49, 3-4). Рувим тайно осквернил брачное ложе отца своего и весьма ясно изобличен был, как сделавший то, чего не следовало делать. Поэтому и самим решением Иакова его дело осуждено было, как злое. Ибо зло, сказано, явися пред Иаковом (Быт. 35, 22). Но не думаю, чтобы кто-либо совершившееся уже в прошедшем стал представлять, как имеющее совершиться в будущем. Совершенно неразумно было бы и подумать это. Но перенося как бы образ прегрешения на нечто из подобного, мы будем видеть в нем грех народа — первенца, то есть Израиля (Исх. 4, 22); потому что Бог вывел синагогу из Египта, как бы некую жену, посредством мысленного общения по закону соделавшуюся для Него таковою. Он приблизил ее к Себе, удостоил родства с Собою, соделал ее плодоносною и матерью чад, причем едва не распорядителем брака был премудрый Моисей, а род посредников брачного союза представляли Ангелы. Но доведенная до сего от Бога синагога оскорбила закон родства, вступая некоторым образом в союз брачный с сынами своего супруга, блудодействуя с ними и плодонося уже не от законного сожителя своего, но скорее питая свой ум иными семенами, то есть мысленными и вытекающими из научения. Ибо презирая, как нечто пустое, преданность Богу, она обратилась к заповедям и учениям че-

367

 

 

ловеческим, и не обращая внимания на учения свыше, делала вообще только то, что ей хотелось. Посему и пророк Исайя говорит: како бысть блудница град верный Сион полн суда? в немже правда почиваше, ныне же в нем убийцы. Сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водою (Иса. 1, 21-22). В ней почивала и имела приют правда, то есть Бог. Но она приняла к себе убийц, прелюбодеев и растлителей, дающих ей серебро неиспытанное и мешающих вино с водою. Ибо поистине не испытанно слово убеждающих ее предпочитать учения и заповеди человеческие. Корчемствуют они также как бы и учением своим и смешивают его с худшим. Это, думаю, значит сказанное, что вино у них смешивается с водою. А что это оскорбляло Бога всяческих, и что по справедливости Он обвинял Иерусалим как блудодействовавший город, об этом выслушай слова Его, сказанные устами Иеремии: воздвигни очи твои на правоту и виждь, где не смесилася еси: на путех сидела еси аки врана особящаяся и осквернила еси землю в любодеяниих твоих. И имела еси пастырей многих в претыкание себе. Лице жены блудницы бысть тебе, не хотела еси постыдетися ко всем. Не аки ли сожителем Мене нарекла еси и отцем и вождем девства твоего? (Иерем. 3, 2-4.) И затем опять: аще отпустит муж

368

 

 

жену свою, и отъидет от него и будет мужу иному, еда возвращающися возвратится к нему паки? еда непорочна будет и неосквернена жена та? Ты же соблудила еси с пастырьми многими, и возвращалася ю) еси ко Мне, глаголет Господь (ст. 1). Этот же вид блужения показал нам ясно и сам Спаситель. Всегда любившие обвинять и неразумные фарисеи приступили к Нему, говоря: почто ученицы твои преступают предание старец? не умывают бо рук своих, егда хлеб ядят? Христос же им в ответ: почто и вы преступаете заповедь Божию за предание ваше? Бог бо заповеда, глаголя: чти отца и матерь: и: иже злословит отца или матерь, смертию да умрет. Вы же глаголете: иже аще речет отцу или матери: дар, имже бы от мене пользовался еси: и да не почтит отца своего или матере своея. И разористе заповедь Божию за предание ваше (Матф. 15, 2-6; сн.: Мк. 7, 11; Исх. 20, 12). Слышишь ли, каким образом, находясь под руководством иных вождей, они могли быть обличены, и весьма легко, в том, что решились мыслить и делать иное, нежели что угодно было законодателю? Итак соблудила синагога иудейская. Но дева чистая и непорочная, свободная от всякой скверны или порока (Ефес. 5, 27), то есть Церковь, обещает Христу соблю-

ю) Евр. обаче обратися.

369

 

 

сти честный и неповрежденный образ супружества, говоря: брат мои мне и аз Ему (Песн. П. 2, 16). Итак, образом синагоги иудейской мы представим наложницу Иакова, разумею Валлу, с которою имел сообщение Рувим, то есть народ — первенец, в особенности же потому, что Валла значит обветшавшая, а Рувим — сын осквернения я). Ибо обветшала и стала опороченною синагога иудейская, а вместо нее возник новый и верующий народ. И радуясь о нем, поет Давид: людие зиждемии восхвалятъ Господа (Псал. 101, 19); потому что во Христе, нова тварь, по Писаниям (2 Кор. 5, 17; Галат. 6, 15). Скверным же и нечистым может представляться Израиль, как непринявший очищения чрез Христа. Но что это я говорю? Он наложил руки даже на самого призывавшего к очищению. Посему и устами самих святых пророков сказано, в одном случае: аще пременит Ефиоплянин кожу свою, и рысь пестроты своя, и вы можете благотворити научившеся злу (Иерем. 13, 23), в другом же случае Иерусалиму как бы жене: аще умыешися нитром и умножиши себе травы борифовы, порочен еси во беззакониих твоих предо Мною, рече Господь (Иерем. 2, 22). Итак, Рувим, говорит Иаков, первенец мой, ты крепость моя

я) Валла, с еврейского, собственно значит боязливость, скромность, а Рувим, буквально: смотрите! сын! или: вот сын!

370

 

 

и начало чад моей (Быт. 49, 3). Ибо на первенце и из Египта выведенном народе было явлено много крепости от Бога. Так наказываема была многоразлично и удивительным образом страна Египетская: то воды превращаемы были в кровь, то скнипы (мошки) были насылаемы, то наведены были жабы, то ниспосылаем был град, то истреблены были первенцы, а к тому же еще избавленные от рабства прошли посреди моря, как по суше. Поэтому Рувим и назван крепостию Божию. Но он был жесток терпети и жесток упорник (Быт. 49, 3), то есть неприменимый и непреклонный, дикий и склонный к нападениям. Иудеи поистине склонны к нападениям и весьма разнузданны. Поэтому справедливо слышат о себе такие слова: жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся (Деян. 7, 51). И Сам даже Христос: кого, говорит, от пророков не убиша отцы ваши? И вы исполнили меру отец ваших (Деян. 7, 52; Матф. 23, 32). Итак, безрассуден и стремителен на гнев, и невыносимое делает нападение Израиль, и досаждает как вода, то есть с безумием несется при нападении на того, на кого захочет нападать. Ибо таковы некоторым образом нападения вод. Но да не воскипиши, сказано (Быт. 49, 4). Что это значит? Кипящая вода несется вверх, переливаясь чрез края котлов, и кажется, что ее много. Таким

371

 

 

образом, когда приписывает ему напор воды, то употребляет это выражение в переносном смысле и говорит: да не воскипиши, то есть не поднимайся до множества, не будь велик. Ибо израильтяне, спасенные чрез веру во Христа, легко могут быть исчислены по сравнению с множеством эллинов. Затем приводит причину имевшего сбыться и говорит: возшел бо еси на ложе отца твоего, тогда осквернил еси постелю, идеже возшел еси (Быт. 49 4). Как я уже сказал прежде, это потому, что они более не занимались испытанием заключающегося в законе и в изречениях свыше, и человеческих заповедях, и потому впали в заблуждение относительно знания о Христе. Посему и сам Он говорит: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетелствующая о мне. И не хощете приити ко мне, да живот имате (Иоан. 5, 39-40). И еще: аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа (ст. 46). Обвинял же Он весьма и вождей иудейских, так говоря: Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко затворяете царствие небесное пред человеки: вы бо не входите, ни входящих оставляете внити (Матф. 23, 13). И еще: горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко преходите море и сушу, сотворити единаго пришелца: и егда будет, творите его сына геенны сугубейша вас (ст. 15). Но он не был

372

 

 

бы сыном геенны, если бы не был напитан мнениями прелюбодеев. Итак, взошли на ложе отца израильтяне, отвергая угодное законодателю, как суетное, а свои слова и мысли влагая воспитываемым у них и ввергая в них семена нечестия.

О Симеоне и Левие.

1. Симеон и Левий братия совершиста обиду от воли своея: в совет их да не приидет душа моя, и к собранию их да не прилепятся внутренняя моя: яко во гневе своем избиста человеки, и в похоти своей пререзаста жилы юнца: проклята ярость их, яко упорна, и гнев их, яко ожесточися: разделю их во Иакове и разсею их во Израили (Быт. 49, 5-7). Когда Иерусалим впал в блужение и подчинил свой ум нечестивым обольщениям тех, которые привыкли учить иному, нежели чему учил закон, то Бог всяческих негодовал и весьма ясно говорил устами Исайи: людие сии устнами своими почитают Мя, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же почитают Мя, учаще заповедем человеческим и учением (Иса. 29 13). Поскольку же Бог и Отец намеревался, впадший в столь великое безумие и легкомыслие, оскверненный Иерусалим возвратить к лучшему состоянию, то и послал с небеси своего Сына, соделавшегося подобным нам, то есть человеком, для того, чтобы, поскольку прекратил-

373

 

 

ся ряд святых пророков, не свершивших своего дела (потому что они говорили: Господи, Господи, кто верова слуху нашему? (Иса. 53, 1), иудеи приняли наконец самого пришедшего Сына. А они достигли даже до такой степени безрассудства, что думали, будто могут взять и владычнее наследство, если только убьют святых; а потом дошли до высшей степени нечестия: с неистовством напали на самого Сына. Ибо реша в себе:сей есть наследник: приидите, убиемъ его и удержим достояние его (Матф. 21, 38). Но и не этим только ограничивалось нечестие их: к святым пророкам они присоединили других, разумею святых Апостолов; не щадили крови и сих последних. Такой смысл имеет рассматриваемое нами пророчество. Ибо, кажется, Божественный Иаков припомнил опять сделанное в Сикимах. Таков поистине смысл речи праведника; потому что каким образом кто мог бы принять уже совершившееся, как имеющее совершиться по времени? Итак, от совершившегося в Сикимах он возводит на одинаковую степень греха и совершенное относительно Христа, как несомненно и в отношении к первенцу Рувиму. Но что же Симеон и Левий сделали в Сикимах? Дина, сестра Симеона и Левия, вышла из шатра отца своего, чтобы посмотреть дщерей мест окрестных. Сихем же, сын Емморов, совершил над нею насилие, лишил ее девства. Тогда они, негодуя на

374

 

 

это и замышляя убийство против них посредством обмана, убедили сикимлян принять унаследованное ими самими от отцов обрезание, добавляя, что они тотчас же вступят с ними в родство, как скоро они захотят сделать это. И когда те сделали это, то Симеон и Левин неожиданно избили их, думая, что в защиту свою они имеют достаточным оправданием то, что говорили: аки блудницу ли возымеют сестру нашу? (Быт. 34, 31.)

2. Теперь мы должны приступить к тому, что сему приличествует и как возможно лучше обработать умозрение наше, отовсюду собирая служащее к разъяснению дела. Распространяя речь об Иакове, мы сообщили о том, как и каким образом он проводил жизнь, каких имел жен и скольких чад был отцом. Мы говорили, что он имел первою женою старейшую из дщерей Лавановых Лию, второю же после нее не намного лет младшую Рахиль. Мы утверждали также, что Лия может быть для нас образом синагоги иудейской, а Рахиль — Церкви из язычников. Ибо Лия значит трудящаяся, обладала зрением слабым и очами некрасивыми. Весьма трудилась и синагога иудейская, обремененная законом Моисеевым и слабым зрением видевшая таинство Спасителя. Рахиль же была прекрасна на вид и весьма красива. Так весьма красива и Церковь из язычников. У Лии была последнею дщерию Ди-

375

 

 

на. И эта последняя могла бы быть образом общества обрезанных, которое было в последние времена, когда вочеловечился Единородный. Итак, когда последнее общество обрезанных, лишь немного выступив за пределы шатра отеческого, то есть законных обычаев, пристало или примесилось по учению к местным жителям, разумею святых Апостолов, уже не живших по-иудейски, но считавшихся как бы за иноплеменников: тогда и только тогда мысленно лишилось девства, приняв от них семена жительства во Христе и евангельского. Но негодовали на это некоторые из сынов Иакова, именно Симеон и Левий, то есть бывшие в числе послушных закону, и с ними священный и избранный род. Ибо Симеон значит послушание, а Левий — принятый или избранный ѳ). А что на святых Апостолов сильно нападали получившие славу священства по закону, причем с ними согласовался и народ, в этом как можно сомневаться? Они скрежетали зубами своими, именуя обращение, ими совершаемое, растлением и возводя на них самые неуместные обвинения. Ибо се, говорили они, исполнисте Иерусалим учением вашим (Деян. 5, 28). Когда же порицали их, как не живших уже по-иудейски, то узнали, что обрезание чтится ими; вместе с тем узнали бы, что они ничем во-

ѳ) Левий собственно значит привязанность.

376

 

 

обще не отличаются от них, если бы только захотели должным образом понимать учение Моисеево. Не бо иже яве, сказано, Иудей есть, ни еже яве во плоти, обрезание: но иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, а не писанием (Римл. 2, 28-29). Видишь ли, как те, о которых мнение было как об иноплеменниках, сообразовались с Иудеями, нося в себе обрезание в духе и Иудея иже в тайне. Но и при всем том те еще прежде, взяв пророков, убили их и даже самого Еммануила. Таким образом Симеон и Левий совершиста обиду от воли своея (Быт. 49, 5); потому что согласились и сошлись друг с другом, для нанесения обиды святым Симеон и Левий, то есть народ и священники. Выражение же: от воли своей поставлено вместо слов: по рассуждению и изволению. Ибо не просто и случайно произошли эти бедствия, и не без предварительного совещания приступили братья к таким дерзновенным действиям и обнаружили столь неуместную смелость; но вследствие взаимного соглашения приступили к совершению злодеяния, превышающего всякое злодеяние. Поэтому Божественный Иаков отказывается от согласия на их заговор, отвергает правильность их совещания и предположения. В совет их, говорит он, да не приидет душа моя, и к собранию их да не прилепятся внутренняя моя (Быт. 49, 6). Это подобно тому, как если бы он

377

 

 

сказал: ни очами ума моего я никогда бы не внимал таким советам, ни в сердце мое я никогда бы вообще не принял столь злых замыслов нечестивцев. Так и пророк Исайя оплакивал народ Иудейский, говоря: горе души их, зане умыслиша совет лукавый на себе самих, рекше: свяжем праведнаго, яко непотребен нам есть (Иса. 3, 9-10). Поет также и Давид: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе (Псал. 1, 1). И еще: Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду (Псал. 25, 5). Посему Божественный Иаков удаляется от иудейских советов; присоединяет также и причины сего и говорит: яко во гневе своем избиста человеки, и в похоти своей пререзаста жилы юнца (Быт. 49, 6). Ибо иудеи убили святых, как я сказал, руководимые нечестивою яростью к жестокости и бесчеловечию, приняв же всецело в свою душу суетную и безрассудную похоть, они несчастные пререзаста жилы юнца, то есть Христа. Какая это похоть, о том мы уже наперед сказали; а именно, узнав, что Он есть наследник, они воспламенились похотью обладать наследством Его.

3. И обрати внимание на точность речи. Избили они человеков, а перерезали жилы юнца. Ибо предали святых смерти и пребыли мертвыми, ожидая времени воскресения. Но подобно тельцу, которому орел растерзывает жилы, пал, так

378

 

 

сказать, на землю Христос, добровольно потерпев смерть плоти, впрочем не был держим смертью; но если и был мертв, как человек, однако пребыл живым по естеству Божества. Христос представляется под образом юнца (вола); потому что это животное есть очень сильное, чистое и священнейшее. Сын же есть Господь сил, иже греха не сотвори (1 Пет. 2, 22); напротив предаде себе за ны в воню благоухания Богу и Отцу (Ефес. 5, 2). Итак, пусть услышат пререзавшие жилы столь священного юнца: проклята ярость их, яко упорна, и гнев их, яко ожесточися (Быт. 49, 7). Что же они потерпели? Они изгнаны из земли своей, оставили землю отечественную, рассеяны и повсюду являются как странники, пришельцы и нуждающиеся. Истинно то, что какова птица, когда вылетит из гнезда своего, таков и человек, когда изгнан из мест своих. Но думаю, прилично присоединить и то, что между тем как для пререзавших жилы юнца это дело послужит к проклятию, для скорбящих и удаляющих от себя столь страшное преступление, оно будет искуплением, очищением и отпущением грехов. Мы найдем и это изображаемым сению законною. Ибо во Второзаконии читается так: аще же обрящется убиеный на земли, юже Господь Бог дает тебе наследити, лежащь на поли, и не ведят убившаго и: да изыдут старцы и судии твои и да

379

 

 

измерят до градов, иже окрест убиенаго: и будет град приближаяйся убиеному, и да возмут старейшины града того юницу от говяд, еюже не делано, и яже ярма не понесе: и да изведут старейшины града того юницу в дебрь суху, яже не оранна, ниже насеяна, и да пресекут жилы юницы в дебри: и да приступят жерцы Левити: яко сих избра Господь Бог твой предстояти Ему и благословляти во имя Его: и во устех их да будетъ всякое прекословие и всякая язва: и вси старейшины града того, приближающиися убиеному, да омыют руце над главою юницы, ейже пресечены суть жилы в дебри, и отвещавше да рекут: руце наши не пролияша крове сея, и очи наши не видеша: милостив буди людем твоим Израилю, ихже извел еси, Господи, из земли Египетския, да не будет кровь неповинна на людех твоих Израили: и очистится им кровь: ты же отимеши кровь неповинну от среды себе (Втор. 21, 1-9). Но хотя об этом в свое время сказано будет подробно, однако скажем и теперь следующее: ты понимаешь, как некоторые сами себя избавляют от обвинений в пролитии крови, причем юница предызображает собою для нас Еммануила. Я думаю, должно избавляющим себя от этого говорить следующие слова: руци наши не пролияша крови сея. Но иудейский народ не найден будет когда-либо восклицающим это. Напротив, пререзы-

380

 

 

вая жилы юнца, иудеи дерзнули сказать: «Руки наши пролили эту кровь». Ибо, думаю, не иное что, как это неразумно говорили они относительно Христа: кровь Его на нас и на чадех наших (Матф. 27, 25).

О Иуде.

Иудо, тебе похвалят братия твоя, руце твои на плещу враг твоих: поклонятся тебе сынове отца твоего: скимен львов иуда: от леторасли, сыне мой, возшел еси: возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит его? не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему, и той чаяние языков: привязуяй к лозе жребя свое и к винничию жребца осляте своего, исперет вином одежду свою и кровию гроздия одеяние свое: радостотворны очи его паче вина, и белы зубы его паче млека (Быт. 49, 8—12). Весьма ясным представляется нам в сем способ благословения, вводящий в уши слушателей предсказание о домостроительстве Спасителя нашего. Но в самом начале благословения как бы предпосылает последнему знаменование имени и преимущество колена Иудина в славе пред другими коленами. Ибо если кто захотел бы объяснить слово или имя: Иуда, то получил бы значение похвалы, или прославления, или прославляемого. Но речь эта имеет отношение и к происшедшему

381

 

 

от колена Иудина по плоти Христу. Произошла от Иуды, Иессея и Давида послужившая к рождению Его по плоти Дева. Так пророк ѵ), провидя происхождение Его от колена Иудина, как бы говорит: истинно имя Тебе, как и самая сила вещей может показать; потому что ты будешь прославлен и получишь славу, приличествующую Богу. Ибо быть славословимым приличествовать может не кому иному, как только единому, истинно сущему и знаемому Богу; потому что если Ты и явился человеком, и истощил Себя, однако будешь познан, как святый и славный. Братия же по человечеству будут привержены к Тебе не как к человеку, но как в числе братий поставленного Владыку прославят Тебя, воспоют, как Зиждителя, хотя и находящегося с ними в числе тварей, познают Царя и Господа всяческих, хотя и осененного зраком раба. А что Еммануил легко превозможет над всеми противовостающими и победит врагов, об этом он провозвещал, говоря: руце твои на плещу враг твоих (Быт 49, 8). Это же провозвестил устами Давида и Сам Христос. Он сказал: пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются: оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима (Псал. 17, 38-39). Итак, на плещу враг

ѵ) Под пророком здесь разумеется патриарх Иаков.

382

 

 

твоих будут руци, сказано в том смысле, что Он более преследует, нежели бежит, скорее не терпит удары, а сам ударяет. Ибо истинно воспеваемое в книге Псалмов: ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его (Псал. 88, 23). Если и сам Он дает нам власть наступати на змею и скорпию, и на всю силу вражию (Лук. 10, 19), то не необходимо ли признать, что Он прежде нас сам будет иметь лежащими под руками Его тех, которые хотят выступать против Него и нечестиво восстают против Него? Итак, что Он не ведает бегства, а напротив преследует и овладевает кем бы ни захотел, притом без труда, так как Он победил мир (Иоан. 16, 33), это предуказал Божественный Иаков, говоря: руце твои на плещу враг твоих, и поклонятся тебе сынове отца твоего (Быт. 49, 8). Какое может быть мыслимо различие между братиями, восхваляющими, и сынами отца, которые сопричисляются к поклоняющимся? Разве не необходимо об этом сказать? Блаженный Иосиф а) поставлен был в положение отца Христу, хотя по истине и не был отцом Его. Но у него были сыны и дщери от первого брака. Поелику же они были и сотрапезниками Христу, видя Его творящим знамения, однако не

а) Иосиф, обрученный Марии Приснодеве.

383

 

 

очень усердно следовавшим велениям закона по причине безразличия в пище и небольшого уважения к покою субботнего дня, так как Он говорит: не входящее во уста сквернит человека: но исходящее изо уст, то сквернит человека (Матф. 15, 11) и: Господь бо есть и субботы Сын человеческий (Матф. 12, 8): то разделялись во мнении и не хотели всецело чтить Его, так как им казалось, что Он погрешает против закона, и не считали возможным допустить, чтобы человек, столь славный, не искал славы. Поэтому они в одно время приступили к Нему ясно говоря: аще сия твориши, яви Себе мирови: никтоже бо в тайне творит что, и ищет сам яве быти (Иоан. 7, 4 и 3) А к сему Евангелист прибавил: Ибо и братья Его не веровали в Него (ст. 5). Но говорившие это в начале, по прошествии времени уверовали, потому что убедились, что хотя Он был и во плоти, и явился человеком, однако был вместе и Бог по естеству. Это и блаженный пророк Иеремия, наперед ведавший о том в духе, говорит самому Еммануилу: понеже и братия твоя и дом отца твоего, и сии отвергошася тебе и тии возопиша, созади тебе собрашася: не веруй им, егда глаголати будут тебе благая (Иерем. 12, 6). Ибо те, кто прежде вместе с другими вопияли против Него, теперь собрались в вере и говорили о Нем доброе. Так блаженный Иаков пишет в Послании к двенадцати коленам, говоря: Иаков,

384

 

 

Богу и Господу Иисусу Христа раб, двенадцати коленам (Иак. 1,1). Итак, восхвалят Его как Бога и те, которые чрез веру и освящение, даруемое чрез веру, призваны к братству; не менее того поклонятся и сыны отца. Но очевидно, что и поклоняющиеся восхвалят, и воссылающие хвалу не менее того будут поклонниками. И скимен львов есть также происшедший от Иуды Христос, Сын Бога Всемогущего, Которому свойственно без борьбы побеждать и быть в силах одним словом поражать противников, как говорит пророк: лев возревет, и кто не убоится? (Амос. 3, 8.) Итак, Христос есть скимен львов, как бы от леторасли и от благородного корня возросший, от Святой Девы. Он же есть и жезл силы, который послал нам Бог от Сиона (Псал. 109, 2), утешающая всех и поддерживающая палица (Псал. 22, 4), жезл правости и царствия (Псал. 44, 7), право и кротко пасущий стада святых, но сокрушающий яко сосуды скуделничи (Псал. 2, 9), тех, которые не терпят того, чтобы быть пасомыми от Него. Он же сам есть и жезл Ааронов, имевший местом своим Божественную скинию и внесенный во Святая Святых, произросший орехи (Чис. 17, 8), что служит знамением воскресения. Ибо ореховое дерево отгоняет сон. А тайна воскресения почтена в церквах Божиих. Посему и блаженный Иаков, назвав леторасль, тотчас упо-

385

 

 

минает и об имеющем совершиться в конце домостроительства, и говорит: возлег уснул еси яко лев, то есть Ты не невольной подвергся смерти, но, хотя как лев мог схватить и устрашить, и избавиться от руки уловляющих, однако добровольно возлег и не держим был смертью, как думали решившиеся распять Его, но смерть Его была как бы сон, и Он лишь на краткое время смежил очи свои. Итак, кто возбудит Его? сказано (Быт. 49, 9). Это подобно тому, как если бы кто сказал: Он лег добровольно, но только не будет нуждаться в содействии другого кого-либо для восстания. Ибо Он сам всесилен, как сила Отчая; и не имеет недостатка в возможности оживотворить, и весьма легко, храм свой. Об этом Он и говорит, обращаясь с речью к иудеям: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Иоан. 2, 19) Таким образом, что никто не был для сего споспешником Ему, но достаточно было одного Его Самого, как силы Родителя, на это ясно может указывать самое слово Писания. Но и то, какое будет время пришествия Его, уясняет, говоря: не оскудеет князь от иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему, и той чаяние языков (Быт. 49, 10). Правили страною иудеи, и вожди у них были из племени Израиля, доколе Ирод, сын Антипатра, палестинянин, не наименован был четверовластником и не

386

 

 

получил власть в свои руки. При нем-то и родился Сам Христос, чаяние языков. Что множество язычников спасено, когда Он родился, для доказательства этого не нужно много слов, когда об этом вопиет самое дело. Впрочем тому, что прежде допущен будет чрез веру недавно родившийся от язычников и новый народ, но что после него будет призван и Израиль, Он научил, говоря тотчас же: привязуяй к лозе жребя свое (Быт. 49, 11). Ибо привязала как бы к себе чрез веру лоза истинная, то есть Христос, народ из язычников, который он уподобляет осленка. А что привязал Он к винничию лозы виноградной, то есть к любви своей жребца осляте своего, разумею народ уверовавший, происшедший от древнейшей матери иудеев, или синагоги, в этом как мог бы кто-либо усомниться, когда всё, так сказать, богодухновенное Писание говорит нам о сем таинстве? Затем, что Он имел своею собственною кровью окрасить плоть, пригвождаемый к древу и копием прободаемый, это ясно из слов: исперет вином одежду свою и кровию гроздия одеяние свое (ст. 11). Так и Божественный Исаия повествуя о восхождении Христа на небеса, сказал, что святые ангелы или вышние силы изрекли: Кто сей пришедый от Едома, червлены ризы его от Восора? (Иса. 63, 1.) И еще: Почто червлены ризы твоя и одежды твоя яко от истоптания точила? (ст.

387

 

 

2). А что хотя Он и был в мертвых, хотя и потерпел дерзости от иудеев, заушения и укоризны, однако не много заботился о сем, претерпев это ради нас и спасши поднебесную, что, напротив, все это было для Него всегда весьма приятно и не изменяло обычного благодушия Его, на это могут указывать слова: радостотворны очи его паче вина (Быт. 49, 12). Под этим, как я думаю, может разуметься, так сказать, приятность, как бы всегдашнее благодушие и веселость Божества Его. Ибо у испивших вина душа как бы всегда весела и наиболее удаляется от всего огорчающего. Когда же сквозь зубы как бы проходит слово, то и они сами сказано, являются белы, как испускающие от языка чистое и убеленное слово. Ибо отнюдь не погрешителен в слове Христос, напротив, истинен и откровенен. И все, что бы Он ни произнес, есть святолепно, дивно и величайшую светлость вносит в душу и ум слушателей.

О Завулоне.

Завулон при мори вселится, и той на пристанищи кораблей, и прострется даже до Сидона (Быт. 49, 13). Мы уже прежде сказали, что исследуя слово предлежащего нам пророчества и стараясь рассмотреть, каково оно и как хорошо исполнилось, мы утверждаем, что одно произошло в нем по подобию тому, что

388

 

 

уже раньше сделано было, а другое, полагаю, всякий, имеющий ум, сочтет едва не наглядно изображенным в самом значении имен и проявляющим образ будущего. Это же опять лучше всего можно видеть и на Завулоне, и на прочих. Имя Завулон у людей, весьма хорошо привыкших изъяснять таковые, толкуется как благоуспешность и благословение б). Так мы найдем уже некоторых из израильтян благословенными и обогатившимися благоуспешностию во всем угодном Богу. Но только оправданные чрез веру во Христа и просветленные благодатью Святого Духа поистине благословенны и благоуспешны, так что уже без всякой лжи могут восклицать: благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю (Псал. 113, 23). К ним же, думаю, применимо и сказанное блаженным пророком Исайей: путь благочестивых прав бысть, и приуготован путь благочестивых. Путь бо Господень суд (Иса. 26, 7-8). Этих столь светлых и благословенных Бог всяческих повелел призвать в священный и Божественный двор, так говоря: отверзите врата, да внидут людие хранящии правду и хранящии истину, приемлющии истину и хранящии мир (ст. 2-3). Но дабы, претыкаясь о встречающиеся на пути соблазны,

б) Завулон, с еврейского, собственно значит обиталище, обитание.

389

 

 

они не получили замедления на пути к добру, Бог как бы повелел, чтобы был хороший путь, и чтобы очищен был вход, так говоря святым священнодействователям: идите враты моими и камение, еже на пути, размещите (Иса. 62, 10). Итак, могут быть благословенны и благоуспешны те из израильтян, которые чтут веру во Христа. Ясно утверждено и то, что они, или Завулон вселятся в приморской стране. Этим как бы говорится то, что Израиль, наконец, смешается с язычниками, так как два народа соединены будут в одну паству и будут под руководством одного, по естеству доброго архипастыря, то есть Христа. А что это гадательное указание истинно, в том легко убедит слово богодухновенного Писания, язычникам отделяя приморскую страну. Ибо сказано так: страна завулоня и земле неффалимля, путь моря, и прочии при мори живущии, и галилеа языков. Людие ходящии во тме видеша свет велий (Иса. 9, 1-2; Матф. 4, 15-16). Понимаешь ли, как страну Завулонову называло Писание страною язычников, которые увидели и свет велий, очевидно чрез Христа. Так просвещен был вместе с населяющими приморскую страну и живший с ними вместе Израиль. Но эта благоуспешность, полагаю, может быть только от Бога. Ибо, что за освещением во всяком случае и всюду должна следовать и благоуспешность, об этом мы опять

390

 

 

можем знать из слов Спасителя к народу Иудейскому: дондеже свет имате, ходите во свете, да тма вас не имеет (Иоан. 12, 35). Итак, древний народ, обитавший в отдельности от других и отказывавшийся от применения к язычникам, будет жить вместе с ними, так как уже ничто не будет разделять их между собою: средостение ограды разорено Христом, закон заповедей ученми упразднен и два народа наконец составили из себя единаго новаго человека во Христе чрез Духа (Ефес. 2, 14-15). Будет же, сказано, и у пристанищи кораблей (Быт. 49, 13), то есть как бы в пристани безопасной и свободной от волнения, и на Христе утверждая якорь надежды своей. Ибо как бы избежав великой бури, он, наконец, успокоится на благодати Его, как несомненно и суда в пристанях на якоре. А изречение: престрется даже до Сидона (Быт. 49, 13), кажется, указывает на то, что стремление двух народов к духовному единению между собою будет так велико, что происшедшие от племени Израилева наполнят и самые те города, которые были весьма повинны и отвержены пред Богом, как обольстившие некогда и похитившие некоторым образом почитателей Его. Ибо Он сказал в одном месте устами пророков: и что вы мне, Тире и Сидоне: и вся Галилеа иноплеменников? Еда воздаяние вы воздаете Мне? или памято-

391

 

 

злобствуете вы на Мя остро и быстро воздам воздаяние ваше на главы ваша, понеже сребро мое и злато мое взясте, и избранная моя и добрая внесосте в требища ваша, и сыны Иудины и сыны Иерусалимли продасте сыном Еллинским, яко да ижденете я от предел их (Иоил. 3, 4-6). Так смотри же, как древле сильные и весьма воинственные города, бывшие для израильтян виною погибели, теперь будут принимать в себя уверовавших из них, свободных от всякого страха, так как Спаситель наш Христос связует два народа в мире и единодушии, разрушает вражду и поселяет Израиль в одном месте с язычниками посредством любви. Думаю, что таким, а не иным образом должно понимать то, что Завулон поселится в стране приморской.

О Иссахаре.

Иссахар доброе возжела, почивая посреде пределов, и видев покой, яко добр, и землю, яко тучна, подложи рамы свои на труд, и бысть муж земледелец (Быт. 49, 14-15). Иссахар значит награда (ср.: Быт. 30, 16-17). Судя по этому значению, он может быть некоторым предызображением и ясным образом тех, которые находятся в положении как бы отделенных Богом и Отцом Христу за вознаграждение. Ибо проси от Мене, говорит Давид, и дам ти языки достояние твое,

392

 

 

и одержание твое концы земли (Псал. 2, 8). Он же поет и в другом месте, едва не указывая, думаю, на отданных Еммануилу: Се, достояние господне сынове, мзда плода чревняго (Псал. 126, 3). Даны, как бы так говорит он, Еммануилу, в виде некоего награждения уверовавшие из племени Израиля и из иного множества, разумею язычников. Наименовав же Иисуса Господом он сказал, что сей Иисус соделался и плодом чрева, по причине уподобления нам. Ибо Он рожден от жены и явился плодом девической утробы. Итак, Христос приобрел верующих. И о них-то Он говорит Небесному Отцу и Богу: ихже дал еси мне от мира: твои беша, и мне их дал еси (Иоан. 17, 6) Они-то и возжелали доброе, то есть все, что может быть называемо и поистине есть избранное и наиболее любезное Богу. Это они считают за важное и стараются совершать, чтобы от чистого сердца, возглашая, говорить: судбы господни истинны, оправданны вкупе,  вожделенны паче злата и камене честна многа (Псал. 18, 10. 11). К тому же доброе дело желать быть в подчинении у Самого Христа, о чем говорит и невеста в Песни Песней: под сень его восхотех и седох (2, 3). Достигший такого расположения народ с точностью усматривает назначенные от Бога пределы (жребии) наследия, то есть обетованные благочестивым блага, составляю-

393

 

 

щие предмет надежды их. Об этом и Божественный Давид сказал: в руку твоею жребии мои (Псал. 30, 16). Он как бы успокоится на них, и во всяком случае и непременно почиет, потому что достигнет предмета ожидания своего. Таким образом, восхвалив свой совет и суд и не малого удивления удостоив успокоение на сем, то есть вечную честь, жизнь в совершенном освящении, нескончаемую славу, непрестающее царство и то, что превыше ума и языка, он будет, наконец, терпелив. Ибо увидев, что земля тучна, он подложит рамы, как сказано (Быт. 49, 15), и возлюбит труд. Пример взят от привыкших обрабатывать землю, которые весьма любят труд и привязаны к заступу, и усердно трудятся над сохою, если только получили тучную землю, представляя себе, как я думаю, обильные плоды и то, что будет от нее. К этому побуждает нас некоторым образом и премудрый Осия, говоря: сейте себе в правду, соберите плод живота, просветите себе свет ведения, дондеже время, взыщите господа, дондеже приидут вам жита правды (Ос. 10, 12). И блаженный Павел молился о нас, говоря: Даяй же семя сеющему и хлеб в снедь, да подаст и умножит семя ваше, и да возраститъ жита правды вашея, да о всем всегда всяко доволство имуще, избыточествуете во всяко дело благо (2 Кор. 9, 10 и 8).

394

О Дане.

Дан судити имать люди своя, яко и едино племя во Израили, и да будет Дан змий на пути, седяй на распутии, угрызая пяту конску: и падет конник вспять, спасния ждый Господня (Быт. 49, 16-18). Опять прежде всего следует речь о словопроизводстве имени. Дан значит судия, или суд. Может показывать в себе и он образ славного и дивного лика святых Апостолов, которые положены были в основание уверовавших и получили право судить, право же это дал им Христос. Так и Божественный Павел говорит: не весте ли, яко аггелов судити имамы, а не точию житейских? (1 Кор. 6, 3.) Таким образом един судия и законоположник, по Писаниям (Иак. 4, 12), Христос. Если же за Христа исполняют дело Его Апостолы, и им доверено слово примирения (2 Кор. 5, 19), то ничего нет странного, если и они будут представляемы как судии по подобию Христа. Восклицал в одном месте и великий Исайя, поставляя в ясность боголепное Царство Христово и проповедь самих святых Апостолов: се бо, царь праведный воцарится, и князи со судом владети начнут (Иса. 32, 1). Ибо издревле царствовали над Иерусалимом происходившие из колена Иудова цари; а для суда назначаемы были заведовавшие святою скиниею и получившие жре-

395

 

 

бий священства. Понеже устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его (Мал. 2, 7). Когда же сень законная как бы сократилась, и чрез Христа введено служение в духе и истинное, тогда мир стал нуждаться уже в более славных судиях, и к этому призваны были Божественные ученики, которые и приняли жребий, принадлежавший законным учителям. Поэтому матери иудеев, то есть Иерусалиму, и говорено было от Бога устами Псалмопевца: вместо отец твоих быша сынове твои (Псал. 44,17), то есть произносящие тебе суд сыны получили место отцов. Господу же нашему Иисусу Христу: поставиши я князи по всей земли (там же). Это всякий может видеть и приведенным в исполнение. Ибо мы считаем князьями и имеем судиями вселенскими святых учеников, в учении которых высказывается и самое таинство Христово, поскольку они сами суть и раздаятели спасительного слова, и виновники совершаемых действий. Они отделяют, как негодное, то, что бесполезно для воспитываемых ими, и напротив советуют делать то, что полезно. Итак, Дан, сказано, то есть те, которые вообще по времени могли бы быть израны для суда над языками и народами, будут управлять так могущественно и со столь великою славою, как, без сомнения, могло бы только одно из колен Израилевых. При этом

396

 

 

разумеется, думаю, во всяком случае царствующее колено Иудино, а не какое-либо другое. Что почтены и достигли вершины славы со стороны поклонников Спасителя избранные Им в руководителей и учителей всей подсолнечной, в этом как возможно сомневаться? Однако, что начальствование для них не будет совершенно без скорбей, что, напротив, они имели испытывать многие и бесчисленные бедствия, что будут испытывать препятствия и течение апостольства своего найдут не совсем свободным от опасностей, на это Иаков указал как бы в прообразе, говоря: да будет Дан (Быт. 49, 17), вместо того, чтобы сказать: будет Дан народ преследующих, как змий на пути, седяй на распутии, угрызая пяту конску (там же), то есть, предлагая трудные и неизъяснимые учения. Посему укушения ехидн (змей) некоторым образом неизбежно влекут за собою опасность, хотя бы направлены были и на пяту. Ибо той, сказано той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту (Быт. 3, 15). Так и на святых Апостолов некоторые делали наветы, доводя их и до самой телесной смерти. И в этом случае они, говорим, подвергаются тому же, чему иногда подвергается и всадник, когда споткнется у него и упадет на задние ноги конь. Ибо при этом всадник также наклоняется назад и, падши на землю, ожидает того, кто бы спас его. И

397

 

 

Божественные ученики ожидают времени славы своей и спасения, в каковое время они призваны будут в Царство непоколебимое и вечное, когда воззовет к ним Христос: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Матф. 25, 34). Ибо они течение скончали, соблюли и веру. Поэтому и получат неувядаемый славы венец (Сн.: 2 Тим. 4, 7-8; 1 Пет. 5, 4). Если же кто захотел бы, чтоб не против Дана некоторые были как бы в засаде на пути подобно змиям, но чтобы сам Дан делал на других наветы: то мы скажем, что имевшие судить и научать народ книжники и фарисеи наподобие злейших ехидн (змей) нападали на Христа и как бы некоего всадника едущего по голой и узкой тропинке, укусив, нечестиво схватили. Но если и пал всадник, добровольно потерпев телесную смерть, однако Он и воскреснет, имея споспешником и помощником своим Отца. Ибо будучи силою Бога и Отца, Сын сам оживотворил свой храм. Поэтому и говорится, что Он спасен Отцем, когда подвергался опасности как человек, хотя, будучи по естеству Богом, Он сам содержит всю видимую и невидимую тварь в ее благосостоянии. Так разумея, и Божественный Павел говорит о Нем: ибо аще и распят бысть от немощи, но жив есть от силы божия (2 Кор. 13, 4).

398

О Гаде.

Гад, искушение искусит его: он же искусит того при ногах (Быт. 49, 19). Опять Иаков изъяснил, что значит имя Гад: оно значит искушение или пытка в). Думаю, что и под ним прилично разуметь богоненавистное и высокомерное скопище книжников и фарисеев, которые, отвергая Божественную и евангельскую проповедь и не почитая ничего из необходимого на пользу, скрежетали зубами своими на Христа, учившего о том, что было выше сени и закона, стяжавшего Себе великую славу и удивление за дела, изумлявшего живших по всей Иудее славою чудес своих и научением всему тому, что угодно Богу, вносившего нечто странное для слуха их. Так и когда, по гласу пророка, оставив Вифанию, Он входил в Иерусалим, той кроток и всед на подъяремника и жребца юна (Зах. 9, 9), дети, идя впереди и восхваляя Его, говорили: осанна Сыну Давидову! благословен Грядый во имя Господне! (Матф. 21, 9). А из тех, которые бежали вместе, некоторые постилали одежды на пути и делали дивным самый вход Его. Оные же разрывались от не-

в) Согласно Быт. 30, 11 имя Гад собственно значит благо, счастье. Впрочем и для значения: искушение является основание в рассматриваемом теперь месте Быт. 49, 19.

399

 

 

годования и поражаемые острейшими стрелами зависти, разговаривали друг с другом и едва не обвиняли тех, которые еще медлили совершать убиение Его. Ибо они говорили: видите, яко никая же польза есть? се мир по нем идет (Иоан. 12, 19). Когда же убоялись множества уже уверовавших, то стали удерживать руки свои и остерегаться открытого нападения на Христа. А дабы Он нанес оскорбление военачальникам Римским, они присылают к Нему некоторых из учеников своих с так называемыми иродианами, говоривших Ему: учителю, вемы, яко истинен еси, и нерадиши ни о комже: не зриши бо на лице человеком. Достойно ли есть дати кинсон Кесареви, или ни? (Матф. 22, 16-17.) Но они тотчас и изобличены были, так как Христос, после того как показан был Ему динарий, сказал им: воздадите убо Кесарева Кесареви, и Божия Богови (ст. 21). И между тем как им должно было бы устыдиться от сего и воздержаться впредь от того, чтобы искушать Его, они сделали и еще иной опыт искушения Его (ст. 23 и дал.), Иисус, сделав как бы бич из вервия, изгнал из храма всех продававших овец и волов, говоря: возмите сия отсюду и не творите дому Отца моего дому купленаго (Иоан. 2, 14-16; сн.: Матф. 21, 13 и парал.). Они же, негодуя, приступили к Нему с вопросом: коею властию сия тво-

400

 

 

риши, и кто ти даде власть сию? (Матф. 21, 23.) Что же на это Христос? вопрошу, сказал Он, вы и Аз слово едино, и скажите Мне: крещение Иоанново откуду бе? с небесе ли, или от человек? они же помышляху в себе, глаголюще: аще речем, с небесе: речет нам: почто убо не веровасте ему? аще ли речем, от человек: боимся народа: вси бо имут Иоанна яко пророка. И реша, сказано, не вемы. Что же на это Христос? Ни Аз, сказано, вам глаголю, коею властию сия творю (ст. 24-27). Итак, Гад значит искушение, то есть всегда искушающие фарисеи. Но только и они, в свою очередь, искушаются при ногах, то есть тотчас. Ибо Христос, по слову пророка, уловляяй премудрых в мудрости их и искусно пременяющий в искание противоположного (Иов 5, 13; ср.: Ис. 29, 14; 1 Кор. 1, 20).

О Асире.

Асир, тучен его хлеб, и той дастъ пищу князем (Быт. 49, 20). Асир опять значит богатство г). Таково знаменование имени. Но думаю, что под ним разумеется тот, в немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Колос. 2, 3), то есть Христос, сокро-

г) Сообразно Быт. 30. 13. Асир значит счастливый, блаженный.

401

 

 

вище, сокровенному на селе (Матф. 13, 44), многоценный бисер (ст. 46), и под образом премудрости весьма ясно говорящий: богатство и слава моя есть, и стяжание многих и правда (Притч. 8, 18). Он же есть и посещающий землю, как говорит Давид: умножилъ еси обогатити ю (Псал. 64 10). Пишет нам также в одном месте и премудрый Павел о Нем: Благодарю Бога моего всегда о вас, о благодати Божией данней вам о Христе Иисусе, яко во всем обогатистеся о нем, во всяцем слове и всяцем разуме (1 Кор. 1, 4-5). Ибо Он обнищал с нами, хотя и богат сый, как Бог, дабы мы нищетою Его обогатились. (2 Кор. 8, 9). Здесь же, конечно, заключается и тучен хлеб, то есть весьма жирный и питательный; потому что питает нас Господь наш Иисус Христос, не манну чувственную ниспосылающий, как древле израильтянам, но Себя Самого водворяющий в душах верующих чрез Святого Духа. Посему и говорил Он народу Иудейскому: аминь, аминь глаголю вам, не Моисей даде вам хлеб с небесе, но Отец Мой дает вам хлеб истинный с небесе:  хлеб бо Божий есть сходяй с небесе и даяй живот миру (Иоан. 6, 32, 33). И еще: Я есмь хлеб жизни (ст. 35). Может быть, понимаем, Он, как хлеб животворящий, и в некотором более таинственном смысле. Дает же пищу князем. Ибо я мог бы сказать, что Престолы и Власти, Начала и силы, ангелы и

402

 

 

архангелы, и вся тварь святая и разумная делает Христа своею пищей. Но это должно быть понимаемо как следует. Впрочем и руководителям находящихся на земле паств раздает Он пищу, очевидно духовную, откровение тайн Божественных, ведение всякой добродетели, дабы и они могли питать врученные их руководству народы приводящими к жизни учениями. Посему Он и говорит им: даром получили, даром давайте (Матф. 10, 8). Равно также и в другом месте: кто убо есть верный раб и мудрый, егоже поставит господин его над домом своим, еже даяти им пищу во время житомерие? Аминь глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его (Мф-24, 45-47; Лук. 12, 42-44). Так поступающими мы найдем учителей церковных и прежде их — святых Апостолов. Так блаженный Павел пишет в Послании к некоторым: желаю бо видети вас, да некое подам вам дарование духовное, ко утверждению вашему (Римл. 1, 11). Но и они говорят, что получают утешение от Бога, как исполняющего их благами свыше и утучняющего обильно дарованиями чрез Духа подаваемыми. Итак, Асир представляет собою Христа или тех, которые обогатились Христом, для которых Он разумеется также и как тучен хлеб.

403

О Неффалиме.

Неффалим стебль распущающаяся, издаяй во отрасли доброту (Быт. 49, 21). Не без основания, думаю, всякий может применить и это к Самому Еммануилу и, если хочет, также к оправданным верою и освященным в духе. Ибо говорено было матери иудеев, разумею Иерусалим, устами Иеремии: Маслину благосенну, красну зраком нарече Господь имя твое, ко гласу обрезания ея: разгореся огнь в ней, велика скорбь на тебе, непотребны быша ветви ея. И Господь сил, иже насади тебе, глаголал есть на тя зло (Иерем. 11,16-17). Когда должно было бы приложить к ней надлежащее о ней попечение (потому что это, думаю, а не иное что означает обрезание), тогда и говорит, что она непотребна и сожжена, поскольку не хотел признавать настоящего земледельца, который как бы неким острейшим серпом, действием Духа, отрезает от нас непотребное, то есть земное и плотское, дабы в нас зародились желание и готовность ко всему досточудному. Итак, о сем можно слышать ясные слова Спасителя всех нас Христа: Аз есмь лоза истинная, и Отец мой делатель есть: всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю: и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет (Иоан. 15, 1-2). Ибо как бы корнем неким и стеблем лозы виноградной, изобилующей таковым множеством

404

 

 

виноградных ягод, приводящих к обновлению жизни, является Господь наш Иисус Христос. А наподобие розог являемся мы, которые как бы сращены с Ним по единству в Духе в привешены к Нему мысленно, связуемые любовью к Нему, изобилуя получаемою от Него тучностью, и питаемые Божественною благодатью к плодоношению в добродетели. Имеет попечение о том, что касается до нас, вместе с Сыном, и Сам Отец. Но очевидно, что если Христос представляется виноградною лозою, а Отец — делателем, то во Христе Он, конечно, отсекает непотребное и удостоивает Своего попечения то, что может быть наилучшим и плодоносить будет в Нем. Итак, когда матери иудеев следовало бы казаться лучшею, благосенною и красную зраком маслиною, как говорит пророк (Иерем. 11, 16), тогда-то она и погибла и разгореся огнь в ней (там же). Посему и премудрый Иоанн говорит: уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо (Матф. 3, 10). А что славный град сей имел подвергнуться крайним бедствиям, об этом предсказал пророк Захария, говоря: и будет в день он возвеличится плачевопльствие во Иерусалиме, яко плачевопльствие Ададримона на поли Магедоне (Зах. 12, 11). И еще как бы ей же говорит: разверзи, Ливане, двери твоя, и да пояст огнь кедры

405

 

 

твоя: да плачевопльствит питис, зане паде кедр, яко вельможи вельми обеднеша. Восплачевопльствите, дуби васанитидстии, яко посечеся дубрава насажденная (Зах. 11, 1. 2). Ливан есть гора, усеянная кедрами. А это дерево благовонное и принадлежит к числу удивительнейших по красоте. Таким образом Ливану пророк уподобляет Иерусалим, имевший удивительное множество иереев, разумею то, что касается до почестей по закону. Они поставлены были вождями и уподоблялись крепким и весьма высоким деревьям дубравным, превосходя всех других мерою важности своей и стоя гораздо выше находившегося под их руководством народа. Но Ливан, то есть Иерусалим, сожжен был. Славные же и знаменитейшие в нем, и находившиеся на высоте славы восплакали между собою, падая и погибая, и подвергаясь действию как бы неких сильнейших дровосеков, полководцев римских. Но Господь наш Иисус Христос соделался стеблию распущающеюся для тех, которые будучи злыми зле погибли (ср.: Матф. 21, 41). Ибо Он всегда услаждается непрестающими возношениями на высоту и распространяется, так сказать, по всей поднебесной. И это самое Бог ясно предвозвещал устами Иезекииля, так говоря: и возму аз о избранных кедра высокаго от верха и дам от главы отраслей его, сердца их остружу и насажду аз на горе высоце: и повешу и в горе высоце

406

 

 

Израилеве и насажду и, и прорастит отрасль и сотворит плод и будет в кедр велик: и почиет под ним всяк зверь, и под сению его почиет всяка птица, и лозие его паки устроятся: и увесть всяко древо полевое, яко аз Господь смиряяй древо высокое и возносяй древо смиренное, и изсушаяй древо зеленое и проращаяй древо сухое: Аз Господь глаголах и сотворю (Иезек. 17, 22-24). Понимаешь ли, что взяв избранное кедра, Бог и Отец насадил нам древо жизни, то есть Христа? Под избранным же кедра разумеет колено Иудино, всегда властвовавшее и славнейшее по сравнению с другими, из коего произошел и Иессей, и Давид, и Святая Дева, которая родила Иисуса. А что и на древе повешено было ради нас взятое от избранного кедра, и есть растение прекрасное и весьма цветущее, в этом как можно сомневаться? Возросли же по воле Отца и мы, древле сухие и не имевшие плода деревья, так как сухи были и увяли некоторым образом бывшие во влаге и жизни закона, то есть израильтяне. И они были высоки, мы же смиренны и отвержены. Но мы вознесены во Христе чрез веру. Они же лишились древней славы и стали смиренными. Итак, Бог есть всяческих Господь, своими мановениями смиряющий высокое и высоко возносящий смиренное, иссушающий древо земное и проращающий древо сухое. Ибо, что принадлежавшие к древней

407

 

 

Синагоге, не производя ничего, кроме терния в волчцев, едва не изгнаны были и из святой земли, а вместо их как бы произросло множество верующих, и уподобляется благоуханнейшим из деревьев, об этом ты можешь узнать из слов Бога: и сотворю пустыню в луги водныя и жаждущую землю в водотечи, положу в безводную землю кедр и смерчие, и мирсину и кипарис и тополю: (Иса. 41, 18-19). И затем еще: и вместо драчия взыдет кипарис, и вместо кропивы взыдет мирсина (55, 13). Ибо под кедром ты будешь разуметь надежду уверовавших на нетление, так как кедр есть не гниющее дерево. Под буком (смерчие) прилично было бы разуметь то, что христиане не отличаются ни легкостью ума, ни непостоянством настроения. Они все разумны, так как имеют умом своим Христа. Буковое дерево толсто и имеет в себе великую плотность. Под миртовым деревом (мирсина) разумеется благоухание в освящении и всегдашнее сохранение зелени в благодати. Под кипарисом разумеется высота и благовоние. Высоту же разумею в добродетели и славу в учениях. Под тополем же разумеется как бы светлость и белизна в справедливости. Ибо светлы христиане, облистаемые благодатью, от Христа исходящею. Итак, стебль распушающаяся — Неффалим, или Сам Христос, или знаемые Его. Когда же говорит: издаяй во отрас-

408

 

 

ли доброту (Быт. 49, 21), то это, думаю, может означать следующее: в начале не веровали тому, что Христос, видимый в подобном нашему образе, есть Бог по естеству, хотя и соделался плотию, иудеи хотели дерзостно побить Его камнями, возводя на Него ту вину: яко ты, человек сый, твориши себе Бога (Иоан. 10, 33; ср. ст. 31-32). Мы найдем, что даже и сами святые Апостолы удивлялись Ему, как чудотворцу, но еще не разумели ясно таинства о Нем. Поэтому, когда, по повелению Христа, море укротилось, и движение сильных ветров престало, они, сказано рассуждали в себе, говоря: кто есть сей, яко и ветри и море послушают Его? (Матф. 8, 27; Мк. 4, 40.) Видишь ли каким образом в том, чем Он был по естеству, то есть Богом, хотя и соделался плотью, Он еще не узнаваем был теми, которые были в мире, и в славе был еще не полной. Когда же в нас познание о Нем увеличилось, тогда усилилась и вера в то, что Он есть Бог по естеству, и Ему всяко колено поклонится (Филип. 2, 10), так как вся поднебесная поклоняется Ему. Итак, когда познание наше о Нем достигнет совершенства, тогда, и только тогда, Он, будучи красен добротою паче сынов человеческих (Псал. 44, 3), познан будет. Но если бы и о нас разумелось изречение: издаяй во отрасли доброту (Быт. 49, 21), то и при этом ясен был бы смысл.

409

 

 

Ибо, преуспевая всегда в добродетели и устремляясь к лучшему, или простираясь вперед, по слову блаженного Павла (Филип. 3, 13), мы восходим к красоте (доброте) все более и более славной. Красоту же разумею духовную, чтобы и нам сказано было наконец: возжелал царь доброты твоея (Псал. 44, 12).

О Иосифе.

Сын возращен Иосиф, сын возращен мой ревностный, сын мой юнейший, ко мне обратися: на негоже советующе укоряху и наляцаху нань господие стреляний. И сотрошася с крепостию луки их, и разслабеша жилы мышцей рук их, рукою сильнаго Иакова: оттуду укрепися Израиль от Бога Отца твоего. И поможе тебе Бог мой, и благослови тя благословением небесным свыше и благословением земли имущия вся: благословения ради сосцев и ложесн, благословения отца твоего и матере твоея: ты преодолел паче благословения гор пребывающих и благословения холмов вечных: будут на главе Иосифове и на версе (главы) братий, имиже обладаше (Быт. 49, 22-26). Слова пророчества сего опять относятся к самому Еммануилу. И значение его, думаю, может быть не иное, как только то, которое я недавно изложил, при объяснении изречения: издаяй во отрасли доброту (ст. 21); потому что быть возращенным, как сказано о Иосифе, если понимать правильно это выражение, во всяком случае

410

 

 

значит прибавляться в том, в чем он был сначала, увеличивать естественно принадлежавшую ему славу. Поелику единородное Слово Божие будучи Бог и от Бога, истощило Себе, по Писаниям (Филип. 2 7) добровольно снисшедши до такого состояния, в каком не было прежде, облеклось в эту бесславнейшую плоть и явилось в зраке раба, соделавшись послушливым Богу и Отцу даже до смерти (ст. 8): то теперь и говорится, что Оно превознесено и получило (чего не имело по человечеству), как бы по причастию благодати, имя, еже паче всякого имени, по слову блаженного Павла (ст. 9). Впрочем поистине это не было дарованием того, что в начале не принадлежало бы Ему по естеству. Далеко нет. Скорее это может быть представляемо, как возвращение и восхождение к тому, что было вначале и что существенно и непрестанно принадлежало Ему. Посему Он и говорил, смотрительно приняв на Себя уничиженное состояние человечества: Отче, прослави мя славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Иоан. 17, 5). Ибо Он всегда был в боголепной славе, существуя вместе с Родителем своим прежде всякого века и времени и прежде сложения мира. Таким образом возращение о Христе должно разуметь в смысле прибавления славы, которую как бы всегда имеет Бог в более широком объеме и в более явном для

411

 

 

всех виде; потому что таковым Он умопредставляется по естеству со стороны живущих в мире, умопредставляется и как Господь всяческих, спрославляемый и споклоняемый Богу и Отцу. Впрочем, будучи сам творцом веков, Он по справедливости мыслится и как соделавшийся юнейшим. Ибо Он явился в последние времена века после славного и досточудного лика святых пророков и, просто сказать, после всех, которые за добродетель сопричислены были к ряду сынов. А что Еммануил соделался и достойным соревнования или ревностным, в том как возможно сомневаться? Он возбуждает соревнование и в святых, которые, стараясь идти по следам Его, сообразуясь с Божественною добротою Его и Делая Его образцом своих действий, приобретают славу, превосходящую славу всех других. Ревностным же Он может быть представляем и в другом отношении, в отношении и к не любившим Его, разумею вождей иудейских, или книжников и фарисеев, которые многоразлично изобличаемы были, как питавшие в себе к Нему горькую ревность и как делавшие предметом зависти своей несравнимую славу Его. Ибо Христос воскрешал мертвых уже смердящих и предавшихся тлению и являлся высшим самой смерти. Они же, тогда как должно было бы удивляться сему и чрез то приходить к вере в Него,

412

 

 

не допуская никакого сомнения, не делали этого, но были объемлемы завистью и принимали в душу свою горькую скорбь об этом. Он исцелил слепорожденного, а они назвали Его грешником (Иоан. 9, 1 и дал. 24). Изгоняемы были Им легионы нечистых демонов, а они лживо говорили, что споспешником Ему в этом является веельзевул (Матф. 12, 22 и дал.). Камни бросали в Него, весьма нечестиво говоря: о добре деле камение не мещем на тя, но о хуле, яко ты, человек сый, твориши себе Бога (Иоан. 10, 33). Скрежетали зубами, говоря: сей есть наследник; приидите убьем Его (Матф. 21, 38). Ревностным Он был и для тех, которые ненавидели Его, но не совсем могли пленить Его. Ибо, хотя Он и претерпел Крест, однако как Бог ожил, поправ смерть, причем едва не взывал и говорил Ему Бог и Отец; ко Мне обратися (Быт. 49, 22). Он восшел на небеса, дабы там и услышать говорящего: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Псал. 109, 1). Что они постыждены были, хотя и величайшее обнаруживали против Него безумие, этому Он научил, сказав: на негоже советующе укоряху и наляцаху нань господие стреляний, (Быт. 49, 23). Ибо собирая советы, замышляли жестокое господие стреляний, то есть вожди народов, которые, как бы разжигая против Него тех, которые могли Его ранить, да и сами

413

 

 

едва не наподобие острия копья вонзаясь в Него, чтобы совершить то, чего бы не следовало дерзать делать, и чтобы нападать на Него наподобие диких зверей. Но только сотрошася луки их, и разслабеша жилы мышцей их, рукою сильнаго Иакова: (ст. 24), то есть Бога и Отца, который есть Господь сил, и который предуготовил все, чтобы Сын благословен был на небе и на земле. Ибо пишет Божественный Павел: егда же паки вводит первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси Ангели Божии (Евр. 1, 6). Говорит в одном месте также и великий Давид: вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе Псал. 65, 4). Это, говорим, и есть благословение свыше, и благословение, содержащее в себе все то, что на земле низу, то есть такое, в котором по причине Христа, заключается всякая добродетель и весьма многоразличные плоды благочестия в отношении к Богу. Ибо сказано в одном месте Сыну: посетил еси землю и упоил еси ю (Псал. 64, 10). Далее, что Ему дано благословение свыше, а также и от земли, это ясно утверждено словами: благословения ради сосцев и ложесн, благословения отца твоего (Быт. 49, 25-26). Чрез это ясно и наглядно означается рождение Единородного как от Бога и Отца, так и чрез Святую Деву, насколько Он мыслится и явился как человек. Ибо будучи естественно и

414

 

 

истинно Сыном Бога и Отца, ради нас Он потерпел и рождение от жены и ложесн и сосцами питался. Он не призрачно, как некоторые думали (различные еретики), соделался человеком, но явился таковым поистине, так же как и мы следуя законам естества, и принимал пищу, хотя сам дает жизнь миру. Посему и блаженный Исайя делал как бы некоторое указание на то, что Господь поистине вочеловечился и нуждался в пище подобно обыкновенным младенцам, говоря: масло и мед снесть (Иса. 7, 15). Итак, Он благословен ради сосцов и утробы. Ибо, как я сказал прежде, поскольку Он соделался человеком и послушлив был Отцу, то и унаследовал имя выше всякого имени, и Ему всякое колено поклонится небесных и земных и преисподних, исповедующих, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Филип. 2, 9-11). Но только, хотя Он и явился как подобный нам, однако превосходит всякого святого и боголепно превышает даже прежде Его бывших и наименованных отцами. Ибо Псалмопевец говорит, яко кто во облацех уравнится Господеви? или кто уподобится Ему в сынех Божиих? (Псал. 88, 7). Этому же учит и блаженный Иаков, говоря: ты преодолел паче благословения гор пребывающих и холмов

д) Так именно думали докеты, еретики первых веков христианства, маркиониты, манихеи и др. См. о сем в творениях св. Епифания Кипрского I, 268; II, 173—175; III, 236 и др. по переводу, исполненному при Москов. Духов. Академии.

415

 

 

вечных (Быт. 49, 26). Горами вечными и всегда пребывающими, а также и холмами вечными он называет святых, за то, что они подъяты от земли и ни о чем низменном не помышляют, но ищут вышнего и весьма усердно стремятся на высоту добродетелей. Итак, ниже Христа по славе даже знаменитейшие из отцов и достигшие вершины Добродетели. Ибо они были слуги, хотя наконец и поставлены в Ряду сынов; Господь же, как Сын, сам есть податель им того, чрез что они соделались славными. Посему и говорят они: и от исполнения его мы вси прияхом и благодать воз благодать (Иоан. 1, 16). Итак, венец славы возложен будет естественно на главу Спасителя нашего; но тем не менее он перейдет, и тогда будет как бы неким даром, на самих святых, подчиненных Ему, которые получат неувядаемый славы венец (1 Пет. 5 4); и будучи общниками страданий Его, сопричастятся и славе Его. Ибо несомненно, что спострадавшие Ему, будут Ему и соцарствовать (Римл. 8, 17; 2 Тим. 2, 12).

О Вениамине.

Вениамин волк хищник, рано яст еще и на вечер дает пищу (Быт. 49, 27). Рахиль первым родила Божественного Иосифа, а за ним Вениамина; но Иосиф наименован был от отца юнейшим. Таковым признать дело мы согласны. Но скажем, что в таком случае

416

 

 

Вениамин был юнее юнейшего. Вениамин был самый юный, и по справедливости может быть изображением и прообразом юнейшего народа, который и чрез святых учеников призван был, после того как Христос воскрес из мертвых и возвратился к Небесному Отцу и Богу. Волку же хищнику уподобляется по причине, думаю, горячности в стремлениях к научению и ко всегдашним набегам, к тому же весьма быстрым, как бы на некую добычу, на все то, что служит к благосостоянию, очевидно духовному. Ибо таковые весьма зорки к тому, чтобы видеть служащее на пользу и восхищать полезное, и быстры к избежанию того, что представляет собою несправедливое. Они же весьма мало доступны страху, хотя бы их, как собак на охоте, и окружали решившиеся отклонять их от добрых дел и слов; напротив они стойко выдерживают их нападение. Ибо они научены и весьма смело говорят: кто ны разлучит от любве Христовой? скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Римл. 8, 35.) Их совершенно не совратят с возлюбленной ими стези лжепастыри, ввергающие их в ров, без пощады, как написано (Зах. 11, 5). Весьма многое претерпевая, таковые считают страдание жизнью, и так восклицают: мне бо еже жити, Христос, и еже умрети, приобретение есть (Филип.

417

 

 

1, 21). Итак, хотя они уподобляются и волкам хищникам, в том отношении, какое нами показано недавно, однако это, как кажется, нисколько не может служить для них оскорблением, поскольку и сам Спаситель именует Себя львом, тигром и пантерою, говоря: зане Аз есмь яко панфирь Ефремови и яко лев дому Иудину: и Аз прииду, и пойду, и возму, и не будет изымаяй (Ос. 5, 14). Зверьми же полевыми называет Он и самих верующих в Него, так говоря устами Исайи: возблагословят Мя зверие селнии, сирини и дщери струфовы: яко дах в пустыни воду и реки в безводней, напоити род мой избранный, люди моя, яже снабдех, добродетели моя поведати (Иса. 43, 20-21). Понимаешь ли как род избранный наименовал Он зверьми полевыми и сиренами, то есть самыми певчими из птиц? И зверьми, потому что они не поддаются сатане, который старается соблазнять их и подчинить своей власти, напротив даже нападают на него и едва не приносят вред тем, которые желают склонить их к тому, чего не следует делать; сиренами же, потому что они прекрасно воспевают дела Христа своими речами и хвалебными песнями в честь Его. Итак, волк Вениамин есть новый и верующий народ, которого и великую готовность к тому, чтобы понимать служащее на пользу, а также и быть в силах другим приносить пользу,

418

 

 

пoказываeт, гoвoря: ранo яcт eщe, и на вeчeр даeт пищу (Быт. 49, 27). Учащийcя вceгда упoдoбляeтcя питающeмуcя, так как учeниe вхoдит в ум, как нecoмнeннo и cъecтнoe в чрeвo. И учащий ничeм нe oтличаeтcя oт питающeгo. Так и Бoжecтвeнный Павeл упoдoбляeт oбраз учeния пищe, пoтoму чтo oн cказал, чтo coвeршeнных жe ecть твeрдая пища (Eвр. 5, 14), тo ecть тeх, кoтoрыe чрeз навык coдeлали cвoи чувcтва ужe oпытными в различeнии дoбра и зла. Итак, Вeниамин вoлк хищник, ранo яcт eщe, и на вeчeр даeт пищу (Быт. 49, 27). Этo пoдoбнo тoму, как ecли бы oн cказал: прoдoлжающий учитьcя и eщe нe дocтигший coвeршeнcтва мoжeт принocить пoльзу другим, и coвceм нe мнoгo врeмeни нужнo для нeдавнo увeрoвавших, чтoбы oни были cпocoбны учить других. Ибo o израильтянах, пo причинe, думаю, нeвeжecтва их и грубocти душeвнoй, гoвoрeнo былo: ce людиe буии и нe имущии ceрдца, ижe, имeющe oчи, нe видитe, и уши, и нe cлышат (Иeрeм. 5, 21). И eщe: нocимии oт чрeва и наказуeмии oт дeтcка дажe дo cтарocти (Иcа. 46, 3). Пишeт в Пocлании к Тeм, кoтoрыe в вeрe и вo Хриcтe, и прeмудрый Иoанн, гoвoря: нe трeбуeтe, да ктo учитъ вы: нo якo тo cамo пoмазаниe учит вы o вceм (1 Иoан. 2, 27). Ибo oни имeют ум Хриcта Вceвeдущeгo и нe имeют нeдocтатка в тoм, чтoбы учить и утeшать друг

419

 

 

друга. Если же прилично сказать, что предсказание о Вениамине исполнилось и на самом блаженном Павле, то и это будет хорошо и истинно; потому что, гоня Церковь и наподобие волка нападая на любящих Христа, в весьма короткое время он пременился в совершенно противоположное. Он начал благовествовать веру, которую дотоле преследовал, и воссылал благодарение Богу за то, что был поставлен на апостольство, хотя прежде был хульник и гонитель и досадитель (1 Тим. 1, 13). Ибо так он сам говорит о себе. Происходил он и из колена Вениаминова (Филип. 3, 5). Я утверждаю, что и сам Божественный Давид ясно упоминает историю его, говоря в шестьдесят седьмом псалме: тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли (Псал. 67, 28). Ибо, будучи иудеями и происходя от племени Израилева, блаженные ученики соделались вождями оправданных во Христе чрез веру; в числе которых был и сам происходивший от колена Вениаминова, писавший в Послании и говоривший: аще бо изумихомся, Богови: аще ли целомудрствуем, вам (2 Кор. 5, 13). Он благовествовал язычникам и иудеям Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

420


Страница сгенерирована за 0.08 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.