Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Александрийский, святитель

КНИГА 11. О священстве и о том, что священство подзаконное было образом священства во Христе

О скинии и заповеданном относительно ее у нас была речь весьма достаточная и в отношении к духовной тонкости искусно обработанная Но прилично было бы, как мне кажет­ся, да и ты сам, я знаю, согласишься со мною, коснуться и отличий священства, и именно каким образом чрез священ­ство прообразовательное и подзаконное обозначается истин­ное, то есть то, которое во Христе и чрез Него освящает род священный, разумею опять просветленных верою и приобрет­ших сродство с Богом чрез причастие Святого Духа.

Палладий. Прилично было бы и весьма справедливо.

Кирилл. Итак, когда завершена была в приличествующей красоте святая скиния и доведена до образа, показанного на горе божественному Моисею, Бог еде пал назначение священ­ников и сказал: и ты приведи к себе Ааро-

262

 

 

на брата твоего, и сыны его от сынов Израилевых, да священнодействуют Мне, Аарон, и Надав, и Авиуд, и Елеазар, и Ифамар, сынове Аарони (Исх. 28, 1). Таким образом, поименно названы избранные для священнодействия, ибо никто же сам себе приемлет честь, по званный от Бога, по написанному (Евр. 5, 4). Так, самовольно никто да не идет на священнодей­ствие Богу, но пусть ожидает призвания, иначе покушаю­щийся восхищать то, на что не имеет решения свыше, подпа­дет суду Дафана и Авирона. И не удивляйся, если самово­лие признается нами неуместным и нелепым, когда и о Самом Христе Павел пишет, что Он не Себе прослави быти перво священника, но глаголавый к Нему: Ты еси священник во век, по чину Мелхиседекову (Евр. 5, 5-6). Итак, образом именуемого по отношению ко Христу звания может слу­жить мудро сказанное Моисею: и ты приведи к себе Аарона брата твоего и сыны его; ибо приведи что иное обозначает, как не сие: сродни и призови? Зван же как бы в первосвя­щенника Христос волею Отца. А вместе с Ним некоторым образом званы и поставлены споспешниками в священно­действии и божественные ученики Его. Поэтому-то они и говорили весьма ясно: Богу бо есмы споспешницы (1 Кор. 3, 9; ср.: Рим. 16, 3). И они обошли всю подсолнечную, свя­щеннодействуя Евангелие Христово между язычниками: ибо они званы к

263

 

 

Апостольству чрез Христа и о сем истинно слово; но дело это было вполне угодно и Отцу, потому что одно у них решение на все совершаемое, так как и совет, и мудрость, и хотение Отца есть Сын. Таким образом, Аарон был образом Христа и как бы предуказанием в тенях еще неясных священства, мыслимого в духе и истине. Заметь так­же, что Моисею повелевается привести Аарона к себе, ибо немощен как бы и несовершен закон, если он отрешается от Христа: невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати гре­хи (Евр. 10, 4). Христос ж седину о грешниках принес жертву, совершил есть во веки освящаемых (ст. 12 и 14). Итак, пусть знают любители сени и письмени и крепко держащиеся заповедей Моисеевых, что если они не приведут к себе святи­теля и посланника исповедания нашего Иисуса Христа (Евр. 2. 1), то тщательность служения прообразовательного окон­чится для них ничем; ибо какая похвала жизни подзаконной может быть пред любодобродетельным Богом? Посему и пре­мудрый Павел говорит, что мирское он вменяет в уметы за превосходящее разумение Христа, а предпочел ему духовное (Филип. 3, 8). И вот что разумеется в том, чтобы привести к себе Аарона.

П. Понимаю, что говоришь; ибо речь ясна.

К. Итак, приведи к себе Аарона брата твоего; так сказал Он, ведая, что и иным,

264

 

 

как мне думается, образом это дело не может не послужить на пользу в смысле духовном; вникни в то, о чем я говорю. Посылаем был Моисей, чтобы освободить Израиля от угнетения в Египте. Затем, слишком преувеличи­вая силу человека и обращая внимание на то, что данное ему поручение выше меры присущей ему силы и красноречия, он неотступно умолял Бога, говоря: вот недоброречив есмь преж­де вчерашняго и третьяго дне, ниже отнеле же начал еси глаголати рабу Твоему: худогласен и косноязычен есмь аз (Исх. 4, 10). Когда же Бог сказал на эго: кто даде уста человеку? Кто сотвори нема и глуха, видяща и слепа? Не Аз ли Господь Бог? И ныне иди, и Аз отверзу уста твоя (ст. 11-­12), то Моисей, подавляемый величием обязанностей, снова начал страшиться и говорил: молюся, Господи: избери могуща иного, его же послеши (4, 13). Тогда Господь тотчас же избира­ет Аарона во образ умеющего все легко делать Христа. И иначе не был бы искуплен Израиль, если бы споспешником худогласию и немощи Моисея как бы в образе Аарона не был дан Христос. Так должен ты разуметь это место Писания: ибо усовершая немощное закона во Христе, Бог привел к священству Аарона и с пользою присоединил его к блаженному Моисею; потому что закон не был бы достаточен ни для искупления, ни для того, чтобы искупленных

265

 

 

сделать совершенными к освяще­нию. А искупление и освящение есть Христос, при содействии святых мужей, как, несомненно, и Аарону тогда в Египте со­действовал Моисей, а после тому же Аарону — сыны его. Ар­хиерею же всех и вождю Христу мысленно содействовали Бо­жественные ученики, сопутствуя могущему все совершать и не как изнемогающему, но как призванные к служению и избран­ные по преимуществу и от Него приобретая благоукрепление во всем. Это засвидетельствует и божественный Павел, говоря­щий: вся могу о укрепляющем мя Христе (Филип. 4, 13).

П. Итак, избраны и поименно званы к священнодействию Аарон и прочие.

К. Кроме того Бог законополагал и то, чтобы изготовить им светлые и священноленные одежды, говоря: и да сотвори­ши ризу святу Аарону брату твоему в честь и славу, И ты возглаголи ко всем премудрым умом, ихже наполних духа смышления: и да сотворят ризу святу Аарону, в ней же имать священнодействовати Мне во святилищи (Исх. 28, 2-3). Так премудрый Павел оправданным верою советует об­лекаться в истинно святую и небесную одежду, когда пишет: облецытеся Господем нашим Иисус Христом (Рим. 13, 14). Это же предвозвещал и пророк Исаия, говоря как бы от лица Церкви: да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и

266

 

 

одежду веселия (Ис. 61, 10). Итак, одеянием в честь и славу для истинно священного и святого рода явля­ется Христос — светлое и премирное украшение душам свя­тых: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, сказано (Гал. 3, 27), и истинно слово. Закон, далее, как бы в тенях украшает Аарона, вознося ко Христу славу его разноцветного одеяния, ибо едва не сотканным вместе с ис­кусственным устроением их оказывается таинственный и точ­ный смысл, загадочно показывающий славу Спасителя. Смот­ри, как искусностроители одеяний исполнены были, сказано, разума от Бога, приводящего к устроению красивого и разно­цветного и в одеждах начертывающего славу Христа. Наперс­ник и нарамник, подир и хитон стяжной, кидар и пояс — все это искусно устроенное, и кроме того другое, о чем сказано будет нами насколько возможно и в подробности. О том же, что должно было взять на эти дела. Он сказал: и сии да возмут злато и сииету, и багряницу, и виссон (Исх. 28, 5). И опять, направивши всю остроту ума на предложенное, преж­де всего обрати внимание вот на что.

П. Что такое ты разумеешь?

К. Не из золота ли и виссона, равно как и из пурпуровой и червленой крученой материи сделано было все в скинии и не было ли это образом Христа?

267

 

 

П. Так.

К. Заметь же, что из той же материи устроена была одеж­да и первенствующего в священстве, заключая в себе опять как бы в образе и предначертаниях славу Христа: ибо и те же слова и не иной разум означают красоту Христа. В золоте Он познается как Бог; в пурпуре — как имеющий царское досто­инство; в тонком виссоне — как Слово, тонкое и бестелесное; в червленице — как явившееся во плоти; в материи голубого цвета, воздуховидной — ибо таков цвет этой материи, — как явившееся свыше и с неба, потому что разве родившееся от Бога Отца Слово не есть вместе и Бог и Царь?

П. Как же нет?

К. И разве, будучи Словом Отца тонким и бестелесным, Оно не явилось во плоти и не есть свыше?

П. Правда.

К. Итак, и для утонченного созерцания материи одеяний суть те же самые и одинаковы с теми, из коих устроены были покровы и для святой скинии. Но довольно об этом; время уже говорить о разноцветно вытканном в честь и славу Аарону. И да сотворят, — сказано, — ризу верхнюю от виссона сканаго, дело тканно пестрящаго. Две ризы верхния да бу­дут ему придержащеся едина друзей, на обе стране связаныя. И тканые риз верхних, еже есть на них,

268

 

 

по сотворе­нию их да будет от злата (чиста), и синеты, и багряницы, и червленицы пряденыя, и виссона сканаго (Исх. 28, 6-8). Назначив для тканей прежде упомянутую материю, тотчас присовокупляет: и возмеши два каменя, камене смарагда, и изваявши на них имена сынов Израилевых: шесть имен на камени едином, и шесть имен прочиих на камени другом, по родом их, дело каменныя хитрости: ваянием печати извая­вши оба каменя имены сынов Израилевых. И положиши оба каменя на раменах верхния ризы: камени в память суть сынов Израилевых (28, 9-12).

П. Глубокий, как кажется, смысл в этих предписаниях, но ты прежде попытайся сказать то, что это за вещь по назва­нию нарамник (верхняя риза) или какой образ устройства имела она?

К. Бог постановил, чтобы было нечто сотканное наподо­бие хитона и доходило до персей; будучи надето поверх самых нижних одежд, прилегающих к телу и простираю­щихся до ног, сияя блеском от золота и пурпура, оно пред­ставляло очам зрителей величественное и священнолепное диво. Он назвал это нарамником потому, думаю, что это была короткая одежда и едва распростиралась на оба раме­на. На этом нарамнике Он ясно повелел укрепить два кам­ня — то были смарагды, — весьма хорошо стянутые тонки­ми нитями, причем на

269

 

 

них должны были быть весьма искус­но вырезаны поименно колена Израилевы так, чтобы на каждом камне было написано по шести колен. А какой смысл сего, это Он Сам разъяснил нам, говоря: и воздвигнет Аарон имена сынов Израилевых пред Господем на оба рамена своя, в память о них (28, 12).

П. Но что мы должны разуметь под камнями и под тем, что было вырезано на них?

К. Слушай. Камень смарагд бледного цвета, но в глубине его погружено нечто лучевидное и как бы с мраком смешан свет, причем и тот и другой стремятся удержать за собою победу. Так, Палладий, и телесное око наше, смотря вверх и на высоту и простираясь до глубины к эфиру и небу, не встречается ли с некоторым таковым же зрелищем? Ибо и высочайший эфир бледного цвета и в глубине своей как бы мрачен и смешан с умеренным светом.

П. Так.

К. Итак, камень этот Священное Писание делает обра­зом неба. Но не удивляйся, если оно еще и сапфиру уподобляет его: ибо сапфир также бледного цвета и по виду не далек от смарагда. Написано же так в книге Исход: и взыде Моисей и Аарон, и Надав, и Авиуд, и седмъдесят от ста­рец Израилевых. И видеша место, идеже стояше Бог Из­раилев: и под ногама Его яко дело камене сапфира, и яко

270

 

 

видение тверди небесныя чистотою (Исх. 24, 9-10). По­елику бывшие в Египте израильтяне послужили твари и богом называли небо, то с пользою явился им Бог всячес­ких, и притом шествуя по самой тверди, дабы они ведали, что все имеет Он под ногами Своими и что он есть Влады­ка самых небес как Зиждитель. Разумеешь ли теперь, что Священное Писание делает бледнеющийся умеренным све­том камень как бы каким образом и отображением неба, так как оно по природе своей светло-сине.

П. Превосходно сказал ты.

К. Итак, знамением неба служит смарагд, имея написан­ным на себе Израиля по коленам, и получив место на нарам­нике, чрез что можно разуметь, что написанные на небесах во всяком случае и вполне успокоятся во Христе, едва не на раменах имеющем и вместо детей считающем добрых.. Нечто таковое сказал и божественный Моисей, украшая Израиля покровением Божиим: яко орел покры гнездо свое, и на птен­цы своя возжеле: простер криле своя, прият ихк и подъят их на раму своею (Втор. 32, 11). Но и Давид негде воспевает всякому святому и живущему в помощи Вышнего: плещма своима осенит тя, — говорит он (Псал. 90, 4). Плещами, как я думаю, он означает подшейные части и рамена, а отнюдь не всю спину. Таким образом на раменах подняты будут, по слову пророка, и взяты на мышцу,

271

 

 

подобно древнему Ефрему (Осии 11,3), написанные на небесах в записи, которую слав­ною, досточудною и превышающею красотою своею все Бо­жественные дарования и Сам Спаситель явил святым учени­кам Своим, так говоря: о сем не радуйтеся, яко бесы вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть не небесех (Лк. 10, 20). И пусть эта запись на камнях будет, сказано, в память сыном Израилевым пред Господем, как будто бы взирающим на них в лице Аарона: и нас приемлет Бог и Отец в воспоминание в лице Христа, и в Нем мы соделались знаемыми Богу, достойными призора Его и как бы вписанными в книге Божией.

П. Правильно ты сказал.

К. К этому повелевает присоединить и другое украшение, говоря: и да сотвориши щитцы от злата чиста, и да сотво­риши две тресновицы от злата чиста, смешены цветами, де­ло плетения и возложиши тресновицы сплетения на щитцы и нарамники их сопреди. И да сотвориши слово судное, дело пестрящаго по составу ризы верхния, да сотвориши сие от злата и синеты, и багряницы, и червленицы прядения, и вис­сона сканаго. Сотвориши е четвероуголно: да будет сугубо, пяди долгота, и пяди широта. И нашиеши на нем швение каменное в четыри ряда (Исх. 28, 13-17). Затем, располо­живши в порядке имена самих камней, при-

272

 

 

бавляет еще: и камение да будут от имен двунадесяти сынов Израилевых, по именам их, изваяни печатми, коегождо по именам их да будут в дванадесятъ племен (28, 21). И немного спустя по­том: и да возмет, — сказано, Аарон имена сынов Израи­левых на слове суднем на персех, входящ во святое на па­мять пред Господом Богом (28, 29).

П. Как темен этот предмет — слово (судное); мне совер­шенно неудобопонятным кажется и образ его устройства.

К. Посему должно приступить к объяснению этого и как можно ближе к истине, хотя вполне достигнуть ее, быть может, нам и не дозволит трудность предмета: видеть очень неясное, хотя бы и как в зеркале, я полагаю, лучше обратного, разумею то, чтобы совсем не понимать его. Итак, я скажу, насколько могу и имею смысла. Два щитка Он повелел сделать из чисто­го золота, более широких, чем окружность монеты, но одинако­вого с нею вида, так как монета имеет круглую форму. Затем две тресновицы смешены цветами из чистого золота: тресно­вицы же, полагаем, были цепочки, имевшие вид испещренный красками, ибо цветами он назвал краски. Это были: виссон, пурпур, золотые нити, голубой цвет и червленое кручение. И кроме того сотканное, говорит, должно быть четырехугольно, наподобие куба, в одну пядь и с равными отовсюду сторона­ми. На

273

 

 

него должно было нашить, благоразумно сказано, две­надцать камней, расположенных по три в ряд, так чтобы во всех четырех рядах на них (камнях) были вырезаны поимен­но все колена (Израильские). Итак, свешиваясь с нарамника на золотых и разноцветных цепочках, щитки были слегка при­подняты, так что казалось, что они находятся несколько выше — на самых раменах; но они касались персей и свешивались до самых сосцов; а со щитков слово судное, иными цепочками очень хорошо прикрепленное, висело на персях, причем цепоч­ки свешивались вниз. И дивна была для зрителей эта вещь, сиявшая камнями и золотом и превосходно отделанная пре­красными цветами других материалов. И это, сказано, да бу­дет в память сыном Израилевым пред Господем, когда Аарон входит во Святое. Не ясен ли для тебя наконец, насколько то возможно, образ этих искусных изделий?

П. Даже очень. Но почему этому изделию дано название: слово судное?

К. Не сказали ли мы раньше, основываясь на словопроиз­водстве, что нарамник назван так потому, что он возлагался на оба рамена?

П. Да. Так что же из этого?

К. То, что и слово судное названо так но словопроизвод­ству и по соответствию с тем, что заключено в сердце и утро­бе; потому что сердце и утроба служат как бы жилищем на-

274

 

 

­шей разумной способности, а в разумной способности нашей как бы утвержден и естественно водружен правый о каждом из действий и безукоризненный суд, то есть правосудие и то, что каждому приличествует. Разве разумная способность наша не взвешивает природу действий и не отделяет неприятное и бесполезное от превосходнейшего?

П. Конечно так.

К. И богодухновенное Писание имеет обыкновение име­новать справедливость и правосудие судом. Так божествен­ный Давид воспевает: блажени хранящий суд, и творящии правду во всякое время (Псал. 105, 3). И еще сказал он: и честь царева суд любит (Псал. 98, 4): ибо прекрасна честь и слава царя, если он любит правду. Итак, возлагавшееся на сердце и перси слово судное названо так потому, что оно лежало на месте разумной способности, в которой заключает­ся справедливость с правдою. В нем же самом находились оправленные в золото двенадцать камней, имевших написа­ние колен: они могут служить образом святых мужей, кото­рые славны и честны и как бы какие камни избранные едва не заключаются в уме и сердце Христа. И они истинно дос­тойны памяти но причине славы в добродетели и достоин­ства в освящении. Со слова судного свешивались и цепочки золотые, каковое обстоятельство, думаю, указывает на то, что от

275

 

 

сонма святых как бы представляется свешивающейся длин­ная и неисчислимая вереница доблестных подвигов. Так и блаженный Давид говорит, что украшение Церкви заключа­ется также в ряснах (цепочках) (Псал. 44, 14).

П. Толкование вероятно.

К. От слова судного тянулась вверх, как мы говорили, продетая сквозь золотые кольца разноцветная и красивая цепь и, проходя чрез оба щитка, достигала до самой вершины нарамника, на котором были камни с надписями. А что оз­начает и это, разве не достойно рассмотрения? Мне кажется, эта загадка означает опять нечто таковое: честные, подобно камням, и пребывающие в разуме и памятовании Христа, востекая к написанию на небе, приобретают сие оружии прав ды десными и шуими, как пишет ясно божественный Павел (2 Кор. 6, 7). Равно также и в другом месте говорит: облецытеся во вся оружия Божия (Ефес. 6, 11). Золотые оружия царя; золотые также и щитки, и прикровенно они указывают на всеоружие Божие. Итак, мы не иначе будем в памяти и записи Божией, как взявшись за оружия правды и с ними деятельно шествуя, А что слово судное прикасалось к нарамнику, это, я думаю, может указывать на то, что земное соприкасается с небесным, при посредничестве Христа; той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, по Писаниям (Ефес. 2, 14), и союзом любви связав-

276

 

 

ший человеческое с сонмом святых Ангелов. Должно знать также, что и блаженный Иезе­кииль говорит, что князь Тирский надевал на себя всякого рода драгоценные камни, и потом перечисляет те самые, ко­торые, но словам божественного Моисея, были положены в слове судном. Это были: рубин (сардий), топаз, изумруд (сма­рагд), карбункул (анфракс), сапфир, яспис, яхонт (лигирий), агат, аметист, хрисолит, алмаз (вириллий), оникс (сн. Исх. 28, 17-20 и Иез. 28, 13). Их по три в целых четырех рядах, каковое расположение сеннописует нам твердость в вере тех, кои пребывают в сердце и памяти Христа, символом веры служит расположение их по три и как бы в Троице, а твердо­сти — в четырехугольной и равносторонней фигуре. Так сде­лано было слово судное, на котором находились и те двенад­цать камней.

П. Соглашаюсь.

К. Кроме того к двенадцати камням повелевает присое­динить и еще нечто другое, говоря: и да возложиши на слово судное явление и истину: и да будет на персех Аарону, егда внидет в святое пред Господа: и да носит Аарон суды сынов Израилевых на персех перед Господем всегда (Исх. 28, 30). Итак, он именует это явлением и истиною, но не обозначил ясно — были ли это камни или же повелел Он сделать на малой дощечке такое написание.

277

 

 

Воспомяну также пророка, говорящего: зане дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу царю, ни князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику, ни жречеству, ниже явлениям (Ос. 3, 4). Но были ли и это камни или же имена были написаны на золотой дощечке, о сем не очень буде! расследовать наше слово; мы будем знать только то, что все это возложено было во образ Христа, со­присутствующего святым; ибо Он говорит: с вами есмь во вся дни и до скончания века (Матф. 28, 20). Истина же и явле­ние есть Христос, потому что в Нем мы познали Отца и Он явил нам волю Его благую, совершенную и благоугодную, но Писаниям (Рим. 12, 2); ибо сказал негде: не ктому вас глаго­лю рабы: вы друзи Мои есте, яко вся, яже слышах от Отца Моего, Я возвестил вам (Иоан. 15, 14. 15). И в другом смысле Еммануил есть истина, потому что только Он один есть Сын по естеству, Бог от Бога, един Свят, един Господь; тварь же по причастию и подражанию есть то, чем мыслится Он. Итак, со­присутствует святым Христос, подразумеваемый в явлении и истине, и Он же вносит нужды наши пред лицо Отца, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о нас (Евр. 7, 25). Это, я думаю, означают слова: и да носит Аарон суды сынов Израиле­вых на персех своих пред Господем всегда (Исх. 28, 30).

П. Правда.

278

 

 

К. И еще повелевает приготовить некоторое священно­лепное и досточудное одеяние, говоря: и да сотвориши ризу внутреннюю подир всю синю. И да будет устие з) посреде его, ожерелие имущо кругом устия делом тканым и), сгиб сошвен от него, да не раздерется. И да сотвориши на омете ризнем снизу, аки шипка цветущаго, пуговицы і) из синеты, и багряницы, и червленицы прядения, и виссона сканаго, на омете ризы кругом: в той же образ пуговицы златы и звон­цы между сими окрест. При пуговице злат звонец, и цвет на омете ризнем, кругом. И да будет Аарону, егда служит, слышан глас его, входящу во святое пред Господа, и исходящу, да не умрет (Исх. 28, 31-35). Итак, внутреннею ри­зою и подиром ясно называет длинный хитон, очень удоб­ный для одеяния и от самой шеи доходивший до оконечнос­тей ног; синего цвета, потому что служит образом нетления небесного, то есть Христа. О таковом и божественный Да­вид предвозвестил, говоря как бы от лица Бога о священно­действующих в церквах: священники его облеку во спасение (Псал. 131, 16); облецытеся Господем нашим Иисус Христом, — пишет нам в послании и

з) Отверстие для головы.

и)  Обшивка тканая.

і) Гранатные яблоки с листьями.

279

 

 

премудрый Павел (Рим. 13, 14). И это, я думаю, есть наше жилище небесное, которым мы жела­ем облечься: одежда веселия, риза спасения, по слову проро­ка (Ис. 61, 10). Синий цвет есть образ неба, как о том ясно было сказано. Истинно слово это и по отношению к нам, ибо мы облечены нетлением свыше. Если же разуметь и Са­мого Христа, как имеющего в образе Аарона ризу внутрен­нюю подир, тем не менее слово это истинно; ибо Единород­ный, будучи Богом по естеству, соделывает свое тело не­тленным и, облекши его вышнею жизнью, поставил выше всякого преобладания смерти. А что во Христе нетление и жизнь пребывает по естеству и вместе по причастию, это ты уразумеешь из следующего. Он сказал, будучи и по естеству Бог: Аз есмь воскрешение и живот (Иоан. 11, 25); оживотво­ряемый же по человеческому естеству, Он говорит: яко же бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе (5, 26). Итак, если будем разуметь и Самого Христа, о Котором сказано, что Он облечен нетлением свы­ше, то и в этом случае наша речь не уклонилась бы от надле­жащего смысла. К нижним, далее, частям прилегали яблоки и звонки попеременно: яблоки — сотканные, а звонки — зо­лотые, чтобы они были на самом деле звонками, а также что­бы, когда Аарон входил в Святая Святых,

280

 

 

делали весьма за­метным вхождение. И это служит образом спасительного и премудрого домостроительства, то есть Божественной и еван­гельской проповеди, оглашающей, можно сказать, всякий го­род с тех пор, как ради нас вниде во Святая Святых, вечное искупление обретый, великий наш Архиерей, непорочная Жертва (Евр. 9, 12); единем бо приношением совершил есть во веки освящаемых (10, 14). При этом ясным указанием спасительной проповеди служат из золота сделанные звон­ки, а городов — яблоки.

П. Каким образом?

К. Как город совне окружен одной стеной, а внутри себя содержит бесчисленные жилища; таким же точно образом, думаю, и вещество гранатного яблока совне окружено одной оболочкой, а внутри зерна отделяются друг от друга как бы стенками, тонкими тканями и едва не собраны по жилищам. Разве это не так?

П. Соглашаюсь.

К. Звонок был при каждом яблоке: в каждом городе есть учитель, который громким и благозвучным возглашени­ем Божественных догматов делает для всех явным вхожде­ние Спасителя нашего во Святая Святых. Даже и страх смер­ти угрожал назначенным священнодействовать во святой ски­нии, хотя бы то Аарону, если бы шум звон-

281

 

 

цов не довольно громко раздавался вокруг: молчание есть опасное дело для учителей; и это ясно сказал Павел: горе мне есть, аще не благовествую (1 Кор. 9, 16).

П. Кажется, так; ибо ты указываешь очень правильно.

К. Кроме того, да сотвориши, — сказано,— дщицу злату чисту: и изобразиши на ней образ печати, Святыня Господу. И да возложиши ю на синету сканую, и да будет на увяслек), спреди увясла да будет. И да будет на челе Аарона, и оты­мет Аарон согрешения святых, елика освятят сынове Из­раилевы от всякаго даяния святых своих, и да будет на челе Аарона всегда приято ими пред Господем (Исх. 28, 36­38). Итак, из материи синего цвета — головная повязка (увясло), а дщица — золотая; вырезанная же на ней надпись — это таинство Христа и ясное предвозвещение послания Его в этот мир. Ибо святыня, сказано, Господу; но разве не ясно сказал Иммануил о Самом Себе, что Он освящен от Бога и Отца?

П. Да, потому что я помню Его слова к иудеям: аще оных рече богов, к нимже слово Божие бысть, и не может разоритися Писание: Его же Отец святи и посла в мир, вы

к) На кидаре, головном украшении первосвященника.

282

 

 

глаголе­те, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь (Иоан. 10, 35-36).

К. Когда Сын говорит о Себе Самом, что Он освящен от Бога и Отца, то указывает этим на то, что Он как бы предызбран и послан. Святыня Господня, сказано, то есть назначе­ние и послание в этот мир; но только для царства и славы. Ибо так Бог совершает Аарона, возлагая на его чело золотую дщицу. Христос же есть Господь всяческих и Царь по есте­ству и вместе по причастию; ибо, будучи по естеству Богом, Он Себе умалил, снисшедши до зрака раба (Филип. 2, 7). И приемлет царство, как то прилично человеческому образу, хотя и от начала был соседящим Богу и Отцу на небе, сопра­вителем над всем и совладыкою. Разумей же, каким образом головная повязка его (Аарона) была из материи синего цвета, имея блестящий знак царства, то есть золотую дщицу. Синий цвет знаменует небо; и припомни слова Христа: Царство Мое несть от мира сего (Иоан. 18, 36); ибо Христос не есть земной царь, а небесный, имеющий всю тварь под ногами Своими. Присоединивши же слова: и отымет Аарон согрешения свя­тых, елика освятят от всякаго даяния святых своих, Писа­ние ясно указывает на то, что всякое приведение (Ефес. 2, 18) и совершение — во Христе и что всякое оправдание — в Нем и чрез Не-

283

 

 

го и отложение прежних прегрешений; ибо Сам Он подъемлет грехи наши и чрез Него мы соделываемся прият­ными, принося Богу и Отцу дароприношения духовные.

П. Хорошо сказал ты.

К. Очень ясно указывая на то, что Царство Спасителя нашего неотъемлемо и постоянно и простирается в бесконеч­ные веки, Писание говорит о дщице на головной повязке: и да будет на челе Аарона всегда. Где же после того должна най­ти себе убежище дерзкая и безумная речь нечестивых ерети­ков, пустословящих, что прекратится некогда держава Хрис­това и что предаст Царство Богу и Отцу (1 Кор. 15, 24) Еммануил, удалившись от престола Божества? И такими-то ужасными и вместе пустыми учениями похваляются люди, которым справедливо можно сказать: прелъщаетеся не ведуще Писания (Матф. 22, 29). И вот, когда Бог и Отец ясно и очевидно украшает Аарона славою и честью непрестанною и знаками царского достоинства, они развенчивают и едва не похищают насильно приличествующее челу его священное головное украшение.

П. Правда.

К. И клобук,— сказано,— и пояс виссонный да сотво­риши (Исх. 28, 39). Воинский вид Аарону придавали пояс и шлем; ибо такой вид имел кидар. И за нас Христос ратовал рукою тайною, по Писанию (Исх. 17, 16), и лук

284

 

 

свой напряже, и уготова и: стрелы своя сгораемым содела (Псал. 7, 13 и 14) и низринул начала, восторжествовал над силами, потряс господства и освободил плененных на земле. А что не види­мая и не чувственная была у Него брань и не с кровью и плотью, на это, кажется, прикровенно указывает то, что воин­ские доспехи — кидар (клобук) и пояс,— были сделаны из одного очень тонкого виссона. Так чрез священнолепное украшение Бог являет Аарона славным и досточудным. При­соединяет к сему и еще повеление, говоря: и сыном Аароно­вым да сотвориши ризы, и поясы, и клобуки да сотвориши им в честь и славу. И облечеши в ня Аарона брата твоего, и сыны его с ним: и да помажеши их, и исполниши руце их, и освятиши их, да Ми священнодействуют. И да сотвориши им надраги л) льняны, покрывати стыдения плоти их, от бедр даже до стегн будут. И да имать Аарон (сие) и сынове его, егда входят в скинию свидения, или егда приходят служи­мы к жертвеннику святыни: и да не наведут на ся греха, да не умрут: законное, вечное (да будет) ему, и семени его по нем (Исх. 28, 40-43). Видишь, что и потомкам Аарона при­личествует являться как бы в воинском виде; ибо весь свя­щенный род есть воинствующий, и не с кро-

л) Нижняя одежда.

285

 

 

вью и плотью должен воевать и состязаться, но полагать преграды нечистому греху, вполне открыто и словесно ратуя за истинные учения и пленяя всяк разум в послушание Христово, как написано (2 Кор. 10, 5). Была, далее, у них нижняя одежда (надраги) льняная, весьма хорошо прикрывавшая безобразие и срамоту околобедренных частей: ибо все у святых честно и ниче­го нет в них срамного; льняное же, возложенное на околобедренные части тела, означает как бы то, что святым всего более приличествует охлаждение удовольствий плоти, потому что льняное прохладительно; а горячность в гнуснейших вож­делениях чужда всякому святому. И по другой причине у получивших жребий священства облачения и нижние одежды делаются из льна: им необходимо удаляться от мертвых дел, образом же мертвости служит взятое как бы от мертвечины, то есть от овцы. Итак, на отложение мертвых дел, опять как бы в прообразе, указывает облачение в льняные, а не в шерстяные одежды: и это — святой закон всегдашний. А что во всяком случае и непременно последует смерть за небрежение о надле­жащем и о наиболее приличествующем им (священникам) благоукрашении, на это Он ясно указал в словах, что священ­нодействовать они должны, нося эти одежды: и да не наве­дут, — сказано, — на ся греха, да не умрут.

286

 

 

П. Предусмотрителен закон, весьма хорошо показываю­щий каждому полезное и для каждого приводящий в ясность то, посредством чего он может сделаться наилучшим.

К. Так. Таковым облачением украшая священный и из­бранный род, Бог и иным образом освящает его, как бы в сени, однако же в Христе; ибо написано: и сия суть, яже сотвориши им: освятиши я, яко священнодействовати им Мне. Да возмеши телца единого от говяд, и овна два непо рочна, и хлебы пресны смешены с елеем и опресноки помаза ны елеем: из муки пшеничны сотвориши я. И да возложиши я в кош един, и принесеши я в коши, и телца и два овна. И Аарона и сыны его приведеши пред двери скинии свидения, и измыеши я водою. И взем ризы святыя, облечеши Аарона, брата твоего, и в хитон подир, и в ризу верхнюю, и в слово м): и совокупиши ему слово к нарамнику. И возложиши на главу его клобук, и возложиши дщицу освящение на увясло. И да возмеши от елея помазания, и да возлиеши и на главу его, и помажеши его. И сыны его приведеши, и облечеши я в ризы: и опояшеши я поясы, и возложиши на них клобуки, и будет ими священство Мне во веки: и совершиши Аарону руце его, и руце сынов его (Исх. 29, 1-9). Итак, повелел принести в жертву тельца и двух ов-

м) То есть слово судное, о котором см. выше стр. 273 и дал.

287

 

 

нов, опресноки и хлебы в корзине (коши); но предочищает их и иначе, делая это, как думаю, образом истинного освящения: ибо, омыв Аарона во­дою, облекает его в святую одежду. И мы, только омывшись святым крещением и отершись от всякого вида нечистоты, обогащаемся благодатью свыше и с неба, приемля одежду веселия, по сказанному: облецытеся Господем нашим Иисус Христом (Рим. 13, 14). Предыдущее рассуждение показало нам, что Христос многообразно был предызображен в укра­шении Аароновом. Теперь же елеем святым намащивает главу Аарона, как и Давид воспевает в одном месте умастил еси елеом главу мою (Псал. 22, 5); где елей означает радость в надежде, возвещаемую гласом святых, или радостотворное посещение свыше: ибо мы, уверовавшие, помилованы и благословены Господом, утучняя ум подаянием Духа; образом же ума служит голова. Равным сему образом освящаемы были и священники, водою омываемые и елеем помазуемые, будучи облечены в священное одеяние, имея совершенными и руки, чтобы явиться способными к чистому и непорочному совершению жертв. Так и мы предосвящены и украшены бла­годатью свыше и помазаны к совершенству духовному, так что уже с дерзновением и, так сказать, чистыми и всесвятыми руками приносим Богу дароприношения,

288

 

 

очевидно ду­ховные. И это, думаю, означает воспеваемое блаженным Да­видом о всяком восходящем на гору Господню: неповинен рукама и чист сердцем (Пс 23, 4).     .

П. Кажется, так.

К. А каким образом надлежало совершать жертвы за свя­щенников, это Он определил законом, говоря: И да приведеши телца пред двери скинии свидения, и возложат Аарон и сынове его руце свои на главу телца пред Господем у дверей скинии свидения. И да заколеши телца пред Господем у дверей ски­нии свидения: и да возмеши от крове телчи, и помажеши на двух рогах олтаревых перстом твоим: останок же весь крове проливши у стояла олтарнаго. И да возмеши весь тук иже на утробе, и препонку на печени, и обе почки, и тук иже на них, и возложиши на олтарь. Мяса же телча, и кожу, и мотыла да сожжеши огнем вне полка: за грех бо есть. И овна да поймеши единаго, и да возложат Аарон и сынове его руки своя на главу овню. И заколеши его, и взем кровь проливши у олтаря ок­рест. И овна да разсечеши на уды, и измыеши внутренняя, и ноги в воде, и возложиши на разсеченныя части со главою. И вознесеши всего овна на олтарь, всесожжение Господу в воню благоухания: жертва Господу есть. И да поймеши овна вто­рого, и возложит Аарон и сынове его руки своя на главу овню. И заколеши его, и возмеши от

289

 

 

крове его, и возложиши на край ушесе Аароня деснаго, и на край руки десныя, и на край ноги десныя, и на край ушес сынов его десных, и на край рук их десных, и на край ног их десных. И да возмеши от крове, яже на олтари, и от елея помазания, и да воскропиши на Аарона и на ризу его, и на ризы сынов его с ним: и освятится сам и риза его, и сыны его, и ризы сынов его: кровь же овню да проливши у олтаря окрест. И да возмеши от овна тук его, и тук покрыва­ющий утробу, и препонку печени, и обе почки, и тук, иже на них, и рамо десное: есть бо совершение сие. И хлеб един с елеем, и опреснок един от коша опресноков, предложенных пред Господем: и возложиши вся на руки Аарони, и на руки сынов его, и отделиши я отделение пред Господем: и да возмеши я от рук их, и вознесеши на олтарь всесожжения в воню благоухания пред Господем: приношение есть Господу. И да возмеши грудь от овна совершения, яже есть Аарону, и отделиши ю отделе­ние пред Господем, и будет тебе в часть. И освятиши грудь отделение, и рамо отлучения, еже отделися, и еже отъяся от овна совершения от Аарона и сынов его, и будет Аарону и сыном его законно вечно от сынов Израилевых от жертв спасительных сынов Израилевых, отделение Господу (Исх. 29, 10-28). И чрез несколько слов затем: и овна совершения да возмеши, и испе-

290

 

 

чеши мяса на месте святе. И да ядят Аарон и сынове его мяса овня, и хлебы, яже в коши, у дверей скинии свидения да ядят сия, имиже освятишася в них, совершити руки своя освятити я: и иноплеменник да не снест от них, суть бо свята. Аще же останется от мяс жертвы соверше ния и от хлебов до утрия, да сожжеши останки огнем: да не снедятся, освящение бо есть (29, 31-34).

П. Как глубоко содержание этих повелений закона!

К. Да, очень глубоко: ты сказал правильно. Впрочем, не совсем темно, если Дух Святой осияет нас Божественным светом. Изъясним же опять, насколько возможно, каждое в отдельности. Бесчисленными способами освящает нас Господь наш Иисус Христос и делает священными и благоприятными (Богу): ибо Тем и в Нем имамы приведение (Ефес. 2, 18) и бываем вожделенными Богу и Отцу. Весьма полезна и необ­ходима для спасения нам, подвергшимся тлению и греху, смерть Его, равно как и жизнь, и кроме того совершение чрез Тел и Кровь Его, ибо во Христе, а не в законе — совершен­ство (ср. Евр. 10, 1 и 14).

П. Ты хорошо сказал.

К. Итак, усматривай как бы в прообразах то, посредством чего мы благоуспешно спасены и освящены и соделались свя­щенными и святыми во Христе. Телец от волов при-

291

 

 

водим был для жертвы и закалается пред самыми дверями святой ски­нии, с возложением на него рук; кровь же его изливалась у жертвенника с помазанием рогов его, а внутренности его вос­куряются вместо благовоннейших курений. Остальное же тело сожигается вынесенное вне стана. И телец есть Христос, как находящийся и вне ярма, и под ярмом; ибо, будучи по есте­ству Бог, Он был под законом по человечеству; потому что малый телец, непривычный к ярму, по природе своей разве не способен быть под ярмом?

П. Это так.

К. Таким образом Христос смотрительно был назван тель­цом, дабы в одном и том же разумелось нами как необычай­ность рабства для Божества Слова, так и явление по челове­честву в естестве, которое было под игом. Закалается, же Он как бы за святую скинию и за возложивших на Него руки (это были левиты и священники): ибо Он умер за Церковь и за посвященных Ему чрез веру. А что священна и как бы в образе жертвы благоприятна Богу и Отцу смерть Еммануила, это ты можешь уразуметь из пролития крови у святого алтаря и помазания его, из воскурения внутренностей, которые мо­гут служить и образом внутри и в уме находящихся доброде­телей, которым присуще духовное благовоние, и не в одном каком-либо виде, поели-

292

 

 

ку внутренностей много: тук, почка и сальник (препонка) печени. Остающиеся затем части тела сжигаются вне стана, ибо вне врат пострадал Христос: так пишет Павел (Евр. 13, 12; ср. 11). Истребление же тела огнем тонко указывает на то, что Его страдание и смерть отнюдь не к бесславию послужат Ему, но окончатся светлой и всем яв­ной славой; ибо под видом огня разумеется Божество: так сходило Оно и на гору Синай (Исх. 19, 18). Намереваясь разрушить державу смерти, Христос смотрительно подверг­ся смерти, дабы прославиться пред нами, как Богу. Таким образом смерть переходит в боголепную славу, имея концом своим светлое воскресение; и уничижение в страдании, побеж­даемое высшим прославлением, обращается в ничто. Это-то, я думаю, и есть в прикровенном смысле истребление мертвого тельца огнем. Присоединивши же, что грех есть, Бог указал на то, что страдание Христово послужило к очищению греха: дело ясное. ·

П. Так точно.

К. Затем берется первый овен и закалается так же, как и телец: изливается опять и кровь у алтаря и возносится он, разрезаемый на части, по омовении внутренностей водою, вме­сте с головою и ногами, потому что жертва есть. И чрез это опять изображается нам Христос, Который в овне совершен­ном

293

 

 

есть совершенный, имея святую жизнь: на это, думаю, указывает излияние крови у алтаря, ибо кровь есть образ жизни; и в воню благоухания возносится Он Богу и Отцу как за всех вместе, так и за каждого. Образом служит и то, что овен возносится на алтарь, и весь, и почленно. Также и мы — члены Христа в отдельности и все представляемые одним телом. Затем, что Он свят и священ весь и не имеет скверны нечистоты, на это весьма ясно указывает омовение внутрен­ностей. Возносятся вместе и голова, и ноги, являя благоуха­ние в освящении жизни Спасителя от начала и до конца; ибо у всякого животного голова есть начало, а прекращение как бы и конец всего тела — ноги. Но, может быть, лучше мыслить голову образом ума, а ноги — хождения, осуществ­ляющегося в деятельности. Во Христе благоухают и дости­гают высшей степени чистоты все как мысли, так и деяния; ибо Оп греха не сотвори (1 Пет. 2, 22). Поэтому-то и назы­вает освящение овна всесожжением и жертвою, так как Он не отчасти только свят или священ. И не Ему, а скорее нам приличествует как немоществовать иногда, так и подвергать­ся грехопадениям; ибо никто не чист от грехов (Иов 14, 4) и много согрешаем вси, по написанному (Иак. 3, 2).

П. Но как можно думать, что и самая жизнь Христа была за нас?

294

 

 

 

К. Это ты узнаешь, и очень легко, поняв, что в Адаме мы соделались общниками преступления его и едва не подверг­лись наказанию за его прегрешения, так как на всех перешло проклятие, и гнев некоторым образом пожрал род его. Итак, снисшел до вочеловечения и вселися в ны (Иоан. 1, 14) Едино­родный и подчинил Себя Богу и Отцу, так как послушлив был даже до смерти (Филип. 2, 8), уничтожая вину неподчинения Адама, и принес Богу и Отцу благоухание послушания за всех вместе и за каждого: и Им мы спасены. Свидетель сего Павел, так написавший: темже убо якоже единого прегрешением во вся человеки (вниде) осуждение: такожде и единаго оправда­нием во вся человеки (вниде) оправдание жизни. Яко же бо ослушанием единого человека грешны быша мнози: сице и послушаныем единого человека праведны будут мнози (Рим. 5, 18-19). Итак, понимаешь ли, что мы спасены, когда Хрис­тос умер за нас как бы в образе тельца, и что благоухает Богу и Отцу чрез подчинение Его и жизнь в освящении? Ибо кровь тельца изливалась у святого алтаря.

П. Понимаю, что говоришь.

К. Многообразно представляя Его нам, как бы в тенях, Бог говорит: и возмеши овна второго;— и над ним совершается заклание подобно первому. Помазуется также Аарон, и сонм священников, ему подчиненных, освящается,

295

 

 

с возложением крови на края правой руки и правого уха, а равно и ноги правой. Освящается также и одежда священников, окропленная кро­вью, а затем, по излиянии остатка ее к основанию алтаря, согласно изволению Божию, взимаются внутренности, а также пресный хлеб и один опреснок н) — тот и другой намащенные елеем, — и приносят все это, положив на свои руки, Аарон и те, которые с ним, а принимает жертву Моисей. Кроме того, плечо и грудина, сказано, должны быть отделены для священ­ника и лежать в числе отделяемых частей. Имя этой жерт­ве — овен совершения. По сожжении внутренностей, осталь­ное тело снедается с хлебами, а оставшееся затем до утра сжигается огнем: так говорит Священное Писание.

П. Как глубоко это слово!

К. Ты сказал правильно: очень глубоко, и заключает в себе таинство Христа; ибо Он соделался для нас овном соверше­ния, являя нас совершенным и во всем, что есть наилучшего, и отличнейшими в добродетелях чрез освящение в Духе, и прежде всего иного влагая в нас слух, полный благословения, то есть послушный и благопокорливый и способный к принятию учений о Нем, но не терпящий пустых речей и гнусной необуздан­ности

н) Лепешка из незаквашенного теста.

296

 

 

языка, которую обнаруживают некоторые воюющие на истину и восстающие на правое учение. Таков плод святого слуха. И божественный Иоанн говорит нам так: братия, ис­кушайте духи аще от Бога суть: всяк дух, иже не исповеду­ет Иисуса Христа, от Бога несть, и всяк дух, иже испове­дует Иисуса Христа от Бога есть (1 Ин. 4, 1-3). Испыта­ние же речей естественно производится не иначе, как посредством уха. Итак, святое ухо должно быть у заботящих­ся о точности и правости учения. Но это есть дар Христа, и дарование неба, и совершение святой крови: ибо приобретение нами всего превосходнейшего совершается в Нем и чрез Него. Посему и рука освящалась, как способная к деятельному тру­ду, также и нога —ясный образ правости в хождении, так как нам должно прославляться святыми делами и правильно ше­ствовать стезею, ведущею ко всему, что угодно Богу, согласно воспеваемому в Псалмах: и возвратих позе мои во свидения Твоя (118, 59), или в книге Притчей: права течения твори твоими ногами, и пути твоя исправляй (4, 26; ср. Евр. 12, 13). Итак, пусть священный и избранный род приоб­ретет святой слух и руки, а равно и ноги сейчас сказанным способом. Помазуются же все члены правой стороны и как бы в последней своей части, то есть на краях: край, сказано, уха, равно также и но-

297

 

 

ги, и руки: потому что всякое доброе деяние, думаю, благородно и право, не имеет ничего как бы левого в порочности и до краев доходит, то есть до целого или до конца: ибо посвященным Богу надлежит быть правыми в освящении и до конца в терпении: начный, сказано, дело благо в вас да совершит (Филип. 1, 6), и весьма неразумно возвращаться назад, как бы не решаясь довести до конца доб­ро. Поелику же Моисей был образом Бога, то приносят жерт­ву Аарон и те, которые с ним, а принимает он, чем Бог как бы указывает на то, что жертвы во Христе таким образом освя­щенных Он примет едва не из рук в руки и не отвергнет дара, потому что он имеет в себе благоухание Христово. И это-то, думаю, означает возношение внутренностей, воскуряемых Ему. Священнику отделяется грудина и плечо от овна совершения. Плечо есть символ крепости, а грудина — сердца и разума о). Так и святому и священному роду дарован от Бога и Отца Христос, сила и премудрость. Разве не в Нем мы и мудры и весьма сильны?

П. Как же иначе? Ибо написано, что Христос, Божия сила и Божия премудрость, соделался для нас этим от Бога (1 Кор. 1, 24).

К. Далее, священною пищей для избранных

о) Νεφρῶν (почек) поставлено, вероятно, вместо: φρενν.

298

 

 

к священнослужению были мяса; а даются они вместе с пресными хлеба­ми, причем никто из иноплеменников не должен участвовать, или, если бы кто сделал это, должен умереть: ибо прилично священным душам причащаться святой пищи, то есть Тела Христова; и недоступно благословение для иноплеменных. Под иноплеменными же можно разуметь как еще не верующий и не крещенный род, так сверх того и совратившийся в иномысленный ум и несходный во мнениях со святыми и как бы отделенный (от них) нечестивостью учений. Далее, огнем истребляется всякий остаток жертвы, так как закон не дозво­ляет съедать это даже и на следующий день: ибо для нас, думаю, будет и некоторый другой способ освящения в буду­щем веке, совершаемый духовно, а уже не телесно, — так, как ведает все пересозидающий Бог, прелагающий во что хо­чет. В этом случае приведенные слова будут иметь не непо­нятный смысл: когда престанет в нас тление, после воскресе­ния из мертвых, тогда не будет необходимо то, что прежде давало возможность избегать его п). Итак, должен быть пред­полагаем другой род освящения, приличествующий состоя­нию того времени, когда Христос будет с нами. Впрочем, сказав, что при-

п) То есть пища и питие, которыми поддерживается жизнь и предотвращается (хотя на время) смерть и тление.

299

 

 

шло нам на ум, уступим место тем, которые лучше нас разумеют это. И может быть на таковое нечто указывает божественный Павел, говоря: егда же приидет со­вершенное, тогда еже от части, упразднится (1 Кор. 13, 10), то есть будет иметь конец и престанет.

П. Кажется, так.

К. Итак, это, сказал Бог, должно быть совершаемо при посвящении священников. Когда же священники Израиле­вы собраны были и созваны в собрание, то Он повелел сде­лать в слух всех объявление, говоря: поими Аарона и сынов его, и елей помазания, и телца иже за грех, и два овна, и кошницу опресноков. И весь сонм собери пред двери скинии свидения... И рече Моисей к сонму р) сие есть слово, еже завеща Господь сотвориши. И облекает Моисей Аарона и священников украшением, кропит елеем помазания на олтарь седмижды и на вся сосуды его, и на умывалницу, сказано, и скинию, и все, что в ней, и освяти их (Лев. 8, 1-11): ибо свята скиния, но алтарь в совершеннейшей мере преизобилует освящением чрез Духа, хотя и не как причастный чину разумных существ, ибо не так свят, как, например, естество ангела или душа человека, но, так

р) После этих слов во многих изданиях переводимого творения св. Кирилла читаются еще следующие слова: «и сделал (то есть Моисей), как повелел ему Господь, и собрал сонм к дверям скинии сведения. И сказал Моисей».

300

 

 

сказать, вследствие прикос­новения к возлагаемой на него жертве; потому что свято и место, на коем бывает Христос. Итак, помазав алтарь семижды, то есть обильно, Моисей освящает Аарона: возлил на него елей помазания и кроме того принес жертвы за него и за сынов его — недавно изъясненным нами способом. Когда же это приведено было к концу, присоединяет к сему еще пове­ление, говоря: и из дверей скинии свидения да не изыдете седмь дней, дондеже день скончается, день совершения ваше­го: в седмь бо дней совершит руки ваша. Якоже сотвори в день сей, в оньже заповеда Господь сотвориши, яко молитися о вас. И у дверей скинии свидения седите седмь дней, день и нощь сохраните повеления Господня, да не умрете: тако бо заповеда мне Господь Бог (Лев. 8, 33-35). Какой обряд совершался над каждой из жертв, это весьма достаточно пока­зала нам предыдущая речь. Посему, опустив тонкость рассуж­дения об этом, перейдем к следующему. Закон не дозволяет получившим священный и избранный жребий и уже посвя­щенным на дело священства пребывать где-либо вне святой скинии, но повелевает до седьмого дня сидеть внутри ее и едва не пригвождает к дверям, так, чтобы они не преступали даже порога ее, поставляя это сидение в святых местах, как я думаю, знамением твердости и пребывания в освящении; ибо не-

301

 

 

обходимо быть твердыми и неуклонными в добродетели нам, которые назначены к тому, чтобы быть подле Бога, не ходя вне надлежащего образа жизни и не выходя из священ­нолепного образа мыслей, но всегда пребывая как бы вблизи и живя при Боге, согласно сказанному устами пророка: ища ищи, и у Мене обитай (Ис. 21, 12). До семи дней повелел Моисей делать это, семь означает, что должно стараться во всякое время быть подле Бога; он говорит как бы: всецело и всегда. Находящимся же внутри скинии повелевает наблю­дать стражи Господни и этим указывает на плод пребывания вблизи Бога — благопокорливость и желание делать все то, что бы Он ни восхотел постановить. Так именно должно пре­бывать нодле Владыки всех, потому что нерадение о добрых делах всегда оканчивается крайним злом. Поэтому-то, как я думаю, Моисей и присоединил: да не умрете.

П. Правильно сказал ты.

К. Итак, уже посвященный на священнослужение Аарон начинает исполнять узаконенное. А каким образом, об этом скажем теперь. В книге Левит опять написано: и бысть в день осмый, призва Моисей Аарона и сыны его, и старцы Израи­левы. И рече Моисей ко Аарону: возми себе телца от говяд греха ради, и овна на всесожжение, непорочны: и принеси я пред Господа. И старцем Израилевым

302

 

 

речеши, глаголя: возмите козла от коз единаго о гресе и телца и агнца единолетна, в приношение непорочны: и телца, и овна на жертву спа­сения пред Господа, и муку пшеничну спряжену с елеем: зане днесь Господь явится в вас. И взяша, якоже заповеда Моисей пред скиниею свидения: и прииде весь сонм, и сташа пред Господем. И рече Моисей: сие слово, еже рече Господь, сотво­рите, и явится в вас слава Господня. И рече Моисей Аарону: приступи к олтарю, и сотвори еже греха ради твоего, и все­сожжение твое, и помолися о себе, и о доме твоем: и сотвори дары людския, и помолися о них, яко же заповеда Господь (Лев. 9, 1-7). Устремив изощренное внимание на Священные Писания, ты, Палладий, очень ясно усмотришь и здесь просиявающее таинство Христово.

П. Каким образом?

К. В восьмой день Моисей престает как бы священство­вать; начинает Аарон; впрочем, не умолк и Моисей, хотя к Делам священства и приступил уже Аарон. Время священ­ства Христова по справедливости мыслится как послезаконное, то есть восьмой день, в который было воскресение и как бы некоторое начало нового века: ибо во Христе нова тварь, Гласно написанному (2 Кор. 5, 17). Но когда уже явился Христос в восьмой день, установленное Моисеем престает: уже не в образах и тенях мы служим Богу. Впро-

303

 

 

чем, наставление в законе не умолкло, так как закон духовен для духовных и все­гда проповедует таинство Христово. Моисей обетовал, что в восьмой день явится слава Господня; ибо закон предвозвестил время пришествия Спасителя нашего. К сему присоединяет еще повеление, чтобы Аарон совершил жертвы прежде за себя самого, а после того — за весь народ, поставляя это, как я ду­маю, образом того, что касается до нас, и являя весьма хорошо и ясно, что избранным для священства и приемлющим освяще­ние в вере по справедливости приличествует быть святыми и священными. Объясним также, насколько возможно, и то, ка­ков был образ приношения. Телец закалаем был за грехи и для очищения священнодействующих. По излиянии же кро­ви на святой алтарь и по воскурении внутренностей осталь­ное тело сожигалось огнем. Потом всесожигаем был еще овен по обыкновенному закону всесожжения. Козел был жертвой для очищения греха народа; телец и агнец во всесожжение, а овен и вол — в жертву спасения, причем возлагалась на ал­тарь и пшеничная мука, если и не вся вдруг, но погорстно и по частям. Затем говорит: и воздвиг Аарон руце к людем, благослови я: и сниде сотворив приношение греха ради, и всесожжение, и яже о спасении. И вниде Моисей и Аарон в скинию свидения, и

304

 

 

изшедше благословиста вся люди: и явися слава Господня всем людем. И изыде огнь от Господа, и пояде яже на олтари, и всесожжения, и туки. И видеша вси людие, и ужасошася, и падоша на лице (Лев. 9, 22-24).

П. Так что же скажешь ты и об этом?

К. Поистине в восьмой день явилась слава Господня, то есть сделался явным Сын, слава Бога и Отца: так Бог назы­вал Его, говоря священнейшему Моисею: живу Аз, говорит Господь: истинно наполнится славы Господней вся земля (Числ. 14, 21). А священными являет Он нас, Сам за нас как бы в образе тельца закалаемый и освобождая от греха, отпуская всякую вину и очищая скверну, происшедшую от осуждения, подобным образом Сам приносимый, как овен, в воню благо­ухания мысленного, Сам же бывая и жертвою спасения и освящая нас собственной кровью, Сам есть и семидал (пше­ничная мука), намащенный елеем, в радости святой жизни являющий Себя Самого за нас Богу и Отцу.

П. Понимаю, что ты говоришь.

К. Думаю также, что оная жертва за Аарона и за народ превосходно означает посвящение святых Богу. Когда уже по­казан был и сделал себя явным Еммануил, чрез Которого мы призваны к освящению, тогда наконец мы становимся прият­ными и священными

305

 

 

и посвящаемся в воню благоухания Отцу; заметь, что хотя посвящение священников, как недавно было сказано, совершилось согласно с законом, однако же чрез Него (Еммануила) они опять многообразно были освящаемы; ибо Он сожигаем был как телец вне стана за грех; воскуряем был как овен, всесожигаемый надлежащим образом, весь почленно, так как за каждого и за всех; освящал их, помазуя кровью, как овен спасения. Когда же наконец наступил восьмой день, то есть день, в который соделалась более явною слава Христова, с упразднением смерти и попранием тления, тогда уже и священ­ники, и народ совершают приношения Богу, не чуждыми каки­ми-либо дарами чествуя Его и не внешними радуя Владыку всяческих, как и Израиль но плоти, но себя самих являя благо­ухающею жертвою: ибо в этих жертвах мы, как бы в образе, священнодействуем над собственными душами и приносим их Богу, умирая для мира и для мудрования плотского, и претер­певая умерщвление страстей, и едва не сораспинаясь Христу, дабы, переходя к святой и непорочной жизни, жительствовать сообразно воле Его. Нечто таковое пишет и божественный Па­вел: всегда мертвость Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится (2 Кор. 4, 10). И еще: аще терпим, с Ним и воцаримся (2 Тим. 2, 12); аще сообраз-

306

 

 

ни бываем смерти и страданиям Его, согласно натесанному, то общниками и воскресения, и славы Его будем (Рим. 6, 5; сн. Филип. 3, 10 и 21). Итак, вне врат за нас пострадал Христос, по слову блаженного Павла (Евр. 13, 12); да исходим и мы сами, поношение Его носяще, вне врат (13, 13); подобно как телец, закалаемые и, как овен, всесожигаемые, мы благоухаем Богу жительством во Христе. И это жертвы за Аарона и за сослуживших ему и происшедших от него; а жертва за народ есть козел, приносимый за грех. Какое этому основание, когда для очищения священников приносим был телец? Все каса­ющееся священников имеет превосходство: и приношения Жертв, и то, что относилось к очищению и освящению. Так, например, телец больше козла по величине тела, представляя тем ясное указание духовного превосходства в предметах. Те­лец же и агнец во всесожжение таинственно указывают на мла­денчество во Христе освящаемых верою. Вол и овен, затем, весьма ясно обозначают терпеливость и мужество, а также и плодоношение в кротости: образом первого служит вол, а вто­рого — овен. Увлажненная же елеем пшеничная мука весьма ясно указывает на светлую надежду жизни во Христе: ибо не печальным и плачущим, но благодушным и радостным прили­чествует нам прилепляться к жительству

307

 

 

Христову. Это, я ду­маю, значит изречение: приидите, возрадуемся Господеви (Псал. 94, 1): потому что так же чисто и ясно воссияет слава Христова, весьма радостно принимая плодоприношения святых, как и тог­да ясно Бог снизошел в виде огня и потребил жертвы. Как бы пищей и удовольствием для себя считает Он прославление освя­щенных верою. Но приведенные слова указуют собою и на не­что таинственное: тогда Бог ниспослал силу огня на рассечен­ные части, как бы коснувшись предлежащего, ибо всегда Боже­ство изображается в виде естества огненного; ныне же, когда Ему предлагается жертва мысленная, Он, уже не в виде огня, но в Святом Духе мысленно прикасаясь к предлагаемому, являет ее животворною для желающих причаститься ее. И это мы приня­ли верою за истинное.

П. Правильно сказал ты.

К. Воздев руки, Аарон благословил народ. Обрати опять внимание на это первое как бы возложение рук Аарона на народ: всех благословляет истинный Аарон — священников и народ, малыя с великими, по слову Писания (Псал. 113, 21), едва не возлагая и рук; а возложение руки может служить ясным знамением ниспослания на нас Всесвятого Духа. И прежде священнодействия Аарона не было возложения руки; не у бо бе Дух, по слову Иоанна, яко Иисус не у бе прославлен (Иоан. 7, 39).

308

 

 

П. Сказанное убедительно.

К. И образ молитвы священников благоустрояет Он, весьма ясно поставляя как бы некоторыми предуказаниями Христо­вых страданий заключающиеся в ней слова, ибо сказал: рцы Аарону и сыном его, глаголя: сице благословите сыны Израилевы. И Аз Господь благословлю я: да благословит тя Гос­подь, и сохранит тя: да просветит Господь лице Свое на тя, и даст ти мир, и помилует тя (Чис. 6, 22-27). Итак, повелевает увенчанным саном священства благословлять на­род, но с пользою отклоняет от суетности помыслов, показуя не руку человеческую благословляющею, но Себя Самого, как Господа: ибо всяко даяние благо, и всяк дар благий, и всякое благословение свыше есть сходяй от Отца светов, согласно написанному (Иак. 1, 17). Христос есть путь благословения, и Сам Он есть раздаятель нам небесных благ; в Нем и чрез Него все от Отца. Так и божественный Павел говорит: благо­дать вам и мир от Бога Отца Нашего, и Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 1, 7). Итак, мы благословляемся име­нем Божиим. Каков же должен быть и самый образ молитвы, на это ясно указывая, Бог сказал, что молящийся священник должен произносить: да благословит тя Господь и сохранит тя, да просветит Господь лице Свое на тя и помилует тя, да воздвигнет Господь ли-

309

 

 

це Свое на тя и даст ти мир. Таким образом благословение сохраняет, разрешая клятву и преобразуя согрешавшего, чтобы он заслужил похвалу во Хри­сте. И Сего свидетелем служит Павел, написавший так: бла­гословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе: якоже избра нас в Нем прежде сложения мира, быти нам святым и непорочным пред Ним в любви: прежде нарек нас во усыновление Христом в Него (Ефес. 1, 3-5). Видишь, что отверженный за грех сделался человеком, достойным при­нятия усыновления, благословляемым во Христе чрез прича­стие Духа, которого Он и излил на нас обильно, не отчасти даруя Его святым, но как бы от собственной полноты изливая Его в них. Далее, просвещение лица Божия тотчас доставля­ет как помилование, если истинно то, что в познании Бога привзойдет причастие жизни вечной; ибо так сказал Спаси­тель Отцу Небесному и Богу: се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа (Иоан. 17, 3). А что лицо Бога и Отца есть Сын, Который и явился нам, в этом, как я думаю, никто нимало не может сомневаться; ибо Он есть образ и подобие и изображе­ние Его (Евр. 1, 3; Кол. 1, 15; 2 Кор. 4, 4); чрез Него и с Ним мы познаем Отца, а с таковым по-

310

 

 

знанием необходимо соеди­няется и помилование: потому что мы оправданы верою, и не от дел праведных, их же сотворихом мы, но по многой Его милости (Тит. 3, 5); и освобождены от тления и преобразова­ны в обновление жизни во Христе, по милосердию Божию. И в другом отношении, именно если мы силу слова обратим на иуде­ев,— они поистине помилованы, когда воссиял им Единород­ный. На них лежало как бы некоторое неудобоносимое и дол­женствующее быть свергнутым бремя, закон осуждающий и без милосердия наказывающий согрешающих. Помилованы же они, приобретши в позднее время, едва лишь чрез Христа оправды­вающую благодать, пришествие которого сильно желая видеть, они взывали к Богу всяческих: Боже сил, обрати ны и просве­ти лице Твое, и спасемся (Псал. 79, 8). Итак, все мы помилованы в явлении Христа. Также и воздвижение лица Божия дарует мир, которого податель и присудитель есть Христос, предло­живший и дарующий его верующим в Него как бы Свое соб­ственное благо: ибо мир Мой, — говорит Он,— даю вам, мир Мой оставляю вам (Иоан. 14, 27). Когда как бы на высоте поста­вил Сына Отец, даровав Ему имя еже паче всякаго имене (Филип. 2, 9) и говоря: седи одесную Мене (Псал. 109, 1), тогда только, расторгнув разделявшую нас вражду, мы соединились в мире, посредством решимости —

311

 

 

Его (Сына) иметь в своих мыслях и ходить в Духе, в Котором и чрез Которого мы явимся общниками Божественного естества (2 Пет. 1, 4), так как Христос связует нас в единство: ибо Он сказал Отцу: хощу, да яко же Аз и Ты едино есмы, так и тии в пас едино будут (Иоан. 17, 21); потому что все мы — едино тело во Христе (1 Кор. 10, 17), и: прилепляяйся Господеви един дух есть, по Писанию (1 Кор. б, 17). А что, после того как Бог и Отец как бы воздвиг лице Свое, то есть прославил Сына, мы стяжали мир с Ним, это Сам Он объявляет, говоря: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Иоан. 12, 32).

П. Правильно рассуждаешь: Той бо есть мир наш, и Тем имамы приведение в Духе к Отцу (Ефес. 2, 14. 18).

К. Итак, о священниках и их «оставлении закон у нас таков; но кроме того ясно сказано и о том, что должен быть освящаем род левитский и что только предочищенный надле­жащим образом должен приступать к назначенному ему священнослужению. Сказано же об этом так в книге Чисел: поими левиты от среды сынов Израилевых, и да очистиши я. И сице да сотвориши очищение их: покропиши на них воду очищения, и да взыдет бритва на все тело их, и исперут ризы своя, и чисти будут. И да возмут телца единаго

312

 

 

от волов, и сего жертву муки пшепичны спряжены с елеем, и одного телца единолетна от волов да возмеши греха ради. И да приведеши левиты внутрь скинии свидения, и собереши весь сонм сынов Израилевых, и приведеши левиты. И да отлучит Аарон левиты отдание пред Господа от сынов Из­раилевых, и да служат службы Господеви. Левиты же да возложат руки на главы телцов: и да сотвориши единаго о гресе, и единаго во всесожжение умилостивити о них. И поставиши левиты пред Господем, и пред Аароном, и пред сынjnu его, и отдаси я отдание Господу. И да отлучиши левиты от среды сынов Израилевых: и будут Мне. И по сих да внидут левиты делати дела скинии свидения(Чис. 8, 6—15).

П. Разъясни же как следует, какой здесь должен быть нами мыслим способ очищения, установленного для левитов?

К. Таинственный, Палладий, и опять во Христе: ибо Он есть наше очищение и омовение всякой нечистоты и податель освящения. Покропиши,  сказано, на них воду очищения. Это же и мудрый Павел указывал, написав так: аще бо кровь козлия и телчая, и пепел юнчий кропящий оскверненыя освяща­ет к плотстей чистоте: кольми паче Кровь Христова (Евр. 9, 13-14). И истинно слово: если в образах есть польза и сень спасительна, то не тем ли более сама истина, то есть Кровь Христова?

313

 

 

Итак, вода очищения, смешанная с пеплом телицы, была ясным образом так называемой мертвости Христовой (2 Кор. 4, 10), как во святом крещении и сами мы исповедуем исполнение этого чрез веру, согласно с тем, как сказал опять тот же божественный Павел: спогребохомся Ему крещением в смерть: да яко же воста Христос славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (Рим. 6, 4); еще сказал он: всегда мертвость Иисуса в теле носяще, да и живот Иису­сов в мертвенней плоти нашей явится (2 Кор. 4, 10 и 11).

П. Но что значит так называемая здесь мертвость Хри­ста?

К. Это значит умереть для мира и грехов и проводить Жизнь священную, святую и наиболее всего любезную Богу, чем опять весьма похвалялся Павел, говоря: Аз бо законом закону умрох, да Богови жив буду: Христови сраспяхся. Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос: а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне (Гал. 2, 19-20). Это, думаю, и значит: умереть в мире и понести мертвость Христа, а в то же время и проводить жизнь в Нем. Итак, пепел телицы в смешении с водою может указывать собою на мерт­вость Христа, совершаемую во святом крещении, причастни­ками которой, сказано, должны быть и сами числящиеся в Левитском чине и как бы

314

 

 

в сени освобожденные от всякого вида плотской нечистоты. На это, думаю, указывает, и очень ясно, снятие бритвою волос на теле: живо бо слово Божие, и действенно, и острейше (Евр. 4, 12), как бы какую нечисто­ту волос и ногтей срезающее с ума нечистоту врожденных нам плотских движений, каковую Священное Писание в од­ном месте называет также и законом греха, живущим в чле­нах плоти и противовоюющим закону ума и влекущим к недозволенному (Рим. 7, 23). Но силою и действием Свято­го Духа, как бы бритвою срезаемый, он (закон греха) немоществует, а если бы как-нибудь стал снова усиливаться в нас, то еще с большею силою отсекается: духом ходите, сказано,— и похоти плотския не совершайте (Гал. 5, 16). Как бритва, однако же, не вполне с самого корня вырывает у нас волос, а срезает недавно лишь вырастающий: так и в нас слово Божие не до самого как бы корня исторгает врож­денное нам влечение похоти (ибо совершенная святость со­блюдена для будущего века), но скорее умерщвляет возрас­тающее и усиливающееся в нас и укрощает неистовствую­щий в членах плоти закон. Итак, снятие волос загадочно указывает на очищение ума, которое совершает в нас Боже­ственное и острейшее слово Божие. Омовение же одежд ука­зывает нам светлое и безукоризненное жительство, вне про­являющееся: про-

315

 

 

мышляюще добрая не только пред Господем, по написанному, но и пред человеки (Рим. 12, 17 и Притч. 3, 4). И Сам Господь говорит: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Матф. 5, 16). Итак, истинно святые и священные должны быть чистыми из­нутри и совне, нося мертвость Иисуса в своем теле и неко­торым образом спогребаясь Ему чрез святое крещение.

П. Ты хорошо сказал.

К. Сказано также, что за них (левитов) должна быть принесена жертва, состоящая в двух тельцах, совершенном и однолетнем, то есть нежном и юном; совершенный прино­сится во всесожжение и вместе с ним воскуряется пшеничная цука, увлажненная елеем; а другой, приносимый в жертву за Грех, сожигается вне стана: ибо так совершаемы были жертвы за грех. В обоих тельцах опять указывается Христос: в тельце, приносимом во всесожжение как всецело святой и приноси­мый за нас в воню благоухания Богу и Отцу, доставляющий святым радость и веселие жизни в надежде (так как вместе с тельцом приносима была пшеничная мука, увлажненная еле­ем); а эта радость и веселие во всяком случае сопровождает предпочетших жизнь во Христе. На Него же указывает и телец за грех, истребляемый огнем; ибо яз-

316

 

 

вою Его мы исцелехом, по Писаниям (Ис. 53, 5). Заметь же, что телец совершен­ный всесожигается, а однолетний за грех закалается, дабы в двух ты разумел Одного, как бы в совершенстве добродетелей благоуханнейшего мысленно и как бы в простоте и незлобии закалаемого· Аз, говорит, яко агня незлобивое ведомое на заколение, не разумех (Иер. 11, 19). А что вместе и за всех и ото всех как дар Богу приводится священнодействующий род, на это указывает возложение рук сынов Израилевых; ибо сказано: да возложат сынове израильтестии руки своя на главы левитов (Чис. 8, 10). Как левиты возлагали руки на главы жертвенных животных, закалавшихся за них образ Христа (делали же это не для благословения их, — далеко нет, — но дабы возложением рук как бы указать на носящего грехи наши Бога и за нас священнодействующего, чтобы пригвоздитъ к Своему кресту еже на нас рукописание (Кол. 2, 14): так будешь ты разуметь и возложение рук народа на левитов; потому что он возлагал руки, как бы представляя их вместо себя Богу для священнодействия, как избранных. Но тогда совершалось возложение рук; ныне же, с переменою дел к несравненно лучшему, народ своим решением одобряет при­зываемых чрез Христа к священнодействию, очень ясно

317

 

 

при­соединяя свой голос: «достойны!» с). И это совершается в цер­квах, как, несомненно, и древние совершали возложение рук на левитов при священной и Божественной скинии. Итак, очевидно, что если рукоположение будет совершаться и не в церкви, и не при народе, то это будет противно изволению Божию и несогласно со священными законами. — Посвященные левиты касаются всего, относящегося до священнодействия. Поэтому кто не свят во Христе и не предъочищен надлежащим образом, тот да отступит далеко: ибо безнаказанно не может касаться Божественных алтарей.

с) Здесь разумеется возглас: аксиос (достоин), доселе слышимый в храмах во время посвящения во священника или диакона и произносимый (после произнесения его же в алтаре священнодействующими) поющими на клиросе, которые таким образом заменяют собою народ в одобрении бранного и одобряемого архиереем и священнослужителями.

318


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.