13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл Александрийский, святитель
КНИГА 5. О мужестве во Христе
Итак, Палладий, святые мужи, несмотря на то что они борются за жизнь других людей, стремятся, однако ж, к тому, чтобы не приобретать себе ничего, находящегося в мире: ибо таким образом они бывают мудры и сильны, исполнены благой надежды и хорошо ограждены небесными благоволениями. И иначе быть не может, как ты хорошо знаешь, друг мой. Ведь если ум их выше мирских развлечений и временных пожеланий, то они найдут врагов своих весьма легко победимыми и без труда преодолеют своих противников, так как Сам Бог ниспровергает могущество их. Но если они сами пленятся мирскими страстями и увлекутся земными пожеланиями, в таком случае они делаются беззащитными и легко уловимыми для тех, кто пожелает напасть на них, и, оказавшись лишенными вышней защиты, становятся легкою добычей для своих врагов.
Палладий. А какое может быть удостоверение сказанного, желал бы я знать?
238
Кирилл. Священное Писание, которое благопотребно возвещает случившееся с древними. Не говорит ли и божественный Павел, что оно написано в научение наше? (1 Кор. 10, 11.)
П. Подтверждаю; потому что то, что мы узнаем из него, приносит нам немалую пользу. Тени были образами истины.
К. Итак, приступим к рассуждению. Когда сыны Израилевы перешли Иордан, они устремились на Иерихон и, следуя Божественным указаниям, постарались осадить его в том намерении, чтобы немедленно овладеть им и взять его; тут были, по закону войны, и люди, отличные в военном деле, как написано: и вниде Иисус сын Навин к жерцем и рече им, глаголя: повелите людем объити и окружити град, и воини да предъидут вооружены пред Господом (Нав. 6. 5-6). Так и мы по повелению Христа, передаваемому устами вождей, ополчимся на врагов, предпринимая борьбу не к крови и плоти, но к началом и ко властем (Еф. 6, 12) и против закона, владычествующего в плотских членах (Рим. 7. 23). Тогда мы будем находиться пред очами Божиими, как бы облеченные Божественным и духовным всеоружием (так как наши оружия не плотские, по слову Павла, 2 Кор. 10, 4) и отличаясь славою праведности. Итак, Владыка всяческих Бог взирает на людей воинственных, облеченных в светлые доспехи праведности, то есть как
239
бы пред лицем Христа проходят вооруженные воины. И конечно весьма почетное и поистине вожделенное это дело — находиться пред взором Божиим, если нельзя признать неверным, что как бы наказание какое налагает Бог на оскорбляющих Его, Свое от них отвращение, говоря: егда прострете руки ко Мне, отвращу очи Мои от вас (Ис. 1, 15). Когда осада продолжилась до седьмого дня, опять сказал Иисус Навин сынам Израилевым: воскликните ко Господу, предаде бо Господь вам град. И будет град сей проклят, и вся елика суть в нем Господу сил Саваофу: токмо Раав блудницу снабдите ю, и вся елика суть в дому ея. Но вы соблюдитеся от клятвы ф) да не когда помыслывше вы возмете от клятвы и сотворите полк сынов Израылевых клятву, и потребите ны. Злато же все, и сребро, и медь, и железо свято да будет Господу: в сокровище Господне да внесется (I. Нав. 6, 15-18). Остальной, взятой на войне добычей он (I. Навин) позволил пользоваться людям мужественным, а все серебро, золото, медь железо, говорит, должно внести в сокровищницу Господню: это и составляло то, что названо анафемой, то есть отделенным из всего и назначенным Богу. Но ни во что вменив заповедь, взя, — сказано,— Ахар
ф) От заклятого. Здесь и дальше в приведенном месте словом клятва Переводится греческое άνάθεμα, которое выше переведено: проклят.
240
сын Хармии, сына Замврии, сына Зары, от племене Иудина, от клятвы. И разгневася Господь яростию на сыны Израылевы(Нав. 7, 1). Это значит, что тем, которые выводят на брань против мирских удовольствий и развлечений сей жизни крепкий во Христе дух, которые решились стяжать себе славу оружием правды и уже находятся пред лицем Христа, таковым, полагаю, не следует желать ничего такого, что в мире возбуждает удивление: ни богатства, ни славы, ни власти, ни превосходства, ни нечестивых учений эллинской мудрости. Образом блеска отличий и преимуществ служит серебро: потому что это вещество блестящее, образом богатства — золото; на благозвучие языка, каким отличаются мудрецы мира сего, указывает медь, а на силу и власть — железо, которое очень твердо и препобеждает всякое вещество. Если кто-нибудь пожелает приобрести себе эти предметы, то, хотя бы он имел у Бога высокое место, был зачислен между воителями и отличался величием духовным, он нанесет этим оскорбление Богу и, решившись таким лукавым уклонением (от данного повеления) опечалить своего соратника и защитника, подвергнется за это гневу Божию.
П. Ты хорошо сказал, и я могу согласиться с тобой. Но вот что объясни мне, удалив на короткое время свое рассуждение от события и истории: почему серебро, золото, медь и железо
241
посвящаются Богу, а не выбрасываются, напротив, из стана или как предметы, быть может, бесполезные, или же как способные осквернить, так как в силу духовного созерцания оказалось, что они нечисты?
К. Это потому, Палладий, что всякая светлость, премудрость и богатство, также и крепость достойно и праведно приписываются Богу. Ибо Его — слава и всякая светлость, богатство и премудрость и сила. И если кто приемлет от Него и обогащается от сокровища Господня, то есть имеет богатство мысленное, славу и разум и крепость духовную, то он будет достоин общего внимания и соревнования; а если пожелает принять сие от мира, то будет постыден и ненавистен перед Богом, любящим добродетель, и повинен суду и наказанию. Ибо за богатством во всяком случае последует любовь к наслаждениям, блеску же и преимуществовать прямой сосед — гордость; и с властью тесно связано властолюбие, а с мудрое тию мирскою нелепость учений, хотя и благозвучен язык изложивших оные. Это самое и Павел говорит: аще кто мудр есть в вас, буй да бывает, яко до премудр будет. Премудростъ бо мира сего буйство у Бога есть (1 Кор. 3, 18-19) Так Ахар, не из сокровища Христова принявший, но как бы от мира — из Иерихона, оскорбляет Бога (Нав. 7, 1). Происшедшая же отсюда пагуба и то, что совершилось вследствие гнева
242
Божественного, не на одного лишь обличенного в этом простиралось, но поразило все общество, ибо, соделавшись непричастным помощи свыше, некогда непобедимый Израиль стал немощным и бессильным.
П. Но как или откуда можно было бы узнать, что слово об этом истинно?
К. Из написанного вслед за тем. Ибо после того, что произошло при Иерихоне и совершено в нем славно и мужественно всем Израилем, Иисус (Навин) послал мужей из Иерихона в Гай, и идоша мужи, и соглядаша Гай. И возвратишася ко Иисусу, и рекоша ему: да не идут еси люди, но яко две тысящи или три тысящи мужей да идут, и да воюют город: да не ведеши тамо всех людей, мало бо есть их. И идоша тамо, аки три тысящи мужей, и побегоша от лица мужей Гаиских. И убиша от них мужи Гайстии яко тридесять и шесть мужей, и отгнаша их от врати сокрушиша их на стремнине: и ужасеся сердце людей, и бысть яко вода (I. Нав. 7, 2-5). Взявшие города и опустошившие страны и без труда победившие самые дикие племена находят непобедимыми жителей Гая, едва спасаются и отступают не без ущерба, тогда как сначала они не хотели даже, чтобы полное количество воинов было призвано к оружию, и открыто признали, что немногим легко будет завоевать город. Ибо да не идут еси люди, — гово-
243
рили они, — но яко две тысящи мужей (Нав. 3). Когда же Иисус весьма огорчен был этим негаданным бедствием и неожиданным несчастием, разорвал одежду, припал пред Богом и недоумевал, как это случилось, то Бог сказал: востани, векую ты так пал еси на лице твое? Согрешиша людие, и преступиша завет Мой, егоже завещах к ним, и украдше от клятвы, скрыша в сосудех своих. Сего ради не могут сынове Израилевы стати пред лицем врагов своих, но хребет обратят пред враги своими, яко клятвою сташася (подпали заклятию): не приложу ксему быти с вами, аще не измете клятвы от себе самих (Нав. 7, 10-12). Когда же указан был Ахар, Иисус спрашивал его, говоря: даждь славу днесь Господу Богу Израилеву и даждь исповедание, и исповеждь ми, что сотворил еси: и не утай от мене. И отвеща Ахар Иисусу, и рече: поистинне аз согреших пред Господем Богом Израилевым: сице и сице сотворих. Видех в плене ризу красну(прекрасную) х) и двести дидрахм сребра, и сосуд ц) един злат, пятьдесят дидрахм вес его: и помыслив на ня взях, и се
х) И в тексте творений св. Кирилла, и в тексте LXX поставлено здесь ποικιλην — разноцветную, хотя перевод «прекрасную» более соответствует еврейскому подлиннику.
ц) Как в тексте творений св. Кирилла, так и в переводе LXX, согласно с еврейским подлинником, здесь употреблено слово γλῶσσα — язык, здесь разумеется продолговатый, имеющий форму языка, слиток золота.
244
сия сокровенна суть в земли в кущи моей, и сребро сокровенно под ними(Нав. 7, 19-21). Понимаешь, что и сам укравший говорит, что он увидел между добычею разноцветную одежду, двести дидрахм серебра и золотой язык в пятьдесят дидрахм и задумался о них, то есть возымел беззаконное желание приобресть их. Одежду ч) эту считают за воинскую и говорят, что это был плащ, вытканный разными цветами: это одеяние воинское и есть символ корыстолюбия: потому что военному сословию как бы прирождена сильная страсть корыстолюбия. Серебро же есть образ мирского блеска, а золотой язык — сладкоречивой мудрости эллинской: таков некоторым образом и у эллинских мудрецов язык и способ образования, как бы золотой и весьма драгоценный, по причине блеска изложения. Когда грех уже был открыт, Иисус подверг Ахара наказанию, как не только себе самому причинившего вред, но простершего и на все общество пагубу, происшедшую от его невоздержного пожелания. И может быть, на это указывает весьма хорошо и премудро сказанное нам устами Павла: измите злаго от вас самех. Мал квас все смешение квасит (1 Кор.
ч) Св. Кирилл, согласно с переводом LXX, употребляет здесь слово φιλὴ, т е. στολὴ, и так как это слово, как малоупотребительное, могло быть непонятно для Палладия, то он и разъясняет его последнему.
245
5, 13 и 6). Итак, не ясно ли показано тебе сначала в Аврааме, что для святых остается безопасною слава их силы и что они легко достигают возможности одолеть врагов, если не пожелают искать ничего от мира, — а потом противоположное сему в Ахаре, уклонившемся от пути правого и склонившемся к мирскому?
П. Совершенно так: сказано ясно.
К. А что святые должны являться везде одинаковыми и в образе жизни и в мнениях, это очевидно, так как закон ясно говорит: да не будет утварь мужеска на жене, ни да облачится муж в ризу женску: яко мерзость есть Господеви всяк творяй сия (Втор. 22, 5): потому что мерзостью пред Богом и неприятнейшим зрелищем в очах Его равно является как то, когда изнеженность принимает вид мужества — ибо это значит: утварь мужеска на жене, — так и то, когда мужество недугует изнеженностию, ибо сему подобно облечение мужчины в женскую одежду.
П. Что такое говоришь ты?
К. Лицемерие не есть ли дело худое и бесчестное пред Богом и людьми?
П. Правда.
К. Ну, а если бы кто, будучи любострастен и невоздержен и самими делами изобличаем в этом, впоследствии прикрасил себя славою умеренности, то похвалил ли бы ты сам, Палладий, такового?
246
П. Никак.
К. Не думаешь ли ты также, что на самом деле умеренный и благоприличный должен быть устойчивым в тожестве мнения и не казаться иным, нежели каков он есть?
П. Согласен.
К. Итак, пусть не скрывается слабое и изнеженное расположение некоторых за славою мужества, — ибо это значит: да не будет утварь мужеска на жене,— и истинно крепкое пусть не стремится к изнеженности, ибо это опять значит изречение: ни да облачится муж в ризу женску. потому что в том и другом — одинаковый порок, и как тот, так и другой грех есть оскорбление добродетели.
П. Ненадежное, как видно, дело и небезвредное — изнеженность.
К. Без всякого сомнения: ибо это — страсть, совершенно достойная отвержения и богоненавистная. Посему и из священных списков изглаждается виновный в этом. Я утверждаю, что человек, истинно крепкий и мужественный, никаким образом не должен беззаботно попускать своему уму доходить до расслабления, наоборот, должен блюсти его от всякой боязливости и лености всецело утвержденным в вере в Бога и говорить: вся могу о укрепляющем мя Христе (Флп. 4, 13), отказываться же от желания помышлять о земном, как причиняющего гибель и являющего нас недостойными
247
пред Богом. Так и во Второзаконии опять написано: аще изыдеши на брань на враги твоя, и узриши кони и всадники, и люди множайшия тебе, да не убоишися их: яко Господь Бог твой с тобою, изведый тя из земли Египетския. И будет, егда приближишися к рати, и приступив жрец да возглаголет к людем, и речет к ним: послушай Израилю: вы исходите днесь на рать ко врагом вашим: да не ослабеет сердце ваше, ни убойтеся, ниже устрашитеся, и не уклонитеся от лица их: яко Господь Бог ваш идый пред вами, споборствует вам на враги ваша и спасет вас. И да рекут книгочия к людем, глаголюще: кий человек создавый храмину нову, и не обнови ея? да идет, и да возвратится в дом свой, да не умрет на рати, и человек ин обновит ю: и кий человек, иже насади виноград, и не веселися от него? да идет и возвратится в дом свой, да не умрет на рати, и человек ин возвеселится от него: и кий человек, иже обручи себе жену, и не понял ю? да идет, и возвратится в дом свой, да не умрет на рати, и ин человек поймет ю. И да приложат книгочия глаголати к людем, и рекут: кий человек страшлив и слаб сердцем? да идет, и возвратится в дом свой, да не устрашит сердца брата своего, аки сердце свое (Втор. 20, 1-8).
П. Что получившие дерзновение у Бога должны отличаться добродетелями и мужаться во всем
248
добром, это и я утверждаю, но как или каким образом некоторые отсылаются с поля сражения, как негодные, этого я не могу понять.
К. Разве не знаешь, что тот не достоин пред Богом и не решится переносить труды ради благочестия, кто не считает жизнь в мире сем пришельствием? Это весьма хорошо и ясно как бы во образе и начертании изображено в жизни святых. Божественный Авраам проживал в шатрах и делал переходы с места на место. И весь Израиль в пустыне часто переменял стоянки и обитал в шатрах. Этим же очень славится и пророк Давид, так говорящий Богу: ослаби ми, яко пресельник аз есмь на земле, и пришлец, якоже вси отцы мои (Пс. 38, 14 и 13). Стремился же он сильно к вышним обителям, так говоря: коль возлюбленна селения Твоя Господи сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни (Пс. 83, 2-3). Таковые помышляют о небесном и жаждут небесных обителей, которые Сам Спаситель обещает любящим его, говоря: иду и уготовлю место вам. И паки прииду и поиму вы с Собою: да идеже есмь Аз, и вы будете там со Мною (Иоан. 14, 2~3). Итак, образом того, кто не в состоянии считать настоящую жизнь пришельствием, служит строющий дом и усердно предающийся заботам о нем, а образом любостяжательного и корыстолюбивого — насаждающий виноград; женонеистового же и изнежен-
249
ного и предавшего ум похотям плоти может обозначать преступающий к обручению с женою. Посему-то они по гласу войскового глашатая удаляются от священного и воинственного собрания. Что свойственно было объятым сими страстями думать и говорить, это глашатай объявлял заранее. Разве не правда, что недугующим сими страстями приятно во время гонений наслаждаться покоем и не совершать занятий делами любви к Богу, так как они думают, что если придется в сражении потерпеть что-либо, то они лишатся домов и имущества и дорогих для них удовольствий? Оттого-то и происходит, что они являются несмелыми и малодушными. Итак, что свойственно было им думать и говорить, то провозгласил книжник, как бы косвенными обличениями и прикрытыми порицаниями поражая малодушного, находящего предлог к извинению его слабости и, как бы пищу какую для своей трусости, собирающего мирские наслаждения. Поэтому и повелел Бог войсковому глашатаю сделать последнее воззвание открытое и неприкровенное: и да приложат,— сказано,— книгочия глаголати к людем, и да рекут: кий человек страшлив, и слаб сердцем? да идет в дом свой, да не устрашит сердца брата своего, аки сердце свое (Втор. 20, 8). Почти прямо говорит он следующее: преданный земному, созидающий домы, насаждающий виноградник и побеждаемый удовольствиями плотоугодия
250
будет, без сомнения, робким и бессильным; а таковой совершенно негоден и будет во вред другим. Ибо тлят обычаи благи беседы злы (1 Кор. 15, 33), и легко пленяемый трусостию увлекает иногда к малодушию даже сильного и отважного. Посему-то и божественный Павел укорял некоторых, хотевших воспрепятствовать ему отправиться в Иерусалим; ибо говорит: что творите, плачуще и сокрушающе ми сердце: аз бо не точию связан быти, но и умрети готов есмь за имя Господа нашего Иисуса Христа (Деян. 21, 13). Должно заметить также, что и отказ званных на брак был таков: село купих,— и,— жену поях и не могу приити (Лк. 14, 18 и 20). Так написано в евангельских притчах. Нетрудно увериться в этом, если тебе угодно, и из древних примеров.
П. Говори же, нимало не медля, ибо ты принесешь великую пользу.
К. Итак, вот что читаем мы в книге Чисел: и посих воздвигошася людие от Асирофа, и ополчишася в пустыни Фарани. И рече Господь к Моисею, глаголя: поели от себе мужи, и да соглядают землю Ханаанску, юже Аз даю сыном Израилевым во одержание: мужа единого от племене, по сонмом отечеств их да послеши их, всякого старейшину от них. И посла я Моисей от пустыни Фарани глаголом Господним: вси мужи старейшины сынов Изра-
251
илевых (Чис. 13, 1-4). По исчислении же посланных по коленам и родам, и шедше, — сказано далее, — соглядаша землю от пустыни Сип даже до Роова, до входов Емаф (13, 22). И немного потом: и приидоша до дебри гроздныя, и соглядаша ю, и урезаша оттуда ветвь, и гроздь винограда един на ней, и воздвигоша ю на жердь, и от шипков, и от смоквей. И место оно назваша, дебрь гроздная, грозда ради, его же урезаша оттуда сынове израильтестии. И возвратишася оттуду соглядавше землю по четыредесяти днех. И ходивше приидоша к Моисею и Аарону, и ко всему сонму сынов Израилевых в пустыню Фараню в Кадис: и поведоша им слово, и всему сонму, и показаша им плод земный, и поведаша ему, и рекоша: ходихом на землю, на нюже посылал еси нас, на землю кипящую млеком и медом, и сий плод ея. Кроме яко людие силъни зело, иже на ней живут, и гради утверждени ограждением и велицы зело, и род Енаков видехом тамо(13, 2429). Замечаешь ли, как страшливые и весьма не смелые из обозревавших землю обетования открыто признали, что земля эта богата виноградом и тучна и обильна зрелыми плодами, но присоединяют ксему нечто и для устрашения, называя живущий там народ храбрым ш), говоря все о том, что города крепки и ограж-
ш) Θρασύ Так поставлено у св. Кирилла согласно с переводом LXX.
252
дены стенами, отнимая таким образом у Израиля надежду на завоевание и устрашениями приводя к малодушию?
П. Это так.
К. Но мудрые и отважные из них Халев и Иисус (Навин) противостали пустословию их, говоря народу и божественному Моисею: никакоже, но восходя взыдем, и приимем ю в наследие, яко преодолеем их (13, 31). Посланные же с ними не переставали утверждать, что израильтянам трудно будет взять землю обетования. Затем сказано: и взем весь сонм, даде глас: и плакахуся людие всю нощь ту: и роптаху на Моисеа и Аарона вси сынове израильтестии, и рекоша к ним весь сонм: о дабы умерли быхом в земли Египетстей, или в пустыни сей да быхом умерли: и векую вводит нас Господь в землю сию, еже пасти на брани? Жены наша и дети наша будут в разграбление: ныне убо лучше есть нам возвратитися во Египет. И рече друг к другу: поставим себе старейшину, и возвратимся во Египет (14, 1-4). В такое-то жалкое состояние и малодушие впал весь сонм; и даже, когда Иисус Навин пытался было возвратить их к мужеству, и разорвал одежду, и высказывал бесчисленные похвалы земле, они не хотели ободриться, неразумным малодушием преогорчевая поборавшего по них Бога и собственным силам предоставляя исполнение своей надежды. Посему-то
253
наконец Бог и поклялся, говоря: если щ) узрит кто либо из мужей сих землю, еюже кляхея отцем. их, разве Халев сын Иефонииин и Иисус Сын Навин (14, 23 и 30). Ужели еще сомнительно, что робкий, избегающий труда и маловерный губит вместе с собою и других, развращая их злыми беседами, и лишается наследия и надежды на Бога, а мужественный и сильный покоится в надежде и будет другом Божиим?
П. Несомненно; потому что достаточно доказано.
К. И таким образом, как говорили мы вначале, кто предан мирским удовольствиям, тот не способен стать в ряды воинства духовного.
П. И очень.
К. А я прибавил бы еще — ибо, я думаю, никак не следует упускать полезное, — что и недавно начавший упражняться в какой-либо добродетели еще неспособен к битве, но весьма легко может увлечься к греху.
П. Как же так?
К. Во Второзаконии написано: аще кто поймет жену внове, да
щ) Et. В переводе LXX, по общепринятой редакции его, здесь поставлено: ἦ μὴν οὐκ — истинно не, как переведено и в славянской Библии. Впрочем в чтении, приводимом у св. Кирилла, смысл тот же, как и в обыкновенном, именно, Бог как бы так говорит: если кто-нибудь из этих людей увидит землю обетованную, то клятва Моя будет нарушена.
254
не идет на брань, и да не наложится ему никая же вещь, неповинен будет в дому своем лето едино, да веселит жену свою, юже поял есть (24, 5). Но следует ли, Палладий, придерживаться одного прямого буквального смысла? Неужели добротолюбивый Законодатель в самом деле заставляет сидеть дома человека, способного к войне, и не дозволяет приобретать похвалу, предоставляя ему увлекаться пустыми разговорами с женою и предпочитать необходимому плотоугодие?
П. Всего менее я могу согласиться, что такова была мысль Законодателя. Но здесь, как кажется, скрывается какой-нибудь более правдоподобный смысл.
К. Итак, я повторю то, что сказал: муж, коснувшийся добродетели, но еще недостаточно утвердившийся в ней, легко может увлечься к противоположному.
П. Скажи, каким образом? Ибо я недостаточно постигаю это.
К. Соломон говорит в одном месте: нарцы премудрость сестру тебе быти, разум же знаем сотвори тебе (Прит. 7, 4). Мы как бы сродняемся с добродетелями, когда стараемся сколько возможно более приносить плодов в них: когда один, например, упражнением приобретает мудрость в знании, другой кротость и тихость нрава, или и другое что-либо таковое избирает для исполнения. Итак, неужели
255
ум, только что начавший упражнение в сих добродетелях, способен выдержать испытание и искушение? И разве тот, кто недавно лишь вступил в родство с премудростью ъ), если встретится с людьми, извращающими правое, не развратится скорее, нежели победит и избежит вреда от них, еще не будучи достаточно устойчивым и утвержденным в разуме?
П. Разумеется, так.
К. Разве не легко приходит в гнев человек, который хотя старается быть кротким, но еще недостаточно упражнялся в этом, — когда кто-либо раздражает его?
П. Я думаю так.
К. Испытанный же мудрец, вступая в борьбу с мудрыми, не противопоставляет ли мужественно их хитросплетениям правильные умозаключения?
П. Правда.
К. А укрепившийся в кротости не неподатлив ли на гнев, хотя бы кто когда и вызывал его на то?
П. Подтверждаю.
ъ) Здесь имеются в виду выше приведенные слова Писания: нарцы премудрость сестру тебе быти.
256
К. Итак, правильно говорит закон, прекрасно изобразивши добродетель, сожительствующую святым, как бы под видом жены: аще кто поймет жену внове, да не идет на брань, и да не наложится ему никая же вещь: неповинен будет в дому своем лето едино, да веселит жену свою, юже поял есть (Втор. 24, 5). Он не допускает, чтобы обременяем был трудами и преследованиями тот, кто, так сказать, только что установился и имеет еще неокрепшее стремление к добру, но как бы праздному и сидящему у себя дома, находящемуся в тепле, предоставляет соединяться с добродетслию узами любви. Мы найдем, что так поступили и святые Апостолы, которые к обращенным из язычников и недавно призванным к познанию Бога мудро пишут в послании: изволися бо Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, разве огребатисявам от блуда и удавленины и крове (Деян. 15, 28). Ибо предусмотрительно опустивши труднейшие из заповедей, они повелевают сохранять немногие и необходимые, зная неудобоносимость бремени страданий для тех, которые лишь недавно приведены к богопочитанию. И таковым Бог всяческих прощает и гнев и вины, если бы даже они и пали но малодушию, проходя необычный путь трудов; когда же потом наводит Свой суд и подвергает движениям Своего гнева, то уже не тех,
257
которые немоществуют вследствие непривычки к трудам, а тех, которые более по своему произволу впадают в соблазн и изнеженность и весьма охотно предаются своей беспорядочности. Ибо не трудно ли достижима добродетель, и не стропотен ли путь к ней, и не потребно ли решившемуся на исполнение ее трудиться с великим усилием?
П. Согласен.
К. Но не было бы безрассудным, даже более: не было бы недостойным и неприличиым только что приведенных к сему состоянию руководить со снисходительностию (так как они еще не вполне утвердились в ревности, ходят как бы нетвердою стопою и еще страдают бессилием), а с опытным управляться сурово, посредством наказаний а) и страха, привлекая его к перенесению страданий и обузданию себя, как бы по необходимости.
П. Ты рассуждаешь весьма хорошо.
К. Это дело представится ясным, если прообразовательно совершившееся у древних б) мы захотим расследовать обстоятельно. Ибо написано так: поят же Моисей сыны Израилевы от моря Чермнаго, и веде их в пустыню Сур:
а) Хотя в большей части кодексов переводимого творения св. Отца в настоящем случае поставлено: πόνοις (трудами), однако же, судя по смыслу, нужно признать более верным чтение кодекса Ватиканского, где стоит вместо этого: ποιναῖς (наказаниями).
б) То есть в Ветхом Завете.
258
и идяху три дни в пустыни, и не обретаху воды пити. Приидоша же в Мерру, и не можаху пити воды от Мерры, горька бо бе: сего ради назвал имя месту тому, горесть. И роптаху людие на Моисеа, глаголюще: что пием? Возопи же Моисей ко Господу: и показа ему Господь древо, и вложи е в воду, и усладися вода (Исх. 15, 22-25). Не задолго перед тем поднявшись из земли Египетской и сбрасывая с себя тяжкое и неудобоносимое иго рабства, сыны Израилевы, по призванию Божию, спешили переправиться в давно обещанную отцам землю. Первое затруднение на пути встречается им в недостатке воды, которой едва нашлось для долго томившихся жаждою, да и та была не без затруднения для пользования: горька бо бе, как написано. Но чрез вложение древа она изменяется в приятную и сладкую, после того как Бог показал божественному Моисею способ, как тут поступить. Посему, научаемые законом Божиим предпочтительно следовать Богу, избавляющему от рабства страстям, и освобождаться от насилия демонов, искушаемые должны трудиться с великим усилием и возлагать на себя венец славы, измождая плотские вожделения подвижническими трудами и как бы некоего зверя укрощая жаждою и голодом необузданное движение страстей, постоянно направляющееся к наслаждению. Потому-то первая брань у нас, желающих
259
соблюдать воздержание, — к плоти и тому, что от нее. И я не думаю, чтобы кто-либо мог иначе упражняться в добродетели. Итак, жажда, приключившаяся древним в пустыне, была прообразом подвижнических трудов, и телесное — начатком духовных упражнений. Далее обрати внимание на то, что израильтяне не тотчас же, с самого начала, бросаются в сражение (ибо не тотчас же предпринимают брань против начал и властей (Еф. 6, 12) недавно начавшие вести борьбу со страстями и идти путем добродетели, так как находящиеся под испытанием не имеют еще довольно мужества и твердости), но испытываются в трудах борьбы против плоти, между тем как Бог соразмеряет тяжесть труда с навыком испытуемых. Это, я думаю, и означают слова: искушение вас не достиже точию человеческое: верен же Бог, иже не оставит вас искуситися паче еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10, 13). Подвиги же ради добродетели, сами по себе весьма горькие, претворяет в приятные и сладкие Христос, Который называется и есть древо жизни. Ибо и Сам Он сказал в евангельских Писаниях: аще в суров древе сие творят, в су се что сделают (Лк. 23, 31), называя Себя Самого зеленеющим и доброцветным древом. Божественному Моисею древо показует Бог: ибо
260
один только Отец открывает Сына, поелику один Он и знает Его: никтоже весть, кто есть Сын, токмо Отец (Лк. 10, 22). Итак, во Христе, древе жизни, горькое становится сладким, неудобоносимое — выносимым, то, что по своей природе вредоносно, — необходимым для жизни.
П. Каким же образом?
К. Если справедливо то, что труды, когда они очень горьки, изнуряют тело, а между тем душу делают причастною жизни вечной (как и Павел сказал где-то: егда немоществую, тогда силен есмь,— 2 Кор. 12, 10; и еще: аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни, — 4, 16), то кто же захотел бы принимать на себя столь горькие труды, если бы не имел сладкой надежды во Христе?
П. Конечно, я думаю, никто.
К. Итак, посмотри (ибо нам необходимо, Палладий, привести на память сказанное в начале) на Израиля, томившегося Жаждою в пустыне, ропщущего на премудрого Моисея и безнаказанно впадшего в такое малодушие. Он не вызвал суда и не подвергся последствиям гнева, хотя Бог и обычно наказывает повинных в этом, потому что только что начинающий упражняться в добродетели, пользуется помилованием, хотя бы он и падал; но не получает снисхождения тот, кто и по-
261
сле того обнаруживает крайнее малодушие и необузданное влечение к нелепым пожеланиям. Так и в книге Чисел Священное Писание опять говорит о сынах Израилевых: и отъидоша от горы Господни в путь трех дней: и кивот завета Господня предъидяше пред ними в путь трех дней, соглядати им стана. И бысть, егда воздвизаху кивот, и рече Моисей: востани Господи, и да разсыплются врази Твои, да бежат еси ненавидящии Тебе. И в поставлении (кивота) рече: возвращай Господи тысящи тем во Израили. И облак Господень бысть осеняющ над ними в день, егда воздвизахуся из полка. И быша людие ропщуще злая пред Господем: и слыша Господь, и разгневася гневом, и разгореся в них огнь от Господа, и потреби часть некую от полка. И возопиша людие к Моисею: и помолися Моисей к Господу, и преста огнь. И прозвася имя месту тому, запаление: яко разгореся в них огнь от Господа (10, 33— 11,3). И после того еще: и воздвигшеся от Ора горы путем, иже к морю Чермному, обыдоша землю Едомлю: и малодушествоваша людие на пути. И роптаху людие на Бога и на Моисеа, глаголюще: векую извел еси ны из земли Египетския убити в пустыни? яко несть хлеба ни воды: и душа наша негодует о хлебе сем тщем. И посла Господь на люди змиев умертвляющих, и угрызаху людей: и умроша люди мнози от сынов
262
Израилевых (21, 4-6). Итак, ты видишь, что огнем и змеями был истреблен народ ворчливый и ропщущий. Ибо в то время, когда одни сходят с горы Господней, в предшествии кивота, изыскивающего для них впереди место для отдохновения, и когда Моисей молился и ходатайствовал за них, а облак осенял их, другие, называя хлеб, посылаемый с неба, негодным, издавали весьма громкий вопль против Бога и Моисея. Вследствие сего одни по необходимости сделались пищею огня, а другие немедленно в) погибли от укушения ядовитых змей.
П. Что же должно заметить относительно того и другого места Писания? И что такое — гора Господня?
К. Горою Господнею, я думаю, называет Писание Синай, на которую сошел в виде огня Зиждитель всех, явился всему народу, как написано (Исх. 19), и изрек законы для деятельности. Ибо тамо положи сынам Израилевым оправдания и суды (Исх. 15, 25). Но установителем сих законов и древле был Христос. Поэтому Он и называет данные чрез Моисея законы Своими словесами; ибо сказал: аминь глаголю вам: дондеже прейдет
в) Лучшие издатели предполагают в этом место слово ἀμελλητί (немедленно) вместо обычно стоящего в кодексах ἀμελητί (без попечения, беззаботно).
263
небо и земля, йота едина, или едина черта не прейдет от закона дондеже, вся будут. Небо и земля мимо идет, словеса же моя не мимо идут (Матф. 5, 18; 24, 35). Итак, оставим грубую оболочку истории, проникнем в тонкость заключающегося под нею духовного смысла. Подлинно, те, которые уже удостоились богосозерцания и богопознания, очами ума созерцали светлость Божественного естества, как бы на горе, то есть в чрезвычайном и недоступном величии (ибо слава и естество Божие выше всего), которые, так сказать, представляли самих себя Христу чрез веру, оказались внимательными к словам Его и обещали послушание (ибо так поступил тогда и Израиль, говоря: все, что сказал Господь Бог твой, сотворим и послушаем, Исх. 24, 3), — таковые будут пользоваться попечением, подобающим близким Ему, и удостоятся промышления, направленного к спасению их. Ибо Сам Бог будет для них вождем и защитником и пойдет впереди для отыскания им места успокоения. Потому-то. Христос первый, ради нас и за нас, противопоставил Себя древле побеждавшему сатане, прошедши пост и искушение в пустыне, дабы мы имели покой, видя сатану побежденным, падшим и поверженным под ноги наши. Поэтому Он и говорил: в мире вы имеете скорбь, но дерзайте, яко аз победих мир (Иоан. 16, 33). И еще:
264
вот Я дал вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк. 10, 19). Он первый ради нас и за нас, сразившись со смертию, разрушил ее державу, нам же даровал успокоение, обновив нас в нетление. Он Первый вошел в рай, как устранивший «обращаемое оружие» (Быт. 3, 24), от нас же удалив грех, заграждавший вход в рай. Он Сам за нас заплатил долги наши: и язвою Его мы исцелехом, по написанному (Ис. 53, 5). Он первый восшел ко Отцу и Богу, обновляя нам путь на небо и предуготовляя горние обители как и сказал Он: пойду и уготовлю место вам (Иоан. 14, 2). Итак, в кивоте завета подлинно предызображен был Христос. Ибо устроен был оный из негниющих дерев и хранил в себе Божественный закон, который есть Слово Божие. Соответствующее сему таинство ты можешь увидеть во Христе; потому что Бог бе Слово (Иоан. 1, 1), в нетленном храме. Кивот предшествовал израильтянам, усматривая для них место отдохновения: и нам предшествует Христос сказанным сейчас способом. И кроме того, исполняя служение посредника, Он является ходатаем и умилостивлением за нас пред Отцом подобно тому, как и Моисей древле, при поднятии с места кивота, говорил: востани Господи, и да разсыплются врази Твои, да бежат вси ненави-
265
дящие Тебе, а при остановке его: возвращай, Господи, тысящи тем во Израили (Чис. 10, 34-35). Ибо, когда востал на помощь нашу Единородный, говоря древле гласом Псалмопевца: страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь (Пс. 11, 6), тогда пали враги и обратились в бегство супостаты и вступившие в борьбу со славою Божественною. Потому чтона кресте Он восторжествовал над началами и властями и Своею смертию упразднил князя века сего, по написанному (Иоан. 12, 31; 16, 11; Евр. 2, 14). Когда же Он как бы успокоился г), и привел к концу все домостроительство Воскресением из мертвых и восшествием на небо к Отцу, то всю обратил землю и тысячи тем соделал Своими поклонниками Когда вознесен буду от земли, — говорит Он,— вся привлеку к Себе (Иоан. 12, 32). Итак, молитва Моисея была прообразом ходатайства Христа, Который в образе человеческом молился и испрашивал нам от Бога и Отца все наилучшее, как говорит божественный Иоанн: ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника. И той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира
г) Καταπαύσας в соответствие (прообразовательное) поставлению на место кивота во время странствования евреев по пустыне, о каком поставлении у св. Отца было употреблено выражение, καταπαύσας.
266
(1 Ин. 2, 1-2). Кроме того, в Нем мы имеем еще и кивот покровителя, как это прикровенно разумеется в осеняющем облаке. Да слышит оправдываемый верою в Него сии слова: во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию (Пс. 120, 6). Некоторые же и относительно выражения в евангельской притче о распределении наград — мы понесли тяготу дне и вар (Матф. 20, 12) — говорят, если не ошибаюсь, что здесь под тяготою дняи варом разумеется чрезвычайная и высшая сила для истребления, подобно огню, необузданных увлечений, а также, может быть, и искушений. Итак, Христос помощник и покровитель бысть нам во спасение(Исх. 15, 2). Когда же некоторые из удостоившихся богосозерцания, быв сами слушателями Божественных вещаний и чрез исповедание веры, так сказать, уже обещавшие благое послушание, уклонением к худшему отвергают предваряющего и водительствующего их, разумею Христа, Который заботится найти для них место успокоения д), предстательствует, как бы в качестве ходатая, и служит покровителем — что подразумевается прикровенно в образе облака, — тогда, подлинно тогда, и вполне по справедливости, отдавая отчет в собственном своем неразумии, они потерпят
д) Ανάπαυσιν - упокоение, место покоя, место стоянки, в соответствие бывшему с израильтянами в пустыне.
267
жестокое наказание посредством огня. И в этом-то, я думаю, смысле сказал сам премудрый Павел: волею бо согрешающим нам по приятии разума истины, ктому о гресех не обретается жертва: страшно же некое чаяние суда, и огня ревность поясти хотящаго сопротивныя (Евр. 10, 26-27).
П. Итак, отвергшие, вследствие греха, все домостроительство, во Христе умопредставляемое, будут пищею огня. Ропот же, как кажется, означает отступничество и нежелание воспринимать совершенное чрез Него спасение, хотя они и вкусили благодати и в опыте прошедшего имеют верный залог будущего.
К. Так именно. А другие, предавшись малодушию,. производи ли такой же вопль и попусту роптали на Бога и Моисея, называя негодным хлебом манну с неба, но такие погибали от змей. И оскорбляющие неблагодарностию Спасителя всех и Искупителя и ни во что ставящие благодать свободы, и сверх того охуждающие животворящее слово Его и дар Духа Святого, как бесполезный, подвергнутся у кущениям скверноубийцы дракона. Те же, которые не впали в столь нелепые грехопадения, избегнут угрожающего злобе наказания и суда и одержат верх над врагами, на аспида и василиска наступят и поперут льва и змия (Пс. 90, 13). Итак, несомненно и засвидетельствовано для нас самим делом, что опасно
268
быть легкомысленными и впадать в малодушие людям уже опытным в борьбе и не заботящимся о получении похвалы за труды и уже некоторым образом привыкшим к подвигам ради добродетели.
П. Твердо доказано и истинно.
К. Эта речь подтвердила для нас ту мысль, что не только ропот на Бога богоненавистен и подлежит суду, но и самое малодушие заключает в себе как бы нарекание или недовольство благостию Спасителя, особенно если труды употреблены были еще незначительные; но что достойно проклятия и чего нет хуже, — это любить распущенность и, имея возможность беспрепятственно наслаждаться Божественными дарами и питаться свыше и чрез Духа Святого ниспосылаемыми словами, необузданно стремиться к тленным удовольствиям и удовлетворению нечистого плотолюбия. Ибо предпочтительное избрание худого есть явное оскорбление лучшего и спасительного, а предпочтение небесному земного, несмотря на то что последнее заключает в себе величайшую гнусность, есть нечестивейшее решение ума. И по справедливости о таковых едва не плачет пророк Исаия, говоря: горе глаголющим лукавое доброе и доброе лукавое, глаголющим горькое сладкое и сладкое горькое, полагающим тму свет и свет тму (Ис. 5, 20). А таким-то тяжким грехопадениям, как мы увидим, и подпали израиль-
269
тяне. Ибо тотчас же после наказания, естественно последовавшего за ропотом, они стали недуговать похотью к самым постыдным делам: как бы презирая даруемое от Бога и нечестиво печалуясь на блага небесные, они тем самым необходимо раздражали против себя Судию, как написано: и общий народ иже в них похотеша похотением, и седше плакахуся сынове Израилевы, и рекоша: кто ны напитает мясы? Помянухом рыбы, яже ядохом в земли Египетстей туне, и огурцы, и дыни, и лук, и червленый лук, и чеснок: ныне же душа наша изсохла, ничтоже, точию манна пред очима нашима. И услыша, сказано, — Моисей плачущихся их в сонмех своих, коегождо их пред своими дверьми: и разгневася Господь гневом зело, и пред Моисеом бяше зло (Чис. 11, 4-6, 10). Ужели ты не признаешь достойным гнева Божественного и осуждения со стороны святых мужей то, когда даже люди, испытанные в трудах, нисходят до такого расслабления и бессилия в рассуждении, что начинают страдать неудержимым желанием возвратиться к крайней нечистоте, и настолько ослабели к невоздержанности, что ребячески плачут о невозможности будто бы вынести сильный напор похотения?
П. Ты говоришь правильно.
К. Когда же премудрый Моисей недоумевал и приходил в сильное уныние и громко возо-
270
пил, что один он не в состоянии когда-либо сдержать народ столь изменчивый и легко переходящий к сумасбродству и отступничеству, Бог указал ему мужей, числом десять, в подвижники и помощники для попечения о народе, которых и отличил дарованием Святого Духа. Ибо они стали пророчествовать в стане. Моисею же говорит: и людем речеши: очиститеся на утрие, и снесте мяса, яко плакастеся пред Господем, глаголюще: кто ны напитает мясы? Яко добро нам бысть во Египте: и даст Господь вам мяса ясти, и снесте мяса. Не един день ясти будете мясо, ни два, ни пять дней, ни десять дней, ниже двадесятъ дней, до месяца дней ясти будете, дондеже изыдет из ноздрей ваших: и будет вам в мерзость е)\ яко не покористеся Господу, иже есть в вас, и плакастеся пред Ним, глаголюще: векую бе нам изыти из Египта? (Чис. 11, 18-20.) Особенно то огорчало Освободителя, что Израиль не помышлял и о самом рабстве и, ради мяс и зловоннейших овощей, за ничто считал труды, понесенные в Египте. И нас самих пылкие и острые ж) удовольствия часто заставляют считать сносным рабство диаволу и возлагать
е) Εἰς χολέραν собственно, в болезнь, сопровождаемую рвотой и поносом.
ж) Θερμαὶ καὶ δριμεῖαι — теплые и острые на вкус — в соответствие яствам, на отсутствие коих жаловались евреи в пустыне, именно* мяса вареного и овощей.
271
на себя ярмо греха ради тленных и земных пожеланий. Но как тогда Он давал есть мясо не один день, даже и не десять, а тридцать дней — чем означается продолжительность гнева на них: так и теперь неудержимо вдавшимся в мирские удовольствия Он попускает, по воле их, пользоваться даже плотскими удовольствиями, и пользоваться долгое время. Ибо так и говорится, что Он предаде, некоторых в неискусен ум, творити неподобная (Рим. 1, 28). Но как для израильтян пища стала в мерзость, так и для любящих плотское и предпочитающих тленное и земное духовной манне, которая есть слово Божие, такое направление приведет к смерти. Этот-то смысл и имеет, я думаю, изречение: сеяй в плоть, от плоти пожнет истление (Гал. 6, 8). Освобождение же от этой болезни заключается в следующем: духом ходите и похоти плотския не совершайте. Плоть бовоинствует на духа, дух же на плоть: ибо сия друг другу противятся (Гал 5, 16-17). Так, если бы израильтяне захотели считать достаточным удовольствие, поставляемое манною, которая есть духовный хлеб Ангелов и образ сладости, даруемой чрез Святого Духа, то не стали бы удовлетворять похоти плотской и не пожали бы от нее нетления. И вот явились выразительнейшие памятники того народа: тамо, — сказано, — погребоша людей похотевших (Чис.
272
11, 34), согласно с другим изречением: будут в позор всякой плоти (Ис. 66, 24); а потерпевший оное народ назван похотевшим соответственно, как я думаю, тому, что сказано о некоторых: ихже слава в студе их (Флп. 3, 19). Ибо от греха и название, и нескончаемым позором за малодушие служит эта надгробная надпись над несчастно умершими и вместе знамением того, в чем они были повинны.
П. Правда.
К. Итак, поистине, избравшим для себя путь любоучения особенно надлежит избегать нетерпения в перенесении трудов, малодушного ропота и неблагодарного пустословия и не допускать осквернения себя, происходящего от испорченности и плотолюбия, что нечестивее всего другого. Ибо таковой колеблется на обе стороны и имеет храмлющие голени рассудка, как написано: горе сердцам страшливым, и рукам ослабленным, и грешнику ходящу на две стези (Сир. 2, 12). Тем же, которые придают полное значение твердости в перенесении страданий и постоянству в терпении, должно, я думаю, приводить на память слово Христа, Который говорит: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Матф. 16, 24), то есть, если кто хочет быть Моим учеником, тот пусть охотно идет путем одинаковых с Моими
273
страданий, пусть ходит как бы тою же стезею и любит ее. Потому что тогда он найдет себе успокоение и будет жить вместе со Мною. Этого Сам Он просил нам от Бога и Отца, говоря: хощу, да идеже еемь Аз, там и тии будут со Мною (Иоан. 17, 24). Впрочем, мы пребываем со Христом и тогда, когда ходим по земле, но живем не плотски, а духовно и сами стараемся устроить себе обитель и место покоя, т. е. творить угодное Ему. Прообраз сего представлен тебе в книге Чисел. И в день, — сказано, — в оньже поставися скиния, покры облак скинию, и доя свидения: от вечера же бяше, над скиниею аки вид огнен до заутрия. Тако бываше всегда: облак покрываше ю в день, и вид огнен нощию. И егда восхождаше облак от скинии, по сих воздвизахуся сынове Израилтестии: и на месте, на немже стояше облак, тамо ополчахуся сынове Израилевы. Повелением Господним да ополчаются сынове Израилевы, и повелением Господним да воздвизаются: во вся дни, в няже осеняет облак над скиниею, да ополчаются сынове Израилевы. И егда промедлит облак над скиниею дни многи, да стрегут сынове Израилтестии страну Господню, и да не воздвижутся. И будет егда покрыет облак дни числа над скиниею, глаголом Господним да ополчаются, и повелением Господним да воздвижутся. И будет егда пребудет облак от вечера до заутрия, и аще воз-
274
двигнется облак заутра, да воздвигнутся днем или нощию, и аще воздвигнется облак, да пойдут. Или день или месяц дней умножит облак осеняющ над нею, да ополчатся сынове Израилевы, и да не воздвизаются: во отступлении его, воздвизахуся. Яко повелением Господним да ополчаются, и повелением Господним да воздвизаются: стражу Господню стрежаху по повелению Господню рукою Моисеовою (Чис. 9, 15-23). Когда воздвигаема была в пустыне святая скиния, ее, как сказано, наполняло облако. Затем, касательно отправления и остановки израильтян вместе с нею, Бог дал подробнейшие наставления, повелевая с особенною тщательностию наблюдать время ее отправления, а склонным к лености указывая на опасность, угрожающую за несоблюдение сего. Так по буквальному изложению. Теперь рассмотрим со стороны духовного смысла. Вместе с тем как воздвиглась и воссияла на земле истиннейшая скиния, то есть Церковь, она исполнилась славы Христовой. Ибо не что иное как это, я думаю, означает покрытие облаком древней скинии. Итак, Христос исполнил Церковь славою Своею и для находящихся в неведении и заблуждении, для пребывающих как бы в ночи и во тьме, светит наподобие огня, возниспосылая на них духовное просвещение, а тем, которые уже просвещены и имеют духовный день в сердце, дарует от Себя осе
275
нение и покров и напояет их духовною росою, то есть утешениями свыше чрез Духа Святого. Ибо это-то и есть то, что представлялось в Виде огня ночью и в виде облака днем. Потому что младенчествующим было нужно, очень нужно, просвещение и озарение, приводящее к богопознанию, а выше их стоящим и уже озаренным верою — покров и помощь, дабы они могли мужественно переносить жар настоящей жизни и тяготу дня. Ибо вси хотящий благочестно жити о Христе, гоними будут (2 Тим. 3, 12). С поднятием облака воздвигается и скиния, а с остановкою его останавливается; вместе с нею делали то же и израильтяне: это потому, что Церковь всюду следует за Христом и святой сонм верующих не отступает от Призывающего ко спасению.
П. Но какое можно разуметь у нас поднятие с места и остановку, в предшествии и под водительством Христа?
К. Различия в этих словах Писания, по моему мнению, нет; так как поднятие и остановка скинии вместе с облаком представляет нам собою как бы некоторое образное выражение желания быть с Богом. Впрочем, направляя ум к возможно более тонким соображениям, скажем еще и то, что первое поднятие с места есть восхождение от неверия к вере, от незнания к познанию и от не-
276
ведения того, кто по естеству и истинно есть Бог, к ясному ведению Владыки и Творца всего. Второе же, следующее за тем и приносящее пользу поднятие есть восхождение от испорченности и развращения к желанию и думать и делать сколько возможно лучше. А третье, предпочтительнейшее в сравнении с предыдущим и более славное, есть восхождение от недостатков к совершенству в действиях и учении. Разве не постепенно мы идем к духовному возрастанию во Христе, стремясь прийти в мужа совершенна и достигнуть в меру возраста исполнения Его (Еф. 4, 13)? Об этом-то, может быть, и вещает нам голос божественного Павла: задняя убо забывая, в предняя же простирался, со усердием гоню к почести вышняго звания (Флп. 3, 13-14). Восходя же мысленно от незнания к познанию, от неведения к разумению, от неверия к вере и постоянно преуспевая в добродетелях, разве мы не переносимся с места на место? А переходя от одного какого-либо расположения или навыка к другому, разве не уподобляемся обыкновенным путникам?
П. Понимаю, что ты говоришь.
К. Но ни выхода из состояния испорченности, ни достижения лучшего и пребывания в нем каким бы то ни было способом никто не мог бы иметь без участия и водительства Христа, почему Он и святым ученикам Сво-
277
им говорил: без Мене не можете творити ничесоже (Иоан. 15, 5). Итак, тогдашнее поднятие с места в одно время с движением облака и остановка вместе с остановкой облака прикровенно означает быть с Богом и делать все с Ним. Впрочем, повелением Господним, — сказано, — да воздвизаются (Чис. 9, 23). Это, я думаю, означает, что почитающие необходимым следовать за Христом имеют нужду также и в слове, возбуждающем к мужеству и благоустроению себя, приличествующему святым. Ибо вся, сказано,— благообразно и по чипу да бывают(1 Кор. 14, 40). Образом того же служит и написанное далее. Ибо так сказал Бог священнотаиннику Моисею: сотвори себе две трубы кованы: сребряны сотвори я, и будут тебе на созвание сонма, и возставляти полки. И да вострубиши ими, и да соберется весь сонм пред двери скинии свидения. Аще же единою трубою вострубят, да приидут к тебе вси князи и тысященачалышки Израилтестии. И вострубите в знамение, и воздвигнутся полцы ополчающиися па востоки: и вострубите в знамение второе, и воздвигнутся полцы ополчающиися от юга: и вострубите в знамение третие, и да воздвигнутся полцы ополчающиися от моря: и вострубите в знамение четвертое, и воздвигнутся полцы ополчающиися от севера: знамением да вострубят в воздвижение их. И егда соберете сонм, вострубите не в знамение.
278
И сынове Аарони жерцы да вострубят трубами: и да будет вам законно вечно в роды ваша (Чис. 10, 2-8). .
П. Что же, скажи теперь, означают две трубы и различие знамений? Также, почему Бог повелел сделать трубы кованые и из серебра?
К. Две трубы: это потому, что увещательная проповедь в церквах — двоякого рода. Одна приводит уверовавших к правомыслию в учении и изобличает во лжи слово развращенных, каково, например, было слово возбраняющих женитися и несообразно учивших удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение верным (1 Тим. 4, 3). К таким я причислил бы также и учителей иудейских, которые, отвергнув одобренное и утвержденное законом Божественным, как устарелое, и считая его совершенно незначительным, повелевали руководимым ими успокаиваться на их собственных учениях и на заповедях человеческих. А иные некоторые неразумно учили оправданным верою обрезываться, да в чужой плоти похвалятся, по Написанному (Гал. 6, 13). Но о них сказано было: вне псы, вне злые делатели (Апок. 22, 15; Флп. 3, 2). Другого же рода проповедь приводит к нравственному исправлению и проясняет путь жизни во Христе. Серебряные же трубы собственною природою вещества, из которого сделаны, превосходно указывают нам на светлость и особенную чистоту того и дру-
279
гого рода проповеди. Сказано: звуком труб пусть созывается народ к скинии (Чис. 10, 3): это потому, что проповедию созываются в церкви те, которые живут как бы в кущах своих. Тех же, которые сходятся сюда, мы и увещеваем восходить от постыднейшего к подобающему освященным и прекрасно научаем переходить от дурного к хорошему. Разве слово не приводит уступчивого и истинного любителя жизни во Христе к правомыслию в учении и нравственному исправлению?
П. Подтверждаю.
К. Итак, две трубы собирают народ к скинии. Аще же единою трубою вострубят, — сказано, — да приидут к тебе еси князи и тысященачальники израилтестии (Чис. 10, 4). Так как нуждаются, полагаю я, в увещании и возбуждении даже совершеннейшие по духовному состоянию, хотя и не в такой степени, в какой имеет нужду большинство остальных: поэтому-то всех других с трудом созывают две трубы, а избранных созывает одна. Это потому, что для мудрого достаточно немногого, чтобы он, взяв это за повод к дальнейшему, приложил и остальное согласно изречению: даждъ премудрому вину, и премудрейший будет: сказуй праведному, и приложит приимати (Притч. 9, 9). Затем Бог повелел наблюдать четыре различия знамений (Чис. 10, 5-6),
280
чтобы по ним снаряжались и воздвигались полки, находившиеся к востоку и западу, к северу и югу. Этим, я думаю, означаются для нас четыре книги Евангелий, посредством которых весь мир руководится к познанию вероучения и нравственности. Впрочем, если бы при дальнейшем размышлении можно было сказать нечто другое, то мы нисколько не замедлим, считая приобретение полезного более ценным, нежели сон и отягчение. Так мы найдем в этом четыре различных вида нашей проповеди, при помощи которых весь мир может повести жизнь превосходнейшую и поистине славную. Один и самый первый вид тот, посредством которого к познанию истины и восприятию света Божественного мы обыкновенно призываем служивших твари вместо Творца (Рим. 1, 25) и по неведению говорящих древу: отец мой еси ты, и камени: ты мя родил еси, как говорил пророк (Иер. 2, 27). Остальные же три вида проповеди по справедливости относятся к уверовавшим уже. И Спаситель учил о трех различных видах жизни и поведения, когда говорил в притче, что брошенные на добрую землю семена произвели плод, ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесят (Матф. 13, 8). Посему для каждого из них есть особо приличествующее ему слово. Ибо неправильно поступили бы мы, если бы неосмотрительно одною и тою же про-
281
поведию думали принести пользу как тем, которые, сочетавшись законным браком, разделили свою привязанность между Богом и миром, так и тем, которые избрали превосходнейшую и подвижническую жизнь, или приличествующую священству: но первым мы скажем: привязался ли еси жене, не ищи разрешения: отрешился ли еси жены, не ищи жены (1 Кор. 7, 27) или иное что-нибудь, что приличествует думать и делать вступившим в брак; подвижникам же и навыкшим в терпении: умертвите уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую (Кол. 3, 5), и еще: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18). Призванным же к священству: устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его (Мал. 2, 7), а равно и то, что внушает премудрый Павел Тимофею в своих Пославших к нему. Разве приведенные места Писания отступают от того, что прилично, и ведут к тому, что неправо?
П. Никаким образом. ·
К. Заметь еще и то, что Бог повелевает употреблять трубы только получившим жребий священства, предоставив чрез то, как я думаю, одним учителям народов и посвященным во священство слово тайноводственное и возбуждающее к желанию добродетели. Поэтому-то, я думаю, говорит Он к Моисею: сотво-
282
ри себе две трубы (Чис. 10, 2), — и, утверждая это дело как бы печатью закона, прибавляет: и сынове Аарони жерцы да вострубят трубами: и да будет вам законно вечно в роды ваша (10,8).
П. Итак, виды знамений мы примем в значении различного рода наставлений, приличествующих тому или другому роду похвально живущих, а поднятие и остановку израильтян вместе с облаком — в значении духовного споследования Христу и упокоения с Ним.
К. Ты справедливо говоришь; и в этом мнении убедит нас слово пророка, которое гласит так: и ныне Израиль, чесого Господь Бог ищет от тебе, разве еже творити суд и любити милость, и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим? (Мих. 6, 8.)
П. Что ходити с Господем Богом твоим есть дело пре~ красное и всякого достойное и за мужество обогащает славою, это может ли быть для кого не ясно? Но я бы желал, чтобы ты объяснил мне, что значит: готову быти?
К. Отчего же нет? Это значит: со всею готовностию стремиться к тому, чтобы мыслить и поступать угодно Богу, когда это так удобно для нас, и ничто этому не препятствует и не отвлекаете неискусен ум (Рим. 1, 28); это, я думаю, и значат слова: готову быти еже ходити с Богом.
283
П. За кого же вообще будем мы считать желающих следовать Богу, но еще не от всей души готовых на это дело, но падающих по причине бессилия и отказывающихся от того, что требует усилий?
К. Для тех, которые отличаются медлительностию и едва доходят до желания мыслить угодное Богу, не прилепились всем помышлением своим к жизни, приличествующей святым, которые лишь малую долю присущего им старания и усердия уделяют для любви к Богу, все же остальное решились беспощадно и открыто расточать на развлечения настоящей жизни, на бесполезные труды и тяжкие заботы, — для таковых образом служат сыны Рувима и Гада, о которых в книге Чисел написано следующее: и скота множество бяше сыном Рувимлим и сыном Гадовым, много зело. И видеша страну Иазирову, и страну Галаадову, и бяше место, место скотно. И пришедше сынове Рувимли, и сынове Гадовы, рекоша к Моисею и ко Елеазару жерцу, и ко князем сойма, глаголюще: Атароф и Девон, и Иазир и Намра, и Есевон и Елеали, и Севама, и Навав и Веан, земля, юже предаде Господь пред сыны Израилевыми, земля скотопитательна есть, рабом же твоим скот есть. И реша: аще обретохом благодать пред тобою, да дастся нам земля сия рабом твоим во одержание, и не преводи нас чрез Иордан. И рече Моисей сыном Гадовым и сы-
284
ном Рувимлим: братия ваша пойдут нα брань и вы ли сядете ту? И векую развращаете сердце сынов Израилевых, не прейти на землю, юже дает Господь им? (Чис. 32, 1-7.) Затем, присоединив к сказанному укоризну отцам их за неповиновение и указав на наказание, постигшее их за это, ибо изомроша в пустыни,как сказано о них (Нав, 5, 4), не увидев, так сказать, земли обетования, он прибавляет еще: и се востаете вместо отец ваших, сокрушение человек грешников, приложити еще к ярости гнева Господня на Израиля: яко отвратистеся от Него, приложити еще оставити его в пустыни, и возбеззаконнуете на весь сонм сей. И приидоша к нему и глаголаша: ограды овцам да соградим зде скотом своим, и грады имениям нашим. И мы вооружени пойдем на стражбу первии сыном Израилевым, дондеже введем я в место их: и да вселятся имения наша во градех утвержденных ради живущих на земли. Не возвратимся в домы наша, дондеже разделятся сынове Израилтестии, кийждо в наследие свое: и ктому не наследим в них об ону страну Иордана и далее, яко прияхом жребия наша сию страну Иордана на востоки (Чис. 32, 14-19). Видишь отсюда, что ради пастбищ и хлевов для скота, из-за любви к женам и детям, эти люди совсем не хотели перейти Иордан, но решались вовсе отказаться от войны и битв и не захотели участвовать вмес-
285
те с другими в славе и надежде на будущие блага: им казалось самым лучшим и вожделенным остаться, не омочив, так сказать, ноги в водах Иордана. Когда же Моисей стал укорять их и внушать, как страшно пренебрежение к гневу Божию, только тогда едва дают они обещание перейти вместе с другими Иордан и принять участие в трудах войны и битв, но не с тем, чтобы участвовать с прочими и в разделе земли по ту сторону Иордана, так как уже имели или удерживали участок по сию сторону. Таковыми оказываются некоторые по образу жизни: будучи подавлены заботами о настоящей жизни и как бы все сердце своеотдавая помышлению о земном, они едва уделяют самое малое попечению о необходимом, а о том, что относится до Бога, не заботятся; мнози бо, — сказано, — звани, мало же избранных (Матф. 20, 16). Относясь к числу званных только по вере, но не будучи еще в числе избранных вследствие удобопреклонности их к удовольствию, медлительные и весьма нерешительные даже относительно самой благодати святого крещения, они боятся принять труды ради славы Божией и своего собственного блага, как прилично святым, и вместе с искренними Божиими подвергаться гонениям, хотя бы к тому и представлялось благоприятное время. Только тогда, когда начинает укорять их Божественный закон или угрожать гнев Божий, они
286
идут, и то нерешительно, к спасительному крещению и вместе с избранными принимают участие в трудах, вместе с ними постясь, только более умеренно, или даже соревнуют им, когда церкви подвергаются нападениям, однако еще не дошли до убеждения презирать мирское, но возвращаются к земным удовольствиям и наслаждениям, как бы к собственному и назначенному им уделу. Поэтому-то Христос говорил любителям правоты и ревновавшим всего более о благочестии: внемлите, да не когда отягчают сердца ваша заботами и печальми житейскими (Лк. 21, 34). Разве ты не признаешь этого дела опасным?
П. Признаю; как же иначе?
К. Направь же теперь проницательное око ума в глубину написанного, и ты весьма удивишься красоте образа.
П. Каким образом?
К. Обнаружившие равнодушие в отношении превосходнейшего из-за пастбищ для скота, из-за детей и жен, хлевов и построек были Рувим и Гад.
П. Так что ж из этого?
К. Тот был первородным сыном Иакова, а этот родился от рабыни Зелфы.
П. Правда.
К. Итак, первородные по вере и званные те, которые получили от Бога, насколько возможно для них, по благодати избранный жребий, не
287
оказались любителями свободы, вследствие преобладающей в них наклонности к постыдному. Церковию же первородных на небесех написанных, говорим мы, названы оправданные верою (Евр. 12, 23); по первородный нелюбитель свободы является скорее сообщником и единомышленником тех, которые предают себя позору рабства з).
П. Ты превосходно сказал.
К. Но так как мое слово уже приближается к берегу и, так сказать, бросает канаты, то прилично сказать и напомнить еще раз, что должно быть мужественным в стремлении к тому, что служит на пользу, и признавать труды подвигом в добродетели, и верить, что один Бог спасает и дарует силу побороть восстающих против нас, хотя бы они и превосходили нас силами. А что мы употребляем усилия не бесполезные, перенося труды ради добродетели, этому научит нас Моисей, говоря во Второзаконии: и да помянеши весь путь, имже проведе тебе Господь Бог твой в пустыни, да озлобит тя и искусит тя, и уразумеются яже
з) Мысль св. Отца такова: Рувим и Гад, отказавшись от участия в общем наследии, были: первородный сын Иакова и сын рабыни. В приложении к нравственному состоянию христианина это значит, что одно преимущество первородства по вере не спасает человека, если не соединяется с духовною свободою. Свобода же христианская, о которой идет здесь речь, есть положительное направление воли к добру, а рабство — ее направление отрицательное, наклонность ко греху.
288
в сердце твоем, аще сохраниши заповеди Его, или ни (Втор. 8, 2) Не дозволяет он также и недуговать малодушною боязливостию тем, которые очень хорошо видят руку защищающего их. А в другом месте оп пишет так: аще же речеши во уме твоем: яко язык сей множае паче мене, како возмогу аз потребити я? Не убоишися их: памятию да помянеши, елика сотвори Господь Бог твой фараону и всем египтяном, искушения великая, яже видеста очи твои, знамения она и чудеса великая, руку крепкую, и мышцу высокую, якоже изведе тя Господь Бог твой: тако сотворит Господь Бог ваш всем языком, ихже ты боишися от лица их (Втор. 7, 17-19).
289
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.