13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл Александрийский, святитель
КНИГА 4. О том, что человек, призванный Богом к оправданию и искупленный, должен последовать Ему и избегать изнеженности, ведущей к пороку, стараться же, напротив, жить согласно с законом и мужественно
О том, что человек, призванный Богом к оправданию и искупленный, должен последовать Ему и избегать изнеженности, ведущей к пороку, стараться же, напротив, жить согласно с законом и мужественно.
Итак, опасно, как видно, Палладий, и я сказал бы даже, что и в высшей степени постыдно и весьма нелепо не желать того, чтобы мужественно препобеждать порочность и грех, а как бы измельчаясь в чрезмерных наслаждениях и погружаясь умом в свойственную женщинам изнеженность, терять мужество, нужное для добродетели, тогда как вполне возможно при посредстве Христа восходить ко всему достохвальному, и к этому именно побуждает нас священнейший Павел, говоря: прочее возмогайте во Господе и в державе крепости Его (Еф 6, 10).
Палладий. Хорошо говоришь
Кирилл. Итак, мы сотворим силу (Пс 59, 14) о Христе. Впрочем, без труда, полагаю, невозможно с успехом бороться против страстей и быть в состоянии возбуждать к этому свой дух.
177
П. Соглашаюсь.
К. Поистине славное это дело и достоприемлемое, для ленивых недоступное, а для ценителей труда легко достижимое, как написано: муж в трудех труждается себе и изнуждает (отгоняет) погибель свою (Притч 16, 26) А чтобы с небольшим трудом можно было совершать отличные дела, об этом, кажется, неразумно даже и подумать только. Но не выше ли всего для нас спасение нашей души и борьба за собственную жизнь?
П. Без всякого сомнения.
К. Каким же борцам, по твоему мнению, в особенности приличествует блеск славы — тем ли, которые ведут борьбу правильно и с опытностью и которые держат в мысли, что им следует победить, — или же тем, которые весьма охотно предаются удовольствиям и праздную жизнь предпочитают более достойной?
П. Но как или откуда может возникнуть сомнение в том, что побеждать всего менее свойственно людям, страждущим беспечностью, а что это приличествует людям более дельным?
К. Посему станем ли мы утверждать, что тем, которые распрощались с трудом и избрали себе беспечную и роскошную жизнь, послужит это к славе?
П. Никак.
К. Итак, люди наиболее трудолюбивые при-
178
обретают славу, а без подвигов никому не удастся сделаться знаменитым.
П. Несомненно.
К. Если так, Палладий, то надобно прямым путем идти к достохвальному и стараться приобрести мужество, ведущее к добродетели, и ту великую отважность, которая и для богодухновенного Писания служит предметом удивления, и душам святых знакома и дружественна. Так и блаженный Давид, обращаясь к людям, особенно расположенным к этому, говорит: мужайтеся, и да крепится сердце ваше, еси уповающий на Господа (Пс. 30, 25). И так как он это самое исполнил, и притом преимущественно пред другими, то он похваляется, говоря: Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? (Пс. 26, 1.) Ибо бесчисленны окружающие нас соблазны и множество демонов, превышающее, думаю, всякое число, возбуждает нас ко греху; к тому же наступают на нас немалая свирепость врожденных нам вожделений, любостяжание, высокомерие и родственные с убийством — зависть, ненависть, наветы и всякие подобного рода пороки. И вот те, которые без труда позволяют увести себя и, так сказать, даже концом перста не хотят дотронуться до того, чтобы мужественно вытерпеть нападение, — беспечно предоставляют победу врагам, как свекла не-
179
довареная, по слову пророка (Ис. 51, 20), как бы поверженные на землю и без борьбы простертые под ногами порочности. Напротив, люди, любящие добродетель и добрые, стремящиеся к вышней славе и желающие получить участие в вечной жизни, мужественно и отважно встречают нападения своих страстей, умерщвляя свою плоть и противясь рождающимся в ней и из нее движениям: таким-то образом, с величайшим искусством отгоняя всякого рода порочность и грех, они ведут святую и беспорочную жизнь, — обращаясь к каковым и божественный Павел говорит: станите убо препоясана чресла ваша истиною, и оболкшеся в броню правды, и об у вше нозе во уготование благовествования мира: над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разженныя угасити (Еф. 6, 14-16). Ибо святым весьма приличествует духовное всеоружие, стремиться к которому повелевает нам, хотя и иным способом, и Сам Спаситель: да будут, — говорит он, — чресла ваша препоясана и обувь на ногах ваших и светильницы горящии (Лк. 12, 35). Препоясание означает твердость (как бы стянутость одежды), нужную для того, чтобы страдать за добро и за любовь к Богу; обутые ноги — готовность и быстроту в удалении от мира, причем как бы тотчас ноги идут туда, куда повелевает Божественный закон; а горящие светильники означают
180
нежелание жить во мраке и неведении и шествие во свете Христовом ко всему достойному удивления. Так, иудеям, которые по умоповрежденности не хотели поступать таким образом, Христос сказал; ходите во свете, дондеже свет имате, да тма вас не имет (Иоан. 12, 35). Итак, готовность к добродетели и мужество, соединенное с рассудительностью, — вот что делает любителя благочестия славным и знаменитым.
П. Хорошо говоришь.
К. В беспечной жизни мы не найдем славы, но, если кто изберет себе труд, тогда только он сделается славным и знаменитым. И действительно, когда сыны Израилевы еще жили в Египте, нечестивый фараон назначил грозных и жестоких надзирателей за их работами; а они, употребивши этот, хотя против воли их и по принуждению наложенный на них строгий образ жизни, как упражнение в страдании, получили на самом деле скорее пользу, чем вред. Устрашился фараон евреев, видя, что они разрастаются в безмерное множество, и решившись злодейски остановить такое их возрастание и умножение, пристави, — сказано, — над ними приставники дел, да озлобят их в делех (Исх. 1, 11). Однако этот умысел имел Для евреев совсем обратный исход: так как то угнетение, которому подверглись они, послужило поводом к еще большему возраста-
181
нию их, когда Бог премудро распорядился этим делом и злоухищрениям фараона противопоставил свою благодать: по елику же, — сказано, — их смиряху, толико множайшии бываху и укрепляхуся (1, 12). Так и сатана причиняет скорби, скрежеща зубами своими на святых мужей и всегда набрасьшаясь особенно на тех, кого Бог усвоил себе, как Ему принадлежащих: пищи своя (его), — сказано, — избранным(Авв. 1, 16): но подвергающиеся этим страданиям становятся посредством искушения лучше себя самих, и крепость в подвигах, без сомнения, являет их более славными; так что, чем сатана замышляет огорчить и повредить, этим особенно, вопреки своей воле, он приносит пользу, и посредством чего он думал победить, тем самым делает их еще более сильными. Когда же упомянутый коварный замысел имел неожиданный для фараона конец и когда уже поздно, и то с трудом, фараон начал замечать, что то, чем он хотел повредить евреям, приносит им пользу, он немедленно изменяет способ своего злоумышления: призвав повивальных бабок евреянок, говорит им: егда бабите евреаныням, и суть к рождению, аще убо мужеский пол будет, убивайте его: аще же женский, снабдевайте (оставляйте в живых) его. Убояшашася же бабы Бога, и не сотвориша, яко же повеле им царь египетский, и живляху мужеский пол (Исх. 1,
182
16-17). Когда этот нечестивый и кровавый замысел против еврейского народа не осуществился, так как Бог не допустил бабок до такого нечестия, тогда фараон переходит наконец к явному насилию и не считает уже нужным скрытно утеснять евреев, но предпринимает открытую войну и определяет бесчеловечную смерть рождающимся: заповеда же, — сказано, — фараон всем людем своим, глаголя: всяк мужеский пол, иже родится евреом, в реку ввергайте, и всяк женский пол снабдевайте и (его) жив (1, 22). Женский пол его нисколько не озабочивает, так как женщина не отличается воинственным духом и способностию к мудрости; напротив, беспокоит его в том и другом отношении мужеский пол, как мудрый и воинственный. Так и оскверненному убийством дракону, разумею сатану, весьма приятно и вожделенно женоподобное настроение души, изнеженное и робкое и притом страждущее несиособностию к мудрости; напротив, ему враждебна и страшна готовность к мужеству, прелобеждающая изнеженность и возвышающаяся над робостью, равно как и сильный ум. По сей-тο, конечно, причине женский пол он сохраняет живым и не простирает на него своего злодейского умысла и намерения; так как глупо было бы, думаю, стараться вступить в борьбу с теми, которые уже сами по себе простерты на земле и так слабы, что по соб-
183
ственному побуждению охотно подчиняются. Напротив, мужеский пол он старается истребить, ввергая его в среду искушений. Это, мне кажется, воспевает и божественный Давид, говоря: яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас. Внегда прогневатися ярости их на ны: убо вода потопила бы нас. Поток прейде душа наша(Пс. 123, 2-4).
П. Это так.
К. Теперь обрати внимание на способ злоумышления. Сначала фараон изнурял их тяжелыми работами, злодейски ухищряясь посредством придуманных им утеснений достигнуть того, чтобы евреи не возросли до большего числа. Но это угнетение было еще тайное, и цель тирана не очень ясна. Этому злоумышлению противустала, как я недавно сказал, благодать милующего Бога; так что чем больше евреи были угнетаемы, тем больше возрастала их сила и число. Потом, во-вторых, фараон захотел вооружить повивальных бабок против еврейских женщин: но и этому не попустил Бог осуществиться. Наконец, третьим и последним способом злоумышления было то, что он, не скрывая более своей тайной лютости, повелел всему своему народу истреблять мужеский пол. Так и сатана невидимо ведет войну с людьми мужественными и слагает свои злоумышления как бы трояким способом. На-
184
чинает он войну коварными замыслами, препятствуя уму возрастать в добродетели: именно, устрояет так, что он бывает мучим неожиданными трудами и окружен тяжелыми испытаниями. Но, оказавшись не в состоянии причинить этим какой либо вред, поелику нам помогает Бог, сатана нередко возбуждает против нас наших единоверцев и единоплеменников и старается поощрить их к вражде и брани с нами, о чем свидетельствует и Павел, говоря: беды во лжебратии, беды от сродник (2 Кор. 11, 26). Если же и это ему не удается (так как Защитник святых ниспосылает им страх Божий, как некогда повивальным бабкам), тогда наконец он уже открыто возбуждает своих слуг к жестокости и убийству. Но и при этом мы будем крепко держаться любви к отваге и рвения к мужеству, зная, что ненавистное сатане драгоценно для Бога, так что тех, которые препобеждают изнеженность, Он высоко ценит и удостаивает своего попечения.
П. Соглашаюсь. Но теперь, кажется, уже время рассмотреть это и на основании Священного Писания; ведь в доказательствах такого рода у тебя, конечно, нет недостатка.
К. В таком случае поговорим, если Бог даст, о том, что содержится в так называемых Числах (а это книга Моисеева): и глагола, — сказано, — Господь к Моисею в пустыни Синайстей в ски-
185
нии свидения в первый день месяца втораго, втораго лета, изшедшим им от земли Египетския, глаголя: возмите сочтение всего сонма сынов Израилевых, по сродством их, по домом отечества их, по числу имен их, по главам их. Всяк мужеск пол от двадесяти лет и вышгие, всяк исходяй с силою (войском) израилевою, соглядайте их с силою их, ты и Аарон созирайте их (Чис. 1, 1-3). Что в божественную перепись и в книгу Божию зачисляются лица мужеского пола и притом самые воинственные и достигшие возмужалости, то есть крепости духовной и меры возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13); это вполне ясно открывается из приведенного места Писания: потому что исчисляется именно мужеский пол и притом достигший двадцати лет и больше, как я думаю, не по другой какой-либо причине, как для того, чтобы мы могли уразуметь, что подлежит отвержению и негодна слабость сил и несовершенство смысла, которые мы считаем свойственными людям еще очень молодым и не достигшим еще той меры возмужалости, которую знает и определяет Божественный закон, то есть двадцатого года. Напротив, ценятся, находятся на счету и ведомы Богу по количеству, по родам, поголовно и поименно достигшие совершеннолетия лица мужеского пола. Так святым Апостолам, которые были уже в таком мужеском возрасте и достигли такой меры
186
разума, сказано однажды Христом: о сем не радуйтеся, яко демоны вам повинуются: радуйтеся же более, яко имена ваша написана суть на небесех(Лк. 10, 20); и еще однажды: не две ли птицы ценятся единым ассарием? И ни едина от них падет на землю без Отца Моего Небеснаго: вам же и власи главнии изочтени суть (Матф. 10, 29-30). Выражение, что волосы их сочтены, думаю, весьма хорошо показывает, до каких подробностей простирается попечение об них. — Итак, в книге Божией были записаны люди совершеннолетние и мужеского пола. Перепись совершалась чрез Моисея и Аарона, дабы в них обоих мы разумели одного Христа, в Моисее — как законодателя, а в Аароне — как первосвященника; так как Он соделался для нас и законодателем и вместе архиереем преподобным и незлобивым (Евр. 7, 26), и чрез посредство Его совершается в божественных книгах перепись людей, достигших мужеского возраста и отличающихся в добродетели. К ним обращался и премудрый Иоанн, говоря: пишу вам юноши, яко крепцы есте и победисте лукаваго (1 Ин. 2, 13-14). Они-тο и суть те, о которых мы только что сказали: всяк мужеск пол от двадесяти лет и вышше, всяк исходяй с силою израилевою. Что Зиждитель, любя добродетель, усвояет Себе таких людей чрез охранение их и удостоивает их Своего попе-
187
чения, это ты можешь, Палладий, видеть и из того, что написано тотчас вслед за тем. Именно, еще сказал Моисею и Аарону, очевидно, Бог: и с вами да будут кийждо по племени коегождо от князей, по домом отечеств да будут. а) И сия имена мужей иже станут с вами (Чис. 1, 4-5). И так каждое колено поставляет себе вождем, защитником, главным советником и распорядителем действий более других славного и воинственного; они изображают Ангелов, которые охраняют людей избранных и внесенных в книгу жизни, так как о каждом праведнике написано: ополчится Ангел Господень окрест боящихся его, и избавит их (Пс. 33, 8). А что мы, по изволению Божию, охраняемся помощию Ангелов, можно было бы отвсюду показать, и я считаю излишним в настоящее время собирать доказательства этого; впрочем, желающие могут весьма удобно сделать это, если захотят.
П. Итак, в образе Моисея и Аарона — чрез Христа совершается перепись людей мужественных?
К. Так я говорю: потому что к такому заключению приводит нас, по вероятной догадке, сказанное у блаженного Даниила.
П. Что такое ты разумеешь?
а) Да будет с вами по одному от каждого колена, главный в доме отцов своих.
188
К. Видел он Отца, явившегося как бы в старческом возрасте, покрытого седыми волосами и блистающего одеждами, подобными снегу: и книги, — сказано, — отверзошася, и судище седе, и видех, и се на облацех небесных, яко Сын человеч идый бяше и даже до Ветхаго деньми дойде и пред него приведеся: и тому дадеся власть и честь и царство (Дан. 7, 10 и 13-14). Итак, когда Единородный явился в подобном нам образе, тогда и Отец раскрыл книги, перестал судить повинных греху и предоставил, наконец, людям мужественным быть внесенными в перепись, зачислиться в небесные лики и содержаться в памяти Божией. Слышу также песнь блаженного Давида о тех, которые неистовствовали против Христа: да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся(Пс. 68, 29); они ниспали по слабости рассудка и по малодушию остались вне общества Христова, тогда как им была оказана почесть по благому и человеколюбивому повелению Бога и Отца; потому что они званы были на брак, но лениво и небрежно отвечали святым, приглашавшим их на пир, говоря один: село купих, другой: жену поях и не могу приити. Отовсюду слышен ответ: не могу; так как ум человеческий, склонившийся к мирским наслаждениям, немощен и бессилен к совершению дел Божиих; за то он и
189
не будет участвовать в небесном и божественном празднике.
П. Итак, только совершеннолетние и мужественные и уже пришедшие в разум вносятся в божественную перепись и в книгу живота, а все иные отвергаются? Или как-нибудь иначе?
К. Прилежно и бодрственно устремив внимание на сказанное в Писании, ты уразумеешь истину. Ведь в перепись вносится не только тот, кто достиг возмужалости и имеет двадцать лет от рождения, но постановлено также вписать всяк мужеск пол. Понимаешь ли, о чем я говорю?
П. Понимаю.
К. Итак, если мыслимое во Христе мужество и люди, значительно способные действовать добродетельно, требуются преимущественно, так что те, которые достигли такой степени славы, сделавшись мужественными, воинственными и вышедши из детского разумения, имеют отдельную перепись: то и каждому из нас, друг мой, не подобает ли в переписи и славе какое-нибудь особенное и соответственное место, соразмерное светлости наших дел?
П. Утверждаю.
К. Ведь в числе святых Апостолов никогда не будет тот, кто не подобен им. Никак этого быть не может.
П. Правда.
К. Не утверждаем также и того, что вместе
190
с людьми, весьма славными многовидною добродетелью и упражнявшимися в проведении жизни, весьма согласной с законом, может быть поставлен человек не такого рода; но ясно, что каждый получит долю по своей мере.
П. Ты сказал правильно.
К. Итак, поелику мы уверовали в Спасителя и Искупителя всех и в крещении обильно получили небесную и вышнюю силу, так как облеклись силою свыше (Лк. 24, 49), запечатленные Духом Святым, то и мы помещены в чине и ряду лиц мужеского пола и исчислены в книге Божией. Впрочем, тут есть и некоторое различие, а именно: более священные и святые помещаются в переписи как бы первыми и ближайшими к Богу; так как, хотя и одна у всех вера во Христа, не все, однако ж верующие одинаковы и равны по своим нравам и жизни, но, по слову блаженного Павла, ов сице, ов же сице (1 Кор. 7, 7). Посему те, которые превосходят других строгостью жизни и потому более святы, занимают первое место в божественной переписи и в памяти Божией; а те, которые имеют меньше святости, потому что меньше у них добродетель, и в переписи находятся, без сомнения, на втором месте.
П. Но как можно сделать очевидным и это?,,
К. Из того же Писания. Наша речь не безосновательна; так как после того исчисления,
191
которое Бог всяческих совершил относительно лиц мужеского пола и зрелого возраста, Он предуказал нам потом и другого рода перепись. Вот что сказано об этом: рече Господь к Моисею в пустыни Синайстей, глаголя: соглядай сынов Левииных по домом отечеств их, по сродствам их, по сонмом: всяк мужеск пол от месяца единаго и вышше да соглядаете их. И сочте их Моисей и Аарон повелением Господним, якоже повеле им Господь (Чис. 3, 14-16). Когда же таким образом сделана была перепись по племенам и по семействам, тотчас показывает итог, говоря: все соглядание левитов, ихже согляда Моисей и Аарон повелением Господним по сонмом их, всяк мужеск пол от месяца единого и вышше двадесять и две тысящи (3, 39). Вслед за тем присоединяет: и рече Господь к Моисею глаголя: соглядай всякого первенца мужеска полу сынов Израилевых от месяца единого и вышше, и возми число их по имени (пересчитай их поимённо). И да поймеши мне левиты за вся первенцы сынов Израилевых: Аз Господь; и скоты левитски вместо всех первенцев в скотех сынов Израилевых. И согляда Моисей, якоже заповеда ему Господь. И быша еси первенцы мужеска полу по числу имен от месяца единого и вышше от соглядания их (по исчислению их) двадесят две тысящи двести седмдесят три. И рече Господь к Моисею, глаголя: пойми леви-
192
ты вместо всех первенцев сынов Израилевых, и скоты левитски вместо скотов их, и будут мне левиты: Аз Господь. И искуп (выкуп) двухсот седмидесяти трех, иже преизбывают сверх левитов от первенцев сынов Израилевых. И да возмеши по пяти сикль на главу, по сиклю святому возмеши, по двадесять пенязей сикль. И даси сребро Аарону и сыном его, искуп от преизбывающих в них(3, 40-48). Какое трудное, Палладий, и неудобное дело — понять такое разграничение, сделанное так тонко и так точно!
П. Ты говоришь правду. Однако же направь свой ум к исследованию, возлагая надежду на Христа, подателя всякого блага.
К. Заметь, что искомое в первой переписи есть все лица мужеского пола и двадцати летнего возраста, то есть разумные и мужественные и настолько зрелые, чтобы они могли совершать угодное Богу. Но довольно об этом, потому что, я думаю, весьма достаточно и того, что сказано. А в эти две переписи (вторую и третью) но божественному и священному определению включаются из колена Левиина все вообще лица мужеского пола, а из остального множества народа не всякое без различия лицо мужеского пола, но только первородные, начиная в том и другом случае с одного месяца и выше. Число левитских детей было двадцать две тысячи, а число первенцев — двадцать две тысячи
193
двести семьдесят три. После того Бог повелевает посвятить ему левитов вместо первенцев. Но так как оказалось, что число первенцев в народе больше на двести семьдесят три человека, то Законодатель определил, чтобы принесен был за них выкуп колену Левиииу, дабы левиты совершали за них священнодействия и богослужения, так что этот выкуп был как бы уплатою за их непрерывное предстательство. Соглашаешься ли, что в этом состоит смысл приведенного места?
П. Соглашаюсь.
К. Итак, вот что я скажу, и моя речь, как кажется и как вероятно, не уклонится от цели. Когда происходило запоминание и как бы отыскивание мужества и рассудительности, мыслимых во Христе, тогда вносился в перепись мужеский пол, имеющий немалый возраст телесный. Но сверх того надлежало ясно указать и на перепись по вере и любви ко Христу, с присоединением различия, которое можно усматривать между верующими: так как одни из них вместе с принятием веры наблюдают святость в делах и повиновение Богу, другие же не всецелое совершают освящение, но отдают часть и мирским предметам. Посему-то Законодатель справедливо повелевает, чтобы несвященному предпочтено было священное, как бы в образе мыслимое в роде левитском, и установляет, чтобы в переписи оно имело пер-
194
вое место. Поэтому о роде левитском упоминает сначала, а за ним следует и к нему присоединяется мужеский пол и первородные. Ибо у Бога весьма высоко ценятся имеющие духовное мужество и сообразность со Христом, который есть первородный (Рим. 8, 29). Так, блаженный Павел к некоторым хромаршим в вере и расслабленным пустыми мыслями пишет: чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. 4,19. Итак, приемлется и вносится в книгу Божию всякий, кто по образу Христа первороден, принадлежит к мужескому полу и отличается мудростию. Заметь же, что из остальных колен, как я недавно сказал, исчисляются не все без различия лица мужеского пола, а только первородные; это потому, что не всякий человек отличается в вере и сообразности со Христом, но есть много и неверующих: а переписываются и исчисляются только первородные, ради Того, Который первороден в нас и во многих братиях (Рим. 8, 29). Напротив, в левиином роде в перепись и общее счисление вносится сряду всякое без различия лицо мужеского пола, потому что святое всецело принадлежит Богу. Вписывается одномесячный возраст и Выше, по какой причине? Потому, что младенчество во Христе, свойственное верующим, не отвергается Богом, между тем весьма малый возраст есть как бы знак просто-
195
ты во Христе и духовного младенчества. Как о людях, наиболее годных к войне, мы говорили, что перепись их прекрасно и безукоризненно сделана была начиная с двадцатилетнего возраста и выше, так теперь утверждаем, что одномесячный возраст служит ясным знаком младенчества во Христе. Подобное говорит и Павел: братие, не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершении бывайте (1 Кор. 14, 20).
П. Таким образом, нужно думать, что мы будем участвовать в том, что совершают с опасностью жизни святые, ведущие себя мужественно и приложившие большое старание о приобретении похвалы.
К. Конечно так: они, будучи сами преисполнены божественных даров, которые получили посредством трудов и усилий и бесчисленных подвигов, и нас сверх того преисполняют тем, что даровано им по любви Божией. Так и блаженный Павел, обращаясь к некоторым из уверовавших, говорит: желаю бо видети вас, да некое подам вам дарование духовное (Рим. 1, 11). Разве не назовешь ты небесным даром и духовным дарованием безукоризненное и неложное познание о Боге и точное ведение обо всем наилучшем?
П. Да; это знание животворно: потому что точное знание Того, Кто по естеству и истинно есть Создатель всего и Бог, и каков наилучший
196
путь жизни, ведет к долговечной и нескончаемой жизни.
К. Ты сказал правильно. И Сам Христос, научая нас этому, заповедал Апостолам: туне приясте, туне дадите (Матф. 10, 8). Но, кроме того, и в другом отношении светлость святых может быть небесполезною для других людей, а именно: в их достохвальных делах как бы исчезают наши падения, и добротолюбивый наш Бог, по вниманию к душевной крепости славных мужей, прощает и слабейшим их проступки. Так, например, израильтяне, неудержимо устремясь к преслушанию и не оставив неиспытанным никакого вида непотребства, неизбежно возбудили против себя гнев Законодателя; но когда Сей восхотел уже наказать тех, которые столь грубо оскорбили Его, за их дерзость, а между тем пророк Иеремия вознес Ему молитвы за них, то что же отвечал ему Бог? Обыдите, — сказал Он, — пути Иерусалимския, и воззрите, и познайте, и пождите на стогнах его: аще обрящете мужа творящаго суд и ищуща веры, и милосерд буду ему, глаголет Господь (Иер. 5, 1). Точно так же Он сказал, что отвратил бы наказание огнем от содомлян, если бы между ними нашлось хотя бы пять человек праведных и добрых б). Таким образом, и весьма великих грешников заслуги святых иногда избавляют от немед-
б) Быт 18, 32. Здесь, впрочем, сказано десять, а не пять.
197
ленного наказания, смягчая гнев Божий и удерживая ярость. Что же касается до тех, которые искренно приняли веру, но не могут достигнуть такой крепости душевной, чтобы собственным трудом приобретать богатство божественных даров, таковых святые делают участниками в своей славе, руководствуя их, сколько возможно, — привлекая ко всему тому, что угодно Богу, делая их общниками своих подвигов и подавая душам других людей то, чего сами едва достигают с великим трудом Что мы действительно будем соучастниками святых в присущей им доблести и общниками их подвигов вследствие того, что Бог по своей кротости и человеколюбию как бы смесит и сольет воедино наши прегрешения с их праведностью и недостаточное соединит с совершеннейшим, чтобы оно было приемлемо, это можно доказать также из следующего.
П. Что ты имеешь в виду?
К. Моавитяне и мадианитяне, народы нечестивые и варварские, населяли, однако, землю обетования, которую должны были унаследовать сыны Израилевы. Когда война была уже близка и должна была наступить немедленно, так что им (моавитянам и мадианитянам) предстояло в скором времени погибнуть, так как они не в состоянии были противостать войску израильскому, тогда они сделали попытку, — ото-
198
гнать врагов при помощи искусства волхвования и других употреблявшихся у них нечестивых средств. Но когда, несмотря на все их усилия, они не могли причинить врагу никакого вреда (поелику Сам Бог защищал его и заставил лжепророка Валаама произнесть на него благословение вместо проклятия, для которого он был нанят), тогда, находясь в крайне затруднительном положении, решили между собою, что они не иначе могут повредить Израилю, как если он оскорбит Бога — своего Защитника и, лишившись чрез то вышней помощи, решится вступить в сражение. Зная же, что мужеский пол пылок и стремителен к женскому и что молодость небезопасна против такого рода нечистых удовольствий, подослали для непотребного соития с израильтянами разряженных развратниц, красотою которых легко увлекался всякий, кто имел в себе склонность к плотскому греху и, следуя внушениям которых, мало-помалу отвлекался от служения Богу. Таким образом, к блудодеянию у них присоединился недуг богоотступничества, как написано: и причастися Израиль Веельфегору (Чис. 25, 3); то же сказал Бог устами пророка: людие смыслящий со блудницею сплетахуся (Ос. 4, 14). Сильно вознегодовал на это, и весьма справедливо, Законодатель, и это дело не прошло безнаказанным для израильтян; так как за это они тотчас подпали несносным
199
бедствиям, когда блудники стали подвергаться истреблению от рук братьев своих и ближних. Вслед за тем Бог повелел предпринять войну против мадианитян, сказав священноучителю Моисею: отмсти месть сынов Израилевых от мадианитов и последи приложишися к людем своим. И рече Моисей к людем, глаголя: вооружите от вас мужи, и ополчитеся пред Господем на Мадиама, отдати отмщение от Господа Мадиаму: тысящу от племене, и тысящу от племене, от всех племен сынов Израилевых, послите ополчитися.И сочтоша от тысящ израилевых по тысящи от племене, дванадесять тысящ вооруженных на брань. И посла я Моисей тысящу от племене, и тысящу от племене с силою их, и Финееса сына Елеазарова сына Аарона жерца: и сосуды святыя и трубы знаменныя в руках их. И ополчишася на Мадиама, якоже повеле Господь Моисею, и избиша весь мужеск пол. И царей мадиамских убиша вкупе с язвенными их, и Евина, и Рокома, и Сура, и Ура, и Ровока, пять царей мадиамлих: и Валаама сына Веорова убиша мечем с язвенными их. И плениша жен мадиамлих, и имения их, и скоты их, и вся притяжания их, и силу их плениша: и вся грады их, яже во обитаниях их, и веси их пожгоша огнем. И взя-
в) Сигнальные — σάλπιγγες τῶν σημασιῶν.
200
ша весь плен их, и вся корысти их, от человека до скота. И приведоша к Моисею и к Елеазару жерцу, и ко всем сыном Израилевым плен и корысти и имение в полк, во Аравоф Моавль, иже есть у Иордана при Иерихоне. И изыде Моисей и Елеазар жрец, и еси князи сонма в сретение им, вне полка. И разгневася Моисей на надзирателей силы, тысящепачалъников и стоначалъников идущих от ополчения брани. И рече им Моисей: векую жив остависте весь женск пол? тыя бо быша сыном Израилевым, по словеси Валаамлю, еже отступити и презрети слово Господне, Фагора ради, и бысть язва в сонме Господни. И ныне избийте всяк мужеск пол во всяком возрасте, и всяку жену, яже позна ложе мужеско, избийте. И всяк возраст женск, яже не познаша ложа мужеска, живых оставите я (Чис. 31, 1-18). После того, как Бог заповедал это, отборные юноши собирались для ведения войны и из каждого колена стекались наиболее выносливые и отличные, дабы лучшие люди из каждого колена послужили во славу всему народу и доблесть части перешла бы на целое, по премудрому изречению Павла: аще страждет един уд, с ним страждут вси уди: аще ли же славится един уд, с ним радуются вси уди(1 Кор. 12, 26).
П. Правильно рассуждаешь.
К. Итак, против мадианитян выступило
201
крепкое войско отборных юношей, — находился при них и Финеес, сын священника, — были тут также священные сосуды и трубы, называемые сигнальными. Ибо людям мужественным всегда бывает соратником и сотоварищем Христос, наш великий первосвященник; сражаются вместе с ними и Ангелы, на которых символически указывают священные сосуды: потому что живущие на небе разумные духи суть подлинно святые и священнодейственные сосуды, так как они поставлены Богом на помощь нам. Равным образом тут находятся и сигнальные трубы, то есть речи проповедников о Боге, которые весьма ясно дают знать, как надобно преодолевать врагов, то есть существующие в нас страсти. Итак, священник, то есть Финеес, есть изображение Христа, Святые сосуды — Ангелов, а сигнальные трубы — тех, которые возвещают нам слово Божие. Таким образом, мы без труда препобедим во Христе наших противников, говоря то, что поется в Псалмах: о тебе враги наша избодем роги (рогами), и о имени твоем уничижим востающия на ны (Пс. 43, 6), что действительно и сделали израильтяне. Опустошив все города и всю страну мадианитян, они представили всю добычу Елеазару жрецу и всему сонму сынов Израилевых: это означает, что праведные дела святых суть как бы священные приношения первосвященнику всех Христу
202
и не остаются сокрытыми для народов, по слову Писания: несть тайно, еже не явлено будет: ниже утаено, еже не познается и в явление приидет (Лк. 8,17). Итак, то, что все плененное приводится пред взоры священника и всего народа, сделано образно и предусмотрительно. Впрочем, Моисей укорил победителей за то, что они совершили дело не вполне точно и безукоризненно; так как, сказал он, не следовало брать в плен живыми мужчин, а также и женщин, познавших брачное ложе. С исторической стороны это вполне убедительно; потому что в той стране, которая вскоре должна была перейти во владение израильтян, конечно, надлежало истребить мужеский пол, так как он в короткое время достиг бы зрелого возраста и силы и сделался бы враждебным народу Израильскому; а вместе с мужчинами следовало истребить и женский пол, так как он сделался причиной соблазна и, если бы остался цел, вероятно, снова стал бы тем же. Что же касается до духовного созерцания, то, думаю, можно усмотреть в изложенном искусно выраженное вот что.
П. Что такое?
К. Избранные из каждого колена воины, хотя и одержали победу, не остались, однако ж свободными от обвинения. Этим указывается, и притом очень ясно, на то, что даже те, которые отличаются мужеством, никогда не бу-
203
дут иметь совершенной безукоризненности: потому что и то, что кажется нам сделанным правильно, никаким образом не останется свободным от порицания и вины, как скоро Сам Бог подвергнет это тщательному исследованию и испытанию. Посему и написано: аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит (Пс. 129, 3)? — также: от тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба Твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду (Пс. 18, 13-14). Итак, в мужестве даже избранных людей можно находить нечто достойное справедливого порицания, что усматривается ведением Законодателя, хотя и ускользает от нашего взора; ибо мы никаким образом не можем дознать этого, по слову Писания: грехопадения кто разумеет (18, 13)? И Исаия в одном месте говорит, что вся правда наша якоже порт нечистыя (Ис. 64, 6); потому что мы никогда не можем иметь очень большого совершенства и непорочности. Также и мудрейший Павел, хотя и написал: ничесоже в себе сеем, — продолжает: но ни о сем оправдаюся: востязуяй же мя, Господь есть (1 Кор. 4, 1). Укоризна, далее, сделана Моисеем не всем вообще, но только военачальникам, тысяченачальникам и стоначальникам; ибо сильнии сильне истязани будут (Прем. 6, 6): преимущественно к ним должен применяться закон во всей строгости, как написано: ему же дано будет много, много взы-
204
щется от него (Лк. 12, 48). Посему-то ученик Спасителя и написал: не мнози учители бывайте, братие моя, ведяще, яко большее осуждение приимем (Иак. 3, 1). Итак, обвинение, относящееся ко всем, прилагается только к военачальникам и предводителям отрядов; так как при бдительности начальников подчиненные почти всегда ведут себя похвально. Посему и написано народу, находящемуся в подчинении: повинуйтеся наставником г) вашим, и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще (Евр.13,17). После же избиения женщин и детей божественный Моисей не позволяет воинам поселиться в стане неочищенными, но повелевает предварительно очиститься, говоря: и вы станите вне полка седмь дней: всяк убивый душу, и прикоснувыйся убиеному да очистится в третий день и в день седмый, вы и плен ваш: и всяку одежду, и всяк сосуд кожан, и всяко соделаное от козличины, и всяк сосуд древян очистите (Чис. 31, 19-20). Видишь, что даже совершеннейший и славный между нами род людей избранных не вполне беспорочен, ибо никто не чист от скверны (Иов 14, 4), хотя бы кто отличался между людьми, для которых похвальное есть дело обычное: ибо совершенная святость блюдется до будущего века. Итак, Моисей повелевает по-
г) Собственно предводителям — ἡγουμένοις.
205
бедителям находиться вне стана и совершить очищение в третий день и седьмой. Третий день означает или третье время, в которое совершилось через Хрйста очищение, — время, следовавшее за временем Моисея и тем, когда явлен был лик святых пророков; или же время Воскресения, когда Христос восстал от мертвых, пригвоздив к честному кресту бывшее против нас рукописание и претерпев за нас страдание, разрешившее нас от греха (Кол. 2, 14). Седьмой же день побуждает нас разуметь время окончания настоящего века, когда, совершенно отбросив бремя греха и получив в удел святость, мы будем со Христом, проводя жизнь непорочную, чистую и блаженную во Христе.
П. Хорошо сказано, по моему мнению.
К. Ты удивишься сверх того и следующей далее тайне. Тотчас за Моисеем начинает речь священник Елеазар и говорит: к мужем силы приходящим от ополчения ратнаго: сие оправдание закона, еже заповеда Господь Моисею: кроме сребра, и злата, и меди, и железа, и каситера, и олова д), всяка вещь, яже пройдет сквозь огнь, и очистится, но и водою очищения очистится: и вся елика аще не пройдут сквозь
д) Слово: кроме πλὴν означает здесь не: исключая, а сверх. Каситер есть буквальная передача греческого слова: κασσίτερος, которое значит олово. А греческое слово: μόλιβδος, которое переведено: олово, значит свинец.
206
огнь, да пройдут сквозь воду. И исперите ризы ваша в день седмый, и очиститеся: и по сих внидите в полк (Чис. 31, 2124). Заметь, что Моисей, который говорил сначала, указал победителям время очищения, но еще не указал способа очищения (потому что закон предвозвещает время очищения чрез Христа), а способ возвещен был вторым, следующим за Моисеем, священником, то есть Елеазаром: потому что после Моисея дает установления Христос, Который уже не указывает времени очищения, так как время уже наступило, но открывает способ очищения и, так сказать, полагает пред глазами, наконец, самую тайну, изъясняя подлинную цель закона. Елеазар повелел, чтобы сосуды, которые могли выдержать силу огня, были пронесены чрез огонь; все же прочее, что по природе не имело в себе крепости, но было слабо и легко могло подвергнуться совершенному уничтожению, то есть одежду и изделия из кожи и дерева, повелел пронести чрез воду, под сосудами золотыми, серебряными и из других подобных веществ прикровенно разумея нас, для которых было совершено Христом очищение, как огнем, так и водою; так как мы крещены Духом святым и огнем (Матф. 3, 11). Итак, пронесение чрез огонь и воду того, что собрано было из пленной добычи, ясно указывает на очищение нас, которых, как бы бывших прежде достоянием диавольским, Христос при-
207
обрел себе, войдя в дом сильного, расхитив сосуды его и связав сильного (Матф. 12, 29). Далее, Елеазар повелел победителям войти в стан только тогда, когда они в седьмой день омоют одежды свои и таким образом сделаются чистыми. Так и полное очищение и отложение всякой скверны совершится в последние времена скончания мира, когда, как я недавно сказал, совершенно истребится грех и человеческая природа будет возведена к первоначальной и древней красоте своей: будет тогда, сказано, путь чист, и путь свят наречется, и не прейдет тамо ни един нечистый, но пойдут по нему избавленнии Господем (Ис. 35, 8-10). Я думаю, что это объяснение не уклоняется от цели. Впрочем, если пожелает кто-либо иначе разуметь это место, мы скажем вот что: постановлено, чтобы сосуд каждого из победителей, будет ли он сделан из золота, или серебра, или меди, или же из другого какого-нибудь подобного вещества, прошел чрез огонь; это потому, что, как пишет блаженный Павел: когождо дело, яковоже есть, огнь искусит (1 Кор. 3, 13); сверх того, повелено пронести и чрез воду, так как слово псалмопения научает нас, что души святых испытываются не иначе, как подобными способами. Именно, Давид воспевал: искусил ны еси Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро, проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс. 65,
208
10 и 12).
П. Однако же, почтеннейший, более любознательные могут сказать: как сражались и победили мадианитян избранные еврейские воины и каким образом очистились от полученного на войне осквернения, это достаточно разъяснило нам твое рассуждение; но пора уже показать, будем ли мы на самом деле участвовать в храбрости мужественных людей и сделаемся ли соучастниками их отличных дел, хотя бы мы и не имели полного равенства с ними в добродетели и уступали им в отважности? Это ведь обещался ты разъясните в своем рассуждении.
К. Да ведь немедленно и тотчас следует далее относящееся сюда постановление, которое дает весьма ясное и нетрудное для уразумения указание. И рече Господь, — сказано, — к Моисею, глаголя: возмите сочисление корыстей плена от человека до скота, ты и Елеазар жрец и князи отечеств сонма, и разделите корысти между воины ходившими на брань и между всем сонмом. И отлучите дань Господу от людей военных ходивших на брань, едину душу от Пятисот от человек, и от скотов, и от волов, и от овец, и от ослят: и от половины их да возмете, и даси Елеазару Жерцу начатки Господни: и от половины сынов Израилевых да возмеши едино от пятидесяти человек, и от волов, и от овец,
209
и от ослят, и от всех скотов, и даси я левитом, иже стрегут стражбы в Скинии Господни. И сотвори Моисей и Елеазар жрец, якоже повеле Господь Моисею (Чис. 31, 25~31). И так немедленно было исполнено боговещанное повеление: произведено было тщательное и точное исчисление добычи и разделение на половины; участки или начатки Господу отданы были Елеазару священнику и колену Левиину. Что же? Может ли твой ум преодолеть забвение и припомнить то, что мы сказали в начале?
П. Что такое?
К. Не сказано ли в Священном Писании, что по тысяче от каждого колена собрано было для ведения войны?
П. Действительно сказано.
К. А равно, не говорили ли мы прямо и ясно, что слава и хвала одной части перейдет на целое, так как кротость и человеколюбие Божие весьма хорошо устрояет это для нас, дабы, так сказать, от одного благовоннейшего курения, составленного из различных родов благовоний, возносилось к Богу одно общее благоухание и вместе с отличнейшею частию получала похвалу и не столь отличная?
П. Правда: это-то самое и намеревались мы исследовать.
К. Смотри же, как ясно установляет это Бог для сынов Израилевых. Хотя с мади-
210
анитянами сражались избранные по тысяче из каждого колена воины, и приобрели победу, думаю, с трудом и потом, но взятую на войне добычу они немедленно разделили со всем обществом, и таким образом доблестными делами людей мужественных почтено было и остальное множество народа: разделите, — сказано, — корысти ты и Елеазар жрец и князи отечеств сойма: и разделите корысти между воины ходившими на брань и между всем сонмом (Чис. 31, 26-27). Что вместе с избраннейшими и знаменитейшими прославится и несколько недостаточное, идущее позади их величия, это дает понять и божественный Павел: перечислив древних святых, сделавшихся достохвальными по вере и стяжавших лучезарную славу ревностным богопочитанием, говорит: по вере умроша сии еси и не прияша обетования, Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство приимут (Евр. 11, 13 и 39-40), также и к другим (Коринфяиам) пишет: вы уже совершенны, без нас воцаристеся: и о дабы воцарилися есте, да и мы быхом с вами царствовали (1 Кор. 4, 8). Видишь ли, как вместе с теми, которые достигли совершенства, совершенствуются и те, которые находятся в ряду недостаточных, и благословляются вместе с избранными те, которые по своим силам неравны им? И божественный Давид воспевает:
211
благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю. Господь благословил есть дом Аарон, Господь благословил есть дом Израилев, благословил есть Господь боящиясяЕго, малыя с великими (Пс. 113, 23 и 20-21). Вместе с великими благословляются и называемые малыми, которые хотя не могут похвалиться равною с ними силою и уступают им в готовности переносить страдания, но равняются им, может быть, ревностию и верою и радуют Христа своею посильною твёрдостью. Моисей и Елеазар могут быть образом единого первосвященника и законодателя Христа, разделяющего народу корысти в присутствии святых Ангелов, образом которых могут быть начальники племен общества. Разве ты не признаешь, что на земле присутствуют многие святые Ангелы, поставленные Богом, чтобы подавать помощь верующим и руководствовать народы?
П. Признаю; как же этого не признать?
К. Мы ждем, что Христос приидет с неба со святыми Ангелами, воссядет на престол славы Своея и воздаст каждому должную ему награду и соответствующую его добрым делам почесть. Так и премудрый Исаия говорит о Христе: сего ради Той будет господствовать е)
е) У св. Кирилла поставлено вместо: κληρονομήσει наследит, κυριευσει.
212
над многими, и крепких разделит корысти: зане предана бысть на смерть душа Его и со беззаконными вменися (Ис. 53, 12). Итак, разделение благ совершено будет Христом, что прообразовано в Моисее и Аароне, так как Христос есть вместе и законодатель, и первосвященник.
П. Весьма хорошо ты сказал.
К. Но не заслуживает ли удивления также и самый способ разделения добычи?
П. Конечно так: потому что одинаковую долю с сражавшимися получили и остававшиеся в покое.
К. Вовсе не одинаковую, но гораздо меньшую. Правда, одну половину всей добычи получили сражавшиеся, а другую половину все общество. Но ведь число сынов Израилевых простиралось до шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти, причем было оставлено в стороне и не вошло в перечень колено назначенное для священнодействий (Чис. 1, 46-47), а между тем количество сражавшихся было — по тысяче с колена. Посему, если вся добыча была разделена пополам и если та и другая часть народа получила по половине всего, то, без сомнения, гораздо большая награда досталась тем, которых было меньше, а не тем, которых было больше и которые превосходили числом. Итак, какова ни будет та слава и мера небесного дара, которая некогда дана будет все-
213
му народу, во всяком случае как бы ровно половина ее отделена будет избранным и показавшим себя достойными божественного внимания, а другая половина дастся всей остальной массе народа, хотя бы она и была гораздо многочисленнее: мнози бо суть звани, мало же избранных (Матф. 20, 16). (Понимаешь ли ты сказанное?) ж). Ведь это нелегко для уразумения.
П. Понимаю. Хотя мы и будем участниками в славе святых, но в меньшей мере, чем они: ведь это самое довольно ясно дает понять твое рассуждение.
К. Правильно ты сказал. Но обрати внимание кроме того и на другое, посредством чего особенно легко можно усмотреть дерзновение пред Богом людей мужественных.
П. Что такое ты разумеешь?
К. Двенадцати тысячам воинов Бог повелел из отделенной им половины всей добычи представить первосвященнику по одной голове с пятисот, как из людей, так и из скота, — это было от них данью Господу. Остальному же множеству народа Бог заповедал отдать священному колену по одной душе с пятидесяти. Если опять принять, что Елеазар изображает собою единого и поистине единственного первосвященника, то есть Христа, то бу-
ж) Слова, поставленные в скобках, прибавлены нами применительно к ответу Палладия; а в изданиях творений св. Кирилла здесь пропуск.
214
дет следовать, что дары людей избранных посвящаются Христу исключительно и истинно и как бы лично: ибо они приносят их Ему самому, без посредства чьего-либо, что действительно и делали блаженные ученики Христовы, делают еще и ныне учители народов, посвящая Христу, как исключительно Ему приносимый дар, свои труды по проповеданию Слова Божия. А остальное множество людей похваляемых хотя совершает дароприношения во славу Христа, но совершает при посредстве святых, так как святые разумеются под священным коленом; ибо сказано: род избран, царское священие (1 Пет. 2, 9). Итак, благоговение и страх пред Богом тех людей приемлется при посредстве святых, потому что хотя они и приносят дары, но не такие, которые относились бы собственно к лицу Самого Христа. Нечто подобное старались совершать те, которые составляли сборы в пользу бедных (1 Кор. 16, 1 и сл.), посылали вспомоществования святым, жившим в Иерусалиме (2 Кор. 9, 1; Рим. 15, 25-26), или же другим каким либо служением доставляли пользу людям, посвященным Богу. Таким образом, дары людей отличнейших приносятся Самому Богу, а дары менее совершенных приносятся чрез посредство святых и занимают второе место. И притом первые отдают по одной душе с пятисот, а вторые с пятидесяти; это потому, что
215
люди достохвальные имеют меньше долгов, так что и приношение их меньше; а менее совершенные имеют гораздо больше долгов, потому и количество приносимого ими больше; соответственно падениям каждого приносятся и дары за них. Кому больше отпущено будет, тот, сказало, больше возлюбит; и кому меньше отпускается, тот меньше возлюбит (Лк. 7, 47). Так вот почему в десять раз более чем избранные приносят те, которые не равны с ними, не потому, будто последние более благочестивы и ведут более похвальную жизнь, но потому, что они, будучи подвержены гораздо большим преткновениям, неизбежно имеют нужду и в гораздо большем очищении; так как, по слову Спасителя, измовенный не требует, токмо нозе умыти, есть бо весь чист (Иоан. 13, 10). Таким образом, и святые люди имеют нужду в очищении, хотя и весьма малом, поелику природа человеческая страждет тем недугом, что она не может быть совершенно непричастною греху.
П. Хорошо говоришь.
К. Итак, избранные из каждого колена воины, повинуясь Божественному постановлению, разделили военную добычу со всем обществом и принесли дары Господу сообразно с предписанным порядком; между тем предводители избранных чтят Бога превосходнейшими дарами,
216
как имеющие более блестящую славу сравнительно с теми. Вот что о них написано: и приидоша к Моисею еси поставленнии над тысящами силы, тысященачалъники, и стоначальники, и рекоша к Моисею: отроцы твои взяша сочтение от мужей воинских (сосчитали воинов), иже суть у нас, и никтоже погибе от них. И принесохом дар Господу муж еже обрете, сосуд злат, и обручив (запястие), и гривну (ожерелье), и перстень, и усерязи (серьги), и чепь златую, умолити о нас пред Господем. И взя Моисей и Елеазар жрец злато от них, всяк сосуд соделан: и бысть всего злата участие, еже отлучися Господу, шестьнадесять тысящ и седмьсот и пятьдесят сикль, от тысященачальников, и от стоначальников. И мужи воинстии плениша кийждо себе. И взяша Моисей и Елеазар жрец злато от тысященачальников и от стоначальников, и внесоша е в скинию свидепия, в память сынов Израилевых пред Господем (Чис. 31, 48-54). Слышишь, сколь точное, говорит Писание, сделано было исчисление сражавшихся, так что не осталось никого, кто не принес бы дар, согласно с Божественным благоизволением? Но кроме того они (предводители) говорят, что и сами они решили принести от себя Богу то, чего он не повелевал приносить, — запястья, ожерелья, серьги и другие украшения, сделанные из золота. Ведь Законодатель повелел принести дары от людей и от скота,
217
и эти дары, согласно с Божественным и небесным постановлением, были уже принесены: но предводители избранных воинов делают еще добровольное приношение из отборных драгоценностей и таким образом своею щедростию идут далее назначенной законом границы. Получив эти дары, Моисей и Аарон вносят их во святую скинию и сохраняют там в память пред Господом. Так и предводители народов и поставленные в начальники чтят Бога блестящими и превосходнейшими приношениями, предлагая и посвящая Ему, как бы некоторое украшение, многовидную добродетель; как бы превышая меру самого закона, они и славу получают более блестящую.
П. Что такое, например, ты разумеешь?
К. Возвещающим Евангелие Христос определил и жить от Евангелия (1 Кор. 9 и 14); это старался подтвердить Павел и постановлением закона, когда в одном месте писал: ядущии жертвы общницы олтареви суть (10, 18), — а в другом доказывал неотразимыми примерами совершенную безвинность этого, говоря: кто насаждает виноград и от плода его не яст? или кто пасет стадо и от млека стада не яст? Еда по человеку сия глаголю? Не и закон ли сия глаголет? В Моисееве бо законе писано, да не заградиши устен вола молотяща. з) Еда о во-
з) Второз. 25, 4.
218
лех радит Бог? Или нас ради всяко глаголет? Нас бо ради написася, яко о надежде должен есть оряй орати, и молотяй с надеждою своего упования причагцатися. Тотчас вслед за этим он присовокупил: аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем? Аще инии власти вашея причащаются, не паче ли мы? Но не сотворихом по области сей: но вся терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову. Потом подтверждает это, говоря: кая бо ми есть мзда? Да благовествуяй без мзды положу благовестив Христово (1 Кор. 9, 17 — 12, 18). Видишь ли, как он превышал установленное Христом и древним законом? Имея власть жить от благовествования, он безвозмездно предлагал благовествование, посвящая Христу это дело как добровольный дар. Точно так же ни древний закон, ни новое проповедание не узаконили для нас безбрачия, как говорит и Павел: о девах же повеления Господня не имам (1 Кор. 7, 25); однако же очень строгие ревнители благочестия, умерщвляя свою плоть, приносят Богу, как блестящий дар, свое, превосходящее закон воздержание и, как некоторое искусно сработанное украшение, свою отличную жизнь, составленную из дел и слов. — Моисей и Аарон, сказано, внесли во святую скинию принесенные дары: это потому, что Христу приятны и составляют богатство и блестящую похвалу праведные дела святых людей, посред-
219
ством которых они также приобретают себе продолжительную, а вернее нескончаемую память и являют себя достойными Божественного внимания; так как на нечто таковое указывают слова, что приношения положены пред Господом. Поистине великое и отличное это дело — находиться пред очима Божиими; потому что Бог оказывает необычайно великую честь тем, кого удостоивает Своего воззрения.
П. Из многого доселе сказанного, кажется, открывается, что нам должно убедиться и признать, что приношение даров Богу никому другому так не приличествует, как людям весьма мужественным и привыкшим приобретать славу.
К. Дельно, Палладий; ты судишь правильно. И не только по самому существу дела это так должно быть, но об этом свидетельствует и Священное Писание. Когда во время продолжавшегося еще пребывания сынов Израилевых в пустыне Бог восхотел воздвигнуть святую скинию, во образ и начертание церкви, состоящей из язычников, тогда Он также повелел собрать все нужное для этого. Он так сказал священноучителю Моисею: аще возмеши исчисление сынов Израилевых в пресмотрении(при пересмотре) их, и дадят кийждо искупление за душу свою Господу и не будет в них падения (гибели) в пресмотрении их. И сие есть, еже дадят, елицы аще приступят в пресмотрение полдидрахмы, еже есть (считая) по дидрахме
220
святой: двадесять цат дидрахма: пол же дидрахмы, дань Господу. Всяк входяй в пресмотрение от двадесяти лет и вышше, да дадут дань Господу. Богатый да не приложит, и нищий да не умалит от полудидрахмы, егда дают дань Господу, еже умоляти о душах ваших. И да возмеши сребро дани от сынов Израилевых, и даси е на соделание скинии свидения: и да будет сыном Израилевым память пред Господем, еже умоляти о душах ваших (Исх. 30, 12-16). Вот опять Законодатель повелевает сделать точное исчисление и приказывает собрать дань Господу по половине дидрахмы. Он ясно определяет также, кто должен принести дань: не женщинам и не тем, которые были еще в детском возрасте, позволил Бог сделать это; чрез то, я думаю, Он отвергает все бессильное, изнеженное и несовершенное по уму и как бы вписывает в число обязанных приносить дары возмужалых и цветущих юношей, являющихся к пересмотру, которым Он назначил двадцатый год от рождения. Так по закону оказываются достойными приносить Господу дары только те, которые стали уже выше детского смысла и женского разумения, возросли уже в меру мужа и достигли полноты возраста, разумеемого во Христе и духовного (Еф. 4, 13). Таковые идут на пересмотр, то есть являют себя достойными предстать пред очами Божиими, как воспевается в Псалмах:
221
очи Господни на праведныя (Пс. 33, 16). Выкуп назначен был за спасение приносящих, для устроения святой скинии и в память пред Господом: так и доблестные дела святых устрояют церкви и полезны для украшения святой скинии, а вместе с тем совершают спасение души и венчают нескончаемою славой людей мужественных. Не правда ли, ведь мое рассуждение представляется тебе верным?
П. Да, вполне.
К. Итак, Бог повелел взыскать выкуп, то есть дидрахму, — в этом состояла дань людей, достигших мужеского возраста. А предводители колен прибавили к предписанному законом и принесли еще большие и достойнейшие дары, избранные из находившихся у них вещей, как написано: и князи принесоша камени смарагдовы, и камени на совершение ризе верхней и на слово, и на сложения и на елей помазания, и на сложение фимиама и) (Исх. 35, 27-28). Не сродно ли это с тем, о чем говорили мы немного ранее? Так большинство сражавшихся принесли Богу, по данной заповеди, часть из пленной добычи от человека до скота, а тысяченачальники и сотники присоединили к этому запястья, ожерелья, цепочки, перстни и всякого
и) Риза верхняя, точнее — нарамник (έπωμίς, евр. эфод) и слово (наперсник) принадлежали к первосвященническому облачению. Вместо: сложении (συθέσεις) надобно переводить с еврейского: благовония.
222
рода изделия из золота, что все Елеазар жрец и положил в самой священной скинии. Здесь все множество возмужалых платит по дидрахме, а начальники опять приносят отборные камни для нарамника и слова, которые принадлежали к украшению первенствующего в священстве i). Так и вожди народов приносят на украшение Христу себя самих, как бы какие драгоценные камни; посему и пророк говорит, указывая этим на святых Апостолов: камение свято валяется к) на земли (Зах. 9, 16); таковым, например, был божественный Павел, обошедший страны от Иерусалима до Иллирика ради проповеди евангельской (Рим. 15, 19). Итак, драгоценные камни во славу Христа составляет сонм святых. Они же суть и елей помазания, и сложение фимиама, так как распространяют вокруг себя, как благоухание, ведение о Христе и, как Фыелеем, премудрым учением и словами, внушенными Духом, Утучняют души людей тайноводствуемых. Фимиам, сказано, был составной: потому что ведение о Христе слагается из двух сторон, так как Он есть вместе Бог и человек, — впрочем из обоих Один, Сын и Христос, которому сказано в одном месте и нами са-
i) Первосвященника.
к) Собственно — катится (κυλὶονται).
223
мими л): миро излияное имя твое (Песн. 1, 2).
П. Итак, пред очами Божиими находятся люди воинственные и сильные и плод их — устроение церквей и все, что служит к славе Божией, — это открывается нам из того, что рассмотрено.
К. Ты сказал правильно. А что тем, которые всегда ведут себя так похвально, дан будет Богом славный и особенный жребий и участие во всех благах, — в этом как или почему мог бы кто-либо сомневаться? Или не слышишь, что воспевает Давид: труды плодов твоих снеси (Пс. 127, 2), а также что пишет мудрый и священный Павел: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет? (Гал. 6, 7.)
П. Я знаю это.
К. Конечно, не останется без награды тот, кто ведет себя мужественно, и без сомнения верен сказавший: не обидлив Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его (Евр. 6, 10). Да, отнюдь не забудет Бог, но раздаст награды за труд тем, которые препобеждают леность, ведущую ко греху. В этом убедит нас следующее место из той же книги Чисел: и рече Господь к Моисею и
л) То есть церковью, которая в книге Песнь Песне представляется под образом невесты.
224
Елеазару жерцу, глаголя: возми начало (число) всего сонма сынов Израилевых от двадесяти лет и вышше, по домом отечеств их, всяк исходяй вооружитися во Израили (Чис. 26, 1-2). Затем по совершении счисления по племенам и коленам, и рече Господь, — написано далее, — к Моисею, глаголя: сим разделится земля в наследие по числу имен: множайшим да умножиши наследие, и малейшим да умалиши наследие их: коемуждо якоже суть соглядани, да дастся наследие их. (По жребием да разделится земля именам, по племенем отечеств своих да наследят: от жребия да разделиши наследие их м) между многими и малыми (ст. 52-56). Таков был закон наследия для тех, которые достигли двадцатилетнего возраста. После счисления простого народа исчисляется род левитов: и сынове, — сказано, — Левиины по сонмом их: Гирсону (от Гирсона) сойм Гирсонов: Каафу, сонм Каафов: Мераре сонм Мерарин. Сии сонми сынов Левииных (ст. 57-58). Исчислив потом род Моисея и Аарона, опять продолжает (Писание) о сынах Левииных: и быша от соглядания их двадесять три тысящи, всяк мужеск пол от единаго месяца и вышше: не быша бо соглядани посреде сынов Израилевых.
м) Слова поставлены в скобках были пропущены в творениях св. Кирилла, вероятно, по ошибке переписчика, потому что в следующем далее толковании и эти слова имеются в виду.
225
И сие соглядание Моисеа и Елеазара жерца, иже соглядаша сынов Израилевых во Аравофе Моавли, у Иордана при Иерихоне. И в сих не бяше человек от согляданых Моисеом и Аароном, их же соглядаша сынов Израилевых в пустыни Синайстей. Понеже рече Господь им: смертию измрут в пустыни, и не остася от них ни един, кроме Халева сына Иефонниина и Иисуса сына Навина (26, 62-65). Теперь, рассматривая опять вкратце каждую частность, скажем об этом яснее и раздельнее.
П. Так говори же нимало не медля: ведь о предметах такого рода приятно рассуждать подробно.
К. Итак, сводя в немногих словах смысл приведенных мест, говорим. Снова Бог повелевает исчислить людей возмужалых и искусных в воинском деле. Это потому, что, как мы уже прежде говорили, в ведении и переписи у Бога и в книге живых находятся не бессильные и недеятельные, и не те, которые еще младенчеству ют умом, но все те, которые уже сильны и готовы к борьбе против страстей и греха, пришли в разум и вполне годны к совершению и исполнению того, что угодно Богу. Они-то и разделили между собою землю по коленам, по именам и по одиночке: потому что те, о которых идет речь, будут наследниками святой земли и участниками в чаемых благах по коленам и по родам, как сказано: блаже-
226
ни кротцы, яко тии наследят землю. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Матф. 5, 5 и 7), а также и в других блаженствах: потому что это есть как бы собственный удел милостивых, кротких, нищих духом и гонимых за правду. Кроме того венец славы дается и каждому в отдельности и поименно, так как Бог удостаивает чести каждого соответственно его добрым делам и уделяет людям мужественным нужную им благодать, хотя, впрочем, можно думать, она сообщается в большей мере и в более богатом наделе: меру, — сказано, — добру наткану (нагнетенную) и потрясну (утрясенную) и преливающуюся дадят на лоно ваше (Лк. 6, 38). То же самое, думаю, указывается и тем, что Бог сказал: множайшим да умножиши наследие и малейшим да умалиши наследие их: коемуждо якоясе суть соглядани, да дастся наследие их (Чис. 26, 54); так как большее число имен есть ясный образ превосходства и преизобилия в добродетели; ов убо сице, ов же сице (1 Кор. 7,7), заслуживает себе похвалу. Земля, далее, делится по жребию, согласно, может быть, с словами, обращенными к Богу: в руку Твоею жребии мои (Пс. 30, 16): потому что Божественным решением будет сделано безошибочное разделение будущих благ, когда Бедующий все, нас касающееся, определит в наследие каждому надлежащее ему. Левиты опять исчис-
227
ляются особо, от одного месяца и выше; им не дано наследия среди сынов Израилевых и они не были вместе с ними подвергнуты пересмотру: потому что род более священный всегда есть и более святой; поэтому-то и перепись его отделена от переписи других и наследие его не с другими; но он подвергается отдельному пересмотру. Удел и наследие этого рода людей есть Сам Бог всяческих, по слову Писания: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят(Матф. 5, 8). Тогда как так называемые нищие духом наследуют Царство Небесное, избравшие плач утешатся, милостивые помилованы будут: чистые сердцем, сказано, блаженны потому, что узрят Бога. Это и суть священнейшие и святейшие преимущественно пред всеми другими, и их наследие и удел — точное богозрение, то есть ведение о Божестве. Это именно и обещал Христос даровать святым Апостолам, когда сказал: сия в притчах глаголах вам: но приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве о Отце возвещу вам (Иоан. 16, 25). Перепись людей более священных совершается от одного месяца, как я сказал недавно: это потому, что из святых мужей вносятся в перепись и в книгу Божию не только те, которые славятся духовною силою и мудростию, но и те, которые пребывают в простоте о Христе и по отношению к злобе младенчествуют (1 Кор. 14, 20). Итак, в священном роде переписывают-
228
ся все, как мудрецы, так и простецы; такое различие ты можешь усмотреть, Палладий, между душами святых в их образе мыслей и жизни. Прибавлено еще, что в сих не бяше человек от согляданых Моисеом и Аароном, ихже соглядаша сынов Израилевых в пустыни Синайстей. Понеже рече Господь им: смертию измрут в пустыни, и не остася от них ни един, кроме Халева сына Иефонниина и Иисуса сына Навина (Чис. 26, 64-65), чем ясно показывается, что не неуверовавшим назначено наследие и вписание в книгу Божию, напротив, это приличествует принявшим веру, конечно, во Христа: потому что о неуверовавших божественный Давид сказал: да потребятся от книги живых и с праведными да не напишутся (Пс. 68, 29). Что благодать — для верующих, это прикровенно показывает нам и Божественное провещание в приведенном повествовании: потому что для этой цели слово Божие говорит таинственно, что перепись происходила при Иордане; ибо вписывается принявший крещение. Впрочем, Израиль не вполне лишен надежды, но, по слову пророка, останок спасен (Ис. 10, 20-21); образом его служат Халев и Иисус, которые одни только из всех остались в живых, получили наследие и зачислены в перепись вместе с теми, которые не подлежали обвинению в неверии. Обрати внимание и на то, что распределение уделов и перепись святых везде производится
229
посредством Моисея и первенствующего в священстве (первосвященника), чтобы ты под тем и другим, как я уже говорил прежде, разумел единого Христа, как первосвященника и законодателя, чрез которого подается всякая благодать и вписание в вышних книгах, которые видел блаженный Даниил, как сам он утверждает: книги,— говорит он, — отверзошася(Дан. 7, 10). Так как переписей много различных, то и книг много, а не одна.
П. Итак, правильно и премудро говорит нам слово притчи: богатства ленивии скудни бывают: крепцыи же утверждаются богатством (Притч. 11, 16).
К. Да, они, конечно, утверждаются, и Бог милостив к ним, защищает их, утучняет вышними благословениями, венчает блестящею честию и богато украшает громкою славою. Разве не истинен Тот, Кто сказал: я живу и) глаголет Господь, зане прославляющия мя прославлю (1 Кор. 2, 30)?
П. Конечно так.
К. А совершает относящееся к славе Божией, думаю, всякий, кто крепок и приобрел навык в духовном мужестве, кто старается вести борьбу с видимыми и невидимыми врагами, умеет спасать себя и других и все может о Боге (Флп. 4, 13).
и) Ζώ έγώ. Этих слов нет в приведенном месте Писания.
230
П. Соглашаюсь.
К. Не хочешь ли, мы посмотрим, как это самое, как бы оттененное на картине, изображается в весьма полезных для нас повествованиях о божественном Аврааме?
П. Весьма желал бы этого. Как же иначе?
К. Написано, что Лот поселился и жил в Содоме. Но когда ту страну постигла жестокая и тяжкая война и когда близкие и соседние народы вместе с своими вождями овладели тем городом, тогда вместе с другими пленниками уведен был и Лот. Один из спасшихся, пришедши, возвести, — сказано, — Авраму пришельцу, иже живяше у дуба Мамврийскаго, Аморрея о) брата Есхоля, и брата Авнапя, иже беша союзницы Аврамовы. Слышав же Аврам, яко пленен бысть Лот братанич его, сочте домочадцы своя триста и осмьнадесять и погна вслед их и) даже до Дана. И нападе на ня нощию сам и отроцы его: и порази их, и гони их даже до Ховала, иже есть ошуюю Дамаска: и возврати вся конным содомския и Лота сына брата своего возврати, и вся имения его, и жены, и люди. Изыде же царь содомский в сретение ему, повнегда возвратитися ему от сеча Ходоллогоморскаго р), и царей сущих с ними, в юдоль Савину, сие же бяше поле царево. И Мелхиседек
о) У дуба Мамрия Аморреянина.
и) Неприятелей, уведших Лота.
р) После поражения царя Ходоллогомора.
231
царь Салимский изнесе хлебы и вино: бяше же священник Бога Вышняго. И благослови Аврама и рече: благословен Аврам Богом Вышним, иже созда небо и землю. И благословен Бог Вышний, Иже предаде враги твоя под руки тебе: и даде ему десятину Аврам от всего. Рече же царь содомский ко Авраму: даждь ми мужи, а кони возми себе. Рече же Аврам к царю содомску: воздвигну руку мою ко Господу Богу Вышнему, Иже сотвори небо и землю: аще от нити до ременя сапожнаго возму от всего твоего, да не речеши, яко аз обогатих Аврама: кроме сих, яже снедоша отроцы, и части мужей, иже ходиша со мною, Есхол, Авнан, Мамврий: сии да возмут части. По глаголех же сих, бысть слово Господне к Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме: Аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело. Глагола же Аврам: Владыко Господи, что ми даси? Аз же отпущаюся безчаден: сын же Масек домочадицы моея, сей Дамаск Елиезер с). И рече Аврам: понеже мне не дал еси Семене, домочадец же мой наследник мой будет. И абе глас Господен бысть к нему, глаголющий: не будет сей наследник твой, но иже изыдет из тебе, той будет наследник тебе. Изведе же его вон и рече ему: воззри на небо, и изочти звезды, аще возможеши исчести я, и рече: тако будет семя
с) «За домом моим смотрит этот Елиезер из Дамаска».
232
твое (Быт. 14, 13 — 15, 5). Видишь ли готовность святых мужей к мужеству и то, как охотно они переносят страдания? Как только узнал Авраам, что Лот находится в опасности, он тотчас же почувствовал жалость о бедствии своего родственника и, захватив с собою домочадцев и некоторых союзников, которые не были евреями, поспешно отправился против утеснителей, легко одолел их и освободил из плена как племянника своего Лота, так и других, попавших в руки победителей. После того, по справедливости воздавая подобавшую Аврааму, как победителю, честь, вышли к нему навстречу царь содомский и Мелхиседек, священник Бога Вышнего, как написано. Он встретил Авраама не с пустыми руками, но принес знаки того священства, какое существовало в то время, — хлеб и вино, благословил Авраама и дал ему в награду священные слова. Так показал себя мужественным и победил Авраам; такими же всегда бывают и мужественные во Христе и имеющие в душе боголюбезнейшее дерзновение. В пример и для удостоверения слов моих укажу еще на святых Апостолов, которые, когда сатана без труда все расхищал и противники истинных учений увлекали души простых людей, — мужественно противостали врагам, вооружая с собою своих домочадцев, то есть людей, воспитанных на Священном Писании, а так-
233
же и некоторых союзников, которые не были евреями, разумею тех, которые, помышляя еще о мирских предметах, подвизаются, однако же, со святыми и соревнуют им. Мужаясь таким образом, они победили и исхитили из-под владычества сатаны плененных им. Извлекая одних из идолослужения и поклонения твари вместо Сотворившего, а других из лжеименного знания, они спасают их. За такое светлое и великое мужество они получают и воздаяние, а именно: не только почести от находящихся в мире людей: изыде, же,— сказано, — царь содомский в сретение Аврааму, но и благословение, которое дается чрез Христа, услаждающего животворною благодатию, как Мелхиседек, священник Бога Вышнего — хлебом и вином (Быт. 14, 17-18). Посему весьма справедливо они говорят о себе: благословени вы т) Господеви сотворшему небо и землю (Пс. ИЗ, 23). А что Мелхиседек есть образ священства Христова, для доказательства этого, думаю, не нужно много говорить, так как для этого достаточно и одного Священного Писания. Когда же, далее, царь содомский сказал божественному Аврааму, как победителю: отдай мне мужей, а себе возьми коней, то Авраам тотчас поклялся, что не возьмет ничего, кроме пищи для потрудившихся вместе с ним, и доли союзников — Есхола,
т) Υμέις. Св. Кирилл без сомнения читал ἡηεῖς мы, как и доселе читается в некоторых кодексах перевода LXX.
234
Авнана и Мамврия. Так и святые мужи, хотя ведут войну, мужественно сражаются и принимают на себя всякие труды ради свободы подвергшихся бедствию, однако они ничего не берут от мира и не собирают земного богатства, тщательно избегая происходящего отсюда порицания: да не речеши, сказано, — яко аз обогатих Аврама. Только пищу одну принимают они от тех, кому приносят пользу; так как достоин делатель мзды своея (Лк. 10, 7), и возвещающим Евангелие Христос повелел жить от Евангелия (1 Кор. 9, 14). А союзники получают свои части; это, думаю, означает, что Бог благословляет и в делах, касающихся сей жизни, соревнователей святых; так как вследствие того, что они идут правым путем, и имущество их соответственно с этим изобилует; тем, которые еще не вполне отрешились от земных предметов, но как бы разделяются между Богом и миром, Бог уделяет и земные благословения. Так он благословил Иакова, умножив скот (Быт. 30, 30).
П. Хорошо говоришь.
К. Достигшим столь великой славы и светлости, как бы уже своим близким родственникам, Виновник спасения говорит, что не должно впадать в уныние, и благопотребно обещает им, что они получат великую награду у);
у) Здесь имеется в виду сказанное Богом: не бойся Авраме: мзда твоя многа будет зело (Быт. 15, 1).
235
чрез то он отгоняет как можно далее немощное и робкое расположение духа от сонма боящихся Его, поощряет их к усердию надеждою на получение обещанных благ и делает их более крепкими. Посему и божественный Павел, имевший такое настроение души, говорил в одном месте: вся могу о укрепляющем мя Христе (Флп. 4, 13), а в другом: течение скончах, веру соблюдох, прочее соблюдается мне венец правды (2 Тим. 4, 7, 8). Сильно скорбит божественный Авраам и не остается свободным от горести о том, что вместо сына имел домочадца. Что ты дашь мне, говорит он Богу, когда я остаюсь бездетным? (Быт. 15, 2.) И таким образом иметь незаконный плод он считает наравне с бесчадием. Тогда Бог обещает ему сына от свободной, то есть Исаака, и говорит, что в нем он будет отцом многих народов и будет иметь потомство, как звезды небесные. Так и для святых Апостолов было весьма прискорбно иметь незаконный плод, как бы от рабыни какой, от подзаконного служения. Напротив, они желали сына от свободной, то есть от Нового Завета; а таковым был Христос, во образ которого Исаак разумеется сыном по обетованию и чрез веру. Так и блаженный Павел о преимуществах по закону, которыми обладал он, говорит: яже ми бяху приобретения, сия вмених Христа ради тщету. Но
236
убо вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа нашего, Его же ради всех отщетихся: и вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу и обрящуся в нем, не имый моей правды, яже от закона, но яже верою Иисус Христовою (Флп. 3, 79). Во Христе Апостолы сделались отцами многих народов и бесчисленного потомства, как, очевидно, и Авраам в Исааке. Сказанное, впрочем, мы относим не к одним только древним мужам и святым Апостолам, но и к тем, которые после них получили жребий священства, к вождям церкви и, наконец, ко всякому праведному и доброму человеку.
237
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.