13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл Александрийский, святитель
КНИГА 3. О том, что невозможно избежать смерти, от греха происходящей, и власти диавола иначе, как только чрез освящение, совершаемое Христом, и что не в законе оправдание, а во Христе.
О том, что невозможно избежать смерти, от греха происходящей, и власти диавола иначе, как только чрез освящение, совершаемое Христом, и что не в законе оправдание, а во Христе
Итак, когда жертвенный обряд у израильтян был совсем уже окончен и когда кроме того первородные египтян были истреблены, а от освященных Христос как бы во образе отгнал истребителя, тогда они, с трудом вышедши из земли господствующих над ними и поспешая достигнуть обетованной им земли, направляются не прямо в нее, но отвлекаются от прямого пути уклонениями как бы в противоположную сторону; ибо опять написано так: егда же отпусти фараон люди, не поведе их Бог путем земли Филистимския, яко близ бяше: ибо рече Бог: да не когда раскаются людие вцдевше рать, и возвратятся во Египет. И обведе Бог люди своя путем, иже в пустыню к Чермному морю (Исх. 13, 17—18).
Палладий. Что же сокрыто и в этом?
Кирилл. Надобно исследовать, если угодно. Вникни в то, что, когда им предлежал пря-
137
мой путь и можно было, идя кратким путем, дойти скоро, ибо земля обетованная, сказано, близ бяше, Творец всего отводил их по другому пути, составлявшему большой круг, потому что наперед знал готовность древних к отпадению и все еще неудержимую склонность к малодушию
П. В этой речи совершенно нет ничего неясного.
К. Итак, надобно перейти к духовному созерцанию. Удаляющихся от мирской жизни и демонского владычества, как бы от какой-то Египетской земли, приводит к освящению и Надежде на Бога прямой и совершенно краткий путь — вера во Христа и оправдание в Нем, по премудрому изречению Павла: близ ти глагол есть во устех твоих, и в сердце твоем, сиречъ глагол веры, его же проповедаем: яко аще исповеси усты твоими, что Иисус есть Господь, и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися. Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 8-10). Этим столь близким и сокращенным путем Бог не попустил пройти древним, а измыслил как бы некий круг, не имеющий прямого направления, — закон, в словесных оборотах и загадках содержащий более продолжительное и не без затруднений бывшее детоводительство. И это для того, чтобы, пользуясь сеннописанным, как
138
бы неким подготовлением к более совершенному, и предварительно научаемые таинству, они безрассудно не подвиглись вследствие каких-либо страшных обстоятельств к удалению и отпадению от Христа, но как бы наперед подготовленные и научаемые истинно полезному были более готовы к желанию и добровольному принятию истины и имели бы твердую и непоколебимую любовь к Богу. Посему, как бы чрез длинный и непрямой путь служения по письмени, закон был детоводителем (Гал. 3, 24). Не так Христос; ибо Он показал нам прямой и близкий путь, то есть путь чрез веру, совершенно преобразуя нас для благодерзновения и обязанности быть мужественными пред тем, что нам противится, особенно же научая нас любить страдание за благо, бодро противостоять коварствам диавола и говорить вместе с пророком: се Господь помогает ми: кто озлобит мя (Ис. 50, 9). А производящее в нас столь удивительное дерзновение не может быть совершенно ничем иным, кроме силы вышней, то есть причастия и общения Святого Духа.
П. Понимаю, что говоришь ты, и удивляюсь твоему остроумию.
К. Тотчас вслед за тем присоединенное может указать и на время спасения чрез Христа; ибо в пятом, сказано, роде изыдоша сынове Израилевы от земли Египетския (Исх. 13,
139
18). И мы освободились от рабства, равно и от трудов, состоящих в пустых занятиях, и от тяжелой работы над землею и прахом, — ты понимаешь, о чем я говорю, — как бы в пятом же роде, в пятое время, по евангельской притче: подобно бо есть Царствие Небесное человеку домовиту, иже изыде зело утро наяти делатели в виноград свой. То же самое он сделал, как сказано, в шестой и девятый час. Во единый же надесять... обрете другия... праздны, и сказал им: что зде стоите весь день праздны?.. Идите, и вы работайте в винограднике моем (Матф. 20, 1, 5 — 7). И так заметь, что последние посылаются в виноградник как бы в пятом роде, то есть в последние времена, когда Единородный соделался человеком и потерпел заклание ради жизни всех. Почему и закон Моисея предписал взять агнца в десятый день первого месяца, а заклать его к вечеру четырнадцатого дня того же месяца (Исх. 12. 6), для того, чтобы в одном и том же указать нам, с одной стороны, на пятое время как бы в пятом дне, с другой — выражением к вечеру указать на то, что заклание Спасителя будет в конце века.
П. Кажется, вся цель богодухновенного Писания сосредоточена в таинстве Христа.
К. Совершенно так: кончина бо закона и пророков Христос (Рим. 10, 4.); ибо, кроме Его,
140
нет имене под небесем данного в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4, 12). Так сказал ученик Спасителя. И доказательство близко, если мы присоединим к этому следующее: воздвигшеся,— говорит Писание, — сынове Израилевы от Сокхофа, ополчишася во Офоме при пустыни. Бог же вождаше их, в день убо столпом облачным, показати им путь: нощию же столпом огненным... не оскуде... столп огненный нощию, пред всеми людми (Исх. 13, 20-22). Ты видишь, что Бог был предводителем израильтян, вышедших из земли Египетской, в столпе облачном и огненном; обоими ими изображался Христос.
П. Каким образом?
К. Во-первых, потому, что Он есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), непоколебимый и совершенно несокрушимый, и простирающийся высоко над землею; ибо во Христе мы освобождены от мудрования плоти и от погрязания в земных пороках, подняты Им как бы на высоту, помышляя о горнем (Кол. 3, 2) и водворяясь на небе (Флп. 3, 20). Ибо написано: яко Божии державнии земли зело вознесошася (Пс. 46, 10). Сказал также где-то Христос гласом того же Давида о земле и о святых Апостолах: Аз утвердих столпы ея (Пс. 74, 4). Ибо возвышающиеся над землею святые ученики были утверждены силою свыше (Лк. 24, 49), как облеченные благодатию Свя-
141
того Духа: они были именно столпы по сообразности со Христом и по уподоблению ему благодатью Духа. Итак, пойми, что не ради чего иного, как ради того, о чем мы только что сказали, Христос назван столпом: Он руководил, говорит Писание, днем столпом облачным, а ночью столпом огненным, чтобы показывать им путь (Исх. 13, 21). Ночью же в Божественном Писании обыкновенно называется время до пришествия (Христова), в которое, еще при владычестве сатаны, тьма неведения об держала сущих на земле; а днем, напротив,— время пришествия Спасителя нашего, в которое мы просвещены, восприявши умом сияние истинного боговедения и созерцая очами сердца Солнце правды. И Павел засвидетельствует, говоря о времени до пришествия и после него: нощь убо прейде, а день приближися: отложим, убо дела темная, и облечемся во оружие света. Яко во дни, благообразно да ходим (Рим. 13, 12-13). Если же древнее время представляется в образе ночи, а напротив в образе дня — то время, в которое Единородный соделался человеком, то мы утверждаем, что израильтянам Он предшествовал ввиде огня, как бы в осуждающем и наказывающем законе, ибо огонь есть знак наказания; а нам в виде облака, как бы в образе святого крещения и спасения посредством воды. Облако не есть ли вода?
П. Как же иначе!
142
К. Когда израильтяне ушли от египтян, древний властолюбец, то есть фараон, воспылал гневом и решился их преследовать. Впряже убо, — говорит Писание, — колесницы своя, и вся люди увлек вместе с собою: и взяв шесть сот колесниц избранных, и вся кони египетския, и тристаты над всеми (Исх. 14, 6 —7). И потом, спустя немного: воззревше же сынове Израилевы очима, видеша: и се египтяне ополчишася в след их, и убояшася зело: и возопиша сынове Израилевы ко Господу (14, 10). И возроптали на Моисея, открыто говоря: за еже не быти гробом во Египте, извел еси нас умертвити в пустыни: что сие сотворил еси нам, извед нас из Египта? Не сей ли бяше глагол, его же рекохом к тебе во Египте, глаголюще: остави нас да работаем египтяном: лучше бо бяше нам работати египтяном, нежели умрети в пустыни сей (14, 1112). На это Моисей говорит: дерзайте, стойте, и зрите спасение еже от Господа, еже сотворит нам днесь. Имже бо образом видесте египтян днесь, не приложите ктому видети их в вечное время. Господь поборет за нас, вы же умолкните. И рече Господь к Моисею: что вопиеши ко Мне? Рцы сыном Израилевым, и да путешествуют. Ты же возми жезл твой, и простри руку твою на море, и иссуши его, и да внидут сынове Израилевы посреде моря по суху (14, 13-16). И Бог соделал явным образ помощи. Ибо
143
взятся... Ангел Божий ходяй пред полком сынов Израилевых, и пойде созади... взятся же и столп облачный от лица их, и ста созади их. И вниде посреде полка египетска, и посреде полка сынов Израилевых, и ста: и бысть тма и мрак, и прииде нощь, и не смесишася друг с другом во всю нощь (14, 19 и 20). Так именно изложено повествование; и я думаю, что нам надобно опять проникнуть в глубину мыслей, влагая в написанное тонкий смысл.
П. Да, конечно.
К. Итак, сыны Израиля отправляются, поспешая, во святую землю, между тем Бог, как бы в столпе огненном и облачном, шел впереди и вел их: ибо совершенно невозможно было бы достигнуть горнего и святого града, если бы не вел Христос и если бы Он не соделал ясным путь спасения. В самом деле, на решившихся достигнуть этого скрежещут зубами враги, рассеянные по сему миру, но закон возбуждает к дерзновению и ободряет устрашенных. А что полчище противников падет, Писание показывает совершенно ясно: ибо это очевидно открывается для нас из того, что египтяне были истреблены, а тех, напротив, которые были в страхе мучений, Бог спас как бы опять в образе святого крещения: ибо рцы, — говорит, — сыном Израилевым, и да путешествуют. Ты же возми жезл твой, и простри руку твою на море,
144
и иссуши его, и да внидут сынове Израилевы посреде моря (Исх. 14, 15 и 16). Не пишет ли божественный Павел о сынах Израиля, что вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори? (1 Кор. 10, 2.)
П. Соглашаюсь.
К. Итак, желающим последовать Христу и поспешающим к горнему граду не должно утверждаться на законе и неизменно пребывать в постановлениях Моисея и оставаться в тенях и образах, а напротив, должно воспрянуть и удалиться в другую сторону, то есть ко святому крещению. Ибо и древние служили образом этого, проходя по повелению Божию посреди волн и, как говорит Павел, крещаемые в море. Тогда, именно тогда будут они иметь помощником Христа Иисуса, самого Посредника между Богом и людьми — ибо Слово, будучи Богом, соделалось плотию (Иоан. 1, 14), — Посредника также и в ином смысле домостроительства, именно в том, что Он обыкновенно идет среди почитающих Его и их гонителей и не дозволяет им столкнуться, удерживая нападения врагов. Ибо взятся, — говорит Писание,— Ангел Божий... и столп облачный... И вниде посреде полка египетска, и посреде полка сынов Израилевых... и не омесишася друг с другом во всю нощь (Исх. 14, 19-20). Опять и в Ангеле, как в столпе облачном, изображается Хри-
145
стос, ибо нарицается имя Его велика совета Ангел (Ис. 9, 6).
П. Значит, если посредствует Христос, мы не столкнемся с желающими нападать на нас.
К. Именно так, ты правильно думаешь. Однако я вот что скажу, и эта мысль, как думаю, не удалится от цели. Только что решившись отказаться от пристрастной к удовольствиям и мирской жизни и с величайшею ревностью стараясь следовать законам Божиим, но еще не обогатившись благодатью чрез святое крещение, мы не весьма сильны или способны на дело страдания и перенесения трудов ради добродетели и на то, чтобы быть в состоянии переносить испытание борьбы. И как только что распустившиеся растения могут понести вред от слишком сильного ударения солнца, равно как потерпели бы немало, если бы потрясаемы были порывистыми дуновениями ветров, вследствие чего им, без сомнения, нужна искусственная защита и ограждение кругом: таким же точно образом, думаю, и душа человеческая, только что начинающая избегать рабства страстей и устремляющаяся к лучшему и желающая следовать закону Божественному, слаба и весьма нежна и легко может быть устрашена, видя пред собою труд и закон борьбы, и пожелает пребывать опять в том, в чем была прежде. Так и израильтяне, увидевши приготовление египтян и потерявши присутствие духа
146
при одном только представлении о сражении, возроптали на божественного Моисея, говоря: не сей ли бяше глагол, его же рекохом к тебе во Египте, глаголюще: остави нас да работаем египтяном: лучше бо бяше нам работати египтяном, нежели умрети в пустыни сей (Исх. 14, 12). Итак, человеческая душа до святого крещения неспособна к борьбе, вполне склонна к рабству и весьма легко подвергается страху. Но если бы она, получивши благодать, облеклась силою свыше, то весьма твердо противостояла бы тем, которые хотят ее преследовать, и мужественно бы с ними сражалась; имея Христа воеводою и защитником, она весьма легко отразила бы восстания врагов: ибо мы можем побеждать не иначе, как этим самым способом.
П. Рассмотри же теперь, какие и на это представишь ты нам примеры; без сомнения, у тебя не будет в них недостатка.
К. Действительно, это легко объяснить весьма многими примерами, но прежде всего ближайшим и взятым из того, о чем написал сам Моисей, а именно: потерявшие присутствие духа при одном только виде египтян потом, когда уже перешли Чермное море и исполнили прообразование святого крещения, потому что были крещены, говорит Писание, в Моисея, как и мудрый Павел пишет: во облаце и в мори (1 Кор. 10, 2); то и оказались тогда воинственными и страшны-
147
ми в сопротивлении врагам, впрочем, только чрез Христа. Об этом написано так: прииде же Амалик, и воева на Израиля в Рафидине. Рече же Моисей ко Иисусу: избери себе мужы сильны, и изшед ополчися на Амалика заутра: и се аз стану на верху горы, и жезл Божий в руце моей. И сотвори Иисус, якоже рече ему Моисей, и изшед ополчился на Амалика: Моисей же и Аарон и Ор взыдоша на верх горы. И бысть егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль: егда же опускаше руце, одолеваше Амалик. Руце же Моисеовы тяжки беша: и вземше камень, подложиша ему, и седяше на нем. Аарон же и Ор поддержаста руце ему, един отсюду, а другий оттуду: и быша Моисеови руце укреплены до захождения солнца. И преодоле Иисус Амалика и вся люди его убийством меча. Рече же Господь к Моисею: впиши сие на памятьв книгу и едай во уши Иисусу, яко пагубою погублю память Амаликову от поднебесным. И созда Моисей олтарь Господу, и прозва имя ему: Господь прибежище мое. Яко рукою тайною ратует Господь на Амалика от рода в род (Исх. 17, 8-16).
П. Но какой же смысл написанного? Я не совсем понимаю.
К. А по моему мнению для желающих усмотреть нет ничего трудного. Ибо размышляющий об Иисусе (Навине), получающем приказание от Моисея, что иное может предположить, как
148
не то именно, что Слово, будучи Богом, было под законом, по состоянию человечества, и некоторым образом было подчинено постановлениям, данным чрез Моисея, в разнообразных видах: то перенося обрезание по плоти (Лк. 2, 21), то платя дидрахмы (Матф. 17, 24-27), и вместе с сущими под законом поставив и Себя как бы под законом и ясно говоря: не приидох разорити закон, но исполнити(Матф. 5, 17). Но хотя и был Он под законом по человечеству, однако в то же время был и Богом, Спасителем и Искупителем всего народа. Ибо, избравши из всего народа Израильского и из всех язычников мужей сильных, я разумею, конечно, святых Апостолов и призванных чрез веру, которым прямо можно сказать: вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления (1 Пет. 2, 9), — Он противостоял вместе с ними князю века сего, о котором Он, Владыка всяческих, Сам всепобеждающий, говорит: ныне суд есть веку сему: ныне князь века сего изгнан будет вон (Иоан. 12, 31). А божественный Иоанн победивших с Ним и чрез Него увенчивает таким блестящим определением: пишу вам, — говорит он, — юноши яко крепцы есте... и победисте лукаваго (1 Ин. 2, 13 и 14). Не истинно ли я говорю?
П. Конечно.
К. Моисей сказал, что должно совершать опол-
149
чение на другой день (Исх. 17, 9): так как не в его время явились спасительные дела Христа, а совершены уже в дальнейшее и по порядку следующее время, то есть после Моисея и закона. Потом восходит Моисей на какую-то возвышенность и на вершину холма, чтобы оттуда можно было смотреть на сражение и на успешные действия в нем вождя всех Иисуса. Соответственно сему и тайноводство по закону возводит к возможности как бы издали взирать на победоносные дела Христа. И когда Моисей поднимал руки, побеждал Израиль, а когда опускал, он ослабевал и побеждал Амалик. Ибо для самого диавола и для всякого врага, хотя бы он сильно желал одолеть, непобедим был не только весь Израиль, но и все те, которые почли для себя честию сообразность Христу чрез понесение Его поругания, то есть честного креста: ибо руки, во всю длину распростертые в воздухе, ясно изображают внешний вид креста. А которые не приняли креста, те, не имея помощника, сделались весьма доступными для вражеских нападений. Итак, когда Моисей простирает руки, изображая нам вид креста, и Амалик обессиленный падает, этот образ показывает нам, конечно, тех, которые при помощи честного креста побеждают сатану и одолевают врагов. Когда же видим Моисея опускающим руки, Амалика же одолевающим, то будем разуметь тех, которые вследствие
150
нежелания принять крест стали под власть диавола и побеждены им. К таким и Христос взывал, говоря: истинно, истинно говорю вам: аще... не имеете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших (Иоан. 8, 24). Руки Моисея, говорит Писание, тяжелы были, с трудом воздвигались и весьма медленно поднимались для изображения честного образа креста. Сим, я думаю, прикровенно указуется на то, что Израиль не очень готов был к принятию веры, весьма медленно и с трудом склоняясь к желанию воспринять поношение Христово (Евр. 11, 26 и 13, 13). Посему то и божественный Павел прекрасно называет сей крест соблазном для иудеев (1 Кор. 1, 23). И вземше, — говорит Писание, — камень, подложиша ему, и седяше на нем. Аарон же и Ор поддержаста руце ему, един отсюду, а другий оттуду (Исх. 17, 12). Христос есть камень драгоценный, избран, краеуголен, честен (Ис. 28, 16; 1 Пет. 2, 6), на котором покоясь (так как сидение означает успокоение), лучшие и более разумевающие из израильтян, сей останок по избранию благодати (Рим. 11, 15), распростирают руки, то есть принимают крест, когда их как бы утверждает и поддерживает в этом Христос, как Он обозначается в Оре и Аароне, созерцаемый вместе как Судия и Архиерей. Ибо Ор был неподкупный судия, а Аарон архиерей, сохраняющий сей останокиз израильтян по избра-
151
нию благодати, для спасения чрез веру. Это именно, я думаю, показывает сказанное пророчески гласом Исаии: и аще не бы Господь Саваоф оставил Нам Семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобляйся быхом (Ис. 1,9). Итак, когда пал противник — я разумею Амалика,— впиши,— говорит Писание,— сие на память в книгу, и едай во уши Иисусу (Исх. 17, 14). Ибо чрез Писание святых Евангелистов деяния, совершенные Христом, имели перейти в нескончаемое и долгое памятование. Повелел же дать писание во уши Иисусу; ибо писания святых суть дар Христу, как похвалы и победные песни Ему. Когда же пал и побежден был Амалик, Моисей поставляет Богу жертвенник и подписывает на нем название: Господь мой прибежиице мое (Исх. 17, 15). И это может быть образом Христа: ибо Он соделался для нас Господом и прибежищем, победив князя века сего, поправ державу смерти и принесши себя за нас, как бы чистую жертву в благоухание, приятное Богу и Отцу (Еф. 5, 2). Таким образом жертвенник, которому и прилично и истинно дается название: Господьмой прибежище мое, действительно был образом Христа.
П. Соглашаюсь; ты правильно рассуждаешь.
К. Христос, сокровенною десницею воевав против духовного Амалика и победив его, овладел народами и расхитил сосуды его, как
152
Сам говорит, связав крепкаго (Матф. 12, 29): ибо находившееся некогда в его власти стадо, разумею сущих из язычников, Христос совокупил с прежде пасомыми, по сему именно и говорил: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести: и глас Мой у слышат: и будет едино стадо, и един Пастырь (Иоан. 10, 16). Но Христос, по Писаниям, есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый:и вражду Плотию Своею, закон заповедей ученми упразднив, Он и совокупил во единаго новаго человека сущих от обрезания и бывших вне закона (Еф. 2, 14-15). Рассмотри же еще и следующее великое таинство как бы в тени и загадке, тесно связанное с тем, что сейчас сказано нами. Ибо Писание говорит так: услыша же Иофор, иерей мадиамский тесть Моисеов, вся, елика сотвори Господь Израилю Своим людем: яко изведе Господь Израиля из Египта. И поя Иофор тесть Моисеов Сепфору жену Моисеову по отпущении ея, и два сына ея: имя единому от них Гирсам, глаголя: пришлец бых в земли чуждеи ж). И имя второму Елиезер, глаголя: Бог бо отца моего, помощник мой, и избави мя из руки фараони. И прииде Иофор тесть Моисеов, и сынове и жена к Моисею в
ж) В изданиях творения св. Кирилла, в этом месте, имя первого сына Моисея печатается так: Γερςὰν.
153
пустыню, идеже ополчися при горе Божией з). Возвестиша же Моисею, глаголюще: се Иофор тесть твой идет к тебе, и жена твоя, и оба сына твоя с ним. Изыде же Моисей во сретение тестю своему Иофору, и поклонися ему, и целова его, и приветствоваша друг друга: и введе их Моисей в кущу. И поведа Моисей тестю своему вся, елика сотвори Господь фараону и всем египтяном Израиля ради, и весь труд бывший им на пути, и яко избави их Господь от руки фараони, и от руки египетския. Ужасеся же Иофор о всех благих, яже сотвори им Господь, яко избави их Господь от руки египетския и от руки фараони. И рече Иофор: благословен Господь, яко избави люди Своя из руки египетския и из руки фараони: ныне уведех, яко велик Господь паче всех богов, сего ради, яко налегоша на них. И взя Иофор тесть Моисеов всесожжения и жертвы Богу: прииде же Аарон и еси старцы Израилевы, ясти хлебавместе с тестем Моисеовым пред Богом. И бысть на утрие, седе Моисей судити люди: стояху же пред Моисеом еси людие от утра до вечера. Видев же Иофор вся елика творяще людем, рече: что сие еже ты твориши людем? Почто ты един седиши, еси же людие предстоят
з) Эти слова по переводу LXX читаются так: οὖ παρενέβαλεν εἰς τό ὄρος του Θεοῦ (Исх. 18, 5), а в изданиях творений св. Кирилла так: οὖ παρέλαβεν ἐπί τό ὄρος τςῦ Θεπῦ. Здесь удержан славянский перевод, как более ясный и близкий к тексту Библии.
154
тебе от утра до вечера? Рече же Моисей тестю: понеже приходят людие ко мне просити суда от Бога: егда бо бывает им распря, и приходят ко мне, рассуждаю коемуждо, и сказую им повеления Божия, и закон Его. Рече же тесть Моисеов к нему: не право ты твориши глагол сей... не возможеши творити ты един. Ныне убо послушай мене, и присоветую тебеу и будет Бог с тобою. Буди ты людем в тех яже к Богу, и донесеши словеса их к Богу. И засвидетельствуй им повеления Божия, и закон Его, и повежд им пути Его, ими же пойдут, и дела яже сотворят. Ты же усмотри себе от всех людей мужы, — говорит он, — силны... и судят людей. И спустя несколько Писание говорит опять: послуша же Моисей гласа тестя своего, и сотвори... елика рече ему(Исх. 18, 1-22 и 24).
П. Продолжай же и, разделив по частям, объясни.
К. Не согласен ли ты с тем, что мадианитянин — иноплеменник и язычник? Ибо он произошел не от корня Авраама. С другой стороны, он был священником и служителем мнимого богопочтения, которое в то время было распространено на земле. Хотя люди поклонялись, как говорят и как они сами думали, Всевышнему Богу, например, без сомнения и Мелхиседек; но они принимали и других богов, причисляя к ним и замечательные творения, как-то: землю и небо, солнце и луну и
155
более значительные из звезд. И таковое растление и заблуждение было исконною погрешностию, оно дошло и до настоящего времени и продолжается. Так думают, безумствуя, еще и теперь некоторые из живущих в Финикии и Палестине, которые называют себя чтущими Бога, а следуют какому-то среднему пути богопочтения, не предаваясь ни обычаям чисто иудейским, ни обычаям эллинским, как бы надвое разрываемые и разделенные. И израильтян, избравших некогда таковой образ мыслей, порицал пророк Илия, говоря: доколе вы храмлете на обе плеске ваши (3 Цар. 18, 21), то Ваалу, Ваалу, то Богу, Богу? Так и Иофор, по всей вероятности, следовал именно некоторому таковому роду богопочтения. Когда узнал он о том, что совершил Бог для спасения израильтян, то, плененный достойными уважения и удивления рассказами, со всем домом и с целым родом своим отправляется к священному Моисею, который, увидевши, охотно принял его, ввел в свою кущу (Исх. 18, 7) и в точности рассказал ему о достославных делах Божественной силы и о чудотворениях, превосходящих всякое слово. В самом деле, очень многие из блуждающих, я говорю об язычниках, призываются к перемене мыслей о Боге, сначала посредством слухов, передаваемых кем-либо о Боге, а потом сами собою прибегая к Божественному закону, то есть к наста-
156
влению чрез Священное Писание. Так они входят в первую кущу: ибо закон способен ввести; а убежденные древнейшими повествованиями переходят потом и к принятию той мысли, что Бог есть единый и единственный и что должно делать Ему приношения. Вот и мадианитянин, услышав повествование Моисея, сказал: ныне уведех, яко велик Господь паче всех богов, сего ради, яко налегоша на них. И взя Иофор тесть Моисеов всесожжения и жертвы Господу (Исх. 18, 11-12). Итак, Моисей, то есть вступительное наставление посредством древнейших писаний, есть начальный учитель и ведет нас к первым началам истинного боговедения.
П. Подлинно так.
К. Но Христос приводит наставляемых законом к совершенству; когда я говорю опять о законе, то разумей ветхий завет. Итак, Моисей относительно Иофора воспользовался одними только повествованиями о Боге и, однако, пременил мнение Иофора на отчетливое исповедание того, что нет другого Бога, кроме единого по естеству и истинного. И это есть первая вера наставляемых, я разумею удаление от многобожного мнения и принятие истинно единого и по естеству Бога. Но Аарон удостоил Иофора и трапезы и призвал ко вкушению хлеба: ибо говорит Писание: прииде же Аарон и вси старцы Израилевы, ясти хлеба вместе с тестем Мо-
157
исеовым пред Богом (Исх. 18, 12); так как Христос, истиннейший Аарон, насыщает нас хлебом живым; насыщает же не только сущих из язычников, но вместе и преимущественно избранных от крови Израиля, образом которых были старцы. А то, что должно было ясти хлеба... пред Богом, есть немалое указание на освящение; ибо что в такой степени находится пред очами Божиими, как не таинственная трапеза и жертва и участвующие в ней?
П. Хорошо говоришь.
К. Что, у совершаемые Христом, мы достигаем лучшего разумения, нежели чрез детоводительство в законе, это мы без труда увидим, принимая за ясный образ сего дела Моисея и Иофора, ибо Писание говорит, что сидел божественный Моисей, судя, стояху же пред ним вси людие от утра до вечера (Исх. 18, 13); Иофор подает мнение, которое Моисей почтил и, рассудивши, что оно лучшее, принял: ибо сказано: послуша же Моисей гласа тестя своего, и сотвори... елика рече ему (Исх. 18, 24). Тот, кто в состоянии всегда подать лучший совет и мнение, не должен ли, конечно, считаться имеющим и разумение более превосходное? ^
П. Соглашаюсь.
К. Что лучше и много выше научения в законе усовершенствование чрез Христа, приводящее нас к ведению, несравненно превосхо-
158
днейшему, это легко показал бы священнейший Павел, который за превосходящее разумение Христа, как сам говорит, с великой готовностию отказывается от преимуществ по закону и признает их за уметы,да Христа приобрящет (Флп. 3, 8). И кпочитающим только то, что передано чрез Моисея, а недопускающим усовершения чрез Христа, пророк Иеремия говорил: како речете, яко мы мудри есмы, и закон Господенъ с нами есть? Истинно всуе бысть трость лживая книжником. Постыдешася премудрии, и устрашени, и поимани быша, слово бо Господне отвергоша: кая мудрость есть в них? (Иер. 8, 8-9.) А для нас, не отвергающих спасительного слова, так как мы с радостию принимаем проповедь Христа, Он стал премудростию от Бога(1 Кор. 1, 30). Итак, именно по ведению мы превзошли сущих в законе и, наставляемые повествованиями от закона, вкусившие хлеб в присутствии Бога, научились лучше и говорить и думать: ибо Иофор дает мнение и Моисей повинуется; между тем Иофор по справедливости может быть образом сущих от язычников, а Моисей сущих по закону.
П. Правильно ты сказал.
К. Итак, усовершение чрез Христа и сила Его таинств и мудрыми соделывает нас, и представляет преобладающими над смертию, низвергая сокровенного и мысленного Амалика,
159
то есть сатану. И весьма справедливо сказал Псалмопевец, что о Бозе сотворим силу: и Той уничижит стужающыя нам (Пс. 59, 14); а о нас, просвещенных в вере, возгласил он, как бы обращаясь к Богу: яко похвала силы их Ты еси (Пс. 88,ст. 18), и о имени Твоем возрадуются весь день (ст. 17); ибо мы хвалимся, спасаемые во Христе, и имеем Его оружием благоволения (Пс. 5, 13), по Писаниям. Примером и ясным образом этого может быть для нас также написанное в конце Второй книги Царств; а там сказано так: и воста Давид заутра: и слово Господне бысть ко Гаду пророку прозорливцуо Давиде, глаголя: иди и рцы Давиду, глаголя: тако глаголет Господь: трое Аз скажу на тебя, и избери себе едино от сих, и сотворю ти. И вниде Гад к Давиду, и поведа, и рече ему: избери себе быти: или приидут тебе три лета глада на землю твою: или три месяцы бегати имаши пред враги твоимии будут преследовать тебя: или три дни быти смерти в земли твоей. Ныне убо разумей, и виждъ какое слово отвещаю пославшему мя. И рече Давид к Гаду: тесна ми суть отвсюду зело три сия. Да впаду убо в руце Господни, яко многи суть щедроты Его зело: в руце же человечи да не впаду. И избра себе Давид смерть, были же дние жатвепнии пшеницы. И даде Господь смерть во Израили от утра до часа обедняго i) и начася язва бы-
i) С еврейского от утра до назначенного времени.
160
ти в людех, и умроша от людей Господних от Дана и до Вирсавии семьдесят тысящ мужей. И простре Ангел Божий руку свою на Иерусалим погубити его, и раскаяся Господь о зле, и рече Ангелу погубляющему люди; довольно ныне, отъими руку твою. И Ангел Божий бе стоя пред гумном Орны Иевусеанина. И рече Давид ко Господу, егда виде Ангела биюща люди, и рече: се аз есмь пастырь согрешивый, аз есмь пастырь зло сотворивый, а сии овцы что сотвориша? Да будет ныне рука Твоя на мне, и на дому отца моего. И прииде Гад к Давиду в день той, и рече ему: взыди, и постави Господеви олтарь на гумне Орны Иевусеанина. И взыде Давид по глаголу Гада пророка, имже образом заповеда ему Господь. И преклонися Орна, и виде царя и отроки его восходящыя выше его. И изыде Орна, и поклонися царю на лице своем на земли. И рече Орна: что яко прииде господин мой царь к рабу своему? И рече Давид: купити у тебе гумно (приидох), на создание олтаря Господня, и престанет язва от людей. И рече Орна к Давиду: да приимет и вознесет господин мой царь Господу (Богу) еже благо пред очима Его: се волове во всесожжение, и колеса и сосуди волов на дрова. Вся даде Орна царю. И рече Орна к царю: Господь Бог твой да благословит тя. И рече царь ко Орне: ни, но токмо купуя куплю от тебе ценою и не вознесу Господу Богу моему всесожжения туне. И купи Давид гум-
161
но и волы на пятидесяти сиклех сребра. И созда тамо Давид олтарь Господеви: и вознесе всесожжения и мирная. И приложи Соломон ко олтарю последи, зане мал бе прежде. И послуша Господь земли, и отъят язву от Израиля(2 Цар. 24, 11-25).
П. Но какой же внутренний смысл этих слов? Предложенное совершенно неудобопонятно.
К. Без сомнения, неудобопонятно и поистине трудно уразумеваемо; однако я скажу мысль предложенного места, заключив многое в немногих словах и обратив внимание на смысл. Итак, усматривай, Палладий, как бы в зеркале в утонченных созерцаниях таинство Христа и образ домостроительства нашего спасения,
П. Ты сам отлично можешь сделать это, когда Бог подаст силу разумения.
К. Итак, слушай; я уже приступаю к своей речи. Вследствие гнева Божия смерть пожирала народ Господень, и до часа обедняго (2 Цар. 24, 15) без всякого препятствия истребитель имел силу; когда же он намеревался наложить руку и на самих Иерусалимлян, то Бог удержал его. Увидев Ангела, умолял Господа Давид, говоря о себе, что он согрешил и что лучше и гораздо справедливее было бы умереть пастырю и предводителю, чем овцам, так как они ничего не разумеют. Потом, по указанию Божию, он воздвигает жертвенник на гумне Орны, которое вместе с молотящими волами купил
162
за пятьдесят сиклей. Когда же совсем соорудил он божественный жертвенник, то совершил на нем жертвоприношения, всесожжения и мирная (24, 25). Таким образом, наконец, остановилось истребление и пресечена свирепствовавшая перед тем смерть. Священное Писание указывает также и на то, что жертвенник первоначально был мал и Соломон впоследствии приложил к нему. Не скажешь ли ты, что в сих словах кратко выражена сущность предложенного?
П. Это так; но уясни уже и то, каким образом может быть понят смысл этого.
К. Или ты не знаешь, что природа человеческая, бесспорно, впала в смерть и тление, возбудивши ко гневу Создателя, так сказать в начале нашего рода, то есть в Адаме, который отверг перводанную Божественную заповедь и услышал следующее: земля еси, и в землю отъидеши? (Быт. 3, 19.)
П. Правда.
К. Итак, от утра, то есть от первых времен настоящего века, смерть пожирала сущих на земле до часа обедняго (2 Цар. 24, 15), то есть до времени трапезы; ибо, когда для нас настало время святой трапезы — очевидно, трапезы во Христе и таинственной, в которой мы вкушаем хлеб небесный и животворящий,— то издревле страшная и тяжелая смерть была упразднена, так как Бог был умилостивлен. И с
163
трудом был удержан истребитель: когда уже он хотел наложить поражающую руку и на живущих во святом граде, духовном Иерусалиме, тогда только ему возбраняется, поелику Бог был умилостивлен: отьими теперь, говорит Писание, довольно (ст. 16). Церковь же есть град святой, обитатели которого суть усовершаемые к освящению чрез хлеб живой. О столь святом и достойном удивления городе воспоминает и божественный Давид, говоря: преславная глаголашася о тебе граде Божий (Пс. 86, 3). Ибо в нас вселился Христос, который есть жизнь и животворящий. Поэтому Бог от освященных и отгоняет губителя, как уже не долженствующего побеждать после явления святой трапезы, которую прикровенно означает время обеденное. Итак, Христос, как бы созерцаемый в лице Давида, избавил нас. Поелику Он видел, что смерть истребляет сущих на земле, то и соделался ходатаем за нас пред Отцом: Он Себя Самого принес за нас и добровольно подверг смерти; посрамил губителя, называя грех Своим не потому, будто Он соделал грех, но потому, что, по Писаниям, Сам грехи наши берет на Себя и о нас болезнует (Ис. 53, 4), и со беззаконными вменися (53, 12), и хотя Сам не знал греха (2 Кор. 5, 21), но был по нас клятва (Гал. 3, 13). Нужно же, как сказано, более потерпеть пастырю, нежели овцам (2 Цар. 24, 17); и Он, как пастырь
164
добрый, душу Свою положил за овцы (Иоан. 10, 11). Потом, по Божественному напоминанию, богомудрый Давид на том месте, где увидел Ангела истребителя уже бездействующим и стоящим (а видел его, сказано, пред гумном — 2 Цар. 24, 16), водрузив жертвенник, принес Богу всесожжения и мирная (24, 25), — это виды и образы жертвоприношений по закону. Под гумном ты разумей Церковь, достигши которой, смерть наконец остановилась и была упразднена, и губитель удержал издревле страшную и разрушительную руку; ибо Церковь составляет дом Того, в Ком жизнь по естеству, то есть Христа. Церковь же мы называем гумном по некоторому подобию и образу: в ней, по примеру снопов и колосьев, собираются те, которые отсекаются от мирской жизни словом святых жителей, то есть Апостолов и Евангелистов, для того, чтобы быть вознесенными в вышние дворы и внесенными, подобно чистому хлебу, как бы во Владычнюю житницу, в небесный Иерусалим, по отложении непотребных и ненужных дел, а вместе и мыслей, каковые разумеются как бы в виде соломы. И Христос сказал святым Апостолам: не вы ли глаголете, яко еще четыри месяцы суть, и жатва приидет? Се глаголю вам: возведите очи ваши, и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже. И жняй, мзду приемлет, и собирает плод в живот вечный(Иоан. 4, 35-36). И еще говорит: жатва убо
165
многа, делателей же мало. Молитеся убо господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву свою (Матф. 9, 37-38), именуя, как думаю, духовною жатвою множество имеющих уверовать, а святыми жателями называя содержащих в уме и на языке Божественное слово, которое есть живо... и действенно к) и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов(Евр. 4, 12). Именем же гумна и блаженный Креститель обозначал Церковь, следующим именно образом говоря о Христе: аз убо водою крещаю вы: грядет же креплий мене. Ему же несть достоин отрешити ремень сапогу Его: Той вы крестит Духом Святым и огнем. Емуже лопата в руку Его, и отребит гумно свое, и соберет пшеницу в житницу свою, плевы же сожжет огнем негасающим (Лк. 3, 16-17). Итак, сие-тο духовное гумно, я разумею Церковь, купил Христос за пятьдесят сиклей, то есть не дешевою ценою; ибо Он Себя Самого отдал за нее и в ней воздвиг жертвенник; и поелику Он Сам есть совершитель священнодействия, так как Он был первосвященник (Евр. 6, 20), то Сам Он и принес Себя в жертву, как бы в виде и образе вола молотящего, и соделался всесожжением и жертвой примирительной. Ибо во
к) В изданиях творений св. Кирилла здесь, вероятно по ошибке, вместо слова: ἑνεργὴς действенный, поставлено: ἑναργὴς ясный.
166
Христе стоявшая посреди преграда разрушена и мы, издревле чрез грех разлученные и отделенные, вместе со Христом входим чрез Него и в Нем к Богу и Отцу, по разрушении этой древней вражды: Той бо есть мир наш, по Писаниям (Еф. 2, 14).
П. Значит, под волом молотящим мы будем разуметь Христа? Каким это образом?
К. Но, любезный, не волами ли молотящими закон Моисеев назвал нам святых учеников? Ибо сказано загадочно: да не обротиши (не заграждай уста) вола молотяща (Втор. 25, 4). И блаженный Павел, весьма ясно уразумев это, говорит: еда о волех радит Бог? Или нас ради всяко глаголет? Нас бо ради написася, яко о надежде должен есть оряй орати, и молотяй с надеждею причащатися (1 Кор. 9, 9-10). Таким образом, и блаженные ученики по образу первого, то есть Христа, называются волами. Но Христос означается волом молотящим и в другом смысле, именно: чрез Него очищение, чрез Него отложение ненужных дел, то есть наслаждений и плотских мудрований, свойственных миру, которые суть пища пламени, как и солома. Когда воздвигнут был жертвенник, на котором возложены примирительная жертва и жертва всесожжения, то печаль прекращена: ибо внял Господь земле и истребление было остановлено. Так и тогда, как Христос принес Себя за нас в жертву, смерть была упразд-
167
нена и тление уничтожено, так как всемогущий Бог приклоняет ухо, как бы уже готовое к мольбам всех: еще бо глаголющым им л) говорит, реку: что есть? (Ис. 65, 24.) А замечание о том, что прежний жертвенник был мал и что впоследствии было приложено к нему, указывает на имеющий быть в свое время успех Евангелия, и, с одной стороны, на ограниченность святых церквей вначале, с другой — как бы на расширение их во времена последующие. Ибо жертвенники постоянно расширяются, так как к прежним церквам как бы непрестанно присоединяются другие и разрастаются в безмерное множество народов, которые освобождены чрез жертву во Христе, имея Его священнодействующим, и жертвою святою, и очистительным благоуханием, и как бы удивительным жертвенником, и владыкою Церкви, изображенной в виде гумна.
П. Как ясно и наглядно это рассуждение! Оно сделано с большим искусством.
К. А разве ты сам, и даже без малейшего колебания, не сказал бы, что Христос есть жизнь всех и искупление?
П. Будь уверен, что сказал бы, потому что я думаю именно так.
л) У св. Кирилла это место читается так ἔτι γαρ λαλοῦντος σου, что следовало бы перевести так: еще бо глаголющу ти. Но здесь лучше будет следовать общепринятому тексту, тем более, что предыдущие слова о мольбах всех хорошо с ним согласуются.
168
К. Он один умер за всех, будучи удовлетворительною ценою за всех, и собственную душу сделал выкупом за наши души, посрамляя жестокость диавола и как бы остановив осуждение владычествующего над нами греха и необузданное слово обвинения против всех.
П. Каким образом?
К. Так как грех воцарился над обитателями земли, которые сделались весьма склонны к дурному от юности, как написано (Быт. 8, 21), и так как сердце человека тщательно прилежит к потребности и хотению творить дурное, то по необходимости и подверглись мы осуждению смерти. Ибо нарушение закона Божественного и отвержение Владычних хотений имеет наказанием смерть. Но Творец явил Свое милосердие к столь поврежденной природе человеческой: Единородный соде л алея человеком, носил тело, естественно подверженное смерти, и восприял плоть, чтобы, претерпев за нас смерть, угрожавшую нам за грех, привести грех в бездействие и усмирить потом обвиняющего сатану; так как мы в Самом Христе понесли наказание за виновность в прегрешении: ибо Он грехи нашя подъемлет, и о нас болезнует (Ис. 53, 4), по гласу пророка. Разве не язвою Его мы исцелехом?(53,5.)
П. Правда: Он язвен бысть за грехи нашя и был в пренебрежении и в язве (Ис. 53, 5 и 4).
К. Итак, когда Христос пострадал за нас,
169
то грех сокрушен и, я думаю, не будет уже насильственно обвинять освященных чрез Христа; и это нам ясно покажет пророк Захария, говоря как бы в видении: и изыде Ангел глаголяй во мне, и рече ко мне: воззри очима твоима, и виждъ исходящее сие. И рех: что есть? И рече: сия мера исходящая. И рече: сия неправда их по всей земли. И се талант оловян вземляйся: и се жена едина седяше посреде меры... И вверже камень оловяный во уста ея. И возведох очи мои, и видех, и се две жены исходящыя, и дух в крилех их, и те имяху крила, яко крили вдодовы: и взяша меру между землею, и между небом. И рех ко Ангелу глаголющему во мне: камо сия относят меру? И рече ко мне: создати ей храмину в земли Вавилонстей, и уготовати, и положат ю тамо на уготование свое (Зах. 5, 5-11). Желаешь, чтобы мы опять поговорили о каждой части отдельно и рассмотрели, насколько возможно?
П. Непременно.
К. Пророк увидел некую меру, исходящую из Иерусалима, и, когда спросил о том, что есть? — Ангел сказал: сия неправда их по всей земли (Зах. 5, 6), а это подобно тому, как если бы он сказал: этою мерою в свое время измеряются прегрешения на всей земле. Ибо, когда грех наш достигает значительной величины, тогда оскорбленный Законоположник посылает наказания; часто же по свойственному Ему чело-
170
веколюбию терпит и удерживается от наказания согрешающих, не изливая совершенно Своего гнева прежде исполнения меры грехов их. Так Бог говорил и священному Аврааму: не бо исполнишася греси аморреов до ныне (Быт. 15, 16). Также к фарисеям, неудержимо оскорблявшим Его, Христос сказал: и вы исполните меру отец ваших(Матф. 23, 32). Итак, когда выходила мера, вземлется талант оловян, ввергается в средину жена, наполняющая меру, и приемлет камень оловяный в собственные уста; при сем божественный Ангел говорит: сия есть беззаконие (Зах. 5, 7-8).
П. Место Писания пока еще не совсем ясно.
К. Оно будет ясно, и притом вскоре. Словами талант оловян означается Сам Христос, который вземлется, то есть возносится, посредством креста и по Своим божественным достоинствам созерцается в славе: ибо Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене (Флп. 2, 9). Он заключает уста греха согласно тому, как воспевается в Псалмах: и всякое беззаконие заградит уста своя (Пс. 106, 42), дабы не говорить в обвинение согрешивших по немощи и оправданных в вере, ибо Бог оправдаяй; кто осуждали? (Рим. 8, 33-34.) Если же Христос пострадал за нас, то с чем было бы сообразно требовать еще, чтобы и мы сами были наказаны за наши прегрешения?
П. Весьма правильно ты сказал: мы оправда-
171
ны во Христе и совершенно отклонили от себя обвинение за грех. Но особенно приятно мне было бы узнать от тебя, по какой причине Христос обозначается как бы в олове м), а беззаконие является как бы в лице жены.
К. И это легко увидеть из Священных Писаний: ибо Христос уподобляется и многому другому, так как, смотря по качеству означаемого, мыслится содержащееся в Нем.
П. О чем ты говоришь?
К. Христос соделался для нас утверждением и крепостию, непоколебимою опорою и несокрушимым основанием, поэтому и назван камнем, ибо так сказано: сеАз полагаю во основание Сиону камень... избран, краеуголен, честен... и веру яй в Онь не постыдится (Исх. 28, 16). Он же, потом, есть светлое и досточудное сокровище Церкви, наше духовное богатство, и называется бисером. Подобно есть, — сказано, — Царствие Небесное купцу, ищущу добрых
м) По подлиннику: εἰν μολίβδω. Слово: μόλιβδος или μόλιβος означает собственно свинец, а κασσίτερος означает олово. Различие этих металлов было известно в древности; в еврейском тексте и в переводе LXX эти два металла означаются разными названиями. Но в славянской Библии μολίβος переводится словом: олово, как в рассматриваемом здесь месте из Книги пророка Захарии, так нередко и в других местах. С другой стороны, вскоре увидим, что св. Кирилл, сопоставляя места Зах 4, 10, где встречается слово: κασσιτέρινον, и еще Зах. 5, 7, где находим слово: μόλιβδου или μόλιβου не придает никакого значения различию этих названий. А потому и здесь μόλιβδος переводится словом: олово.
172
бисерей: иже обрете един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его (Матф. 13, 45-46). Чрез Себя Самого Он приблизил нас к Богу и Отцу, разрушив Телом своим вражду, как написано (Еф. 2, 13-16); поэтому и говорил к Отцу Небесному и Богу о тех, которые Оправданы верою в Него: Отче, хочу, чтобы как Я и Ты едино есмы, так и тии в Нас едино будут (Иоан. 17, 21). Посему-то Он назван камнем оловянным; ибо оловом спаиваются соединяемые предметы. И, в другом месте, гласом Захарии Бог, указывая нам на собственного Сына, имеющего в свое время прийти и грядущего, сказал: и возрадуются, и увидят камень, иже от чистаго олова, в руку Зоровавеля (Зах. 4, 10). Точно так же и в рассматриваемом нами месте слова талант оловян (Зах. 5, 7) сказаны о Христе; и я скажу, какая причина этого. Нечистое серебро, плавимое вместе с оловом, чрезвычайно хорошо очищается, так как олово по своему свойству берет в себя нечистоту пережигаемого вместе с ним металла. Нечто такое и в нас самих совершил Христос; Он телесно, а вместе и духовно соединился с непотребными и таким образом расплавил находившуюся в нас нечистоту; ибо Он подъем лет грехи наши, чтобы мы ради Его и чрез Него были чистыми и просвещенными. И пророк Иеремия оплакивал народ Иудейский, не принявший очищения чрез
173
Христа, в следующих словах: оскуде мех от огня, истле олово. Всуе ковач сребро кует, лукавства бо их не истаяша. Сребро отриновено нарцыте их, яко Господь отверже их (Иер. 6. 29-30). Итак, ты понимаешь, Божественное Писание знало, что очищение серебра не может совершаться без олова. Посему Христос, так как Он очистил нас непотребных, уподобляется олову и Сам заграждает уста греха, изображаемого как бы в виде жены. А жена есть знак слабости и вместе наслаждения, а чрез них совершается всякое беззаконие: у кого ум наперед помрачен тем или другим наслаждением и таким образом обессилен, тот оставляет труды, ведущие к добродетели, и душа человеческая преклоняется ко греху; поэтому и говорится о некоторых, что они суть сластолюбцы паче нежели боголюбцы (2 Тим. 3, 4). И пророк взывает к тем, которые вследствие душевной немощи поражены грехом и расслаблением, состоящим в порочности: укрепитеся руце ослаблепыя, и колена разслабленая(Ис. 35, 3).
П. Но это так; а две жены, которые относят меру и беззаконие в землю Вавилонскую, скажи мне, на что могут указывать?
К. Уста беззакония, любезнейший, заграждены чрез Христа: в Нем мы оправданы, освобождены от всякого обвинения, и осуждение
174
беззакония снято с нас: ибо такова была по отношению к нам цель домостроительства у Того, Который из-за нас, ради нас и вместо нас подвергся смерти, хотя опять и воскрес: ибо невозможно было, чтобы жизнь побеждена была смертию. Но некоторые не поверили Евангелию Христову и, не принявши искупления от греха, опять обременяются им, возложивши его на свои главы вследствие бессилия мысли, расслабления ума и отсутствия душевного мужества. Они увлекаются всяким лукавым духом и, насильственно побуждаемые ко всякому виду нечистоты, весьма усердно спешат к дурному. Знаком же поспешности служит крыло, которое и было, как сказано, вдодово (Зах. 5, 9) и); это вид птицы, которая всегда летает вокруг зловоннейших болот и собирает в пищу добываемое из грязи и нечистоты. Итак, тех, которые расточают свои заботы на осквернение, совершенно естественно можно назвать имеющими крыле вдодовъг, они также женовидны и изнеженны, наконец, похожи на владычествующий над ними грех. Ибо как чрез освящение соделались сообразными Христу сущие под Ним и вместе с Ним, так сообразны беззаконию
и) В переводе LXX разбираемые здесь слова читаются так: πτέρυγας ἔποπος, что в славянской Библии переведено: крыле вдодовы, то есть крылья удода. Ἔποφ, удод, принадлежит к породе птиц, так называемых соровых, то есть отыскивает себе пищу в соре и питается насекомыми. С еврейского текста разбираемые слова переводятся так: крылья аиста.
175
и одновидны с ним те, которые обременены им и предпочли жить с нечистотою порока. Меру же относят в Вавилон и там отыскивают ей жилище (5, 9-11); сим, как я думаю, прикровенно обозначается, что если кто не желает принять соделанного Христом и не возлюбит заграждения греха, вследствие заботы об одних только нечистотах, тот удалится от святого Иерусалима, то есть от святой матери первородных, прекрасного горнего града (Евр. 12, 22-23). Тогда, имея грех бременем почти невыносимым, он поселится вместе с вавилонянами, то есть будет иметь часть и жребий с безбожными идолослужителями ибо подобны безбожникам те, которые пренебрегли соделанным чрез Христа искуплением. Так и Спаситель сказал: аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем. Аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего. Аще ли тебе не послушает, пойми с тобою еще единаго или два: да при устех двою, или триех, свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает их, повеждъ церкви: аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф 18, 15-17). Итак, ясно, а главное всем Божественным Писанием засвидетельствовано, что всякое оправдание и всякое искупление во Христе.
П. Хорошо ты сказал.
176
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.